Игра – соревнование по технологии для 5 класса
формирование мотивации интереса к предмету.расширение представления о значении уроков технологии в жизни учащихся, применение на практике полученных ранее знаний и умений, закрепление навыков трудовой деятельности, уважение к своему труду, воспитание культуры поведения, уважения к сопернику, умению работать в коллективе и воли к победе.
Формирование команд, жюри, жетоны-баллы
Сегодня наше мероприятие будет проходить в игровой форме. Вы поделились на 3 команды. Но для начала вы должны дать своей команде название и представить ее.
Девиз нашего мероприятия будет таковым: «Землю солнце красит, а человека труд». Главный труд у вас сейчас в школе – учеба, на уроках вы получаете знания, которые вам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию. Но и сейчас вы многое уже можете делать сами, своими руками. И неважно любите вы пилить, сверлить, строгать или шить, вязать и готовить, важно, что никакое умение не пропадет даром, а напротив обязательно пригодится вам в вашей дальнейшей жизни. Сегодня команды будут соревноваться как раз в этих очень важных для вашей дальнейшей жизни умениях. Сегодня мы сможем увидеть не только насколько вы знающие, смелые и умелые, но и как хорошо вы работаете в команде, умеете ли вы дружить и прийти на помощь, если это нужно.
Ну что? Начинаем!
Команды, вы выбрали своих капитанов? Представьте их!
-Капитаны! Вы умные, смелые и сильные люди. Вы должны быть примером и гордостью своей команды.
2. Конкурс капитанов «Начинай на букву «П»»
Вы должны называть по очереди профессии, которые начинаются на букву «П». Выигрывает и приносит первые очки своей команде тот, кто назовёт профессию последним. (Плотник, печник, пекарь, почтальон, певец, парикмахер, продавец, портной, поэт, певец, программист, портье и т. д.)
Для остальных участников
На плакатах под каждой буквой слова “Труд” написать по 1 слову, связанному с уроками технологии. Слова не должны повторяться. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.
3. « Собери инструмент и назови»
1. Команде дают разрезанные на много частей картинки инструментов. Команды должны их на скорость собрать и назвать.
2. Найди по вертикали или горизонтали названия 7 инструментов и из первых букв составь слово -известную профессию.
4. « Закончи предложение»
Я показываю на команду, а она заканчивает начатое мною предложение:
Кто всё знает – молодец!
Найди 10 отличий»От каждой команды вызывается по одному игроку. Вы должны найти 10 отличий. Каждое отличие – 0,5 балла. Можно принести команде 5 баллов.
Для остальных участников «Загадки»
9. То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
12. Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. ( Розетка)
13. Я вдоль ткани хожу, а мой братец поперёк. ( Основа и уток.)
14. Инструмент маляра и художника. ( Кисточка)15. Сам худ, голова с пуд, на работу вышел – каждый услышал. ( Молоток)
17. Киянка – это представительница народов Азии или что – то другое? (деревянный молоток)
18. Телом вертким, как змея, в доску вкручиваюсь я. (Сверло.)
19. Идет мужик по лесу, Зеркало за поясом. (Топор.)
20. На зеркальном накатке, на единственном коньке он проехался разок, и распался весь каток.(Стеклорез.)
21. Древесину ест едок, Сто зубов в один рядок. (Пила.)
22. Сам он худ, голова с пуд, Как ударит — крепко станет. (Молоток.)
23. Железный некто по нему ударил крепко, и он пропал, осталась кепка. (Молоток и гвоздь)
24. Этот каменный круг – инструментам лучший друг. Взвихрит искры над собою, острым сделает тупого! (Точило.)
25. Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило.)
26. Бывает кухонный, а бывает пиратский, режущий, острый (Нож)27. Большой кусок ткани, который стелют на стол. ( Скатерть)28. Плоская подставка, на которую ставят сразу много посуды. ( Поднос)29. Емкость для кипячения воды. Бывает электрический, старинный родственник чайника, встречается в сказке «Муха-Цокотуха». ( Самовар)
Составить орнамент из готовых треугольников и квадратов разных цветов
из цветной бумаги и наклеить его на белый ватман.
Ни одна рукодельница не может представить себя без пряжи, ниток, лоскутов ткани. А нашим участницам надо на скорость перемотать клубок с пряжей. В этом конкурсе оценивается и скорость и аккуратность.
На столах имеются атрибуты различных профессий, ваша задача –
выбрать атрибуты, соответствующие названию профессии в вашей карточке.
колпак, белый фартук, половник)
(сантиметровая лента, ткань, ножницы)
(шприц, таблетка, халат)
(стамеска, рубанок, пила)
Маляр (краска, кисть, шпатель)
Правильный ответ – 1 балл.
9. Разные формы «Второго хлеба»
Какой овощ называют в России «вторым хлебом»?
Каждой команде нужно очистить картофелину, затем её нужно нарезать кружочками, потом соломкой, потом кубиками.
Команда, первой выполнившая задание, получает 5 баллов за скорость.
Дополнительно по 1 баллу оцениваются правильность и аккуратность выполнения задания.
10. « Много из одного»
Найти как можно больше слов из слова «Моделирование»
За каждое слово – 1 балл.
11. « Определи на ощупь»
В мешочке находятся пакетики с гречкой, рисом, манкой, мукой, рожками, горохом, пшеном, пуговицами, бисером, сахаром, гвоздикой, геркулес, чай
Каждый правильно угаданный ответ – 1 балл.
12. « Чёрный ящик»
В древней Руси было много скоморохов. Их наряд украшали погремушки, сделанные из бычьего пузыря. А в черном ящике лежит то, чем заполняли эти пузыри. Это растение семейства бобовых на Руси использовали для приготовления киселей и каш. По названию этого растения и шутов, использующих их стали называть людей, любящих, кривляться, играть на публику, выставляться напоказ – «Шут гороховый». Так что находиться в чёрном ящике? (плоды гороха)
Сейчас этот предмет есть в любой дамской сумочке. Ни одной квартиры в мире нет, где бы не находился этот предмет. Он может быть и маленьким и очень большим. Возраст этого предмета более 7 тысяч лет. До его изобретения люди пользовались камнем и металлом. Использовали (золото, серебро, бронзу, олово, медь, горный хрусталь). Последствия использования повсеместно этого предмета, как отмечала общественность, привело к тому, что европейцы стали больше контролировать себя, своё поведение и жесты. Что находиться в чёрном ящике? (зеркало)
1. А ЗОГОТКВА (Заготовка.) 2. И ЕЕЛДЗИ (Изделие.) 3. О НБЛША (Шаблон.) 4. И ПЛА (Пила.) 5. П ЕРСНАТОК (Наперсток.) 6. Ц ЫНИНОЖ (Ножницы.) 7. Н ОЛОКВО (Волокно.) 8. У ФНРТИРУА (Фурнитура.) 9. Ы ВАТКЧА (Вытачка.) 10. КСАЛКДА (Складка.) 11. ДНОКРЕИТ (Кондитер.) 12. ЕДОМРЕЬЛ (Модельер.)
14. « Мастер на все руки»
Это состязание состоит из двух конкурсов.
1. Для каждой команды – доска, молоток и гвоздь. Забивают по очереди одним ударом молотка. Кто быстрее забьёт гвоздь.
2. Эти же участники должны разделить на глаз метровую палку пополам с тем, чтобы разница была не более 3 сантиметров
15. « Забей гвоздь»
В этом этапе участвуют по одному участнику от каждой команды (капитаны). Участники получают заготовки, молотки и гвозди. За одну минуту капитаны должны забить максимальное число гвоздей в заготовку. Оценивается быстрота и точность работы и количество забитых гвоздей, а так же соблюдение техники безопасности.
5. Принялись они бревна носить, доски пилить – новый дом строить. ( Теремок)
6. Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. ( Незнайка)
Из полена смастерил
И купил мальчишке книжку,
Чтобы в школу тот ходил? (Буратино)
Забиваю гвоздь молотком
Раскраиваю изделие ножницами
Сшиваю детали ручной иглой
Вдеваю нитку в иглу
Кручу мясо на фарш
И так на этом мы заканчиваем нашу игру и переходим к подсчитыванию баллов, а именно жетонов. У кого больше – победитель!
Труду следует учиться всю жизнь. Я думаю, вы хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает все лучшее на свете.
Спасибо всем кто принимал участие в нашем конкурсе. Сегодня мы с вами обобщили знания, полученные на уроках технологии, провели замечательную игру и весело, с пользой провели время. Работа всеми была проведена большая, и я думаю, что каждый из нас уйдет с чувством глубокого удовлетворения.
Награждение команд призами.
Т Р У Д
Цель урока: закрепление пройденного материала.
При проведении данного урока применяются следующие методы обучения: игровые, метод решения творческих задач.
В зависимости от конкретного этапа урока (согласно разработанного плана) используются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.
Учителю необходимо приготовить соответствующие карточки с заданиями, материалы, инструменты, оборудование (верстак, пиломатериал, карандаш, линейка, молоток, гвозди), оформить должным образом классную доску, вывесить определенные плакаты, схемы, которые будут использоваться во время урока.
1. Организация начала урока.
2. Подготовка к учебно – познавательной деятельности.
3. Проверка и закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков учащихся в ходе выполнения различных зданий в игровой форме.
3.1. Вопросы к командам.
3.2. Анаграммы.
3.3. Загадки.
3.4. Техническое лото.
3.5. Вопросы друг другу.
3.6. Кроссворд.
3.7. Конкурс капитанов.
3.8. « Лучший художник».
3.9. Сетка цифр (составить слово).
3.10. Задание с использованием трудовых приемов.
4. Подведение итогов урока.
Материалы, оборудование, инструменты: карточки с заданиями, верстак, пиломатериал, карандаш, линейка, молоток, гвозди.
Приветствие
Контроль посещаемости. Назначение дежурных. Проверка готовности учащихся к уроку.
Название темы, целей урока
Разделение на команды.
Проверка и закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков учащихся в ходу выполнения различных заданий
3.1. Учитель задает вопросы командам. За правильный ответ – 1 балл.
Каждой команде раздаются карточки, где представлены несколько слов, в которых буквы переставлены. За 4 мин. необходимо, переставив буквы, правильно составить слова и, написав их на отдельном листе, отдать учителю. За каждое правильное слово начисляются 2 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая, сдавшая свой лист, можно дополнительно добавить 1 балл.
3.3. Загадки командам
Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. За каждый правильный ответ получает 2 балла.
♦ Вострушка – вертушка уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой (отвертка).
♦ Древесину ест едок
Сто зубов в один рядок (пила, ножовка).
♦ Я по лысине бегу –
Кудри с лысины стригу (рубанок).
♦ Сам он худ, голова – в пуд,
Как ударит, крепко станет (молоток).
♦ Телом вертким как змея
В доску вкручиваюсь я (шуруп).
3.4. « Техническое лото»
Командам раздаются карточки, на которых написаны вопросы. К ним прилагаются малые карточки с ответами, которые накладываются на соответствующий вопрос, тем самым ответив на него. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Команде, правильно выполнившей задание и первой сдавшей свой лист, дополнительно добавляется 2 балла.
Каждая команда задает по несколько вопросов командам – «соперникам». За правильный ответ – 2 балла. Если команда отвечает неправильно, вопрос переходит следующей команде. При отсутствии правильного ответа, команда, задававшая вопрос, отвечает сама и получает дополнительно 1 балл.
Каждой команде раздаются карточки с 2 кроссвордами. Учащиеся выполняют задания и сдают учителю. За каждый правильно отгаданный кроссворд выставляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл.
Кроссворд по теме «Пиление»
Задание: отгадать слово по горизонтали, обозначающее инструмент (сверло).
Вопросы (по вертикали):
Кроссворд по теме «Разметка»
Задание: определить слово по горизонтали, которое обозначает пластину с очертаниями будущей детали (шаблон).
Им приготовлено задание, в котором необходимо правильно расставь слова. Для его выполнения капитаны команд садятся отдельно. Каждому из них выдаются карточки с предложением, в котором переставлены слова. Необходимо правильно составить предложение. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, капитан которой первый правильно выполнил задание и сдал свой лист, получает дополнительно 1 балл. В это время остальным членам команд учитель задает вопросы. Отвечает команда, первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
ДОЛЖНЫ БЫЛО ЧТОБЫ ЗУБЬЯ ПИЛИТЬ РАЗВЕДЕНЫ БЫТЬ НОЖОВКИ ЛЕГЧЕ
(зубья ножовки должны быть разведены, чтобы легче было пилить).
Необходимо на классной доске нарисовать закрытыми глазами лобзик. Каждая команда выбирает представителя, который будет выполнять данное задание. Побеждает команда, у представителя которой полученное изображение более похоже на оригинал и начисляется 3 балла.
Задание на составление слова, буквы которого необходимо правильно выписать, причем каждая буква зашифрована определенной цифрой. Цифра означает порядковый номер буквы в алфавите. Командам раздаются карточки. За 2 мин. на отдельной лист нужно выписать буквы и из них составить слово, после чего отдать учителю. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая, сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл.
Задание: нанесите сетку на таблицу чисел и выпишите соответствующие буквы, из которых составьте слово, означающее одну из технологических операций (склеивание).
Каждому учащемуся предлагается разметить (согласно предложенной схеме) и забить гвоздь. Оценивается правильность и точность разметки, обращение с инструментами, процесс забивания, качество выполненной работы, скорость выполнения. За успешное выполнение задания начисляется 5 баллов. Перед его выполнением необходимо повторить безопасные приемы работы.
Техника безопасности при работе:
Подведение итогов. Выставление отметок
Список использованной литературы
Цели урока:
Повторить и закрепить основные знания и умения по темам, изученным ранее. Развивать познавательные способности, интерес к предмету, воспитывать уверенность в своих силах, расширять кругозор и интеллектуальные способности у учащихся.
Форма урока: Урок-игра.
Оборудование: карточки-задания, бумага, ручка.
Ход урока-игры.
Проверка готовности класса к уроку.
Формирование команд (в каждой команде по 5 человек).
Подготовка рабочих мест.
2. Основная часть.
Звучит музыка. В зал входят команды участниц и занимают места за игровыми столами.
Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем всех Вас на нашей очередной игре «Интеллектуальное шоу по технологии»! Сегодня, помимо участниц игры, болельщиков и уважаемых членов жюри, у нас присутствуют гости, которые я надеюсь, тоже будут болеть за вас, а может быть, и поучаствуют в игре со зрителями.
В первую очередь, я хочу представить вам компетентное жюри, которое состоит из учениц восьмого класса. Они будут оценивать ваши ответы. За правильный ответ, команда получает – 2 балла, за неправильный – 0 баллов. Если ответ дан неполно, то по усмотрению жюри, команде может быть присужден – 1 балл. За нарушение поведения во время игры, как со стороны участниц, так и со стороны болельщиков, с команды будут сниматься баллы. По окончании игры жюри будут подведены итоги. Команда, которая наберет наибольшее количество баллов, будет объявлена победительницей.
(Жюри выдаются оценочные листы для подсчета баллов во время игры. ( Приложение 1).
Вся наша игра состоит из нескольких секторов, каждый из которых имеет свои правила и задания, о которых будет сказано во время игры. Для того, чтобы нашим гостям и болельщикам было интереснее следить за ходом игры, все вопросы и задания будут демонстрироваться на экране в виде презентации. ( Приложение 2).
А теперь, я хочу представить вам команды наших участниц. ( Название команд, девиз и эмблемы готовятся учащимися заранее). Приветствуем!
Команда №1 – «».
Команда №2 – «».
Ведущий: Итак, мы начинаем.
Как и в любом деле, прежде чем за что-то браться не мешало бы размяться.
Чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно знать некоторые хитрости. Знаете ли вы их?
(Вопросы задаются поочередно, то одной, то другой команде. Если команда затрудняется с ответом, право ответа предоставляется команде соперников).
Молодцы! Разминка, удалась. А теперь мы переходим к конкурсу «Расшифруй ребусы».
Конкурс «Расшифруй ребусы». (Приложение 3).
Каждой команде выдается лист, с тремя зашифрованными совами. В течение 3 минут, вы должны расшифровать эти слова и ответы подать в жюри.
(Звучит музыка, команды выполняют задание, ответы передают жюри для подведения итогов).
Конкурс «Составь как можно больше слов». (Приложение 4).
Ведущий: Все знают, что женщина из ничего может сделать шляпку, закатить скандал и даже приготовить салат. Мы салат готовить сегодня не будем. Мы посмотрим, как наши участницы смогут из букв составить как можно больше слов связанных с предметом «Технология». На это задание вам дается 5 минут. По окончании времени, необходимо сразу же отложить ручки и сдать составленные слова в жюри для подведения итогов.
Гости и болельщики так же могут составлять слова и посоревноваться с нашими командами.
(По окончании времени, команды сдают листы с выполненным заданием. Жюри подводит предварительные итоги).
Во время подведения итогов гостям и болельщикам предлагается отгадать загадки.
Жюри подводит итоги первых конкурсов.
(Капитаны команд выбирают конверт с заданием. На выполнение этого задания отводится 5 минут.
Во время выполнения задания гостям и болельщикам предлагается посмотреть небольшую презентацию на тему: «На уроках технологии». ( Приложение 2).
Заключительный конкурс «Найди десять отличий». (Приложение 6).
Участницам предлагается за 30 секунд найти десять отличий на предложенной картинке. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее становится победительницей.
Жюри подводит итоги. Объявляет победителей. Награждение участниц.
Дополнительные задания.
Дополнительное задание для капитанов (на случай равного количества баллов у команд на конец игры): Перечислите правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками.
Дополнительная игра со зрителями.
Игра «ПРИЗ». В коробочках с соответствующими буквами находятся призы, название которых начинается с данной буквы. Дети по очереди предлагают варианты находящихся там предметов. Тот, кто отгадал, получает его в качестве приза.
П- пуговица, пакет, латок.
Р – ручка, расческа, резинка.
И – игрушка, ириска
З – заколка, значок, зеркало.
Ведущий: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша игра. Я думаю, что мы все прекрасно провели время, отдохнули, поиграли. Впереди у нас еще много таких игр, поэтому я говорю вам до новых встреч!
(Урок – игра по технологиидля учащихся 5-8 классов.)
1. Расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях
2. Прививать интерес к рабочим профессиям, труду.
3. Повышение технологической культуры, расширение кругозора.
4. Воспитание наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
45 минут (1 урок).
раздаточный материал, презентация.
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Сегодня у нас необычный урок, урок-игра « Мастерицы» где мы узнаем о мастерах своих профессий. А у нас все работы хороши!
Профессия-это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому сейчас вам и нужно готовиться к выбору профессии. А что вы знаете о профессиях и какими вы будете мастерицами, мы сегодня и узнаем.
Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать.
Любопытно всем узнать
Теперь мы на деле проверим какими же вы станете мастерами в своей профессии и в жизни.
—-На команды разделитесь в путь дорожку снарядитесь.
Раздаются фишки 2-х цветов, команды формируются по цветам
( желтые )и(красные).
Придумать название командам.
И так наша игра начинается.
Конкурсы оцениваются по 5 баллов.
Учитель демонстрирует слайд , на котором написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Команды должны угадать, какое слово зашифровано:
Баркы, жирнене, еявш,дьевитол,праов,ртомас,щакнемки.
(рыбак,швея,повар,каменщик,инженер, водитель, матрос)
Команда первой расшифрует получает жетон.
«Ориентирование в профессиях»
К названию профессии укажите ее описание.
1. Швея. 2. Дизайнер. 3. Модельер. 4. Вязальщица. 5. Прядильщица. 6.Рекламист. 7. Кулинар. 8. Кондитер.
Ответы: 1-Г; 2-Е; 3-Ё; 4 -А; 5-Б; 6-Ж;7-В; 10-Д.
Каждой команде задается по 4 вопросов, за правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1 команде
1. Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да. В конце ХV в.)
2. Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (Нет)
3. Вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких предметов называется пакет?(нет карман)
4. Приспособление, предназначенное для предохранения пальца от укола челнок? (Нет напёрсток)
5. Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”? (Да. В 1900 г.)
Вопросы 2 команде
1. В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (Нет. Иглы всегда были металлическими.)
2. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется ткачество?(нет прядение)
3. Острый металлический стержень с ушком шило?(нет игла)
Любая ткань состоит из горизонтальных и вертикальных линей? (нет из основных и уточных
Старая пословица вовек не сломится, а мы с вами вспомним пословицы.
Каждой команде дается по 6 пословиц нужно их продолжить:
Игра называется «Узелки»
командам вручаются пояски с завязанными на них узелками(по числу игроков в команде) каждый игрок развязывает узелок и передает другому.
Та команда, которая быстрее развяжет все узелки, побеждает.
) «Составь слово»
Чья команда быстрее найдет все слова(продукты). Та и побеждает.(распечатанный слайд раздать)
(используй обязательно все буквы обоих слов, чтобы получилось одно слово название овоща за одну минуту ) раздать листочки для составления слов.
Тур+пешка петрушка
Рот+кафель картошка
Лак+сев свекла
Клан+жаба баклажан
Кровь+мо морковь
«Слова спрятанные в слове»
За 2 минуты составить слова, кто больше.(листочки для ответов раздать)
Учитель: Сколько веревочке не виться, а кончику все равно быть. И наша с вами игра заканчивается. Все хорошо играли умельцами, мастерами себя показали -и слово умное молвить, и сыграть, что важно в любой профессии. Здоровья вам и долгих лет!
Интеллектуально-познавательная игра по технологии
Учитель технологии Рысева Ю. В.
«Умницы» (9 класс)
Учитель технологии МОУ «СОШ№11» Рысева Ю. В.
Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Интеллектуально-познавательная игра «Умницы» составлена исходя из возрастных особенностей детей, с учетом объема фактических знаний учащихся и уровня интеллектуального развития.
Задания имеют тесную связь с программным материалом, который не всегда используется на уроках ввиду недостаточного количества времени. Эти задания рассчитаны на проверку общего кругозора детей, на выявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсе расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность.
Цели занятия: (слайд 2)
Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (анализировать, строить аналогии, обобщать, опровергать);
Развивать смекалку, находчивость, быстроту мышления;
Воспитывать коммуникативные качества, чувство коллективизма.
: использование народного фольклора (пословицы, поговорки, загадки) – русский язык, история, литература, закрепление знаний по истории через изучение истории моды, вещей, предметов быта; закрепление знаний по русскому языку (омонимы).
Материалы и оборудование
Таблички с названием команд, чистые листы, ручки, карандаши
Листы с ребусами,
Оценочные таблицы, стикеры для игры в крестики-нолики, чистые листы бумаги или тетради по технологии, цв.карандаши, фломастеры.
Подготовка к мероприятию
Класс делится на 2 команды по 6-7 человек.
Задание учащимся – придумать название команды.
Конкурсы: (слайд 3)
Участницы представляют свои команды, обыгрывают название. Приветствие
1. Конкурс «Ребусы» (слайд 6)
Каждая команда обменивается ребусами. Учащимся необходимо их расшифровать за 2 мин. и объяснить значение термина.
В приведенных ниже таблицах зашифрованы слова:
-по кулинарии: пшено, кефир, дуршлаг, тарелка, обед, кисель, хлеб, варенье, уха.
-по обработке материалов: вышивка, игла, стежок, кромка, челнок, уток, изнанка, шов, атлас.
2. Примеры (слайд 7)
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка)
2. Т РАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь = (ткань)
3. Л ОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты)
4. Н ОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ = (ножницы)
5. Н ИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)
3. Конкурс «Пословицы и поговорки» (слайд 14)
На экране по очереди появляются пословицы и поговорки. Чтобы их прочесть, нужно восстановить порядок слов. За правильный ответ 1 балл.
1. Смело, сделал, дело, гуляй. (сделал дело – гуляй смело)
2. Хвалит, работа, мастера, всякая. (всякая работа мастера хвалит)
3. Хило, никому, не, когда, мило, дело. (никому не мило, когда дело хило)
4. Тем, науки, руки, больше, чем, умнее (чем больше науки, тем умнее руки).
5. Небо, жить, без, дела, коптить, только ( без дела жить – только небо коптить)
6. Безделья, дело, большого, маленькое, лучше (маленькое дело лучше большого безделья).
Найди и подчеркни профессии и место работы
5. Конкурс «Верю – не верю» (слайд 15)
Каждая команда по очереди слушает ряд сообщений и должен определить верить в это или нет. За правильный ответ 1 балл
Верите ли вы, что:
6. Конкурс «Своя игра» (слайд 35)
На экране появляется таблица с названием тем и количеством баллов за правильно данный ответ. Каждая команда по очереди выбирает тему и стоимость вопроса. Все подробности комментирует учитель.
2. В доме еда, а дверь заперта. Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой? (яйцо).
Одежда народов мира:
книзу полами (Камзол)
рукавами . ( Шапан).
Физминутка для глаз (слайд 56)Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. ( Повторить 4 раза).
7. Конкурс «Крестики-нолики» (слайд 57)
На экране таблица из 9 клеток. Представителям каждой из команд необходимо ответить на вопросы, которые закодированы в клетках. Команда выбирает номер клетки, читает вопрос. Если ответ верный, ставится свой знак, если неверный – ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит наибольшее число знаков своей команды.
В каждом вопросе по два определения, которые имеют разные значения, но они совпадают по написанию и произношению
1. Приспособление для прядения или непоседливый карапуз. (веретено)
2. Девичья краса или сельскохозяйственное орудие (коса).
3. Теплый легкий ветер или род пастилы или тонкая хлопчатобумажная ткань (зефир).
4. Мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань или побасенка, выдумка (байка)
5. Крупная южноамериканская змея или женский шарф из меха и перьев (боа)
6. Легкий мячик с перьями или деталь одежды в виде оборок (волан).
7. Вид спорта или короткая мужская стрижка (бокс)
8. Шелковая прозрачная ткань или может быть выхлопным в машине (газ)
9. Полное спокойствие на воде или вид вышивки (гладь).
Найди исходные слова:
9. Конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ” (слайд 67-68)
10. Задания на эрудицию
Сейчас вам будет предложена какая- то буква. Ваша задача- назвать профессии,
начинающиеся с этой буквы, то есть показать насколько ,хорошо вы знаете мир профессий.
Каждая команда должна написать как можно больше профессий на предложенную букву за 1-3
минуту. По прошествии 1-3 минут команды зачитывают профессии.
Задание: придумать свой фасон школьной формы будущего. Защитить модель
Подведение итогов игры
– какое впечатление на вас произвела игра?
-какой конкурс, по вашему мнению, был самым интересным?
– какой вопрос больше всего запомнился?
– хотели бы вы в дальнейшем поучаствовать в другой игре?
Оценочный лист интеллектуально-познавательной игры «Умницы»
4. Тем, науки, руки, больше, чем, умнее.
5. Небо, жить, без, дела, коптить, только.
6. Безделья, дело, большого, маленькое, лучше.
ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