ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛЬЗА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Павлова Елена Геннадьевна Исследовательский проект «Чем полезно молоко и что из него можно сделать?»

Тема: «Чем полезно молоко и откуда оно берётся?

Выполнила: обучающаяся группы «Ягодка»

МБОУ «Уемская средняя

«Детский сад п. Уемский»

Укрепление здоровья детей и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом).

Изучение истории молока и его пользы для организма человека, знакомство с молочной продукции фирмы «Лактовит»

Молоко и молочная продукция.

Целебные свойства и состав молока.

1. Считаю, что молоко положительно влияет на здоровье человека, т.к.  содержит большое количество витаминов и других полезных веществ.

2. Думаю, что каждая семья может питаться вкусной и здоровой пищей.

: молоко полезно для здоровья, так ли это?

Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, молоко является доступным современному человеку и обладает исключительной питательной ценностью. Но в списке любимых продуктов молока у многих ребят нет. Многие ребята сейчас употребляют молоко только в виде йогурта или молочного коктейля. Вместе с этим  о пользе молока для детей известно давно. И ученые снова подтвердили, что молоко детям необходимо. Они утверждают, что дети, которые следуют поговорке «пейте дети молоко» и выпивают в день хотя бы по стакану этого ценного напитка, имеют нормальную массу тела, лучше учатся, меньше болеют.

Мы  решили узнать подробнее о молоке, о его воздействии на организм человека, и вообще, как давно стали его использовать и где применяют. Задавшись всеми этими вопросами, я заглянул в энциклопедию, и первое, что я прочитал, было вот такое определение: «Мле́ко, молоко́ – питательная жидкость в грудях и вымени матерей, у молочных, млекопитающих животных и у людей, для кормления детенышей». Более подробно, что такое молоко, я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка»

для детей старшего дошкольного возраста

«Польза молока и молочных продуктов»

Выполнила: Золотарева Светлана Валерьевна

воспитатель МБДОУ детский сад

п. Игрим  2016 г

Полное название проекта – «Молоко и молочные продукты»

Автор проекта (Ф. И. О, должность) – воспитатель Золотарева С. В.

Продолжительность проекта –

– дети старшей группы, воспитатели и родители.

– 5 – 6 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.

: если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о молоке?

– Молоко белое.

– Его дают коровы.

– Его можно пить, потому что оно полезное.

Что хотим узнать?

– Какую пользу приносит молоко?

– Что можно приготовить из молока?

– Что в молоке полезного?

– Как молоко попадает в магазин? Откуда? (молокозавод)

– Спросить у мамы, бабушки.

– Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.

обогатить знания о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

–  для детей:

– Расширить знания о молоке и молочных продуктах.

– Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.

– Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).

– Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию

– для педагогов

– Создать необходимые условия для знакомства детей с молоком, посредством обогащения развивающей среды.

– Активизировать совместную деятельность с родителями по формированию у детей осознанного отношения к употреблению в пищу молочных продуктов для развития организма.

– для родителей:

– Помочь осознать важность и необходимость употребления детьми в пищу молока и молочных продуктов для здорового развития организма.

– Вызвать интерес к совместной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Название итогового мероприятия проекта: «Путешествие в Молочную страну»

: альбом детских рисунков «Пейте дети молоко, будете здоровы». презентация для детей: «Что мы знаем о молоке?», плакат «На лугу пасутся КО,,,», макет «Коровы на лугу»

презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром, в беседе о правильном питании для развития организма.

: стенд (мобиль) «Веселая буренка», сборник рецептов «Семейные рецепты блюд из молочных продуктов”.

Ожидаемые результаты по проекту: в ходе работы над проектом мы выясним, что молоко – основа пищевого рациона ребенка. Стакан молока в день – это проверенный веками рецепт долголетия!  С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма.

–  Обогатятся знания о молоке и молочных продуктах, о значении их для детского организма и о роли молока в жизни человека.

– Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).

– Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о молоке и молочных продуктах, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта

– Поможем осознать важность употребления молока и молочных продуктов детьми для здорового развития организма.

II.    Краткое содержание проекта

III. Планирование (системная паутинка) по проекту

IV.  Методическое обеспечение проекта

Сказка о принцессе Каше и принце Молоко.

В одном сладком королевстве, где жили тортики, эклеры и пончики, вдруг, совершенно неожиданно, родилась принцесса каша.

Обыкновенная каша, но очень капризная.

– Дайте мне другую кастрюлю, эта для меня маловата! Мне холодно, немедленно подогрейте меня! – кричала принцесса, и придворные торопились выполнять все ее прихоти.

– Добавьте немного соли!

– Мало сахара! Побольше, побольше, не жалейте!

Я, все-таки, принцесса сладкого королевства! – пыхтела и раздувалась принцесса.

– Эй, ты, подойди ко мне! – приказывала каша, когда уже не могла удержать свое пышное тело, и оно начинало переливаться из кастрюли, – Съешь немного моей кашки! Ну, хотя бы лизни!

Умоляла принцесса жителей королевства, но все отказывались, есть, лизать, даже нюхать не хотели, из-за ее вредности.

И королю Сахару стали жаловаться, что, дескать у каши не закрывается рот, она ест с утра до вечера.

– Будем принимать решительные меры! – сказал король, и отказал каше сначала в завтраке, потом в обеде. А от ужина принцесса сама отказалась, и заточила себя в башню.

Проходит день, неделя, месяц, а принцесса не просит прощения. Сидит в своей башне молчит, и никого не пускает.

Король был в отчаянии, насколько проще ему было договориться с пончиками, или мармеладками. Но каша? Она ведь запросто может затопить кашей все королевство!

Думал король. Думали советники. Но ничего придумать не смогли.

Тогда король издал указ, и послал гонцов ознакомить с ним всех жителей королевства:

– Отдам в жены строптивую и непокорную дочь, да еще и полцарства в придачу тому, кто уговорит принцессу выйти из башни!

И повалили женихи со всех сторон, собрались вокруг башни и думают, как принцессу оттуда выманить. А она сидит возле круглого окошечка и посмеивается.

Но вдруг ее внимание привлек всадник на белом коне. Сердце принцессы затрепетало.

– Неужели это мой принц? – подумала она и побежала по ступенькам вниз.

Возле двери принцесса остановилась, чтобы немного отдышаться, и открыла дверь. Перед ней на одном колене стоял прекрасный принц Молоко.

– Согласны ли вы, принцесса Каша, стать моей женой и отправится в мое Молочное королевство? – спросил юноша.

– Да! Да! Да! Я согласна! – воскликнула принцесса.

– А согласны ли вы, дорогая принцесса, накормить весь мой народ вашей вкусной ароматной кашей с нашим молоком?

– Я согласна накормить не только ваш народ, но и всех жителей своего сладкого королевства! Прямо сейчас! – радостно сказала принцесса и стала раздавать кашу с молоком всем людям, которые прибежали посмотреть на строптивую принцессу.

– А вы знаете, очень даже вкусная каша получилась! – облизывая ложку, сказал главный  королевства, и добавил, – Приятного аппетита!

А затем, был пир горой! И я там была!

Аппетита всем желала!

Пословицы и поговорки про молоко

– Ох-хо-хо, без молока нелегко, не будет молока, не будет и сливочек.

– Кормов избыток — молока достаток.

– Коровушку не напоишь — и молочка не надоишь.

– Молока в достатке — и мы в порядке.

– Корова в тепле — молоко на столе.

– Молоко коровье пейте на здоровье.

– Хорошая травка — молока прибавка.

– Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

– Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

– Без молока сливок не бывает.

– Будет сено — будет и молоко.

– У коровы молоко на языке: как покормишь, так и подоишь.

Пословицы и поговорки про корову:

•        Корова во дворе, так еда на столе.

•        Молоко в корове не прокиснет.

•        От черной коровки да белое молочко.

•         Корми с осени коров, сытнее весна будет.

•        Баловливая корова все стадо балует.

•         У коровы молочко на язычке.

•         Ходит как корова за теленком.

•        Ласковый теленок двух маток сосет, а неласковому ни одной не попадет.

•        Уперся, как бык рогами.

•        Корова рогата, да молоком богата.

•         Корова с молоком, а баба с донником.

•        Корова черная, да молочко белое.

•         Корову не накормишь — молока нс надоишь.

Стихи о молоке:

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

О великое чудо природы,

Белоснежный источник добра,

Воспевайте вы все эту оду,

Это ода в честь молока.

Молоко – это первый напиток,

Молоко – это наша судьба,

Молоко – это наша защита,

Молоко буде пить мы всегда!

«Я смотрю на молоко»

Подперев щеку ладонью, я смотрю на молоко.

Размышляю я при этом: интересное кино –

Так зачем его пить детям? И полезно ли оно?

Сам я справился едва ли, подсказала мама мне.

В нем есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д

А еще сказала мама, молоко – как хочешь пей.

Хочешь с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без неё.

Молоком чудесна каша, с молоком отличный чай.

С шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.

И, смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:

Музыкант, шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,

Ученый или бизнесмен, президент или спортсмен –

Сейчас и в прежние века – жизнь начинали с молока.

Быстро мой включился разум, мыслям стало так легко.

Взял я свой стакан и сразу, залпом выпил молоко!

В магазине, на витрине

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Перед всеми хвастал:

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко”.

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

“Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка”.

Тут вмешался творог:

“Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

“Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка”.

Тут и мороженое

“А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем”.

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!”

В детский сад пришла корова

И сказала:”Здравствуй, Вова.

Как же так? Молочной каши

Не попробовал ты даже?”

Ей в ответ промямлил Вова:

“Знайте, тётушка корова,

Все твердят – она полезна.

Это так неинтересно.

Но обиженно корова

Промычала: “Бедный, Вова.

Как же ты без этой каши

Станешь и сильней, и старше.

Каши нет вкусней с вареньем.

Муууу, С хорошим настроеньем!”

Маленький Петя с сестрёнкой Наташей

Кушал за завтраком манную кашу.

Мама в тарелки её разложила,

Кашу молочную очень хвалила:

– Сладкая, пышная с маслицем вкусным.

Кашу сварить – это тоже искусство!

Чтобы хорошей она получилась,

Нужно, чтоб в меру она разварилась,

Чтоб молочко было свежим, душистым,

Пахло, чтоб лугом и солнцем лучистым.

Сахар чтоб был удивительно сладким,

Манка насыпана ровно и гладко.

Манная каша – одно объеденье,

С мёдом и маслом, с вишнёвым вареньем.

Каша с добавкой исчезла так быстро!

Глянула мама – в тарелочках чисто

Слушал мамин я наказ

Молоко пил в детстве – раз

А подрос едва-едва

Творог кушал – это два!

Обмакнул в сметану блин,

Посмотри-ка – это три!

Сливки я люблю густые.

После три идет четыре!

Масло в кашу добавлять

Очень вкусно – это пять!

Разных йогуртов не счесть,

А в считалке – это шесть!

Простоквашу пить не лень

И полезно – это семь!

Сыр созрел, ведь скоро осень!

Было семь, а стало – восемь!

И зачем овечке блеять?

Это стало девять!

Кошки любят куролесить,

Молоко пить – это десять!

Все молочные продукты

Сосчитал я за минуту!

Мы веселые подружки,

Пропоем для вас частушки

О питании полезном

Знать вам будет интересно!

Пейте, дети, молоко,

Ведь учиться нелегко!

Нет лучшего питания.

Молоко продукт полезный,

Очень вкусный, всем известный.

Я скажу вам от души –

Лучше пищи не ищи.

Йогурт, творог, молоко –

Очень много кальция.

Зубки белые всегда –

И никакого кариеса!

Я молочной каше,

Чтобы с каждым новым днем

Молоко, творог, сметана

Для здоровья хороши.

Я люблю продукты эти

Говорю вам, от души!

У меня коса большая

Масло с мёдом уплетаю,

А румянец на щеках

Вовсе не от колы,

Пью, ребята, молоко,

Будьте все здоровы!

Что-то ночью мне не спится,

Молочка с медком попью,

Сон чудесный мне приснится,

Что пятерку получу.

Белые цвет – вкуснее нет!

И заглядывает в рот

Со сметаной блинчик.

Творог, ряженка, кефир

Покорили целый мир.

Масло, йогурт, в самом деле,

Даже в космос полетели!

Если хочешь быть здоровым,

Пей побольше молока,

Не забудьте, что его

Вам дают коровы!!!

Белое, да не снег,

Вкусное, да не мед.

От рогатого берут

И ребятам дают. ( Молоко)

Хоть жидкое — но не вода,

Не снег, а белое. ( Молоко)

Под черной коровой белый теленок. ( Молоко)

Жидкое, а не вода. ( Молоко)

Из водицы белой –

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей,

И коту не пожалей. ( Молоко)

А белое всегда.

Хоть и течет,

Цепочка загадок для детей.

Главный фермер дядя Вова

Подоил с утра корову,

Ведь она траву легко

Молоко на всей планете

Любят взрослые и дети.

Если не сварить с ним кашу,

С простоквашей все непросто,

Нужно пить ее для роста.

А не любишь – бабушка

У оладушек дружок,

Он похож на пирожок.

Творог в нем сидит как пленник,

Всяк вареник вверх всплывает.

Каждый повар точно знает,

Что все это не игра –

Доставать его пора.

После этой ванны странной

Ах, сметана! Блюд царица!

Ей и суп, и борщ гордится.

И в сметану влюблены

Блин не может укатиться,

В приключения пуститься.

Пачкать о тропинку бок

Колобка лиса поймает,

Пополам его сломает,

Смазав маслом, сунет в рот,

Бутерброд берут в дорогу,

Чтоб перекусить немного.

Всех туристов выручает

Чай придумали китайцы,

Есть морковь – лесные зайцы,

А Италия гордится

Пиццу можно очень ловко

Разогреть в своей духовке.

Ну а повар бы нам смог

Где пирог, там будет праздник,

Аромат гостей всех дразнит,

Но, быть может, любишь ты

Торт разрежут на кусочки –

Папе, маме, сыну, дочке.

И придут к ним в гости снова

Добрый фермер и корова!

Опыт № 1. « Шпионские тайны»

Доказать детям, что при помощи источника тепла, молоко становится видимым, благодаря содержанию в нём полезных веществ.

– Дети на листах бумаги ватной палочкой рисуют молоком различные фигуры, после высыхания, рисунки необходимо прогладить утюгом.

Опыт № 2 «Есть ли жир в молочных продуктах».

Доказать содержание жира в молочных продуктах.

На листочек бумаги поместить продукт (молоко, сыр, масло, сливки) и сверху накрыть салфеткой, по размеру жирных пятен определить самый жирный продукт.

Чем больше жира в молочном продукте, тем он полезнее.

Опыт № 3: Взрыв цвета в молоке.

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

– цельное молоко

– пищевые красители разных цветов

– любое жидкое моющее средство

– ватные палочки

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта: молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Опыт №4. Как быстро приготовить из молока простоквашу.

познакомить детей со способом быстрого сквашивания молока.

Дети капают по несколько капель лимонного сока в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свертывания молока.

Конспект развлечения в старшей группе.

: закрепить знания детей о пользе молока и молочных продуктов.

• учить детей осознанно относиться к своему питанию;

• расширить знания детей о молочных продуктах, их получении;

• продолжать формирование у детей представление о ценности здоровья, желания вести здоровый образ жизни;

• развивать зрительную память и мышление детей; развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас;

• воспитывать умение работать в коллективе;

• развивать   умение ориентироваться в пространстве.

Беседа с детьми о молоке и молочных продуктах.

Разучивание музыкально – ритмической игры “Шёл козёл по лесу”.

– Стенд «Веселая буренка»;

–  Волшебный цветок с загадками;

–  Плакат с нарисованной коровой;

– Наборы муляжей молочных продуктов;

– Мультимедийное оборудование, презентация по теме занятия.

Ход развлечения «Путешествие в Молочную страну»

Ведущая: Дети, у нас с вами сегодня занятие необыкновенное. Мы совершим путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся и о чём будем говорить, вам необходимо отгадать загадку:

Жидкое, а не вода. ( Молоко.)

Совершенно верно. Молоко и молочная пища полезна   людям любого возраста, поэтому молоко и молочные продукты должны занимать одно из главных мест в питании.   Очень важно, что молочные продукты благоприятно влияют на кишечник, что способствует укреплению иммунитета и профилактике различных заболеваний.   Какие же полезные вещества входят в состав кисломолочных продуктов?

(рассматривание макета «Стакан молока»)

1) Кальций.   Он просто необходим для наших костей, для нервной системы. Особенно кальций необходим для растущего организма детей, чтобы кости развивались должным образом и зубы были крепкими.

2) Витамин А. Очень ценный витамин для иммунитета, для красоты кожи, ногтей, укрепления зрения.

3) Витамин D. Всем известно, что этот витамин необходим для усвояемости кальция, в молочных продуктах есть и кальций, и витамин D.

4) Белок. Это основной элемент из него состоят наши мышцы и кости. Главный строитель нашего организма.

А путешествие наше будет в Молочную страну.

Ведущая: Сегодня утром в детский сад принесли посылку для детей подготовительной группы, давайте посмотрим, что же в ней. Ребята, здесь для нас письмо, давайте прочитаем!

«Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Буренка.  Я живу в Молочной стране и приглашаю вас   в мою страну, а для этого я вам послала ковер-самолет, который пригодятся вам в путешествии»

Ведущая: Ребята, а вы знаете где находится Молочная страна?   И кто там живёт?

А вот чтобы узнать, кто живёт в Молочной стране, давайте, прямо туда и отправимся, и посмотрим! Ребята, садитесь на наш ковёр – самолёт!

Наш ковёр – самолёт

Отправляется в полёт!

Дружно все мы сядем с вами,

Полетим над облаками!

Держим курс на Молочную страну!

– Ой, ребята, а куда мы попали? Что это?

Изображение луга с пасущимися на нём коровами. Дети рассказывают о коровах, что они дают молоко, питаются травой.

Ведущая: – А где живут коровы? Где же их дом?

Сейчас посмотрим. ( Изображение фермы, загонов с коровами, доярки, машины – молоковоза.)

Ведущая: Посмотрите здесь корова, но у неё нет хвоста, давайте ей поможем.

Игра “Прикрепи корове хвост”. Большой плакат с изображением коровы (без хвоста) вешается на магнитную доску. Ребенку даем в руки хвост, завязываем глаза, раскручиваем. Ребенку необходимо прикрепить корове хвост. Игра проходит под музыкальное сопровождение песня “Кто пасется на лугу? “.

Ведущая: – Дети, а кто кроме коровы дает нам молоко? (Коза)

Музыкальная игра “Шёл козёл по лесу”.

Шёл козёл по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу,

Припев: Давай, коза, попрыгаем,

И ножками подрыгаем

И ручками похлопаем,

И ножками потопаем,

И хвостиком помашем,

И просто так попляшем,

И снова начинаем,

Ведущая: –  а куда же теперь поехало молоко?  Но прежде чем мы отправимся за ним, давайте поближе познакомимся с жителями Молочной страны?! В этой стране живут разные молочные продукты. Какие молочные продукты вы знаете? Давайте поиграем?

Игра с мячом «Назови продукт».  Дети называют различные молочные продукты. Для подсказки висит стенд «Веселая буренка» с муляжами молочных продуктов

Ведущая: Смотрите, еще одно письмо для нас.    Что же в нём?

Распечатывают конверт, читают. Это жители Молочной страны услышали свои имена и предлагают ребятам дружить с ними. Согласны? Но для этого они приготовили загадки, в которых спрятаны их названия.

Появляется изображение молочного завода. Рассказ о судьбе молока и о работе молочной промышленности.

Ведущая: – Ой! Посмотрите, какой чудо-цветок здесь вырос! Волшебный, наверное!   На каждом из лепестков у него для нас – загадки. Ребята, попробуем отгадать?

Всем нам пригодится.

Все, что хочешь, делай:

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок,

Кушай, Ванюшка, дружок! (Молоко)

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

Догадайтесь, кто такая?

Сливки взбили утром рано,

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

Кашу не испортят точно

Бело-желтые кусочки.  (Масло)

Молоко, молоко для здоровья нам дано!

Молочные продукты – это замечательно!

Очень вкусно и питательно!

Молоко всем помогает,

Зубы, дёсны укрепляет.

Чувствуешь себя легко,

Если пьёшь ты молоко.

С ним расту я по часам

И совет хороший дам:

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо.

1.  Теоретическая часть

1.1 История молока

Молоко животного люди впервые стали употреблять в пищу более 9 тысяч лет назад, когда сумели одомашнить диких коров – туров, которых приводили из степей и лесов и держали в загоне. От них и пошли домашние животные.

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.

Но в разных странах используется ещё молоко коз, овец, лошадей, верблюдов, буйволов, оленей, ламы и других животных.

В коровьем молоке меньше сахара, больше солей и в 4 раза больше казеина, важного вещества. Неважно, чьё молоко употребляют люди,- с ним они получают жизненно важные вещества. Чтобы узнать, чем отличается молоко разных животных,  сравним молоко коровы и северного оленя. Коровье молоко содержит около 87 % воды, у оленя – 68%. Коровье молоко имеет около 4 % жирности, оленье – около 17%.

Оказывается даже, молоко можно получить не только от животных. Его ещё получают из соевых бобов – это соевое молоко, которое немного схоже с коровьим.

Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни».

Знаменитый врач Гиппократ  называл молоко «лекарством». Он рекомендовал пить молоко нервным людям, считая его успокаивающим средством . Академик Иван  Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

С давних пор молоко используется и в пищевой промышленности (как продукт питания), и в косметологии (молочные ванны, маски), и в медицине (лекарственные препараты).

1.2 Составляющие молока. Польза и вред.

Почему этот продукт имеет такое широкое использование? Мы узнали, что в молоке есть все, что нужно  организму человека: вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.

Молочный жир обеспечивает организм энергией.

Сахар – углерод (лактоза) – ещё один источник энергии.

Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

Минеральные соли требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.

– один из важнейших витаминов в жизни спортсмена. Аскорбиновая кислота помогает организму при синтезе белковых структур. Другими словами — является для спортсмена анаболиком.

необходим для роста белковой ткани в нашем организме. Наибольшее его количество содержится в твороге.

или ниацин участвует в процессе метаболизма. Именно от него зависит питание мышц во время усиленных физических нагрузок. Кстати, в больших количествах этот витамин сокращает количество подкожного жира.

участвует в росте мышц, точнее, в белковом обмене. Он поддерживает работу нервных клеток и помогает энергообмену. В12 есть в молоке и твороге.

– ещё один помощник в процессе синтеза белка. Главным его свойством является то, что он запасает гликоген, который питает организм во время тренировок. Наибольшее его количество содержится в сырах, сливках и сливочном масле.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Мы узнали о пользе молока:

Но, оказывается, что наряду с полезными свойствами, молоко может наносить и вред!

Молоко повышает уровень глюкозы в крови, так как в нём есть молочный сахар.

Молоко может вызвать у человека аллергию, расстройство кишечника, что происходит из-за непереносимости желудком молочного сахара.

Не рекомендуется давать молоко животного происхождения детям младше года, так как может вызвать аллергию, расстройство желудка.

Молоко оказывает нагрузку на почки при переработке молока организмом.

Молоко является благоприятной средой для болезнетворных микроорганизмов, которые содержатся в некачественном молоке, или в молоке, которое неправильно хранили.

Следовательно, не рекомендуется пить молоко:

1. Больным сахарным диабетом.

2. Детям младше года, т.к.  белок коровьего молока – потенциальный аллерген, поэтому при употреблении молочных продуктов у малышей нередко возникают аллергические реакции .

3. Людям, у кого молоко вызывает аллергию и расстройство желудочно-кишечного тракта.

4. Людям с заболеваниями почек.

Когда нельзя пить молоко?

Нельзя пить молоко без тепловой обработки.

Нельзя пить молоко, если нарушены условия его хранения.

1.3 Молоко в кулинарии

Зная о полезных свойствах молока, человек  очень широко использует его  в кулинарии. Еще в древности было замечено, что кислое молоко обладает освежающим действием и дольше хранится. Поэтому его стали намеренно сквашивать. Кисломолочные продукты приносят больше пользы организму. Почти в каждой стране есть свой национальный кисломолочный напиток: в России это простокваша, на Украине – ряженка, в Грузии – мацони, на Кавказе – джугурт, кефир и айран. Кефир, как и молоко, популярен сегодня во всем мире. Из молока также изготавливают сыр, творог, сливочное масло, мороженое. Также на молоке варят каши, добавляют его в тесто для блинов и выпечки, используют в качестве основы для кремов. Молоко – ингредиент для приготовления разных напитков, например, молочного коктейля (Смотри Приложение 4).  В Англии принято пить чай с молоком. Существует несколько рецептов приготовления кофе с добавлением молока.

Предлагаем ещё несколько секретов его использования:

1.4 Молоко в косметологии

Собирая информацию о молоке, я узнал, что оно также незаменимо в косметологии.

Наши прабабушки использовали молочные продукты для мытья волос (кефир, простокваша), в качестве крема (сметана, сливки), для умывания. Молоко и молочные продукты отлично питают и очищают кожу, и наносить их на лицо, в качестве питательных масок, точно так же, как и умываться собственно молоком, можно хоть и ежедневно. Конечно, лучше использовать домашние молочные продукты.

Молоко очень полезно для кожи лица, так как обладает отличным питательным свойством, тонизирующим и увлажняющим действие. Также при правильном подборе дополнительных ингредиентов молочная маска может оказывать отбеливающее действие. Им можно просто умываться по утрам, а можно приготовить маску. ( Смотри Приложение 4)

1.5 Продукция фирмы «Лактовит» и её польза для организма человека.

Изучая вопрос о пользе молока и молочной продукции, я узнал, что в Ангарске  работает фирма «Лактовит», которая  более 20 лет специализируется на производстве кисломолочных продуктов для детей и лечебно-профилактического назначения, предназначенных для нормализации и регуляции функций и биохимических реакций организма.

Нами рассмотрена часть продукции, в которой содержатся живые микроорганизмы: молочнокислые бактерии, чаще бифидо- и лактобактерии, которые относятся к нормальным обитателям кишечника здорового человека.

. Кисломолочный продукт, обогащенный смешанной микрофлорой: бифидо- и лактокультурами. Незаменимое средство против развития дисбактериоза при приеме антибиотиков. Рекомендуется как профилактическое средство в организованных детских коллективах и коллективах взрослых, чья работа связана с вредными условиями.

Действие бифидокультур и польза фруктановых волокон Инулина гармонично и эффективно дополняют друг друга. Многочисленными исследованиями российских, американских и шведских ученых подтверждается польза инулина. От него во многом зависит обмен веществ в организме, а также усвоение и выделение холестерина, желчных кислот, азота, минералов и энергетический обмен. Регулярное употребление способствует снижению сахара в крови, нормализации жирового обмена и устраняет запоры. Сегодня считается перспективным применение инулина в лечении онкологии, для профилактики сахарного диабета и в комплексном лечении  диабета.

Лактовит с кальцием. Кальций, как известно, отвечает в организме за формирование костной ткани и зубов, необходим для нормальной работы мышц, сердечно-сосудистой и нервной систем. Этот кисломолочный продукт разработан специально для людей, испытывающих дефицит кальция в организме. Наличие бифидокультур способствует лучшему усвоению кальция.  _Содержание витаминов и микроэлементов в % от суточной нормы потребления: кальция – 15%, цинка – 12%, меди – 14%, витамин А – 13%, витамин В6 – 13%, витамин Е – 10%, витамин D3 – 11%.

Лактовит с железом. Профилактическое применение этого кисломолочного продукта поможет не только предотвратить развитие анемии у взрослых и детей, но и значительно снизить заболеваемость ОРВИ и кишечными инфекциями. Бифидокультуры, входящие в состав Лактовита, способствуют лучшему всасыванию и усвоению железа. _ Содержание витаминов и микроэлементов в % от суточной нормы потребления: железа – 13%, цинка – 12%, меди – 14%, витамин В1 – 13%, витамин В6 – 11%, фолиевая кислота – 8%, витамин РР – 10%, витамин С – 10%, витамин В12 – 10%.

Лактовит с йодом. Иркутская область входит в число неблагополучных регионов России по уровню йододефицитной заболеваемости. В помощь землякам фирма выпускает  уникальный продукт – «лактовит с йодом». Именно в этом продукте удачно сочетаетются комплексаня польза бифидокультур и важнейшего микроэлемента – йода!  _Содержание витаминов и микроэлементов в % от суточной нормы потребления: йода – 6%, железа – 11%, цинка – 6%.

Лактовит с бета-каротином. Рекомендуется всем возрастным группам. Обладает иммуномодуляторным свойством, выводит из организма радиоактивные вещества, замедляет старение организма. Применяется в комплексном лечении: гастрита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, колитов; катаракты и дистрофических изменений глаза; хирургических болезней (раны, свищи, геморрой.

. Кисломолочный продукт, обогащенный смешанной микрофлорой: ацидофильной палочкой и лактобактериями. Попав в кишечник человека, ацидофильная палочка выделяет натуральные антибиотики, вытесняет вредные микробы и подавляет процессы гниения. Рекомендован для применения: в косметологии при угревой сыпи, гнойничковых заболеваниях кожи (в виде мазей); при всех видах заболеваний желудочно-кишечного тракта, запорах (прием внутрь).

1.6 Требования к качеству молока

Мы узнали, какие требования предъявляются к качеству молока:

Молоко должно быть в виде однородной жидкости, без осадка. Цвет белый, со слегка желтоватым оттенком, топлёное – с кремовым оттенком, нежирное – со слегка синеватым оттенком.

Не допускается к употреблению молоко с горьким и другими посторонними привкусами и запахами, а также загрязнённое.

Молоко – кладезь питательных веществ. Нами проведён сравнительный анализ состава молока.

Таблица 1. Сравнительный анализ состава молока

молоко разных фирм имеет одинаковый состав питательных веществ. Но из рекламных буклетов я узнал, что молоко этой фирмы более насыщено витаминами В2, А, D. Также фирма «Лактовит» выпустила новый вид молока «Молоко низколактозное» для людей, у которых есть лактозная непереносимость.

Несмотря на то, что продукция фирмы «Лактовит» стоит дороже, возможно, заботясь о своём здоровье, есть потребители, предпочитающие продукцию этой фирмы. Я решил провести социологический опрос потребителей этой продукции.  У 15 человек мы спросили:

Из 15 человек

-7 опрошенных отметили, что покупают продукцию этой фирмы, потому что она разнообразна и полезна и это их привлекает в этой продукции

-4 опрошенных ответили, что доверяют нашему производителю

-2 человека покупали для внуков, т.к. есть проблемы с пищеварением

-2 человека пожилого возраста покупали продукцию «Лактовит» для себя, т.к. придерживаются правильного питания, а эта продукция помогает им поддерживать здоровье.

Я решил узнать, знают ли мои одноклассники о пользе молока и молочной продукции. Для этого я провёл социологическое исследование: попросил ребят и их родителей ответить на несколько вопросов (раздал анкеты, а потом их проанализировал). ( Смотри приложения 1,2).

Результаты опроса меня удивили и вместе с этим порадовали. Ребята знают о пользе молока и о содержании в нём кальция, что необходимо для укрепления костей. А родители поделились своими некоторыми домашними рецептами, которые мы оформили в приложении. Но многие ребята сказали о молоке просто как о полезном продукте, не задумываясь о том, какую пользу приносит для организма стакан выпитого молока

Узнав о пользе продукции фирмы «Лактовит», я рассказал об этом ребятам. В рамках проекта «Я здоров» на мастер-классе я вместе с мамой рассказал о рецепте вкусного и полезного молочного коктейля (смотри Приложение 4).  Дальнейший этап моей работы – ознакомительные беседы с одноклассниками о пользе молока.

Также мной были собраны молочные кондитерские рецепты с использованием молока, а для взрослых – рецепты использования молока в медицине и косметологии. Собранным опытом я поделился с родителями моих одноклассников. ( Смотри Приложение 4)

Я много узнал о пользе молока, а мама поделилась со мной и помогла провести опыты на кухне с этим продуктом питания.

Сливочное масло из молока.

Для получения сливочного масла мы купили жирное домашнее молоко и оставили его на ночь в холодильнике. Утром мы увидели как более жирная часть молока – сливки — поднялась наверх. Они-то нам и нужны для получения сливочного масла. Сливаем сливки в чистую банку и закрываем ее плотной крышкой. Если вы покупаете молоко в пластиковых бутылках, то перелейте его сразу в посуду с более широким горлышком. Так сливки слить будет гораздо проще. Теперь, когда все приготовления окончены, начинаем банку интенсивно трясти. В процессе тряски капли жира будут сбиваться вместе, и минут через 15 у вас на поверхности будет плавать кусочек сливочного масла. У нас получился кусочек масла весом 50 г, и мы его использовали для бутербродов в этот же день.

Производство творога и сыра

Для приготовления сыра в домашних условиях нм понадобилось: молоко, кефир, соль, сода, мультиварка. Наливаем молоко и кефир в мультиварку,  выбираем режим «молочная каша». Устанавливаем время на 15 минут, закрываем крышку. Пока происходи нагревание молока и кефира, взбиваем 2 яйца с двумя щепотками соли и соды. Через 15 минут в молочной смеси получились густые хлопья и отделилась жёлтая жидкость, которая называется сыворотка. Процедили всё через марлю и дуршлаг. Сыворотка стекла и осталась густая масса – творог. Мы решили из творога сыр. Выливаем яичную смесь в мультиварку к творогу. Добавляем кукурму и имбирь. Добавляем режим «мультиповар» на 15 минут. Крышку мультиварки не закрываем, начинаем плавить сыр, непрерывно помешивая. После завершения программы выкладываем сыр на марлю, заворачиваем и ставим под пресс и выставляем на холод на ночь.

таким образом, опыты нашей семьи доказывают, что вполне возможно получить вкусные и полезные продукты питания без использования вредных добавок, учитывая вкусы и предпочтения членов семьи.  Я убедился, что процесс приготовления трудоёмкий, зато для блага моих родных. Каждая семья может включать в меню свежую, полезную пищу, позволяющую сохранить бодрость, отличное самочувствие и работоспособность.

Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, проведя анкетирование среди учащихся начальной школы, посетив магазин, опытным путем убедившись в полезности молока, мы пришли к следующим выводам

1. Молоко – жизненно необходимый продукт питания практически для всех живых организмов; это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку.

2. В молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов и минеральные вещества.

3. Молоко является сырьём для получения кисломолочных продуктов, сыров, масла.

4. Многие кисломолочные продукты можно приготовить в домашних условиях, при этом они также очень вкусные и полезные.

Узнав столько интересного про молоко и молочные продукты, убедившись, что оно на самом деле не только вкусное, но и полезное мы поняли, что молоко – это ценный продукт питания для детского организма и у всех  появилось желание употреблять его в пищу.

Публикация «Исследовательский проект „Чем полезно молоко и что из него можно сделать?“» размещена в разделах

2. Основная часть

В детском саду нам дают молоко и говорят, что оно полезно.

Я задумалась, чем полезно молоко и откуда оно берётся?

Объект моего исследования – Молоко

Предмет исследования – Польза молока.

Цель моего исследования

Выявить, чем полезно молоко и что из него можно сделать?

• Задачи исследования:

Узнать, какие полезные вещества содержатся в молоке.

Выяснить, откуда берётся молоко.

Узнать, что из него можно сделать.

• Методы исследования:

• Купить молоко;

• Посмотреть в интернете;

• Спросить у взрослых;

• Сходить на ферму;

• Провести эксперимент;

Предположим, что молоко полезно для здоровья

и из него можно приготовить много вкусных блюд.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Какие полезные вещества содержатся в молоке?

Купили молоко и прочитали на этикетке, что в молоке есть Жиры, белки и углеводы.

Посмотрели в интернете;

Поговорили с медсестрой;

Поиграли в игру «Витаминки» с Еленой Владимировной.

В молоке есть : Белки- они нужны для роста организма. Жиры и Углеводы- нужны для энергии. Витамины- нужны для здоровья.

Откуда берётся молоко?

Сходили на ферму и узнали, что молоко дают коровы. Через доильный аппарат молоко проходит по молокопроводу и попадает в холодильник. Из холодильника молоко перекачивают в «молоковоз», который отвозит его на молокозавод. Коровы питаются натуральными продуктами: сеном, травой, силосом.

В какие блюда добавляют молоко?

Я поговорила с поварами и узнала, что молоко добавляют в омлет, капустные котлеты, сырники, чай, кофе.

Какие молочные продукты делают из молока?

Я поговорила с мамой и она мне объяснила, что из молока изготавливают сыр, творог, масло, сливки, кефир.

Мы с мамой провели эксперимент:

Налили молоко в банку и поставили в тёплое место. Через день получилась простокваша.

Поставили простоквашу на огонь – получился творог.

Мы узнали что из молоко и молочных продуктов можно приготовить вкусные и полезные блюда.

Можно сделать вывод: «Пейте дети молоко- будете здоровы!»

Молоко очень полезно для здоровья и из него можно приготовит вкусные блюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *