Интеграция как методическое явление и её возможности в начальном обучении.
Одним из самых значимых факторов учебного процесса является познавательный интерес. Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значимым для интереса к познанию являются про-цессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоцио-нальные процессы, переживания, не оставляют место холодной рассу-дочности. В познавательном процессе мысль ищет выхода, она актив-на, устремлена на решение познавательных задач. Под влиянием поз-навательного интереса активнее протекает восприятие, острее стано-вится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает вооб-ражение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Познавательный интерес сопряжён с потребностями в деятельности, направленной на получение новых знаний, стремлению к самообразованию. Учебно-поз-навательные интересы, как более глубокие, требуют для своего форми-рования особой работы. Ещё более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования.
Формирование познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса:
а) совершенствование методов обучения;
б) разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения;
в) модернизация структуры урока;
г) расширение форм самостоятельной работы на уроке;
д) обновление содержания и укрепление межпредметных связей.
В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами.
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации. Современные социокультурные проблемы выд-вигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребёнка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира.
Цели интегрированного обучения.
- Формирование у детей целостного восприятия мира.
2) Повышение эффективности урока с целью повышения уровня усвоения материала, более глубокого понимания.
3) Воспитание эрудированного человека, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
- Формировать навыки исследовательской работы (умение строить предположение, вести доказательства.
- Развивать умение анализировать прочитанное и делать выводы.
- Включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, стихотворения, поделки, рассказы, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Латинское слово «интеграция» означает – объединение в целом каких-либо частей, элементов. При интегрированном обучении учебные предметы должны взаимодействовать, но в то же время быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на изучение данного объекта или яв-ления. На практике чаще всего применяют интегрированные уроки, в которых вокруг одной темы объединяется материал одного или нес-кольких предметов, Он является только «фоном» для основного предмета.
Для этого учитель, прежде всего, анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивая их психологические особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин не использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст в боль-шей мере зависит от умения бегло и правильно читать. Но даже, если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может уви-деть, что «изолированное» преподавание нередко ущербно и недостаточно. Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же основание для интеграции. В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций одни и те же объекты. Всё это «заявка» на интеграцию, хотя бы по отдельным темам.
В каждом классе есть группы учеников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают её только после дли-тельных разъяснений. Самостоятельная исследовательская деятельность учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остаётся проб-лемма: как вооружить ученика приёмами, способами, средствами, из арсенала которых он может выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время на уроке, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.
Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к чтению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит кол-лективный характер, т.е. «немного обо всём». Дети знакомятся со мно-гими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обу-чения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учите-лю сократить сроки изучения отдельных программ, ликвидировать дуб-лирование материала по разным предметам, уделить больше внима-ния ( в разнообразных формах ) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения ( развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала ).
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акценти-ровать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой запас знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навы-ки.
Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегри-рованного преподавания – повышение роли самостоятельности учащи-хся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём матери-ала? Ученики справляются с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем на-чальной школы, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудицией, высокого профессионализма.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков.
- Определение системы таких уроков на целый год в каждом классе.
- Тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей.
- Моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
- Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
- Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
- Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
- Цель урока ( это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.)
- Подбор объектов, т.е. источников информации, которые отвечали бы целям урока.
- Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации ( это – идея, явление, понятие или предмет ).
- Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
- Переработка содержания ( разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы ).
Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Вот какого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в своей статье «Властвуй, не разделяя»: «В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное ис-кусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции». А задача учителя пер-воклассников заключается именно в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребёнка ни в коем случае не угас интерес к учению, не по-тухли огоньки в глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чере-дование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, окружающий мир и изобразительное искус-ство.
В третьем и четвёртом классах можно использовать все возмож-ные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.
Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму ) – уже интегрированные. Со времён К. Д. Ушинского они проводятся в единстве. В настоящее время в пер-вом полугодии первоклассники обучаются чтению и письму на таких уроках. Изначально интегрированный курс – внеклассное чтение. Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках, б) текст, как искусство слова, развитие речи, в) мир книг, как выбор круга собеседника.
Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – окружающий мир, чтение – изобразительное искусство, русский язык – чтение – изобразительное искусство, чтение – окружающий мир – труд, русский язык – окружающий мир – изобразительное искусство.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы. Глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения знаний на практике.
С учётом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко-эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слы-шали, а должна быть реакция удивления – «Вот ещё где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т.д. Не следует забывать и ещё об одной задаче в работе учителя – нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них эмпатии, то есть чувства сопереживания, умении эмоционально отзываться на переживании других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребёнок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения:
- В повышении уровня знаний по предмету.
- В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
- В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки и т.д.
- В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время.
- Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
- Ильенко Л. П. « Опыт интегрированного обучения в начальных классах» , Начальная школа, 1989 г., №9
- Кульневич С. Н., Лакоценина Т. П. « Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002 г.
- Мытницкая С. Н. « Мне помогают элементы интегрирования» Начальная школа, 2002 г., №1
- Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» Начальная школа, 1989 г., №7
- Глинская Е. А. « Межпредметные связи в обучении»
-
Журнал «Начальная школа плюс минус» 2008 – 2009 г.
1. Актуальность темы
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.
Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.
Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.
2. Интеграция предметов в начальной школе
Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.
В законе РФ “Об образовании” особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит
, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.
Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: интеграция
— сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Интеграция
— ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания,
с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой – глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.
В чём же заключается суть интеграции
в обучении?
Применительно к системе обучения “интеграция” как понятие может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
По существу, интеграция имеет целью
заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития.
Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Методической основой интегрированного подхода
является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции
может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например,
группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Таким образом
, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях
:
- внутрипредметная
– интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов; - межпредметная
– синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; - транспредметная
– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная
,
– она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.
Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция
– проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).
Фактические межпредметные связи, например
, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики
изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего
мира
«Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?
Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.
Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественно-научных понятий. Например,
на уроке окружающего мира
дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства
это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии
– в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом
.
Вертикальная тема на уроке занимает от пяти минут и более, ее реализация различна: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию вертикальной темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение.
Каждая вертикальная тема имеет краткое определение общего содержания, один или несколько эпиграфов, вводящих в эмоционально-поэтический образ темы, ее философско-эстетическое содержание. Эпиграфы как бы предлагают разные повороты темы, разные направления ее раскрытия. Содержание тематизма охватывает все, что входит в понятие «культура». Например,
содержательное ядро: «Ты живешь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь». Из него выделяют основные группы тем, каждая из которых имеет определенный аспект, например: «Природа – наш дом».
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на
основе интеграции:
пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).
Пластообразная
– наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).
Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока
Например
, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве
, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе
– через художественные средства выразительности в тексте; в музыке
– через звуки природы, песни и т.п.
Спиралевидная
– содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.
Например,
можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока
Контрастная
форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (рис. 3).
Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например
, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.
Взаимопроникающая
форма строится на основе одного вида деятельности, например
игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.
Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока
Например,
в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д.
Индивидуально-дифференцированная
(творческая)
форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока
Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например,
из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого разнообразные задания по целям воздействия и использования на различных уроках. ( Приложение 1
)
3. Обобщение
Так как интеграция –
это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя
, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения
:
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
- Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
- Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. – 1996.
- Ильенко Л. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. – 1989. – №9.
- Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. – 1996. – №1.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. – 2003.
- Колягин Ю. М., Алексеенко О. Л .
Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9. - Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
- Сердюкова Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
- Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. – 1990. -№5.
Интеграция в начальной школе.
У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретённые детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картина мира, обеспечить осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время- сформировать умение увидеть с разных сторон и тот же предмет.
В. А. Сухомлинский считал, что детство-это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Для осуществления анализа явления интеграции в обучении, приведём ряд определений интеграции, данных в справочной литературе:
в целом каких-либо частей элементов». Такое определение даёт толковой словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н. И. Кондакова.
, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей и элементов». Такое определение даёт «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившийся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов».
результат процесса объединения
, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». « Социологический словарь».
В приведённых определениях даны лишь общие , инвариантные характеристики понятия «интеграция», так как из них неясно, во-первых,- о каких по характеру элементах идёт речь, во-вторых, -чем является интеграция- состоянием, процессом или результатом объединения.
В словаре «Иностранных слов» интерес представляет второе терминологическое значение, принятое в области экономики- процесс взаимного приспособления или объединения национальных хозяйств двух и более государств. Преобразуя общее значение слова интеграция в научный термин, можно вывести определение «интеграция» в обучении.
Интеграция-это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения.
Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:
-Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции- ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
-Во вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция-средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).
-В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий , актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.
Школьной практикой и научными исследованиями учёных(А. Я. Данилюк, В. Т. Фоменко, К. Ю. Колесина, О. Г. Гилязова, А. Г. Кузнецов и др.) доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами.
Поскольку большая часть изменений в педагогической деятельности лежит в русле технологий педагогического процесса, остановимся на анализе тех тенденций, которые обозначились в последнее время в современной начальной школе.
Уровни интеграции содержания учебного материала.