ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Уважаемые коллеги!

Приветствуем Вас в методической сети федеральных инновационных площадок! В рамках сети Вы можете обмениваться опытом, инициировать самостоятельно и принимать участие в обсуждении профессионально интересных тем инновационной деятельности ФИП в сфере образования, публиковать продукты (результаты) реализации инновационных образовательных проектов, освещать проведенные мероприятия.

Методическая сеть федеральных инновационных площадок —

форма добровольного объединения и взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии) в статусе ФИП, реализующих инновационные образовательные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Приглашаем принять участие в публикации методических материалов, научных исследований, разработок и других результатов инновационных образовательных проектов.

ВАЖНО! Вступать в сеть и комментировать материалы могут только авторизованные пользователи.

Основные НАПРАВЛЕНИЯ деятельности

1. Разработка, апробация и (или) внедрение:

2. Инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

25 января 2023 года завершился приём заявок от образовательных организаций на конкурс на присвоение статуса инновационной площадки Института воспитания. Конкурсная комиссия начала оценку материалов участников для формирования рейтинговой таблицы.

Итоги отбора будут размещены на информационных площадках Института воспитания до 1 марта 2023 года.

Напомним, в конкурсе принимают участие образовательные организации дошкольного, среднего общего и среднего профессионального образования, реализующие воспитательную деятельность на основе примерных рабочих программ воспитания, разработанных ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания».

Чтобы подать заявку на участие в конкурсе, представителям образовательных организаций нужно было:

Целью создания инновационных площадок является совершенствование системы воспитания с учётом реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области воспитания.

Деятельность инновационной площадки заключается в апробации и внедрении современных концепций воспитания, новых моделей и педагогических технологий воспитательного процесса; участие в мониторингах, научных и социологических исследованиях Института воспитания.

Всего с 15 декабря 2022 года по 25 января 2023 года поступило 1806 заявок.


ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

По направлениям инновационной деятельности количество заявок распределилось следующим образом:

Победители конкурсного отбора получат статус Инновационной площадки до 30 декабря 2024 года.

Вся подробная информация – в Положении о конкурсе.

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Согласно порядку формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, федеральные инновационные площадки (ФИП) создают для модернизации системы образования с учётом главных направлений социально-экономического развития страны и приоритетных направлений госполитики в сфере образования.

Инновационными площадками признают образовательные организации и их объединения, которые реализуют инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для развития всей системы образования.

Основной целью работы площадок являются разработка, апробация и внедрение:

Кроме того, инновационные площадки могут заниматься совершенствованием следующих составляющих системы образования:

Минпросвещения и Минобрнауки имеют собственные координационные органы, отвечающие за признание тех или иных организаций инновационными площадками. Сразу две специальные структуры создали потому, что полномочия между ведомствами разграничены: Минобрнауки отвечает за университеты, а Минпросвещения — за садики, школы, колледжи, педвузы и организации дополнительного образования.

Координационные органы министерств следят за реализацией заявленных инновационными площадками программ, а также представляют министерствам предложения по признанию конкретных организаций ФИП и лишению их этого статуса.

Для составления этих предложений создают экспертные группы. В них входят представители министерств, других федеральных органов, региональных властей, органов местного самоуправления, а также научных и общественных организаций.

Чтобы претендовать на получение статуса инновационной площадки, организации подают заявки в координационные органы. По итогам отбора Минпросвещения и Минобрнауки издают приказы о признании тех или иных организаций ФИП.

В документе, подписанном замминистра просвещения Анастасией Зыряновой, три приложения со списками организаций.

В первом перечислены те, что получили статус ФИП в 2022 году, их 18. В перечне представлены самые разные организации, но широко известных среди них не так много:

Во втором списке указаны 145 учреждений, которым отказали в присвоении этого статуса. А в третьем — 19 организаций, которым его продлили с прошлого года.


ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Направление деятельности проекта: Апробация и внедрение: новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.

Цель (цели) инновационного образовательного проекта: Формирование Soft skills навыков у молодежи посредством адаптации просветительского контента университета под воспитательные и просветительские задачи школ, колледжей, учреждений культуры (библиотек, музеев и т.д.).

Задача(и) инновационного образовательного проекта:1. Формирование Soft skills навыков у молодежи посредством реализации технологий проекта; 2. Создание условий для интерактивного взаимодействия субъектов просвещения и воспитания по формированию soft skills у молодежи; 3. Институционализация деятельности по формированию трансфессиональных компетенций у молодежи в приоритетных направлениях будущей профессиональной деятельности.

Основная идея реализации проекта заключается в адаптации образовательного контента университета под просветительские и воспитательные задачи школ, колледжей и учреждений культуры посредством цифровой среды, обеспечивающей для субъектов воспитания и просвещения повышение квалификации по новым направлениям деятельности, а для участников адаптацию к эффективному усвоению элементов образовательной, воспитательной, просветительской среды ВУЗов.

Осуществление воспитания молодежи посредством просветительской деятельности возможно реализовать посредством дистанционного, поэтапного освоения участниками различных учебных материалов на цифровой платформе и очных мероприятий, реализуемых на базе школ, колледжей и учреждений культуры. Цифровизация технологий проекта, в том числе геймификация, позволит создать условия для личной мотивации всех участников к совершенствованию уровня вовлеченности целевой группы в образовательный и воспитательный процесс ВУЗов посредством интерактивных технологий формирования и оценки компетенций, в том числе через наполнение индивидуального портфолио участника.

Ключевой задачей проекта является адаптация имеющегося у университета образовательного контента, а также элементов инфраструктуры реализации образовательных программ (далее ОП) для осуществления просветительской и воспитательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” и Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 85-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.

Вовлечение всех участников образовательного, воспитательного и просветительского процесса в осуществление проектной просветительской деятельности, посредством имеющегося функционала личного кабинета позволят сформировать возможности для трансляции и оценки разработанных и разрабатываемых методических комплексов в сфере просвещения и воспитания. Интегративным социальным эффектом станет объединение усилий государства и институтов гражданского общества по просвещению и воспитанию молодежи, содействие дальнейшей институционализации воспитания, просвещения, научной деятельности и профессиональной ориентации молодежи.

Проект осуществляется в онлайн формате, обеспечивающем возможность доступа участникам проекта и субъектам воспитательной и просветительской деятельности к адаптированному просветительскому контенту: — Элементам образовательных программ; — Фондам оценочных средств; — Дескрипторам формирования компетенций; — И т.д.

Основание выбора тематики:

Необходимость институционализации формирования Soft skills навыков является актуальной для целей подготовки молодежи к приоритетным направлениям будущей профессиональной деятельности. Сложившийся приоритет компетентностного подхода в системе образования не обеспечивает потребности в самостоятельном формировании новых компетенций в быстро меняющемся мире профессий, специальностей и квалификаций. Реализуемая в проекте технология трансформации жестких навыков в гибкие (hard v/s soft skills) путем использования цифровых инструментов в ОП становится все более актуальной.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” в действующее российское законодательство было введено определение «Воспитание», данным законом «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».2 В указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. ” О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года” отмечается актуальность вопроса оперативного и оптимального внедрения образовательными организациями рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В АНО ВО «Российский новый университет» разработан и апробирован в рамках правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать» опыт осуществления правового воспитания посредством просветительской деятельности. В ходе реализации проекта «Школа правозащитников» верифицирован необходимый методический комплекс, включающий в себя дескрипторы, позволяющие проверить результативность мероприятий правового воспитания, а также инструментарий трансляции реализованной технологии правового просвещения субъектам и участникам из числа целевой аудитории проекта. Представляется обоснованным и необходимым создание условий для инновационного социального объединения усилий школ, колледжей, учреждений культуры и ВУЗов, по формированию у молодежи Soft skills навыков в сфере воспитания и просвещения. новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности; Новизна, инновационность и прогрессивность использования цифровых технологий при реализации проекта обосновано малым объемом использования инструментария электронного обучения в рамках начального, основного среднего и общего образования, так, с 15,4% школ использующий цифровой инструментарий для обучения в 2018/2019 году это число выросло только до 18,3%. При этом аналогичный показатель за соответствующие годы в сфере средне-профессионального образования увеличился с 18,4% до 32,2%, а в сфере высшего образования с 16,2% до 57,5%. Наблюдается положительная тенденция и в области применения дистанционных образовательных технологий, так процент обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования увеличился с 3,8% в 2018–2019 годах до 15,5% в 2020–2021 годах, а в сфере высшего образования с 11,2% до 47,4% соответственно.3

При этом в рамках школьного образования не распространены специальные программные средства для научных исследований, в свою очередь в рамках среднего профессионального образования процент организаций, использующих подобный инструментарий составляет 12,8%, что так же является незначительным показателем. Наиболее позитивная ситуация наблюдается в сфере высшего образования, где процент организаций, использующих программные средства для научных исследований, составляет 61,1%. С учётом пандемии коронавирусной инфекции, и учётом того, что цифровизация экономики и социальной сферы происходит динамично как с качественной, так и с количественной точки зрения,4 актуальность и прогрессивность использования цифровых технологий в целях воспитания и просвещения молодежи представляется не только оправданным, но и необходимым.

Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

Разработанный и апробированный просветительский контент проекта позволит решить просветительские и воспитательные задачи школ, колледжей, учреждений культуры и обеспечит достижение целей и задач предусмотренных стратегией развития до 2030 года, посредством цифровой инфраструктуры функционирования устойчивой и единой системы воспитания и просвещения молодежи. Цифровая среда проекта обеспечит интеграцию формальных и неформальных форм и методов просвещения и воспитания, что позволит их транслировать и воспроизводить субъектами просветительской деятельности в молодежной среде. Воспроизводимость сформированных Soft skills навыков для субъектов воспитания и просвещения способствует повышению квалификации по новым направлениям деятельности, а для участников проекта предлагает программы адаптации к эффективному усвоению образовательной, воспитательной, просветительской среды ВУЗов, профессиональной ориентации, самостоятельной реализации и развития.

Научным и методическим заделом предлагаемого проекта служат следующие публикации предполагаемых исполнителей проекта:

– Лобанова, Е. В. Превращение высшего образования из элитарного в массовое: последствия и перспективы / Е. В. Лобанова // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 2-9. – DOI 10.25586/RNU. HET.19.05. P.02.

– Лобанова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии при реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Лобанова // Цивилизация знаний: российские реалии : Труды XX Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2019 года. – Москва: Российский новый университет, 2019. – С. 635-640.

– Лобанова, Е. В. Использование инновационных техник при формировании социально значимых качеств личности у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Лобанова, О. Б. Сапожникова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6(85). – С. 294-297. – DOI 10.24412/1991-5500-2020-685-294-297.

– Феоктистова, С. В. Деонтологическая компетентность в профессиональной деятельности дефектолога / С. В. Феоктистова, Е. В. Лобанова, Е. В. Усольцева // Проблемы психолого-педагогической антропологии : ежегодник научно-методологического семинара : сборник научных статей. – Санкт-Петербург : ООО “НИЦ АРТ”, 2020. – С. 18-22.

– Интегративный подход к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Феоктистова, Е. В. Лобанова, Н. А. Самотохина, Е. В. Приходько // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 2(58). – С. 197-207. – DOI 10.37724/RSU.2021.58.2.018.

– Шабанов, Г. А. Внедрение игровых технологий в образовательный процесс вуза / Г. А. Шабанов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2018. – № 1. – С. 112-119. – DOI 10.25586/RNU. V925X.18.01. P.112.

– Шабанов, Г. А. Социально-педагогическая среда вуза как фактор гармоничного развития личности будущего специалиста / Г. А. Шабанов // Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития : Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Москва, 09 февраля 2019 года / Под редакцией Л. В. Мардахаева. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. – С. 90-98.

– Шабанов, Г. А. Оценка педагогического обеспечения качества образования в высшей школе / Г. А. Шабанов // Цивилизация знаний: российские реалии : Труды XX Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2019 года. – Москва: Российский новый университет, 2019. – С. 719-726.

– Шабанов, Г. А. Педагогическое обеспечение электронного образования / Г. А. Шабанов // Междисциплинарные исследования: теоретические и прикладные аспекты : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 10–11 декабря 2019 года / Председатель редакционного совета И. В. Дарда. – Москва: Российский новый университет, 2019. – С. 227-236.

– Шабанов, Г. А. Цифровизация вуза: реальность и ожидания / Г. А. Шабанов, Д. В. Растягаев // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 1. – С. 2-7. – DOI 10.25586/RNU. HET.20.01. P.02.

– Шабанов, Г. А. Организация дистанционной образовательной деятельности по программам высшего образования в условиях карантина / Г. А. Шабанов // Цивилизация знаний: российские реалии : Сборник трудов XXI Международной научной конференции, Москва, 10–11 апреля 2020 года. – Москва: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 250-253.

– Шабанов, Г. А. Опыт организации смешанного обучения в период пандемии / Г. А. Шабанов // Цифровые технологии: тренды и перспективы : Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Елец, 08 декабря 2020 года. – Москва: Российский новый университет, 2020. – С. 19-27.

– Горячко, В. В. Основные тенденции повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности университетов на основе формирования Российской системы рейтингования / В. В. Горячко, В. А. Зернов, Я. Е. Львович // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2019. – № 3. – С. 10-14.

– Зернов, В. А. Независимые университеты: системная трансформация образовательного пространства России / В. А. Зернов, А. Ю. Манюшис, Л. А. Юнусов // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – Т. 210. – № 2. – С. 366-400.

– Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности / В. А. Зернов, А. Ю. Манюшис, А. Ю. Валявский, Н. В. Учеваткина // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – Т. 223. – № 3. – С. 304-322. – DOI 10.38197/2072-2060-2020-223-3-304-322.

– Касс, К. Г. Правовое образование в рамках современных тенденций развития общества / К. Г. Касс // «Цивилизация знаний: российские реалии» стратегическая панель «Цивилизационная роль права в современных интеграционных процессах» : XХI Международная научная конференция, Москва, 10 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Издательство “Мир науки”, 2020. – С. 383-389.

– Прядкин В. В. Проблемы реализации интегративного подхода к формированию профессиональных навыков студентов вузов / А. А. Тыртышный, В. В. Прядкин // Научные коммуникации. Научная этика. Инженерная этика : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 24–25 ноября 2020 года / Науч. редактор Е. В. Тесля. – Омск: Омский государственный технический университет, 2020. – С. 21-23.

– Тыртышный А. А. Современные подходы к правовому просвещению молодежи в Российской Федерации: опыт реализации проектных технологий / С. А. Костин, А. А. Тыртышный, К. Г. Касс // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 7. – С. 55-61. – DOI 10.18572/1812-3767-2020-7-55-61.

– Тыртышный А. А. Лучшие правопросветительские практики аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как инструмент создания единой общероссийской системы правового просвещения в сфере прав и свобод человека / К. В. Симонян, А. А. Тыртышный // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2017. – № 2. – С. 15-23.

– Тыртышный, А. А. Влияние наследия А. Я. Сухарева на правовое просвещение и юридическое образование / А. А. Тыртышный // Цивилизация знаний: российские реалии. Цивилизационная роль права в условиях смены научно-технологической парадигмы (стратегическая панель) : Сборник трудов XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Российский новый университет, 2021. – С. 70-82.

– Божко, А. С. Влияние технологических новаций на правовое просвещение молодежи / А. С. Божко, К. Г. Касс, Р. Б. Панченко // Цивилизация знаний: российские реалии. Цивилизационная роль права в условиях смены научно-технологической парадигмы (стратегическая панель) : Сборник трудов XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Российский новый университет, 2021. – С. 457-466.

– Глинкина О. В., Ганина С. А. Управление человеческим капиталом: образование в условиях перехода к индустрии 4.0// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 3. С. 117-124.

– Ганина С. А. Адаптация студентов как инструмент стратегического управления качеством образования// Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4 (26). С. 100-105.

– Ганина С. А. Образование как фактор формирования человеческого капитала в условиях цифровой экономики. В сборнике: Человеческий капитал в формате цифровой экономики. Международная научная конференция, посвященная 90-летию С. П. Капицы: сборник докладов. 2018. С. 239-245.

– Ганина С. А. Образование как фундаментальный компонент формирования человеческого капитала в современных условиях// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 4. С. 5-8

Фип

организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования

(ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»)