ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИФИКА СТРУКТУРА

Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна  проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Можно сделать вывод: в учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.

– установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;

– изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;

– изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;

– установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;

Задачи учебно-исследовательской деятельности детей

– развитие мотивации к процессу получения знаний;

– ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

– формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

Виды проводимых исследований

а) по содержанию:

1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;

2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;

3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;

4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.

б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);

в) по месту проведения:

г) по времени: кратковременные или долговременные;

Учебное исследование предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности (от постановки проблемы до презентации результатов своей работы), требует умений работать с информацией, с эмпирическими данными, владение исследовательскими методами. Кроме того, не менее важно осуществлять анализ проделанной работы, уметь оценивать ее согласно определенным критериям. Можно выделить пять блоков умений младших школьников, которые необходимы, формировать для успешной реализации исследовательской деятельности.

Пять блоков исследовательских умений учащихся начальных классов:

1. Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):

– умение выбрать тему исследования;

– умение увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что я хочу узнать? Для чего мне будут нужны полученные знания?);

-умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);

-умение, связанные с выбором и применением доступных методов исследования;

2. Умения работать с информацией (информационные):

-умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом;

-умение выделять главное в воспринимаемом тексте, в своем тексте; умения выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;

-умение работать с определением, понятиями, терминами;

-умения устанавливать логику изложения (умение составлять план текста, своей исследовательской работы);

-умение кратко излагать, конспектировать, применять приемы конспектирования, применять цитаты, оформлять ссылки;

-умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты;

-умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированием вывода.

3. Умения организовывать свою работу (организационные):

-умение организовывать свое рабочее место;

– умение планировать работу;

-умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале, других учреждениях просвещения (например, клуб по интересам);

4. Умения представить результат своей работы.

-умения использовать различные формы представления результатов;

-умения задавать вопросы и отвечать на низ;

-умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;

5. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные):

-умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки;

-умение оценить работу, представленную другим исследователем;

-умение формировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку;

Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное решение исследовательских задач, можно предположить и вероятность успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе их решения. Принимая во внимание то, что в результате решения той или иной исследовательской задачи ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных универсальных учебных действий.

Сопоставление исследовательских умений

и универсальных учебных действий

Сказанное позволяет утверждать, что организация исследовательской деятельности младших школьников обеспечивает и формирование всех групп универсальных учебных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

1. Босова, Л. Л. Исследовательская деятельность на уроках информатики в 5-6 классах Л. Л. Босова // Информатика и образование. – 2006. -№6. – С.36-43.

2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина \ Начальная школа (Первое сентября). -2006.-№10. – С.8.

4. Иванов, Г. А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов\ Педагогические технологии.- 2006. -№1. – С.22-29.

5. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов \ Народное образование.-  2004.-  №2.- С.146-148.

6. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. С. Обухов \ Народное образование. – 1999. – №10. – с. 158-161.

7. Савенков, А. И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников/ А. И. Савенков. С Пб.: Питер.-  2004. – 272 с.

8. Савенков, А. И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А. И. Савенков.- Ярославль: Академия развития. – 2004. – 128с.

9. Савенков, А. И. Истоки практики исследовательского обучения / А. И. Савенков \ Исследовательская работа школьников. – 2005.- №4.- с.29-3

10. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие/ Н. А. Семенова – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ». –  2007. -76 с.

11. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников / Н. А. Семенова \ Начальная школа. – 2006. -№ 2. – С.45-49.

12. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях внедрения новых ФГОС НОО/ Н. А. Семенова //Вестник «ТГПУ». -2011. -№12.

13. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся /   Начальная школа.- №2.- 2007.- с.45.

14. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе Н. А. Семенова// Вестник ТГПУ. – 2012.- №11.-С.209-211.

Селюнина И. В.Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.-

Введение

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

Этапы исследовательской деятельности:

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

В своей практике постоянно включаю этот вид деятельности на уроках и во внеурочной работе. Стараюсь вовлечь в исследовательскую деятельность наибольшее количество учеников в классе, задействовать членов их семей. Для этого использую групповые, парные исследования, исследования «взрослый + ребёнок».

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. ( Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

Цель: дать определения основным понятиям, сделать выводы, подготовить сообщение по результатам исследования. На этом этапе обычно создавалась электронная презентация. Можно отснять фильм, мультфильм, слайд-шоу и т.д.

Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Отрабатывались навыки публичного выступления сначала перед учителем и родителями, затем перед своим классом, затем на школьной научно-практической конференции. Особое внимание уделяю ситуации, когда докладчик затрудняется ответить на вопрос из зала. В таком случае уместна фраза: «Я не готов ответить на этот вопрос сейчас, но я постараюсь найти ответ в различных источниках и ответить на него позже».

11. Обсуждение итогов работы.

Важно проводить обсуждение не только с учеником, но и с его родителями, с одноклассниками. Учить умению давать оценку деятельности другого ученика и проводить самооценку. На данном этапе очень важно создать «ситуацию успеха» у обучающегося.

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Литература

Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования –

Несколько лет назад учителя нашей школы начали реализовывать метод проектов на практике. Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов окружающего мира, наличия библиотеки, умения владеть информационными технологиями, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых и неживых объектов.

Исходя из поставленных целей, я поставила перед собой

Хочу отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны),  обращаться за помощью к родителям.

Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.

На подготовительном этапе, на мой взгляд, очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы.

Как из двадцати с лишним учащихся выбрать тех, кто готов заняться исследовательской деятельностью?

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходимо не только желание, но и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в:

1) наличие у детей ряда коммуникативных умений:

2) развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Это наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Основным требованием к использованию метода проектов является  в исследовательском, творческом плане  требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. На первых этапах неоценима роль учителя в постановке проблемы, но иногда, сам ребёнок может подсказать её. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Хочу поделиться с вами правилами поиска и выбора темы исследования, как наиболее важного этапа всей работы.

Ведущая идея, по моему мнению, состоит в том, чтобы выполняемая ребенком исследовательская деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Отсюда вытекает практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов исследования.

Выполнение проекта начинается с  по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

этап подготовки к защите исследования. Ученик должен кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

над проектом, иначе говоря, выходом проекта,  Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации, нужно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

Таким образом, мы видим, что проект – это : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Список использованных ресурсов:

Оформление и защита паспорта исследования

Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму: (основание)

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2.  обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип  исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7.  определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Воздух и его свойства» (см. табл. 1).

Паспорт исследования Лисицыной Екатерины

Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

По мнению Н. В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.

В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Темы проектов могут быть предложены детьми. Но при этом особенно важно, чтобы учитель путём наводящих вопросов помог школьнику чётко определиться с конечной целью проекта, составить план проектной деятельности на бумаге и в случае необходимости следил за её продвижением. Следует по возможности сдерживать детскую фантазию (в разумных пределах) с тем, чтобы, с одной стороны, избежать сильной поддержки при выборе им цели, не соизмеримой с собственными возможностями, а с другой — не допустить ситуации, когда цель деятельности не достигнута.

Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Какие же действия формирует и развивает проектная деятельность? Любой проект начинается с определения темы и выявления конкретной проблемы в рамках выбранной темы. Эти два действия позволяют активно формировать и развивать регулятивную (целеполагание; планирование; прогнозирование) и познавательную (выдвижение и формулирование гипотезы, определение направлений и способов поиска информации; критическая оценка информации; систематизация и классификация информации) группы УУД. Следовательно, можно отметить, что в рамках реализации проектной деятельности происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС НОО.

К. Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности:

– ориентация на получение конкретного результата;

– предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

– фиксация срока достижения результата;

– предварительное планирование действий по достижению результата;

– программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

– выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

– получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной проектной деятельности обучающимся необходимо:

Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе проектной деятельности, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, самоанализ, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности необходимо формировать у младших школьников в процессе работы над проектом или вне него:

презентационные умения и навыки: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;

– слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы;

– поисковые умения и навыки: находить информацию в журналах, Интернете, формулирование ключевых слов;

– информационные умения и навыки: поиск и выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.

В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

Необходимо педагогически грамотно сделать погружение младших школьников в проектную деятельность, заинтересовать проблемой,  практической пользой.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.

Список используемой литературы

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.-1233 с.

Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г. – 256 с.

5. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4

. — С. 92-94.

6. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. – 106 с.

8. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. – 2017 г. – 147-155 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая рос. энцикл., 2017г. – 527 с.

10. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

12. Прохорова О. Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.

13. Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. – 2017 г – 1-10 с.