Игры, развивающие чувство равновесия
Эти колыбельные помогут ребенку расслабиться, успокоиться, снять излишнее эмоциональное напряжение.
Взрослый берет ребенка на руки и покачивает его, баюкает, напевает одну из песенок:
Не ложися на краю,
А то с краю упадешь
И головку расшибешь.
Придет к тебе бирючок
И ухватит за бочок.
За бочок за правенький,
Мой сынок кудрявенький.
Сон дорогу нашел,
К тебе в гости пришел,
Ты его не гони,
Спи, малышка, усни:
Завтра выйдешь опять
В сад весенний гулять,
А пока отдохни,
Спи, малышка, усни.
(Русские народные песни)
Тучи и ветер
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата.
Ход игры: Ребенок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небе ветер.
Погладь мишку
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрения и слуха. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, формирование правильной осанки, укрепление стоп, упражнение в беге по наклонной плоскости.
Материал: Игрушечный мишка, доска, высокий кубик или табуреточка.
Ход игры: Ребенок стоит перед взрослым, который делает горку из длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или любое другое возвышение. Наверху горки взрослый сажает мишку и говорит ребенку: «Много нашей детворы ходит к Мишеньке с горы».
Ребенок по доске поднимается на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз и садится отдохнуть. Упражнение повторяется еще несколько раз.
Можно поиграть с мишкой по-другому. Взрослый произносит: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Ребенок бежит к медведю, а по сигналу «Р-р-р» быстро убегает.
Повторяют игру 3—4 раза. Взрослый предлагает ребенку идти тихо, чтобы медведь не услышал.
Качели — карусели
Цель: Развитие чувства равновесия, чувства ритма
Ход игры: Взрослые поднимают ребенка, который лежит на спине, до уровня своего пояса (один держит ребенка под мышки, другой за обе ноги) и раскачивают его в выпрямленном положении — получаются своеобразные качели. Затем один, продолжая держать ребенка под мышки (другой опускает ноги малыша), кружится с ним вправо и влево, как карусель. Эту игру желательно проводить под ритмичную музыку или ритмично приговаривать:
А недавно две газели
Позвонили и запели:
В самом деле
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
Все качели Погорели?
Пройди по ребристой доске
Цель: Профилактика нарушений осанки, плоскостопие.
Материал: Ребристая доска, массажный коврик, или другой предмет с неровной поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит на скамейке. По просьбе взрослого он должен пройти по ребристой доске, взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку и передать ее взрослому. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок дышал носом, у него была прямая спина, рот закрыт.
Через речку
Цель: Развитие равновесия, навыка хождения по ограниченной площади. Формирование правильного прикуса.
Материал: Длинная доска, резиновое или пластмассовое колечко (можно использовать колечко от пирамидки).
Ход игры: Взрослый кладет на пол доску — это «мостик». Ребенок встает на «мостик», открывает рот и высовывает язык, на кончик которого взрослый кладет колечко (оно не должно быть слишком маленьким). Пройдя «мостик», ребенок снимает с языка колечко и отдает его взрослому.
Сначала ребенка держат за руку, затем он идет самостоятельно.
Взрослый следит за правильностью осанки.
Ноги маленькие, ноги большие
Цель: Тренировка мышц брюшного пресса.
Материал: Палочка или любая яркая игрушка.
Ход игры: Ребенок из положения лежа на спине (на коврике) поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди с помощью взрослого и под его счет. Потом игра изменяется: ребенок в этом же положении — лежа на спине — пытается достать то одной, то другой ножкой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ним взрослый на высоте 30—50 см от пола.
Цель: Развитие гибкости, чувства равновесия.
Ход игры: Сидя на корточках, ребенок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках под счет взрослого. Взрослый, присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует эти движения, а ребенок ему подражает. За успешное выполнение ребенок поощряется.
Покачаемся
Ход игры: Взрослый сидит на стуле и покачивает ребенка, сидящего верхом у него на коленях или стоящего на подъеме стопы, поддерживая малыша.
Маленький самолетик
Цель: Развитие мышц плечевого пояса, координация движений.
Ход игры: Взрослый берет ребенка под предплечья и грудную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Если ребенок боится, то вначале держится ручками за плечи взрослого, и тот поднимает его на своих напряженных руках, поддерживая туловище снизу. После того как ребенок преодолеет страх, взрослый может немного покружиться, а ребенок разводит руки в стороны и, прогнувшись в спине, изображает летящий самолет.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям
— Вышла курочка-наседка с цыплятами гулять. Цыплята маленькие, желтенькие, бегают около курочки, зернышки клюют. « Пить, пить, воды попить! Пить, пить, воды попить!» — пищат цыплята и разбегаются в разные стороны. А курочка боится, что цыплята потеряются. Как они отойдут немного, она их зовет: «Кле, кле — все ко мне! Кле, кле — все ко мне!»
Воспитатель изображает курочку, а малыши — цыплят. Курочка сидит на стульчике или на ковре, цыплята вокруг нее плотной группкой. Курочка дремлет, а цыплята потихоньку разбегаются в разные стороны, ходят, клюют и приговаривают: «Пить, пить, воды попить!» Надо дать малышам походить, побегать немного по всей комнате или площадке.
Проснулась курочка, а цыплят нет. Она их созывает: «Кле, кле — все ко мне!» Цыплята сбегаются на зов.
Затем игра повторяется.
«Пчёлки и медведи».
Цель: учить детей действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры. : дети делятся на две подгруппы : одна группа – пчёлы, другая – медведи. Пчёлы летают по залу, произнося: «Ж-ж-ж». Воспитатель произносит слова:
Ой, медведи идут,
Мёд у пчёлок унесут!
Выходят медведи. Пчёлки машут крыльями, жужжат, прогоняют медведей: «жалят» их, дотрагиваясь до них рукой. Медведи убегают.
Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.
Ход игры : Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи.
Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками.
Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!». Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром, воспитатель то опускает, то приподнимает его.
«Зайка серый умывается».
Цель: упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать всю площадь зала.
Ход игры : Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости»
«По узенькой дорожке»
Цель: перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).
Ход игры : Воспитатель чертит на земле круги (круги должны быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеёк можно перейти «по камушкам» – кружкам, иначе промочишь ножки.
Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камушкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камушкам, по камушкам, по камушкам»!
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И я в ямку – бух!», выпрыгивает их кружка, приседает, а за ним и все дети. Игра повторяется.
Цель: Развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.
Ход игры : Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладёт через неё доску (длина 2- 3 м, ширина 25-30 см) – мостик. « На том берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны цветные лоскутки, давайте соберем их, – обращается воспитатель к детям. – но сначала мы пройдем по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка, собирают цветы (приседают, наклоняются, затем возвращаются на свои места. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».
«Найди свой домик»
Цель: Приучать детей слышать и быстро реагировать на сигнал.
Ход игры : Дети сидят на стульчиках или скамейке вдоль стены, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!» Дети встают и идут в любом направлении. « Дождь пошел,- говорит воспитатель, – бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» – и стучит пальцами о какой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше. Затем игра повторяется.
Усложнения: – вначале занимают любой стул, затем только свой. – вместо домика можно использовать навес (зонтик) в определенном месте, затем в разных местах площадки. – во время прогулки дети могут собирать грибы, ягоды. – заменить ходьбу, пляской.
«Птички и дождик»
Цели: учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков.
Материал: эмблемы с изображением птиц.
Ход игры : воспитатель раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия».
Воспитатель начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке, клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют», опять, улетают.
Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» – произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше: «Тук! Тук! Тук!» – повторят дети.
«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми,- зовет взрослый. – Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». ( Дети имитируют голоса знакомых птиц.)
Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.
«Поедем в лес»
Цели: уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
Материал: чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых лент, два шнура, 5-6 корзиночек.
Ход игры : Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).
Воспитатель гудит, изображая паровоз: «Уууу!» – Все дети («вагончики») едут, гудят: «Уууу!». Но вот остановка. « Шшшш!» – повторяют дети за педагогом. « Куда это мы приехали?» – спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.
Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. « Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собираю грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.
Опять протяжный гудок паровоза – все уезжают домой.
В «лесу» : воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.
Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.
Материал: эмблемы с изображением мордочки козы.
Ход игры : Воспитатель предлагает: «Давайте играть. Все мы будем козами. Покажите, как коза идет-бредет, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подает? Покажите, какие у козы рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Теперь давайте играть». Воспитатель:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест,
Молока не пьет?
Дети выполняют соответствующие действия.
Воспитатель делает вид, что бодает детей. Дети разбегаются «бодаться» и кричат: «Ме-е-е!».
Игра повторяется 2-3 раза.
Игры, обучающие детей прыжкам
Цель: Формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп, автоматизация звука «Ч» в звукоподражании.
Материал: Детский стульчик или скамеечка.
Ход игры: Ребенок-«воробушек» сидит на стульчике «в гнездышке» и спит.
В гнезде воробушки живут
И дружно утром все встают.
Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик – чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».
Во время пения ребенок встает со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.
Мяч
Цель: Обучение прыжкам, умение двигаться ритмично.
Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его головку ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Подпрыгни до ладошки
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки.
Материал: Любая яркая игрушка, бубен или колокольчик.
Ход игры: Взрослый подзывает ребенка, протягивает свою руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.
Попрыгай на носочках
Цель: Обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.
Ход игры: Взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю. Тувима «Скакалка»:
Наша козочка скакала
Да и ноженьку сломала.
Но скажу тебе по чести —
Ведь сидеть нельзя на месте,
Это всем давно известно —
Без игры неинтересно,
Наша козочка поплачет,
А поправится — заскачет,
Ребенок вместе с взрослым в эго время подпрыгивают на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!» Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая «Козочка, прыг-скок, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.
Мячик
Цель: Обучение прыжкам, развитие координации движений.
Ход игры: Взрослый бросает мячик об пол, говоря при этом:
Мой славный мяч,
Забавный мяч —
На месте не сидит.
Ловлю его, ловлю его
И снова он летит!
Взрослый предлагает ребенку попрыгать, как мячик, ребенок прыгает, а взрослый бросает мяч и говорит: «Беги, мячик!»
Ребенок бежит на свое место. Когда он немного отдохнет, игра повторяется.
Игры с мячом
Цель: Развитие ловкости, умения ловить мяч.
Материал: Яркий мяч.
Ход игры: Ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч. Игру можно проводить дома и на улице.
Кидаем мячики
Цель: Приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предмета.
Материал: Маленькие и средние мячики разных цветов.
Ход игры: На полу лежат разные мячи, ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи — одной рукой (то правой, то левой).
Взрослый называет цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.
Кто попадет
Цель: Тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.
Материал: Небольшой ящик или корзина, маленькие мячики.
Ход игры: По просьбе взрослого ребенок подходит к ящику на расстояние около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой.
Беги, лови
Цель: Развитие ловкости, быстроты движений.
Ход игры: Взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5— 2 м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три — беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал — беги обратно!» Ребенок возвращается на свое место. Игра повторяется 2—3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч. Ребенок идет по кругу, держа мяч над головой.
Мяч с горки
Цель: Тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.
Материал: Мяч, устойчивый стул, длинная доска.
Ход игры: Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на стул он кладет одним концом доску. Ребенок подходит к «горке», скатывает с нее мяч и бежит, догоняя его. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.
Мяч в ворота
Цель: тренировка точности движений.
Материал: 6 кубиков высотой 10—20 см, рейка длиной 1,5—2 м, мяч.
Ход игры: взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладет на них рейку. Получаются несколько «ворот». Перед воротами на расстоянии 1,5 м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.
Покати мяч ко мне
Цель: Развитие ловкости, координации движений.
Ход игры: Ребенок сидит на корточках перед взрослым, который катит мяч к ребенку, приговаривая:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь!
Ребенок катит мяч обратно взрослому, а взрослый ударяет мячом о пол, говоря:
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Ребенок прыгает в такт с мячом. Взрослый катит мяч ребенку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.
Катаем мяч
Цель: Формирование навыка ловли и катания мяча.
Ход игры: Ребенок стоит, а взрослый катит мяч, говоря: «Мяч покатился». Затем идет за ним и берет в руки. Ребенок повторяет движения взрослого — катит мяч и поднимает его.
Потом взрослый катит мяч в противоположную сторону, и ребенок повторяет это движение. Взрослый контролирует правильность осанки и смыкание губ.
Покати ко мне
Цель: Развитие координации движений. Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок сидит на полу перед взрослым, расставив ноги. Взрослый катит мяч к ребенку, приговаривая: «Мячик поймай и мне отдай!» Ребенок ловит мяч и катит его обратно к взрослому. После того как ребенок сделал это 5— б раз, взрослый внезапно поднимает мяч вверх, отбрасывает подальше от ребенка и кричит: «Ко мне!» Ребенок должен быстро встать и подбежать к взрослому. Взрослый дает ребенку еще один мяч, берет себе другой и говорит: «Я поднимаю мяч высоко, ты тоже сделай так!» Ребенок поднимает мяч вверх и вместе с взрослым опускает вниз.
Так повторяется 3—4 раза.
«Я положу мяч на пол, встану и спрячу руки», — говорит взрослый и показывает движения. Ребенок повторяет их 3—4 раза. « Я присяду и покатаю мяч», — продолжает взрослый, а ребенок подражает этим движениям. « А теперь всем бежать, мяч ловить и бросать», — говорит взрослый, бежит, подбрасывая и ловя мяч. Ребенок бежит за ним, повторяя его движения. Взрослый переключает ребенка на спокойную ходьбу: «Тихо, тихо мы пойдем и наш мячик уберем». Мяч относят на место.
Лови и бросай — мяч не теряй
Цель: Тренировка умения ловить и бросать мяч.
Ход игры: Ребенок стоит напротив взрослого, у которого большой мяч. Он бросает мяч ребенку, тот ловит его и бросает взрослому, который приговаривает: «Лови и бросай — упасть не давай!» Отдавая мяч ребенку, взрослый говорит: «Можешь играть, как хочешь, но мяч не теряй! Играй!» Ребенок свободно играет с мячом: катает, подбрасывает, ловит. На слова взрослого: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» — ребенок останавливается и поднимает свой мяч. Игра повторяется 3—4 раза, потом ребенок идет с мячом по кругу.
Подвижные игры для детей до 1 года
Подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Игры эстафеты для детей 5, 6, 7 лет
Подвижные игры для детей подготовительной группы в помещении
Подвижные игры для детей 3-5 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Публикация «Картотека подвижных игр для детей раннего возраста» размещена в разделах
учить ходить друг за другом, не наталкиваясь
На полу лежат параллельно друг другу две доски (ширина 20 см) на расстоянии 1-1, 5 м. Дети двумя колоннами выполняют ходьбу по доскам -«тропинкам», свободно балансируя руками.
воспитатель напоминает им, что спину и голову нужно держать прямо.
Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.
учить детей ходить подгруппой (всей группой) на носочках.
Ребенок идет вместе с вами с одного конца комнаты (площадки) на другой. Вы предлагаете ему пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы не было слышно. « Осторожно идем по мостику, чтобы не оступиться и не намочить ног». Указания к проведению.
воспитатель следит за правильной осанкой ребенка и за тем, чтобы он не утомился.
Варианты: ходьба по кругу на носочках.
ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ
учить ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы.
на пол посередине комнаты кладут 2-3 палки на расстоянии 1 м одна от другой. Малыш становится в 2-3 шагах от палок лицом к ним. На противоположной стороне комнаты стоит стул, на котором лежит флажок или погремушка. По указанию ребенок идет, перешагивая через палки, к стулу, поднимает флажок и машет им, затем кладет флажок на стул и возвращается обратно.
необходимо дойти до стула, поднять флажок (погремушку) и помахать.
Варианты: увеличить количество палок до 5. Можно использовать для перешагивания обручи.
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.
Содержание игры: Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. « Догоните меня!» – предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.
Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».
Варианты: Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.
ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ
Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. « Воробушки вылетают из гнезда!» – говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.
1. Нельзя убегать за границы площадки
2. Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.
3. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.
Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках – кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. « Дождь пошел, бегите домой!» – говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».
1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!»
Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.
учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогать друг другу.
на сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал «Кот!» «птички» «улетают» в свои домики.
внимательно слушать и действовать по сигналу воспитателя:
Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя; бегать, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.
Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне раскладываются предметы (погремушки, флажки, игрушки). Воспитатель предлагает кому-либо добежать до игрушек, взять одну и принести. Рассмотрев с ребенком принесенную игрушку, просит отнести ее обратно. Затем то же задание предлагает другому ребенку. Дети могут выполнять задание и по двое-трое одновременно. Игру можно усложнить, предлагая детям добежать до предметов по дорожке (длиной 3—4 м).
Такая дорожка обозначается двумя параллельными линиями, начерченными на земле (на расстоянии 25—30 см одна от другой).
По мере овладения движениями дети могут бегать за предметами небольшими группами. В этом случае они приучаются бежать в одном направлении, не мешая друг другу. Выполнение таких заданий имеет некоторый элемент соревнования. Хотя воспитатель не ставит задачу, чтобы дети соревновались на скорость, каждый ребенок старается принести игрушку первым.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПОЛЗАНИЕМ
ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ
учить детей подлезать под шнур, не задевая его; упражнять в ползании по ограниченной площади; развивать навыки лазанья, воспитывать смелость и ловкость.
сначала педагог предлагает одному ребенку показать, как нужно подлезать под шнур, и при этом объясняет: «Лена подходит к шнуру, становится на четвереньки (с опорой на ладони и колени) и выполняет ползание, как «жучок», голову наклоняет так, чтобы не задеть шнур. Доползла до погремушки, встала, взяла погремушку и погремела ею».
После показа и объяснения воспитатель предлагает детям занять исходное положение и по сигналу приступить к выполнению задания. Упражнение повторяется 3 раза.
Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя
Варианты: подлезание под дугу.
ПРОПОЛЗТИ В ВОРОТЦА
совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению, учить проползать под дугой, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади.
Малыш сидит на стульчике. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга – воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Предложите ребенку на четвереньках доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.
Варианты: пройти под препятствием, пригнувшись, но, не дотронувшись руками до земли (“Пройти под дугой”).
НЕ ПЕРЕПОЛЗАЙ ЛИНИЮ!
совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению; упражнять в ползании по ограниченной площади.
Воспитатель проводит на полу две параллельные линии длиной 3-4 м на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочередно проползают на четвереньках между линиями, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен встать, поднять обе руки вверх, потянуться или хлопнуть в ладоши над головой, затем вернуться на свое место.
Указания. Для упражнения можно использовать доску шириной 40-50 см, положенную на пол.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям-обезьянкам по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и подняться на три-четыре рейки, начиная с первой, т. е. взобраться на дерево за фруктами. Дети поднимаются приставным шагом и спускаются вниз. Другие наблюдают, как обезьянки “собирают на деревьях бананы и апельсины”. Затем следующие дети выполняют задание.
Указания. Следить, чтобы дети не пропускали ступеней, ногу ставили серединой стопы. Когда дети уверенно будут выполнять лазанье вверх, задачу можно усложнить: обезьянки поочередно поднимаются на первую секцию, потом приставным шагом переходят на другую, третью – “из дерева на дерево”. Движения выполняются поточным способом.
С БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ МЯЧА
МЯЧ В КРУГУ
Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.
Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.
учить детей катать мяч двумя руками друг другу.
дети подходят к стульям (скамейке, на которых заранее разложены мячи большого диаметра, берут их и становятся на исходную линию, обозначенную шнуром. По команде воспитателя: «Покатили!», оттолкнув мяч двумя руками, прокатывают его в прямом направлении и догоняют. На исходную линию малыши возвращаются шагом. Упражнение повторяется.
Правила: выполнять задание по команде воспитателя «Покатили!»
Варианты: катание мяча под дугу одной рукой.
учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Дети становятся в круг. Инструктор с большим ярким мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и поочередно бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его инструктору.
ПОПАДИ В ВОРОТЦА
учить ребенка прокатывать мячи (шары, обручи) в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании.
Малыш сидит на стульчике, по Вашей просьбе встает и подходит к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2-3 шагов стоят воротца – дуги. Ребенок наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, ребенок идет и собирает их.
Варианты: сбивание кеглей.
ребенок держит в руке маленький мяч или мешочек с песком. Поставьте ящик или большую корзину (расстояние от цели до детей не более 1,5-2 м). Предложите ребенку бросать мяч, который находится у него в руках, в ящик (корзина, сетка).
МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ
Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.
Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.
1. Убегать можно только после слов: «Догоню!»
Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.
ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ
Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
– дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит!
– шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.
1. Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»
На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.
ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» – и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на
корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм.
«Полетели птички в гнёзда!» – говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.
не толкаться, помогать друг другу вставать в обруч, использовать всю площадь, выделенную для игры.
разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» – дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.
НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПPOCТPAНСТВЕ
Развивать у детей слух, внимание и выдержку.
Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза.
А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.
Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»
Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.
Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).
Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. « Пора!» – говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова.
1. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».
Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями
ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ И ПЕНИЕ
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». « Поезд подъезжает к станции» – говорит воспитатель.
Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.
Двигаться можно только после гудка, т. е. по сигналу воспитателя.
Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.
учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, внимательно слушать сигналы, выполнять движения в соответствии с текстом.
игра с пением, слова и музыка народные
дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель поет песенку и показывает детям движения.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, этак топни ножкой!
Дети топают ножкой, руки на поясе.
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, этак бей в ладоши! (2 раза)
Дети хлопают в ладоши.
Вот так, этак повернись! (2 раза)
Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки на поясе.
Вот так, этак попляши! (2 раза)
Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может.
Вот так, этак поклонись! (2 раза)
Дети наклоняются, разводя руки в стороны.
Правила: количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только первый, второй, четвертый куплеты. При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песни.
На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться, выполняя движения. При следующем водящем можно добавить еще один куплет: Песню воспитатель должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей
Вот так, этак выбирай! (2 раза)
Ребенок выбирает другого заиньку, и игра повторяется.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять знание цвета; вызывать радость от игры.
Материал. Гимнастическая палка длиной 1 м, к которой привязаны ленточки разного цвета.
Ход игры : Педагог показывает детям волшебную палочку с ленточками. Уточняет с детьми, какого цвета ленточки, а затем предлагает поиграть с ними. Воспитатель медленно отходит от детей, пытающихся схватить ленточку. Можно догонять ленточки, передвигаясь на четвереньках. В конце игры педагог высоко поднимает палку и предлагает детям достать ленточки.
Цель: Учить детей выполнять движения согласно тексту песенки.
Описание игры : Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают: Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.
А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.
Цель: Развитие ловкости.
Материал: Маленькое зеркальце.
Ход игры : Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом: – Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! (А. Ануфриева) Затем по команде: “Лови зайчика!” – ребенок бежит и пытается поймать “зайчика”. Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза.
«Поезд с остановками»
Цель: Тренировка разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.
Материал: Две длинных рейки (или веревки).
Ход игры : Взрослый или один из детей – “паровоз”, все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки – рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. ” Паровоз гудит”, и “поезд трогается”.
Дети могут двигать руками и произносить: – “Чу-чу-чу!” Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде этом Ребята сидят. ” Чу-чу-чу, чу-чу-чу” – Пыхтит паровоз. Далеко, далеко Ребят он повез.
Дети идут друг за другом между рейками, “по рельсам”. По сигналу “Быстрей!” – бегут, по команде “Стой!” “поезд” подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. ” Паровоз” уезжает за водой.
По сигналу: “Поезд отправляется!” – все встают на свои места и продолжают коллективное движение. На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке, подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой станции, “поезд” останавливается, дети снова могут погулять, “собрать цветы”, затем “поезд” едет дальше.
Цель: Развитие ловкости, скорости.
Ход игры : Взрослый и дети ходят стайкой по комнате.
Взрослый изображает “курицу”, дети – “цыплят”. В стороне сидит старший ребенок – это “кошка”.
Взрослый говорит: – Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курочка “Ко-ко” – Не ходите далеко. ( Взрослый приближается к “кошке”.) Говорит: – На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!
“Кошка” открывает глаза, “мяукает” и бежит за “цыплятами”, которые убегают в определенный угол комнаты – “курятник”, к “курочке-маме”. ” Курица” защищает “цыплят”, разводя руки в стороны и говоря при этом: “Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!”
Цель: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
Ход игры : Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.
«Солнышко и дождик»
Цель: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Ход игры : Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» – бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
«Кот и мыши»
Цель: Развитие координации движений. М АТЕРИАЛ: Часы или будильник. Ход игры : Взрослый-“кот” сидит на стуле и “спит”. Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник.
Ребенок-“мышка” бегает на носочках вокруг “кота”.
Взрослый говорит: – Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
– Убежали мышки вон! Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-“мышка” убегает в “норку”, а “кот” гонится за ним.
Цель игры : Развивать память, скоростно-силовые качества, вестибулярный аппарат, ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; способствовать формированию навыка правильной осанки; повышение эмоционального тонуса.
Ход игры : Выбирается при помощи считалки один ребенок — «иголочка», задача которого собрать всех других детей — «бусинок» на ниточку, чтобы получились бусы.
Дети, сидя на мячах по кругу, выполняют пружинящие движения и проговаривают слова:
Мы бусинки — красавицы,
На ниточки висим.
Звеним, звеним, звеним.
Мы с ниточки сорвались,
По полу разбежались.
Надо нас быстрей догнать,
И на ниточку собрать.
Педагог включает любую веселую ритмичную музыку, и тогда все «бусинки» вместе с «иголочкой» начинают прыгать на своих мячах по всему залу, в разных направлениях.
«Наседки и цыплята»