Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
II Сообщение темы занятия
Итак, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим об интернете, а точнее о безопасности в сети интернет. А сделаем мы это поучаствовав в квесте.
Один участник становится пленником сетей Шелоб. Помощник организатора уводят их в секретные помещения «Пещеры Шелоб». Чтобы спасти своего участника, каждая команда должна пройти несколько этапов. При правильном выполнении этапа участники команд получают ключ, по окончании игры предъявляют их организаторам и возвращают своего игрока
Дорогие участники нашей квест – игры. Сегодня Вам предстоит преодолеть паутину паучихи Шелоб, которая похитила Ваших друзей и собирается ими пообедать в своей пещере. Чтобы победить ее Вам нужно пройти несколько этапов, которые посвящены правилам безопасного поведения во Всемирной интернет сети. Сейчас капитаны каждой команды получат Ваши маршрутные листы. Итак, игра начинается. В добрый путь и успехов на прохождении этапов.
Одной из самых распространенных проблем, которые нам приносит Интернет, является распространение компьютерных вирусов и иных вредоносных программ. Для того, чтобы обезопасить свою работу с информацией, учащимся необходимо умение правильно подбирать и использовать антивирусное программное обеспечение.
«Дорогие друзья, злобная паучиха Шелоб повсюду развесила свои виртуальные сети с коварными ловушками, на этом этапе, она напустила вредоносных вирусов на Ваш компьютер, для того, чтобы получить ключ, Вам необходимо,
Разгадай, что зашифровано в ребусах, и ты узнаешь, какие опасности могут подстерегать в Интернете.
ЗАВИСТЬ + И +
+ЛЕНЬ + вареники
А+огурец + РОССИЯ
В качестве задания используются 2 действия: приглашение в неизвестную группу, предложение дружбы с последующей встречей незнакомым человеком. Помощники организатора на этапе проверяют насколько правильно реагируют участники и какие действия выполняют в ответ на полученные запросы. При правильном выполнении всех 2 задач вручают ключ.
Каждой команде предлагают написать письмо в определенном стиле по электронной почте на неизвестный участникам адрес. Проверяется умение правильно в зависимости от ситуации и корректно общаться в сети. ( Задание направлено на выработку норм этического поведения в виртуальном общении). После верного выполнения помощники на этапе вручают команде очередной ключ.
Используя кодовую таблицу, раскодируйте слова и вы узнаете, какую информацию нельзя сообщать в интернете.
домашний адрес, телефон, место учебы, ФИО родителей
Ответьте на вопросы кроссворда по теме «Интернет»
Ответы на кроссворд:
Команды раскрашивают раскраски и получают последний ключ и отправляются выручать своего пленника.
Мы за безопасный интернет
Даны карточки, на которых стоят точки по количеству букв.
Команды получают награды (грамоты, призы).
Заключительное слово ведущего организатора мероприятия.
«Дорогие друзья, но вот, наконец-то, разрушены опасные виртуальные сети злобной паучихи, Шелоб повержена. Я уверена, что сегодня Вы получили навыки, необходимые для обеспечения Вашей безопасной и корректной работы в сети Интернет. Но, для того, чтобы Шелобы и Арагоги не поглотили Вас во Всемирной паутине, нужно постоянно помнить о правилах безопасного поведения в Интернете. Большое спасибо за активное участие и желаю всем удачи!»
педагог-органиазатор Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Зиминский дом детского творчества”
Сценарий квест-игры “Безопасность в сети интернет”
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Добрый день ребята, мы вас сегодня очень сильно ждали. Так как знали, что к нам придут ребята, которые помогут разобраться с интернет – технологиями.
Сегодня самые активные команды компьютерных гениев, которые проходут задания быстро и без ошибок будут получать жетончики, на которых написано количество набранных баллов. Чем больше баллов вы наберете, тем лучше, каждая команда предоставит их мне в конце Квест-игры, по их количеству мы определим победителей. Что бы жетончики не потерялись складывать вы их будете в специальные конверты.
Предлагаю работать оперативно, каждое объединение сегодня будет командой. Выберите, пожалуйста, в каждой команде капитана. Капитаны подойдите, пожалуйста, ко мне. Я выдаю вам маршрутный лист, по которому вы будете двигаться. Всего нужно выполнить пять заданий. Нумерация каждого задания висит на двери кабинетов. Если вы пришли на выполнение задания, но там ещё выполняет задание другая команда, проявите терпение и дождитесь своей очереди.
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»- пусть эти слова станут девизом сегодняшней игры!
Задание «Осторожно вирусы!»
Необходимо уничтожить злой вирус стрелами Касперского, попав в него с расстояния. Число попаданий = числу баллов.
Стрелы необходимо заработать, для этого предложенную измененную пословицу вы должны интерпретировать в русскую народную пословицу. За каждый правильный ответ вы получаете стрелу Касперского.
Каждый из вас будет срезать пословицы, которые закреплены на натянутой верёвке ножницами, глаза при этом будут у вас завязаны. На перевод пословиц 4 -5 минут.
Пословицы для перевода в русскую народную:
Ребята, сейчас одному из вас будет нужно быстро пройти через паутину, которую сплела паучихи Шебол. И взять за этой паутиной одно скомканное электронное письмо, которое не дошло до нас. Вернуться в команду и внимательно прочитать это письмо всем вместе, после чего посоветовавшись в группе, нужно дать краткий чёткий ответ какие будут ваши действия в этой ситуации. Правильный ответ принесёт вам один бал. После чего следующий участник команды проходит через паутину и достаёт электронное письмо, таким образом, через паутину должен пройти каждый участник команды. Время на выполнения задания 7 минут. По окончанию времени конкурс останавливается, команда двигается дальше.
Ну что ж ребята, со всеми заданиями вы справились. Как вы думаете, за ширмой находится та самая Катя? Давайте с вами посмотрим на этого незнакомца (ширма убирается).
Задание «Всемирная свалка»
Ребята, интернет за чистую называют одной большой свалкой. В которой собранна различная информация. И конечно же в эту свалку, на сайтах где нет защищенного доступа, не должна попасть ваша личная информация.
Перед вами корзина с мусором, т.е. интернет. Кто-то от незнания обронил туда свои личные данные, которые сейчас вам предстоит в слепую на ощупь отсортивать от мусора.
Каждый из вас, по одному будет выполнять следующее задание: одев резиновые перчатки, и завязав глаза шарфиком вам нужно будет порыться в корзине и достать от туда тот предмет, который по вашему мнению может означать личные данные. Каждый участник должен достать только по один предмет. Каждый правильно выбранный предмет принесёт вам один бал.
пустой кошелёк– нельзя сообщать финансовую информацию, банковская картафото, ключ– нельзя сообщать коды и пароли, телефон – нельзя сообщать номера телефонов и давать сам телефон в руки незнакомцам).
Ну что ж ребята, вы прекрасно прошли все испытания, сейчас наша счётная комиссия подсчитывает балы, и подписывает дипломы победителям Квеста.
А пока я вам прочитаю несколько шокирующих фактов
о социальных сетях
Я надеюсь, что услышав её, вы сделаете для себя определённые выводы.
Единого Всероссийского урока
«Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»
Целевая аудитория: студенты
обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
ответственному использованию online-технологий;
самостоятельно находить нужную информацию, пользуясь web-ресурсами;
воспитание дисциплинированности при работе в сети.
-формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
-повышение осведомленности студентов о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
– повышение уровня осведомленности студентов о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
Преподаватель и ученики приветствуют друг друга. Объявление темы классного часа.
Преподаватель: Мы с Вами живем в эпоху современных информационных технологий. Каждый из нас постоянно использует компьютеры и мобильные телефоны. Ну и конечно никто из Вас не обходится без использования глобальной сети Интернет. Без этого достижения человеческого ума мы уже не представляем себе жизни.
Скажите мне, пожалуйста, а какими услугами сети Интернет Вы пользуетесь?
Ответы учащихся: поисковые системы для поиска различной информации, электронная почта, интернет- магазины, он- лайн платежи, социальные сети.
Преподаватель: Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни,
Расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность
доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах
компьютерах во всем мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров
получи доступ к вашему компьютеру. А как Вы думаете, всегда ли использование Интернета несет нам пользу?
Ответы учащихся: услуги Интернета очень полезная вещь, но иногда случаются и неприятности.
Преподаватель: А какие проблемы могут возникнуть у нас при работе в глобальной сети?
Ответы учащихся: компьютер и Интернет, так затягивают нас, что мы забываем про все на свете. А это приводит к не выученным урокам, не выполненным поручениям. Длительное сидение за компьютером вредит здоровью, болят глаза, искривляется позвоночник, мы мало дышим воздухом и мало двигаемся.
При работе в Интернете есть большая опасность заразить компьютер вирусами.
При покупке через Интернет–магазин, или при выполнении он–лайн платежей можно стать жертвами Интернет-мошенников.
Преподаватель: все названное Вами очень верно. Для того, чтобы избежать этих проблем необходимо соблюдать правила работы за компьютером и в сети. Работа за компьютером не должна превышать допустимых норм, в перерывах необходимо менять образ деятельности, т.е. пойти погулять, помочь родителям по дому, поиграть в подвижные игры. Для обеспечения безопасности компьютера от вирусов, необходимо устанавливать специальное программное обеспечение, не заходить на незнакомые и подозрительные сайты. Для совершения оплаты за товары и услуги через Интернет, лучше иметь отдельную банковскую карту.
Среди используемых услуг Интернета Вы все назвали посещение различных социальных сетей, и эта услуга является наиболее востребованной. Что бы подробнее познакомится с бедами, которые могут таиться за социальными сетями и неэтичным использованием сети Интернет, я предлагаю Вам посмотреть фильм Рубена Казаряна «Дети в Интернете».
Преподаватель предлагает учащимся пожать руку рядом сидящим, нужно за 1 минуту пожать как можно больше рук.
Преподаватель: мы только, что посмотрели фильм, а теперь давайте поговорим о нем.
Что случилось с главным героем фильма и почему? А с Вами или Вашими знакомыми случалось ли что-нибудь похожее? Как Вы поступили в этой ситуации?
Студенты отвечая на вопросы преподавателя, делятся впечатлением о фильме, обмениваются мнением о ситуации. Рассказывают примеры из личной жизни. Дают оценку главному герою, комментируют личные факты друг друга.
Преподаватель: мы с Вами на физ.минутке пожимали друг другу руки не просто так.
– кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник
психологический дискомфорт? Если – да, то чем он был вызван?
Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей. В свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать От Ника или рукопожатия? Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.
Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое звучание приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних времен. Попробую сформулировать некоторые простые рекомендации, используя хорошо известные образы.
Современный интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем Собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео. Включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше интернет-общение будет приносить пользу.
И помните, интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – сеть тоже может быть опасна!
Подводя итог урока, преподаватель оценивает активность работы учащихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 7-8 кл
по теме «Мой безопасный Интернет»
Голубева Вера Николаевна
МОУ Судиславская СОШ
Развитие Глобальной сети происходит столь стремительно, что не хватает времени на то, чтобы взглянуть на этот процесс отстраненно и проанализировать его во всей сложности и полноте. Необходимость анализа при этом только растет, ведь Интернет стал средой, влияющей на поведение многих миллионов пользователей, как взрослых, так и подростков и детей, на их действия, знания и мнения, установки и ценностные ориентиры, поведенческие навыки.
Формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит в конвергентном пространстве – на стыке виртуального мира и реальности. В обычной жизни подростки самовыражаются, презентуя свою уникальную личность с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим» сообществам. Сегодня этот значимый для становления личности процесс социализации происходит в интернет-среде. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.
Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в он-лайне и оф-лайне.
Глобальная сеть – это позитивное и мощное пространство для социализации, образования, участия в общественной жизни. Но кроме положительных аспектов развитие интернета обозначило и новые угрозы безопасности юных пользователей: риск сексуальных домогательств, сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к «опасному» и противозаконному контенту.
обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
4) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости;
5) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе проведения внеклассного мероприятия дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно -телекоммуникационных сетях, а именно:
При организации внеклассного мероприятия важно исходить из возрастных особенностей учащихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом. Организовать проведение мероприятия необходимо таким образом, чтобы обучающиеся не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.
В программе по информатике в среднем звене нет тем, в которых дети учатся правилам поведения в сети – Интернет. Значит, где-то мы должны об этом говорить! Мы решили обсудить эту проблему во внеурочной деятельности в виде игры. В игре дети опираются на личный опыт. В ходе игры у детей формируются знания о потенциальных рисках при использовании сети-Интернет, путях защиты от сетевых угроз, приобретается опыт сетевого этикета. Играя, дети закрепляют уже знакомые им правила поведения в сети и в то же время и получают новые знания.
Так же данное мероприятие способствует развитию универсальных учебных действий. Дети учатся планировать, вырабатывают стратегию победы, учатся общаться в команде, анализируют, делают выводы.
Предистория открытого мероприятия
«Квест-игра «Безопасность в Интернете»
Квест-игра проводится после прохождения обучающимися веб-квеста «Школа интернет-супергероя» https://sites.google.com/view/web-quest-3v/1
Дети взаимодействуют в командах во внеучебное время.
В основу веб-квеста положила игрофикацию. Захватывающая история, описанная во вступлении (На Главной странице), является мотивационным моментом, побуждающим их к активным действиям, желанию посмотреть, что будет дальше, пройти игру до конца, одержав победу над различными заданиями. При работе с таким интернет – ресурсом у учащихся развивается способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, управлению своей познавательной деятельностью.
Фиксация результатов производилась через гугл форму в таблицу, которая у нас называлась «Дневник веб-квеста». Обучающиеся в любой момент могли посмотреть свои результаты, сравнить с результатами других команд, также могли самостоятельно оценить свою деятельность.
Участие в веб-квесте позволило каждому игроку проявить свои знания, умения, креативность, фантазию, поисковую активность, индивидуальные способности. Элемент непредсказуемости и соревновательный аспект позволили проявить аналитические способности, стремиться к самосовершенствованию.
Эта форма внеурочной деятельности предоставила возможность в значительно мере расширить границы образовательного пространства.
Создавая данный квест, я придерживалась следующих принципов:
• Доступность (изучив небольшой теоретический материал, обучающиеся успешно выполняли задания)
• Системность (этапы прохождения игры имеют логическую связь)
• Эмоциональная насыщенность (задания детей увлекали, захватывали, вызывали желание изучить материал и правильно выполнить задания)
• Временные рамки (материал разбит на этапы, которые ребята проходили в определённый день и небольшие по объёму – здоровьесберегающий аспект)
• Разнообразность (обучающиеся были вовлечены в разнообразные виды деятельности)
• Безопасность (сайт веб-квеста и сторонние сайты с качественным образовательным контентом без реклам, посторонних окон, заставок; тесты и упражнения созданы в Гугл-формах и LearningApps – эти ресурсы полностью безопасные для жизни, психического и физического здоровья ребёнка)
• Соответствие возрасту
• Наличие ощутимого конечного результата и рефлексии.
Данный квест позволил эффективно взаимодействовать с одноклассниками, друзьями из других классов и школ, братьями и сестрами, и даже родителями. Они активно включились прохождение квеста и оставляли только положительные отзывы. В процессе работы с веб-квестом обучающиеся отрабатывали смысловое чтение – перерабатывали и извлекали необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров. Такая форма проведения образовательных мероприятий следующие современные компетенции: познавательную, коммуникативную, информационную, саморазвития и рефлексии, здоровьесбережения.
Реальное размещение веб-квеста в сети позволило значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Финальным мероприятием у нас прошёл квест – игра «Безопасность в Интернете». Это было открытое мероприятие и получило высокую оценку.
Открытое занятие «Квест-игра «Безопасность в Интернете
Цель: формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности школьников в сети Интернет в процессе игровой деятельности. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в сети, понимание того, что культура Всемирной сети напрямую зависит от личной культуры каждого человека.
– Сегодня мы поставим финальную точку в вашей спецподготовке в экспересс-курсе «Школа Интернет-супергероев». Вы продемонстрируете, чему научились.
Интернет-супергерои! Первое, что мы сделаем – это поменяем рассадку, т.к. одна из сверхспособностей настоящего Интернет-супергероя – это умение работать в любых условиях в команде с незнакомыми людьми. Поможет нам ClassDojo – наша любимая коммуникационная платформа. Итак, объединяемся в новые ГРУППЫ по 4-5 человек.
– Вам предстоит выполнить по несколько заданий, правильность которого будет оценена буквой – ключом. Букву помещаете на доску. В итоге должна получиться фраза – главная цель вашей многодневной работы.
(Выполнение заданий с последующей проверкой и выдачей буквы – ключа)
1 задание одинаковое – загадки (отвечают все вместе)
2 задание – Соедините термины и их определения (по 3 на каждую группу)
(Другой вариант – наклейте)
3 задание –Ситуации (представитель от команды выходит и рассказывает, что делать в той или иной ситуации)
4 задание – Викторина (по очереди) по теме «Правила поведения в сети Интернет»
(На доске сложилась фраза «Интернет безопасность». Учитель показывает карточку разделитель *, на обороте которой написано «Ребята! Вы молодцы! Сюрприз вас ожидает возле ваших «Портфолио»»)
– Дорогие ребята, вы сейчас успешно подтвердили своё звание Интернет-супергероя! Поздравляю вас! Я уверена, что Вы получили навыки, необходимые для обеспечения Вашей безопасной и корректной работы в сети Интернет. Но для того, чтобы Всемирная паутина вас не поглотила, нужно постоянно помнить о правилах безопасного поведения в Интернете. Главное – помните: если не знаете, что делать – посоветуйтесь с родителями и учителями.
Большое спасибо за активное участие и желаю всем удачи!
Задание № 1 «Загадки»
Прочитайте загадки, запишите отгадки
Задание № 2 «Соедините термины и их определения»
Ребята, вам нужно в таблицу напротив термина приклеить его определение.
Задание № 3 «Ситуации»
Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.
Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
Вы получили электронное письмо.
Как вы поступите?
«Ваш друг зашёл на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные сообщения. Что вы посоветуете предпринять вашему другу?»
Дима создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Диме?
Новый друг Васи, с которым он познакомился вчера в Интернете, попросил срочно сообщить такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители Васи. Что должен сделать Вася в этом случае?
Фраза, которая должна получиться из букв – «Интернет*безопасность»
На доске это выглядело так:
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
И Н Т Е Р Н Е Т * Б Е З О П А С Н О С Т Ь
На оборотной стороне карточки «* – звёздочка» написать, где лежит сюрприз. У нас были грамоты за прохождение веб-квеста. Образцы представлены ниже.
План проведения мероприятия
Данное внеклассное мероприятие хоть и ориентировано на учащихся 7-8 классов, в нем могут принять участие и учащиеся из 5-х и 6-х классов.
Материалы и оборудование
Два стола для команд
Готовая презентация (Приложение 1)
Видеоролик «Дети в Интернете»
Буклеты «Правила поведения в сети Интернет»
Грамоты для награждения команд
Если нет возможности использовать презентацию, можно подготовить карточки с заданиями.
Правила игры следующие. Учащиеся заранее делятся на две команды (крестики и нолики) и каждая придумывает свое приветствие. Чье приветствие будет лучше, те и будут начинать игру. Нужно выбрать определенное поле на игровом табло, затем выбрать один из 9 вопросов и ответить на него. Если ответ дан правильно, то в выбранном игровом поле ставится знак этой команды (крестик или нолик), в противном случае ставится знак команды соперника. Задача команд состоит в том, чтобы ответить на все вопросы и как можно быстрее получить комбинацию знаков своей команды: три одинаковых знака (крестик или нолик) расположить по горизонтали, вертикали или диагонали. Кто сделает это первым, побеждает в этом туре. Игра проходит в 3 тура, по результатам которых определяется победитель (правила игры можно менять по своему усмотрению).
Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций для проведения внеклассного мероприятия и выбрать жюри из родителей.
При нажатии на крестик или нолик (Х-О) в данном игровом поле появится соответствующий знак.
Если знак нужно убрать, то на него следует всего лишь нажать.
При нажатии на название поля, на экране появится слайд с вопросами.
При нажатии на номер с вопросом, откроется соответствующий слайд.
Кнопки на слайдах
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы поговорим об интересном и захватывающем мире интернета!
И главный вопрос: Как сделать работу в сети безопасной?
Давайте посмотрим видеоролик!
Описание сюжета: Маленький мальчик самостоятельно знакомится с интернетом и неожиданно для себя сталкивается с грубостью, жестокостью и неприятной информацией. Он в растерянности, но на помощь приходят родители.
Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерных вирусов и спама. Поэтому важно знать о проблемах компьютерной безопасности.
И сегодня мы познакомимся с правилами, которые научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось!
А начнем изучать проблемы информационной безопасности посредством нашей игры «Мой безопасный Интернет»
Представление команд и обмен приветствиями.
3. Объявление правил игры
Команда, чье приветствие понравилось залу больше, выбирает определенное поле на игровом табло, затем выбирает одну из 9 тем, в которой будет предложено на выбор 5 различных вопросов, выбрав вопрос, и отвечает на него (для выполнения некоторых заданий может понадобиться ручка и бумага). Некоторые вопросы содержат варианты ответов, а на другие вопросы – дети сами формулируют ответы. Если ответ дан правильно, то в выбранном игровом поле ставится знак этой команды. В противном случае ставится знак команды соперника. Задача команд состоит в том, чтобы ответить на все вопросы и как можно быстрее получить комбинацию знаков своей команды: три одинаковых знака (крестик или нолик) расположить по горизонтали, вертикали или диагонали. Игра проходит в 3 тура, по результатам, которых определяется победитель.
В зависимости от того какое поле и какой номер вопроса выбрала команда, ассистент ведущего включает тот или иной слайд. Ведущий в свою очередь зачитывает вопрос и выдает карточку с заданием команде, в случае необходимости.
В этом разделе представлены вопросы и задания связанные с программным обеспечением компьютера и компьютерных вирусов.
1. Эти программы подменяют какую-либо из часто запускаемых программ, выполняют ее функции или имитируют такое исполнение, одновременно производя какие-либо вредоносные действия (стирают файлы, разрушают каталоги, форматируют диски, отсылают пароли или другую конфиденциальную информацию, хранящуюся на ПК пользователя).
троянские кони (троянцы).
Эти вирусы различными способами внедряются в исполнимые файлы и активируются при их запуске. После запуска заражённого файла вирус находится в оперативной памяти компьютера и является активным до момента выключения компьютера или перезагрузки ОС.
Назовите программное обеспечение для решения проблем информационной безопасности:
Кто создаёт опасные программы?
a) чёрный властелин
. Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной?
лучше не иметь антивирусную программу
b) обновлять антивирусную базу
c) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под защитой
обновлять антивирусную базу.
В этом разделе представлены вопросы по защите информации в информационной среде.
Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
а) свои увлечения
b) свой псевдоним
c) домашний адрес, номер телефона, ФИО, дату рождения, фотографии и другая личная информация
Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
a) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
b) пойти на встречу одному
c) пригласить с собой друга?
. Секретный набор символов, который защищает вашу учетную запись
Ученик 3-го класса Вася Петров зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные Васе сообщения. Что Васе предпринять?
b) обратиться к родителям за помощью
c) самому устранить неисправность
Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет
Ваня Веселов, бывая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая “лезет со всех сторон”, она мешает ему работать в Интернете. Как Ване избавиться от ненужной информации, чтобы пользоваться только интересными ему страничками.
a) установить антивирусную программу
b) установить на свой браузер фильтр
c) установить новый браузер
Чтобы не сталкиваться с неприятной и агрессивной информацией в Интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в Интернете
В этом разделе представлены вопросы сетевого этикета
У Коли Сидорова много друзей в Интернете, он каждый день добавляет новых друзей в свой контакт-лист в ICQ. Вдруг Коле стали приходить сообщения с неприятным, грубым содержанием. Что Коля должен сделать?
b) не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение.
c) сообщить взрослым об этом.
У Саши Голубева возникли вопросы при работе в онлайн-среде. Родители Саши уехали в командировку, бабушка Саши не может ему помочь. К кому Саша может обратиться?
a) ему следует подождать приезда родителей.
b) он может обратиться на линию помощи “Дети Онлайн”.
c) он может спросить у одноклассников
Женя Иванов на уроке информатики услышал новое слово “нетикет”. Что оно обозначает?
b) правила работы на компьютере.
c) правила сетевого этикета.
правила сетевого этикета. Нетикет () – (англ. Net – сеть, Etiquette – этикет)– нравственные правила поведения в компьютерных сетях.
Что означает смайлик при общении сетевого этикета?
В этом разделе представлены вопросы об интернет-угрозах
Однажды в социальной сети Марине пришло сообщение от организаторов конкурса красоты, в котором они предложили ей принять участие. Для участия нужно было отправить несколько фотографий в купальнике, для того чтобы оценить природную красоту будущей конкурсантки. Еще одним условием участия в конкурсе была необходимость перечислить определенную сумму на счет организации в качестве вступительного взноса, после оплаты которого, они свяжутся с девушкой по поводу дополнительной информации о конкурсе, а также времени и месте его проведения.
О какой Интернет-угрозе идет речь?
3. На электронную почту пришло письмо с уведомлением о том, что Ваша банковская карта заблокирована. Вам говорят, что произошел какой-то сбой в системе и данные утеряны. Вам необходимо срочно обновить (передать) свои персональные данные в банковскую систему.
В письме содержались угрозы непристойного характера.
4. Куда обращаться, если вы стали жертвой интернет-мошенников?
заявление (включая анонимное) можно подать в МВД РФ или по горячей линии МВД, а так же в ближайшее отделение полиции
5. На Ваш телефон поступил звонок с угрозами, вымогательством и шантажом. В АШИ ДЕЙСТВИЯ. ученики дают сами
В этом разделе представлены вопросы по правовой основе использования интернет – ресурсов
1. За создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России?
да, согласно Уголовному кодексу РФ глава 28, статья 273
2. О чём гласит Доктрина информационной безопасности РФ?
в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.
Слава Паутинкин скопировал и записал на диски операционную систему с сайта известных разработчиков программного обеспечения с целью их продажи своим друзьям и знакомым. Что нарушил Слава?
авторское право разработчиков ПО
4. Как защититься от нарушения авторских прав?
5. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу?
Компьютерные пираты, нелегально тиражируя программное обеспечение, обесценивают труд программистов, делают разработку программ экономически невыгодным бизнесом. Кроме того, компьютерные пираты нередко предлагают пользователям недоработанные программы, программы с ошибками или демоверсии программ
БЗИ (биометрическая защита информации). В этом разделе представлены вопросы по биометрической защите информации
1. Как происходит идентификация по радужной оболочке глаза ?
Для идентификации по радужной оболочке глаза применяются специальные сканеры, подключенные к компьютеру. Радужная оболочка глаза является уникальной для каждого человека биометрической характеристикой. Изображение глаза выделяется из изображения лица и на него накладывается специальная маска штрих-кодов. Результатом является матрица, индивидуальная для каждого человека.
2. Как идентифицировать человека по ладони руки?
В биометрике в целях идентификации используется простая геометрия руки — размеры и форма, а также некоторые информационные знаки на тыльной стороне руки (образы на сгибах между фалангами пальцев, узоры расположения кровеносных сосудов). Сканеры идентификации по ладони руки установлены в некоторых аэропортах, банках и на атомных электростанциях
3. Где используют биометрическую защиту?
Охранные системы информационных ресурсов, криминалистика и спецслужбы, банковская и финансовая сфера, безопасность аэропортов, метро, миграционные службы и др.
4. Что относится к биометрической системе защиты?
отпечатки пальцев, характеристика речи, радужная оболочка глаз, изображение лица, геометрия ладони руки.
. Обман биометрических систем путем предоставления биометрическому сенсору копий, муляжей, фотографий, отрезанных пальцев, заранее записанных звуков и т. п.
В этом разделе представлены виды агрессии, встречающиеся в соц. сетях
1. Агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительно во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.
Ответ уч-ся формулируют сами
2. Доведение до самоубийства путем психологического насилия
Способ общения в сети, целью которого является провоцирование других его участников к конфликтам, выведение их из душевного равновесия, снижение интереса пользователей к ресурсу, где проходило общение.
4. Изощренный прием, атакующий представляется в сети именем жертвы, и компрометирует ее, рассылая спам, неприличные или провокационные письма.
В этом разделе представлены вопросы, связанные с историей рождения Интернета
1. Дата рождения Интернета?
a) 1 января 1983 г.
b) 12 апреля 1961 г.
c) 22 июня 1941 г.
1 января 1983 года
2. В каком году была изобретена Всемирная паутина?
a) 1992 г.
b) 1998 г.
c) 2000 г.
3. Кто ввел в обиход термин Интернет, в каком году?
а) Винсент Серф, 1982 г.
b) Фрэд Коэн, 1983 г
4. Как расшифровывается аббревиатура – WWW?
World Wide Web
5. В каком году появилась электронная почта?
а) 1972 г.
b) 1975 г.
c) 1976 г
В этом разделе представлены вопросы об основных услугах Интернета
а) отправить SMS на указанный номер в Интернете.
b) проверить этот номер в Интернете.
с) не скачивать больше картинки.
2. В этой социальной сети зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, посещаемость- более 21 500 000 пользователей заходят на сайт каждый день.
с) Мой мир
3. Социальная сеть Яндекса для деловых людей
с) Мой Круг
4. Федя Малинкин на уроке информатики создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Васе?
b) Не открывать файл.
c) Отправить файл своим друзьям.
Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлен брандмауэр и антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать.
Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
5. Наиболее популярные услуги Интернета — это:
Всемирная паутина, Веб-форумы, Блоги, Вики-проекты , Интернет-магазины, Интернет-аукционы, Социальные сети, Электронная почта, Файлообменные сети, Электронные платёжные системы, Интернет-радио, Интернет-телевидение и др
5. Подведение итогов, слово жюри, награждение команд грамотами и сладкими призами
Учащимся предлагается ответить на вопросы и показать смайлик, характеризующий его настроение:
Своей работой на уроке я:
Материал урока мне был:
Наиболее трудным для меня оказалось:
— Мы были рады встрече с вами,
Хотим вас видеть каждый раз!
Приходите к нам скорей,
Учиться будет веселей!
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным
средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и
Анализ итогов мероприятия
Данное внеклассное мероприятие было успешно реализовано в МОУ Шаховская ООШ.
Поставленная цель мероприятия достигнута. Многие дети знали об угрозах при выходе в Интернет, но некоторые ребята ранее не задумывались об угрозах из Интернета. Буклеты — памятки это наглядное пособие, некоторым ребятам пригодилось на игре, т.к. было в виде подсказки. Дети не только получили информацию о безопасном использовании сети-Интернет, но и получили навыки работы в команде, навыки применения выигрышной стратегии. Команда «Нолики» выиграла, благодаря стратегии, выбранной командой. Рефлексия показала, что настроение у детей после игры хорошее, позитивное, и что, мероприятие всем понравилось, о чем свидетельствуют веселые смайлики на доске.