ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Людмила Антонюк Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»

Учитель МОБУ Усть-Ярульская

Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии

Мастер- класс «Технология проблемного обучения

Цель проведения мастер-класса : представить коллегам проблемные ситуации апробированных учебных занятий на уроках технологии.

1. Обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования;

Что это? Технология проблемного обучения – это такой способ получения знаний, при котором учитель создает проблему и подталкивает учеников к поиску решения поставленной задачи. Ситуации, предложенные учителем, должны быть нестандартными и конкретными.

Как работает? Технология направлена на развитие творческого мышления, навыков командной работы и диалектико-материалистического мышления. Применение таких методов работы на занятиях способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

Использование технологий проблемного обучения подразумевает побуждение к действию посредством создания цепи проблемных ситуаций, поэтому учебный материал должен быть тщательно сконструирован. Логика научных понятий в самом начале их зарождения опирается на закономерности проблемного обучения, в связи с этим часть образовательной программы содержит достоверные исторические противоречия из областей наук.

Но подобный способ получения знаний неэкономичен, поэтому наиболее выгодным вариантом структурирования учебного материала будет комплекс классического изложения с внедрением проблемных ситуаций.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Проблемная ситуация является средством технологии проблемного обучения, начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность учения.

Проблемные ситуации классифицируются по сущности неизвестного, по степени проблемности, по виду нестыковки информации и по другим методическим обоснованиям.

Суть проблемного метода состоит в создании проблемных ситуаций, активной образовательной деятельности детей, которая представляет собой поиск и решение трудных вопросов, способствующих обновлению знаний, анализа, умения замечать за конкретными фактами явление, закон.

В настоящее время в теории проблемного обучения выделяют психологические и педагогические проблемные ситуации.

Психологическая затрагивает деятельность учащихся, педагогическая – организацию образовательного процесса. Последняя моделируется посредством действий, побуждающих активность, учительских вопросов по акцентированию новизны, важности, красоты и других специфических особенностей объекта познания. Психологическая проблемная ситуация исключительно индивидуальна. Ни очень сложная, ни крайне легкая учебная задача не способствуют созданию проблемной ситуации для школьников.

Они могут искусственно возникать в ходе процесса объяснения нового материала, на этапе закрепления, в процессе контроля. Учитель создает проблемную ситуацию, мотивирует учащихся на ее решение, способствует организации поиска выхода из нее. Так школьник оказывается субъектом своего познания, и в результате он овладевает новыми знаниями и способами действия.

Проблемное обучение – тяжело управляемый процесс, так как появление проблемной ситуации сугубо индивидуально и от педагога требуется применение дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы технологии проблемного обучения

Применение технологий проблемного обучения подразумевает:

К аналогам проблемного обучения можно отнести поисковые и исследовательские методы, которые подразумевают осуществление учащимися самостоятельного поиска и исследования противоречий, а также способствуют творческому применению и добыванию новых знаний.

Задачами технологии проблемного обучения являются создание условий для развития у детей внимания, наблюдательности, ответственности, критичности, активации мыслительной и познавательной деятельности, формирования инициативности и нестандартности мышления. Проблемные ситуации способствуют прочному усвоению полученных знаний, так как они формируются в ходе самостоятельной работы, что в психологии называется «эффектом неоконченного действия».

Публикация «Мастер-класс „Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене“» размещена в разделах

2. Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

3. Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

4. Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

5. Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса.

2. Представление опыта работы.

Ознакомление с постановкой проблемной ситуации с удивлением и затруднением.

3. Практическая часть.

Создание проблемных ситуаций в рабочих группах.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

От современного учителя требуется формирование у обучающихся УУД. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:

какие образовательные технологии применять, как мотивировать учащихся, как формировать мышление и речь, познавательную активность, творческую деятельность? Речь пойдет о технологии проблемного обучения.

Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего — творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках технологии в рамках проблемного обучения.

• раздаточный материал.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

Ход мастер – класса

-Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса : «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках технологии в рамках проблемного обучения».

Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Прошу объединиться в группы для дальнейшей работы:

– Предлагаю Вам зафиксировать свои ожидаемые результаты (в маршрутном листе, которые Вы хотели бы получить в течение мастер-класса.

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

– Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

«Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках»

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы,

поиск решения проблемы,

описание решения (выражение нового знания в новой форме,

реализация решения (реализация продукта).

Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно – получают готовый ответ от учителя. Рассмотрим каждый этап проблемного урока.

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.

1. Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

2. Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни»,«Проанализируй»).

Приемы создания проблемной ситуации актуальные для предмета технология.

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е. Л. Мельникова выделила 2 типа проблемных ситуаций :

• С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же задания).

• С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться).

Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Урок технологии в 5 классе : основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

На следующем уроке после изучения темы «декоративно-прикладное искусство и орнамент» я предлагаю нарисовать эскиз будущего изделия для кухни, учитывая основные правила, приемы и средства композиции, а также колорит. Это вызывает затруднение (мы не знаем эти правила). Какие основные правила композиции применяют при проектировании изделий?

Подбери ткань для фартука, учитывая волокнистый состав, физические, эргономические, эстетические и технологические свойства ткани. Свойства и ассортимент тканей для рабочей одежды.

Столкнуть разные мнения учеников

Урок «Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий»

Для ускорения варки все крупы, бобовые и макароны замачивают на 3-4 часа. Технология приготовления каш, бобовых и макаронных изделий.

1. Обнажить житейское представление учащихся.

2. Предъявить научный факт сообщением.

«Приготовление бутербродов» ПС в середине урока.

Классификация бутербродов с его описанием.

Холодный закрытый Соедини стрелочками Запеченный ломтик хлеба с яйцом, грибами

Гренок Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром и т. п.

Горячий открытый Закрытый бутерброд, запеченный в микроволновой печи или духовке

Канапе Бутерброд на обжаренном ломтике хлеба

Холодный открытый Маленький закусочный бутерброд

Горячий закрытый Два ломтика хлеба с начинкой между ними

Приведу примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.

Урок «Швейная машина», в начале урока ПС

Рабочие органы, заправка швейной машины прошлого века не отличается от деталей и заправки в новых бытовых швейных машинах.

Сможем ли мы заправить любую бытовую швейную машину?

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Пример: сценка испачкала фартук. Назначение рабочей одежды.

Яркие игрушки, изделия ДПИ и т. д. ( Джентльмены удачи, полет на Луну)

Тема “Физиология питания”, 5 класс

А) В начале урока – ПС : столкновение мнений.

Одна часть человечества говорит: “Мы живем для того, чтобы есть”. Другая: “Мы едим для того, чтобы жить”. Задать обучающимся вопрос “Кто прав?”.

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о составе пищи они должны прийти к выводу: любой человек – и тот, который видит смысл своей жизни (таких немало) только в еде, и тот, который смысл жизни видит в других интересах, без пищи прожить не смогут.

Б) В середине урока – ПС : столкновение мнений ученых (подойдя к вопросу о режиме питания).

Одна часть ученых говорит: “Кушать необходимо тогда, когда хочется”, другая: “Кушать необходимо строго по режиму”. Задать обучающимся вопрос “Кто прав? А может у вас свое мнение на этот счет?”.

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу: каждый человек делает свой выбор о времени и необходимости принятия пищи, но должен помнить важное – чрезмерно частое потребление калорийной пищи также как и чрезмерный перерыв в приеме пищи может привести к заболеваниям.

В) В начале урока – ПС : столкновение с фактами, для объяснения которых, у обучающихся, недостаточно опыта.

Обучающимся на предыдущем уроке дано домашнее задание, вспомнить, что он ел вчера и составить меню.

Вопрос учителя: “У вас сегодня нашлись силы прийти в школу, значит, вы вчера не голодали, ели. А правильно ли вы питались?”

