Коллекция изделий народных художественных промыслов Полхов-майданского куста: матрёшки, утварь, игрушки-тарарушки
— Н. А. Некрасова
Эта коллекция народных художественных промыслов Путеводителя по русским ремёслам представляет яркое явление народного искусства расписных токарных изделий, образовавшееся в селе Полховский Майдан (Полх-Майдан), деревнях Крутец, Студенец и Криуши, а затем и в посёлке Вознесенское (Полхов-майданский куст), Нижегородской области во второй половины XX века.
В лучшие времена, в 1970-х, только в Полховском Майдане в красочной росписи по дереву было занято более 800 дворов. Сегодня дела обстоят хуже, настоящих мастеров, поддерживающих традицию, можно сосчитать на пальцах одной руки.
Эта традиция росписи, к сожалению, сегодня уходит и может безвозвратно погибнуть в скором времени, если не произойдут кардинальные изменения и в политике государства, направленные на поддержание малых и уходящих ремёсел и промыслов, и в сознании самих майданских мастеров и мастериц, переоценки своей личной роли и вклада в поддержание промысла.
Каковы причины взлета и сегодняшнего падения этого промысла и его перспективы, мы подробно расскажем в отдельной статье. Целью же этой страницы является сохранение и популяризация лучших образцов удивительной пол-майданской росписи.
Ниже представлена коллекция изделий мастеров Полховского Майдана, Крутца и с. Вознесение, которую собрал Путеводитель по русским ремёслам:
10-местная матрешка 1990-х годов с косичками у всех дочек
5-местная матрёшка. Полховский Майдан / Крутец. 1960–70-е Матрёшка из села Полховский Майдан или деревни Крутец Вознесенского района Горьковской области СССР. Изготовлена в 1960–70-х годах. Дерево, точение, анилиновые краски, лак. Высота 17 см, диаметр — 7,5 см. Матрёшки изображены по старинке без ручек (ручки под фартуком). У старшей матрёшки разнообразный хорошо прописанный орнамент фартука — цветы, Продолжить чтение “5-местная матрёшка. Полхов-майданская / крутецкая роспись. 1960–70-е”
Гриб-копилка — популярное изделие мастеров Полховского Майдана
Солонка с яйцом. Полховский Майдан. 1980-е. Солонка с яйцом. Полхов-майданская роспись. Вознесенская художественная фабрика «Майданская роспись». Вознесенское, Нижегородская область, СССР. 1980-е. Состоит из трёх частей — солонка, крышка со стаканчиком для яйца и яйцо. Липа, точение, анилиновые краски, тушь, лак. Размер — 15,5х7,5х7,5 см.
7-местная матрёшка. Полховский Майдан/Крутец. 1980–90-е годы Матрёшка из села Полховский Майдан или дер. Крутец Вознесенского района Горьковской области СССР/России. Изготовлена в 1980–90-х годах. Дерево, точение, анилиновые краски, лак. Размер — 20х9х9 см. В ней всё, характерное для полх-майданской росписи: и селезнёвы кудри, и мягкие анилиновые лессировки, и алая зорька, и церква, и летящие птицы, и Продолжить чтение “7-местная матрёшка. Полховский Майдан/Крутец. 1990-е”
«Крутец салютует нашей родной армии!» на расписных яйцах Крутца из коллекции 1960-х Подборка яиц на тему «Советская армия». Деревня Крутец Вознесенского района Горьковской области СССР. 1960-е. Липа, точение, анилиновые краски, тушь, лак. Размер 6х4 см. Разные сюжеты: «Салют нашей родной армии!», «Солдатик в увольнении», «Потому что мы пилоты», «Мы красная кавалерия, и про нас.», «Танки Продолжить чтение “«Крутец салютует нашей родной армии!». Расписные яйца Крутца 1960-е”
Только что закончившаяся выставка в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) “Неистово-малиновое чудо” стала поводом для попытки разобраться в истоках этого самобытного промысла. Об истории его возникновения корреспонденту “РГ” рассказала заведующая отделом отечественного искусства НГХМ Ирина Маршева.
Село Полховский Майдан находится в Вознесенском районе на юго-западе Нижегородской области. В начале XIX века местные крестьяне занимались добычей липы и токарным делом – мастерили посуду и игрушки. Причем так активно, что в один момент липа у них практически перевелась, пришлось закупать сырье в других местах. В начале XX века наиболее предприимчивые из умельцев решили последовать примеру подмосковных кустарей: там производились деревянные изделия с рисунком, контур которого выполнялся выжиганием.
Сперва полховско-майданские художники использовали масляную краску. С тех пор сохранилось несколько предметов, которые, кстати, были представлены на выставке. Но со временем перешли на анилиновые красители: они стоили дешевле, а изделия получались ярче. К тому же не имели характерного запаха масла. Но со временем мастера остановились на гуаши. А от анилиновых красителей осталась цветовая гамма.
– Основана она на кислотных, ярких цветах. И вот эта избыточная, на взгляд рафинированного ценителя, декоративность привела к тому, что роспись стала невероятно популярной у широкого потребителя. В 60-е годы прошлого века интерес к ней подстегнуло внимание к наивному искусству. На фоне городецкой и хохломской росписи полховско-майданские изделия обладают по-настоящему крестьянской эстетикой, – рассказывает Ирина Маршева.
Рыночное признание промысла привело к расцвету села. Люди в Полховском Майдане жили довольно богато по сравнению с соседями из других сел и деревень. Как рассказывали обитатели райцентра, полховско-майданские парни ездили на хороших мотоциклах, а девчонки были все в золотых украшениях.
– Возможно, благодаря рыночной успешности умельцы жили достаточно замкнуто, – продолжает Ирина Маршева. – Но это скорее культурологическая тема, а не искусствоведческая. Особому исследованию их творчество не подвергалось, они практически не участвовали в выставках, поэтому сохранилось недостаточное количество имен, событий. В 2010-е годы мне посчастливилось там побывать. В то время производство фактически заканчивало свою жизнь: там сохранился музей и крошечная мастерская при местном Доме культуры. После того как закрылась фабрика, все продолжило существовать в основном в рамках надомного труда. Традицию продолжает и местное предприятие, которое занимается токарной игрушкой. В его ассортименте присутствуют изделия с полховско-майданской росписью.
И в годы перестройки изделия буквально возами увозили в Москву и за границу. Столичные умельцы рисовали на полховско-майданских матрешках лица Горбачева и Ельцина. У зарубежного потребителя был огромный интерес к этой росписи. Самый большой рынок сбыта находился в Чехословакии и Германии, до 80 процентов продукции местных мастеров отправлялось за границу.
Со временем спрос снизился, затем приостановился из-за пандемии.
А про истоки типичного полховско-майданского мотива – полыхающего цветка – рассказывает легенда, которая опирается на исторические факты. Во времена бунта Степана Разина на юге Нижегородской губернии орудовала банда во главе с атаманшей Аленой Арзамасской. Про нее сохранилось не так много достоверных сведений, но немало фольклора. Есть версия, что в отряде Степана Разина были еще и казаки. И когда их разгромили, то часть людей сослали на юг Нижегородчины, где соседствуют русские и финно-угорские села. Алену Арзамасскую сожгли на костре, на месте которого, как гласит предание, распустился алый шиповник. Он стал основой полховско-майданских мотивов, а буйная, темпераментная и энергичная расцветка возникла благодаря этому этническому котлу из русских, финно-угров и казаков, которые обитали в тех краях.
Однако полховско-майданская роспись имеет не только славное прошлое, но и богатое настоящее. Нижегородка Инна Захарова – член Союза художников России – занимается росписью с третьего класса. Хобби со временем переросло в дело всей жизни: Инна не только создает уникальные изделия в техниках полховско-майданской и городецкой росписи, но и учит этому мастерству других. Не так давно завершился придуманный Инной флешмоб: полховско-майданские матрешки объехали весь мир.
Художница регулярно бывает в Вознесенском районе, общается с местными мастерами. И собирает информацию о полховско-майданской росписи.
– В Нижегородской области есть пять основных видов росписи: городецкая, хохломская, полховско-майданская, семеновская и мериновская. Три последние довольно схожи между собой, но есть стилистические особенности. Сам букет, расположение цветков, их построение сильно отличаются. Полховско-майданская роспись схожа с крутцовской, они развивались бок о бок. В селе Крутец (находится неподалеку от Полховского Майдана. – Прим. ред.) мастера трудились на дому, в них больше народной стилистики. Я работаю в существующем каноне полховско-майданской росписи, но при этом стараюсь внести роспись в современную жизнь. Ведь это живое искусство, которое продолжает развиваться в том числе благодаря работающим в этой технике мастерам, – говорит Инна Захарова.
Как отличить полховско-майданскую роспись от других? Городецкая, например, гораздо спокойнее по цветовой гамме и богаче по количеству оттенков: есть четкий канон, который устоялся за триста лет, и свои традиционные мотивы – народные гуляния, пейзажи, лошадки, птицы. Городецкие изделия более утилитарны: как правило, это кухонная утварь и мебель.
Для полховско-майданской росписи характерна прежде всего игрушка. Цветовое решение – куда более яркое. Классический сюжетный мотив – это зорька: берег, речка, домики и над всем этим – ярко-алая заря. Ну и, конечно, самый популярный мотив – это цветок шиповника. Местные токари любят соревноваться, создавая многосоставные матрешки. У виртуозов количество членов матрешечной “семьи” может превышать восемьдесят штук, самая крупная из деревянных кукол достигает почти человеческого роста. Увидеть их можно в местном музее.
Старинная роспись с характерными яркими цветами и обязательно с цветком красного шиповника
История
Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.
В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.
Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Сам аппарат работал на газовом топливе (электричества не было). Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась.
С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.
Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Изменения росписи
С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали.
С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года — масляные красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.
Артель «Красная заря»
В 1928–1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров сложилась артель «Красная заря». В это же время выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи.
Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.
В 1960 году артель преобразовалась в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начали заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец.
Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.
Объединение «Полх-Майданская роспись»
В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.
Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.
Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 -х
гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.
Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Красный цвет Полховского Майдана
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алёна — бывшая крестьянка из-под Арзамаса.
В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре.
На том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвёл алый шиповник-роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.
Игрушки-тарарушки
Местные мастера называют свои изделия забавным словом «Тарарушки». Это значит — игрушки (от слов: тараторить, тарарусить, т.е. трещать, шутить).
Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Особенности росписи
Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».
Ненаучные корни матрёшки
Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сёл, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.
История Полх-Майдана — это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, — с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки — узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова
: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток. А семёновцы, в свою очередь, переняли идею из Сергиева-Посада.
Отдельно о матрёшке
Полхов-Майданская матрёшка
отличается от своих «сестёр». Это заметно по форме — голова слегка приплюснута, сама более вытянута, стройна.
В росписи используются яркие краски. Сейчас от традиции немного отошли, но классическая Майданская матрёшка рисовалась без ручек. Они как-бы прикрыты платком. Исследователи считают, что это обусловлено влиянием старообрядческой культуры. В тех местах, как известно, издавна были поселения староверов. Поэтому матрёшка красива, но «скромна».
В наше время
Сейчас в традициях промысла произошли изменения под влиянием времени и спроса. Село практически живёт изготовлением сувениров. Рисунки на изделиях уже далеко не только традиционные.
С раннего детства «майданы» – так они себя называют, вливаются в нелёгкое ремесло. В школе, на уроках труда, с первого класса девочки расписывают, мальчики вытачивают.
Фотогалерея — изделия Полховского Майдана
В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.
Цвета
Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.
Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.
Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.
- Арбат Ю. А.
Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М.
: Изобразительное искусство, 1970. — С. 173. — 199 с.
С середины XIX века
в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках
. С начала 1920-х годов, видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х годов анилиновыми красителями, разведенными на спирту
. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью
.
Артель «Красная заря»
В 1928—1930 годах в Полх-Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приёмы местной росписи. Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.
Мотивы и орнаменты
Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.
Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.
Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:
- в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
- самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
- приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.
Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. « Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.
Объединение «Полх-Майданская роспись»
В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный
характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х годов начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой
фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Приглашаем приобрести изделия мастеров Полховского Майдана в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
История появления и развитие полхово-майданской росписи
Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.
Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.
Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.
Нужно было что-то менять, подстраиваться под советские реалии. И отдельные мастера решают объединиться в артель «Красная заря». Так некрашеные деревянные изделия, наконец, становятся живописными.
В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».
Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.
Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.
Технология росписи
На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.
Роспись матрешки поэтапно:
- Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
- Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
- Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
- Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
- На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
- На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
- Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
- После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.
В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.
Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.
Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.
Удачи в творчестве!
Особенности росписи матрешки
Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.
И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.
Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.
Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.
Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.
- стройная, вытянутая по форме;
- плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
- яркие цветы на сарафане;
- на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
- большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.
Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.