ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Инна Судакова Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное учреждение Амурской области

«Тындинский социальный приют для детей»

Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель младшей дошкольной группы

Судакова Инна Викторовна

май 2009 -2010 учебный год

Публикация «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования детей дошкольного возраста. Разработано достаточное количество учебно-методических комплектов, позволяющих в доступной, интересной форме преподносить дошкольникам информацию на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Но, к сожалению, ситуация в дошкольном образовании на сегодняшний момент имеет ряд проблем:

– Анализ современных комплексных общеобразовательных программ показал, что получение информации предусматривается в основном путем чувственного (эмпирического) познания мира, что значительно затрудняет качественное усвоение такого материала, который невозможно «почувствовать» в силу определенных причин: этнических, территориальных, материальных и пр.

– Изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что используемые методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности современного образовательного пространства (взаимодействие ребенка с интерактивным оборудованием).

Таким образом, назрела необходимость изменить систему работы с информацией и выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности.

Обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания через использование новых информационных технологий (компьютера) подчеркивается также в информационном письме Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России». Минобразование России обращает внимание на то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей, но ни в коем случае не замещать их.

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Поэтому очевидно, что актуальность данной темы несомненна.

Цель: Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования интерактивного оборудования.

1) Создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.

2) Выявление условий для всестороннего развития детей: умственного, творческого, развитию исследовательских способностей детей, навыка совместной работы.

3) Развитие мыслительных навыков воспитанников с помощью использования интерактивной доски на занятиях.

4) Повышение планки подготовки детей к школе и устранение «цифрового неравенства».

Использование информационных технологий в воспитании и обучении дошкольников является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей. Однако внедрение в целостный воспитательно-образовательный процесс современных компьютерных программ, будет способствовать более эффективному развитию ребенка только при соблюдении следующих условий:

1. Обеспечение баланса между организованными и свободно выбираемыми детьми

2. Обеспечение баланса между социализацией и индивидуализацией образования;

3. Обеспечение охранительного режима здоровья ребенка при любом взаимодействии интерактивной техникой;

4. Использование программного сопровождения, отвечающего требованиям безопасности, эмоциональной привлекательности для ребенка и развивающей направленности, адекватного психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

5. Так как взаимодействие «ребенок-интерактивная доска» не имеет особого развивающего смысла без промежуточного звена «педагог», то последний должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику.

К набору существенных преимуществ использования интерактивной доски в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;

2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

3. И КТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Обучение с применением интерактивной доски способствует формированию у детей рефлексии.

Применение интерактивной доски в образовательных учреждениях позволяет: предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Можно выделить следующие игры используемые на интерактивной доске:

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:

– развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

– формирование готовности ребенка к школьному обучению;

– знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

– овладение навыками работы с интерактивной доской;

– формирование основ здорового образа жизни;

– пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.

С помощью компьютера я имею возможность увеличить объё м предлагаемого для ознакомления материала: иллюстрации, презентации, а вне занятий, с помощью компьютерных игр, закрепить знания детей.

Я считаю, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процессов.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

– тренируется внимание и память;

– активно пополняется словарный запас;

– учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий;

– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

– воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

– развивается воображение и творческие способности;

– развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;

– развивается способность к прогнозированию результата действий.

В своей работе я использую :

презентации для детей по комплексно-тематическому планированию;

проведение интегрированных занятий, виртуальных путешествий;

– (демонстрация развивающих фильмов;

демонстрации иллюстраций и картин;

музыкальный видеоряд, заучивание наизусть (потешки, песенки, прибаутки);

мастер классы по изготовлению поделок в народной тематике;

проведение дидактических игр.

Я, как воспитатель, используя ИКТ в своей практике, стараюсь творчески подходить к обучению детей дошкольного возраста. И во время занятий стараюсь своих ребят направлять к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, переключаю внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры.

Работа с интерактивной доской позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Считаю, что использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводят к целому ряду положительных следствий:

• обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности во время непосредственно организованной деятельности;

• повышается производительность труда педагога и детей на занятии.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

– использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;

– использование информационно – коммуникационных технологии являются новой формой подачи информации и обеспечивают образовательный процесс наглядностью и доступностью, оказывая тем самым комплексное воздействие на воспитанников, повышают мотивацию к изучению нового материала.

1. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании Аналитический обзор Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Ю НЕСКО, 2011г.

2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. / О. Б. Зайцева. – Брянск, 2002

3. Зеленская В. А. Компьютер для дошкольников. //Управление ДОУ. – 2008.- №6.- с. 74.

4. Информационное письмо Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России».

6. Макарова Е. А. И КТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников. // Управление ДОУ. – 2008.- №6.- с. 79 .

7. Никитина С. В., Петрова Н. Г., Свирская Л. В. Оценка результативности и

качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М. : Линка-Пресс, 2008

8. Тимофеева Н. В. Технологии и принципы обучения в ДОУ // Занятие в детском саду – Волгоград: Учитель, 2013.

Залина САМВЕЛЬЯН Методическая разработка «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Публикация «Методическая разработка „Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повыситьэффективность образовательно деятельности педагога ДОУ.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваю с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. ” Звездочки”, “Рыбка”, “Зимний лес” и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

• Осуществление полисенсорного восприятия материала;

• Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

• Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

• Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

• Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

• Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Например :

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Практическое использование ИКТ на занятиях

Использование ИКТ для реализации интеграции образовательных областей обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке образовательной деятельности с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

• повышает качество знаний

• продвигает ребенка в общем развитии

• помогает преодолеть трудности

• вносит радость в жизнь ребенка

• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Мною накоплен опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. И КТ включаю в организацию НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Использую для организации непосредственной образовательной деятельности детей, совместной развивающей деятельности педагога и детей, создания развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). При использовании ИКТ опираюсь на то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они активно используют в работе принцип наглядности. Для реализации этого принципа использую разнообразный статичный и динамичный иллюстративный материал. Также использую ресурсы Интернета, что позволяет сделать им процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наглядным, информационно насыщенным и комфортным в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. В практике работы ДОУ используется компьютерная игровая программа «Уроки мудрой Совы» и «Учимся с Логошей»

Их цель: содействовать решению задач развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: внимания, мышления (классификация, сериация, пространственных представлений, развитие речи, активизация словаря, закрепление понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, закрепление цветов спектра, геометрических фигур, упражнение в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, развитие мелкой моторики руки. Мудрая Сова и Логоша в веселой и доступной детям форме помогают работать над формированием у детей математических преставлений, а также рассказать им много интересной и полезной информации. Особенностью этих программ являются яркость и доступность, простота управления, а веселые игры и интересные задания ожидают детей на каждом из этапов работы.

Отдаю предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана. Обосновывание: необходимость использования ИКТ в НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста потребностями в использовании большого количества наглядного материала, который не всегда отвечает современным требованиям.

Использую презентацию как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомлении с новым материалом, для проверки знаний и т. п. Но основное назначение ИКТ вижу в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрация иллюстративного материала. Кроме того, НОД с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии.

На занятиях по математическому развитию дошкольников при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют прямой и обратный счет, состав числа, решают задачи на движение. Занятие включает в себя все виды игровой деятельности: игры на развитие математических способностей, игра на развитие внимания и мышления, подвижная игра, игры, совмещающие в себе речь и движение, игры на развитие моторики рук. Разработала серию дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления, внимания: «Найди лишнюю фигуру», «Логические задачи» «Игры с блоками Дьенеша», «Кто где живет?», они находятся в электронном банке данных ДОУ и рекомендованы воспитателям для работы с детьми. Для развития интереса к занятиям по развитию речи воспитанникам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, фольклором в содержание занятий включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Презентации помогают провести викторины, узнать произведение по иллюстрации.

Использование программы «Учимся говорить правильно» помогло сформировать у детей умение слушать и определять нужный звук определять количество слогов, развить лексико-грамматические навыки.

Для обучения дошкольников основам грамоты, разработала «Игротеку» с использованием дифференцированного подхода к заданиям детей. Презентация помогла избавиться от рутинной работы по изготовлению карточек.

В своей работе реализую программы «Игры для Тигры», «Игры развивай-ка для дошколят», «Учимся с Логошей».

Игровая компьютерная программа “Уроки Живой природы. Окружающий мир”.

С помощью игровой компьютерной программы “Уроки Живой природы. Окружающий мир” я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ребенок выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал программы, но и развить внимание и логическое мышление.

Дети не только знакомятся с дикими животными, но и помогают им в разных проблемных ситуациях, взамен животные играют с детьми в различные развивающие игры.

Эти методические пособия помогают мне активизировать познавательную деятельность воспитанников, обеспечивают высокую степень визуализации образовательного процесса.

Основа занятия – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

У дошкольников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал. Ознакомление детей с окружающим миром является именно той областью, где использование визуальных и аудио эффектов создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала.

Однако, даже большое количество наглядных пособий и демонстрационных плакатов не смогут в аналогичной степени охватить весь объем информации доступный для мультимедиа технологий, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяя создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире.

Решая данный вопрос под управлением интерактивного программного обеспечения, с использованием современных технических и программных средств (теле и видеоаппаратура) с легкостью преподносится разноплановая

и точная информация о:

1. животных и растениях;

2. природных явлениях.

Использование мультимедийных средств на занятиях в дошкольном учреждении не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов, но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации преподносимого детям. Использование современных технологий на занятиях позволяет демонстрировать воспитанникам все явления природы, а так же всех ее обитателей. Возможна демонстрация не только изображения той или иной особи, или явления, но и видеоматериалов, прослушивать звуки, что, несомненно, повышает интерес к новой информации, создавая более четкие представления.

Анастасия Крамаренко Использование ИКТ в работе с дошкольниками

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов.

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.

Публикация «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Используя крупные яркие изображения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами, передвигая буквы и цифры, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения.

В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми.

В работе с детьми я использую мультимедийные презентации, онлайн игры и упражнения которые несут обучающий и развивающий характер. Наиболее широкое применение в моей практике нашли онлайн-игры на развивающих порталах “Мерсибо” и “Играемся”. Данные онлайн-игры эффективно использую в процессе НОД

Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию, поддерживать внимание на любом этапе деятельности.

Вашему вниманию я представляю сайты с онлайн-играми, которые я с удовольствием использую в своей работе.

1. Развивающий портал Mersibo.ru

На Мерсибо вы найдё те 154 развивающие игры для решения большинства учебных задач: развития речи, памяти, внимания, обучения чтению и счету, развития моторики, творческих способностей и многого другого.

Как указано на их сайте: «Наши современные дидактические пособия значительно облегчают подбор материала для занятий. А в играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки! Все пособия у специалиста всегда под рукой – на любой вкус, возраст и уровень развития, для решения большинства учебных задач.

2. Портал развивающих и обучающих игр «Играемся». В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.

“Предлагаем вашему вниманию сайт детских онлайн игр “Играемся”. У нас вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания”.

3. A BCya – лидер среди бесплатных образовательных игр для детей.

Данный сайт направлен на обучение детей, при помощи различных интерактивных он-лайн игр.

ABCya! Animate это лучший способ для детей, чтобы сделать анимацию на веб-сайте. Новая версия имеет красочный и интуитивно понятный интерфейс, 100 кадров, группировка, организации и более 100 изображений.

Чтобы приступить к работе с данным сайтом, нужно открыть любой браузер : Opera, Google Chrome, Explorer.

В адресной строке нужно ввести адрес известного нам сайта Нажав клавишу “ENTER”, вы перейдете на сайт.

На сайте вы нажимаете на слово «GO»

Выбираем кисточку или карандаш. Выбираем цвет кисти, ее размер и начинаем рисовать.

Вы можете менять детали анимации, помещая их на передний или задний план.

Выбираете героя анимации в разделе IMAGES.

Вы создаете анимацию кадр за кадром, нажав на copy frame каждый раз когда вносите изменения. Проиграть анимацию можно в любое время.

Если сделаете ошибку, не бойтесь. Нужно нажать на UN DO и отменить действие.

Нажав на PREVIOUS FRAME вы можете посмотреть что на предыдущем кадре.

Изображения можно группировать и помещать на передний или задний план вашей анимации.

Для изменений размеров выбранной детали в анимации нужно нажать на LOOP

Для регулирования скорости анимации выберете FRAME RATE.

Можно добавить для всей анимации задний план, нажав на BACKGROUND

Чтобы сохранить анимацию нужно нажать EXPORT AS . GIF, выбрать FULL и нажать на CONTINUE. Когда появится в окне READY TO SAVE выбираете SAVE и сохраняете на рабочий стол или выбираете папку в которй ваша анимация будет храниться.

Анимация сохраняется в формате. gif.

Исходя из опыта использования ИКТ, можно сделать вывод о том, что новые технологии делают работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Использование ИКТ в работе воспитателя.

Использование ИКТ в ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние годы в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации. Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В совокупности, информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

Цели использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ:

Функции средств ИКТ

В своей работе воспитателя я использую ИКТ по четырем направлениям:

Оформляю групповую документацию (списки детей, диагностику уровня развития, планирование, составляю отчеты).

Согласитесь, что, например, напечатать характеристику ребенка с помощью компьютера легче и быстрее, чем написать от руки: ошибку сделал – переписывать, а в Microsoft Office можно исправить, дополнить, вставить целые «куски» из другого источника, сохранить в памяти и на основе одной характеристики написать другую. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования в образовании диктуют свои правила.

Оформляю стенды группы:

Также в своей работе я использую ИКТ для создания и хранения учебно-методического комплекса

Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (консультации для родителей, конспекты, игры, музыкальные подборки, мультимедийное оформление праздников)Например: Для театральной постановки по сказке «Репка» – я разрабатывала презентацию, подбирала звуки (Голоса зверей), музыку, под которую выходят герои сказки. Мною создана медиатека из накопленного материалаНа педагогических сайтах «Инфоурок», «Маам.ру» размещаю свои методические разработки: конспекты, мастер классы, проекты; делюсь опытом работы с коллегами; веду свой блог. Имею возможность обмениваться опытом, дидактическими материалами, методическими разработками с ведущими специалистами в области образования. Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми:

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Для своей работы я:• Подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям.• Знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий.• Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми (включая дидактические игры, КВН, викторины, кроссворды).

Я использую специальный кабель VGA , который соединяет ноутбук с телевизором и отражает на экране телевизора все, что есть в ноутбуке. В настоящее время VGA считается устаревшим и активно вытесняется цифровыми интерфейсами, но это не мешает мне активно его использовать. В образовательной деятельности использую презентации в определенной части занятия, например: Познавательная ОД, посвященная ознакомлению детей с профессиями

Также я использую ИКТ в процессе взаимодействия с родителями

Сотрудничаю с семьями воспитанников. Даю рекомендации в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр (Сколько ребенку можно по времени находиться за компьютером. Как оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов – это и использование пароля, и использование программы Касперский Кидс, которая блокирует нежелательные сайты и др.).

В мессенджере Ватцап мною создана группа «Почемучки» с целью  общаться с родителями по мере необходимости в любое время, обмениваться информацией, мнениями, и в этом нам помогает интернет.• Создана страничка на сайте «Одноклассники», постоянно ее обновляю.• Создаю и размещаю на сайте консультации для родителей, веду свой блог.• Организую итоговые выставки, фотовыставки с использованием слайд-шоу детских работ.• Родительские собрания провожу с демонстрацией презентаций.    Таким образом, использование компьютерных технологий помогает:• Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;• Делать ОД более наглядной и интересной;• Формировать информационную культуру у детей;• Активизировать познавательный интерес;• Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;• Формировать интерес к работе у воспитателя;• Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).                                                 Плюсы использования ИКТ в ДОУ Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала• Фото, карточки, картинки устаревают физически, их хранение требует много места, поиск отнимает много времени.• ИКТ картинки легко восстанавливаемы, их легко перемещать, практически любую иллюстрацию можно найти в интернет Виртуальные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из помещения.                                               Минусы использования ИКТ в ДОУ Однако могут возникнуть и проблемы при применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, такие как:• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;• Педагог может не обладать достаточной квалификацией для работы с компьютеромС учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, в работе с детьми я придерживаюсь рекомендации по использованию ИКТ:

Правильное использование ИКТ приводит к целому ряду положительных моментов:1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью.2. Психологически облегчает процесс усвоения.3. Возбуждает живой интерес к предмету познания.4. Формирует навык исследовательской деятельности. 5. Расширяет общий кругозор. 6. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.7. Освобождает от рутинной ручной работы. 8. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.

Исходя из всего этого я могу сделать вывод, что использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. Спасибо за внимание и я хочу пожелать, чтобы компьютер для вас стал лучшим помощником при работе с детьми и родителями.

Методическая разработка по ИКТ :

«Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»

П Л А Н

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *