Человек есть собственный проект. Сартр
Главной задачей модернизации образования в России является качество образования, потребность в новых результатах образования. Ведущая роль отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Нам, педагогам, нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие формы, методы обучения, технологии, направленные на развитие творческих способностей учащихся, развития логического мышления и исследовательских навыков, формирования умения самостоятельной работы.
В настоящее время технология проектного обучения стала очень актуальной, так как сущность данной технологии состоит в применении межпредметных умений и реализации творческого потенциала для получения конкретного результата (продукта), направленного на решение проблемы. Перед учениками возникаем проблема, которую необходимо решить и в итоге получить проектный продукт. Данная технология соответствует требованиям системно-деятельностного подхода, позволяет ученикам достигать метапредметных и личностных результатов, развивают такие компетенции, как креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперацию. Преимущества технологии проектного обучения:
У детей формируются такие умения, как:
Чтобы развить эти умения у ребят, необходимо их этому научить.
Структура проектной деятельности:
Для чего нужен метод проектов:
Цели и задачи проектного метода: Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.
Проект – пять П:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Виды проектов
Проекты делятся на следующие виды:
Умения, развивающиеся в ходе проекта
Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять еѐ в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаѐт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Виды проектов в начальной школе:
Что представляет собой учебный проект?
Учебный проект – индивидуальный проект, целью которого является получение практических умений и навыков по изготовлению нового вещественного продукта (предмета, модели, товара), который возможно использовать в дальнейшей практике.
В начальных классах можно выделить множество тем, учебный материал которых может быть использован для осуществления проектной деятельности. В процессе урока-проекта можно выделить следующие этапы:
Технология работы над проектом
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жестких алгоритмов действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. В методе проектов можно выделить следующие этапы работы:
Поисковый этап:
1. Поиск и анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Аналитический этап:
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
2. Исследование вариантов конструкции (анализ альтернативных решений).
3. Выбор оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности.
4. Анализ ресурсов.
5. Составление плана практической реализации проекта (пошаговое планирование), подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
Практический этап:
1. Выполнение запланированных технологических операций.
2. Текущий контроль качества.
3. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап:
1. Презентация проекта.
2. Оценка качества (контроль) выполнения проекта.
3. Анализ результатов выполнения проекта.
4. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
На каждом этапе необходима совместная деятельность учителя и учеников. На уроках-проектах педагог выступает в качестве консультанта, который инициирует рождение и развитие проекта. Использует вспомогательные средства для учеников: подробные инструкции, напоминалки, эталоны, маршрутные листы.
Немного о проекте
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели работы.
Автору будущего проекта необходимо найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы.
Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?». Решив его, учащийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг – как это делать. Поняв это, учащийся выбирает способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего автор хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Основные требования к проекту
Паспорт учебного проекта – это документ, который содержит все необходимые данные о работе над проектом.
Логическая схема-цепочка элементов исследования
Рассмотрим логическую схему-цепочку элементов исследования:
1. Ставим цель исследования. Цель должна быть одна.
2. Задачи вытекают из цели. Мы знаем, что задач не должно быть более пяти.
3. Методы выбирают в зависимости от поставленных задач.
Например, по схеме: поставленным задачам
4. В зависимости от выбранных методов, получим результат.
5. На основании результатов исследования можно сделать вывод о достижении цели исследования.
Получается такая логическая схема-цепочка элементов исследования:
Творческие методы проектирования: наблюдение, поиск, аналогии, ассоциация, неологии, эвристическое комбинирование, сопоставление, антропотехника.
Главный этап осуществления учебного проекта является презентация.
Выбор формы презентации проекта – задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Виды презентационных проектов могут быть различными:
Перечень критериев оценивания проектов для 2-4 классов
Эталонный проект 2-4 классника:
Оценивание учебного проекта:
Длительность выполнения учебного проекта или исследования во 2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Достоинства и недостатки проекта как формы организации учебной деятельности
- Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
- Дубова М. В. Организация проектной деятельномти младших школьников / М. В. Дубова – М.: БАЛАСС, 2012.
- Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? /Ступницкая М. А. – М.: Первое сентября, 2012.
Что такое индивидуальный учебный проект в школе?
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
Выполнение индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему(ы) индивидуального(ых) проекта(ов), приняв решение о количестве выполняемых проектов и сроке их (его) выполнения. Возможны следующие варианты:
В каком документе сказано про индивидуальный проект?
За индивидуальный проект отвечает раздел II «Содержательный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования». Обратите Ваше внимание на п.п II.1.4
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями для индивидуального проекта являются:
Типы индивидуальных проектов
По предметно-содержательной области (количеству предметов, которые охватывает проект):
По доминирующей деятельности:
Что такое этапы проекта?
Этап проекта – это определенный отрезок времени (1 неделя, 2 недели, месяц, и т.д.) с закреплённым за ним списком задач. Любой проект можно разбить на этапы, особенно удобно это для долгосрочных проектов. Этапы проекта позволяют планировать сроки и объемы работы с большей точностью и дают представление о прогрессе проекта.
Примерный план этапов школьного проекта
Этап 1. Подготовительный
Определение темы проекта. Анализ проблемы. Определяются задачи проекта. Вырабатывается план действий. Выбираются и обосновываются критерии успеха проектной деятельности. Узнать подробнее.
Этап 2. Практический
Самый продолжительный по времени. На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований и т.д.). Узнать подробнее.
Этап 3. Презентационный
Рекомендуем: Как организовать совместный доступ к проекту через интернет?
Защита проекта
Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в электронный журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект». Итоговая отметка в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании.
Защита проекта подразумевает возможность услышать все достоинства и возможные недостатки, а также планирование дальнейшего его использования. Защита проекта – важный заключительный этап.
Перед защитой необходимо подготовить все необходимые документы, конечный продукт и презентацию. Защита проекта показывает технологические знания и умения разработчика, его способность грамотно представить свой проект тем, кто его оценивает.
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
Формы представления результатов
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):
Требования к содержанию индивидуального проекта
Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе:
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Введение включает в себя ряд следующих положений:
Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит теоретический материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности).
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
Обязательно прочитайте: Рекомендации по выполнению проектных и исследовательских работ
Требования к оформлению работы
Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word (или аналогичном) с соблюдением следующих требований:
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите индивидуального проекта
Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. На защиту индивидуального проекта выносится:
Рекомендуемый план выступления на защите проекта
Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
Примерные темы учебных проектов
Примерные темы для индивидуальных проектов по другим предметам (Биология, Химия, Математика, История и д.р.)