Лена Черемных Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности
Педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Екатерина Руденко Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании
Система образования играет большую роль в разработке и практике применения информационных технологий. Большая роль принадлежит именно высшей школе как мощному источнику квалифицированных кадров и серьезной базе исследований в области фундаментальных и прикладных наук. Особое место в системе образования занимают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
В наши дни на общество сильно влияют компьютерные технологии. Они проникают во все сферы жизнедеятельности человека, улучшая его информированность и давая множество новых возможностей в профессии, учебе, общении. Сфера образования тоже не является исключением – современный учитель не мыслит свою деятельность без применения информационно-технологических достижений и активно пользуется в работе разными средствами ИКТ: чатами, мессенджерами, форумами, блогами, электронной почтой, телеконференциями, вебинарами и многими другими доступными ресурсами.
Наша статья – для тех, кто хочется разобраться, как применяются информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и где этому можно научиться.
Какие существуют методы использования ИКТ?
Учитель применяет на своих занятиях средства ИКТ при помощи следующих методов:
Основные задачи ИКТ-технологий в образовательном процессе
Некоторые педагоги сомневаются, нужно ли в совершенстве владеть компьютерными технологиями, чтобы провести эффективное занятие.
Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.
Помимо этого, нужно помнить, что именно современный педагог отвечает за формирование у школьников высокого уровня информационной грамотности. А это тоже очень важная задача, поскольку знания в области компьютерных технологий дадут ученику в дальнейшей взрослой жизни множество возможностей, будут способствовать его самостоятельности и успехам в жизни.
Библиографическое описание
Костяев, А. Е. Использование информационно-коммуникативных (ИКТ) технологий на уроках в школе / А. Е. Костяев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1489/ (дата обращения: 08.10.2023).
Важным
направлением развития современного общества является информатизация
образования. В последние годы обучение с помощью информационных
технологий получило название информатизации, использование которой
повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует
познавательную деятельность, развивает мышление и творческие
способности ребенка.
Главная роль в решении
повышения эффективности учебного процесса отводится не только формам,
методам, но и средствам обучения. От рациональной организации
применения различных средств обучения в значительной мере зависит
эффективность урока.
Активное
применение технических средств обучения
становятся
неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные
своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где
технические средства используются грамотно и систематически, они
способствуют повышению эффективности и качества обучения.
В связи с повсеместным
использованием средств новых информационных технологий и в
повседневной жизни очень важно научить учащихся работать с
современной техникой. К
наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе
относятся:
Умение
учащихся работать с информацией на современном уровне, используя при
этом традиционные источники, электронные носители информации и
Интернет, позволяет учителю организовать учебный процесс и
внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развить
познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
Использование
ИКТ технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании
своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает
детям возможность для размышления и участия в создании элементов
урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.
В
последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное
образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем
предметам. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования
учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к
урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных
сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации,
которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных
презентаций.
Использование новых
информационных технологий позволяет существенно повысить интерес
детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, DVD, техническое средство обучения.
1 Цели и задачи использования икт в образовании
На
этапах урока, когда основное обучающее
воздействие и управление передается
компьютеру, учитель получает возможность
наблюдать, фиксировать проявление таких
качеств у учащихся, как осознание цели
поиска, активное воспроизведение ранее
изученных знаний, интерес к пополнению
недостающих знаний из готовых источников,
самостоятельный поиск. Это позволит
учителю проектировать собственную
деятельность по управлению и постепенному
развитию творческого отношения учащихся
к учению.
Проникновение
современных информационных технологий
в сферу образования позволяет педагогам
качественно изменить содержание, методы
и организационные формы обучения. Целью
этих технологий в образовании является
усиление интеллектуальных возможностей
учащихся в информационном обществе, а
также гуманизация, индивидуализация,
интенсификация процесса обучения и
повышение качества обучения на всех
ступенях образовательной системы.
1)
Интенсификация всех уровней
учебно-воспитательного процесса за
счет применения средств современных
информационных технологий:
2)
Развитие личности обучаемого, подготовка
индивида к комфортной жизни в условиях
информационного общества:
развитие
различных видов мышления;
3)
Работа на выполнение социального заказа
общества:
Процесс
обучения в учебном заведении любого
уровня предполагает гармоничное
сочетание теоретических, практических
и/или лабораторных занятий. Все они
направлены на приобретение обучаемыми
необходимых знаний, на формирование у
них соответствующих умений. Последнее
в немалой степени, если не в основном
относится к умению применять теоретические
положения (знания) к решению практических
задач, умению доводить «до числа»
результаты теоретического анализа.
Фундаментом для достижения практических
результатов и накопления багажа умений
служат знание математических методов
решения и особенностей их применения,
умение формализовать конкретную задачу.
В последнее время к перечисленным
составляющим следует добавлять и умение
применять современные компьютерные
технологии для решения конкретных
задач.
На
первом уровне ИТ выступают в качестве
инструментария для решения отдельных
педагогических задач в рамках традиционных
форм образования и методов обучения.
КСО на данном уровне обеспечивают
поддержку учебного процесса наравне с
прочими (некомпьютерными) учебно-методическими
средствами. Место КСО и возлагаемые на
них функции определяются сложившимися
принципами организации обучения. Другими
словами, КСО используются в пассивном
качестве, т.е. не оказывают влияния на
образовательную систему.
Активная
роль ИТ проявляется на втором и третьем
уровнях. Она обусловлена тем, что по
сравнению с традиционными учебно-методическими
средствами КСО обеспечивают новые
возможности, а многие существующие
функции реализуются с более высоким
качеством.
Как
видно из рис. 0.1, активная роль ИТ в
образовании состоит в том, что они не
только выполняют функции инструментария,
используемого для решения определённых
педагогических задач, но и стимулируют
развитие дидактики и методики, способствуют
созданию новых форм обучения и образования.
В
дальнейшем, на наш взгляд, ситуация ещё
больше изменится в пользу КСО. Однако
преимущество КСО нельзя понимать в том
смысле, что КСО полностью вытеснят и
заменят традиционные средства. Тем
более неправильно считать, что КСО
состоят из одних достоинств и не обладают
недостатками.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании» размещена в разделах
Опыт использования ИКТ в образовании показывает значительный выигрыш во времени по обмену знаниями и имеющимся практическим, и социальным опытом. Современные технологии являются эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям.
Информационно-коммуникативные технологии внедряются во всех сферах образования : высшем, среднем профессиональном, начальном профессиональном, школьном образовании. С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий.
Поэтому концептуализация использования информационно-коммуникативных технологий стала в настоящее время значимым аспектом для исследования в педагогическом образовании и предполагает разработку новых технологий, форм и методов организации обучения, которые обеспечивают эффективный переход от объяс-нительно-иллюстративного метода к формированию навыка самостоятельного приобретения нового знания, с использованием современных приемов представления и получения учебного материала и коммуникативных технологий.
На теоретико-методологическом уровне наиболее известными работами, посвященными использования информационно-коммуникативных технологий в педагогическом образовании, являются: исследования М. Е. Бершадского,
В. В. Гузеева, Л. И. Долинера, В. В. Краевского, В. А. Красильниковой.
Одной из наиболее важных современных проблем является информатизация образования. Эта задача выделена как одна из приоритетных проблем современного общества, которая требует решения. Развитие информатизации обеспечивает широкий доступ к достоверной и актуальной информации, средствам ее обработки, хранения и передачи. Результатом должно стать повышение интеллектуальных возможностей граждан путем оптимального применения возможностей информационных технологий во всех областях деятельности. Научно-технический прогресс и информационное общество развиваются благодаря информационным технологиям и созданию совершенно новой информационной среды в обществе, обеспечивающей развитие креативности личности.
Информатизация образования – это одно из наиболее важных направлений формирования информационного общества. Сфера образования должна быть обеспечена современными разработками по применению современных информационных технологий нацеленных на исполнение целей развития, обучения и воспитания.
Вопросы применения ИКТ в сфере образовании начали изучаться достаточно давно, начиная с 70 гг. X X века. Во многих научных работах описан богатый опыт использования ИКТ в учебном процессе.
ИКТ описывает средства и методы обработки информации и является чрезвычайно эффективным инструментом результативной педагогической деятельности. Основными современными средствами ИКТ являются: персональный компьютер, имеющий актуальные технические характеристики и программное обеспечение, проектор, колонки, наушники, интерактивная доска, доступ в Интернет.
Категория технологии имеет в настоящее время особый важный смысл и значение. Информационно-коммуникативные технологии включают способы получения, хранения, обработки и передачи информации, соответствующие цели.
Регулярное применение ИКТ в процессе образования дает возможность не только по-новому представлять информацию в различных ее формах: текст, звук, графика и видео, но и обновлять методический опыт преподавателя. И КТ позволяет подавать лекционный материал в наглядном виде, с использованием интерактивных элементов, использовать визуальную, звуковую информацию для активизации внимания студентов и повышения интереса к предмету. Технологическая культура педагога предполагает развитие профессиональной готовности преподавателя к разработке педагогического процесса, соответствующего поставленным целям и дающего эффективный результат.
ИКТ помогает реализовать главную идею современного образования, заключающуюся в переходе от пассивного получения знаний к деятельностному методу самостоятельной их добычи. Требуется разрабатывать специальные методы и формы организации обучения, которые обеспечивают эффективный переход от объяснительно-иллюстративного метода к формированию навыка самостоятельного приобретения нового знания, с использованием современных приемов представления и получения учебного материала и коммуникативных технологий.
Отдельное внимание необходимо уделить влиянию новых средств обучения на развитие отдельных личностных качеств обучаемого. В условиях информационного общества студент не просто потребляет учебную информацию, а генерирует для себя новые знания.
По функциональному назначению:
автоматизированные обучающие системы (АОС);
экспертные обучающие системы (ЭОС);
программные средства для контроля и тестирования;
базы данных учебного назначения.
В целом, подобные программные решения облегчают обучение, формирование умений и навыков практической направленности, закрепления материала, проверки знаний, а также организации информации для хранения и поиска.
По различным способам представления информации :
программные средства с применением технологии «виртуальная реальность».
К данному типу средств можно отнести средства, представляющие демонстрационные имитационные материалы, где реализуется моделирование, а также лабораторные средства, которые позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном или виртуальном оборудовании.
По методическому назначению:
программные средства, ориентированные на конкретную проблему;
программные средства, ориентированные на конкретный объект;
программные средства, ориентиованные на конкретный предмет;
многофункциональные решения, учитывающие модальность восприятия (имеющие визуальную, аудиальную и кинестетическую составляющие, с модулями самоконтроля и тестовой проверки, имеющие справочники и тренировочные средства для закрепления знаний и умений, также, возможно, интерактивный диалог и проблемное изложение материала.
К данному типу относятся средства ИКТ, имеющие функции моделирования процессов или объектов для исследования и изучения, а также развивающие средства, предназначенные для создания игровых учебных ситуаций.
Анализируя опыт работы и исследования ученых, можно говорить о целесообразности использования ИКТ на следующих этапах и типах учебного занятия:
на этапе изложения нового материала большой эффект имеют средства визулизации: (видео и анимационные ролики, демонстрационные программы; презентации);
на этапе закрепления учебного материала (обучающие программы, тренинги);
на этапе контроля и проверки (программы тестирования с интерактивной выдачей результатов);
при самостоятельной работе (развивающие программы, энциклопедии, обучающие программы);
на интегрированных занятиях по методу проектов;
экономится время (нет необходимости тратить время на дорогу в учебное заведение);
гибкий график доступа к учебным материалам;
уменьшение затрат (отсутствуют затраты на аренду помещений и оплата проезда);
возможность подключения большего количества учащихся к обучению;
улучшение качества обучения благодаря использованию современных средств и технологий;
быстрый доступ к электронным библиотекам;
стандартизация образовательных сред и методик.
Необходимо отметить важный компонент ИКТ – мультимедиа. Сейчас уже трудно представить обучение без мультимедийных технологий, с использованием текста, изображений, анимации, видеороликов и мультипликации в режиме интерактивного взаимодействия. Мультимедийные средства обучения позволяют реализовать представление информации различных типов. Мультимедиа объединяют возможности информационных технологий, применяющих разного вида технические и программные средства для максимального воздействия на пользователя. В настоящее время подробно изучаются различные варианты применения мультимедиа в образовательном процессе, отмечаются психолого-педагогические и технические особенности технологии мультимедиа, необходимость их целенаправленного и плодотворного использования.
Для эффективности использования ИКТ необходимо учитывать уровень актуального развития и информационной компетентности студентов для оптимального выбора программных средств с целью решения образовательных задач, адаптации программных средств применительно к поставленным задачам, возможности выбора темпа обучения, последовательности изучения материала и уровня его сложности. Можно выбрать способ текущего контроля преподавателем процесса работы, устроить коллективное и групповое взаимодействие студентов, создать благоприятную психологическую обстановку на уроке.
Средства ИКТ получили хорошее развитие благодаря программированному обучению.
Автоматизированные обучающие системы (АОС) по разным учебным дисциплинам очень популярны. Во многих образовательных учреждениях они разрабатываются и применяются как самостоятельные программные продукты. Некоторые разновидности АОС включают в себя комплекс учебно-методических матер-иалов и тестирующие программы, которые позволяют контролировать результаты процесса обучения.
АОС обычно имеют в своей основе инструментальную среду – комплекс компьютерных программ, имеющих следующие возможности для пользователей, не умеющих программировать:
педагог формирует базу данных и выбирает сценарии для проведения занятия;
студент по сценарию работат с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;
автоматизированная форма контроля усвоения знаний дает требуемую обратную связь, давая возможность выбирать самому студенту или назначить автоматически темп и последовательность изучения предмета;
результаты работы студентов заносятся в журналы, базы данных;
педагогу и студенту доступна информация о результатах работы как отдельных лиц или групп, и в динамических графиках.
Большое количество современных авторов исследуют ИКТ с различных точек зрения, отмечают наиболее эффективные технические и педагогические особенности технологий, отмечают возможность их производительного применения в образовательном процессе.
Значительная часть педагогов и психологов считают, что современные ИТ и мультимедиа, открывают доступ к нестандартным источникам информации, оказывают помощь в реализации совершенно новых форм и методов обучения с использованием программных продуктов информацинного моделирования явлений и процессов, которые дают возможность повысить эффективность обучения.
Опишем требования современных образовательных стандартов к профессиональной деятельности педагога.
Современный педагог для эффективных результатов своей работы должен обладать умениями:
в своей деятельности выбирать виды информационных технологий для оптимального применения;
проектировать необходимые базы данных для решения профессиональных задач;
заниматься самообразованием с использованием информационных технологий;
применять имеющиеся знания для решения профессиональных задач;
уметь общаться в профессиональной сфере;
проводить подборку материалов для профессионального общения;
проектировать индивидуальный образовательный маршрут;
выбирать средства и методы использования ИТ для требуемой задачи;
оценивать эффективность использования ИТ в профессиональной сфере.
Эвристический метод обучения оказывает помощь в формировании высокого уровня имеющихся знаний, умений, но не дает возможности определить уровень умений использования поставленных задач в разных нестандартных ситуациях.
Проблемный метод обучения формирует умение находить решения нестандартных задач с помощью известных методов или искать новые методы решений на основе актуальных знаний.
Публикация «Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:
• возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
• индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
• создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
a. модернизация методической службы;
b. совершенствование материально – технической базы;
c. создание определенной информационной среды.
a. повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
b. внедрение ИКТ в образовательное пространство.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. ( Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка). Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
Воспитательно-образовательнй процесс включает в себя :
• организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
• организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
• реализацию проектов,
• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
• Осуществление полисенсорного восприятия материала;
• Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
• Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
• Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
• Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
• Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
• исследовательский характер,
• легкость для самостоятельных занятий ребенка,
• развитие широкого спектра навыков и представлений,
• высокий технический уровень,
• возрастное соответствие,
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом :
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. ” Говорящие” словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. А РТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, “бродилки”.
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
• методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
• систематизация компьютерных развивающих программ;
• единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. Использование специальных компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно, но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. И КТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. И КТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
ИКТ в работе с родителями.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
• и отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребёнке, развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребёнок – родитель – педагог», необходимо оборудовать в ДОУ семейную медиатеку.
Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио и видеокассетах. Молодым родителям (особенно папам) будет интереснее познакомиться с актуальными вопросами по воспитанию детей используя медиапособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Наша задача – создание таких мультимедиапособий, знакомство родителей с адресами порталов.
Не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:
• обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
• возбуждение живого интереса к предмету познания;
• расширение общего кругозора детей;
• возрастание уровня использования наглядности на занятии;
• повышение производительности труда педагога.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Разбираем понятие ИКТ и их функции в сфере образования
Методы, производственные процессы и программно-технические средства, которые применяют, чтобы собрать, обработать, сохранить, распространить, отобразить или использовать информацию в интересах пользователей, называют .
В образовании ИКТ выполняют следующие функции:
Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий
К средствам ИКТ относятся программные, аппаратные и технические современные устройства, предназначенные для обмена, накопления, хранения, обработки, передачи различной информации.
Тот прорыв в области информационно-компьютерных технологий, который происходит в наши дни, предполагает пересмотр способов организации уроков в образовательных учреждениях. Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:
Все средства ИКТ подразделяются на следующие виды в зависимости от своего назначения:
В каких случаях педагогу особенно помогут информационные технологии?
Можно сказать, что в любых. И КТ особенно незаменимы:
В любом случае, будет ли урок не только познавательным, но и интересным, во многом зависит от фантазии, активности и знаний учителя.
В чем главные преимущества использования ИКТ в образовании?
Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет множество плюсов и позволяет:
Как учителю повысить свою информационно-коммуникационную компетентность?
Огромную роль в образовательной деятельности играют методическое сопровождение и применение информационно-коммуникационных технологий, поэтому так важно иметь возможность распространить педагогический опыт в этой области, сделав необходимые знания доступными для каждого.
Сегодня существует множество специальных курсов для педагогов, коучей и тренеров, на которых можно освоить ИКТ и начать применять их в своих уроках. Очень важна готовность учителя проводить занятия с использованием новых технологий, а также осознанное желание получить теоретические и практические знания и умения.
На онлайн-курсе в нашей академии всего за 2 месяца можно освоить профессию методиста по ИКТ и получить соответствующий диплом. На обучении вы познакомитесь с основами методической работы и ее организацией в условиях образовательного учреждения, узнаете, как создать и правильно вести базу данных использования ИКТ в образовательном процессе, научитесь организовывать электронное и дистанционное обучение на самом современном уровне. В наших образовательных материалах учтены все нововведения и актуальные изменения. Ждем вас на обучение, чтобы получать качественные знания и делать нашу сферу образования еще лучше!