ИЗМЕНЕНИЕ ИДЕНТИЧНЫХ ТЕРМИНОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОДУКТА ЗАДАЧ И МЕТОДОВ УМНОЖЕНИЯ ОСНОВАННЫХ НА ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПРОДУКТОВ В СУММЫ ЭТО ПЛАН УРОКА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 2 ГО КЛАССА В КОТОРОМ ПОДРОБНО РАССМАТРИВАЕТСЯ ЭТА ТЕМА

Технологическая карта урока

«Приемы умножения, основанные на замене произведения суммой»

закреплять умение заменять сложение умножением; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

учебник математика 2 класс, часть № 2; учебная презентация; раздаточный материал.

Ознакомление с приемом, основанным на замене произведения суммой одинаковых слагаемых.

1) познакомить с приемом, основанным на замене произведения суммой одинаковых слагаемых; формировать вычислительные навыки

2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде, в паре

3) воспитывать чувство гордости за наших космонавтов

Сегодня мы на уроке отправляемся в космическое путешествие по планетам. Занимаем свои места в ракетах и в путь.

На доске 3 ракеты.

Наши ракеты взлетят, если мы решим примеры.

Чтобы лететь в космос, надо и многое уметь, многое знать. Будущие космонавты  много сидят за учебниками, изучают звездное небо, где какая звезда находится, изучают, как работают приборы, учатся управлять ракетой.

На доске примеры, решив их, вы узнаете тему урока.

52 -30             У

70 -44              М

96 +4               Н

15 -7                О

61 + 30             Ж

16 +2                Е

38 – 20             Н

83 – 3              И

37 +2              Е

Что такое умножение? (Сумма одинаковых слагаемых)

Посмотрите, сколько звёзд – космических примеров вокруг нас. Замените примеры на сложение примером на умножение.

2 + 2 +2 +2

Что показывает первое число в примере на умножение? Что показывает второе число в примере на умножение?   Найдите среди примеров то, который нельзя заменить умножением и докажите почему.

Вывод: когда можно заменить сложение умножением?

Поставьте цели урока. (познакомиться с заменой произведения суммы одинаковых слагаемых)

Мы сегодня на уроке учимся заменять суммой одинаковых слагаемых произведение, повторяем устные и письменные приемы сложения и вычитания.

А вот и наша остановка. Мы приземляемся на планету Открытий.

Надо узнать, сколько получится   8 *2

Заменим пример на умножение, примером на сложение и вычислим сумму. Что показывает первое число в примере на умножение? Что показывает второе число в примере на умножение? Какой получился  пример на сложение? Чему равна сумма? Какой результат в примере на умноженеи?

Работа у доски.(2 примера)

Работа в парах.

Нашим ракетам встретились препятствия. Нужно составить по рисункам примеры.

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин.

Каким по счету будешь ты?

8Работа над пройденным материалом.

Мы продолжаем наше путешествие и перед нами планета Мудрецов.

А)Работа над задачей.

У космонавтов было 20 заданий и 15 заданий, они выполнили 23 задания. Сколько заданий им осталось выполнить?

Б) Планета нерешенных примеров

Наши экипажи готовятся к выходу в открытый космос. Мы подлетаем к планете нерешённых примеров.

Реши в цепочку примеров, мы узнаем, кто из космонавтов, вышел первым в открытый космос.

89 -40 +5

54 Алексей Леонов

52 –Юрий Гагарин

53 –Виталий Севастьянов

18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту. Летчик-космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.

Ребята, посмотрите, навстречу нам несутся неизвестные небесные тела. Оказывается, в космос полетел необычный человек (составлен из геометрических фигур). Он хочет вернуться на свою планету, но не может, пока мы не назовем, из каких геометрических фигур он состоит. Отгадайте, что это за фигуры?

У меня угла 4 и 4 стороны. Все углы мои прямые, а бока одной длины. Что же за фигура я. Отгадайте-ка, друзья!

Познакомьтесь –это я. Стороны 3 у меня, 3 вершины, 3 угла, половина ромба я.

Из каких геометрических фигур состоит человечек? Какая фигура называется треугольником, квадратом? Каких фигур больше (меньше)? Вот мы и отгадали, из каких геометрических фигур состоит человечек.

Мы вместе с человечком возвращаемся на Землю. Наше путешествие подходит к концу.

9. Домашнее задание

Выберите то задание, которое вы считаете, что оно вам по силам.

У вас на столах лежат карточки. Красная – составить задачу по рисунку

Зеленая – решить примеры на умножение и сложение

Синяя – решить примеры, пользуясь подсказкой.

Какие задания для вас были интересны? Какие задания вызвали затруднения? Оцените свою работу на уроке. Достигли ли мы целей, которые поставили вначале урока.

11. Итог, оценивание.

Методика
работы над простыми задачами, раскры­вающими
конкретный смысл арифметических

К ним относятся задачи на нахождение
суммы, остатка, произведения, на де­ление
по содержанию и на равные части.

Задачи на нахождение суммы и остатка.

Это первые задачи, с которыми знакомятся
дети, поэтому работа над ними связана
с дополнительными трудностями: знакомство
с задачей, её частями, а также некоторыми
приемами работы над задачей.

Задачи на нахождение суммы и остатка
вводятся одновременно, т.к. одновре­менно
вводятся действия сложения и вычитания,
кроме того, в противопоставлении лучше
формируется умение решать эти задачи.

Подготовкой к
решению задач этого вида является
выполнение операций над множествами:
объединение двух множеств без общих
элементов и удаление части множества
(эти термины детям не даются). Дети должны
хорошо усвоить, что опе­рации объединения
множеств соответствует действие
сложение, а операции удале­ния части
множества – вычитание.

В качестве подготовительных упражнений
включают задачи, но эти задачи решают
практически:

Например: «Мальчик вырезал 3 красных
кружка и 1 голубой. Сколько всего кружков
вырезал мальчик?»

Дети выкладывают на партах сначала 3
красных кружка, затем 1 голубой; со­единяют
их находят результат путем счета. Учитель
обобщает, что они к 3 + 1 = 4, запись на
разрезных цифрах.

Чтобы это закрепить предлагаются задачи
– вопросы:

При ознакомлении с решением задач на
нахождение суммы и остатка лучше первые
задачи предлагать не в готовом виде, а
составлять их вместе с детьми. На этой
ступени надо очень осторожно пользоваться
наглядными пособиями: иллюст­рировать
надо объекты и действия над объектами,
искомое же должно быть «спря­тано»,
иначе дети будут находить ответ путем
счета объектов, и отпадет необходи­мость
выбора действия.

Например: Составим задачу про грибы.

Нина и Маша пошли в лес за грибами. Для
грибов взяли корзинку. Нин шла подосиновики.
(Учитель берет со стола 3 подосиновика
и показывает уча ся). Сколько подосиновиков
нашла Нина?

Положи, Нина, грибы в корзинку.

Маша нашла белый гриб. ( Маша, берет белый
гриб и показывает гцимся). Сколько белых
грибов нашла Маша?

Нам известно, сколько грибов нашла Нина
и сколько грибов нашла Маша.

Это условие задачи.

Повторим условие задачи.

Что неизвестно про грибы?

(Сколько всего грибов нашли девочки)

Это вопрос задачи.

Повторим вопрос задачи.

Условие и вопрос – это части задачи.

Повтори всю задачу.

Как узнать, сколько всего грибов нашли
девочки? (к 3 + 1 = 4)

Это решение задачи.

Что спрашивается в задаче?

Ответьте на этот вопрос.

Ответ на вопрос задачи.

Повтори ответ. Мы решили задачу, потому
что ответили на вопрос задачи.

Далее вводится решение готовых задач
сначала под руководством учителя тем
самостоятельно.

Важно научить учащихся вычленять из
задачи числовые данные и вопрос, этого
учитель читает задачу, учащиеся
воспринимают её в целом. При повтор
чтении задачи учителем (или детьми)
ученики выкладывают на партах цифры, •
значающие числовые данные задачи,
искомое число обозначают ? (позднее заш
вают числовые данные и искомое в тетради).
Далее ученики объясняют, что пою вает
каждое число, и называют вопрос задачи.
Затем учащимся предлагается п ставить
себе то, о чем говорится в задаче, и
рассказать, как они представили, приведет
детей к правильному выбору соответствующего
арифметического де вия.

Теперь можно предложить учащимся назвать
действие, которым решается дача, и
выполнить запись в тетради. Далее
формулируется ответ на вопрос зад; Ответ
можно записать, можно просто подчеркнуть
в решении (на первых порах, ка дети не
очень хорошо умеют писать).

При решении готовых задач очень важно
продолжать работу над усвоен детьми
терминологии, относящейся к задаче и
её решению.

Полезно включать решение задач повышенной
трудности. « С аэродрома ут­ром улетело
7 самолетов, а вечером улетело ещё 3
самолета. Сколько всего самоле­тов
улетело с аэродрома?», а также упражнения
по составлению и преобразованию задач:
составление задачи по картинке, по
предметам в классе, по данному условию,
по краткой записи, по вопросу, по решению;
позднее преобразование задачи на
на­хождение суммы в задачу на нахождение
неизвестного слагаемого и обратно,
пре­образование задачи на нахождение
остатка в задачу на нахождение
неизвестного уменьшаемого или
вычитаемого.

: Развитие  умения заменять произведение суммой одинаковых слагаемых и сумму одинаковых слагаемых произведением (если возможно)

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Планируемые результаты(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  (1 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Форма работы : фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна и этот урок у вас проведу я.

– Проверьте свою готовность к уроку.

-Наш урок будет проходить под девизом:

Я желаю Вам удачи.

1. Показывают готовность к уроку.

включение в учебную деятельность.

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический : чистописание

Словесный : подводящий диалог

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Продолжите ряд чисел:

40,        42,        44, . . . .

35.        40,        45. . . . .

42,        40,        38. . . . .

(46, 48, 50; 50, 55, 60; 36, 34, 32)

-У Миши 7 монет по 2 руб. Сколько рублей у Миши?

-У березы 5 веток, на каждой ветке сидит по 3 птицы. Сколько всего птиц сидит на ветке?

– Откройте свои тетради.

-Запишите число и классная работа. Напишите красиво цифру 12.

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цели урока.

– Какое число мы записали? Что вы можете о нем сказать?

– Какое число ему предшествует? А какое число последующее? Какое двухзначное число можно составить из этих цифр?

– Как число 12 можно заменить суммой одинаковых слагаемых? Выйдите к доске и запишите.

– Каким действием можно заменить эту сумму?

Как это сделать? Кто знает, поднимает руку и идет записывать на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цель урока.

– Число 12

– Оно двузначное, состоит из двух разрядов 1 десятка, 2 единиц, записывается с помощью двух цифр «1» и «2», предшествует число 11, последующее 13, можно составить самое большое двухзначное число – это 21

– 12=2+2+2+2+2+2; 12=3+3+3+3; 12=4+4+4; 12=6+6

– Одинаковые слагаемые берем несколько раз

12 =2 * 6; 12 =3 * 4; 12 =4 * 3; 12 =6 * 2

выявление известной информации и структурирование знаний.

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи.

Постановка учебной задачи (5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный : беседа

Форма работы :  фронтальная, групповая

– Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Какие цели поставим на урок?

– Ребята, посмотрите на доску. У меня возникла проблема, я хочу умножить 3*5, не пользуясь таблицей умножения, подскажите, как это сделать?

Формулируют тему и цели урока

Слушают учителя, выполняют задания

– Тема нашего урока «Умножение с помощью сложения»

-научиться заменять произведение  суммой одинаковых слагаемых и сумму одинаковых слагаемых произведением (если возможно)

Мы не знаем/ нужно взять по 5 раз по 3, это значит 3+3+3+3+3=15

самостоятельное формулирование темы и цели урока.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

проявление активности в общей работе.

“Открытие” детьми нового знания  (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический : выполнение упражнений

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, парная

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

– И что же тогда получится? Верно, хорошо.

А теперь один из вас выйдет и решит другой пример.

5*4=   5+5+5+5=

12*3=   12+12+12=

– Скажите, что общего вы видите?

– Откройте учебник на с.50, №2.

Прочитайте задание, что нужно сделать?

– Давайте вместе разберем первый пример.

Итак, написано 2*5, это значит что нужно сделать с двойкой? Повторить ее 5 раз, значит мы к 2+2+2+2+2= 10. Хорошо, кто хочет выйти к доске и попробовать решить следующий пример? Остальные пишут у себя в тетрадях.

– У вас на столах лежат карточки с примерами, решите их.

– Теперь проверим ваши ответы, поменяйтесь карточкой с соседом по парте.

-Кто выполнил это задание правильно, поднимите руки. Молодцы!

– Скажите, какие примеры лишние? Почему? Давайте заменим сложение умножением, во всех ли примерах у нас это получится? Почему нет?

Внимательно слушают учителя, выполняют задания

Надо тройку повторить 5 раз/ сложить цифру «3» 5 раз

3*5=     3+3+3+3+ 3=

– Складывая одно и то же число несколько раз, получается такой же ответ, если умножить его на столько раз, сколько его складывали

15+15+15=15*3=45     22+22+28=22*2+28=72

52+25=77                      4+4+4+4=4*4=16

6+6+6+6=6*4=24          3+3+3+3=3*4=12

7+8+6=21                       9+9=9*2=18

– Примеры лишние, потому что в них нет повторяющихся слагаемых.

– В примерах с неповторяющимися слагаемыми заменить на умножение не получится, это не возможно.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Первичное закрепление(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнения по правилу, алгоритму

Форма работы : индивидуальная, парная

Организует физминутку. Читает стихотворения, показывает движения.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Задаёт вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Решение задачи. №5, с.50. После объяснения задачи, выполняют самостоятельно. Проверка.

– Прочитайте задачу

-Сколько метров высота каждого этажа?

– А сколько таких этажей?

– Сделайте рисунок к задаче.

– Скажите, пожалуйста, как вы будете располагать клеточки?

– Вертикально или горизонтально? Почему?

Повторяют движения за учителем

– В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. у дома растёт берёза, вершина которой достаёт до крыши дома. Узнай высоту берёзы.

– 3 метра

Ответ: высота берёзы 15(м).

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический : работа в тетрадях и у доски

Теперь я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить хорошо ли вы усвоили материал нашего урока.

Выполните небольшой тест, на карточках у вас на столах, обязательно их подпишите!

1. Замени сложение умножением 3+3+3+3+3

2. Замение умножение сложением 5Х4

3. Реши задачу:

На рынке продали 4 корзины с яблоками. В каждой корзине было по 8 яблок. Сколько всего яблок продали на рынке?

а) 32 яблока

б) 28 яблок

– Хорошо, теперь с последних парт передайте на первые листочки с ответами, я их проверю и выставлю оценки.

владеть общим приемом решения задач.

адекватно использовать речевые средства для решения различных задач

Включение в систему знаний, повторение

Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический : работа в тетрадях, у доски

Выполним следующее задание:  прочитайте задание на странице 50, под номером 6. Что нужно сделать?

– Расскажите про особенности квадрата.

– Это значит, что измерить можно только одну сторону, ведь все остальные будут такими же. Так? Чтобы вычислить периметр, что нужно сделать?

– Разберем 1 квадрат вместе. Скажите, скольким миллиметрам равна его сторона? Как вычислить его периметр? А как вычислить его периметр используя умножение? Хорошо. Остальные квадраты выполните сами. Запишите решение в тетрадь.

– У квадрата все стороны равны.

– Сложить все стороны

– 25+25+25+25=100 миллиметров

25*4= 100 мл

обобщение и структурирование знаний в речи

адекватно воспринимать оценку учителя;

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный : рефлексия

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

-Назовите тему урока, которую сегодня с вами изучали?

-Какие цели вставили в начале урока? достигли ли их?

Кто выполнил все задания правильно и понял тему урока,  покажите  зеленый кружочек, кто считает, что допускал некоторые ошибки, но понял тему урока, покажите  желтый кружочек. Ну а если вы считаете, что вы допускали много ошибок и не поняли тему урока, покажите  – красный.

Запишите д/з с. 50, №7,9

– Спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке

Записывают домашнее задание

строить монологическое высказывание, владеть диалогической

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Обобщение способа решения

 Задание
для самостоятельной работы студентов

Конкретизируйте
второй этап обобщения способа решения.
Какие виды творческой работы над задачей
вы используете? Какие приемы умственных
действий учащихся развиваются этими
видами работы?

7. Методика
работы над задачами на увеличение числа

в
несколько раз в прямой форме

Раскрытие
смысла слов «больше в», а также закрепление
понимания конкретного смысла умножения.

1)
– Положите 2 зеленых кружка, а красных
3 раза по два.


Каких фигур больше?

Вместо
слов: красных 3 раза по 2 кружка можно
сказать в 3 раза больше.

2)
Положите 3 зеленых кружка, а красных в
2 раза больше.


Что значит в 2 раза больше? (2 раза по 3)


Сколько красных положили?


Как нашли? (3*2=6).

Ознакомление
со способом решения

Для
детского сада купили 4 зеленых мяча, а
красных в 3 раза больше, чем зеленых.
Сколько красных мячей купили детям?

Составим
словесную модель к задаче

З.
– 4 м.

К.
–? в 3 раза больше.

Ознакомление со способом решения.

Цель:
усвоить, что сумму одинаковых слагаемых
можно заменить произведением.

Задача:
В коробках лежало по 3 мяча в каждой.
Сколько мячей лежало в этих коробках?

В
1кор. – 4 м

В
3 кор. – ?

В
место мячей будете раскладывать кружки


Сколько мячей было в первой коробке?

-Сколько
мячей во второй коробке?

Положите
ниже еще 4 мяча

-Сколько
мячей в третьей коробке?

Положите
еще 4 мяча.

-Как
узнать, сколько всего мячей в трех
коробках?

Какие
слагаемые в сумме? Сколько их?

Нельзя
ли решить задачу умножением? (сумму
одинаковых слагаемых можно заменить
умножением)

Ответ:
12 мячей в 3 коробках

Задачи на деление по содержанию и на равные части

— Эти задачи вводятся при.раскрытии
конкретного смысла деления. Сначала
вводятся задачи на деление по содержанию,
а затем на равные части. Объясняется
это тем, что делить по содержанию легче,
кроме того, деление на равные части
включает в себя деление по содержанию.

Подготовительная работа
к решению задач на деление по
содержанию.

Цель: обогатить опыт детей в
практическом оперировании множествами.

Дети, пользуясь наглядными пособиями,
выполняют операции и находят ре­зультат,
сосчитав предметы.

Ознакомление:
предлагается задача: «12 морковок связали
в пучки, по 4 мор- • ковки в каждом. Сколько
пучков получилось?» На наборном полотне
ученик делит 12 морковок по 4, а остальные
учащиеся у себя за столами с различными
предмета­ми. Выполнив деление предметов,
считают, сколько получилось пучков.
Записыва­ется решение 12 : 4 = 3 (п.). Ответ:
3 пучка.

На первых порах учащиеся пользуются
наглядными пособиями, результат на­ходят
путем счета. Постепенно результат будет
находиться путем выбора действия по
представлению.

Подготовкой к решению задач на деление
на равные части
являются уп­ражнения вида:

– Все кружки разложили? По сколько
кружков в каждом ряду?

Сначала данные упражнения выполняются
практически, без записи решения, а затем
учащиеся учатся записывать решения и
решать задачи данного вида без на­глядных
пособий. Для закрепления умения решения
задач данных видов, предлага-

ются задачи в перемежении, задания по
составлению задач по заданному частному,
задания по преобразованию задачи на
деление по содержанию в задачу на деление
на равные части и т.д.

Методика обучения решению задач на раскрытие конкретного смысла умножения Подготовительная работа

Начинается
во 2 классе при изучении темы «сложение
и вычитание». Она сводится к решению
задач на нахождении суммы одинаковых
слагаемых путем оперирования предметами,
о которых говорится в задаче, и выполнения
действия сложения.

1)
положите кружки по 2 кружка 3 раза. Сколько
всего кружков вы положили?

Дети
раскладывают на партах по 2 кружка 3 раза
и находят число всех кружков действием
сложением.

Далее
устанавливают, что слагаемые этой суммы
одинаковые и что их три.

2)
Мама положила пирожки на 4 тарелки, по
3 пирожка на каждую. Сколько пирожков
на этих тарелках? Нарисуйте рисунок к
задаче и решите ее. Какие слагаемые?
Сколько их?

3)
Составить задачу по решению:5+5+5+5=20.

Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения)

Вводятся при раскрытии конкретного
смысла умножения.

Подготовительная
работа к введению этих задач
начинается в 1 классе при изучении
сложения и вычитания. Она сводится к
решению задач на нахождение суммы
одинаковых слагаемых практически, т.е.
путем оперирования с предметами.
Например: «положите по 2 кружка 3 раза,
сколько всего кружков вы положили?»
Дети раскладывают кружки на партах,
затем находят число всех кружков
действием сложения: 2+2+2 = 6 .

Полезно включать упражнения по
составлению задач по их решению,
напри­мер, 5+5+5+5=20, дети составляют
различные задачи.

При ознакомлении
с решением задач на нахождение
произведения учащиеся должны усвоить,
что сумму только одинаковых слагаемых
можно заменить умно­жением, должны
усвоить новую запись и понимать, что
обозначает каждое число в этой записи.
Основным приемом на I этапе является
широкое использование на­глядной
интерпретации.

Например, при решении задачи:

«У каждого ученика 3-тет-ради. Сколько
тетрадей у 5 учеников?» – К доске
вы­зывается 5 учеников, каждый из
которых получает по три тетради.
Записывается решение задачи: 3+3+3+3+3=15;
выясняется особенность слагаемых, в
этом случае учитель поясняет, что запись
выполняется с помощью нового действия
«умножить», показывается запись 3-5
= 15, учитель учит правильно её
читать, разъясняет значе­ние каждого
число в этой записи.

Полезно рассмотреть и сопоставить эту
задачу со след.: «У доски 5 учеников. У
первого из них 1, тетрадь, у второго 2, у
третьего 3, у четвертого 4, у пятого 5.
Сколько тетрадей у 5 учеников?»

Можно ли решить задачу умножением?
(нет, только сложением 1+2+3+4+5).

На этапе
закрепления дети должны решать
задачи данного вида сразу умно­жением,
они могут проговаривать про себя и
решение задачи с помощью сложения, но
вслух назвать и прочитать решение
умножением, они должны без ошибочно
уметь разъяснять значение множителей.
На этапе закрепления полезно использовать
“таблицы, в которых меняется одно из
данных. Таблицы могут быть как
демонстра­ционные, так и индивидуальные
– на карточках.

 Задание
для самостоятельной работа
студентов.

Составьте
задания для обобщения способа решения
рассмотренных задач. Какие методические
приемы использованы вами? Почему?