Детские проекты, исследовательная деятельность – Детский исследовательский проект в старшей группе компенсирующей направленности «Что такое мох»
Детский проект «Динозавры» в старшей группе
Познавательно-исследовательский проект «Удивительная вода». Старший дошкольный возраст
– воспитывать бережное отношение к воде;
– расширять представления детей о свойствах воды;
– учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
– приучать детей зарисовывать и и отмечать результаты наблюдений;
– развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
– способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
– развивать умение анализировать и делать выводы.
Предполагаемый результат:
– дети, знают основные свойства воды;
– могут экспериментальных путём подтвердить свои знания;
– понимают, что вода это ценный, жизненно-необходимый, исчерпаемый ресурс;
– осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.
2 этап. Разработка проекта.
1. Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их.
2. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
3. Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.
3 этап. Реализация проекта.
Организация деятельности проекта
3.1. Экспериментальная деятельность
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
– «Форма воды»
– «Вкус воды»
– «Запах воды»
– «Прозрачность воды»
– «Текучесть воды»
– «Испарение воды»
– «Звуки воды»
– «Прозрачность воды»
– «Испарение воды»
– «Три состояния воды»
– «Вода питает растения»
– «Взаимодействие воды с другими веществами»
– «Масло и вода не смешиваются»
– «Твёрдые тела впитывают воду»
– «Бумага против воды»
– «Растворимость продуктов в воде»
– «Плавучесть предметов»
– «Влияние на воду природного материала»
– «Какие материалы пропускают воду»
– «Воздух и вода»
– «Поднимающаяся вода»
3.2. Игровая деятельность.
Цель: продолжать учить детей играть в различные игры, обратить внимание на необходимость соблюдения правил игры, вырабатывать привычку прибирать игры на место после игровой деятельности.
*** Дидактические игры: «Плавает – не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Где живёт вода?», «Что сильнее?», «Круговорот воды в природе», «Для чего нужна вода?» «Какая бывает вода?».
*** Малоподвижные игры: «Раз, два, три – замри»; «Не зевай, а за нами повторяй», «», «Солнце, дождик, ветер», «Найди капельку», «Донеси воду в ложке», «Водовозы».
*** Подвижные игры; «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик».
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: продолжать работу по расширению словарного запаса детей, учить слушать и слышать воспитателя, учить задавать вопросы и давать полный ответ на поставленный вопрос, учить анализировать полученную информацию и делать выводы, выражать свои впечатления и ощущения в форме мини рассказов.
* Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство»;
* Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде;
* Разгадывание загадок о воде;
* Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик»;
* Разучивание стихотворений о воде.
3.3. Продуктивная деятельность.
Цель: учить детей отображать увиденное на листе бумаге, вести журнал опытов, с зарисовкой результатов и выводов;
* развивать творческие способности детей;
* развивать умение работать в подгруппе, создавая коллективную работу.
– Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Такая разная Капелька», «Три состояния воды», «Всем нужна вода», «Тонет-не тонет», «Вода в природе», «Воздух и вода»,
– Социальная живопись «Мир воды»;
3.5. Совместная работа с родителями:
Цель: способствовать активизации совместной деятельности детей и родителей.
– Экспериментальная деятельность детей и родителей «Самый интересный опыт с водой»
– Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят»
(по результатам проведённого дома с детьми опыта, родители и дети оформляют его на листе А4 и в результате из всех работ оформляется один общий альбом);
– Оформление дневника «Опыты с водой»
(родители совместно с ребёнком оформляют рисунки ребёнка, в которых отображены результаты опытов проведённых в группе, в дневник)
– Консультация для родителей: «Расскажите детям о воде», «Игры с водой»;
4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Выставка детских дневников «Опыты с водой».
4.2. Фотоколлаж «Наша лаборатория»
4.3. Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят».
«Дождик-дождик»
Дождик-дождик, Полно лить,
Малых детушек Мочить!
(Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Дождик песенку поет
Дождик песенку поет,
Только кто его поймет? (Хлопаем в ладоши)
Не пойму ни я, ни ты, (Развести руки в стороны, покачать головой)
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва. (Хлопаем по коленям ладошками)
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно. (Руки постепенно поднимаем вверх перед собой)
Кончится дождь! (Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее и медленнее, останавливаются.)
«Туча и дождик»
Туча по небу плыла (Правая рука описывает дважды большой круг)
Дождик за руку вела, (Правая рука берет левую руку за большой палец)
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошах. ( Руки вытянуты вперед, двигаются влево и
вправо)
Дождик всюду походил, (Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы)
На крылечке наследил, (Шлепки по коленям)
Топнул, шлепнул и умчался. ( Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками)
Уж как шла лиса по тропке
Уж как шла лиса по тропке
(Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед)
Нашла грамоту в охлопке. (То же по другой руке)
Она села на пенек (Хлопнуть ладонями по коленям)
И читала весь денек. (Описываем круг обеими руками)
«Гроза»
Капли первые упали,
Пауков перепугали. (Постукиваем по столу пальчиками поочерёдно)
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей. (Постучать по столу всеми пальцами)
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук
бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает, (Нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (Сильнее постучать по столу всеми пальцами
обеих рук)
А потом из тучи солнце (Хлопаем в ладоши)
Вновь посмотрит нам в оконце! (Поднять обе руки вверх с разомкнутыми
пальцами.
Рекомендуем посмотреть
Проект на тему “Русские народные сказки” в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему “Дружба”. Старшая группа
Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6-8 лет. Свойства крахмала
Экспериментальная деятельность в детском саду в старшей – подготовительной группе. Питание растений
Исследовательская работа в старшей группе ДОУ
Тема исследовательской работы «КАК КОЛОСОК ХЛЕБОМ СТАЛ»
Исполнители: Дорин Богдан, Ивашина Алёна, Сарасом Вика, Литвиненко Лена.
Дошкольная старшая разновозрастная группа
Возраст: 6 лет
Руководитель: Ляпина Наталья Леонидовна- Воспитатель дошкольной группы.
Цели: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания о хлебе.
Задачи:
• развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать
радость от процесса получения новой информации, познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, рассказов о хлебе”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской “Хлеб”, М. Пришвина “Лисичкин хлеб”.
Проведение цикла занятий: «Где берут зерна?», «Как превратить зерно в муку ?», «От чего зависит вкус изделия?», «Сравнение вкуса изделий, приготовленных из разных злаков», «Как хлеб на стол пришел?», «Как мы можем беречь хлеб?» Утром перед занятием замешивание дрожжевого теста.
Словарная работа: рожь, пшеница, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.
Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Подготовка к исследованию, материалы:
• колоски пшеницы, ржи, ячменя.
• зерна пшеницы, ржи; ячменя;
• плоские камни для размельчения зерна; кофемолка ручная;
• мука ржаная и пшеничная;
• видеоролик “На хлебозаводе”;
• картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;
• карточки последовательности исследования.
Гипотеза: если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то ещё больше будем дорожить им.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Определиться с темой.
2. Найти в литературе и в сайтах Интернета информацию и иллюстрации по данной тем
3. Провести эксперименты: рассмотреть колоски, смолоть муку, вырастить пшеницу и рожь, замесить тесто , испечь хлеб.
4. Создать слайдовую презентацию.
5. Сделать схему «Как колосок хлебом стал».
6. Создать мини музей хлеба.
7. Выступить на районной конференции.
Как колосок хлебом стал?
Мы никогда раньше не задумывались над этим вопросом. Нам говорили, что нужно беречь хлеб. И мы выполняли это правило. В нашей группе все бережно относятся к этому продукту.
Наши воспитатели нам много рассказывали о бережном отношении к хлебу. Казалось, уже нет вопросов, на которые мы не можем ответить. Но когда прозвучал вопрос: «А как хлеб появился на нашем столе?», мы все задумались. Как оказалось: мы ничего ещё не знаем о хлебе, мало его ценим. Вот и решили провести своё маленькое исследование.
Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.
Начали искать информацию. Воспитатели нам прочитали стихи и сказки о хлебе, Затем в Интернете, нашли мультфильм «Хлеб», который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше.
А вот, чтобы узнать, как выращивают хлеб в наше время, мы рассматривали много картинок, листали детскую энциклопедию. В результате мы узнали очень много интересных и не известных нам фактов.
Чтобы испечь вкусный хлеб необходимо вырастить зерно! Для этого нужна мягкая рыхлая земля, теплое солнце, ласковый ветер и добрый дождь. Но прежде всего землю необходимо подготовить. И готовят ее осенью. Эту работу выполняет трактор. К нему прикрепляют большой плуг, который поднимает и переворачивает верхний слой почвы – готовит для семян мягкую постельку.
Потом землю боронят. К трактору прикрепляют борону. Она прочёсывает землю зубьями как расчёской.
И это ещё не всё. Потом к трактору прикрепляют культиватор, который своими лапами рыхлят землю и убирают сорняки, чтобы они не мешали расти зернам. Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей.
Человека, который управляет трактором называют трактористом
Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они перезимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Ранней весной по мерзлой почве на поля распылят минеральные удобрения, чтобы богаче был урожай. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами.
Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Комбайны – это такие машины, которые косят растение, молотят зерно, а еще и солому укладывают в копны. Управляют этими машинами комбайнеры.
Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор – это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу.
Там его перерабатывают в муку. На мельнице работают мукомолы. С мельницы мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. На хлебозаводах работают пекари.
Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов. Там работают продавцы.
Свое исследование мы начали с рассматривания и обследования колосков пшеницы и ржи.
Мы потёрли его в руках и вышелушили зерна. Нам удалось выяснить что в одном колоске более 20 зернышек. Зерна пшеницы – округлые, а зерна ржи – длинные. Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. А потом мы попробовали зёрнышки. Они были твердые, но вкусные и во рту превратились в тесто. Следующее исследование мы провели с зерном. Мы пробовали сделать муку самостоятельно . Первым делом мы растирали зерна между камнями, ох и трудно же было!
Затем делали муку на кофемолке, тоже было трудно! Настоящей муки у нас не получилось. Для этого нужны специальные машины. Но мы не отчаялись и взяли муку из магазина.
На следующем этапе нашего исследования мы выяснили, что мука бывает пшеничная из пшеницы и ржаная из ржи, пшеничная –белая, а ржаная- -серая. Мука мягкая, воздушная ,легкая, нежная. Все исследования мы проводили используя лупы.
Следующим этапом было –испечь хлеб . Мы решили испечь белый хлеб и ржаной. Приготовили муку, просеяли её через сито и положили в миску, добавили подогретую воду, дрожжи, сахар ,соль, и замесили жидкое тесто- опару. Поставили ее в тёплое место, чтобы она подошла.
Когда опара задышала, подошла мы замесили тесто и снова поставили его в теплое место для созревания. Из созревшего теста мы сделали колобков и отнесли в столовую, где повар поставил их в духовку для выпечки.
После сна мы снова отправились в столовую уже за готовым хлебом. Хлеб у нас получился вкусный, мягкий, ароматный, горячий, свежий. А как хвалили наш хлеб все кого мы угощали! Оказывается это целое искусство испечь хлеб. Хотим сказать, нужно большое мастерство, чтобы испечь хлеб.
На этом мы решили не останавливаться и сделали схему«Как колосок хлебом стал» и мини музей хлеба ,чтобы всем друзьям рассказывать о ценности и важности хлеба.
А еще мы посеяли семена ячменя и пшеницы.
Итог исследования:
Проведенное исследование открыло нам много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали о труде хлеборобов. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.
Таким образом, мы сумели достичь цели своего исследования и смогли узнать о трудном пути колоска к столу. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы буду еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: Молоко
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ
Перспективное планирование исследовательской деятельности в старшей группе детского сада
Проектная деятельность в старшей группе на тему «Юные агрономы»
Руководитель проекта: воспитатель старшей группы – Мархель Ирина Алексеевна
Возраст участников проекта: дети от 5 до 6 лет.
Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта: Среднесрочный (с марта по май), групповой, познавательно – исследовательский, творческий.
Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях?
Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Данный проект направлен на:
– Расширение представления детей об окружающем мире.
– Формированию у детей интереса к исследовательской и опытнической деятельности.
– приобщению детей к трудовой деятельности;
– учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
– развивать познавательные и творческие способности в процессе совместной исследовательской деятельности;
– обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
– формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
– формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
– учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
– развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
– Воспитывать бережное отношение к своему труду.
– Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на столе.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Взаимодействие с семьёй
Проведение родительского собрания «Участие в проекте «Юные огородники».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.
Принести рассаду, если имеется.
Деятельность детей
Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений
2 ЭТАП – реализация проекта
На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т. д.
Деятельность педагога
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.
Подбор материала и оборудования для опытно – экспериментальной деятельности
Пополнить папку дидактическими играми по экологии
Организация выставок, конкурсов: выставка рисунков «От семечки к ростку» конкурс «Угадай название овоща» и др.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян
Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы»
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.
Слушание и разучивание песенок об овощах.
Опытно-экспериментальная деятельность: – «Строение растений» – «Размножение, рост, развитие растений» – «Условия, необходимые для жизни растений»:
• Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д./
• Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
• Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
• Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Взаимодействие с семьёй.
Участие в эстетическом оформлении «огорода»
3 ЭТАП – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога
Составление отчета о проделанной работе в паспорт проектов;
Оформление документации;
Подготовка презентации проекта.
Деятельность детей.
Оформление выставки работ, выполненных на протяжении всего проекта.
Предполагаемый результат (выход):
1. В группе на столах был разбит «Ферма с огородом ». 2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания. 3 . У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях. 50% родителей были вовлечены в работу над проектом.
Конспект занятия в старшей группе на тему «Посадка семян для рассады»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности при обобщении знаний детей о выращивании растений.
Задачи:
– создать условия для ознакомления детей со способами посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по одному в бороздку, «щепотью»);
– создать условия для различении и названии семян разных овощей;
– обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
– обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера материалов.
– способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками
Словарная работа: семена, рассада, вырастить растение, почва, лунка,
бороздка, щепотка, проросли семена, росток.
Оборудование:
коробочки с землёй, лейки с водой, семена овощей, палочки для работы, с отметкой глубины посадки,
указатели овощей;
иллюстрации овощей, свежие овощи в корзинке.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая,
познавательно-исследовательская.
ООД I Мотивация
Приход куклы. (девочка)
Кукла: Здравствуйте ребята, вы узнали меня! Помогите пожалуйста мне, уже весна, и нужно будет сеять семена, т.к. бабушка заболела, а я не знаю как их сеять вот и решил обратится к вам.
Воспитатель: Ну, что ребята поможем?
Дети: Да.
II Основная часть
Воспитатель: Так что же мы сегодня будем делать?
Дети: Учиться выращивать овощи.
Игровая ситуация «Вырастим овощи»
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи, овощеводы берут вот такой (воспитатель показывает настоящие овощи) огурец или помидор, кладут их на грядку, засыпают землей, проходит время. и на грядке вырастает много-много новых огурцов и помидоров.
Воспитатель: Почему вы на меня так смотрите? Я что-то не так говорю или делаю?
Дети: Это не правда, так не бывает, люди сажают семена в землю, поливают их.
Воспитатель: Где же берут семена?
Дети: Семена есть у всех растений и овощей.
Воспитатель: Что-то я их не вижу, а вы? Рассматривает свежие овощи. Тут какая-то ошибка, ребята.
Дети: Семена внутри огурца и помидора.
Воспитатель: Как заглянуть внутрь плода?
Воспитатель: Внутрь не заглянешь, а надо убедиться, что семена, действительно, есть.
Воспитатель: Что делать? (проблемная ситуация)
Дети: Разрезать.
(Проводим опыты с огурцом и помидором.)
Воспитатель: Посмотрим. Разрезаем. Действительно есть! (Рассматриваем семена.) Они одинаковые?
Дети: Нет, разные.
Воспитатель: Так что же получается: вот этот хрустящий огурец был сначала конфетой?
Дети: Семечком.
(Показ картинки огурца с наклеенным семечком.)
Игра «На что похоже семечко?»
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, на что похожи семена растений?
Дети: Семена похожи на горошины, точки, овалы, шарики, лепестки, иголочки, клювики, червяков.
Воспитатель: Чем отличаются семена растений?
Дети: Формой, цветом, размером.
Воспитатель: Представьте, что семена всех растений стали одинаковыми. Как думаете, обрадовались бы огородники?
Дети: Наоборот, расстроились бы.
Воспитатель: Почему?
Дети: Не знали бы, что сажают. Могло бы вырасти на всех грядках одно и то же)
Воспитатель: Что может делать семечко?
Дети: Спать, толстеть, прорастать.
Минутка шалости – музыкальная.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где происходят все эти чудеса с семенами?
Дети: (Нет)
Воспитатель: В земле.
Воспитатель: Как овощеводы называют землю ласково?
Дети: Земля-матушка, земля-кормилица.
Игра «Расскажи, что было сначала, что потом?»
Воспитатель: У меня 4 картинки. Что вы видите на второй картинке?
Дети: (Нарисован росток.)
Воспитатель: Отгадайте, что нарисовано на первой картинке?
Дети: Семечко, потому что из него появился маленький росток.
Воспитатель: Кто знает, что на третьей?
Дети: Растение.
Воспитатель: Вы узнали это растение?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Что появляется сначала: цветок или завязь?
Дети: Цветок, из него появится маленький плод, а потом он вырастет.
Воспитатель: Пока я меняю картинки, помассируйте большие пальцы рук.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас немного отдохнём.
Игра «Овощи»
Воспитатель: Я называю овощ, если он растёт под землёй, – садитесь на корточки, если над землёй, – встаёте, руки поднимаете вверх. ( Картошка, помидор, свёкла, огурец, репка, кабачок, горох, морковь.)
Деление на группы. Игра «Лото».
Практическая часть
Воспитатель: А сейчас давайте займёмся посевом семян?
Воспитатель: Все подходим к своим местам, присаживаемся.
(Показ посева семян)
Воспитатель: Для крупных семян делаем лунки поглубже. Как думаете, чем можно сделать лунку? (Палочкой, карандашом или пальцем.) Выберите подходящую.
Воспитатель: Сколько семечек кладем в лунку?
Дети: Одно, двум будет тесно расти.
Воспитатель: Для средних семян делаем бороздку неглубоко. Как думаете, почему?
Дети: Разложим по одному цепочкой.
Воспитатель: А вот совсем мелкие семена удобно разложить по одному?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как мы поступим?
Дети: Посеем в бороздку щепоткой.
Воспитатель: Семена посадили, что делаем дальше?
Дети: Засыпаем землёй, поливаем.
Воспитатель: Что ещё можете предложить сделать, чтобы семена проросли быстрее? Накрыть плёнкой,
Дети: Поставить в тёплое место, на свет, ухаживать.
Воспитатель: Ребята, ученые выяснили, что нужно ещё разговаривать с растениями, чтобы они быстрее росли. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это, мы будем разговаривать и сравнивать результаты.
Воспитатель: Но мы можем потом что-то и забыть.
Дети: Будем делать рисунки.
Воспитатель: Правильно, а для этого мы заведём дневник длительных наблюдении и будем зарисовывать с вами.
Воспитатель: ребята, наша кукла (девочка) научилась, как правильно сеять, и расскажет своей бабушке, как сеяла семена.
III Рефлексия.
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Что вам больше понравилось: играть или сажать семена растений?
(Дети отвечают) (играть, сеять, кукла)
Всем спасибо, идём мыть руки с мылом!
Проект на тему “Русские народные сказки” в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему “Дружба”. Старшая группа
Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Дети, воспитатели, родители старшей группы.
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
– Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
– Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
– Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
– Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух – его давление и сила; Почва – состав, влажность, сухость;
– Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
– Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
– Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
– Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
– Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
– Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
– Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
с сентября по март учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).
Всего в проекте двадцать семь занятий из них – шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Перспективный план работы с детьми Сентябрь
– Анализ результатов проекта.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
– Перспективный план работы с родителями
– Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
– Консультации для родительского уголка.
– Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
– Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
– Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. « Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», « начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», педагогика, 2001. — № 1.
. « Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8.
Детский исследовательский проект «Огород на подоконнике» в старшей группе
Детские проекты, исследовательная деятельность – Детско-родительский проект «Семейный альбом» для старшего дошкольного возраста
Детские проекты, исследовательная деятельность в старшей группе – перейти на главную страницу рубрики.
Исследовательская деятельность – Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Воздух»