Затруднения, вызванные вопросом, разрешаются изучением новой темы о составе пищи и анализом состава пищи своего меню. Обучающиеся должны прийти к выводу: если в моем меню было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т. д., то я питался правильно. Если у меня, например, преимущественно углеводистая пища, то это увлечение конфетами, булочками может привести к нарушению обмена веществ, к полноте.

Тема “Раскрой фартука”, 5 класс

ПС: новое решение старым способом

В начале урока проверена готовность: выкройки (лекала, ткань, булавки и т. д. В ходе беседы выясняется, что у некоторых обучающихся есть некоторый опыт раскроя из ткани и пошива одежды для кукол, у всех – из начальной школы – вырезание деталей из бумаги по шаблону. Предлагается приступить к раскрою самостоятельно, ведь шаблон – та же выкройка, бумага – ткань. У них возникнет некоторое замешательство, ситуация может развернуться так: некоторые пойдут на риск и уже будут готовы раскладывать ткань (пусть делают, но проследить, чтобы не дошло до вырезания, другие будут очень осторожны и выскажут мысль о том, что если они неправильно вырежут, то испортят ткань (семь раз отмерь и один раз отрежь). Высказывание последних – сигнал к изучению нового материала. Можно предъявить испорченный образец (цветы направлены вниз, вырезаны карманы).

Тема “Моделирование горловины”, 6 класс

В начале урока – ПС : столкновение с фактом (демонстрация, для объяснения которого у обучающихся недостаточно опыта.

Учитель утверждает, что если мы раскроим и сошьем сорочку по данной выкройке (основе, то мы не сможем надеть ее через голову (демонстрация заранее отшитого образца на обучающемся). Что делать?

Обучающиеся предлагают выполнить застежку на пуговицы, на тесьму-“молния”, заново построить выкройку, вырез сделать глубже ножницами, вырез сделать глубже и шире на выкройке и т. д. Последнее высказывание – сигнал для изучения новой темы. Проверяем гипотезы, отвергаем неверные, объясняем почему.

Подгибка по овальному контуру. ( Проблема выполнения шва)

Второй блок проблемного урока – воспроизведение – делится на две части:

выражение нового знания в новой форме;

Этот этап урока можно провести тремя разными способами. Один из них – формулирование понятий и вопросов. Каждый ученик сам должен выразить полученное новое знание и представить его учителю и одноклассникам. Ребята могут работать в группах, парах, индивидуально, работая над составлением вопросов по материалу урока. Составляя вопросы и отвечая на них, учащиеся дважды упражняются в проговаривании нового материала.

Еще выражать новое знание можно в виде опорных слов, сигналов, точек, конспектов.

Кроме формулировки и опорных сигналов существует еще один способ выражения и реализации нового знания в виде художественного образа, творческого задания, практической работы.

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:

а) дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

б) приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;

в) демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

г) видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

д) способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению, а в целом, развитию внутри личностного интеллекта.

Успех проблемного урока зависит от :

• Осознания учебной задачи учащимися.

• Четкой формулировки проблемы.

• Знания детьми опорного материала.

• Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы

-Сейчас я вам предлагаю в ваших группах создать проблемную ситуацию, которую можно использовать на вашем уроке, представить результат, провести взаимооценивание.

Без сомнения, технология проблемного обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

Преимущества проблемного обучения : самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения : слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда вы определяли для себя цели:

если цели достигли

если не достигли

Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М. : Академия, 2010.

Мельникова Е. Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М. ,2006.

Маршрутный лист группы

Фактический результат ___

• Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

• Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

• Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

С затруднением Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к созданию противоречий Побуждение к формулированию учебной проблемы Пример Приведите свой пример

Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание?

Какой возникает вопрос?

Какова тема урока?

Столкнуть разные мнения учеников практическим заданием. Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?

2. Предъявить научный факт сообщением. Вы сначала как думали?

С удивлением Одновременно предъявить противоречивые факты Что удивляет?

Какие вы видите факты?

Вопросы для осознания противоречия:

1. Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

3. Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

4. Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Формулировка учебной проблемы :

Проблема может быть озвучена, как:

•Тема урока («Текстильные волокна растительного происхождения»).

•Вопрос, ответом на который и будет новое знание (Как ткани ткут).

При выдвижении гипотез

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

•В какой последовательности будете решать проблему.

•Выскажите свою точку зрения

•Какие есть догадки, предположения.

При доказательстве или опровержении гипотез.

•Наблюдение и анализ.

•Сравнение, выделение общих признаков.

•Отбор методом исключения («Это не подходит, так как.»).

•Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:

•умение ставить цель;

•находить и формулировать противоречия;

•выдвигать и обосновывать гипотезы;

•спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;

•составлять план решения или выполнения задания;

•проверять и оценивать свои действия.

Проверка правильности решений.

1. Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

•углубляет понимание нового материала;

•способствует формированию наглядно-образного мышления;

•развивает активную речь, творческие способности.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

•на формулирование (темы, вопросов по теме);

•опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

• художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.

На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении, выражении решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.

Рекомендации по планированию урока.

ТПО – технология проблемного обучения

ПС – проблемная ситуация

Система работы по разработке занятий складывается из этапов:

1 этап. Подготовительный.

Приходится анализировать содержание программы, чтобы отобрать темы, на которых использование ТПО даст положительный эффект (машиноведение, материаловедение, кулинария, элементы домашней экономики и т. д.). Затем выделить учебные занятия.

2 этап. Разработка ПС.

Этот этап стал самым сложным, так как готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Это непаханое поле, чистый лист.

3 этап. Целеполагание.

Четко прописываются все дидактические цели (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Формы работы, обучения.

Исходя из целей урока, определяются формы работы с классом (индивидуальная, парная, групповая и т. д.) и формы обучения (беседа, лабораторная работа, практический показ и т. д.).

Этапы разрешения ПС.

Во-первых, формулировка гипотез (эти гипотезы учитель должен предвидеть, подсказать, чтобы сориентироваться на дальнейший ход урока). Среди всех гипотез одна должна быть обязательно правильная.

Во-вторых, решение ПС (через беседу, побуждая ребенка активизировать ранее полученные знания, через работу с технической литературой, с учебником, через передачу новых сведений учителем, через практические действия ребенка и т. д.).

В-третьих, проверка решения ПС – через новые знания выполнить первоначальное задание.

Карточки различного уровня усвоения знаний. Но, главное – самостоятельность на дальнейших уроках, вне уроков, практическое применение знаний в жизни.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

Из недостатков методики можно выделить следующие:

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

4. ” Ага-реакция” — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: “Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?”.

Деловая игра как распространенная форма проблемного обучения

Этапы технологии деловой игры как формы проблемного обучения:

Разработка сценария представляет собой условное изображение ситуации и объекта. В его содержание входят: цель занятия, характеристика проблемы, разъяснение поставленных задач, план деловой игры, описание механизма проведения, отдельных эпизодов, характеристик действующих лиц.

Далее начинается ввод в игру, дается установка участникам и экспертам. Обозначается регламент работы, до детей доводится информация о цели занятия, обосновывается проблема и выбор ситуации. Участники получают необходимый инвентарь, инструкции, правила, установки. Осуществляется сбор дополнительных сведений.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

В случае необходимости дети могут обратиться с вопросами к педагогу и экспертам. Контакты между участниками игрового события до его начала допустимы. Согласно установленным правилам, ребенок не может отказаться от доставшейся ему роли, самовольно покидать игру, не принимать в ней активного участия, нарушать регламент и вести себя неподобающим образом.

Как только началась игра, никто из задействованных лиц не должен вмешиваться в ее процесс с целью внесения каких-либо изменений в ход события. Только ведущий имеет право делать корректировки в действиях детей, если замечает, что они отошли от главной цели мероприятия.

Исходя из разновидности деловой игры, ролевые позиции участников могут варьироваться.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

Особенности технологии проблемного обучения

Рассвет технологии проблемного обучения приходится на 20-30-е годы прошлого столетия. Она получила широкое распространение как в советской, так и зарубежной школах. В основу проблемного обучения легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В 1894 году он открыл опытную школу, в которой традиционный учебный план был преобразован и нацелен на осуществление игровой и трудовой деятельности.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Уроки по обучению чтению, счету, письму проводились на основе потребностей-инстинктов, которые возникали у детей самопроизвольно, в процессе их физиологического созревания. Дьюи определил четыре инстинкта, характерных для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Чтобы удовлетворить данные потребности детей, им в качестве источников познания предлагались разные объекты: слова, произведения искусства, технические устройства. Кроме того, ребят активно вовлекали в игровую и трудовую деятельность.

Проектные технологии проблемного обучения широко применялись в СССР. Опираясь на теоретические положения Дьюи, в 1923 году в Советском Союзе были разработаны «комплекс-проекты», в процессе выполнения которых обретались новые знания.

Классно-урочная система была упразднена, пика популярности достиг лабораторно-бригадный метод. Однако в 1932 году постановлением ЦК ВКП (б) данные технологии были признаны фантазерством, и от использования их в системе образования отказались.

Характеристика технологии проблемного обучения


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Условия эффективности обучения

В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, в ходе которых под руководством учителя создается проблемная ситуация и поддерживается активная самостоятельная деятельность учащихся для ее решения, в результате чего происходит усвоение профессиональных знаний, умений, навыков и развитие умственных способностей.

Виды технологий проблемного обучения

Рассмотрим, какие технологии могут применяться для проблемного обучения.

Имитационные игры

На занятиях участники подражают деятельности определенного учреждения, фирмы или его структурного подразделения, к примеру цеха, отдела, профсоюза и др. Имитированию могут поддаваться какие-либо действия, эпизоды, деятельность людей (проведение планерок, раздача поручений, дискуссия) и обстановка, условия, где возникает событие или происходит какая-то работа (зал для совещаний, кабинет директора). Сценарий ролевой игры содержит определенный сюжет, описание механизма и целей разыгрываемых процессов и объектов.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Операционные игры

Способствуют отработке исполнения определенных действий, таких как порядок написания сочинений, решение задач, ведение пропагандистской и агитационной деятельности. В подобных играх воспроизводится конкретный рабочий процесс. Имитационное событие реализуется в условиях, приближенных к настоящим.

Исполнение ролей

Такие игры предназначены для отработки тактики поведения, действий, осуществление функций и должностных обязанностей определенной личности. Для технологии характерно написание модели-пьесы, распределение ролей между детьми с необходимым содержанием.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ КАК СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

«Деловой театр»

В рамках технологии разыгрывается конкретный эпизод, поведение человека в определенных условиях. Задача ребенка – полностью вжиться в образ вымышленного человека, осмыслить его поступки, дать оценку обстановке и отыскать правильную линию поведения, основываясь на своем собственном жизненном опыте, знаниях, умениях.

Цель данного метода – научить подростка разбираться в определенных обстоятельствах, объективно оценивать свои действия, учитывать способности окружающих, взаимодействовать с ними, оказывать влияние на интересы, потребности и деятельность, не применяя приказы, требования. Для данного метода составляется сценарий, где прописывается ситуация, обозначаются функции, задачи и обязанности персонажей.

Психодрама и социодрама

Технологии схожи с «исполнением ролей» и «деловым театром». Однако здесь пролеживается социально-психологическая направленность. В ходе игры участники учатся умению чувствовать обстановку в коллективе, давать оценку и воздействовать на состояние другого человека, продуктивно взаимодействовать с ним.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *