ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учитель начальных классов

В данной статье рассматриваются инновационные образовательные технологии в обучении. В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Афанасьева Елена Владимировна,

МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г. Н. Волкова» г. Чебоксары

Afanasyeva Elena Vladimirovna,

MBOU “Secondary School No. 62 with in-depth study of individual subjects named after academician RAO G. N. Volkov “Cheboksary

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация. В данной статье рассматриваются инновационные образовательные технологии в обучении. В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

This article discusses innovative educational technologies in learning. Currently, innovation is one of the essential components of the educational activities of any educational institution.

Ключевые слова: инновация, педагогическая инновация, технология, инновационная деятельность, компетенция, инновационная образовательная технология

innovation, pedagogical innovation, technology, innovation, competence,innovative educational technology

«Задача современной образовательной   системы –

не напичкать ученика фундаментальными знаниями,

а сформировать навыки успешной социальной адаптации,

Педагогика всегда стремилась ответить на вопрос: «Как воспитывать и учить детей?» Для этого разрабатывались разнообразные методы воспитания и обучения. В разные периоды своего становления новообразования обладали различными целями, задачами, содержанием, проявлением. Современная образовательная система должна отвечать запросам своего времени. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой группе относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Основной задачей программы развития образовательного процесса ставится подготовка высокоинтеллектуального ученика.

Нововведения в начальных классах направлены на повышение качества воспитания и образования младших школьников. К современным педагогам предъявляются новые требования, среди которых обязательным является применение ими инновационных методик и технологий. Учитель начальных классов должен владеть психологическими приёмами, которые применяются индивидуально к каждому ученику; уметь взаимодействовать с учащимися на уроке и вне класса; быть способным применять в своей профессиональной деятельности инновации. Именно инновации являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность учителя начальных классов направлена на развитие интереса к учебе у младших школьников, на формирование их личности, на повышение качества образования.

Так что же такое инновационная образовательная технология?

Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

«Инновация» в переводе с латинского языка означает обновление, новшество или изменение.

«Педагогические инновации» – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

К инновационным технологиям необходимо отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг.

Технология – учение о мастерстве (искусство, ремесло).

«Инновационная образовательная технология» – это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Итак, на сегодняшний день главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире; делается упор на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и применять в жизни. Поэтому главное в требованиях нового стандарта – формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков. Невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.

Инновационная деятельность предполагает использование новых форм, методов, приемов обучения. В школьном образовании применяют самые различные инновационные педагогические технологии. Вот некоторые из них:

В заключение, можно сказать, что современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Применение педагогических технологий способствует:

  • Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г. Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  • Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологиии организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И. В. Никишина. – М.: Учитель, 2008.
  • Панфилова, Альвина Павловна Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Панфилова Альвина Павловна. – М.: Академия (Academia), 2013.

9. http://kuvmetodist.ucoz.ru  – Инновационные технологии при внедрении ФГОС

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/534746-innovacionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-nac

Также вас может заинтересовать

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Шимановска»

Доклад на тему:

«Инновационные процессы в начальной школе  технологии продуктивного чтения»

Коломеец Татьяна Прокопьевна

Инновационные процессы в начальной школе  технологии продуктивного чтения.

«Ни один наставник не должензабывать, что его главнейшаяобязанность состоит в приучениивоспитанников к умственному труду                                                                                                и что эта обязанность более важна,                                                                                нежели передача самого предмета»                                        К. Д. Ушинский

В каждой школе инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности.  Она создает основу для создания конкурентоспособности  учреждения на рынке образовательных услуг, способствует   профессиональному росту педагогов, их творческому поиску. Инновации в образовании можно рассматривать как  процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Все инновации в образовании должны начинаться с уважения к индивидуальности ученика. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Именно в этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из обобщенных позиций отечественной психологии, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Значит,  инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.

Новые ФГОС НОО поставили перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной  информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Поэтому  одной из  актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

На сегодняшний день  научить ребенка просто читать недостаточно. Научить его читать продуктивно – одна из главных задач учителя на уроках литературного чтения. Я изучила технологию продуктивного чтения разработанную  Натальей  Николаевной  Светловской  и использую её на уроках литературного чтения и окружающего мира. Считаю, что необходимость использования данной технологии в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в полноценном восприятии учебного материала, процессов и явлений. Современный ученик всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Во многом эту непростую задачу  решает технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции  школьников. Данная технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология предполагает три этапа работы с текстом. Каждый этап предусматривает свои цели и виды работ с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

– вызвать у ребенка желание прочитать книгу.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

– понимание текста и создание его истолкования, оценки.

– обеспечить полноценное восприятие текста. Возможные приемы анализа текста:  диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

– корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

– обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. Могут быть использованы следующие приемы: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.  Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Рассмотрим, как применяется данная технология на примере произведения Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», 2 класс  «Литературное чтение».

1 этап. Работа с текстом до чтения:

На слайде портрет писателя.

Учитель: Л. Н. Толстой великий русский писатель. Он много писал для детей и взрослых.

– Прочитайте название произведения.

-Что можно предположить по названию?

– Что с ними может происходить?

. – Внимательно посмотрите на иллюстрацию.

– Что теперь можно уточнить?

-Какие чувства вызывает эта иллюстрация?

-Это современный дом? ( изба)

Далее подводится итог: Итак, мы выяснили, что героями будут дед и внучек, предположили, какие события с ними могут происходить.

-Где можно проверить наши предположения?

Словарную работу лучше проводить  по ходу чтения, но можно и до чтения.

-В тексте встретятся  незнакомые слова.

Невестка. – Кто это? Можно использовать словарь Ожегова.

Лохань.    -Как понимаете, что это?

Слайд 11. 2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Слайд 12.                                                                                                                              Стал дед стар.

(-Как понимаете? А как об этом говорит автор?)

Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло  изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали обедать за печкой.

– Какой у вас возник вопрос?

(за печкой самое грязное место, туда заметали мусор)

Слайд 13. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Специально разбил чашку?                                                                                                     Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

-Почему в лоханке?

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

– Почему старик ничего не сказал?

– Какие чувства у вас возникли по ходу чтения?

-Уютно было старому деду в этой семье?

Сидят раз муж с женой дома и смотрят- сынишка их на полу дощечками играет- что-то слаживает. Отец и спросил:

-Что ты делаешь, Миша? А Миша и говорит:

-Это я, батюшка, лоханку делаю.

-Как вы думаете, зачем Миша лоханку делал?

-Как Толстой это объясняет?

Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

-Кто надоумил его? Мишу?

Слайд 15.  Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

– Почему заплакали родители?

-Как это объясняет автор?

-Можете предположить, чем закончилось?                                                                 -Прочитайте, чем закончилась история                                                                                            Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Счастливый конец у этой басни?

Учитель: -Л. Н. Толстой был  и великим педагогом.

-Какой урок Л. Н. Толстой нам преподал? концептуальный, смысловой вопрос по всему тексту)

-Только ли ребёнок получил урок?

-Родители поняли урок, который им преподал Миша?

3 этап работы с текстом:

На этом этапе можно вновь вернуться к названию произведения, вспомнить оправдались ли предположения о тексте, поработать с иллюстрацией

– Что художник пропустил?

-Что бы вы ещё добавили?

Можно поработать с пословицей, вопросами после текста и организовать работу в рабочей тетради (

На уроке формировались универсальные учебные действия:

-дети извлекали и преобразовывали информацию

-находили ответы на вопросы поставленные автором

– определяли цель деятельности

– учились высказывать свои предположения на основании текста и иллюстрации

– учились давать оценку поступкам

– развивали умение слушать учителя и своих товарищей

– учились понимать речь окружающих людей и формировать свои мысли в устную форму

– развивали умение выражать своё отношение к героя, их поступкам

– вырабатывали стремление самоизменяться, становиться лучше

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное

Список использованной литературы:

2. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – с. 79.

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.    заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.

4. Чиндилова О. В. Технология продуктивного чтения  как  образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс До и После 2012. №8. С.3-9.

Инновационные методы обучения в начальных классах.

Инновационные методы применяемые в обучении включают активные и интерактивные формы.

предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

К ним принадлежат:

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

– положительную мотивацию обучения

– активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

– Принцип равенства позиций

– Принцип доверительности

-Принцип обратной связи

– Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:  анализа, сравнения, обобщения, классификации, понятий, внутренний план действий

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы, презентации к урокам тестовые оболочки, логические игры, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

характер учебного материала

временные затраты в учебном процессе

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

оценка различных вариантов проведения урока

выбор наиболее оптимального

создание методической структуры урока

выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

подготовка учащихся к усвоению новых знаний

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

подведение итогов урока

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

Фронтальная форма. Русский язык . Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов” или тема “Части речи . Имя существительное”

Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта.

Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельность проходит одновременно или пары чередуются.

Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

Формы организации работы в начальной школе

ИКТ в традиционной классно-урочной системе

учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Презентации на уроках в начальной школе

В последнее время всё чаще звучат слова: «Урок проведён с использованием мультимедийных технологий». Чаще всего это демонстрация слайдов с текстом, схемами, рисунками или фотографиями, так называемые, презентации. Как часто можно их использовать? На каких этапах урока? Только ли учитель должен их готовить?

Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышают эффективность проведения урока. В начальной школе уроки невозможно представить без наглядных материалов. Особенно на уроках окружающего мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока неудобно. Поэтому такие уроки желательно проводить с использованием презентаций. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Проведение урока с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.

На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами. Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок и мультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. С помощью эффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например «Круговорот воды в природе» – в курсе окружающего мира, в задачах на движение по математике.

Презентации дают возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

“Инновационные процессы в обучении младших школьников”

Опыт работы педагога в системе инновационных технологий. Ведь инновации обогащают научно-методическую копилку учителя и повышают учебную мотивацию ученика к обучению. Информационные процессы в образовании занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств информационных технологий на уроках начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений.

Инновационные процессы в обучении младших школьников.

Инновационная деятельность в обучении младших школьников способствует личностному росту воспитанников, повышает их интерес к обучению в школе, учит использовать современные образовательные технологии на уроках, что невозможно без активного сотрудничества с педагогом. Инновации обогащают научно-методическую копилку учителя и повышают учебную мотивацию ученика к обучению.

Основная задача государственного образовательного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить школьника качественным образованием на первой ступени образования. Начальное образование служит фундаментом для последующего освоения и применения знаний, становления личности, формирование ЗУН.

Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика, его неповторимости. В этом возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности как мышление, внимание, память, воображение, доверие, уважение к сверстникам и т.д.

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, – всё, что может сделать учитель – это указать дорожки», считал английский писатель Р. Олдингтон Задача учителя – новатора – создать такие условия, которые позволят повысить интерес детей к обучению, научить сопоставлять свои действия с реальными возможностями, помочь устранить через современные приемы и методы то, что осталось непонятным, и, в конечном счете, ученик научится делать это самостоятельно.

Образование сегодня рассматривается не только как стандартный набор ЗУН, а как совокупность общественно значимых компетенций и реализации личностных образовательных интересов. При этом изменения должны быть достаточно большими, чтобы повысить уровень учебной мотивации и создать условия для успешного освоения образовательной программы, что понадобится каждому ученику, осваивающему стандарт нового поколения.

Уже в начальной школе детей необходимо учить алгоритмическому мышлению, которое пригодится обучающемуся в жизни; самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов; логическому мышлению, оценке качества собственной работы; умению работать с учебной литературой, а также обучению навыкам самообразования, сотрудничеству и работе в коллективе.

Информационные процессы в образовании занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств информационных технологий на уроках начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями работы использования ИКТ являются:

– мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» , «Чтение» для 1-4 классов;

– дистанционные олимпиады и конкурсы;

– телекоммуникационные проекты;

– уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов учащихся

– работа с образовательными порталами (Учи.ру, Я-класс);

– музейные и библиотечные экскурсии, выставки.

-работа с одаренными детьми («Всероссийская олимпиада школьников»; конкурсы: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чеширский кот», «Лисёнок»; онлайн-тестирования и марафоны и т.д.)

Практика показывает, что ,работая в данном русле, учителя на современных уроках существенно повышают уровень успеваемости и качества образования по сравнению с традиционным обучением:

– актуальность учебного материала;

– наличие дополнительного и сопутствующего материала к уроку;

– эстетичность и наглядность электронных пособий;

– углубленное изучение темы, помогающее узнать ученику больше;

– повышение мотивации обучающихся к учебе через игровую и практическую деятельность;

– чёткая организация деятельности учителя и ученика.

В целом, использование ИКТ технологий способствует повышению качества знаний и умений обучающихся, обогащению лексического и грамматического строя речи, её грамотному оформлению. Русская поговорка гласит: «Умную речь хорошо и слушать». Ведь образованного человека, умеющего создать коммуникацию, не только приятно слушать, но и просто находится с ним рядом.

В становлении речи и создании коммуникации между участниками образовательного процесса важную роль играет проектная деятельность обучающихся. Совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учеников, направленная на повышение познавательных процессов, создание условий для обучающихся в коллективе, важных для достижения общего результата представляет проектная деятельность.

Метод проектов помогает младшим школьникам почувствовать уверенность в собственных силах, применить разнообразные методы и приемы работы в коллективе, сотрудничество со сверстниками, проявление индивидуальности и организация досуговой деятельности исследователя, руководителя, родителя и всего класса в целом. Использование в обучении элементов исследовательской деятельности преследует цель: повышение качества образования, уровня самостоятельности, оригинальности и неповторимости личности.

С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательских работ , к изучению которых привлекаются не только обучающиеся, но и особенно являющимися эффективными, если участниками проекта становятся родители.

Как обычный урок сделать необычным, как интересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на понятном языке? Такие вопросы задает каждый педагог-новатор, считая, что урок должен проходить с привлечением инноваций.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чём его актуальность? Данная технология определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникших противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Решение актуальной проблемы -это способ развития творческого мышления, логики, познание нового у младших школьников.

Невозможно обойтись в начальной школе без игровых технологий. Игра – это одно из замечательных явлений жизни, кажется, что такая деятельность бесполезна и в то же время необходима ученикам, которые недавно были дошколятами. В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения темы и даже раздела учебного предмета. Большинство упражнений и заданий проводятся в игровой форме. Это даёт возможность моделировать, решать и искать выходы из разных ситуаций, отличные от других сверстников. Игра важна как сфера реализации личности, к которой важно отнести развитие коммуникации в младшем школьном возрасте.

Еще одной составляющей инновационной работы считаются здоровьесберегающие технологии, на мой взгляд, это формирование ответственного отношения к своему здоровью, являющееся необходимым условием успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход должен прослеживаться на всех этапах урока (физминутки, упражнения для зрения, найди лишнее на картинке, сравни , чем картинки отличаются и т.д.). Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессах позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, что благоприятно влияет на укреплению здоровья обучающихся и весь ход урока.

Современный ученик имеет возможность добиваться успеха в разных видах деятельности, чтобы систематизировать его достижения, повысить мотивацию к обучению существует технология «Портфолио». Использование обучающимися и учителями «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс участников образовательного процесса, помогает увидеть их сильные и слабые стороны, научить конкуренции и выносливости. Технология «портфолио» дает возможность учителю сформировать мнение не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях обучающегося.

Широкое внедрение инновационных процессов в обучении младших школьников создаёт условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Школа — это мастерская, где формируется  подрастающего поколения, а учитель-мастер, без которого младший школьник не сможет станет подмастерьем.

Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004

– № 3 – с. 78

Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. -2002 №11.

Кондрашова, З. М. Логические задачи в начальной школе. Технология обучения / З. М. Кондрашова, Н. Н. Солохин. – М.: Феникс, 2016. – 144 c.

Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие / Г. Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 c.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/414029-innovacionnye-processy-v-obuchenii-mladshih-s