ГРАММАТИЧЕСКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи – вот основные моменты работы при таком разборе.

В целях активизации внимания детей учителя при разборе часто применяют работу с карточками: у каждого ученика имеются заготовленные заранее карточки, например, с падежными окончаниями имён существительных и прилагательных или с личными окончаниями глаголов. Когда учитель при разборе спрашивает, как писать то или иное окончание, все ученики поднимают карточки с соответствующими окончаниями, а затем пишут. При записи даётся дополнительное задание – подчеркнуть то или иное окончание и т.п. И использование карточек, и подчёркивание орфограмм активизируют внимание детей, а учителю дают картину их знаний.

Осознание правила, как показывают наблюдения, зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Конкретное, на основе которого создано правило, содержится в словах. Поэтому, если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Орфографический навык, как отмечалось выше представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями.

а) на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости),

б) на овладение операциями, обеспечивающими применение правила,

в) на установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий,

г) на уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.

Только в ходе применения правила, т. е. в деятельности, происходит более углубленное усвоение его содержания, так как обобщение, отраженное в правиле, переносится на все более широкий конкретный материал.

«Первоначальное обобщение, по мере того как в сферу его влияния втягиваются новые языковые факты, начинает терять свою первоначальную схематичность и наполняться новым, конкретным содержанием. Понятие, лежащее в основе правила, все более углубляется, связывается с другими понятиями, образуя некую систему».

Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:

1. Грамматико-орфографический разбор.

4. Лексико-орфографические упражнения.

Указанные группы орфографических упражнений не имеют единого основания классификации: первая и четвертая группы учитывают связь орфографии с грамматикой или лексикой, вторая и третья группы — фактор, определяющий деятельность учащихся (зрение и историка — при списывании, слух — при диктантах).

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения и необходимость их применения на уроках русского языка».

Необходимость применения орфографических упражнений очевидна. Не каждый ребенок, запомнив правило, сразу же научится его применять. Например, с психологической точки зрения, роль упражнений состоит в  усвоении понятия или правила, которое происходит в процессе его применения. Лишь используя понятия или правила в разнообразных случаях и условиях, достигается такая степень усвоения, которая адекватно отражает сущность изучаемых явлений. Понимание правила и запоминания учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения материала, дальнейшая же судьба этого процесса зависит от деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила.

Итак, запоминание графического образца орфограммы требует повторных восприятий. Однако этим не исчерпывается деятельность учащихся. Чем шире обобщение орфограмм на основе усвоенных правил, тем большее значение приобретают процессы мышления, участвующие в решении орфографических задач. Только систематическое применение различного рода упражнений может помочь учащимся проникнуть в суть орфограмм. При выполнении различных упражнений рассматривание орфограммы, как бы происходит под различным углом, и тогда у учащихся появится больше возможностей, чтобы понять правило и запомнить правописание орфограммы.

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения».

Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное.

Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его – применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный результат-выработка орфографического навыка.

Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической природы орфографического навыка. Орфографический навык относится к такому типу навыков, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой автоматизированные компоненты сознательного действия человека. То есть он может рассматриваться как автоматизированный компонент речевой деятельности человека в условиях протекания её в письменной форме.

Итак, орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями. Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его – применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный результат – выработка орфографического навыка.

Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений. Она строится прежде всего с учётом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка. Система предполагает выбор упражнения и последовательное предъявление упражнения. Системы упражнений должны обеспечить увеличение доли самостоятельности учащихся и переход от репродуктивных к творческим заданиям.

Систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостатки этой систематичности – главнейшая причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают весьма плохие результаты.

Методы обучения правописанию.

В обучении орфографии прослеживаются три основных направления работы, которым соответствуют три метода обучения: метод языкового анализа и синтеза (аналитико-синтетический метод); метод запоминания, заучивания образцов, или имитативный метод; метод решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода определяет успех обучения. Он зависит от особенностей орфографического материала, типа орфограммы, возрастных возможностей детей, а также языковой основы, т. е. изученного грамматического материала, от психологических особенностей усвоения данного материала – опоры на зрительный, слуховой факторы, на возможность логической, сознательной работы.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении не только непроверяемых, но и проверяемых слов, например, с безударной гласной в корне слова; запоминанием усваивается написание приставок, многих суффиксов.

Значение этого метода возрастает от 1 к 4 классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, оно опирается на знания грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Таким образом, во всех трёх методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.

«Виды орфографических упражнений и методика их проведения».

Оно может быть с готового текста и с изменением текста.

Ещё К. Д. Ушинский замечал, что списывание должно быть осознанным. Для первого же года обучения он рекомендовал списывание слов с размещением их по рядам, чтобы «голова ребёнка не оставалась без работы». Он рекомендовал вглядеться в слово, представить его образ, осмыслить его, проанализировать состав слова, а потом его писать.

При списывании необходимо обращать внимание на чёткий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.

Методы и приемы обучения орфографии

Методика обучения правописанию предусматривает применение:

1) метода языкового анализа и синтеза;

2) метода запоминания, заучивания, или имитативного метода;

3) метода решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода и приема зависит:

— от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;

— от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

— от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.

Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное повышение самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Рассмотримвиды языковогоанализа (его приемы).

1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном, словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.

2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем — всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы — в окончании, в корне и т.п.; при переносе слов.

3. Морфологический анализ — определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. — используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении-тся и -ться, а также при переносе слов.

4. Синтаксический анализ — выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и структуры предложений — применяется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении предлогов и приставок, при написании заглавной буквы в начале предложения; синтаксический анализ необходим также для понимания значения слов и их сочетаний и определения морфологических признаков.

5. Семантический анализ — выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста — необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при потреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.

Перечислимвиды языковогосинтеза (его приемы).

1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.

2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения — образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.

3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.

4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.

Анализ обычно идет впереди, до синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.

Метод запоминания (имитативный метод) предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применяется основном, для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены.

Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:

1) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими и иными заданиями;

2) использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;

З) использование словарей;

4) буквенное проговаривание слов — в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов;

5) письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.

Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Для решения грамматико-орфографических задач нужна серьезная основа в виде грамматических и иных языковых знаний, достаточное речевое развитие, богатый словарный запас. Кроме того, школьники должны овладеть определенным уровнем аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики, а также орфографической зоркостью. Большое значение при решении задач имеет быстрота выполнения умственных операций.

Орографические упражнения способствуют выработке орфографического навыка, если их выполнение носит систематический характер, а количество необходимо и достаточно. Упражнения направлены:

1) на формирование умения видеть орфограмму;

2) овладение операциями, обеспечивающими применение правила;

3) установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий;

4) уточнение учащимися сущности и формулировки правила.

1) грамматико-орфографический разбор;

4) лексико-орфографические упражнения;

В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон:

— по форме выполнения (списывание, диктант и т.п.);

— по характеру решаемой задачи (орфографические или комплексного типа).

Остановимся на видах упражнений.

Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать. Начиная с букварного периода, учитель систематически обучает детей правильности действий при списывании.

1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.

2. Каждое слово в предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование написания, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п. Чтобы проверить уровень сформированность навыка списывания, проводят и контрольные работы по списыванию.

В современной школе используется более десяти приемов списывания, но все они осложнены дополнительными заданиями по грамматике, фонетике, орфографии, словообразованию, что усиливает произвольный характер запоминания и позволяет отработать применение орфографического правила.

В качестве материала для списывания используются слова, словосочетания, предложения и тексты. Важно, чтобы учащиеся списывали не только с печатного, но и с письменного текста. Списывание нередко сопровождается устным орфографическим проговариванием или комментированием написаний. Обязательным условием списывания является полное понимание учащимися значения слов и текста.

Списывание может быть выборочным, т.е. списыванием не всего текста, а лишь отдельных слов (предложений), отвечающих заданию.

Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная же цель контрольных — проверить уже усвоенные знания.

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда проводится объяснение диктуемого текста: перед диктовкой после или во время нее.

Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий проводится непосредственно после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель – предупредить появление ошибок. Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

Предупредительный диктант имеет свои недостатки.

1. После разбора орфограммы учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически.

2. При проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

Объяснительный диктант включает объяснение и доказательство написания орфограммы после того, как записано все предложение или текст. Этот вид диктанта представляет собой коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. Такие диктанты проводятся на этапе закрепления и отработки навыка правописания, а также при повторении ранее пройденного материала. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность выполнения работы. Разновидностью такого диктанта являются диктанты с пропущенными орфограммами. В этом случае учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений

По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть зрительными или слуховыми. В первом случае учащиеся видят на доске или в книгах разбираемый текст, а во втором — объяснение орфограмм ведется устно. Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

Комментированный диктант предполагает объяснение орфограмм непосредственно в процессе письма. Обучение комментированию начинается в период обучения грамоте.

По характеру операций с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.

Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только на определенное правило. Этот вид диктанта нельзя давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний,-тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая — выписывание слов без их изменения, наиболее трудная — выборочная запись с предварительным изменением слов.

Выборочный диктант в сравнении с другими видами ценен тем, что исключает возможность механической записи, позволяет давать очень насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию орфографической зоркости.

Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. Этот вид работы способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при проведении свободного диктанта у детей воспитывается внимательность, развиваются сообразительность, логическая память.

Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными.

Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в записи диктуемого текста с предварительным изменением. Различают несколько видов творческих изменений:

— диктант с вставкой слов (распространение предложений);

— диктант с изменением грамматической формы слов.

В целях активизации учащихся на уроках русского языка проводятся самодиктанты, диктант с обоснованием и диктант  “Проверяю себя”.

Самодиктант, или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе.

Суть диктанта с обоснованием заключается в следующем: ученик сначала дает письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или указании его грамматической формы. Обоснование, проводимое в целях предупреждения ошибок, может выполняться не только письменно, но и устно. Этот вид диктанта является своего рода предупредительным диктантом.

Методика диктанта  “Проверяю себя” такова. В процессе записи текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать любые вопросы, причем количество подчеркиваний и исправлений на оценку не влияют. Этот вид работы является разновидностью объяснительного диктанта.

Проверочный (контрольный) диктант ставит своей целью выяснить, насколько дети овладели только что изученным правилом и ранее отработанными. Текст читается целиком, затем диктуется по предложениям или по частям в 2-3 слова (если предложение состоит из 6 и более слов). При проведении контрольного диктанта на последнем году обучения каждое предложение прочитывается всего один раз, дети повторяют его про себя и записывают. После того как дети запишут весь текст, учитель еще раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся смогли проверить написанное. В качестве проверочного может проводиться и словарный диктант, объем которого от 8 (в I классе) до 15 слов (в III классе).

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся. Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять.

Особым видом упражнений можно считатьорфографический разбор — вид языкового анализа. Он состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их разъяснении, в указании способов их проверки. Различаются полный орфографический разбор, когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический (выборочный), когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенную тему. Орфографический разбор выполняется устно, при письменном выполнении используются графические условные обозначения.

Орфографические упражнения комбинируются с грамматическими, фонетическими, словообразовательными и другими. На урооках русского языка выполнение различных упражнений занимает около 80% времени, в связи с этим очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся. Необходимо добиваться, чтобы упражнение не только формировало навык, но и составляло решение орфографических задач.

Мы поможем в написании ваших работ!

Грамматико-орфографическая пропедевтика

В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по грамматике. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения.

Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление “гнезд родственных слов”, создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ.

Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место.

Письмо по памяти.

1. Зрительный диктант.

2. Картинный диктант.

4. Диктант с использованием загадок.

5. Диктант по памяти:

6. Диктант с комментированием.

7. Творческий диктант.

8. Предупредительный диктант.

9. Объяснительный диктант.

10. Свободный диктант.

11. Диктант с обоснованием.

12. Диктант «Проверяю себя».

13. Текущий контрольный диктант.

14. Итоговый контрольный диктант.

6. Орфографичское проговаривание.

«Система орфографических упражнений».

1. Этапы усвоения орфограмм.

Система упражнений – это выбор упражнений, который последовательно и системно формирует орфографический навык. Таким образом, система предполагает:

Выбор упражнений зависит от этапа усвоения орфограмм. Н.С. Рождественский выделял 5 этапов усвоения орфограмм

На первом этапе обычно берётся готовый материал учебника или материал, записанный на доске. Вместе с учителем он анализируется учениками, в нём отыскивается изученное написание (орфограмма), которое соотносится с определённой грамматической категорией или формой. На материале конкретных образцов дети делают первые шаги по применению правила на практике. Материал даётся ограниченный, состоящий из отдельных слов, словосочетаний или предложений, но достаточно насыщенный изучаемыми орфограммами.

На втором этапе даются отдельные слова, словосочетания, небольшие предложения, но среди слов с изучаемыми орфограммами есть слова и на другие правила. Из предлагаемого материала детям приходится выбирать нужное, подходящее под данное правило. Продолжается накапливание графических образов; из упражнений наиболее подходящими являются выборочное списывание, письмо по памяти, творческое списывание, упражнения в трансформации текста. Это этап узнавания орфограмм и вместе с тем этап применения правил на ограниченном материале, причём нужные слова или формы даны для справок и для выбора. Дети, учась применять правило, в то же время учатся рассуждать и обосновывать своё письмо.

1.3. Закрепление изученных орфограмм.

Это этап, на котором дети учатся распознавать изученное явление среди других явлений не только в предложениях, но и в связных текстах и применять к ним соответствующее правило. Здесь уже требуется больше самостоятельности для детей. Дети списывают текст, вставляя пропущенные слова; списываемый текст целесообразно несколько переработать, изменяя форму слова, подбирая синонимы, антонимы. Из диктантов в это время рекомендуется объяснительный, диктант «Проверяю себя», творческое списывание, выборочный диктант.

1.4. Усвоение трудных случаев.

В современном мире существует понятие варианта орфограммы, разработанной Н. Н. Алгазовой.

Вариант орфограммы – это те дополнительные трудности, которые возникают при обнаружении орфограммы и при решении орфографической задачи.

Трудности возникают в силу ряда причин:

Дети должны осознать принцип варьирования, например, решишь – решаешь, купишь – покупаешь.

1.5. Систематизация знаний и применение правила в

Пятый этап характеризуется совершенствованием приобретённого навыка, и прежде всего систематизацией знаний и умений, на основе которых формировался навык. Совершенствуется умение проверять и исправлять написание (самоконтроль). Виды и формы письменных упражнений разнообразны.

2. Требования к подбору материала.

Из требований к построению системы орфографических упражнений вытекают требования и к подбору материала для упражнений. Имея в виду систему занятий по правописанию, учитель должен представлять себе перспективу развития навыков по орфографии и пунктуации от одного этапа к другому и в зависимости от этапа работы отбирать материал для упражнений, постепенно усложняя словарный и синтаксический их состав и вводя всё больше и больше самостоятельности в работу учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *