ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ

Л. С. Криванкова, магистр, старший преподаватель Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (Казахстан, г. Талдыкорган)

Аннотация. Данная статья посвящена одному из ведущих методов учебной деятельности – методу проектов. Он дает возможность достигать дидактические цели через разработку проблемы, которая должна будет завершиться вполне реальным практическим результатом. Одно из важных предназначений метода проектов является предоставление студентам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из разных предметных областей. В статье описаны основные этапы проектирования при создании проектов. Особое внимание уделено использованию проектного метода на уроках программирования. Данный метод является эффективным средством при изучении языков программирования.

Ключевые слова: метод проектов, программирование, учебная деятельность, преподаватель, студент.

Таким образом, одним из ведущих методов учебной деятельности является метод проектов. Данный метод развивает познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Деятельность над каким-либо проектом включает установленные этапы создания проекта, которые необходимо спланировать для получения наибольшей эффективности проектной работы.

Создавая проект, обучающиеся придерживаются следующих этапов проектирования: выбор темы проекта; постановка цели и задачи проекта; поиск необходимой информации; выбор программного обеспечения; выполнение проекта; анализ проектной работы; оформление результатов.

Проектная работа, которая в зависимости от реализуемых образовательных задач имеет возможность принимать разные формы: возможно это какой-нибудь грандиозный проект на целый семестр, а воз-

можно это будет проект на один или несколько занятий (мини-проект).

Метод проектов также очень удобно и эффективно использовать на уроках программирования. Данный метод является просто идеальным средством при изучении языков программирования.

Программирование необходимо для разработки конкретных алгоритмов. Обучение программированию более всего нуждается в преобразовании в соответствии с условиями, которые необходимы для успешного исполнения процесса информатизации на любых образовательных уровнях.

Разработка методики обучения программированию, которая направленна на развитие критического мышления, самостоятельности, творческой активности -это довольно сложный процесс соотнесения синтаксиса и семантики языков программирования, принципов создания программ, алгоритмов с методами их усвоения. В данное время для закрепления знаний, умений и навыков по программированию применяются небольшие задачи. Тем не менее в создании мотивационной сферы студентов при этом проявляются значительные затруднения, не создаются условия для того чтобы учащиеся могли самостоятельно приобретать знания, объем полученных знаний не может найти своего применения в каких-либо жизненных ситуациях.

Обучение программированию процесс очень кропотливый и долговременный, который требует умения сконцентрироваться и настойчиво идти к поставленной цели. Поэтому появляется необходимость в поиске самых эффективных форм и методов обучения программированию. Деятельность над учебным проектом дает возможность превратить учебный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу. Приступая к работе, учащиеся должны обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Им потребуются до определенного момента сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. В ходе проекта преподаватель может дать учащимся свежие знания, но только в мо-

мент его востребованности обучающимися.

Студенты могут осуществлять свою деятельность в небольших группах, а также индивидуально.

Проект «Создание базы данных средствами объектно-ориентированного программирования», работа в группах, продолжительность – 8 уроков.

1-й урок: определение проектной группы, выработка критерии оценивания, определение задания для проектных групп -сбор информации.

2-й урок: определение структуры базы данных, создание таблиц и определение связей между ними.

3-й и 4-й урок: создание запросов (запрос на выбор, запрос на изменение, запрос с параметрами, перекрестные запросы, SQL-запросы).

5-й и 6-й урок: создание различных форм.

7-й урок: формирование отчета групп по собранной информации, определение структуры и формы презентации.

8-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Над творческим проектом можно работать как индивидуально, так и в группах. В основном полностью весь проект – от определения темы до презентации выполняется во внеурочное время.

Проведя анализ по вышесказанному можно сделать вывод, что формирование функциональной грамотности у студентов во многом зависит от содержания образовательной программы.

Метод проектов является инновацион- грамотности, мотивировать, сформировать ным и очень эффективным. Данный метод инклюзивный подход в интеллектуальном позволяет довольно существенно повы- развитии компетенций учащихся. сить знания студентов по компьютерной

1. Бейсембаева А. А. Современные педагогические условия развития творческой активности студентов // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Педагогические наук. – 2017 -№4 (56). – С. 82.

2. Джайнакбаева Г. Т. Применение метода проектов на уроках истории Казахстана // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: История. – 2016. – С. 277

3. Мошняга Т. В. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №2. – С. 42.

USAGE OF THE PROJECT METHOD AT LESSONS

L. S. Krivankova, graduate student, senior lecturer Zhetysu state university named after I. Zhansugurov (Kazakhstan, Taldykorgan)

Abstract. The present article is dedicated to one of the leading methods of academic activity-the project method. It allows to achieve the didactic goals through the development of problem which should end up in an actual practical result. One of the significant designations of the project method is providing students with the possibility to independently obtain knowledge in the process of solving practical problems requiring the integration of knowledge from various subject areas. The article describes the main stages of project creation. The emphasis is made on using the project method in the context of programming class. This method provides effective means for studying programming languages.

Keywords: project method, programming, academic activity, teacher, student.

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассмотрены этапы методики работы над проектом, теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, педагогическое проектирование.

В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в образовательный процесс и, как правило, используют его на интерактивных занятиях либо в экспериментальных классах.

Суть метода проекта — «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово “prcjectus”, оно означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.

Современные педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов. Использование метода проектов приобретает довольно широкую популярность.

В настоящее время возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. И не только образования. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования —

способность проектировать. Важно определить границы педагогической целесообразности, условия эффективного применения метода проектов.

Л. И. Лебедева и Е. В. Иванова определяют метод проектов как совместную деятельность педагога и учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта. Они выделили методику работы над проектом, включающую 4 этапа:

1. Планирование (коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласование интересов; выдвижение первичных идей на основе имеющихся знаний).

2. Аналитический этап (уточнение задач, сбор информации, анализ и интерпретация полученных знаний).

3. Этап обобщения информации (объединение и систематизация полученных данных)

4. Этап представления полученных результатов работы над проектом( осмысление полученных данных, обсуждение и подготовка презентаций).

Среди многообразия научных разработок по этой проблеме наибольший интерес представляет научная школа В. И. Слободчикова, последователи которой развивают представление о процессе проектирования на основе выделяемых ими базовых этапов:

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание);

2. Концептуализация — программирование (проектирование);

4. Практический (получение результата проектной деятельности);

6. Контрольно — коррекционный (коррекция);

7. Заключительный (защита проекта).

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И. С. Сергеев, — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Теоретические позиции проектного обучения по мнению Т. И. Шамовой, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

1. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию в учении;

2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

– монопредметным — выполняется на материале конкретного предмета;

– межпредметным — интегрируется смежная тематика нескольких предметов;

– надпредметным — выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения

интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования

Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:

– создать образовательную среду;

– определить чему должны научиться учащиеся в результате работы;

– уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

– представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследование;

– организовать работу (в малых группах, индивидуально);

– владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гепотиз, аргументирования выводов и т.п.;

– консультировать (по методу убывающих подсказок);иметь критерии объективной оценки.

Изучение опыта проектной деятельности в образовательном процессе (по различным видам проектов) необходим, т.к. призван научить учащихся добывать и анализировать информацию, которая нужна выпускнику современной школы для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

1. Акопян М. А., Оганнисян Е. А., Данчук М. П Роль проектной деятельности в личностно ориентированном образовании студентов высшего учебного заведения. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 91-100

2. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.

3. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.

«Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе»

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.

Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Её применение актуально всех уровнях общего образования. Она детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Т. Е Сахаровой, О. М Моисеевой, Е. С. Полат, И. Чечель.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.

Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Для того чтобы ученик имел возможность через проектную деятельность усвоить получаемые знания было разработано проектное обучение. Благодаря технологии проектного обучения учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:

– участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

– участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

– участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

– участники проекта организуют себя на дело;

– участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

– участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Метод проектов также привлек внимание и русских педагогов. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В. Х. Килпатрика “Метод проектов 

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность».

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

– развивают системное мышление.

Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов:

Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Педагогическая позиция – тьютор

Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

– владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;

– инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);

– предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

– помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;

– является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Системы действий учителя и учащихся:

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться со множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. / Г. С. Абрамова . М.1997.

2. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 64с.

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000

4. Полат Е. С. « Метод проектов»

5. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 1997

6. Полат Е. С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей – М., 1997.

7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

8. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

11. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. – С. 7-12.

12. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. – С. 11-17.

13. Виданова Е. М. « Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования».

14. Выготский. Л.С. В поисках новой психологии / Л. С Выготский. С Пб. 1993.

15. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – M., 2000

16. Полат Е. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика (2000)

17. Шамовая. Т.И. Давыденко. Т.М. « Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 271-286.

К. В, Петров, С. В. Савочкипа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОД А ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

пираясь на теоретические установки и практические находки специалис-

тов в области исследовательского обучения, американский педагог У, ,Кил-

лпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения (метод проектов). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. По методу проектов подростки и старшие школьники выполняли долгосрочные исследовательские задания. Такая работа превращала школу в консультирующий, планирующий, руководящий работой учащихся центр. Педагоги, работающие по методу проектов, обычно классифицировали темы, пытаясь систематизировать учебную работу. Вот одна из таких классификаций: конструктивные проекты, экскурсионные проекты, проекты рассказа. Эта классификация не очень точна, но она позволяет учесть тенденции развития «метода

Метод проектов пытались взаимоувязывать с дальтоп-планом, были и попытки их противопоставления друг другу. На самом деле дальтон-план скорее форма организации образования, а метод проектов — один из путей (методов) реализации обучения. Причем метод проектов как способ реализации работы идеально вписывается в организационные особенности дальтон-плана. И это происходит не только потому, что дальтон-план обладает большой пластичностью, но скорее потому, что дальтон-план строится на базе исследовательского поведения учащегося, а метод проектов и есть один из путей реализации исследовательского обучения.

Проект — буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог. Происходит взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса в ходе ученического проектирования.

В 20—30-х годах XX века метод проектов активно применялся в педагогической практике отечественной школы. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Это одна из старых образовательных технологий, обогащенная сегодня новыми прогрессивными подходами и средств Проанализировав достоинства метода проектов, И. Ф. Свадковский выделил принципы, которые может взять на вооружение современная школа: изучай не книги — жизнь; ставь перед учеником ясную цель его работы;

давай ученику интересное для него дело, результаты которого он может предвидеть;

учи ребенка пользоваться книгой при любом деле; не превращай технические навыки в письме, счете и чтении в самоцель. Проекты могут разрабатываться как индивидуально, так и группой учащихся (временным или постоянным творческим коллективом), коллективом класса, кол-

лекгивом школы, несколькими школами, школой и предприятием и т.д. Также проекты могут быть монопредметными, межпредметными и надпредметными. По масштабу их можно поделить на макро-, мини- и микропроекты (Я-проекты, индивидуальные). По типологии проекты делятся на:исследовательские,творческие,-приключенческие, игровые,информационные,практико-ориентированные.

Если же в проекте доминирует предметно-содержательный аспект, то можно разделить проекты на следующие типы:литературно-творче ские,естественноауч-ные,экологические,лингвистические,культурологические, спортивные,географические,исторические, музыкальные.

Каждый проект должен иметь практическую направленность, опирающуюся на многие научные дисциплины. Это обусловлено потребностями общества, быстро изменяющимися технологическими процессами и ситуацией на рынке тр а.

Проект как метод позволяет освободить учителя от роли всезнающего opa ла, превращая его в консультанта и помощника учеников, которые в свою очередь становятся активными участниками процесса «обучения — учения». Осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают свой собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Особенно большую роль играет проектная деятельность во внеклассной работе. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. В ходе работы над проектом сильнее выражаются и ярче проявляются способности и интересы детей. Создаются благоприятные условия для совершенствования умения детей адаптироваться в условиях непрерывного изменения окружающей среды.

Достижение конечных результатов является важным показателем продуктивности проектной деятельности. При этом идет максимальное нацеливание на реальные образовательные и воспитательные цели.

В самом общем виде под проектированием на сегодняшний день понимается организация искусственного преобразования какого-либо объекта, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное в этом определении — возможность сравнения того, что было до проектирования, и того, что появилось после окончания этого процесса.

Подлинное проектирование как порождение нового обязательно связано с прохождением фазы неопределенности, проблемности, кризиса. От определенности 1 — через неопределенность — к определенности 2. Поэтому процесс настоящего проектирования не возможен без самоопределения его организаторов в проблемной ситуации (культурно-ценностного, волевого, организационно-управленческого).

Подлинное проектирование предполагает личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме. Проектирование в школе тем не менее невозможно без организационной и культурной позиции учителя. И только совместная проектная деятельность учителя и ученика можёт привести к реально разворачиваемому образовательному проекту.

В рамках концепции трех миров жизнедеятельности К. Поппера соответственно возможны три типа проектов: исследовательские, социальные, образовательные. Исследовательский проект преобразует пространство духовной культуры, социальный материальный мир и отношения между людьми. Образовательный проект преобразует сознание отдельного человека.

Образовательный проект всегда уникален, не транслируем без искажений, не тиражируем в массовой социальной практике, так как всегда имеет дело с уникальной комбинацией личностных позиций учителя и его учеников. Смысл и цель

образовательного проекта — развитие личностных позиций учителя и учеников в проблемной образовательной ситуации.

Разработка и реализация образовательного проекта связаны с перестройкой, изменением личностной позиции, переоформлением структуры ценностей. Отказ от привычного всегда болезнен. Поэтому реальное проектирование всегда связано с прохождением кризиса, в том числе и душевной болью.

Образование, педагогика — герменевтическая дисциплина. Если первый вопрос к любому проекту: «В чем проблема?» то применительно к образовательному проекту он переформулируется так: «Что непонятно?» Если все понятно и проблемы нет, чего огород городить!

Поэтому, видимо, смысл и назначение образовательного проекта — перевод в сознательную форму той культурной нормы, которая до этого, может бьк^, была уже освоена бессознательно.

Образовательным проектом может быть, например, осознание человеком ситуации непонимания нужности и необходимости исполнения какой-либо культурной нормы и преобразования ее (ситуации) в противоположную при помощи выстраивания смысловых контекстов. Образовательный проект может включать в себя: критику культурной нормы с разных ценностных, предметно-прагматических и интеллектуально-логических позиций;

моделирование альтернативных вариантов в рамках презентированных позиций;

рефлексию проделанной работы;

понимание смысла и осознанное понятие критикуемой культурной нормы. Образовательный проект направлен на установление конкретного способа связи между внутренним миром ученика и миром духовной культуры человечества таким образом, что в результате у ученика появляются осознанные ценности, личностная позиция, понимание смысла и убежденность в том, что человеческий мир имеет надежное основание.

Открытие личного способа связи с духовной культурой человечества связано с развитием своего уникального понимания, авторским «прочтением», интерпретацией определенной культурной нормы. То есть образовательный проект предполагает появление после его реализации соавторов культурной нормы в лице ученика и учителя.

На этой основе в школе № 1317 развиваются новые формы сотрудничества учителей, учащихся и их родителей. Появляются нововведения, например, семейные проекты. Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в школе. В этих условиях вырабатывается умение сотрудничать в классе и школе, взаимодействие и взаимопомощь. Достижение конечных результатов дает детям настоящий профессиональный опыт и признание, что особенно важно в деле воспитания трудных подростков. Проектирование школьных дел создает условия для постоянного взаимодействия родителей со своими детьми. Общие интересные проекты сближают и помогают лучше понимать друг друга.

Опыт проектной деятельности показывает, что реализация метода проектов будет успешной, если педагоги и психологи будут придерживаться следующих общих правил:

Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями,

Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на резуль-

Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать так же.

Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то. что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.

Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. ^

Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

H П. Александрова, Н. В.Холмогорова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ АДАПТАЦИИ

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей, обладающих специфическими особенностями, не позволяющими им в соответствии с общеобразовательными программами эффективно овладевать базовым школьным компонентом. Существующая реальность определила необходимость поиска причин, лежащих в основе нарушения формирования адаптивных механизмов и развития психических процессов у детей и подростков.

В соответствии с современными представлениями о системе организации психического развития в настоящее время выделяют два базовых компонента нейро-психологического развития:

произвольность регуляции психической активности; овладение системой пространственных представлений.

Такой нейропсихологический подход обеспечивает возможность проведения системно-динамического .анализа развития психических функций в соответствии с интегративной сенсомоторной мозговой организацией и нейрофизиологическими закономерностями развития организма.

Формирование пространственных представлений у детей включает в себя несколько этапов

В контексте данного исследования наибольшую ценность представляют два из них: /

1. Владение пространством собственного тела: ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов,

ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела, ощущения от взаимодействия тела с внешним от него пространством.

2. Пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу):

топологические представления, координатные представления, метрические представления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *