Технология игрового обучения
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.
Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Игровая технология в обучении чтению
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Примеры проектов для разных возрастных групп
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.
Лэпбук — удивительная книжка с заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо
Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они ещё совершенно новые для малыша. Они часто применяются в создании книжек-раскладушек для младших дошкольников. А вот для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например, лэпбук на тему «Насекомые» подойдёт для младших дошкольников, которые ещё имеют мало представлений об этом. Для старшей же группы лучше выделить в одном лэпбуке отдельные виды насекомых: например, использовать информацию только о бабочках, выделить их виды или же обратить внимание на жуков и т. п. С другой стороны, лэпбук на тему «Экология» будет полезен в общем виде и для старших дошкольников в качестве обзорного метода, поскольку для детей это новая тема.
Изготовление лэпбука
Для основы лэпбука лучше всего использовать картон формата А3, но подойдёт и любой другой плотный материал. Сейчас в магазинах можно найти специальные картонные папки-основы. Тогда останется только обклеить основу нужными деталями и раскрасить. Если же вы используете картон или лист плотной бумаги, то сложите его пополам, как книжку, или на 3 части так, чтобы получилось подобие дверок. Можно сложить основу в виде гармошки. А дальше добавить любые детали по своему желанию. Это могут быть кармашки с карточками, маленькие брошюрки, конвертики и т. д. Каждый конверт или кармашек заполняют тематическим материалом: карточками, рисунками, загадками и т. д.
Сложить лэпбук можно любым удобным способом, всё зависит от воображения создателя
Далее основа наполняется совместно детьми и педагогами нужными материалами. Приведём пример наполнения лэпбука на тему экологического проекта «Бережём природу», он состоит из 7 игр-занятий:
Готовый лэпбук можно использовать на занятиях, вспоминая и закрепляя пройденный материал, также дети могут самостоятельно рассматривать его в свободное время.
Варианты лэпбуков для ДОУ
В простом лэпбуке на тему осени удобно указать все её характерные признаки
Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.
С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта
Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.
Схемы проведения опытов и экспериментов
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
Структура инновационного процесса:
Анализ инновационной деятельности в ДОУ
По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ педагог проводит анализ проделанной работы и оформляет соответствующую документацию. В отчёте о проделанной работе указываются этапы реализации, кто работал над созданием плана, список группы детей, срок проведения. Пишутся цели занятий, определённые задачи, материалы и оборудование, которые использовались в работе. Указывается эффективность, которая была достигнута.
Анализ проведённой инновационной деятельности помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.
Пример отчёта педагога по инновационной деятельности (фрагмент)
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. Ф ГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.
Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:
По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Использование ИКТ на занятиях в детском саду
Дидактические игры являются важной составляющей занятия
Использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ
Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.
Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе
Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.
Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровью
Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою,
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
– Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь” .
Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального.
Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая.
Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально – в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно.
Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на неком судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море.
Имеем: старик действительно поймал золотую рыбку.
Как можно сделать, чтобы человек слышал и понимал “речь” рыбы? Необходим дешифратор и т.д.
Может возникнуть возражение: но ведь у деда не было дешифратора. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.
Моделирование маленькими человечками Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Для дошкольников этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.
Мышление по аналогии
При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектомиз другой области, при этом выявляется их сходство с точкой зрения каких– либо свойств или отношений.
В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии:
6. Аналогия по свойствам. При использовании данного видааналогии необходимо ответить на вопрос: «Какой?». Например: шарик (какой?)
Типовые приемы фантазирования Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:
– преобразование свойств времени,
– приём «Наоборот».
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые воспитательные технологии:
Имитационные игры (имитационное моделирование). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Имитироваться могут события, ситуации, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Они помогают отрабатывать выполнение специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса, между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ребенка-дошкольника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребность и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
– игры, направленные на формирование индивидуальных качества человека в команде, выявление лидерских способностей и чувство сопричастности к общему делу.
Ролевая игра – способ расширения опыта анализа участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) какого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
Основное отличие ролевых игр в том, что участнику выдается не только описание, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Таким образом, ролевая игра – это игра по заданному сценария, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.
Технология ролевой игры
– выбор сюжета (разработка ролевого пакета);
– разработка сценария, продумывание ролей и средств игровой организации.
3. Знакомство участников с правилами и требованиями игры, создание у них мотивационной базы.
4. Организация игрового цикла.
Подготовка к игре.
-знакомство участников с проблемной ситуацией;
– актуализация опорных знаний и опорных действий участников;
– формирование игровых команд (микрогрупп);
– выбор лидеров команд;
– выбор игровых органов проверки или контроля.
– ролевое общение в командах в соответствии с полученным заданием;
– выступление лидеров команд по игровому моделированию (или принятию коллективного решения);
– коллективное обсуждение представленных командами вариантов решения;
– разбор игры, подведение итогов, коллективное оценивание команд и выработки вариантов решения.
Для развития игровых сюжетов создается полифункциональный игровой материал, целесообразно использовать сказочные сюжеты, уровень педагогической помощи-сопровождения зависит от возраста детей и осведомленности в данном виде игры.
Этапы данной технологии:
1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой «смысловое поле», на котором разворачиваются игровые события.
3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы – проведение воспитательного шоу – подведение итогов.
На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов воспитателей, группой педагогов, группой активных воспитанников и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй традиции ДОУ и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.
Задачами организаторов на этом этапе являются:
– разработка или поиск сценария шоу;
– распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио-и видеотехники, освещения) и т.д.;
– подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.
Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.
– решение о главном принципе отбора участников «сцены»;
– сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»;
-помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.
– решение о ведущем;
– разработка программы ведения шоу и образа ведущего;
– репетиция ведения шоу.
– решение о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определенное количество представителей от каждой группы и т.д.);
– определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, для «групп поддержки», гостей, для жюри и т.п.);
-создание настроя «зала» (через слово, действие, оформление. Введение правил и т.д.);
– обращение к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к залу, рассчитанные на определенную реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т.п.).
– предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);
– кто и когда оценивает;
– техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займется специальная счетная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т.п.);
– способы предъявления оценок.
– определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);
– определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;
– выбор техники исполнения элементов оформления.
включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» +сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы выделяются «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизацию (по С. Д. Полякову).
– организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определенный эмоциональный настрой участников; б) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.
Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами), аплодисментами и другими способами.
В финале кроме итогов оценивания необходимо «смягчение соревновательности» (С. Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться словом и действием, объединяющим:
– участников конкурса («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчеркивание ведущим достоинств проигравшего и т.п.;
– «сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал.
Подведение итогов осуществляется как анализ шоу и проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии не обязателен.
Таким образом, обновление содержания дошкольного образования, освоение интерактивных технологий дошкольного образования – одна из ведущих задач профессионального развития педагога ДОУ на современном этапе.
1. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно
Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе
Самым важным в своей работе считаю применение здоровьесберегающих технологий. С помощью них я формирую у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также способствую развитию знания умений и навыков необходимых для поддержания собственного здоровья. Систематически провожу спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утреннею гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, релаксацию под музыку, прогулки, спортивные игры, закаливание, водные процедуры. Для проведения занятий и режимных моментов мною используется нетрадиционное физкультурное оборудование и дидактические пособия, изготовленные своими руками.
Наш детский сад реализует региональные проекты «Дошкольником о родном крае», «Здоровый дошкольник», «PRO –чтение». Совместно с детьми мы принимаем участие в работе над проектами. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Формывзаимодействие ссоциальными партнёрами экскурсии в библиотеку,пожарную часть,музей,газопровод,пекарню,парикмахерскую,фок,бассейн. эливатор. С детьми организовываем выставки игры занятия,литературныевикторины,праздники, дидактические игры, конкурсы рисунков,конкурсы чтецов.
В век инноваций и компьютеризаций не обойтись без информационных технологий в работе с детьми. Преподносимую информацию дети усваивают намного эффективнее. Использование ИКТ позволяет не только обогащать знания, используя компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
В своей работе я применяю мультимедийные технологии в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Я создаю фильм, презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей.
Детям дошкольного возраста свойственно познание нового не изведанного, поэтому познавательно-исследовательская деятельность входит в структуру моей работы. Активным участником экспериментальной деятельности выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты, закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Эксперименты проходят в форме игры,например «Как работает термометр»,«Звезды движутся по кругу», «Может ли растение дышать»,«Свет и тень», «Игры с песком». И различные наблюдения.
Необходимо отметить, что владение коррекционными развивающими технологиями целесообразно и необходимо для работы педагога, который работает с любой категорией детей. Целью коррекционных технологй является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. В режимных моментах (во время приёма пищи дневного сна) часто использую такие формы как сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
Оказывается, что с помощью сказки можно лечить людей. Так и возникла сказкотерапия, которая подходит и маленьким, и взрослым.
Сначала я читаю детям сказку, а затем мы вместе её анализируем: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т. д. адаптированной под конкретную проблему человека. • Создание ребенком собственной сказки, в которой он описывает свою проблему и находит способы ее решения мы обыгрываем с помощью кукольного театра.
На психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие можно влиять с помощью цвета. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Это и является принципом цветотерапии. Положительное воздействие цвета учитываются при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования. Я использую такие игры и упражнения, как «цветные физкультминутки»,«Ощущение цвета»,«Мою руки»,«Желтая песенка»,«Покрывала Феи», «Разноцветный дождик»,«Зажги радугу».
Конечно же применяя в работе инновационные технологии я всегда использую личностно-ориентированный поход, создавая партнёрские отношения между ребёнком и воспитателем. Осуществляя индивидуальный подход к детям, моей задачей является не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. который рассматривается как один из важнейших принципов развития. В нем нуждается каждый ребёнок без исключения. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Особое внимание в образовательном процессе уделяю игровым и развивающим технологиям, которые дают дошкольникам новые социальные знания, активизируют самостоятельность и инициативу ребёнка, его творческие способности, учат гуманности общения, толерантности, самостоятельно выражать своё мнение, решать проблемы в результате анализа своих действий. Использую проблемные ситуации, пространственное моделирование, технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей через игры «Цветные дорожки», «Палочки Кюизиньера», «Блоки Дьенеша».
Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе.
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую свой практический материал по мнемотехники.
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов».
Я использую в работе мнемотаблицы, мнемодорожки можно для:
– обогащения словарного запаса;
– при обучении составлению рассказов;
– при пересказах художественного произведения;
– при отгадывании и составлении загадок;
-при заучивании стихов.
-при заучивании цифр.
Сравнительно недавно мы стали применять синквейн как метод развития речи дошкольников. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Также в работе по развитию речи я применяю метод синквейн.
Синквейн, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: можно представить условными обозначениями в виде ё лочки:
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово-предмет
• вторая строка – два слова-признака, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три слова действия,рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. В работе с детьми мы составляем синквейны по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни
Ещё одним из методов развития связной речи является «Метод интеллект-карт”, переводится “карты ума”. Актуальность этого метода состоит в простом запоминании информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей и активизируется мышление. Они идеально подходят для планирования.
Применение инновационных методов и приёмов в работе по развитию речи помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения связной речи. Для составления интеллект – карт я использую определё нные требования:
• Для создания карт дети используют только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
В дошкольном возрастекогда появляется способность к творческому решению проблем,уместно использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данный метод успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
В работе с детьми я использую методы ТРИЗ в различных играх например: “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”, “Черное-белое” “Наоборот” или “перевертыши”. Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Особое внимание в образовательном процессе уделяю игровым технологиям, которые дают дошкольникам новые социальные знания, активизируют самостоятельность и инициативу ребёнка, его творческие способности, учат гуманности общения, толерантности. Активно использую технологии проектного образования, информационно-коммуникативные технологии. Использую проблемные ситуации, экспериментирование, пространственное моделирование, технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей через игры «Цветные дорожки», «Палочки Кюизиньера», «Блоки Дьенеша».
Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребенка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.
Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей. Однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно. Проблему я решаю так, предлагая родителям информацию на носителях с занятиями для закрепления того же материала дома. Таким путем, ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания дома. Такую практику я распространяю и на детей, по состоянию здоровья не посещающих детский сад.