ГРОЗА В ПЬЕСЕ А Н ОСТРОВСКОГО ГРОЗОВАЯ ТУЧКА

Система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраза веяний новой жизни.

Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения. В пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и т.д.

Для раскрытия характеров своих героев в «Грозе» драматургом взяты следующие виды средств.

Которые позволяют узнать о его прошлом

(» жила, точно птичка на воле», «работать не принуждала», «до смерти я любила в церковь ходить»);

(«Такая я уж зародилась горячая!», «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «обманывать-то я не умею»);

Характеристика персонажа другим персонажем

Кулигин о Кабанихе:

«Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»,

Кабаниха о Диком:

» А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», «А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?»);

Речевая характеристика персонажей

(монолог «Отчего люди не летают, как птицы?» );

(«Ох, грех тяжкий!» «Что ты выскочила в глазах юлить-то!», «Экая важная птица!», «Да рехнулся ты что ли?» «Дурак! Что с дураком говорить!») ;

(«И в рубище почтенна добродетель!», «громовые отводы», «электричество» );

Также к художественным средствам драматурга, которые он использует в изображении своих героев, можно отнести:

Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать удивительный мир — мир купечества, который позволяет нам увидеть воочию достоверные характеры России второй половины ХIХ века

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А. Мазневой (см. « Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

«Гроза» главные герои


ГРОЗА В ПЬЕСЕ А Н ОСТРОВСКОГО ГРОЗОВАЯ ТУЧКА

Пьеса Островского была написана в преддверии социальных реформ в Российской империи. На главных героев «Грозы» автором была возложена непростая задача — открыть миру правду об истинных моральных ценностях купеческого сословия того времени. Это остросоциальная драма, в которой характеры центральных и второстепенных действующих лиц были подобраны писателем невероятно точно.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Характеристика героев «Гроза»

Купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, женщина средних лет.

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует всё семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно их придерживается. По её глубокому убеждению, весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на подчинении. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – тиранить своих подчинённых. Это средневековые правила провинциального патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
Подробная характеристика Кабанихи.

Тихон Кабанов

Супруг Катерины, сын Кабанихи, молодой купец.

Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство.
Подробная характеристика Тихона.

Катерина

Жена Тихона, молодая красивая женщина.

Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын выйдет из-под материнского влияния. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, в чём впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Катерины.

Второстепенные персонажи

Дочь Кабанихи, невеста Кудряша, юная девушка.

Дочь Кабанихи — полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, научившись обманывать и изворачиваться, она пытается сохранить свою относительную свободу. Кабаниха не является для неё авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печётся о нравственности, стараясь только, чтоб всё было “шито-крыто”.
Подробная характеристика Варвары.

Кудряш

Конторщик купца Дикого, возлюбленный Варвары, молодой парень.

Друг Варвары, с которым она состоит в отношениях. Один из немногих персонажей, который противостоит «тёмному царству»: отличается активной жизненной позицией, простотой и искренностью. Но при этом ветреный и грубый в общении. Кудряш способен не покоряться патриархальным устоям и достаточно смел, чтобы постоять за себя.
Подробная характеристика Кудряша.

Кулигин

Изобретатель, часовщик-самоучка, мужчина средних лет.

Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чьё имя вызывает положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться: его знания устарели, а для противостояния купцам не хватает смелости.
Подробная характеристика Кулигина.

Савел Прокофьевич Дикой

Богатый и влиятельный купец, мужчина средних лет.

Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
Подробная характеристика Дикого.

Борис

Племянник Дикого, возлюбленный Катерины, молодой человек.

Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создаётся впечатление, что благодаря интеллигентности и образованности, прогрессивным столичным взглядам он сможет противостоять деспотизму купцов. Однако Борис Григорьевич проявляет себя слабым и бесхарактерным человеком. Не оправдав надежд влюблённой в него Катерины, не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя женщину в одиночестве.
Подробная характеристика Бориса.

Феклуша

Странница, блаженная, приживалка Кабанихи.

Приживалка Кабанихи, способная с завидной лёгкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу её привычному обывательскому мирку. В этом образе воплощены дремучее невежество и бескультурие купеческой среды, в которой Феклуше живётся тепло и сытно.
Подробная характеристика Феклуши.

Глаша

Прислуга Кабанихи, молодая девушка.

Девушка, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Она верит россказням Феклуши о странах, где все люди с песьими головами и где судят неправедные судьи.

В пьесе «Гроза» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Анализ «Гроза» Островский


ГРОЗА В ПЬЕСЕ А Н ОСТРОВСКОГО ГРОЗОВАЯ ТУЧКА

Всего получено оценок: 9189.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Тест по произведению

А какую оценку поставите вы?

1. История создания и сюжет драмы «Гроза»

2.1Образы хозяев жизни

2.2Смирившиеся под властью самодуров

2.3Герои, выражающие протест против темного царства

Нужна помощь в написании реферата?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2.5Второстепенные образы. Образ грозы

Список используемой литературы

А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается пьеса «Гроза». Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу. В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью», в этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Очень четко и выразительно изображает Островский уголок «темного царства», где на наших глазах набирает силу противостояние между темнотой и невежеством с одной стороны, и красотой и гармонией — с другой. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Уже при первом знакомстве с действующими лицами драмы, становится очевидной неизбежность конфликта двух противоборствующих сторон. Потому что и среди приверженцев старых порядков, и среди представителей нового поколения, бросаются в глаза как истинно сильные, так и слабые характеры.

Исходя из этого, целью моей работы будет подробное изучение характеров главных героев драмы А. Н. Островского «Гроза».

Драма А. Н. Островского «Гроза» впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера в Малом театре, а 2 декабря — в Александринском. Напечатана же драма была в первом номере журнала «Библиотека для чтения» следующего, 1860 года, а в марте того же года вышла отдельным изданием.

Что за таинство — создание художественного образа? Когда думаешь о «Грозе», то вспоминается многое из того, что могло стать толчком к написанию драмы. Во-первых сама поездка писателя по Волге, открывшая ему новый, неслыханный мир русской жизни. В пьесе сказано, что действие происходит в городе Калинове на берегу Волги. Условный городок Калинов вобрал в себя реальные приметы провинциального быта и нравов тех городов, которые были хорошо известны Островскому ещё по волжскому его путешествию — и Твери, и Торжка, и Костромы, и Кинешмы.

В самой общей формулировке тематический стержень «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между стремлениями угнетаемых людей к свободному проявлению своих духовных потребностей. Склонностей, интересов и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Создать трагедию — значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

. Образы хозяев жизни — Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

. Образы смирившихся под властью самодуров — Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

— Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин — противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

. Образ Катерины — как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

.1 Образы хозяев жизни

Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

Дикой — типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. « Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — объясняет Кабаниха поведение Дикого.

Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.

Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит», «аспид»

Дикой хочет с первого раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. « Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Даже в сознании самого Дикого пробуждается некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, что «сердце у него такое!»

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) — «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Кабанова очень серьёзно огорчатся будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой же возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уж махнула рукой, поникла перед невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники её прихотливых суеверий. Кабанова только тем и утешается, что ещё как-нибудь, с её помощью, простоят старые порядки до её смерти; а там — пусть будет что угодно — она уже не увидит.

Провожая сына в дорогу, она замечает, что все делается не так, как нужно по её: сын ей в ноги не кланяется — надо этого именно потребовать от него, а сам не догадался; и жене своей он не «приказывает», как жить без него, да и не умеет приказывать, и при прощание не требует от неё земного поклона; и невестка, проводивши мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. По возможности Кабанова старается водворить порядок, но уже чувствует, что невозможно вести дело совершенно по старине. Зато проводы сына внушают ей такие грустные размышления: : «Молодость — то что значит! Смешно смотреть — то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего — то не знают, никакого порядка. Проститься — то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом — то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю — то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться — то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так — то вот старина — то и выводится. В другой дом и взойти — то не хочется. А и взойдешь — то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.»

.2 Смирившиеся под властью самодуров

В Тихоне также есть как бы два человека. Особенно ясно это выступает во время последнего разговора его с Кулигиным, когда он рассказывает о том, что происходит в их семье.

.3 Герои, выражающие протест против темного царства

Варвара — прямая противоположность Тихону. В ней есть и воля, и смелость. Но Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, Варвара не решается открыто протестовать против них. Ее принцип — «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. « И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Гораздо выше и нравственно проницательнее Варвары — Ваня Кудряш. В нем сильнее, чем в ком-либо из героев «Грозы», исключая, разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная натура, одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, но добрая и чуткая в глубине. Но и Кудряш сживается с калиновскими нравами, его натура вольна, но подчас своевольна. Миру «отцов» Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но не нравственной силой.

«Гроза» не только проникнута духом критики. Одна из главных её тем — одаренность русского человека, богатство заключенных в его личности талантов и возможностей.

Яркое воплощение этого — Кулигин (фамилия, как известно, намекает на близость этого персонажа к знаменитому механику-самоучке Кулибину).

«Механик, самоучка-механик», — как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье «Темное царство», о том, что «самодура легко «прекратить» силой рассудительно, просвещенного ума». « Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов». Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого

В «темном царстве» Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.

.4 Образ Катерины

Невыносим для Катерины собственный её суд над собою. Потрясены её внутренние, нравственные устои. Тут не просто «семейный обман». Произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины моральные установления, и от этого, как от первородного греха, может вздрогнуть вселенная и все исказится и извратится в ней. Именно в таком вот, вселенском масштабе воспринимает Катерина грозу. В обывательском представлении её страдания и не трагедия вовсе: мало ли бывает случаев, когда жена встречается с другим в отсутствие мужа, тот возвращается и даже не догадывается о сопернике и т.д. Но Катерина не была бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у неё именно так все кончилось, и, как в фарсе или анекдоте, все было бы «шито-крыто». Так же, как не страшен для Катерины суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью.

В личности Катерины мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни. Здесь уже не воображение, не наслышка, не искусственно возбужденный порыв являются нам, а жизненная необходимость натуры.

Катерина при первом предложении Варвары о свидании её с Борисом вскрикивает: «Нет, нет, не надо! Что ты, сохрани Господи: если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете!» это в ней говорит страсть; и уж видно, что как она себя не сдерживала, а страсть её выше всех её предрассудков и страхов. В этой страсти заключается для неё вся жизнь; вся сила её натуры. К Борису влечет её не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих её; к нему влечет и потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.

Катерина ничего не боится, кроме лишения возможности видеть её избранного, говорить с ним, наслаждаться с ним этими летними ночами, этими новыми для неё чувствами. Приехал муж, и жизнь стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, — это ей показалось горче прежнего. Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, и конец был тот, что она не могла вытерпеть, — при всем народе, столпившемся в галерее странной церкви, покаялась во всем мужу.

Обычно принято говорить, что Катерин одно из наиболее совершенных воплощений характера русской женщины. Облик Катерины обрисован бытовыми красками, овеян бытовым колоритом старой русской жизни. Она женщина необыкновенная по глубине и силе своей душевной жизни. « Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится,2 — говорит о ней Борис.

.5 Второстепенные образы. Образ грозы

Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей «темного царства».

Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства». Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее — благословенная Богом земля.

И ещё один персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство.

Заглавие пьесы обозначает не имя героини трагедии, а бурное проявление природы, её феномен. И это нельзя считать случайностью. Природа — важное действующее лицо пьесы.

Вот слова, которыми открывается она: « Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид». Это ремарка, обозначающая место действия. Но она сразу вводит мотив природы, необходимый для развития концепции трагедии. В ремарке — красота волжского пейзажа, ширь Волги.

Не все герои пьесы замечают красоту природы. Она недоступна пошлым и своекорыстным обывателям города Калинова — купцам и мещанам.

Реальная гроза становится символическим воплощением грозы, гремящей в душе Катерины, предвестием кары, которая грозит ей за её преступление. Гроза — это страшное смятение её души.

Иначе воспринимает грозу Кулигин. Для него гроза — мощное выражение красоты и могущества природы, гроза — благодать, осеняющая людей.

Но смысл названия пьесы можно истолковать ещё более широко и несколько иначе.

Гроза — это стихия любви Катерины к Борису, это сила и правда её бурного покаяния. Это как бы очистительная гроза, которая пронеслась над погрязшим и закосневшим в пороках городом. Городу нужна такая гроза.

образ островский гроза

Образная система драмы А. Островского «Гроза»

В пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский создал уникальную образную систему с яркими персонажами, каждый из которых является живым отражением своей социальной и психологической реальности.

Это — Тихон и Борис (персонажи-двойники):

Протестные герои в драме

Это персонажи, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным),

(противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен ),

Образ Катерины как самый решительный протест против власти самодуров

Главная героиня описана драматургом как

— отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

Образная система драмы «Гроза» задает новые параметры купеческой тематики в пьесах Островского-драматурга.

«Это самое решительное произведение Островского» (Добролюбов)

В заключение, образная система пьесы «Гроза» А. Н. Островского является ярким примером гениальности автора, его умения анализировать и показывать сложные взаимосвязи в обществе через мощь художественных образов.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А. Мазневой (см. « Наша библиотека»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *