ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Виды декоративно-прикладного искусства

Народные промыслы и декоративное искусство связаны между собой, они питают друг друга. Комбинации получаются самые интересные и яркие.

Вышивка

Вышивание (вышивка) – один из самых распространенных видов ДПИ. Она издавна украшает одеяние человека и те тканевые изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Мало тех народов (если они вообще есть) одежду которых не украшает вышивание, потому география направления просто огромна. Первые образцы вышивки найдены на артефактах древних цивилизаций Азии, Европы и Америки. У каждого народа – свои особенности вышивки, свои узоры и решения, которые дольше, чем многие другие виды ДПИ, сохраняют эту народную идентичность.

И сегодня вышивка не утратила своего значения: на ярмарках ремесленников огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д. В таких поделках совмещаются традиции, технологические возможности и мода времени. Образцы современной вышивки отлично вписываются в уютные интерьеры квартир и домов.

Рекомендуем посмотреть данное видео, посвященное истории вышивки.

Вязание

Один из самых старинных видов рукоделия – вязание. Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется не много, не мало, 19 столетием до н. э.: и на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно – вязаный.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум», со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу.

Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который настолько востребован, что мастера не справляются с потоком заказов.

Шитье

Шитье – еще один популярнейший вид ручного труда. Тысячелетиями люди шили исключительно вручную, и лишь с изобретением швейной машины и компьютеризацией технологии на стыке 20-21 веков ремесло превратилось в массовое производство. Но широкие возможности не убили ручное шитье.

Средневековая швейная машинка

Истории это вида ДПИ не один десяток тысяч лет. Первобытные люди прокалывали шкуры шилом из шипов (конечно, подобием инструмента), через отверстия шила они продевали сухожилия животных, и так получалось сделать одеяние для себя. Первую стальную иголку, считают исследователи, сделали в Китае, там же, еще в 3 столетии до н. э. придумали наперсток. В Африке люди вместо игл пользовались толстыми жилками пальмовых листьев.

Что же до древнерусского лицевого шитья, то за его развитие нужно быть благодарным Византии. Эта преемственность культур, которую нельзя отрицать. Сегодня шитье все так же волнует и увлекает: оно представлено и высочайшими технологиями, и настоящим искусством – высокой модой, и обычным рукодельным творчеством, доступном каждому.

Валяние

Валяние, что относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Первым валяным изделиям примерно 8 тысяч лет. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовывать. Лишь натуральная шерсть имеет прядильные качества, и она же умеет свойлачиваться.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д. Для того, что традиционным способом сделать валяное изделие, нужно-то немного: грубая шерсть, мыло и вода, руки. Но в этих рука вся сила и жизнь, которую они вдыхают в материал.

Сегодня валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому. Войлок часто называют текстильной глиной, и это справедливое замечание. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.

Ткачество

Еще одно древнейшее ремесло – ткачество. Его истоки в первобытнообщинном строе. Возникло оно с появлением сырья: кожа животных, трава, лианы, тростник, молодые побеги деревьев становились таким сырьем. Самой старой тканью, найденной археологами, считает материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача.

Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких.

Станки не только в музеях – так сегодня можно сказать о ткачестве, традиции которого начали возрождаться сегодня. Все больше ремесленников увлекается этим ремеслом, в особенности – ковроткачеством. К слову, ковер на стене в спальне снова становится модным элементом интерьера. Но именно тот, что соткан вручную.

Выжигание

Самые старинные образцы выжигания по дереву датированы 700 г до нашей эры, они найдены в Перу. В любом магазине для творчества сегодня вы найдете набор для выжигания. Этим направлением увлекаются дети и взрослые, пирография востребована, и результаты художественного труда превращаются в красивые деревянные сувениры, декор для дома и не только.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выжигание по коже – интересное ответвление ремесла. На кожаных изделиях пирограф словно плетет кружево. Такие изображения украшают портмоне, кошельки, обложки ежедневников, ремни и сумки. Мотивы фольклора чередуются с современными картинками. Это одно из самых доступных ремесел, которое могут постигать даже дети младшего школьного возраста.

Ковка

Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Кованые элементы стали отличительными чертами барокко и модерна, и сегодня ковка становится изюминкой сооружения. К слову, в древности, чтобы стать кузнецом, нужно было не просто постигнуть азы ремесла. Оттачивали профессионализм мастера годами, не каждый осиливал эту задачу. У кузнецов в обществе был особый статус, они были обеспеченными и уважаемыми людьми. В 6 веке на Руси зародилась именно художественная ковка: оружие мастер украшал узорами, которые уникализировали вещь. И не только оружие!

Сегодня ковка ориентирована на запросы рынка. Но мастеров все так же ценят – от мангалов до беседок, а то и современных инсталляций заказывают тем, кто несет и хранит традиции предков и дает им новое осмысление.

Резьба

В России резьбу по дереву называли резным делом, а рисунок – ознаменкой. В разных точках мира было распространено это творчество, потому культурные перекрестки часто случались и появлялись уникальные образцы: например, в Троице-Сергиевой лавре инок Амвросий сумел соединить в своих резных работах восточный стиль, западный и традиционный русский. В российских традициях немало преемственности от византийской резьбы, а также от немецкой (с готическими мотивами).


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Сегодня выделяют резьбу: сквозную, глухую, скульптурную, домовую, а также резьбу бензопилой. В последнее время особенно востребована скульптурная резьба, создаваемая на копировально-фрезерных станках.

Лепка

Лепка как вид ДПИ существует практически с незапамятных времен. Неслучайно в Библии написано, что человека Бог сотворил из глины. Считается, что использовать глину человек решил, когда увидел собственный след на сырой земле. Сначала природный материал применялся как покрытие для плетеных корзин, потом из нее делали первую посуду.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Сегодня одно из самых древних ремесел живет и даже процветает. Открываются новые гончарные мастерские, а авторская керамика находит своего почитателя. Но лепят не только из глины. В конце 19 века преподаватель В. Харбатт изобрел пластилин, сначала он был просто серым, но все равно пользовался популярностью. Вскоре в пластилин стали добавлять цветные пигменты, и человечество получило самый доступный в плане лепки материал.

Между прочим, не только дети увлекаются лепкой из пластилина. Признанные мастера создают шикарные пластилиновые картины и панно, которые сравнимы с произведениями искусства.

Также сегодня очень популярна лепка из полимерной глины. Это самозатвердевающий материал, работа с которым проста тем, что не приходится мастеру думать о духовке. Глина сама затвердевает за несколько часов (обычно – не более суток)

Витраж

Термин «витраж» имеет французские корни, и переводится он просто – «оконное стекло». Это декоративная тематическая или орнаментальная композиция, которая делается из кусочков разноцветного стекла. Стекло это чаще всего расписано красками.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Долгое время витражи украшали, главным образом, церковные и монастырские сооружения. Постепенно их стали применять и в светских сооружениях. Когда точно появились витражи, сказать точно нельзя. Но исследователи полагают, что случилось это вскоре после изобретения самого стекла.

Витражи украшали готические храмы, придавая им еще больше мистичности, но с уходом эпохи готики они все так же были востребованы. И в истории 20 века существует много примеров того, как витражи преобразовывали образ здания. В России полюбоваться витражным великолепием можно, главным образом, в Санкт-Петербурге.

Мозаика

Мозаикой называют технику создания изображений и украшения различных поверхностей путем фиксации на основе кусочков материалов, которые отличались цветово, фактурно или текстурно. Мозаика считается разновидностью инкрустации.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

История мозаики связана с 4 тысячелетием до нашей эры, и образцы ее найдены в оформлении шумерских городов Месопотамии. Большой интерес для ученых представляют и ранние античные произведения из морской гальки. В Древнем Риме мозаично выкладывали полы и стены богатых сооружений.

Традиционными мозаичными материалами считаются смальта, природный камень, металл и керамика. По способам укладки выделяют фиксации мозаичных элементов на бумаге и на сетке. Схожа технология с укладкой плитки.

Ювелирное искусство

История ювелирного искусства делится на несколько этапов. В первом, доисторическом, человек знакомился с цветными камнями и материалами, накапливал опыт их обработки. На втором античном этапе закладывались основы ювелирного дела. Третий этап связан с эрой великих географических открытий – расширялась сырьевая база и сам рынок драгоценностей.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Украшения в Средневековье

Четвертый этап относится к уже индустриальному миру, когда производство ювелирных изделий стало массовым. Наконец, пятый этап принадлежит уже нашему тысячелетию, когда в ювелирном деле стали использоваться синтетические материалы, а также достижения биоэлектроники.

Если же говорить о самом-самом зарождении ювелирного искусства, то нужно вспомнить дерево, кости, рога и зубы убитых животных, которые превращались первобытным человеком в украшения. Затем человек стал делать их из обожженной глины, а потом уже пришел черед драгоценных камней.

Плетение

Количество способов, техник, материалов для плетения потрясает воображение. Но самыми востребованными считаются бисероплетение, кружево, плетение из лозы и макраме. О макраме стоит сказать отдельно, ведь сегодня это творчество переживает новый виток популярности.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Если у вас дома царит скандинавский стиль или бохо, или вы просто еще не определились со стилем, но хотите декорировать спокойное, нежных и теплых оттенков пространство, обязательно присмотритесь к макраме.

Это восточное искусство интересно тем, что изначально узелковое плетение было способом передачи информации. Узелки расшифровывались по цвету и размеру, форме и сочетанию элементов. Парусный флот также способствовал развитию плетения. Заниматься макраме могут даже дошколята, и это увлекательное занятия: как говорят сами мастерицы – сродни творческому гипнозу.

Кожевенное ремесло


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

При раскопках гробниц в Древнем Египте археологи нашли картинки с процессом выделки шкур. Довольно быстро люди поняли, что шкуры животных будут служить долго после специальной обработки. И сегодня, несмотря на масс-маркет и доступность кожаных изделий, люди продолжают заниматься кожевенным делом.

И по сей день красивый кошелек из кожи, ремень с тиснением или стильный рюкзак будет дорогим и желанным приобретением. У народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири до сих пор сильны традиции обработки шкур и их можно считать ценнейшим культурным наследием страны.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

Изделия из металла

Серебряный поднос и деталь, 1779 год. Великоустюжское чернение по серебру

Методика и техника декоративно-прикладного искусства

Сложная структурная морфология декоративно-прикладного искусства определяет множество разновидностей, основанных на использовании различных методик, материалов и технических приёмов, многие из которых шлифовались веками в народном и профессиональном художественном творчестве.
Так в обработке камня, дерева, кости используется резьба: резьба по камню, резьба по кости, резьба по дереву;
В работе с тканями: ткачество, вязание, шитьё, золотное шитьё, лоскутное шитьё, ковроткачество, кружево, аппликация, батик и многое другое.
В стеклоделии: выдувание, шлифование, гравировка, роспись. В металле: выколотка, чеканка, гравировка.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Цветные росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны

Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия ручной работы.

Портал «Культура. РФ» подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Современное декоративно-прикладное искусство

В настоящее время многие виды ДПИ существуют лишь в качестве хобби. То, что раньше было необходимостью, стало популярным увлечением, способным привить новые навыки и познакомить с культурой, создавшей эту деятельность.

Тем не менее, существуют целые регионы, которые славятся ручной работой. Там изготавливают сувениры и предметы декора по технологиям с богатой историей, уходящей в века. В Вологодской области плетут известное во всей стране и за ее пределами кружево, в Павловском Посаде шьют платки и шали, Тульская область славится пряниками и филимоновскими игрушками.

Современное декоративно-прикладное искусство следит за текущей модой, при этом не отходя от традиций. Удачное сочетание привычных техник и узнаваемого стиля с новыми тенденциями, позволяет всегда оставаться в тренде.

Последние 10-20 лет приобретают популярность войлочные картины. Их изготавливают из окрашенной шерсти, прикрепленной к полотну — основе с помощью специальных иглопробивальных машин.

Не меньший интерес общества вызывают изделия из фетра. Они прекрасно смотрятся в современном интерьере, дополняя его и уникализируя. Фетровые игрушки и аксессуары активно пользуются спросом у детей и взрослых.

Современные технологии и повсеместная компьютеризация неизбежно отразилась на декоративно-прикладном искусстве. Сейчас высокотехнологичные станки создают разнообразные гобеленные композиции на коврах. Любое изображение с помощью компьютера будет воплощено на готовом изделии.

Доступность и развитость фототехники привнесла в ДПИ виды искусств, связанные с фотографией. Фотографические изображения часто используют в качестве полноценного орнамента.

Несмотря на внедрение высоких технологий и применение новых материалов, декоративно-прикладное творчество сохраняет преемственность поколений и не отступает от сложившихся канонов, сохраняя некоторые формы деятельности для потомков в почти неизменном виде.

Столкновение с декоративно-прикладным искусством происходит каждый день, не всегда это заметно. Но умение его видеть, понимать его истоки и смысл важно для культурного развития любого человека.

ГОБЕЛЕН –
(фр. gobelin),
или шпалера, —
один из видов декоративно-прикладного
искусства,
стенной односторонний безворсовый
ковёр с сюжетной или орнаментальной
композицией, вытканный вручную
перекрёстным переплетением нитей. Ткач
пропускает уточную
нить через основу,
создавая одновременно и изображение,
и саму ткань. В Энциклопедическом
словаре Брокгауза и Ефрона
гобелен определяется как «тканый ковёр
ручной работы, на котором разноцветной
шерстью и отчасти шёлком воспроизведена
картина и нарочно приготовленный картон
более или менее известного художника».

БАТИК – ручная
роспись по ткани с использованием
резервирующих составов.

На
ткань — шёлк,
хлопок,
шерсть,
синтетику —
наносится соответствующая ткани краска.
Для получения чётких границ на стыке
красок используется специальный
закрепитель, называемый резерв
(резервирующий состав, на основе парафина,
бензина,
на водной основе — в зависимости от
выбранной техники, ткани и красок).

Роспись
батик издавна известна у народов
Индонезии,
Индии
и др. В Европе —
с XX
века.

НАБОЙКА –
(набивка)
— вид декоративно-прикладного искусства;
получение узора, монохромных и цветных
рисунков на ткани
ручным способом при помощи форм с
рельефным узором, а также ткань с рисунком
(набивная
ткань),
полученным этим способом.

Изготовление
набойки — один из древних видов народного
декоративно-прикладного искусства,
встречающийся у многих народов: Передней
и Средней
Азии,
Индии,
Ирана,
Европы
и других.

Набивка
малопроизводительна и почти полностью
вытеснена печатанием рисунка на ткани
на печатных машинах. Применяется лишь
в некоторых кустарных промыслах, а также
для воспроизведения крупных рисунков,
повторяющаяся часть которых не может
уместиться на валах печатных машин, и
для расцветки штучных изделий (занавеси,
скатерти).
Характерные рисунки народной набивки
используются при создании современных
декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
– вид
декоративно-прикладного
искусства,
рукоделия; создание украшений,
художественных изделий из бисера,
в котором, в отличие от других техник,
где он применяется (ткачество с бисером,
вязание с бисером, плетение из проволоки
с бисером — так называемых бисерных
плетений, бисерной мозаики и вышивки
бисером), бисер является не только
декоративным элементом, но и
конструктивно-технологическим. Все
остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика,
вязание, ткачество, вышивка, проволочное
плетение) без бисера возможны, однако
потеряют часть своих декоративных
возможностей, бисероплетение же прекратит
свое существование. Это связано с тем,
что технология бисероплетения носит
самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ –
общеизвестное
и распространенное рукодельное
искусство украшать самыми различными
узорами всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как, например:
сукно,
холст,
кожа,
до тончайших материй — батиста,
кисеи,
газа, тюля
и пр. Инструменты и материалы для
вышивания: иглы,
нитки,
пяльцы,
ножницы.

ВЯЗАНИЕ – процесс
изготовления полотна или изделий (обычно
элементов одежды)
из непрерывных нитей
путём изгибания их в петли и соединения
петель друг с другом с помощью несложных
инструментов вручную (вязальный крючок,
спицы,
игла, вилка) или на специальной
машине
(механическое вязание). Вязание, как
техника, относится к видам плетения.

МАКРОМЕ –
(фр. Macramé,
от арабск.
— тесьма, бахрома, кружево или от турецк.
— шарф или салфетка с бахромой) — техника
узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
– изготовление
сетчатой ткани из плетёных нитяных
узоров (льняных, бумажных, шерстяных и
шёлковых). Различают кружева, шитые
иглой, плетеные на коклюшках, вязаные
крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО
– изготовление
    художественного
текстильного изделия, обычно с
многоцветными узорами, служащее главным
образом для украшения и утепления
помещений и для обеспечения бесшумности.
Художественные особенности ковра
определяются фактурой ткани (ворсовой,
безворсовой, валяной), характером
материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка,
войлока), качеством красителей (натуральных
в древности и средневековье, химических
со второй пол. X IX в.), форматом, соотношением
каймы и центрального поля ковра,
орнаментальным набором и композицией
рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ –
Бумагокручение
(также квиллинг англ. quilling — от слова
quill (птичье перо)) — искусство изготовления
плоских или объёмных композиций из
скрученных в спиральки длинных и узких
полосок бумаги.

Готовым спиралькам
придаётся различная форма и таким
образом получаются элементы квиллинга,
называемые также модулями. Уже они и
являются «строительным» материалом в
создании работ – картин, открыток,
альбомов, рамок для фотографий, различных
фигурок, часов, бижутерии, заколок и
т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию
из Кореи, но также развито в ряде
европейских стран.

Данная техника не
требует значительных материальных
затрат для начала её освоения. Однако
и простым бумагокручение не назовёшь,
так как для достижения достойного
результата необходимо проявить терпение,
усидчивость, ловкость, аккуратность и
конечно выработать навыки скручивания
качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ –
(англ. scrapbooking,
от англ. scrapbook:
scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга
из вырезок») — вид рукодельного
искусства,
заключающегося в изготовлении и
оформлении семейных или личных
фотоальбомов.

Этот
вид творчества
представляет собой способ хранения
личной и семейной истории в виде
фотографий,
газетных вырезок, рисунков,
записей и других памятных
мелочей, используя своеобразный способ
сохранения и передачи отдельных историй
с помощью особых визуальных и тактильных
приёмов вместо обычного рассказа.
Основная идея скрапбукинга — сохранить
фотографии
и другие памятные вещи о каких-либо
событиях на длительный срок для будущих
поколений.

В
узком смысле слово керамика обозначает
глину,
прошедшую обжиг.

Самая
ранняя керамика использовалась как
посуда из глины или из смесей её с другими
материалами. В настоящее время керамика
применяется как материал в промышленности
(машиностроение, приборостроение,
авиационная промышленность и др.),
строительстве, искусстве, широко
используется в медицине, науке. В XX
столетии были созданы новые керамические
материалы для использования в
полупроводниковой индустрии и др.
областях.

МОЗАИКА –
(фр. mosaïque,
итал. mosaico
от лат. (opus)
musivum —
(произведение)
посвящённое музам) —
декоративно-прикладное
и монументальное
искусство
разных жанров, произведения которого
подразумевают формирование изображения
посредством компоновки, набора и
закрепления на поверхности (как правило —
на плоскости) разноцветных камней,
смальты,
керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ
ИСКУССТВО – это
термин, обозначающий результат и процесс
творчества художников-ювелиров, а также
всю совокупность созданных ими предметов
и произведений ювелирного искусства,
предназначенных в основном для личного
украшения людей, и изготовленных из
драгоценных материалов, таких, как
драгоценные
металлы
и драгоценные
камни.
Чтобы украшение или предмет можно было
однозначно причислить к ювелирике, это
украшение должно удовлетворять трём
условиям: в этом украшении должен быть
использован хотя бы один драгоценный
материал, это украшение должно иметь в
себе художественную ценность, и оно
должно быть
уникальным — то есть оно не должно
тиражироваться изготовляющим его
художником-ювелиром.

В
профессиональном жаргоне ювелиров, а
также и студентами и учащимися учебных
заведений по специальности «ювелирное
дело», часто используется жаргонный
вариант слова: «ювелирка».

Хотя
и считается, что в понятие «ювелирика»
входят все ювелирные
изделия,
изготовленные с применением драгоценных
материалов, а в понятие «бижутерия» —
ювелирные изделия из недрагоценных
материалов, но, как видим, в настоящее
время разница между ювелирикой и
бижутерией становится несколько
размытой, и оценка того, причислить ли
данное изделие к ювелирике или же к
бижутерии, каждый раз принимается
экспертами индивидуально в каждом
конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
– Миниатюрная
живопись на небольших предметах:
коробках, шкатулках, пудреницах и др.—
это вид декоративно-прикладного и
народного искусства. Лаковой такую
живопись называют потому, что цветной
и прозрачный лаки служат не только
полноправными материалами росписи, но
и важнейшим средством художественной
выразительности произведения. Краскам
они добавляют глубину и силу и в то же
время смягчают, объединяют их, как бы
вплавляя изображение в самую плоть
изделия.

Родина
художественных лаков — страны Дальнего
Востока и Юго-Восточной Азии: Китай,
Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они
известны с глубокой древности. В Китае,
например, еще во II тысячелетии до н. э.
использовался сок лакового дерева,
которым покрывали чашки, шкатулки, вазы.
Тогда и зародилась лаковая живопись,
достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот
вид искусства проник из Индии, Ирана,
стран Центральной Азии, где в XV—XVII вв.
была популярна лаковая миниатюра,
исполненная темперными красками на
предметах из папье-маше. Европейские
мастера заметно упростили технологию,
начали применять масляные краски и
лаки.

В России художественные
лаки известны с 1798 г., когда купец П. И.
Коробов построил в подмосковном селе
Данилкове (позднее оно слилось с соседним
селом Федоскиным) небольшую фабрику
лакированных изделий из папье-маше. При
его преемниках — Лукутиных русские
мастера выработали неповторимые приемы
федоскинской росписи. Не утрачены они
и по сей день.

 Палехская
миниатюра
– народный
промысел, развившийся в поселке Палех
Ивановской
области.
Лаковая
миниатюра
исполняется темперой
на папье-маше.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы,
кубышки,
брошки, панно, пепельницы, заколки для
галстука, игольницы и т. д.

 Федоскинская
миниатюра
– вид
традиционной русской лаковой миниатюрной
живописи масляными красками на папье-маше,
сложившийся в конце XVIII
века
в подмосковном селе Федоскино.

 Холуйская
миниатюра
– народный
промысел,
развившийся в селе Холуй
Ивановской
области.
Лаковая
миниатюра
исполняется темперой
на папье-маше.
Обычно расписываются шкатулки, кубышки,
игольницы и т. д.

Структурная морфология декоративно-прикладного искусства

В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства. Чаще выделялись три основных критерия, определяющих градации (подгруппы) изделий:

Удобство такой системы обусловлено взаимодействием критериев. Например, понятно, что утилитарные вещи связаны с массовым производством и тиражированием на заводах, а в уникальных (авторских) изделиях, как правило, доминирует не утилитарная, а декоративная функция.

Другим типологическим критерием является доминирование того или иного способа формообразования: архитектонического, скульптурного или живописно-графического. Ведь художник декоративно-прикладного искусства должен уметь сочетать в определённых соотношениях (либо специализироваться в чём-то одном) умения конструировать, рисовать, лепить, расписывать и многое другое. Декоративно-прикладное искусство находится как бы посередине между всеми другими видами изобразительного и конструктивного творчества, но к тому же связано с технологией обработки самых разных материалов. Отношение художника к материалу является ещё одним критерием классификации видов искусства. Классической работой по этой теме является небольшая статья «Одушевление материала как принцип красоты» бельгийского художника А. Ван де Велде.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Не выбрана. Это должны сделать ВЫ!

Андре́-Шарль Буль (фр. , 1642 — 1732) — французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели.

Кувшин тимуридской эпохи

Отличия от изобразительного искусства

Несмотря на то, что в ДПИ существуют формы, тесно переплетающиеся с другими видами творческой деятельности, между ними есть существенные различия.

Под изобразительным искусством чаще всего понимают картины на холсте, хотя в широком смысле туда относят скульптуру, архитектуру. Соответственно, понятие изобразительного искусства гораздо шире определения декоративно-прикладной живописи. У нее единственная цель – эстетическая, в то время как ДПИ отличается практической направленностью.

Для живописи или скульптуры важна образность и выразительность, в них выражается философия эпохи. Развитие декоративно-прикладного искусства ориентировалось на текущие материальные потребности общества.

Изделия из ткани

В. А. Тропинин. Золотошвейка (1826)

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду. Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм.

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Как мыши кота хоронили. Богородская резьба Ф. Д. Ерошкина (1879—1936) рубежа XIX—XX веков. Русский музей

Чем народный промысел отличается от декоративно-прикладного искусства?

Декоративно-прикладное искусство может создавать один художник, нередко с академическими знаниями. Промыслы же обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знания детям. Со временем сюжеты обретали глубину, а мастерство становилось все более отточенным. Художники объединялись в артели, открывались целые фабрики. Многие изделия стали символами своих районов: в их линиях и расцветках отразилась философия местных жителей, коллективное понимание красоты.

Новые виды декоративно-прикладного искусства

Интересны для изучения и практического осмысления новые техники, появляющиеся в декоративно-прикладном искусстве. И их много!


ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Некоторые современные виды ДПИ:

Активно используются и комбинированные техники. Например, крейзи-пэчворк: на полотне из сшитых лоскутков ткани появляются ленты, кружева, бусины, бисер, художественная вышивка, пуговицы. Все это маскируют швы, соединяющие фрагменты ткани.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства – это результат творческого труда, ручного, эксклюзивного. Он всегда будет в почете, как бы не менялась мода, и каких вершин не достигал бы производственный процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *