Игра — один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения как детей, так и взрослых? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.
Использование игры как обучающего инструмента следует отличать от использования геймификации. Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в целом неигровую деятельность, например, при оценке результатов работы, разминке на занятии, введении в тему. Геймификация также повышает вовлеченность учеников, однако удовольствие и эмоциональная отдача от геймифицированной деятельности будут ниже, чем от игры, следовательно и вовлеченность — меньше.
Итак, цель игры на уроке — именно вовлечь, а не развлечь или отвлечь учеников, хотя последнее, наверное, тоже возможно, если сроки, программа и ФГОСы позволяют.
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Стецяк Юлия Евгеньевна
направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»,
профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,
Научный руководитель: Креславская Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,
GAMING TECHNIQUES TO ACTIVATE THE LEARNING PROCESS
Stetsyak Yulia Evgenievna
direction of preparation 44.03.01 “Pedagogical education”
profile “Primary education “, FGBOU VO “Tver State University”,
Scientific adviser: Kreslavskaya Tatyana Alekseevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, 95
FGBOU VO “”Tver State University””,
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы активизации учебного процесса в начальной школе посредством использования игровых приёмов педагогом. Описаны и определены условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность младших школьников.
Abstract. The article deals with the issues of activation of the educational process in elementary school through the use of gaming techniques by the teacher. The conditions are described and determined, allowing to activate the cognitive activity of younger students.
Ключевые слова, активизация, игровые приёмы, обучение, учебный процесс, младшие школьники.
Keywords: activation, game techniques, learning, learning process, younger students.
Главным вопросом в решении проблемы повышения активности на уроках в современной начальной школе является активизация учебного процесса. Важность заключается в том, что учение направлено на формирование отношения обучающихся к познавательной деятельности.
По нашему мнению, активизацию учебного процесса можно определить, как процесс побуждения обучающихся к инициативному, направленному учению младших школьников, преодоление бездейственной и шаблонной работы, регресса, а также застоя в интеллектуальном труде.
Основная цель активизации учебного процесса – формирование активности младших школьников на уроках, а также увеличение качества учебно-воспитательного процесса.
Исследование педагогической литературы даёт возможность отметить множество типов нестандартных уроков. Например, уроки-«погружения», деловые игры, пресс-конференции, соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения обучающихся и др., объединённые единой темой или проблемой.
Для младших школьников свойственны яркие, динамичные, лёгкие образы, поэтому обучающиеся свободно вовлекаются в игровую деятельность на уроках.
Игровые приёмы делают учебный материал более ярким и интересным для младших школьников, придают ему занимательную форму. Во время игры у обучающихся возникают положительные эмоции, которые активизируют их
деятельность на уроках, а также развивается произвольное внимание и память. Играя, ученики незаметно для себя выполняют большое количество учебных заданий.
По нашему мнению, содержание игровых приёмов должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Предпочтения, интересы обучающихся начальных классов, как правило, проявляются в играх. Разрабатывая игровые приёмы, преподаватель должен продумать, как содержание, логику игровых действий, так и соответствие их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приёмы неестественны и бесполезны. Эффективен тот игровой приём, в котором разнообразны игровые действия. В каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия.
Игровые приёмы имеют определённую цель и педагогический результат. Важность педагогической игры состоит в том, что педагог должен организовать взаимодействие обучающихся и координировать их игровую деятельность.
На уроках при использовании игровых приёмов необходимо соблюдать такие условия как:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для обучающихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые приёмы формируют коммуникацию обучающихся. Дети учатся уступать, убеждать, договариваться, осуществлять взаимную помощь в коллективе, а также брать на себя ответственность за свои слова и действия.
Рассмотрим типы игровых приёмов на уроках:
1. Игры-упражнения. Эти игры направлены на активизацию интеллектуальных способностей младших школьников. К данному типу игр относятся ребусы, кроссворды и викторины. Их сложность зависит от возрастных особенностей обучающихся и их знаний.
2. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное -через преодолимое, необходимое – через интересное. На уроках окружающего мира можно использовать игры-путешествия, например, «В гостях у непогодушки», «Снег и лёд», «Вечный лес», «Птичья столовая», «Снежная азбука», «Труд зимой».
3. Игры-загадки. Загадка имеет особое значение в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть все её богатства, научить вдумываться в каждое слово, чтобы целенаправленно подходить к разгадке. Это обогащает словарь обучающихся, а также активизирует их учебный процесс.
4. Игры-поручения очень схожи с играми-путешествиями, но они более короткие по продолжительности. В их основе лежит взаимодействие обучающихся с различными предметами, а также словесные поручения педагога. Например, «Помоги Мальвине расставить ударения в словах», «Проверь, верно ли Буратино расставил знаки препинания».
5. Игры-беседы (диалоги). В основе игры лежит коммуникация и любое взаимодействие учеников, как между собой, так и с педагогом. В этой игре учитель часто изображает популярного персонажа из сказки или мультфильма, тем самым, сохраняя игровое общение и усиливая радость и желание детей учиться. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы обучающихся. Результат игры -положительные эмоции младших школьников и повышение активизации учебного процесса. Можно использовать такие игровые приёмы, как «По порядку», «12 месяцев», «Что напутал художник», «На полянке» и многие другие.
6. Также в настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных игр. Л.Ф. Гарипов, В. В. Утёмов отмечают, что основная цель применения компьютера в начальной школе заключается в использовании его в процессе изучения таких школьных дисциплин, как
Таким образом, мы можем сделать вывод, что игра в обучении – это целостный комплекс методов и приемов, направленных на активизацию знаний обучающихся. За счет затрагивания различных сфер деятельности игровая деятельность позволяет решить большинство метапредметных задач.
Из этого следует, что игровые приёмы необходимы для активизации учебного процесса в современной начальной школе.
(слайд 1). Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.
С появлением в современном мире новых технологий, инновация, традиционная школа, которая реализовывала традиционную модель образования, стала непродуктивной. На смену ей пришла новая модель образования, приоритетом которой становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Достичь этих целей мы можем, применяя различные педагогические технологии в образовательном процессе.
Но мне бы сегодня хотелось рассказать вам, уважаемые коллеги, про то, как я использую игровые технологии в своей работе во 2 «д» классе. Изучая особенности своих деток, применяя различные технологии, я поняла, что в моем классе, именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии.
Как сделать обучение более эффективным?
Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?
Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках игры, игры путешествия, игры экскурсии, ребусы, загадки, стихи, весёлые задачки.
Стоит только произнести, «А сейчас мы немного поиграем» – как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнить задание. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что они будут вызывать у ребят живое участие.
Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?!
(слайд 3). Я использую самые различные игровые технологии. Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила, обеспечивающие привлекательность игр:
(слайд 4) Актуальность применения игр:- развитие познавательного интереса обучающихся;- развитие самостоятельности;- развитие творческого потенциала;- развитие умственной деятельности.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
В свое практике очень часто вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием.
На уроках русского языка УМК Школа России, я использую следующие игры. При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательный» (найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.
(слайд 6) моим детям очень нравится игра «Найди лишнее» использую ее при повторении изученных тем. Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами.
(слайд 7) При изучении темы Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, я использовала такие игры как «Собери слова», что способствовало формированию навыка правописания слов с этими сочетаниями, вниманию, орфографической зоркости.
Мои учащиеся любят решать ребусы, которые способствуют кругозору детей, развитию речи, внимания через яркие рисунки, картинки.
(слайд 8) В первом классе дети познакомились с предложением, научились его составлять. А уже во втором классе используя это умение и навык составления приложений, мы учимся составлять текст, писать сочинения. Но, конечно, такие уроки не проходят без игр. Они помогают мне совершенствовать навык составления предложений.
Использование игр на уроках математики.
Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. (слайд 9) Сказки при изучении математики можно использую так: герои испытывают трудности, а мои дети им помогают. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках являются: (слайд 10) Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы. (слайд 11). Моим ребятам нравятся игры «Угадай слово», «Магические квадраты». Использование игровых ситуаций на уроках математики в моем классе помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, т.к. он один из сложных предметов в школе, сформировать навыки решения задач, от простых до сложных, вычислительные навыки.
На уроках литературного чтения в своем классе я практикую следующие игры:
-Игры – рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении, особенно если это веселые рассказы или стихи.
Моим детям очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.
– викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
– Кроссворд по сказкам А. С. Пушкина.
(слайд 13) Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь.
При изучении темы «Рифма» использую дидактические игру «Доскажи словечко».
Игра «Третий лишний». Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Писатели – детям».
Федя, Гриша, Миша (Гриша – не герой рассказа Носова) Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
(слайд 14) Подводя итог выше изложенному можно отметить «Плюсы использование игровых технологий:
– игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
– несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
– идет передача опыта старших поколений младшим;
– способствует использованию знаний в новой ситуации;
– является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
– способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
– сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
– подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
– увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
– невозможность использовать на любом материале;
– сложность в оценки учащихся.
Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.
(слайд 15) Анкета
– Нравится ли тебе играть на уроке?
– На каких уроках тебе хотелось бы играть?
–(слайд 16) Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.
Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос: Почему нравятся им, когда есть игры на уроках, отвечали (ЩЕЛК) увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.
(слайд 17) Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».
Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Благодарю за внимание!
Я КЛМ DPUB. COM
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аблаева Лола Фрунзевна Хорезмская область город Ургенч, спецшкола № 3
Учитель начальных классов
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема использования игровых технологий в начальных классах, направленных на активизацию познавательной деятельности, интереса школьников при изучении материала. Автор приходит к выводу, что игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.
Ключевые слова: сущность игры, начальная школа, дидактические игры, процесс обучения, игровые технологии, развивающие игры.
Как гласит узбекская народная пословица: «Знания, полученные в детстве, подобны надписи, высеченной на камне». Это означает, что знания, обретенные в детстве, не забудутся никогда. Задача учителей начальных классов состоит именно в даче таких знаний, которые помогли бы ему в его дальнейшей жизни в обществе как его полноправный гражданин.
В начальных классах ученикам трудно долгое время сидеть в одном положении. Преподаватель должен правильно воспринимать их особенности. Обстановка в классе должна соответствовать образу, которого создал К. Д. Ушинский: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мёртвая тишина на уроке недопустима». Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно. Как показывает практика, этот образ помогает лучше руководить процессом урока. Важнейшей задачей современной школы является обучение человека жизни в информационном мире. Это означает, что возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Потому что дети к этому возрасту имеют некоторые навыки использования гаджетов-телефонов, планшетов,
компьютеров, по этой причине они традиционные методы обучения в большинстве случаев находят скучными.
Можно приводить много примеров ведущих педагогов и психологов о великом значении игры в детском возрасте. Главное подтверждение необходимости играть в этом возрасте имеет исторические корни, люди с древних времен через игру передавали свой жизненный опыт, учились принимать роль, выполнять её, следуя установленным правилам, ошибаться и высказывать своё мнения, корректировать поведение в игре друг друга и т.д.
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Понятие «игровые технологии» в педагогике включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.
Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Необходимо систематически совершенствовать и углублять знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновлять методическую литературу, использовать новые технологии в своей работе.
Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа – новый этап в жизни детей: из детского сада – в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки -путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с
традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
RI-; AN DPUB. COM
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
– По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
– По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
– По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т.
– По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно – воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно – воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый
TA’LIM FIDOYIbARI ISSN: 2180-2130
VOL.1, ISSUE 1
стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:
• Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
• Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
• Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
• Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
• Полноценное соединение знаний и практических навыков.
• Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.
1. Баранов М. Т Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2016.
2. Кубичев Е. А Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2014.
3. Львов М. Р. Начальная школа Правописание. — М.: Просвещение, 2018. — № 11, Русский язык в школе.
слета лидеров ученического самоуправления
Аудитория: старшеклассники города, учителя.
Автор – разработчик: Крицкая О. В. – методист.
: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас на городском слете лидеров ученического самоуправления «Лидер 2016». В ходе сегодняшней встречи мы сможем обсудить важные вопросы, стоящие пред активной молодежью. А так же в рамках слета пройдет конкурс лидеров школьного ученического самоуправления, где ребята – активисты смогут продемонстрировать свои лидерские качества.
А так как основная часть слета – это конкурсная программа, то разрешите представить наше сегодняшнее жюри:
А участвовать в конкурсе будут следующие ребята – прошу их подняться на сцену:
ВАКАНТНОЕ МЕСТО – приглашаем смельчака из зала
У каждого игрока на груди номер, по которому сегодня жюри и будет его отличать от других ребят. Просим не путать номер участника и номер образовательной организации, они не связаны.
Итак, игроки могут занять места за столами согласно своим номерам:
1-5 – первый стол,
5-10 – второй стол,
11-15 – третий стол.
В ходе игры команды за столами будут меняться. Таким образом, у каждого из вас, ребята, будет возможность пообщаться со всеми участниками игры.
Сегодня оценивать лидерские качества наших конкурсантов смогут не только члены жюри, но и все зрители. При регистрации вы получили 1 лист для голосования на всех болельщиков одной школы. В этот лист вы можете вписать номер и имя понравившегося вам игрока, того, кто на ваш взгляд в наибольшей степени проявит сегодня себя как молодежный лидер. Вписывать можно только игрока, представляющего другую образовательную организацию, за своего игрока голосовать нельзя. По окончании будет назван «Лидер 2016» по мнению болельщиков. Правила игры ясны? Тогда начинаем.
В понимании многих ребят, а зачастую и взрослых два понятия – детское общественное объединение (организация) и ученическое самоуправление совпадают или подменяют одно другое. Хотя это не так. Начать нашу встречу предлагаю с четкого определения, что есть что, в чем разница и в чем схожесть двух этих понятий и форм работы с детьми и молодежью.
Кто поможет нам и даст определение ученическому самоуправлению?
(Ответы из зала)
— форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении определенных вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.
А что же такое детское общественное объединение или организация?
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет, объединившиеся для совместной деятельности, их деятельность выходит за рамки образовательного учреждения.
Что является целью детских общественных объединений?
Социально-активная деятельность, выходящая за рамки общеобразовательного учреждения.
А какова цель создания органов ученического самоуправления?
Вовлечение обучающихся в управление образовательным учреждением; самостоятельное принятие решений и их реализация в интересах ученического коллектива
Надеюсь, мы внесли ясность в этот вопрос и можем переходить к первому конкурсу для наших лидеров, который напрямую связан с тем, о чем мы только что говорили.
Участникам предлагаются ситуации для обсуждения и определения того, является ли деятельность учеников в данном конкретном случае проявлением ученического самоуправления.
Просим давать расширенные ответы, избегать односложных ответов «да» – «нет», обосновывать ответы.
Относится ли такая группа к органам ученического самоуправления?
Нет. Деятельность группы направлена на решение не проблем учеников, а проблем ветеранов, на решение социальной проблемы вне школы.
Да. Такой отряд можно считать ученическим самоуправлением, т.к. решает проблемы младших школьников и улучшает школьную воспитательную систему.
Если ученики данное решение приняли самостоятельно, а целью стало желание учащихся улучшить взаимоотношения с педагогами и создать благоприятный психологический климат, то такое мероприятие модно считать ученическим самоуправлением.
Если эти мероприятия решают проблемы организации досуга учащихся школы, то можно.
Нет. Это форма самообслуживания, является обязательной для школьников.
Нет. Деятельность ученического самоуправления направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, направленных на защиту гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем в ОУ.
Первый разминочный конкурс позади. Жюри может подвести первые итоги. Если ребята отлично справились с заданием, то все члены группы получают по 3 балла, если в ответах были неточности – 2 балла. Если часто ошибались – 1 балл.
Игроки меняют свои места:
1стол – 1, 7, 3, 9, 5
2 стол – 2, 10, 4, 13, 15,
3 стол – 6, 12, 8, 14, 11.
Переходим к следующему конкурсу. Уже сегодня перед каждым из вас, уважаемые старшеклассники, остро стоит вопрос выбора профессии. Не важно, идет ли речь о получении высшего, среднего профессионального или начального профессионального образования, главное – найти в жизни свою дорогу. Чем вы руководствуетесь, когда думаете о своей будущей профессии?
На сегодняшний день курс профессионального образования в нашей стране взят на более широкое получение вчерашними школьниками рабочих профессий. На государственном уровне признано, что высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – наиболее значительный сегмент производительных сил общества.
В одном из своих выступлений Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, нужно “повернуться к профессионально-техническому образованию.” «Не так сложно закупить современное оборудование при наличии финансирования – гораздо труднее найти людей, которые умеют и хотят работать на этом оборудовании», – сказал он на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Чтобы повысить престиж не популярных, но остро востребованных городом специальностей, образовательные учреждения, колледжи и техникумы активно изучают конъюктуру рынка труда, ведут просветительскую работу среди школьников.
Вот и вас мы хотим подключить к такой работе. Следующий конкурс носит название «Все «за» и «против»
Тема – рабочие профессии. Команды вытаскивают карточки – выбирают, какая команда отмечает +, и какая – . Команда + выбирает рабочую профессию, совещается, находит + и выступает с сообщением. Оппоненты критикуют, выступающие парируют.
По окончании выступлений – подведение итогов.
Игроки меняются местами:
1стол – 1,7, 4, 13, 15
2 стол – 2, 11, 8, 14, 12
3 стол – 6, 10, 3, 9, 5.
О серьезных делах вам, молодым людям, говорить предстоит много – вы вступаете во взрослую жизнь. Но, как не странно, даже во взрослой жизни часто находится место игре. Деловые игры, тренинговые игры часто используются в различных коллективах уже даже взрослых людей. Только вот направленность у них более широкая, нежели детских игр. Сегодня предлагаем вам попробовать организовать и провести игру, которая будет направлена на:
– На знакомство.
– На сплочение коллектива.
– На развитие внимания и сообразительности.
Получив задание, обсудите в каждой группе игры, которые вы знаете и выберите наиболее удачную на ваш взгляд.
Пока команды готовятся, мы поговорим с вами, уважаемые болельщики, гости. В нашем городе на протяжении вот уже 8 лет ежегодно проходит акция «Объект детской заботы». Знакома вам эта акция? Какие дела в ходе этой акции вы сделали в этом году? Кто или что стал объектом вашей детской заботы?
Сегодня мы хотим показать наиболее интересные, грамотно составленные отчеты о проведении акции.
Подведение итогов. Игроки меняют свои места:
1стол – 4,13, 6, 2, 12
2 стол – 8, 14, 1, 15, 7
3 стол – 3, 9, 7, 5, 10
Сегодня вы, уважаемые игроки, не просто случайные люди на сцене, вы – лидеры ваших школьных организаций. У вас пред глазами, возможно, есть пример старших ваших товарищей – тех, о ком с уверенностью можно сказать – «Он – лидер» и вы хотели бы быть на него похожи в его лидерских качествах.
В ходе следующего конкурса вам предстоит поразмышлять, обсудить с товарищами и рассказать собравшимся в зале – в чем секрет лидера?
Команды составляют небольшое сообщение на заданную тему, выбирают одного или двух ораторов, которые будут освещать тему.
А пока команды готовятся – еще один положительный пример детской заботы, проявленной в ходе городской акции.
Перемена мест игроков.
1стол –10, 14, 6, 8, 11
2 стол – 5, 1, 3, 9, 12
3 стол – 4, 7, 2, 13, 15
В ходе конкурса предлагается выявить молодежные проблемы, которые существую в школе, районе, городе, постараться найти причины их возникновения и возможные пути их решения.
Команды получают листы с обозначенным направлением работы, определяют 2 основные проблемы и передают лист по кругу.
Следующая команда пишет коротко путь решения 1-ой проблемы и передает лист.
Следующая команда обозначает пути решения второй проблемы. Листы возвращаются командам, команда знакомится с предложенными путями решения и стараются в творческой форме представить свою проблему, направления ее решения и способы этого решения.
А вы снова обратимся к экрану и посмотрим еще одну презентацию, в которой представлен отчет о проделанных делах в ходе акции «Объект детской заботы».
Все конкурсы позади. Надеемся, что сегодня почерпнули важную и нужную информацию не только игроки, но и все, кто пришел на слет лидеров ученического самоуправления «Лидер 2016».
Жюри подводит итоги. Игроки могут спуститься в зал.
У нас есть с вами несколько минут и предлагаю их провести с пользой. Недавно 1телеканал представил на суд зрителей новый проект «Жить». Вы знакомы с этим телепроектом? Очень сильный, можно сказать мощный жизнеутверждающий посыл идет от экрана всем, кто видит клип и слушает песню. Каждый находит свой смысл в увиденном и услышанном. Вам, молодым людям, входящим во взрослый мир тяжелее других переносить порой все его тяготы, сталкиваться с преградами на пути. Но чтобы не случилось в жизни – мы должны жить!
Хочется закончить нашу встречу на такой жизнеутверждающей ноте! Надо жить, но не просто жить, а каждый день находить смысл для своей жизни.
Мы еще раз возвращаемся к городской акции «Объект детской заботы» и хотим вручить грамоты и благодарственные письма тем, кто принял в ней активное участие. Для вручения грамот на сцену
А сейчас слово жюри
(Выступление членов жюри, награждение)
Быть активным, позитивным молодым человеком – значит уже сегодня закладывать фундамент интересной, многогранной жизни. Умение общаться, находить друзей – прекрасные умения, которые обязательно пригодятся вам и в дальнейшем. Пусть сегодня вы участвовали лишь в игре, но, мы надеемся, она станет для вас в чем-то точкой отсчета или поворотным моментом в вашей жизни.
До свидания, до новых встреч!
Примеры использования игровых техник на уроке
Использовать отдельные игровые элементы, например, при разминке, оценке знаний, проведении небольших тестов помогают порталы Kahoot.com и mentimeter.com. Бесплатная часть сервисов дает возможность опрашивать аудиторию, выводя результаты опроса на экран, строить «облака слов», давая определение новому понятию, проводить тестирование в интерактивном формате. Обеспечить интерактивное взаимодействие с использованием смартфонов поможет и мессенджер Telegram.
Примерами качественных настольных игр, которые могут быть использованы на уроке, являются «История России в лицах» от Mosaicum, «Эволюция» от Мосигры. Больше игр можно найти в путеводителе по настольным играм на портале tesera.ru
Если же вы решились стать игротехником и самостоятельно разрабатывать игры для своих уроков, полезным может стать бесплатный онлайн-курс «Игропрактика в образовании» от НИТУ «МИСиС» на платформе «Открытое образование» openedu.ru.
Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими советами по использованию игр на уроке, примерами игр и вашими впечатлениями от их использования.
Об авторе: Евгения Викторовна Кузнецова, кандидат юридических наук руководитель образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности» УрФУ, преподаватель Уральского федерального университета и Уральского государственного юридического университета
Хотите узнать все об игровых технологиях и геймификации, регистрируйтесь на Летнюю школу Педсовета. Она посвящена теме игры в образовании.
Условия эффективного использования игротехник на уроке
Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.
Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.
Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.
Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.
Плюсы и минусы использования игровых техник
Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к учебе.
Однако для создания игр, обладающих всеми вышеперечисленными свойствами, учитель должен затратить немало сил и времени, ведь простое включение в учебный процесс звездочек вместо оценок или видео вместо лекции долгосрочного эффекта и необходимого уровня вовлеченности не даст, а качественная игра требует проработки сюжета, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки артефактов игры (карт, карточек, фишек, наград, видеороликов).
К минусам можно отнести и недостаток времени в рамках учебного процесса. 40 минут урока не позволяют провести полноценную игру с разбором результатов (рекомендуемая продолжительность игр — 1,5-2 часа).
Учителю необходимо дать вводные по теме, объяснить правила, провести игру, а затем разобрать ее результаты и сделать выводы с обучающим элементом, на саму игру получится отвести разве что 15-20 минут. В таких условиях можно вести речь только об элементах игры на занятии, то есть геймификации.