ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИМЕРЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа им. А. А. Калинина с. Нижняя Пёша»

Конспект  урока русского языка в  9 классе

Тема «Понятие о сложном предложении»

подготовила:  учитель                                                                                                   русского языка и литературы

Семяшкина Виктория Семеновна

– изучение нового материала.

– технология проблемного обучения

урока: ознакомление с основными структурными типами предложения (простое и сложное)

проектор, компьютер, слайды с теоретическим материалом, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель предлагает посмотреть слайд презентации и ответить на вопрос.

Учитель:  Какие предложения по структуре   вы видите на слайде?

1. Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

2. Было уже десять часов вечера. Над садом светила полна луна.

3. Стемнело. В комнате зажгли свечи.

4. Когда стемнело, в комнате зажгли свечи.

5. В комнате зажгли свечи: стемнело.

В чем сходство и в чем различие этих предложений?

(В сложном предложении вторая часть предложений добавляет  значения к первой части сложный предложений).

Учитель: Можем ли мы утверждать, что сложное предложение всего лишь механическая сумма двух предложений?

:  Какие предложения мы будем изучать на уроке? Сформулируем цель урока.

Действительно, мы будем изучать сложные предложения, их виды, научимся выделять их из текста, узнаем, как части предложений  связываются между собой.

Наблюдения учащихся. Учебник русского языка  для 9 класса, параграф 7,  с.23. Предложения под *для наблюдения:

1)Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах , отбрасывали миниатюрные тени.( В. Катаев.)

2) Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась и вбежал человек. ( М. Булгаков.)

Чтение предложений вслух, для того чтобы  обратить  внимание учащихся на интонацию конца предложений.                                                                                                                 Запись предложений с нахождением грамматических основы с сопоставлением их числа в простом и сложном предложении, составление схем предложений.

3)Сравнить  полученные схемы и найти  разницу в их построении.

: сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно, простые предложения в составе сложного не имеют главного свойства предложения – интонационной и смысловой законченности.

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 41 выполняется устно.   Ученики делают вывод, что интонация конца предложений присуща всему сложному предложению в целом

2. Прочитать предложения, записанные на доске, знаки препинания не расставлены. Выписать №№ предложений:

1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

3. Создать 2 группы по вариантам для взаимопроверки и приведения доказательств.

4. Коллективная работа. Устно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Объяснить устно орфограммы.(Повторение правописания чередующихся гласных в корне слов, правописание приставок пре-, при-, безударных  гласных в корне слова, слитное и раздельное НЕ с прилагательными и существительными.)

5. Анализ предложения с записью на доске и в тетрадях:

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. И.С. Тургенев.

1)Каким мотивом пронизано все четверостишие?

2)Какие художественные средства выразительности использует для этого автор? (эпитеты: нивы печальные, утро седое; синтаксические средства : инверсия, повтор, однотипные по структуре предложения)

3)Нахождение основ простых предложений, нахождение обособленных согласованных определений

4)Повторение видов односоставных предложений, которые есть в этом сложном предложении.

сложные предложения обладают богатыми возможностями для выражения чувств.

III. Актуализация знаний. Конструирование сложных предложений с союзами и без них,  выяснение смысловых отношений между частями сложного предложения.

1. Было уже десять часов вечера.

2. Над садом светила полная луна.

3. Последние тени сливались

4. За курганом тускнело мертвое зарево.

IV. Организация деятельности по применению полученных знаний.

1. Самостоятельная работа,   взаимопроверка. Приложение 2

V. Обобщение нового материала, подведение итогов урока по вопросам:

— Каковы признаки сложного предложения?

— Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

— Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

Домашнее задание: упражнения  № 44, №45 параграф 7, выучить определение.

Технологическая карта урока

Какое из следующих утверждений верно?

а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

б)Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.

в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Найдите четвёртое лишнее предложение.

а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.

б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.

в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.

г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

Определите, чем соединены части в предложении: Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.

а) подчинительным союзом

б) союзным словом

в) сочинительным союзом

1. Тростенцова Л. А., Т. А. Ладыженская «Русский язык», учебник для 9 класса, М. – «Просвещение», 2017 г., с.23.

2. Сергеева  Е. М. Русский язык.  Рабочая тетрадь.  9 класс,  пособие для работающих по учебнику Бархударова С. Г.и др. . М. – «Зкзамен», 2015 год, с. 4.

3. Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.

Тема: Функциональные стили речи

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, плакаты с презентациями, раздаточный материал: таблицы, план, карточки с текстами, бланки ответов на тест, толковый словарь.

Нужно ли нам повышать свою речевую культуру, и как она связана с изучением стилей речи? Ответить на этот вопрос нам помогут эпиграфы к сегодняшнему уроку.

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

– Как вы понимаете это выражение? (ребята дают свои ответы на вопросы)

Нельзя    к цветку в виде дополнения  подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры.

К следующему высказыванию мы вернемся в конце нашего урока. А сейчас послушайте стихотворение о стилистике и скажите, о чем хотел сказать автор?

(учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,Что задача не простая. Мысль словами выражать -Суть стилистики такая. Диссертация, беседа,Речь, статья или роман?Заявленье на соседа,Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать,Чтоб не мучила дилемма, -Нужно стили речи знать!

А пока мы обсудим главную мысль этого стихотворения, наш специалист-лингвист найдет в словаре значение нового для нас слова «дилемма».

Итак, сегодня мы будем говорить о стилях речи.

А. Н. Толстой дал такое определение этому слову: «Слово «стиль» происходит от названия иглы или стилета, которым в древности писали на восковых дощечках. Стилетом называется также кинжал. В понятии «стиль» заключено острое, проникающее»

И действительно, мы должны знать, когда и какое слово применить, чтобы оно было уместно, чтобы каждое слово попадало точно в цель.

– Почему все стили называются функциональными, какие функции в речи они могут выполнять?

– А какие сферы деятельности они могут обслуживать? И сейчас, пользуясь своими знаниями о стилях, мы с вами заполним пустые квадраты в следующей схеме.


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИМЕРЫ

Все стили речи делятся на 2 большие группы, какие?

Они, в свою очередь, делятся на 5 подгрупп, каких?

4) Работа над темой урока

1. Сегодня на уроке у нас есть 5 экспертных групп, которые готовили презентацию одного определенного стиля. Но в задачу каждой из групп будет входить не только характеристика своего стиля, но и доказательство, для чего нам важно знание именно этого стиля.

Также после каждой презентации, вас ждет практическое задание. У вас на столах есть карточки с текстами различных стилей, вам необходимо после презентации найти среди них именно этот стиль и доказать свою точку зрения. А чтобы уравнять шансы каждой команды, находить и анализировать представленный стиль будет команда-соседка. Например, если презентуется художественный стиль, то представители команды разговорного стиля находят текст худ. стиля и доказывают, что это именно он.

Доказательство следует выстраивать строго по такому плану:

– основная функция стиля

– стилевые черты текста

– языковые особенности стиля

– речевой жанр

(план висит на доске, ученики записывают его в тетрадь)

Поможет вам в этом таблица, которую мы составляли на прошлых уроках, она лежит у каждого на столе.

Очередность выступления каждой команды будем устанавливать так: я буду читать стихотворную характеристику стиля, а команде, которая готовила этот стиль, нужно будет опознать его и хором назвать свой стиль. Это будет своеобразным конкурсом для команд.

2. Итак, слушаем:

Стиль логичный, объективный,В нём – прямое слов значенье. Применять нам эффективноВ описании явленья.

Образности в стиле нет,Тропы – не в участии. В центре не один предмет,А общее понятие.

Можем мы всегда узнатьСтиль сухой, немного скучный.«Термин!» – стоит лишь сказать, -Перед нами стиль – научный

Команда презентует научный стиль, следующая команда находит в карточке текст научного стиля и анализирует его по плану.

Текст № 3 в карточке:

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок.

3. Опознание учащимися следующего стиля:

Рекламный слоган, фельетон,

Статья и выступление,

В судебных речах слышен он,

В нем – личностное мнение.

Стиль очерков и репортажей,

В массмедиа он очень важен,

Широким массам он знаком,

Публицистическим зовется он.

Команда готовится к презентации стиля, все ученики записывают новое слово «массмедиа».

МАССМЕДИА — (англ. mass media), то же, что средства массовой информации

Представляется публицистический стиль, следующая команда находит текст из карточки этого стиля и анализирует его.

Текст № 1 в карточке:

Много я слышал всяких споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья за деньги не купишь. По-моему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех.

(Ученики анализируют текст)

4. Учащиеся опознают следующий стиль:

Поделиться впечатленьемЕсли с другом захочу,То ему, без промедленья,По мобиле позвоню Или скину смс-ку, Чтобы был довольный. В жизни очень нужен нам Стиль просто разговорный. Команда презентует свой стиль, команда-соседка находит в карточке соответствующий стиль и анализирует его.

Текст № 5 в карточке:

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз! Ну и красотища! Всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе – ястребы! Штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк.

(Анализ текста по плану и таблице)

5. Опознание стиля:

Документ в законную силу вступает. В установленном порядке оформлен кредит. Банк гарантию предоставляет. Приговор обжалованию не подлежит.

Для того, чтоб заполнить все это,

Образец ты скорее открой

Стиль сухой и ни грамма полета

Под названьем официально-деловой.

Команда презентует стиль, «соседи» находят и анализируют стиль в карточке.

Текст № 2.

6. Опознание стиля: Я с этим стилем уж давно

Знаком не понаслышке.

Мне не заменит и кино

То, что возьму из книжки.

Когда читаешь пьесу, стих

Пределу нет возможностям

Стиль завораживающий в них

Зовется он художественный

Анализ текста следующей командой. Текст № 4.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

5) Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

Мы повторили с вами все стили речи, потренировались в нахождении и доказательстве текстов определенных стилей, а теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эту тему, легко ли вы можете ориентироваться в текстах различных стилей.

Мы проведем с вами тестирование с помощью мультимедийной доски, у каждого из вас на столах есть бланки ответов на этот тест. На доске появляется вопрос и варианты ответов на него. Вам нужно будет заполнить бланк буквой с правильным ответом

(После окончания тестирования на экран выводится слайд с правильными вариантами ответов, и ученики, обменявшись в парах бланками, проверяют работы своих одноклассников и начисляют по одному баллу за каждый правильный ответ).

Таким образом, по итогам сегодняшнего урока вы зарабатываете оценку, которая складывается из баллов, заработанных на тесте (максимум – 8 баллов) плюс 2-3 балла за активность на уроке, доклад, анализ незнакомых текстов.

– Что имел в виду автор? Как вы понимаете его слова?

-Объясните значение понятий «языковой вкус», «чувство языка»?

– Как вы думаете, приблизились ли вы сегодня на шаг к обладанию этими качествами?

– Есть ли в современном обществе необходимость в этих качествах? Почему?

И подводя итоги урока, давайте с вами немного пофантазируем: что бы было, если бы мы перепутали все стили? Тогда, возможно, заявление о приеме на работу могло бы звучать так:

Уважаемая редакция журнала, примите меня, пожалуйста, на работу. Я займу должность главного редактора, так как меня устраивает оклад и время работы, а документы я обязательно вскорости донесу.

25.03. 2017 г. Подпись

И всех я думаю повеселило бы замечание классного руководителя в дневнике подобного содержания:

Дорогие родители, вы представляете, ваше несравненное чадо буквально вчера накинулось на девчонку из нашего класса и давай ее метелить ни с того, ни с сего! Че делать-то будем?

А дружеская беседа могла бы принять такие обороты:

– Я думаю, тебе стоит согласиться, ведь корректор – издательский, редакционный, типографский работник, исправляющий в читаемых им типографских оттисках ошибки, допущенные при наборе. В некоторых издательствах корректор осуществляет также вычитку рукописи перед сдачей в набор.

– Так я не понял, ты – за или против?!

Такие шуточные примеры, где нарушаются нормы стилистики, еще раз доказывают необходимость изучать особенности всех стилей речи.

И домашним заданием на следующий урок будет составление такого шуточного текста, где нарушались бы нормы того стиля, который вы сегодня представляли.

Библиографическое описание

Балина, Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы / Т. И. Балина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1189-1192. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9872/ (дата обращения: 08.10.2023).

Современный мир требует активного, инициативного и востребованного гражданина, а педагогика должна следовать этой цели. Дети требуют большого внимания к себе, им необходим практический момент изучения учебного материала, поэтому преподаватели ищут и применяют разные методы, но особенно интересен метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание активной, инициативной личности.

Целью проектной деятельности является:

–       понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;

–       повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;

–       развитие творческих способностей;

–       формирование чувства ответственности;

–       развитие коммуникативных способностей в групповой работе;

–       создание условий для сотрудничества между учителем и учащимися.

Теперь понятно, что учителя русского языка и литературы считают одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, развитие его способностей, умение договариваться и сотрудничать со всеми субъектами учебного процесс, именно метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

Что же может стать содержанием исследования по литературе?

Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. На уроке презентации дают возможность визуально воспринимать материал и точнее понимать его или дополнительно узнать что — то. Во время работы над проектом ребята дополнительно прикасаются к тому или иному материалу, то есть вольно или невольно изучают сопутствующие темы, что расширяет знание и кругозор учащихся.

Иначе обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват.

Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.

Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является проектной методики в урок, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

Конечно, подобное решение требует от педагога особо тщательной подготовки при организации проектной деятельности. Тема, которая выносится на проектирование, в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Но проект от этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не совершенное школьниками открытие «мирового масштаба», самым главным будет овладение ими навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда.

Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:

1.                  Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы.

3.                  Индивидуальный проект.

Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей учащегося теме и подходящий для индивидуальной работы. Например, при изучении романа — эпопеи Л. Н. Толстого была дана тема: «Кутузов и Наполеон в романе». Необходимо было выписать из текста описания героев, смешать их под номерами и предложить остальным учащимся на уроке определить о ком идет речь. Еще проект — интервью с Наполеоном и Кутузовым. Такой тип проекта предполагает знание текста, умение с ним работать и тонко «вмешаться» в текст, точнее понять содержание.

У. – М. И., во время Бородинского сражения вы говорили заведомо неправду, что французы отбиты везде, почему?

К. — Вы понимаете, что такое паника? «Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, иначе — поражение».

У. — М. И., Вы после Бородинского сражения упомянули турок.

К. — Да, я сказал: «Будут они, т. е. французы, лошадиное мясо жрать, как турки». И я оказался прав.

У. — Надеялись ли Вы разбить Наполеона?

К.- «Разбить — нет, а обмануть — надеялся».

К. – Чем дольше пробудет Наполеон в Москве, тем вернее наша победа.

У. — Какую роль вы отвели Тарутинскому маневру?

У. — В чем вы видели спасение России после Бородинского сражения?

К. — На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение — отступление. « Необходимо было сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага».

К. — Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. « Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они — видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».

У. – И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»

К. — Нет, «я выполнил свой долг — прогнал Наполеона с земли русской, а дальше — не мое дело».

На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка. Проводился урок русского языка на тему: «Художественные и изобразительные средства языка на примере стихотворения Б. Пастернака «Февраль». На основе этого стихотворения писались синквейны. Результаты были интересные, например:

2.      Черный, предвесенний.

3.      Оттаивает, течет, плачет.

4.      Напоминает о приближающейся весне.

5.      Предвестник марта.

При изучении темы «Фразеологизмы» даю по нескольку фразеологических оборотов и делю класс на группы, они готовят материал из словарей, интернета, учебников, собирая материал о происхождении фразеологизма, создание рисунков по данному фразеологизмов.

Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, а сильный сумел сделать «маленькое открытие», значит, цель достигнута.

Учителя — словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности.

Примерами проектов по языку и литературе, использующимися как форма внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовки творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т. п. Ребята с удовольствием пробуют себя творчески, так прошло мероприятие в форме литературной гостиной: «Я верю в чистую любовь», посвященное творчеству русских поэтов 19 века. Ребята предложили сделать главным героем одного из них, студент, не признающий и не понимающий поэзию, попадает на бал во сне и знакомится с жизнью и творчеством поэтов. Ребята — артисты не только читали стихотворения, но и танцевали на балу, изучили и использовали этикет 19 века, нашли наряды, придумали прически. Интерес к литературе появился не только у участников, потому что после мероприятия возникло много вопросов у учащихся — зрителей по творчеству, личной жизни поэтов, желание узнать побольше об их жизни и творчестве. Цель была достигнута: через себя ребята приняли и поняли учебный материал.

Вывод: проектная работа позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. Ребята любопытны, хотят реализовать свои способности, а проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата. Такая работа интересна, эффективна и результативна.

1.                  Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, литература, метод проектов, проект, учебный материал, Бородинское сражение, проектная деятельность, учащийся, Групповой проект, мой взгляд.

ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема:  «Понятие о сложном предложении»

Подготовила: Чех М. И.

учитель русского языка и литературы

Понятие о сложном предложении (9 класс)

урок общеметодической направленности.

Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?

Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему  «Сложное предложение».

А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А. Куприна.  Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

«Язык  это история народа. Язык  это путь цивилизации и культуры. ( По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет.ся (не) праз.ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью».

Проверьте правильность выполнения задания. ( Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-»   то, что было новым, но понятным,  знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;

– запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Мальчик мечтал о ружье, а его сестра –  о новой кукле.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Что требует разъяснения, помечено «V»?

На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. ( Работа в парах.)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Союзной                                                                         Бессоюзной

– это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с  отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с  отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Мы не пошли гулять Мы не пошли гулять

Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

, однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

А) одна       Б) две    В) две и более

по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

А) Да, каждая часть – это отдельное самостоятельное предложение

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

А) да     Б)нет

В) сочинительной и подчинительной

равноправное отношение характеризует подчинительную связь

равноправное отношение характеризует сочинительную связь

А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

10.  Определите вид сложного предложения  Мы хорошо работаем на уроке, потому что           хотим разобраться в новой теме.

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

1. В        6. Б

2. Б        7. В

3. Б        8. Б

4. А        9. А

5. А        10. Б

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1. Прочти с правильной интонацией.

2. Выдели грамматическую основу (основы).

3. Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное.

Б.  Союз сочинительный – ССП.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. ( Предложения выводятся на экран)

Гр.дущие годы таятся во мгле,Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

Люблю (не)молчный говор твойИ поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

Прозрач.ный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет, И речка (подо) льдом бл.стит. («Зимнее утро»)

Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года (не)заметных. ( Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Любви, надежды, тихой славы (Не)долго тешил нас обман, Исчезли милые забавы,Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман.т,(Не) печалься, (не) сердись.

Сначала ребята работают самостоятельно, записывая предложения и выполняя задания к ним. Потом каждый проверяет себя, сравнивая свои ответы со слайдами, на которых предложения разобраны, или сверяя написанное с комментариями учеников и учителя. За каждое правильнее предложение учащиеся добавляют себе 1 балл к баллам за тест. Попутно комментируем орфографию. Делаем вывод о том, что чаще всего части сложного предложения отделяются друг от друга запятой. Однако учитель сообщает, что это не единственный знак, возможный в сложном предложении:  части могут отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.

Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», – писал

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение.  Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка  и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит  во многом от вас, друзья мои.

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1. На уроке я работал                 активно / пассивно2. Своей работой на уроке я      доволен / не доволен3. Урок для меня показался       коротким / длинным4. За урок я                                  не устал / устал5. Мое настроение                      стало лучше / стало хуже6. Материал урока мне был       понятен / не понятен                                                     полезен / бесполезен                                                     интересен / скучен

1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы,  в скобках указать вид сложного предложения.

2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.

3 группа  (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.

Всем: теоретический материал урока добавить в «Портфолио ученика».

Приложение у уроку №1 Таблица «Понятие о сложном предложении»

Приложение №2 Презентация к уроку.

Сложное предложение. Общие понятия

– это единица синтаксиса.

называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно

От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.

Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой , с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из  оно состоит и какой связью соединены

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с  отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью

занятие перенесено на следующую неделю

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь – на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *