ГРАММАТИКО ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Данная структура урока обучения грамоте относится:

к основному этапу обучения грамоте.

к буквенному периоду подготовительного периода.

к послебукварному периоду.

к уроку закрепления по обучению грамоте.

к уроку развития речи.

Вопрос № 543

Вопрос № 544

В основу «Букваря» для русских школ в Республике Казахстан положена идея:

Вопрос № 545

Отметить явление, не имеющее отношение к грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте

Пары звонких и глуких согласных.

Омографы, омофоны, омонимы.

Вопрос № 546

Определить этап обучения грамоте по данному тесту: «какая согласная буква повторяется в словах?».

Ворона, сорока, барабан.

Основной период обучения грамоте.

Буквенный этап подготовительного периода.

Послебукварный преиод обучения грамоте.

Подготовительный период обучения грамоте.

К уроку по развитию речи.

Вопрос № 547

постоянное наблюдение над орфографическими явлениями языка «Букваря» и «Прописей» с целью накопления представлений для будущего обучения.

заучивание правил по грамматике и орфографии.

выполнение упражнений по грамматике и правописанию.

Вопрос № 548

Автор «Родного слова»:

Вопрос № 549

Научить детей правильно, бегло, сознательно и выразительно читать, развивать у них умение работать с текстом произведения.

Научить детей читать художественные, научно-популярные, газетно-журнальные тексты самостоятельно.

Обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками и формирование свободно мыслящей личности.

Формирование гуманистического отношения, обеспечение условий для расцвета индивидуальности ребенка.

Научить учащихся пользоваться книгой как средством овладения родной и русской речью.

Вопрос № 550

Автор первой книги по методике русского языка «О преподавании отечественного языка» (1844 год).

Вопрос № 551

Грамматико-орфографическая пропедевтика в период

Одновременно с овладением навыками первоначального чтения и письма первоклассники подводятся к фонетическим и грамматико-орфографическим обобщениям и выводам в результате практических наблюдений над словами, предложениями и текстами, представленными на страницах азбуки. В процессе организации устной и письменной речевой работы на уроках чтения и письма дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных грамматических и орфографических тем на более поздних ступенях обучения.

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то упрощенные, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

Рассмотрим основные направления грамматико-орфографической пропедевтики в период обучения грамоте:

1. Четко разграничиваются представления о звуке и букве. Дети усваивают их классификацию: гласные (ударные и безударные), согласные (твердые – мягкие, звонкие – глухие); учатся соотносить звук и букву сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения со звуком (слабые позиции гласных и согласных).

2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».

3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:

а) сосна – сосны (изменение по числам);

б) искала – искал (форма рода);

в) рос – вырос (видовые формы);

г) пилил – пилит (временные формы);

д) ехал – отъехал, осень – осенний (состав слова, родственные слова).

На уроках чтения в пропедевтическом плане учащиеся изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, изменяют их, согласуя с существительными в роде, числе и падеже.

4. Одновременно с формированием графического навыка в период обучения грамоте закладываются основы орфографического навыка:

· дети учатся раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы и правильно оформлять предложение в письменной речи;

· переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений: например, не переносить и не оставлять на строке одну букву;

· употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных, названиях городов, рек и т.д.;

· усваивают правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

· овладевают простейшим способом проверки правописания безударных гласных в корне слова на основе действия по типу: один-много, много-один;

· парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;

· приобретают навыки написания предлога со словом;

· наблюдают над правописанием разделительного твердого и мягкого знаков в словах;

· знакомятся с отдельными случаями написания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).

Таким образом, период обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в начальной школе. Именно пропедевтические языковые упражнения обеспечивают систематичность и перспективность в овладении родным языком младшими школьниками.

МКОУ «Тутончанская средняя школа»

ЭМР Красноярский край

Доклад по теме

в период обучения грамоте.»

Подготовила учитель начальных классов

Чарина Алена Викторовна

2017 – 2018 уч.год

Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, – сформировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту важную задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка. Объем и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Как отмечается в методической литературе для студентов высших учебных заведений, осваивающих курс «Методика преподавания русского языка в начальных классах», в период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе материал по грамматике и орфографии. Учащимся не сообщаются теоретические сведения; в практической устной или письменной  речевой работе они выполняют такие действия, упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения.

На уроках обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам.  Связывают их с именами прилагательными, следовательно, изменяя и имена прилагательные. Согласуя их с именами существительными в роде, числе и падеже; подбирают к именам существительным соответствующие притяжательные местоимения (мой, моя, мои); заменяют имена существительные личными местоимениями; изменяют формы глагола.

Сопоставляя слова типа ехал – отъехал, учащиеся наблюдают способ словообразования и готовятся к изучению тем «Состав слова. Родственные слова», «Приставка как часть слова». Образование новых слов от данного, составление словосочетаний типа осень – осенний день являются пропедевтической работой перед усвоением законов словообразования, изучением тем «Имя прилагательное», «Родственные слова».

В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведется главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Скорость письма первоклассников очень маленькая, поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной: наблюдение над читаемыми словами. Еще в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции. О несовпадении произношения и написания слов.

Морфологический принцип русского правописания работает на уровне наблюдения: учащиеся сопоставляют слова простейшего типа дома – дом, леса – лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.

еж – ежи, уж – ужи, ерш – ерши, дети не только усваивают правописание сочетаний жи – ши (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к выполнению  орфографического действия проверки парных согласных на конце слова. В грамматическом плане подобные упражнения готовят к изучению темы «Изменение имен существительных по числам» (2 класс).

Таким образом, в результате практических работ у учащихся накапливается определенный речевой опыт, наблюдения над явлениями языка – над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идет формирование теоретических обобщений.

Методические приемы, используемые учителем: звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, лексический анализ слов, смысловой анализ предложений, письмо с проговариванием, письмо с комментированием.

В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывание по памятке, проговаривание, сличение написанного с образцом.

В существующих сегодня азбуках, букварях и прописях содержится богатейший материал для осуществления пропедевтической работы в области изучения русского языка. При этом разные авторы делают различные акценты:

большое внимание уделяется в учебниках и прописях В. Г. Горецкого (УМК «Школа России») и Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова);

– с различными приемами , вариантами суффиксов и приставок русского языка и их значением, понятием «родственные» («однокоренные») слова широко знакомят первоклассников учебники и прописи Н. М. Бетеньковой (УМК «Гармония») и Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной (УМК «Школа 2100»);

– сведения о лексико-грамматических разрядах слов (частях речи): слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, личные местоимения, род имен существительных и имен прилагательных, единственное и множественное число, сложное предложение, форма слова, предлоги, порядок слов в предложении, лицо глагола и др. – обширно представлены в учебниках и прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова), В. В. Репкина и Д. Б. Эльконина (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова);

– в области  авторы всех проанализированных учебных пособий ограничиваются пропедевтикой правил оформления предложения на письме, знаками препинания в конце предложения, интонацией. Более подробно этот материал рассматривается в прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова);

пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма. Особое внимание формированию орфографической зоркости учащихся (выделение опасных мест в словах) уделяет на уроках письма Н. В. Нечаева (система Л. В. Занкова). Практически все авторы уже в период обучения грамоте знакомят учащихся с разными типами орфограмм.

Таким образом, грамматико-орфографическая пропедевтика, как показывает анализ учебных пособий, многопланова и многовариантна. Одни авторы ограничиваются только проведением наблюдений за явлениями языка, другие формируют первые представления об этих явлениях. Эта работа не всегда отражена в методических рекомендациях, прилагаемых авторами к своим учебным пособиям. Задача учителя – внимательно  изучать располагаемый на страницах пособий материал и максимально извлекать из него грамматико-орфографические сведения, научить детей видеть их.

Письмо – знаковая система фиксации речи с помощью графических знаков. Процесс кодирования текста. Первоначальное письмо – действие по дифференцировке и перекодировке зв. и буквы и начертанию их с пом. движений руки.

3 стороны письма (Рамзаева) – каллиграфическая (соблюдение правил начертания букв и их соединений), графическая (соотношение буквы и звука), орфографическая (соблюдение орф. норм и правил). Каллиграфия – умение писать четко, разборчиво в соответствии с прописями. К. навык – двигательный навык, связанный с правильным начертанием строчных и прописных букв и их соединений.

Этапы: 1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, орнаментальное рисование, раскрашивание и др. 2. Письмо элементов букв 3. Письмо отдельных букв 4. Письмо сочетаний букв, слогов, сочетаний букв, слов, предложений. 5 Перевод печатного текста в письменный. Непрерывное письмо – 5-7 минут, затем отдых.

Аналитико – синтетическая методика – до написания выделяют элементы, конструир. букву, охватывают зрительный образ буквы и пробуют ее воспроизвести.

Ошибки: нарушение наклона 65 гр. – опора на разлиновку. Нарушение пропорций буквы. Искажение овалов, и др. элементов с закруглением. Пропуск элементов и замена элементов букв.

Графическая сторона – Условия соверш-я: 1. Четкая организация д-ти ученика при записи слова: подг. этап (анализ), исполнительский (самодиктовка), контрольный (сличение с образцом, послоговые дужки, чтение, подчеркив. орф-м.). Может один ученик диктовать с объяснением: Пишу с большой буквы слог ВА с гласной А, пишу слог НИ с гласной И а остальные дети пассивны.

Алгоритм продуктивного списывания: Прочитай орфоэпически, чтобы понять, Выдели орф-мы. Прочитай орфогр-ки 1 слово, обращая внимание на орф-мы. Запомни слово. Запиши, диктуя себе по слогам, не глядя на образец. Проверь написанное (сверь, подчеркни, дужки)

Письмо под диктовку: 1. Составление модели предложения с указанием слов 2 Членение слов на слоги с указ. удар. слога и подчеркивание орф-м 3. Запись под самодиктовку по слогам 4 Проверка (дужки) 5. Расстановка удар.и подч. орф. 6. Сравнение с моделью

Пропедевтика: организация постоянных наблюдений над звуком, словом, предложением, их накопление и практическое использование в речи.

Дети учатся: 1. Соотносить звук и букву, сначала с сильной позиции, затем в слабой

2. Раздельно писать слова 3. Переносить слова на основе слогоделения (но не переносить 1 букву) 4. Употр. загл. букву в нач. предложения, в именах собственных 5. Писать сочетания Жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк- чн. 5. Ставить ударение в словах, выделять безудар. гласные, соотносить написание гласных в удар. и безуд слогах.

Идти от звука к букве (Жедек) Еж и Ерш – формирование понятия об орфограмме.

Научить 2 видам чтения: орфографич. и орфоэпическому

Выделение читательской деятельности как базового содержания начального литературного образования подчеркивает специфику урока литературного чтения по сравнению с другими предметами в начальной школе (русский язык, математика, окружающий мир и др.), на котором детей учат не системе знаний, а именно деятельности, т.е. умениям, универсальным учебным действиям, способам деятельности и т. п. Другими словами, начальная школа формирует в ребенке квалифицированного читателя, который а) по отношению к художественным текстам: адекватно воспринимает художественное произведение, любит перечитывать и размышлять над прочитанным (до чтения, в процессе чтения, после чтения), реагирует не только на событийную сторону текста, но и на художественную форму, обладает развитым, активным воображением, получает эстетическое наслаждение от общения с искусством; б) по отношению к информационным текстам: понимает и извлекает из текста полезную информацию, обобщает прочитанное, передает информацию полно, кратко, выборочно, использует полученную информацию в других целях.

Таким образом, для организации читательской деятельности младшего школьника учителю важно владеть всем понятийным полем, которое отражает психологический аспект (чтение, его компоненты, механизм чтения, этапы формирования), методический (навык чтения, смысловое чтение, чтение разных видов текста), социальный (читательская компетентность, читательская грамотность).

Процесс работы над художественным произведением в начальных классах (основные этапы, задачи, методические приемы). Урок литературного чтения. Организация разных видов анализа на уроке.

Этапы работы с текстом ХП отражают 3 стадии в его восприятии, а также этапы развертывания читательской деятельности. 1. Стадия непосредственного восприятия (подг. к чт., первич. чт или синтез и проверка перв. восприятия) Задачи: актуал. личн. чит. опыт, расширить представления, подг. к эмоц. восприятию, развивать умение антиципации (прогнозирования), раскрыть знач. слов 1.1 Первичное чтение. Задачи: организовать непоср. целос. восприятие текста. Понимание на эмоц. уровне 2. Стадия обдумывающего восприятия (постановка учебной задачи, приемы анализа с опорой на текст, выяснение главной мысли). Задачи: понимание фактич. содерж, адекв. восприятие героев, выяснение мотивов, анализ средств языка и жанр. особ-й ХП, выяс глав. мысли 3. Результат восприятия (итоги анализа, главная мысль, обобщение прочитанного) Задачи: подведение итогов, форм. гл. мысли, целостное восприятие, интерпретация на основе понимания.

Приемы анализа: выделение изобразительных средств языка (нахождение, подчеркивание, объяснение), подбор синонимов с целью воссоздания авторского выбора (взял – схватил), стилистический эксперимент, сравнение первоначального и окончательного вариантов текста, словесное рисование по одному слову (выражению), карта настроений. Рассматривание готовых иллюстраций, соотнесение с текстом, подписывание строчками из текста, сравнение иллюстраций к одному тексту. Деление текста на части, составление плана, составление моделей «тропинка» или простран- временной модели, составление графич. или словес диаф-в, пересказы (выборочный, полный, сжатый), перечитывание по частям с выделением главной мысли каждой части, сравнение фабулы и сюжета. Выяснение мотивов, обстоятельств поступков героев. Сопоставление размышлений героев и их поступков, расшифровка эмоц. знаков в диалогах, моделирование с целью фиксации отношений героев с др. перс., вычленение ключ. слов для характер. героев, деформация текста, продолжение судьбы героев. Выявл. авторского отношения, позиции, Соотнесение с собственным, сопост. позиц. автора и рассказчика, сопос. фольклорного источника с автор. текстом, сопоставление разных произведений одного автора, анализ заголовка, эксперименты с заголовком. Формулировка основ. мысли (ответ на проблем. вопрос), подбор пословиц к тексту, отзыв, анализ кинофильмов, мф, спектаклей, отзыв, творческое подражание, итог. выраз. чт, сопост. Х П разных авторов, рисование обложки книги (слов, граф)

Основные этапы работы над художественным произведением (задачи, приемы работы). 1. Этап подготовка к чтению помогает ребенку начать думать еще до чтения. На этом этапе идет уточнение необходимых сведений. Задачи:актуализировать личный и чит опыт детей; подготовить к эмоцион восприятию текста; развивать умение прогнозировать; раскрыть значение непонятных слов. Приемы: 1рассказ учителя(краткий, доступный, интересный) об авторе, об истории написания произведения. 2слушание музыки, «рисование» воображаемых картин, рассматривание репродукции.3словарно смысловая работа. 4прогнозирование(по заголовку, по иллюстрации, по опорным словам, по фамилии автора). 5письменная проверка домашнего чтения. 6чтение вступительной статьи в учебнике. 7использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина).

2. Этап первичное восприятие. Задачи: организовать непосредственное, целостное восприятие (чтение, слушание) текста. Понимание текста на уровне. Приемы: чтение про себя, жужжащее чтение, чтение заранее подготовленными детьми; чтение «цепочкой» (по абзацам), комбинированное чтение (У+Д), чтение дома, работа со сноской в учебнике.

3. Этап проверка первичного восприятии – уяснение учителем эмоциональной реакции детей на художеств произведение и их понимания общего смысла, выяснение трудного и непонятного. Задачи: обменяться впечатлением по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предложения. Мотивировать последующий анализ-перечитывание. Приемы: постановка проблемного вопроса. Пояснение цитаты. Сопоставление различных вариантов прочтения одного текста. 2-3 вопроса типа: что понравилось? Что взволновало? Постановка пробл вопр с целью мотивировать последующий анализ текста.

4. Этап анализ-перечитывание текста осуществл по 3 уровням: анализ фактического содержания: события, герои; идейный определение отношения к описанным событиям, героям, выяснение главной мысли. На данном этапе формируется система умений анализировать художественное произведение на основе овладения детьми приемами анализа, усвоение литературоведческих представлений и опыта эмоционально-оценочной деятельности. Прием анализа -это та операция, которую выполняет читатель, двигаясь к полноценному восприятию текста художественного произведения. Цель выяснение главной мысли. Задачи: понимание фактического содержания, адекватное восприятие героев выяснение мотивов поступков хар-х черт героев отношение автора к ним, анализ изобразит средств языка и жанровых особенностей худ-го произведения. Приемы: 1. стилистический анализ: – работа с авторским словом, выделение изобр средств в тексте и осознании их роли в тексте. Стилистический эксперимент (замена, пропуск в предлож, для того чтобы показать не зависимость в тексте) # А Вася что было духу пустился к котенку – А Вася подбежал к котенку, использование живой наглядности (сближение восприятия текста с жизнью реб), сравнениепервоначального и окончательного вариантов одного текста (черновик – чистовик). 2.Анализ развития действия: деление текста на части с опорой на элементы сюжета, составление плана, составление графич-го или словесного диафильма -серия словесных или графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в тексте с целью выделения ключевых слов, пересказы: полный выборочный сжатый, перечитывание по частям с выделением главной мысли каждой части, составление опорных вех установление связей м/у ними, сравнение фабулы и сюжета. 3. Анализ образа персонажа: выяснение мотивов, сопоставление размышлений героев с их поступками, расшифровка эмоциональных знаков в диалогах, моделирование с целью фиксации отношения героя к др персонажам, вычленение в тексте ключевых слов для х-ки героев, драматизация, составление рассказа о герое по аналогии, деформация текста, проектирование судьбы героя.

5. Этап вторичный синтез: Задачи: подведение итогов анализа, формулирование главной мысли; целостное восприятие в том числе интерпретация на основе понимания. Приемы: Ответ на пробл вопр, подбор пословиц к тексту, отзыв, сравнение данного текста с другими, чтение по ролям (инсценировка), Д/з не должно дублировать то задание которое было на уроке.

Обучение грамоте как важный этап в пропедевтике русского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей

единственно через посредство отечественного языка,

и, наоборот,мир, окружающий дитя, отражается в нем

своей духовной стороной только через  посредство

той же среды-отечественного языка.

Российская школа должна стать школой духовно- нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы.  Отбор  содержания  учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование  базовых  национальных ценностей.

Предмет  «Русский язык» играет важную роль  в реализации основных целевых установок начального образования: становлении гражданской  идентичности и  мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности  к организации своей деятельности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Изучение русского языка в 1 классе начинается с периода обучения грамоте. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и обучения письму.

В обучении грамоте выделяются три  периода:  добукварный ( подготовительный), букварный и послебукварный.

Ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей.

Самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.

Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Так же ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников задание выполняет самостоятельно, а другие,  успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

В период  обучения  грамоте ведется  работа по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений об окружающей  действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

В  процессе  обучения  чтению дети сопоставляют орфографическое и орфоэпическое оформление слов: они видят и запоминают, как слова написаны, и читают, произносят их согласно  орфоэпическим нормам  ( как принято их произносить ).  Первоклассники,  осваивая  грамоту, учатся строить простые и  распространенные предложения, выявляют  не только фактическую информацию, но и подтекстовую.  Учатся обобщать и анализировать, проводить исследование при работе с текстами

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

При грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте можно выделить следующие направления:

– дети учатся раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы и правильно оформлять предложение в письменной речи;

– переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений: например, не переносить и не оставлять на строке одну букву;

– употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных, названиях городов, рек и т.д.;

– усваивают правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

–  овладевают простейшим способом проверки правописания безударных гласных в корне слова на основе действия по типу: один-много, много-один;

– парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;

–  приобретают навыки написания предлога со словом;

–  наблюдают над правописанием разделительного твердого и мягкого знаков в словах;

– знакомятся с отдельными случаями написания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).

От того, насколько полно будут  сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит дальнейшее обучение ребенка, его речевая и орфографическая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в следующих классах.

Особенность орфографической пропедевтики на уроках письма состоит в том, что « пропедевтика заключается в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников».

Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографических  правил ученики имели минимум знаний, умений и навыков для применения и понимания правила.

Богатый материал для пропедевтической работы содержится в Азбуке  и прописях. В период обучения грамоте ученики знакомятся примерно с девятью орфограммами.

Наибольшую сложность первоклассники испытывают при усвоении написаний слов с безударными гласными и парными согласными. Поэтому   важно  еще в период  обучения грамоте начать пропедевтическую работу по изучению безударных гласных. Начать эту работу следует с  формирования   умения правильно  ставить в слове ударение. Дети четко определяют  на  какой слог падает ударение, какой слог  тянется. К концу букварного периода дети практически  овладевают  умением  определять ударный слог.  Научившись распознавать ударный слог,  ученик на практике овладевают умением находить безударную гласную и знакомятся с приемами  проверки. Сначала это готовые  графические образцы  леса- лЕс, коса- кОсы,

Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове кОсы? Какая гласная пишется без ударения в слове косА?

Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод можем сделать? (какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове). С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написания учащимся можно предложить следующие виды заданий:1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мостЫ, рекА, столЫ).2. Подбери к данным словам слова с безударно гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (кОсы-косА, стрАны-странА).3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написания.4. Среди данных слов (горА, гОры, горИстая) найди проверяемое и проверочное слова.5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как ее проверить.6. Подбери слова с безударной гласной О, которую можно проверить ударением (игра «Подбери слово» или «Кто больше подберет слов»).7. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки, пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е. ( Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).8. Игра «Помоги Степашке    вставить пропущенную букву»: поля, моря,  нора.  Объясни, почему вставил такие буквы.9. Игра «Подбери букву»: Красивые русские леса!10. Лиса пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?При знакомстве с родственными словами ставим следующие задачи:1. Научить детей находить общую часть среди родственных слов.2. Обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой позиции они находятся.3. Обогатить словарь учащегося. В соответствии с этими целями учащимся можно предложить следующие задания:1. Списать родственные слова (сад, садик, садовник). Выделить у них общую часть.2. К данному слову ( леса ) подобрать родственные слова, выделить общую часть. Таким образом, исходя из опыта работы,  к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик  научится  различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова. На выработке  именно этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте. Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения.

Таким образом – период обучения грамоте  важный этап  в процессе обучения в начальной школе.  Пропедевтические  языковые упражнения обеспечивают  систематичность и перспективность в овладении  детьми  родным языком.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

1. Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской  Федерации от 06.10.2010 г.

2. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа « Школа России» –  М.; « Просвещение» 2012 г.

3. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте. – М., «Просвещение» 2014 г.

4.  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Теоретические основы развивающегося обучения грамоте // Начальная школа. – 2002. – №1.

5. Волина В. В. Занимательное Азбуковедение: Книга для учителя – М.: «Просвещение» 1991 г.

6. Жиренко О. Е. Обухова Л. А. Поурочные  разработки  по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. М.: ВАКО 2014 г.

Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Назовите признаки классификации уроков чтения и письма.

2. Какой из типов уроков имеет более жесткую структуру и почему?

3. Какие общедидактические требования предъявляются к урокам обучения грамоте?

4. Назовите конкретно-методические требования к урокам обучения грамоте.

5. Чем определена последовательность этапов в структуре уроков обучения грамоте?

6. Для чего предназначена слоговая таблица?

7. Какую работу можно предложить учащимся со столбиками слов?

8. Какова значимость использования ленты букв на уроках обучения грамоте?

9. Что такое грамматико-орфографическая пропедевтика?

10. В чем суть дифференцированного подхода при обучении грамоте?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *