ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭТО В ПЕДАГОГИКЕ

Информационная компетентность педагога как условие его профессионального развития

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Э. М. Молчан

В статье раскрывается сущность информационной компетентности преподавателя высшей школы. Основной акцент делается на соотношение понятий «компетенция» и «информационная компетентность», их роли в развитии информационной культуры преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: компетенция, информационная компетентность, преподаватель высшей школы.

В условиях стремительного роста информационных потоков и их широкомасштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества.

Социально-педагогическая значимость исследуемой проблемы определяется решением крупной государственной задачи – подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, расширяющим информационное пространство до мировых масштабов и определяющим ключевой вектор в развитии информационной компетентности преподавателя высшей школы.

Исходя из вышесказанного, феномен информационной компетентности преподавателя высшей школы приобретает чрезвычайную актуальность для педагогической теории и практики, что обусловлено: современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач подготовки современного педагога в условиях информатизации образования; недостаточной подготовленностью специалистов, способных эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.

Научный интерес к проблемам информационной компетентности преподавателя высшей школы как одной из характеристик профессионального образования в современном мире связан с глобальным социальным процессом производства и использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсификацию экономики, ускорение научно-технического процесса, процесса интеллектуализации общества. Огромное количество информации, которой современному человеку необходимо уметь оперировать (находить, собирать, анализировать и применять), актуализирует необходимость подготовки педагога к постоянному обновлению знаний, что создает потребность в овладении различного рода компетенциями в процессе всей профессиональной деятельности человека.

Анализ научной литературы показал, что отправной точкой для конкретизации понятия «информационная компетентность» является понятие «информация». Существуя в различных форматах, средах и контекстах, информация в современном мире является ключевым понятием, объединяющим исследования по проблеме формирования и развития информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры личности.

В процессе глубокого научного анализа терминологического поля понятия «компетентность» (В. Макелвил, 1982 г.) выявлено, что его началами, с точки зрения зарубежных исследователей, явились:

5ведение понятия «самоактуализация» (А. Маслоу); рассмотрение компетентности как специфичес способности для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области (Дж. Равен); стремление развиваться, реализовать свои потенциальные возможности (Э. Фромм).

В отечественной педагогике понятие «компетентность» начинает использоваться в качестве термина, описывающего какой-то конечный результат, только в последней четверти прошлого века. В настоящее время исследователи говорят уже о разных ее видах : коммуникативной (В. М. Пахарев, В. В. Соколова, С. Н. Шапошникова и др.), методической (Т. Н. Гущиной), профессиональной (Г. С. Вяликова, И. А. Гетманская), профориентационной (П. А. Макаров и др.), психологической (Н. В. Яковлева), психолого-педагогической (С. Б. Серякова) и др. Проведенный сопоставительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность» позволил определить два варианта соотношения между ними :

Существующая полисемия в интерпретации исследуемых понятий свидетельствует о возрастании популярности компетенций/компетентностей как объектов исследования и нового методологического инструментария для проектирования результатов образования.

Термин «информационная компетентность», появившийся на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», включен в текст «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».

Анализ современных трактовок рассматриваемой дефиниции (С. В. Тришина, О. Б. Зайцева и др.) показал, что в современных условиях качественная личностная характеристика понимается как новая грамотность, в которую входят умения активной, самостоятельной обработки информации человеком. Определяются два ориентира ее использования и понимания: первый связан с формированием понятия информационная компетентность в смысле использования компьютерных технологий с помощью средств вычислительной техники (компьютера, банка данных, электронных носителей и др.); второй ориентир рассматривает информационную компетентность преподавателя высшей школы как процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности. В этом смысле информационная компетентность преподавателя высшей школы понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности.

Обобщая основные итоги исследования, можно сформулировать следующие выводы:

информационная компетентность преподавателя высшей школы представляет собой интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией в педагогической деятельности, выполняющее информационную, ориентационную, мобилизующую, организационную, конструктивную, коммуникативную, развивающую функции;

информационная компетентность преподавателя высшей школы рассматривается: как ценность (государственная, общественная, социальная, личностная), представляющая собой объективное качественное явление, определяющее возможности развития образовательного пространства посредством формирования современного информационно компетентного педагога; как система организации знаний, умений, проявляющихся в способности оперировать разного рода информацией в педагогической деятельности; как результат собственных внутренних сил личности, в частности, направленных на осмысление своей роли и на самооценку своей информационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования.

The article reveals the essence of the information competence of teachers of high school. Emphasis on the relations between the concepts of ” competence”and “information competence”, their role in the development of information culture of high school teacher. The key words: competence, information competence, high school teachers.

1. Байденко В. И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003. 434с.

2. Бездухов В. П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001. 132 с.

3. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризис:’ обществе. М., 1995. 327с.

4. Берестова Л. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд психол. наук. М., 1994. 22с.

5. Зимняя И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. М., 2003. 298с.

Молчан Э. М. – кандидат педагогических наук, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.

Каменев Константин ВладимировичФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г. И. Носова»магистрант кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

АннотацияСтатья посвящена проблеме определения такого широкого распространённого понятия, как информационная компетентность. Автор анализирует различные подходы и пытается обобщить все точки зрения, чтобы понять, что делает информационную компетентность одной из ключевых компетентностей современного образования.

Kamenev Kamenev Konstantin VladimirovichNosov Magnitogorsk State Technical Universitygraduate student of the Department of Business Informatics and Information Technologies

AbstractThe article deals with the problem of definition of such a wide spread term as information competence. The author analyses different approaches and tries to generalize all the points of view to understand what makes information competence one of the key competences of modern education.

Приход информационной эры ознаменовался внедрением в нашу повседневную жизнь огромного количества  информационных технологий. Они делают нашу жизнь легче, они же накладывают на нас определённые ограничения. Повсеместное использование информационно-вычислительных систем и экспоненциальный рост объёмов информации, необходимой человеку для успешного функционирования в информационном обществе, обусловили потребность в новой компетентности – информационной.

Впервые термин «информационная компетентность» был использован  в 1992 году в ходе обсуждения Советом Европы проблем среднего образования. В ходе этого симпозиума европейскими учёными был составлен следующий список ключевых компетенций, необходимых личности для адаптации и самореализации в информационном обществе:

–        приниматься за дело;

После вступления России в Болонский процесс эта проблема обратила на себя внимание и отечественных исследователей. Учитывая опыт европейских коллег, российские учёные выделили следующие ключевые компетенции:

–        личностного самосовершенствования;

Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года всецело разделяют эту точку зрения, относя к числу приоритетных задач обеспечение инновационного характера российского образования, в том числе за счёт компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Несмотря на то, что проблемой изучения генезиса понятия «информационная компетентность» занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных, содержание данного понятия в научно-педагогической литературе по-прежнему определяется весьма неоднозначно. Существует два подхода к определению понятия «информационная компетентность».

Сторонники первого подхода (О. Н. Ионова, В. Ф. Бурмакина, М. Зелман, И. Н. Фалина, К. К. Хенер и др.) рассматривают информационную компетентность в узком смысле, делая акцент на умении пользоваться различными техническими средствами обработки информацией и фактически приравнивая информационную компетентность к компьютерной грамотности.

Второй подход рассматривает информационную компетентность в широком смысле, когда во главу угла ставится собственно информация и умение работать с ней. Приверженцами данной теории являются Д. С. Ермаков, Н. Н. Коровкина, Е. В. Петрова, С. В. Тришина, А. В. Хуторской и др.

Н. Н. Коровкина вкладывает в понятие «информационная компетентность» не только умение находить и хранить различную информацию, но и умение её пользоваться, а для этого необходимо научиться работать с разнообразными информационными системами:

–        алфавитным каталогом в библиотеке;

–        текстом учебника, книги, энциклопедии;

При этом учёные акцентируют внимание на том, что понятия «компетенция» и «компетентность», которые многими используются как синонимы, необходимо различать.

Компетенция представляет собой социальный заказ, требование к образовательной подготовке личности, являющееся необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности в определённой области.

Аналогичного мнения придерживаются и разработчики федеральных государственных образовательных стандартов, разводя понятия «компетенция» и «компетентность».

В своей работе мы будем придерживаться второго подхода, понимая под информационной компетентностью умение работать с информацией, т.е. находить, получать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию при решении повседневных проблем, учебных ли или бытовых.

Определившись с терминологий, можно переходить к следующему вопросу – что делает информационную компетентность столь значимой.

Правомерность отнесения информационной компетентности к группе ключевых не вызывает никаких сомнений. Умение работать с информацией помимо прочих входит в состав познавательных универсальных учебных действий, формирование которых начинается уже в начальной школе и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов. К концу начального периода обучения ребёнок должен научиться:

–        самостоятельно организовывать поиск информации:

–        пользуясь учебной литературой (учебниками, словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе электронными) и информационными ресурсами Интернета, находить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий;

–        критически относиться к получаемой информации, сопоставляя её со своим жизненным опытом и информацией из других источников

–        выделять из всего объёма информации лишь существенную и нужную для решения конкретной задачи;

–        производить запись выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

–        систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать интерпретировать и преобразовывать содержащуюся в тексте информацию;

–        проводить сравнение, классификацию и генерализацию целого ряда объектов по определённым критериям;

–        выявлять несложные причинно-следственные связи;

–        объяснять и обосновать свои ответы и утверждения, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Формирование собственно ИКТ-компетентности, которая относится к числу метапредметных результатов, также начинается на начальной ступени общего образования и происходит в результате изучения всех без исключения предметов.

Обучающиеся учатся работать с гипермедийной информацией, объединяющей в себе текст, графику, звук, гиперссылки, флэш-анимацию и многое другое. Они осваивают общие принципы работы с ИКТ, учатся использовать средства ИКТ в своей учебной и познавательной деятельности.

Выпускники начальной школы должны научиться:

–        безопасной работе с компьютером и ИКТ;

–        находить в Интернете, электронных словаря, справочниках и базах данных требуемую информацию;

–        сохранять полученную информацию, создавая на компьютере собственные папки или используя съёмные носители;

–        использовать основные возможности тестового редактора;

–        создавать средствами ИКТ модели объектов реального мира;

–        создавать презентации.

Таким образом, информационная компетентность не без основания причислена к разряду ключевых компетентностей. Обладание ею является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.

Несмотря на то, что на современном этапе развития науки термин «информационная компетентность» используется достаточно часто, он по-прежнему трактуется неоднозначно.

Очевидно, что в условиях столь стремительного развития информационного общества нельзя более отождествлять информационную компетентность с элементарной компьютерной грамотностью. Требуется гораздо более глубокий и системный анализ данного явления.

Чтобы понять какое же место отводится информационной компетентности в процессе перестройки системы российского образования и создания личности, способной быстро адаптироваться к требованиям динамично меняющегося мира, необходимо, прежде всего, определить, что же представляет собой информационная компетентность и каковы её структура и функции. Именно этому и будут посвящены наши дальнейшие изыскания.

Все статьи автора «Каменев Константин Владимирович»

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Интеграция современных образовательных и информационно – коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения.

Он рисует, он считает, проектирует заводы,

Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же – компьютер!

Наше общество стремится стать информационным, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания. И нашей стране требуются люди, способные самостоятельно проектировать  структуры и управлять ими, люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией – только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. В связи с этим, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Необходимым условием создания таких специалистов является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Одним из основных показателей профессионализма педагогов является ИКТ- компетентность.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

– знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

– не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Выделяют также еще два вида ИКТ-компетентности:

– квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

– материалы для урока,

– тематическое планирование,

-мониторинги по своему предмету,

-различные отчеты по предмету,

–  анализ процесса обучения, и т.д.

– школьная сеть,

– электронная почта,

-сайт (раздел сайта),

-лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

-Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

– блог (сетевой журнал или дневник событий),

–  RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

-подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью. На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ. И КТ-комптентность педагога предполагает, что он

– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;

– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;

– использует компьютер как средство управления информацией;

– свободно работает с информацией в сети Интернет.

Современный педагог должен:

– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;

– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);

– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

– владеть методикой дистанционного обучения. Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, то есть достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности. Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо:

– составить временную структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;

– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;

– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

– составить поминутный план урока.

Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

щрртшШ ж <вйшс

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА Корнеенко Т. О.

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск, Российская Федерация

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы развития информационной компетентности педагогов. Обоснована интегративная сущность информационной компетентности, место цифровой грамотности и цифрового этике в структуре информационной компетентности современного педагога в условиях развития дистанционного обучения и коммуникации. Выявлены элементы информационной компетентности педагога, возможности развития отдельных элементов информационной компетентности.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, ннформсщнонная компетентность; подготовка педагогов; цифровая грамотность, цифровой этикет.

Онлайн-обучение также становится все более распространенным в системе высшего образования, учреждения предлагают среду онлайн-обучения. Она рассматривается как важный подход к преподаванию в университете, так как кроме прочего, может преодолеть ограничения, связанные с обучением.

Например, Интернет позволяет преподавателям работать независимо от времени и места, а виртуальные среды – это попытка стимулировать и расширять их процесс обучения. Хорошо известно, что учебные среды оказывают влияние не только на когнитивные, а также на эмоциональные и мотивационные аспекты обучения, что также необходимо учитывать педагогам -как будущим, так и работающим.

Но преимущества информационных образовательных сред для обучающихся и педагогов не могут быть реализованы, если у педагога не сформирован необходимый уровень информационных компетен-

коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящее время влияют на все аспекты жизни человека. Они играют важную роль на рабочих местах, в бизнесе, в образовании и развлечениях. Более того, многие люди признают ИКТ катализатором изменений; изменение условий труда, обработки и обмена информацией, методов обучения, подходов к обучению, научных исследований и доступа к информационным коммуникационным технологиям.

Актуальность. В образовании ИКТ имеют особое значение, так как ИКТ улучшают преподавание и обучение и нельзя недооценивать их важность для учителей при выполнении ими своей роли создателей педагогической среды. И КТ помогают учителю создать особые условия образовательной среды и образовательного процесса и используются при обучении на любом уровне образовательных программ.

ций (знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, опыта деятельности) в области использования информации и коммуникации посредством информационных технологий. В связи с этим информационная компетентность педагога (как условная совокупность отдельных информационных компетенций и цифровых компетенций) имеет большое значение для осуществления успешной педагогической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, среди образовательных результатов также указывает на важность группы умений и навыков, обуславливающих возможность осуществлять поиск информации, критически ее оценивать, интерпретировать, использовать в обучении, определять «пробелы» в знаниях.

В то же время, современная система образования в недостаточной степени перестроилась на формирование соответствующих компонентов информационной компетентности педагогов, что не способствует формированию целостного, адекватного современному информационному этапу развития общества мировоззрения. Это обуславливает актуальность развития у будущих педагогов информационной компетентности с учетом условий цифровой трансформации общества.

Можно отметить, что с одной стороны, различные авторы достаточно по разному подходят к определению информационной

компетентности, с другой стороны выделяются ключевые концепты при описании данного понятия, через которые раскрывается сущность информационной компетентности.

В структуре цифровой грамотности выделяют цифровую безопасность, цифровой этикет в общении, цифровую деятельность или цифровую пользовательскую компетентность (непосредственно использование ресурсов). Цифровой этикет, таким образом, элемент системы цифровой грамотности, который обуславливает способность к организации коммуникации посредством цифровых технологий.

Особую актуальность целенаправленное формирование цифровой грамотности как компонента информационной компетент-

Нужно также отметить, что развитие техногенной цивилизации приводит к пониманию информационного общества как новой социальной реальности, предполагающей формирование и потребление социумом информационных ресурсов при помощи информационно-

На основании этого следует отметить, что при развитии информационного пространства сокращаются основания для построения символической коммуникации и

Выводы и заключение. В связи с этим существует объективная необходимость обучения педагогов цифровому этикету. Этот процесс может быть организован через: указание на ошибки в переписке друг другу (неверное наименование файла, недостаточно корректное название адреса электронной почты, незаполненная тема и др.); внедрение норм общения со школьниками (студентами) в Интернет-переписке (на уровне образовательной организации); организацию различных дополнительных курсов по обучению цифровому этикету.

1. Аксенова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). С Пб.: Реноме, 2012. С. 140-142.

2. Чанышева Г. О личностной информационной картине мира / Г. Чанышева // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 13-17.

3. Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника / М. И. Шалин // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). С Пб.: Реноме, 2013. С. 47-49.

4. Ямщикова Д. С. Формирование системного мышления в процессе учебно-исследовательской деятельности в курсе «Естествознание» / Д. С. Ямщикова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 5-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 2-3 марта 2017 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 418 с.

5. Gegenfurtner A. Editorial: Affective Learning in Digital Education / A. Gegenfurtner, S. Narciss, L. K. Fryer, S. Järvelä, J. M. Harackiewicz // Front. Psychol. 2021 11:630966. doi: 10.3389/fpsyg.2020.630966

6. Hodge G. and Frangakis E. Digital preservation and permanent access to scientific information: The state of the practice / G. Hodge, E. Frangakis // A joint report by the International Council for Scientific and Technical Information and CENDI. 2004. U RL: https://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/lookupid?key=olbp49077

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Корнеенко Т. О. Информационная компетентность педагога / Т. О. Корнеенко // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 2. С. 3337.

Сведения об авторе

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 2, pp. 33-37.

INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER Kornienko T. O.

Abstract: The article addresses the development of information competence of teachers. The integrative essence of information competence, the place of digital literacy and digital ethics in the structure of information competence of a modern teacher in the conditions of development of distance learning and communication is justified. Elements of information competence of the teacher, possibilities of development of certain elements of information competence have been identified.

Keywords: competence, competences, information competence; training of teachers; digital literacy, digital etiquette.

5. Gegenfurtner A, Narciss S, Fryer LK, Järvelä S and Harackiewicz JM (2021) Editorial: Affective Learning in Digital Education. Front. Psychol. 11:630966. doi: 10.3389/fpsyg.2020.630966 (In Engl.).

6. Hodge, G. and Frangakis, E. (2004)/ Digital preservation and permanent access to scientific information: The state of the practice. A joint report by the International Council for Scientific and Technical Information and CENDI. 2004. Available at:

https://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/lookupid?key=olbp49077 (In Engl.).

Information about the author

Поступила в редакцию 20.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.02.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция – Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна11ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

АннотацияВ данной статье анализируется понятие и структура информационной компетентности педагога. Авторы приводят определение понятия информационной компетентности педагога, рассматривают её структуру, включающую три элемента: цифровой, ресурсный и технологический.

Ключевые слова: информационная компетентность, Информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, педагогическая деятельность

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информационная компетентность современного педагога представляет собой способность широко применять новейшие цифровые технологии для непосредственного доступа, интегрирования, создания, управления и оценки образовательной информации в целях организации информационно-образовательной среды.

Информационная компетентность педагога имеет собственную структуру. Так, Л. А. Краснова и В. Ю. Шурыгин определяют следующие элементы в качестве её структуры:

–                   цифровой  элемент, который включает в себя знания педагога о возможностях компьютерных технологиях и сети Интернет, навыки модификации программного обеспечения и материалов для своих нужд;

–                   ресурсный элемент, который включает в себя представление педагога о бесконечных потоках информации в сети Интернет, навыки поиска, анализа и систематизации необходимой информации, применения её в образовательном процессе;

Формирование информационной компетентности современного педагога непосредственно предполагает:

–                   формирование у педагога представлений об основах функционирования персонального компьютера и дидактических возможностях информационно-коммуникационных технологий;

–                   формирование у педагога положительной мотивации к применению информационно-коммуникационных технологий;

–                   формирование у педагога навыков подготовки дидактических материалов при помощи компьютерных средств;

–                   формирование у педагога навыков применения сети Интернет и цифровых учебных ресурсов в профессиональной деятельности при организации образовательного процесса;

Компьютер представляет собой инструмент, применение которого должно органично вписываться в учебно-воспитательный процесс, а также способствовать достижению поставленных целей и задач учебного занятия. Компьютер не заменяет роли педагога, но непосредственным образом преобразует характер его деятельности. Ключевая методическая проблема преподавания в данном случае смещается от того, «как лучше рассказать учебный материал», к тому, «как лучше его показать».

Усвоение знаний, которые связаны с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более результативно и оптимально для обучающегося, нежели заучивание однотипного материала. Посредством различных программ обучающийся может осуществлять моделирование различных реальных процессов, и, соответственно, видеть причины и следствия, осознавать их смысл. Компьютерные технологии дают возможность устранить одну из наиболее значимых причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, который непосредственно обусловлен непониманием сущности проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий делает его наиболее занимательным интересным для обучающихся. Они создают бодрый настрой на рабочую деятельность, облегчают процесс преодоления трудностей в освоении умений и навыков. Различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий увеличивают интерес обучающихся к учебной дисциплине. Компьютер может и должен рассматриваться в качестве сильного рычага интеллектуального развития обучающихся.

Применение в учебно-воспитательном процессе новейших информационно-коммуникационных технологий способствует формированию у обучающихся познавательных способностей, делает процесс обучения динамичным и наглядным.

В заключение можно сказать, что высокий уровень информационной компетентности – это крайне важная характеристика современного педагога, которая позволяет выйти на совершенно иной уровень педагогического мастерства и обеспечивает качество обучения.

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

Актуальность настоящего исследования определяется: повышением требований к уровню информационной компетентности педагога, связанным с быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе; эволюционными тенденциями в системе высшего педагогического образования, связанными с необходимостью развития информационной компетентности педагога; нереализованным потенциалом учебных заведений при подготовке квалифицированных специалистов; недостаточной разработанностью методико-технологического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса развития информационной компетентности педагога

Современный педагог должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т.е. обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность педагога – это важнейшее условие его профессионального развития. При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности не только педагога, но и обучаемых им студентов всех специализаций и всех направлений подготовки.

Компьютеризация производства выдвинула задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности должны эффективно использовать информационные технологии. Сегодня работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, грамотно и творчески подходить к разрешению разнообразных проблем. Современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность.

Информационная компетентность педагога складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

Рассмотрим сущности слов компетентность и информация. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание сущности этих понятий.

— интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

“Информация” (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – в философском энциклопедическом словаре понятие трактуется следующим образом:

•        сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

Информационная компетентность является ключевым термином образовательных стандартов третьего поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *