Темя сегодняшней статьи инновационная деятельность в школе, в которой мы рассмотрим её определение, развитие и её направления. Инновационная деятельность отличается своими особенностями. Первая из них состоит в том, что субъектами соответствующего процесса выступают дети, педагоги и родители. Если не учитывать представленный фактор, то из педагогической инновации устранится, собственно, образовательное, то есть гуманистический элемент деятельности, связанной с инновациями. Второй отличительной чертой является необходимость охвата максимального количества педагогических проблем в системном ключе. В нашей статье речь пойдет об инновационных подходах к деятельности школы. Рассмотрим новые методы обучения и актуальные программы, а также иные немаловажные аспекты темы.
Общие положения. Эффективность инновации

Сегодня тема инновационной деятельности в школе поднимается на государственном уровне. Ей уделяется особое значение практически в любом регионе РФ. Современная школа всегда в поиске различных путей реализации собственных функций, одной из которых выступает инновационная деятельность. Под инновацией следует понимать изменение, новшество, нововведение. Стоит заметить, что в историческом плане так или иначе новизна считается понятием относительным. Она имеет конкретно-исторический характер, иными словами, может появляться раньше «своего времени», после чего превращается в нормальное явление или устаревает. Из этого можно сделать вывод, что реализация инновационной деятельности в школе непрерывна: одни ее направления постоянно заменяются другими.
Условием, которое определяет эффективность педагогической инновации, считается исследовательская деятельность преподавателей. Последние в процессе решения проблем частной методики задают себе и коллегам общие вопросы. Они начинают принципиально по-новому переосмысливать ранее существующие принципы дидактического плана. Необходимо учитывать, что успешная организация инновационной деятельности школы и ее дальнейшая реализация — категории, которые во многом зависят от педагогического состава, от осознания учителями инновационной идеи. Дело в том, что в условиях инновационного режима осуществляется активный процесс, при котором педагог самоопределяется в личностном плане. Кроме того, происходят существенные изменения во взаимоотношениях между преподавателями.
Цель и задачи инновационной деятельности

Ключевой целью инновационной деятельности в школе является активное реагирование на потребности и многообразие интересов детей, а также их родителей. Стоит заметить, что немаловажную роль играет достижение высокой степени качества образования и, конечно же, развитие обучающихся.
Среди основных задач, решаемых в процессе развития инновационной деятельности в школе, целесообразно выделить следующие:
Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности

В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.
Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:
Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:
Управление инновационной деятельностью в школе

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с управлением экспериментальной и инновационной деятельностью, решает директор школы. К ним целесообразно отнести следующие моменты:
Для развития экспериментальной и инновационной деятельности, разработки управленческих решений в области экспериментальной работы, осуществления гласной, объективной, компетентной и независимой экспертизы инновационных проектов в сфере образования, экспериментальных программ, а также отслеживания как промежуточных, так и конечных результатов инновационной деятельности учреждения образования приказом директора формируется научно-методический совет. Именно он руководит экспериментальной и инновационной работой, организует экспертизу образовательных проектов в области инноваций, программ инновационной деятельности школы, а также ежегодно подводит итоги проведенной работы.
Направления развития учреждения образования
Инновационная деятельность учителей школы предполагает соответствующее развитие образовательной структуры. Здесь целесообразно выделить следующие моменты:
Рассмотрим вопрос инноваций на практике

Как выяснилось в процессе анализа инновационной деятельности школы, среди основных ее направлений следует выделить формирование современной инновационной среды, надлежащее управление качественными характеристиками образования, а также информатизацию учебно-воспитательной работы. Целесообразно рассмотреть названные моменты на практике.
На сегодняшний день большинство школ в России имеют специально оборудованный компьютерный класс с тем или иным количеством компьютеров (в зависимости от числа учащихся и других факторов), интерактивные доски, медиатеки и медиапроекторы. Помимо этого, в образовательных учреждениях есть множительная техника, сканеры, принтеры, ламинаторы. Как правило, преподавание информатики и ИКТ осуществляется со второго класса. Большое количество педагогов российских школ принимают участие в мероприятиях по ИКТ методического плана. Кроме того, большинство предметов преподаются с использованием ИКТ.
Стоит отметить, что инновационная деятельность в начальной школе несколько отличается, нежели в средней и старшей. Так, электронная методическая копилка начальной школы включает разработанные руководством и преподавателями многочисленные презентации по базовым предметам для младших школьников. Для них организуются уроки с использованием мультимедиаучебников, применяются обучающие, а также контролирующие программы, направленные на подготовку ко вхождению в среднее звено.
На протяжении многих лет школы работают в инновационном режиме. В них функционирует единое образовательное информационное пространство, базой которого, как правило, служит школьный сайт. Стоит отметить, что большое значение придается вопросам информационной грамотности как преподавателей, так и учащихся. Результатом внедрения ИКТ во все области школьной жизни выступает повышение качественных характеристик образовательного процесса. Необходимо отметить, что выпускники российских школ успешно продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.
Цели использования ИКТ
Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:
Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.
Положение об инновационной деятельности в школе

Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. Представленная бумага формируется на основе ФЗ “Об образовании в РФ”, Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.
В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.
Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.
Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.
Что еще указывается в Положении
Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.
Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.
Целесообразно разобрать основные функции куратора:
Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие и определение инновационной работы в школе, ее направления, принципы, цели и задачи. Кроме того, изучили новые методики обучения и программы, рассмотрели соответствующее Положение, разобрали один из аспектов темы на конкретном примере.
В заключение следует отметить, что в настоящее время большинство российских школ отличаются надлежащим исполнением требований касательно организации инновационной деятельности. Среди основных направлений в данном случае целесообразно выделить принципиальное обновление содержания категории образования, внедрение инновационных педагогических методик и технологий, разработку инноваций в плане организации процесса образования, постановку интеллектуально-творческой работы учителей, организацию интеллектуально-творческих занятий учащихся, осуществление методической работы с преподавательским составом, реализацию инновационных педагогических программ и проектов, а также работу над формированием имиджа российских образовательных учреждений и благоприятной воспитательной среды.
В современных активно меняющихся условиях руководство любой школы должно помнить, что образовательное учреждение так или иначе испытывает острую необходимость в пересмотре привычной практики деятельности. Инновационная работа в школе, реализуемая педагогическим коллективом, предполагает обеспечение высокого уровня удовлетворенности качественными характеристиками образовательных услуг всех участвующих в учебно-воспитательном процессе; поступательное обновление образовательных технологий; повышение мотивации подростков к учебной работе; поддержание высоких стандартов осуществления кадровой политики, а также исполнение общественного (иными словами, государственного) заказа.
Инновационная деятельность школы и учителя физики
Инновационная школа – это учебное заведение, деятельность которого осуществляется за счет авторских идей и технологий. Она отличается не только инновационностью авторских идей по перестройке учебного процесса, но также альтернативностью, концептуальностью, социально-педагогической целесообразностью.
На сегодняшний день в школьном образовании применяются самые разные педагогические инновации. Их эффективность зависит от сложившихся традиций в учебном заведении и способности педагогов воспринимать эти инновации.
На данный момент инновационной можно считать деятельность школы в следующих направлениях:- обновление содержания образования в связи с введением ФГОС;- внедрение новых педагогических технологий и методик;- инновации в организации образовательного процесса;- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся;- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;- реализация инновационных педагогических проектов и программ;- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
На протяжении всего времени существования наша школа работает в инновационном режиме. Мы не считаем уже инновацией внедрение ИКТ, т.к. в школе давно функционирует единое информационное образовательное пространство, придается большое значение вопросам формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса. Оснащение новой школы современным оборудованием сделало необходимостью владение ИКТ. 100% педагогов школы применяют в процессе обучения и воспитания информационно-коммуникативные технологии. Результатом внедрения ИКТ во все сферы жизни школы является повышение качества образовательного процесса.
Учителя школы владеют современными образовательными технологиями. Рейтинг популярных педагогических технологий
Остановлюсь на двух направлениях инновационной деятельности МБОУ ТСОШ №1 им. А.А. Мезенцева и моей как учителя физики.
В 2007 году наша школа получила статус районной экспериментальной площадки. Удаленность поселка от культурных и научных центров стала основной причиной выбора темы работы: Дистанционное образование как основа расширения мировоззренческих позиций школьников»
Цель: Моделирование обогащающего школьного образования и личностного развития учащегося на основе дистанционного образования
Работа РЭП не была завершена в связи с оптимизацией образовательного процесса ( были выведены из штата педагог-психолог, социальный педагог, сокращены ставки заместителей директора, упразднена должность заместителя директора по НМР), уходом научного руководителя из-за отсутствия финансирования.
Уже не в рамках РЭП мы продолжаем работу по теме “Дистанционное образование как основа расширения мировоззренческих позиций школьников”
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.
Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, учебная же деятельность в дистантном режиме служит развитию у школьника специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.
Познавательно-продуктивная деятельность учащихся нашей школы реализуется в системе таких форм, как дистанционные конкурсы и олимпиады, проекты и курсы. Основной целью такой деятельности в дистанционном обучении является приобретение и развитие учащимися умений создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций.
Коммуникативная деятельность учащихся в дистанционном обучении отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней субъектов с различными качественными характеристиками. Круг субъектов дистанционной коммуникативной деятельности практически не ограничен ни количеством, ни географическим пространством, ни часовыми поясами. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно-продуктивной деятельности в дистантном режиме, вносится на обсуждение в электронные конференции и чат-дискуссии, что увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с субъектами дистанционного обучения, имеющими различные функции.
Начиная с 2007 года учителями информатики и ИКТ организовано дополнительное образование учащихся школы. Для этого как вариант эффективного применения дистанционного образования используетсетевая модель расширенного обучения с помощью Интернет — обучения в негосударственном образовательном учреждении «Роботландский Сетевой Университет» под руководством А. А. Дуванова. R U работает совместно с Российской Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования и газетой «Информатика» (издательский дом «Первое сентября»). Учащиеся оканчивают курсы «Азы информатики», «Пишем на компьютере», «Рисуем на компьютере», «Web-конструирование».
На протяжении нескольких лет учащиеся школы обучаются в Дистанционной математической школе (ДМШ), организаторами которой являются Новосибирский центр продуктивного обучения «Школа-плюс», Межрегиональный оргкомитет конкурсов программы ИИПО СЗО РАО «Продуктивные конкурсы для всех», Центральный оргкомитет конкурса “Человек и природа”.
ДМШ адресована учителям математики, занимающимся дополнительным (факультативы, элективные курсы, спецкурсы) математическим образованием учащихся 2-10-х классов общеобразовательных учреждений.
“Удивительный мир физики” — телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского. Участие в проекте командное (от 3 до 5 человек).
В течение нескольких лет под моим руководством команды участвовали в телекоммуникационном образовательном проекте “Удивительный мир физики”. Участие в проекте заключается в ответах на вопросы онлайн-викторины через систему онлайн-тестирования, выполнении исследовательских заданий в Виртуальном кабинете и выполнении творческих работ. Участие в проекте командное. Например для одинадцатиклассников требовалось провести исследование зависимости коэффициента трения от различных факторов (характера поверхности, внешних условий и т.д.) Наша экспериментальная работа признана одной из лучших на проекте. Команды получили Сертификаты участников проекта, а я Благодарственные письма Оргкомитета проекта. Участие в телекоммуникационных проектах увлекательно и для школьников и для меня. К сожалению не всегда находиться время для более активной работы в этом проекте.
Образовательная траектория Центра «Снейл» — это обучающие конкурсы, предметные олимпиады и недели, конкурсы-игры и конкурсы для всей семьи, конкурсы и олимпиады для учителей, обучающие всеобучи и оргдеятельностные проекты. Каждый, ориентируясь на свои предпочтения и образовательные цели, может сделать выбор и определить для себя собственный путь получения нового знания.
Формы дистанционного обучения – проекты, курсы, олимпиады, электронные конференции и форумы осуществляются на основе применения телекоммуникационных технологий. В связи с особенностями учебной деятельности в дистантном режиме, необходимо осваивать образовательные технологии, методы и способы осуществления учебной деятельности, которые отличаются от очных аналогов благодаря интеграции информационных и педагогических технологий. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.
Обозначу две главных проблемы, которые встретились в процессе разработки и внедрения данной инновации:
Каждая школа рано или поздно переходит в режим развития. Но школа не может начинать преобразования с чистого листа. Она обязательно использует накопленный десятилетиями опыт, традиции, устои и, творчески используя все лучшее, выстраивает линию своего дальнейшего развития. И никогда не помешает разумная достаточность, оптимальная вера, баланс новаций и накопленного опыта, нововведения и традиции. А главное, что должно учитываться при работе школы в любом режиме – это интересы каждого отдельного ребенка.
Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механичностирутинности, банальности.
Исследование педагогического коллектива (готовность к инновационной работе)
. Всего – 60
Мне это не интересно – 4 педагога
По результатам опроса, мы можем сказать, что педагогический коллектив готов к инновационной деятельности
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Выстраивая инновационную работу в образовательном учреждении, мы исходили из из основных направлений развития современного образования:
Основные направления развития современного образования
Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.
И поэтому цель инновационной работы нашего педагогического коллектива – создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения.
Можно сказать, что мы находимся на этапе активного формирования инноваций.
Инновационная работа в школе ведется по следующим направлениям:
1. организация интеллектуально – творческой работы учителей,
2. организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,
информатизация образовательного пространства,
4. работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды
Расширение участия общественности в управлении образованием (управляющий совет, попечительский совет)
Как мы видим, инновационные процессы затрагивают в большей или меньшей степени все образовательные области. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).
Также наблюдается позитивная динамика по следующим направлениям:
Рост квалификации педагогических работников
Рост профессионализма педагогов (высокий уровень преподавания, рост количества публикаций)
2009 – 2010 – 5публикаций
2010 – 2011 – 15 публикаций
2011 – 2012 – 18 публикаций
Успешное участие педагогов в конкурсах, разного уровня и вида
2009 – 2010 – 4 человека
2010 – 2011 – 11 человек
2011 – 2012 – 7 чел.
Приоритетный конкурсный отбор лучших учителей в рамках ПНП «Образование» Всероссийский конкурс « Фестиваль педагогических идей», «Методические находки» и др.
Успешное участие педагогов в научно практических конференциях различного уровня
Международный уровень – 10 педагогов
Региональный уровень – 5 педагогов
Муниципальный уровень – 2 педагогов
Наблюдается рост методической активности педагогов
Учителем истории Тощевиковой Н. А. разработаны маршруты духовного краеведения Подмосковья и проводятся экскурсии не только для всех желающих нашей школы, но и школ Ленинского района.
Разработан и проведён специальный цикл районных родительских и региональных собраний «Духовно – нравственное воспитание» на темы:
«Родина в подробностях простых», «С чего начинается родина», «Я между прошлым и будущим», Беликова Е. В., Тощевикова Н. А.
Разработана и адаптирована программа «Ватутинские исследователи»( для работы с одарёнными детьми в летнем – оздоровительном лагере»), Макарова М. В.
Разработана и адаптирована программа «Право для малышей» (организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС второго поколения, 1 – 4 классы, Булаш Т. Л.)
Творческой группой учителей разработана и адаптирована программа «Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно – нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Подмосковья», диплом 3 степени в номинации «Лучшая инновационная разработка года»,
Тощевикова Н. А., Водлинщук Л. Н., Масякина Е. В., Рындина Т. И.,
Романенкова С. Б., Соловьева А. Н., Бабикова С. В., Шипук Л. П.
Разработан и внедрён проект «Библиотека – информационный центр школы», Шипук Л. П., диплом 3 степени на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2011г.»
Разработан и внедрён проект «Литературное объединение «Лира» как форма работы с одарёнными детьми», Малиновская С. В., Шипук Л. П., диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2011г.»
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д.И. Менделеев
Наблюдается рост количества и качества достижений учащихся во внеучебной деятельности (по итогам олимпиад, конкурсов, участия в творческих и социальных проектах, научно – практических конференциях)
Победители и призёры олимпиад за 2009 – 2011
Федеральный уровень – 0 – 0- 3 (2009 – 2010)
Региональный –1 – 3 – 3 (2010 – 2011)
Муниципальный – 27- 26 – 35 (2012 – 2012)
Участие в конкурсах за 2009- 2011
Международный уровень – 272 – 281 – 392
Федеральный уровень – 0 – 10 – 30
Региональный – 3 – 5 – 8
Муниципальный – 20 – 23 – 26
Участие в научно – практических конференциях
Международный уровень – 2 – 2 – 3 ( Победителя – 3, призёра – 4)
Федеральный уровень – 3 – 11 – 11 ( Победитель – 1, призёр – 10) Региональный – 3 – 5 – 12 (Победителя – 2, призёра – 4)
Муниципальный – 2 – 7 – 10 (планируем), потому что районная конференция проходит в апреле)( Победители – 1, призёр – 1)
Участие в творческих проектах:
Международный уровень – 0 – 8
Федеральный уровень – 0 – 1 -1
Региональный – 0 – 2 – 2
Обладатели именных стипендий
Обладатель именной стипендии Президента РФ – 1 ученик
Обладатели именной стипендии Губернатора московской области – 13 учащихся
Обладатель именной стипендии Главы Ленинского муниципального района – 40 учащихся
Отработан механизм учета индивидуальных достижений обучающихся, в том числе применение технологий создания портфолио учащихся для оценивания результата учебной, творческой, социальной деятельности ученика, а также исследования и проекты.
Активизирована работа НОУУ «Кругозор».
Опубликованы лучшие исследовательские и творческие работы учащихся на сайте школы, в различных сборниках научно-исследовательских работ учащихся, журналах, сборниках тезисов научно-исследовательских работ научно-практических конференций и др.
Международная конференции «Эко» – 7 работ
Международная конференция «Первые шаги в науке» – 7 работ
Межрегиональная конференция – 9 работ
Рождественские чтения – 3 работы
Межрегиональная конференция (краеведение)- 3 работы
Муниципальная конференция – 5 работ
Журнал «Экология» – 1 работа
Количество мероприятий по распространению инновационного опыта образовательного учреждения:
Мастер классы – 7, региональный уровень – 4, муниципальный уровень – 3)
Круглые столы – 2, региональный уровень – 1, муниципальный – 1)
Публикации – 38, (международный уровень – 6, Всероссийский – 32)
Интернет – дискуссии – 5, (всероссийский уровень)
Открытые родительские собрания – 3 Региональный уровень – 1, муниципальный уровень – 1)
Семинары – 10 (на муниципальном уровне)
Инновационная деятельность школы привела к изменению механизмов управления школой, его децентрализацию. Например, локальные акты, программы разрабатывают творческие группы, комиссия из состава всех структурных единиц работников школы распределяет стимулирующую часть зарплаты и др.
С 2007 года в школе начали работу управляющий совет, который регламентирует внутреннюю жизнь школы, и попечительский совет – распределяющий внебюджетные средства. Наше твердое убеждение: появление таких общественных органов управления – это не дань моде, а предопределенный процесс демократизации общества. Да и перед кем отчитываться директору школы, как не перед своим главным заказчиком и потребителем – перед родителями и учениками!
Инновационное управление процессом позволило вводимым новшествам быть понятыми и принятыми коллективом. Завершился ли у нас процесс создания эффективного педагогического коллектива? Однозначно, нет. У нас есть ряд нерешенных проблем, над которыми мы целенаправленно работаем:
– Разработка единой системы учета внеучебных достижений в виде портфолио, единой базы данных одаренных школьников;
– Недостаточный уровень владения учителями методикой проектирования педагогической технологии в системе личностно ориентированного обучения.
– Нехватка педагогов физической культуры;
– Отсутствие врача-педиатра;
Впереди – поиск новых путей развития, потому что, однажды научившись, мы не должны переставать совершенствоваться
в содержании образования
в структуре и организации образовательного процесса
в работе с одаренными детьми, детьми с повышенной мотивацией к учебе
в воспитательной работе
в управлении качеством образования,
в организации внутришкольного контроля
в развитии внешних связей, в создании определенного
Зачем? Инновационная деятельность в системе образования подразумевает совершенствование педагогических процессов. Здесь имеется в виду изменение форм и методов обучения, а также порядок управления соответствующими учреждениями в целом.
Как внедрить? Существуют различные стратегии внедрения инноваций, и выбирать следует, исходя из конкретной ситуации. При этом по возможности следует использовать все доступные источники изменений и оценивать эффективность последних по определенной системе.
Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой
Необходимость инновационной деятельности в сфере образования
Современное школьное обучение требует обновления содержания и внедрения новых методов обучения и воспитания. Без инновационной деятельности в образовании невозможна комплексная модернизация образовательных программ и стандартов в соответствии с требованиями жизни.
Инновация – это нововведение, внедряемое новшество с целью повышения эффективности процессов и усовершенствования продукта.
Инновационная педагогическая деятельность направлена на повышение качества образования и основывается на осмыслении и анализе собственного опыта, постановке обновленной цели, внедрении новой практики, содержания, методов и форм обучения, организации совместной деятельности учителя и ученика.

Инноватика – наука о нововведениях, сформировавшаяся в качестве определенной научной области в начале XX в. Активное развитие российской педагогической инноватики связано с массовым общественно-педагогическим движением и возникновением противоречия между проявившейся потребностью в ускоренном развитии школьного образования и неумением педагогов эффективно реализовать поставленную задачу.
Инновационный процесс – целенаправленные изменения, которые связаны с внедрением в среду новшеств (новых стабильных элементов), вызывающих переход школьной образовательной системы школы в новое качественное состояние. Педагогическая инноватика (как область знания) раскрывает общие теоретические основы инновационных процессов в образовании.
Устаревшее и перегруженное содержание школьной программы не обеспечивает должной подготовки выпускников школы. Педагогические инновации предполагают создание в образовательном учреждении определенной среды и включение учителей в процесс создания новых концепций, методов, способов, средств обучения и воспитания. Необходимость инновационной деятельности в системе образования обусловлена современными условиями развития общества.
Причина для введения инновационной деятельности
Во-первых, происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют фундаментального обновления всей системы, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях. Педагоги всех ступеней образования включены в создание, освоение и использование новаторских идей, ищут новые пути решения учебно-воспитательных задач.
Во-вторых, изменилось содержание образования, возрастает роль и авторитет педагогического знания. Гуманизация образовательного процесса привела к повышению роли общественных учебных дисциплин, введению новых учебных предметов, реализации личностно-ориентированного подхода. Все это требует разработки и внедрения новых технологий, соответствующих интересам, запросам и индивидуальным особенностям обучающихся.
В-третьих, отмечается рост творческого потенциала педагогов, меняется их отношение к организации и развитию инновационной деятельности в организациях образования.

Инновационная деятельность больше не ограничивается использованием рекомендованных министерством и управлением образования новшеств. Важным направлением в работе современной школы является создание условий для развития инновационной деятельности в образовании, которая теперь носит избирательный исследовательский характер.
В-четвертых, рыночные отношения способствовали появлению новых типов образовательных учреждений. Чтобы сохранить конкурентоспособность, негосударственные учебные заведения активно применяют систему практических мер, обеспечивающих реализацию инновационного процесса.
Система образования – сеть учреждений различного вида и уровня. Прогрессивное развитие современной школы возможно только при условии обновления и замены устаревших технологий более эффективными.
Главная цель инновационной деятельности в образовании – решить две основные взаимосвязанные педагогические задачи: изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений психолого-педагогической науки в массовую практику.
Результатом успешной инновационной деятельности является продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе новых разработок, отвечающих современным требованиям. Учителю в этой деятельности отведена особая роль – он генерирует новаторские идеи, разрабатывает эффективные технологии, внедряет, исследует их практическую значимость, распространяет передовой педагогический опыт.
Основные характеристики инновационного процесса
Системный инновационный процесс в образовании имеет следующие особенности:

Виды и направления инновационной деятельности в образовании
В инновационном процессе различают методологическую, исследовательскую, педагогическую, учебную деятельности.

Педагогическая методология занимается разработкой методологических исследований и определяет стратегию инновационного процесса.
Ученые-методологи занимаются изучением деятельности педагогов и учащихся в процессе обучения. Педагогическая инноватика описывает работу учителя в рамках инновационной деятельности в образовании.
Педагог-инноватор внедряет новшество в образовательный процесс и в соответствии с новой технологией организует учебную деятельность обучающихся – инновационный образовательный процесс.
Практическая учебная деятельность педагога направлена на личностное развитие учеников, создание специальных условий для овладения знаниями, умениями и навыками в рамках педагогических инноваций.
Приоритетные направления инновационных преобразований в современной системе образования

Классификация инновационной деятельности
Обязательная составляющая любого инновационного процесса – новизна, которая всегда имеет конкретно-исторический характер. Любое новшество появляется раньше «своего времени», но с годами может стать нормой и устареть. В инновационной деятельности системы образования выделяют:
Инновационную деятельность в образовании можно классифицировать и по другим признакам.
По определению сферы, в которой реализуется инновационная деятельность:

По способу разработки и внедрения инноваций:
По глубине и ширине внедрения инноваций:

По характеру происхождения инновационная деятельность в образовании делится на:
По признакам крупномасштабности инновации могут быть:
Организация инновационной деятельности в организации образования предполагает комплексный процесс, который включает в себя создание, освоение, реализацию на практике, распространение педагогических новшеств.