О чем речь? Если обратиться к понятию ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), то они представляют собой совокупность разных методик и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации.
Какие существуют? Это значит, что все современные средства связи вполне подходят для того, чтобы разнообразить образовательную деятельность на уроке. Геймификация уже давно применяется для привлечения внимания детей. А какие еще методы ИКТ можно использовать в педагогике?
Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой
Расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.
Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.
А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.
Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).
Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.
Как вы уже поняли из вступления:
ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»
Разберем каждое из слов термина:
Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.
А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):
3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.
Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.
Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.
Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).
Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».
Технические средства ИКТ
К традиционным информационным технологиям (это как?) относятся:
Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.
Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.
Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.
Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:
К средствам ИКТ относятся:
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).
Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.
Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.
В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.
Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.
Далее – кратко об основных положениях документа.
Роль ИКТ в образовательном процессе
Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.
Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.
Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.
Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:
Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:
Краткое резюме
Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.
Так и хочется воскликнуть:
«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»
Читайте наш блог, это полезно!
Автор статьи: Елена Копейкина
Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием ИКТ в дошкольном образовании
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:
– игровая деятельность;
– создание положительных эмоциональных ситуаций;
– работа в парах;
– проблемное обучение.
В начале невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.
Формирование информационной культуры в школе и в дошкольном образовании происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ничего. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям
– ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
– овладеть практическими способами работы с информацией,
– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает :
– положительную мотивацию обучения
– активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
– Принцип равенства позиций
– Принцип доверительности
– Принцип обратной связи
– Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
– на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
– привлекает большое количество дидактического материала;
– повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
– обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
– расширяет возможность самостоятельной деятельности;
– формирует навык исследовательской деятельности;
– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
– сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний детей; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Педагогом используются развивающие методы и приемы:
При подготовке к занятиям используются электронные ресурсы учебного назначения:
При разработке занятиЙ с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье воспитанников П.лан включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА занятиях сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения ребят. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятий– принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стараются активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование педагогом в ходе занятия мультимедиа презентации.
Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ
. Высокая степень эмоциональности детей дошкольного возраста значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Классификация средств современных образовательных информационно-коммуникативных технологий
Выделить виды средств, используемых в информационно-коммуникативных технологиях в сфере образования, можно, исходя из различных характеристик.
С учетом решаемых в процессе обучения задач определяют средства:
Исходя из функций педагогического процесса, средства могут быть:
В соответствии с типом используемой информации выделяют несколько видов ресурсов:
На основе формы, в которой применяются ИКТ, выделяют те, что:
С учетом способа взаимодействия с учащимися выделяют:
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании
Практика показывает, что благодаря применению ИКТ в образовании удается значительно сократить временные затраты на обмен знаниями, практическим и социальным опытом. При помощи современных технологий повышается качество обучения, адаптация к актуальным требованиям.
Новые информационно-коммуникативные технологии нашли применение на всех стадиях обучения:
ИКТ делает получение знаний доступным, позволяя использовать разнообразные формы представления материала. В результате успешно решаются многие задачи, могут активно использоваться новые методы и технологии.
На данный момент концептуализация использования ИКТ превратилась в важный аспект, изучаемый в педагогике. В рамках данного направления создаются инновационные технологии, формы, методы, позволяющие организовать процесс учебы. Они дают наиболее высокие результаты за счет перехода от объяснительно-иллюстративного метода к формированию навыков, необходимых для самостоятельного получения знаний.
Для этого применяются современные приемы представления и получения материалов при помощи информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Среди актуальных тенденций современного общества специалисты называют информатизацию образования. Информатизация обеспечивает широкий доступ к достоверным и свежим данным, а также к средствам, позволяющим их обрабатывать, хранить и передавать. В результате должно наблюдаться повышение интеллектуальных способностей граждан при помощи грамотного использования информационных технологий.
Благодаря информационным технологиям возможны научно-технический прогресс и развитие информационного общества. Кроме того, новая информационная среда, существующая в современном социуме, положительно сказывается на уровне креативности отдельной личности.
Важно предоставить учреждениям в сфере образования доступ к современным разработкам, позволяющим использовать новые информационно-коммуникативные технологии. Ведь все они направлены на развитие, обучение, воспитание.
Однако часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда педагогов и родителей учеников не устраивает настолько активное применение информационно-коммуникативных технологий на уроках. Для беспокойства есть несколько причин:
Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
Сегодня информационные технологии широко внедряются в сфере образования, позволяя добиваться необходимого качества обучения с учетом изменений, происходящих в обществе.
Цели применение информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности:
Преимущества информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе
Современная система образования неотрывно связана с активным применением новых информационно-коммуникативных технологий, поскольку они обеспечивают качественно иные возможности образовательного процесса. И КТ используются в обязательном порядке, позволяя повысить уровень преподавания и обучения.
Сегодня все преподаватели имеют доступ к соответствующим технологиям. Благодаря ИКТ учитель:
Говоря о том, что подразумевает под собой понятие «информационно-коммуникативные технологии», стоит отметить, что данный инструмент универсален и может применяться в большинстве учебных ситуаций. Иными словами, ИКТ могут использоваться на любых уроках и этапах работы с материалом:
5 принципов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности
Говоря о построении процесса обучения, принято выделять следующие ключевые принципы ИКТ.
Содержательный
В его рамках информационно-коммуникативные технологии в воспитании и педагогике позволяют:
Мотивационный
Здесь интересующие нас технологии применяются, чтобы разбудить в учениках интерес к учебе и предмету. Для этого:
Учебно-методический
Особенность данного принципа в том, что информационно-коммуникативные технологии позволяют учителю обеспечить большую наглядность материала, повысить к нему интерес. И КТ используются вне зависимости от стадии обучения:
Организационный
Информационно-коммуникативные технологии могут использоваться на уроках:
Контрольно-оценочный
Сюда входят разнообразные способы контроля знаний, в том числе входное, промежуточное и итоговое тестирование.
Сделать применение информационно-коммуникативных технологий на уроках наиболее эффективным позволяет соблюдение учителем следующих правил:
ИКТ в современных реалиях превратились в обязательную составляющую обучения. Они обеспечивают немало преимуществ, в том числе автоматизацию процессов, возможность наглядно представить материалы и пр.