Обучение – сложный процесс. Он предполагает,
прежде всего, деятельность учителя и
деятельность учащихся. Как бы ни старался
учитель, если ученики не работают, не трудятся –
процесса познания нет. И, наоборот, усвоение не
может быть успешным, если слабо, неумело
действует учитель.
За последнее время не редко употребляется
такой термин “обучаемость”. Под обучаемостью
понимают общие умственные способности к
усвоению знаний, интерес к учению, старание и
работоспособность. Но не следует думать, что
обучаемость – врожденное качество. Обучаемость
вырабатывается под руководством учителя и
обеспечивается систематической,
целенаправленной работой учеников. Цели
обучения необыкновенно просты и всем известны:
дать детям нужные знания и добиться их усвоения,
научить пользоваться полученными знаниями,
развить самостоятельность и мышление, привить
навыки учебного труда.
Таким образом, задачи и цели образования ясны,
но как трудно их осуществить. Не -успешность
учащихся, да и трагедия обучения в основном – в
неумении научить самостоятельно работать,
трудиться, в неумении выработать навыки учебного
труда. Ребенку дают все в упрощенном, готовом,
конкретном виде, а потом удивляются, почему он
слабо развит, так не сообразителен, а в
дальнейшем и не успешен.
Мы вырабатываем у него умственную лень,
примитивно упражняем память, не развивая
воображения, творчества. Для примера рассмотрим
два способа объяснения понятия “Степени” в 7
классе.
Первое объяснение: “Ребята, мы с вами знаем из 5
класса как находить квадрат или куб числа.
Аналогично будем находить четвертую, пятую и т.д.
степени, т.е. n-ая степень числа a
равна произведению n множителей, каждый из
которых равен a.
степень, а – основание
степени, n – показатель
Второе объяснение: “Ребята, давайте с вами
вспомним из 5 класса, что такое квадрат числа?”.
– Как найти квадрат числа 5?
– Как читается запись 53?
– Как найти значение этого выражения?
– А если одинаковых множителей не два и не три, а
больше, например
, то как вы думаете, в этом случае короче
записать это произведение?
– Что показывает число 4 в записи? А число 9?
– Как записать в виде степени произведение
девяти множителей, каждый из которых равен а?
()
– Как назовем число а? А число 9?
Итак, теперь давайте попытаемся сформулировать
определение степени с натуральным показателем:
“Я говорю начало формулировки, а вы предложите
продолжение”.
Различие налицо. В первом случае – формальный
подход учителя к материалу, без опоры на опыт
ученика, без привлечения его к учебному процессу,
без развития мыслительной деятельности
учащихся.
Во втором – развитие самостоятельности,
мышления и навыков учебного труда.
Данные исследований показывают, что в основе
творческой деятельности лежит прогноз,
предвидение, предвосхищение ее вероятных
результатов. В основе же не творческой
(репродуктивной) деятельности лежит один
единственный вариант, точное выполнение
которого всегда приводит к заданному результату.
И если учитель в своей работе идет вторым путем,
экономя время, свои силы и недооценивая законы
логического следования (причины и следствия,
аналогии, дедукция и индукция), то благодарность
такому учителю будет не успешность его ученика.
Теоретический материал при усвоении его
учащимся на творческом уровне надо предъявлять
не в явном виде, а в скрытом, и он воссоздается на
основе поиска и перебора наиболее вероятных
вариантов в рамках заданных ориентиров.
Алгебра 7 класс, тема : “Умножение многочлена на
многочлен”. В начале урока в устной работе на
примерах повторить правила нахождения площади
прямоугольника, если он разбит на несколько
частей. Объяснение нового материал: “Ребята,
сегодня мы с вами откроем для себя новое действие
с многочленами – умножение многочлен на
многочлен. А поможет нам в этом прямоугольник.
Прямоугольник, изображение которого вы видите на
доске. Наша цель – вычислить его площадь.
– Чему равны стороны прямоугольника АВСD?
– Чему равна его площадь?
– Как еще можно найти площадь того же
прямоугольника?
– Найдите площадь каждой части.
– Закончите запись.
(а + b)(c + d)=
Ребята, чтобы это равенство считать правилом,
нам надо доказать, что оно является тождеством,
т.е. что оно будет верным при любых значениях a, b, c
и d.
Возьмите правую часть равенства и приведите ее
к виду левой. Какое преобразование здесь надо
будет выполнить?
Таким образом, мы с Вами получили формулу
умножения многочлена на многочлен.
(a + b)(c + d) = aс + ad + bc + bd
Попробуйте теперь сформулировать это правило.
Успешность обучения, а следовательно и
успешность ученика, в значительной степени
зависит от психологической подготовки учителя.
Ему следует знать, что существуют определенные
законы высшей нервной деятельности, объясняющие
познавательные процессы.
Первый закон – это Закон взаимной индукции.
Примером этого закона может служить следующее:
если мы заняты решением математической задачи,
то все наши знания о литературе, театре и т.п. как
бы тормозятся, замирают. Наше внимание
объясняется действием этого закона. Для того,
чтобы обеспечить успешное усвоение материала,
учителю, прежде всего, надо завладеть вниманием
учащихся. Если даже ученик будет сидеть смирно,
смотреть Вам в глаза, а при этом думать, как
отдохнуть в выходной день, никакого усвоения
материала не будет!
Например, при изучении темы 8 класса
“Преобразование выражений, содержащих
квадратные корни” в начале одного из уроков,
чтобы завладеть вниманием учеников и повторить
самый сложный момент темы, можно предложить
ученикам следующий софизм:
,
тогда 2х + 1 = 0.
Прибавим к обеим частям равенства х2
Извлекаем квадратный корень из обеих частей: х
+ 1= х
Чтобы восприятие материала было полноценным
надо учитывать следующие требования.
1)В начале работы точно указать учащимся, на что
обратить внимание, что следует запомнить, знать в
изучаемом материале.
2) Аудитория должна быть подготовлена к
восприятию материала: учитель должен быть уверен
в том, что его ученики понимают термины, формулы,
чертежи; знают предшествующий материал.
3) Чтобы восприятие было продуктивным,
необходимо излагать его по частям, расчленить по
смысловым признакам, этапам, четко выделить
главное, существенное.
4) Восприятие выигрывает, если подключены
различные анализаторы, если ученик слышит
речь учителя, видит картину, действует –
решает задачи.
5) Восприятие усиливается, если предполагается
последующая отчетность, т.е. ученик знает, что он
обязан по этому предмету отвечать, писать
контрольную работу и т.д. Замечательный русский
педагог Н. И. Пирогов говорил, что вершиной
педагогического мастерства учителя является его
умение владеть вниманием учеников. Здесь к месту
будут технические средства обучения (компьютер,
документ-камера и др.). При изучении темы
геометрии 10 кл. “ Параллельные плоскости” я
использую диск “Уроки геометрии 10, 11 кл. Кирилла
и Мефодия”. Предварительно записываем план
работы по теме, итогом выполнения которого будет
конспект ученика по теоретическому материалу.
Предупредить о проверке этого конспекта в конце
урока и беседе по нему.
После просмотра и прослушивания(основные
моменты даю возможность два раза услышать и
увидеть; делаю необходимые паузы)
соответствующего материала, предлагаю ученикам
открыть п. 11 учебника Л. С. Атанасяна и прочитать в
нем свойства параллельных плоскостей и
определение параллельных плоскостей (есть
некоторые отличия в формулировке определения и
количества свойств). После прочтения через
документ-камеру вывожу на экран рис. 29 учебника и
еще раз фронтально рассматриваем доказательство
признака параллельности плоскостей. Беру
конспекты у некоторых учеников и так же через
документ-камеру проверяю и беседую со всеми
учащимися по теме. Совмещение наглядности с
дикторским текстом и пояснениями учителя и
учеников делают восприятие материала более
успешным, тренируется память, так как любой
ученик полученную информацию должен прежде
всего запомнить.
Слабая механическая память (запоминание
материала в той его форме, в какой он
воспринимался) и отсутствие логической памяти
(запоминание не внешней формы, а самого смысла
изучаемого материала) наблюдается у каждого
неуспешного учащегося.
Механическая память – это кратковременная
память, поэтому через 2-3 дня некоторые ученики не
могут воспроизвести пройденный материал. Ее надо
тренировать – добиваться запоминания, удержания
в своем сознании полученных сведений и
воспроизведение их в нужный момент.
Более важное значение имеет логическая память,
которая основана на включении мышления,
изученный материал связывается с ранее
пройденным, анализируется, осмысливается. Это
долговременная память.
Для развития памяти важны упражнения,
наглядность, использование технических средств,
чтение учебника, самостоятельная работа. Чтобы
сохранить знания важно повторение, причем не
позднее – 2-3 дня после получения знаний.
Психологи утверждают, что основная утечка знаний
происходит именно в этот период и если не
предотвратить процесс забывания, то все
фактически придется учить заново. Поэтому
грамотно организованное повторение на каждом
уроке, грамотно составленное расписание уроков,
самостоятельные работы с последующим анализом
ошибок (не через три дня, а на следующий же день) и
многое другое – все это влияет на развитие
долговременной логической памяти.
Например, в 5 кл, анализируя ошибки при сложении
десятичных дробей, я рассказываю детям такую
историю:
“Жили-были две подружки – дробинки 2,75 и 2,7.
Дружба была крепкая. Они никогда не ссорились,
всегда помогали друг другу. И вот однажды решили
он объединиться в одну дробь. Объединились они
так:
2,75 + 2,7 = 3,02
И вдруг две подружки стали часто ссориться и
дразнить друг друга. Начали они думать, в чем же
причина, но так ничего и не придумали. Затем я
предлагаю ребятам помочь подружкам, чтобы они не
рассорились совсем.
Второй закон – Закон динамического стереотипа.
Это значит, что если ученик постоянно,
систематически занимается каким-то предметом
(математикой, литературой и т.п.), то на
определенных участках головного мозга
образуются устойчивые связи, постоянная
готовность, легкая возбудимость. Увы, таким же
является и обратный процесс. Если ученик
постоянно не работает над каким-то предметом, то
на этом участке головного мозга образуются очаги
торможения, по этому предмету ученик неизбежно
отстает. Изменить динамические стереотипы очень
трудно, необходимы воля, настойчивость,
постоянные усилия и упражнения. Именно этот
закон объясняет чаще всего причины не
успешности. Не природные данные виноваты, а
наличие определенного стереотипа (мальчик,
например, прекрасно разбирается в футболе,
хоккее и в этих областях у него и память, и
сообразительность, а математика ему не дается).
Учителю нужно знать, какой же это мучительный
процесс: перестройка динамического стереотипа и
не забывать помогать и поощрять ученика за
маленькие шаги в сторону вашего предмета.
С успешность и не успешностью учащегося,
связано и искусство учителя осуществлять
индивидуальный подход: развивать сильного,
помочь слабому, к каждому найти такой подход,
чтобы приохотить к учебе и дать необходимый
запас знаний и умений. Это нелегко, это, скажем,
порой необыкновенно трудно, так как способности
у учеников разные. Многие ученые считают, что
способности запрограммированы в генах и
передаются по наследству и что некоторые
учащиеся не смогут подняться выше определенного
уровня, хотя бы занимались 24 часа в сутки. Можно
ли согласиться с такой точкой зрения?
Конечно – нет! При квалифицированном обучении
самый “не способный” ученик усваивает
программу и овладевает посильной профессией,
где-то находит себя, становится полезным членом
общества и счастливым человеком.
Но нельзя согласиться и с другой точкой зрения,
что наследственность вообще не играет никакой
роли. Бывают природные данные, которые при не
правильном воспитании создают тяжелый, а порой и
социально опасный характер. Следует изучать и
учитывать природные способности учащихся. Более
того, в школе далеко не всегда раскрываются
подлинные задатки и наклонности, а порой это
развитие носит запоздалый, скрытый характер.
Например, Эмиль Золя провалил экзамен по
литературе, академик Курчатов был отстающим по
математике, Чарльз Дарвин плохо учился в школе.
Плохо учатся по разным причинам. Один ребенок
не способен хорошо учиться из-за умственной
отсталости. Такие дети действительно не умные, но
они в этом не виноваты. Их следует помещать в
специальные школы и давать посильную ношу
знаний. Таких детей очень мало, но плохо учиться
могут и умные дети, у которых и память хорошая и
воображение и сообразительность. Причины не
успешности чаще всего – лень, отсутствие навыков
учебного труда или другие увлечения (хоккее,
компьютер и т.д.).
Причиной не успешности могут быть и плохое
обучение и воспитание в детском саду, а потом и в
школе.
В общем плане в области способностей
подавляющее большинство населения (около 70%)
обладает средними умственными способностями,
обладающих выдающимися способностями или
наоборот, низкими способностями примерно по 15%,
причем способности могут успешно развиваться
только при правильном обучении и воспитании.
Что необходимо для развития способностей?
Известный советский математик, академик Андрей
Николаевич Колмогоров перечисляет пять таких
условий:
Учителя и родители должны помогать детям
развивать их наклонности, вырабатывать нужные
навыки. В обучении и воспитании в связи с
наличием определенных способностей необходимо
осуществлять индивидуальный подход. В этой связи
следует разобраться, какие по успеваемости
встречаются дети и в каком подходе они нуждаются.
Прежде всего нужно выделить так называемых
высоко успевающих учеников, обладающих в
основном общими способностями. Их примерно 25% из
общего числа учащихся. Это две группы: “те, что
успевают на “5”, и на “5” и “4”; и что успевают на
“4”.
Их в большинстве случаев отличают высокий
уровень познавательного интереса, трудолюбие,
добросовестность. В работе с ними надо давать им
повышенные задания, установить те их особые
способности, которые следует развивать
специально. Опасно перехвалить их, создавать
ореол исключительности. Их следует привлекать к
исследовательской деятельности.
Ежегодно в нашей школе такие ученики участвуют
со своими проектными работами во всяких
конкурсах: “Эврика”, “Думай глобально, действуй
локально”, “Тропа открытий” и другие! Темы
исследовательских работ по математике
многообразны: “Задачи на оптимизацию”,
“Симметрия в алгебре”, “Предел и не
прерывность”, “Живые спирали” и т.д. Такой вид
деятельности помогает способным ученикам
заглянуть за рамки школьной программы,
приобщиться к научной работе и исследованию.
Среди этих ребят и есть так называемые
“зубрилы”, которые берут хороший, механической
памятью и усидчивостью.
Им следует давать нестандартные задачи,
заставляющие думать, рассуждать. Например, такие:
В вагоне 80% пассажиров – русые и 70% – мужчин.
Верно ли, что русые мужчины составляют
большинство пассажиров вагона?
Для поправки здоровья богатырю требуется
выпить из молочной реки ровно 43 литра. У него есть
два ведра в 24 л и 11 литров и достаточно большая
бочка. Сможет ли он поправить свое здоровье?
Как разделить арбуз на 4 части так, чтобы после
съедания арбуза осталось 5 корок?
Такие в это группе могут быть и лентяи, которые
используют свои способности быстро схватывать и
запоминать, мало работают. Из таких вырастают
верхогляды и дилетанты. Их следует
“разоблачать” и серьезно подстегивать.
Вторая категория – это среднеуспевающие
ученики, их примерно 50%. Их тоже две группы: те, что
успевают на “4”, “3” и “3”, “4” и те, что
успевают на “3”. У этой категории учеников к
некоторым предметам повышенный интерес, но в
общем уровень познавательной деятельности –
средний, недостаточно высока память и
сообразительность (быстрота мыслительных
операций) навыки самостоятельной работы имеются,
но наблюдаются затруднения в решении задач,
написании сочинений и т.д.
В работе со среднеуспевающими учениками
требуется сочетание более доступных методов
объяснения с применением приемов, стимулирующих
активизацию их мыслительной деятельности.
Этих учеников нужно учить слушать учителя,
записывать планы, делать выписки из учебника и
пособий, правильно готовить уроки, особенно
учить искусству устной и письменной речи. Таким
детям уместно предлагать задачи такого вида:
8 кл., обобщающий урок по теме: “Площади
многоугольника”. Устная работа, опрос по
цепочке:
– формулы для вычисления площади треугольника;
– формула площади прямоугольного треугольника;
– найти площади треугольников (рисунки
проецируются на экран).
Дается 3 минуты на решение, затем проверяется.
Ученик еще раз формулирует правило и дает
числовой ответ. Далее аналогично повторяем
площади четырехугольников и решаем задачи по
готовым чертежам.
Следующий этап – игра “Раз дощечка, два
дощечка”. Требуется выстелить пол паркетом
строящегося детского сада. Предлагается
произвести настилку полов в игровом зале
размером 5,75 м
8
м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных
треугольников, параллелограммов и
равнобедренных трапеций. Размеры дощечек
указаны на рисунке (заранее на доске выполнен).
Указание: помните, что Вы работаете для
маленьких детишек, поэтому сделать настилку
полов как можно интереснее и красивее. Ребята
разбиваются на группы по 5 человек, внутри группы
выбирается бригадир.
Третья категория – это слабоуспевающие
ученики, их в общей сложности до 25% из общего
числа учеников. Их три типа – это те кто как-то
старается учиться, но у них не получается –
оценка их “3”, а иногда “2”. Второй вид – это те,
кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал
и потерял интерес к учебе и уверенность в себе. Их
оценки “3” и “2”, чаще “2”.
Третий вид учащихся – это те, кто и способности
имеет крайне ограниченные и потребность в учебе
потерял. Оценки таких учеников по многим
предметам “2”. Этот вид учеников составляют
всего лишь 1-2 % из общего количества неуспевающих.
У них почти полностью отсутствуют навыки
учебного труда, но основная масса
слабоуспевающих учеников может и обязана
усвоить программный материал и заслуженно
получить базовое образование. Решающим в работе
с этими учениками является специальная
воспитательная работа с целью приохотить их к
учебе, непрерывно помогать им, постоянно
осуществлять контроль, не допускать образования
пробелов. Нужно учесть, что у многих из этих ребят
основная забота – избежать всякой работы
независимо от того, физическая она или
умственная. А основная задача учителя – не дать
им никакой возможности увильнуть, не выполнить
задание, отвлечься от учебы. Это не легкая участь
учителя, но иных путей нет. Другой путь – это путь
наказаний, упреков, “война нервов” или
“натягивание оценок”, “пресловутая
процентомания”, что может окончательно
разболтать таких детей, приучая их к наглости и
откровенному безделью, причем не только в школе.
Многие из них и после школы работают так же, как и
учились – не честно.
Основная форма обучения и воспитания – урок. Мы
все понимаем, что главное на уроке – усвоение
учебного материала всеми категориями учащихся,
тогда не будет и не успешности. Следует помнить,
что подлинные знания – это способность
пользоваться ими, это инструменты познавания,
инструменты осуществления действий при решении
новых задач.
Существует три уровня усвоения:
– первый уровень – это запоминание и
последующее воспроизведение изучаемого
материала. Такой уровень крайне необходим, он
способствует накоплению знаний, фактических
сведений. Правда, у нас еще нередко высмеивают
такой вид знаний. “ Главное- развитие, – говорят
некоторые, – точные сведения можно получить в
любом справочнике”. На это ответим словами К. Д.
Ушинского: “Развитие без накопления знаний –
мыльный пузырь”. Исследования показывают, что
при правильно поставленном обучении почти все
дети способны успешно овладеть первым уровнем
усвоения.
– второй уровень усвоения – применение знаний
на практике, умение пользоваться знаниями в
сходной обстановке, по образцам, по шаблону.
Такой уровень усвоения – важнейший этап
обучения. Есть специальности, которые в
определенной степени могут ограничиться вторым
уровнем усвоения. Повторяю – могут, но это не
значит, что это хорошо. Даже сапожник, маляр,
кондитер, бухгалтер и т.д., прослывшие мастерами и
умельцами, не смогут подняться выше уровня
ремесленника, если , если работают без
творческого огонька, только механически, четко
выполняя заученные действия.
– Третий уровень усвоения – вершина познания,
это применение знаний (в оригинальной, не
стандартной обстановке), это творческий подход к
решению задач, самостоятельная оценка явлений,
фактов, событий. Не следует думать, что этот
уровень – удел избранных, особо одаренных.
Если учащихся непрерывно тренировать,
развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным
поискам и действиям – они в конце концов
научатся творчески работать, а это необходимо
каждому человеку.
В основном, именно на уроке осуществляется
реализация всех трех уровней усвоения. Но только
творческий подход к уроку с учетом новых
достижений в области педагогики, психологии,
передового опыта и технических средств
обеспечит высокий уровень преподавания. А как
итог- успеваемость ученика. Нужно так же
учитывать личный опыт, индивидуальные качества
учителя, состав класса и особенности учебного
материала. И весь урок, и отдельные его моменты,
вплоть до выбора метода работы, в значительной
степени зависят от личности преподавателя, его
темперамента, склада характера, своеобразия
стиля, так называемого педагогического подчерка
учителя. Главная задача учителя– активизировать
урок, добиться включения в работу учащихся на
всех этапах деятельности, заставить ученика
трудиться, трудом добывать знания все 45 минут.
Учитель, как дирижер в оркестре следит за работой
всех учащихся, знает их возможности, объясняет с
учетом развития и подготовки, не допускает
отставания, во время обнаруживает проблемы и
заполняет их, обеспечивает конкретное развитие
детей.
У такого учителя не будет не успешных детей.
Учитель – сложная и ответственная профессия.
Ведущее качество – любовь к детям. Дети бывают
разные: есть умные и не очень умные, добрые и не
очень добрые, благодарные и не очень благодарные.
А бывает и похуже, иногда раздражают, обижают,
совершают дурные поступки. Детей не следует
идеализировать, чтобы не было разочарования. Но
нет безнадежных детей, даже если дурная
наследственность, не здоровая семья, тяжелые
условия жизни и, казалось бы, нет никаких надежд
выровнять ребенка, сила воспитания, мастерство
преподавателя, личность учителя делают чудеса.
Абсолютное большинство детей – действительно
цветы жизни. Великая радость – формировать
человека, давать ему знания, воспитывать
характер, сеять добро.
Сегодня стало трудно убеждать, что настоящее искусство – вовсе не то, что
ублажает тебя и обслуживает, что оно может изменить твою душу, твое отношение ко
всему в мире, что до него надо дорасти, учиться с детства понимать его. Уроки
мировой художественной культуры в школе должны учить детей ценить не только
другого человека, но и любое явление в мире просто за то, что оно неповторимо, а
не потому, что из него можно извлечь какую-нибудь пользу. Сложно в наше время
развивать у учеников это бескорыстие взгляда и сердца, когда его ежечасно учат
держать “ближе к сердцу” какие-то акции. “ Мешанина в обществе обязательно
пройдет, а тонкость душевной жизни, способность понимать другого человека, быть
в родстве с природой, с культурой, историей своего народа и человечества,
чувствовать себя частичкой единого мира и в то же время творчески проявлять себя
в этом мире, все то, что может принести художественное и эстетическое развитие –
всегда будет необходимо для полноценного человеческого существования, независимо
от того, станет ли ребенок художником или изберет совсем другую профессию”.
В наше время, к сожалению, к искусству и к художественному творчеству принято
относиться как к чему-то особенному, большинству людей недоступному. “ И для
такого отношения есть основания: ведь искусство отделено от обыкновенного
человека рампой, оркестровой ямой, непроницаемым шифром нотной записи,
изощренностью современного стихосложения, масштабами музея и концертного зала”.
Много труда надо положить, чтобы научиться создавать искусство и понимать
его. Это, конечно, особенные люди. Но приобщение к искусству, к художественному
творчеству необходимо и тем детям, у которых взрослые не заметили особых
талантов.
Многие программы настойчиво рекомендуют “развивать умение отличать ценности
от сурогатов, от уродливых явлений “массовой культуры”. Но современная наука, в
отличии от художественной критики, все чаще говорит “об упадке” искусства. И не
только среди учеников – даже среди преподавателей мировой художественной
культуры мало тех, кто признает современное искусство и искусство
XX века заслуживающим внимания. Они искренне считают не
только авангард, но и даже импрессионизм свидетельством упадка искусства.
Задача учителя научить учащихся разбираться в искусстве XX
века, критически отбирать в массовой культуре, поп-культуре вещи не лишенные
человеческой современной души, чтобы дети не становились просто потребителями
искусства, обывателями. X X век диктует: “Все, что
создано, должно быть быстро завернуто в красивую бумагу и быстро продано. Все
должны послушно жевать жвачку. Все должны быть винтиками”. Но культура шепчет:
“Ты – не винтик, ты можешь многое!” И, если человек задумается об этом, он
увидит много прекрасного, услышит неземную музыку, поймет абстрактную живопись
и, может, вспомнит о душе.
XX век – век открытий научных, перевернул сознание людей: теория
относительности Эйнштейна, тайны атома, рентгеновских лучей, радио, кино,
телевидение. Когда интернет станет носителем культуры, наступит
XXI век компьютерно-виртуальный.
В искусстве XX века ощущение переломности звучит у
многих авторов, отпад и откат нравственности, зверства, изуверства, жестокость.
Огромное многообразное количество направлений искусства XX
века представляет очень пеструю картину. Попытка дать единое определение,
произвести синтез искусств пока не дает результата. Искусство XX
века на сегодняшний день – это скорее большая симфония XX
века. Особенно трудно на уроках мировой художественной культуры говорить с
детьми об искусстве XX века. Много нового, неясного, что
главное, что красиво, что правильно? XX век снимает
многие из этих вопросов. Но уже некоторые итоги пытаются подвести. “ Рок-музыка
отражает историю XX века”.
Каждая эпоха имеет свое
музыкальное лицо, в XX веке это рок и джаз. Еще одно
новшество XX века – микрофон. С появлением микрофона
перестали музицировать голосом, а с песней у каждого народа связаны и
национальные особенности, и общение и духовность.
Виды деятельности на уроке:
Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в
научно-методической литературе
Современная школа принципиально преобразовывается: переход к двенадцатилетней
школе с новым базисным учебным планом и стандартами, введение старшей профильной
школы, введение единого государственного экзамена, включение в
общеобразовательный процесс дистанционных форм обучения, использование
электронных учебников и Интернет-ресурсов.
Важнейший путь гуманизации общества – гуманитарное обучение и художественное
воспитание детей и подростков. Однако, сегодня школа из всего объема учебных
программ отводит умственному воспитанию – 75%, трудовому – 12%, физическому –
6%, эстетическому – 2%. Происходит обнищание души пресыщении информацией. Выход
один – воспитание личности через искусство, которое обладает огромным
потенциалом гуманитарного воздействия на личность человека, ее развитие и
формирование. Воздействуя непосредственно на чувства, оно углубляет и направляет
их. Именно искусство воспитывает эстетическое отношение к человеку, природе,
обществу, зарождает чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей
действительностью. Оно играет огромную роль и в передаче моральных ценностей.
Произведения искусства – это наиболее полная сокровищница информации о жизни и
чувствах людей, которую нельзя переписать, фальсифицировать, изменить.
В такой ситуации специфика работы современного учителя искусства в школе
приобретает особую актуальность познавать и обобщать полученные сведения об
искусстве и культуре, об основных культурно-исторических эпохах. Для этого нужен
определенный объем знаний, на основе которых у современного человека
складывается свое мнение, свой вкус.
История искусств и культурология во многом выступают источником
теоретического материала на уроках мировой художественной культуры. Уроки
мировой художественной культуры находятся во многом “на стыке” этих двух
предметов. Но объединяющим началом все же выступает высшая воспитательная, а
значит, педагогическая дидактическая цель – формирование и развитие у учащихся
умения и способности сопереживать, сочувствовать, понимать, что искусство
отражает и выражает. На уроке мировой художественной культуры учитель выступает
“посредником” между искусством и учащимися. Знакомя учеников с эстетическими
категориями, учитель ищет разные подходы к отбору материала и формам его
организации, что во многом воплощается в разных типах и жанрах уроков. Учитель
может привлечь внимание учащихся, если поможет сделать радостное открытие в
процессе получения знаний.
На уроках важное место занимают учебное сотрудничество учащихся со
сверстниками и с учителем, и здесь для учителя становится важнейшей проблема
организации проблемно-поисковой ситуации, индивидуально-личностной оценки.
В интенсивно формирующейся в настоящее время педагогике искусства, вопрос
художественной педагогики: “Каким должен быть урок искусства?” нужно
рассматривать иначе: искусство надо преподавать средствами искусства. Такой
вывод звучит в разработках доктора педагогических наук Э. Б. Абдуллина,
Предтечестенской Л. М., Маранцман В. Г., Себар Т. В., Копыловой А. В., Кохтевой
Н. Н., Никитиной А. Б., Хуторского А. В., Ивлева С. А. Через искусство всегда
происходила передача человеком своего опыта другим людям.
Таким образом, цель данной курсовой работы определяется необходимостью
исследования одного из важнейших элементов урока искусства – его драматургии,
его планирования, направленного на включение учащихся в различные виды
деятельности.
Существующая на сегодняшний день классно-урочная система была создана еще в
XVIII веке Яном Амосом Каменским. Современный школьный
урок – определенный вид занятия в числе форм организации обучения: лекция,
семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и так далее.
Наиболее распространенной в современной школе формой обучения является
классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство
управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и
решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на
детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относиться
ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей
детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками,
частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить
начатые дела до конца. Особенно эти плюсы и минусы классно-урочной системы
заметны на уроках мировой художественной культуры.
Урок искусства – школьная дисциплина, на котором осуществляется обучение
детей. Обучение может происходить систематически и планомерно (в школе, в вузе,
на курсах или в кружках), а может быть и случайным, стихийным. “ Обучающую” роль
в жизни человека играет его окружение: природа, люди, книги, театр, кино,
выставки, праздники, традиции, весь социальный уклад общества. Обучение имеет
универсальное общечеловеческое значение, оно необходимо человеку так же, как
дыхание, питание, продолжение рода. Дидактика исследует прежде всего процесс
обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно.
Воплощает следующие принципы, изложенные в программе Л. М. Предтеченской:
В научно-методической литературе, посвященной уроку искусства таких авторов,
как Предчестенская Л. М., Маранцман В. Г., Себар Т. В., Копылова А. В., Кохтева
Н. Н., Никитина А. Б., Хуторский А. В., Ивлев С. А. утверждается необходимость
подготовки и проведения урока искусства средствами искусства. Представленные
этими авторами разработки по организации самостоятельной деятельности учащихся
на уроках мировой художественной культуры, сценарии и конспекты уроков, как
примеров различных типов и форм, разработаны на основе метода художественно-
педагогической драматургии.
Современный урок представляется как законченная в смысловом, дидактическом,
временном и организационном отношении, часть учебного процесса. Существуют
требования, которым должен отвечать современный качественный урок:
Таким образом из классической, традиционной дидактики для урока мировой
художественной культуры эффективны следующие принципы: наглядности, доступности,
сознательности, активности, систематичности и последовательности, прочности
знаний, умений, навыков, научности, связи теории с практикой. Безусловно, что
урок искусства связан с общей дидактикой.
- Капылова А. В. “ Планирование уроков”, М., МСК “АЗ”, 1999.
- Методические рекомендации для преподавания мировой художественной
культуры. Пособие для учителя под научной реком. Л.М. Предтеченской и общей
редакцией Пешиковой Л. В. – М., “Фирма МХК”, 2000. - Козлов Лекции. М ИОО. 2001.
- Копылова А. В. Лекции МИОО. 2002.
- Методические рекомендации для преподавания МХК. Л.М. Предтеченская,
Пешикова Л. В. – М., ООО “Фирма МХК”, 2000