ГРАЧ ЛАСКОВО КАК НАЗВАТЬ И ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Птицы

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание  существительных: птицы, грач, аист, жаворонок, скворец, стриж, трясогузка, гусь, утка, журавль, селезень, соловей, ласточка, кукушка, воробей, снегирь, клест, синица, голубь, ворона, галка, дятел, кормушка, корм, туловище, лапка, хвост, крыло, клюв, голова, перья, яйцо, гнездо, птенец, голод, холод, хлебные крошки, зерно, рябина, забота, помощь, жилище людей, сова; глаголов: прыгать, перелетать, подметать, махать крыльями, сидеть, голодать, подкармливать, насыпать, воровать, чирикать, каркать, ворковать, трещать, долбить, лечить, утащить, зимовать; прилагательных: черный, проворный, белобокая, пестрая, сизокрылый, серый, задорный, веселый, голодный, зимующие; наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.

Следим за правильным употреблением в речи предлогов: С, НА, НАД, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Упражнение «Один много»

Грач — грачи — грачей               жаворонок — жаворонки — жаворонков

птица — птицы — птиц                        скворец — скворцы — скворцов

стриж — стрижи — стрижей                трясогузка — трясогузки — трясогузок

аист — аисты — аистов                        гусь — гуси — гусей

журавль — журавли — журавлей  утка — утки — уток

селезень — селезни — селезней       ласточка — ласточки — ласточек

соловей — соловьи — соловьев       кукушка — кукушки — кукушек

яйцо — яйца — яиц                               птенец — птенцы — птенцов

лебедь — лебеди — лебедей                гнездо — гнёзда — гнёзд

яйцо — яйца — яиц                                птенец — птенцы — птенцов.

Упражнение “Назови ласково”

голубь – голубок                           птенец — птенчик

перо — перышко                           голова — головка, головушка

соловей — соловушка                   шея — шейка

жаворонок — жаворонушек           крыло — крылышко

скворец — скворушка                   гусь — гусёк, гусёнок

утка — уточка                          лебедь — лебёдушка

гнездо — гнездышко                   журавль — журавушка, журка

трясогузка — трясогузонька           аист — аистёнок

цапля — цапелька

Упражнение «У кого — кто»

«Назови детеныша» (детям 6 лет)

Грач — грачонок — грачата                      аист — аистенок — аистята

стриж — стриженок — стрижата              журавль — журавленок — журавлята

кукушка — кукушонок — кукушата      лебедь — лебеденок — лебедята

скворец — скворчонок — скворчата      утка — утенок — утята

гусь — гусенок — гусята

Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Упражнение “Кто как голос подает?”

Ворона – каркает                   грач — кричит “гра”

Воробей – чирикает           кукушка — кукует

Голубь – воркует                   журавль — курлычет

Ласточка — щебечет           жаворонок — звенит

Соловей — заливается, свистит, щелкает

“Угадай и назови”

«Четвертый лишний». Составление сложносочиненных предложений со словами потому что.

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);

ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);

петух, индюк, курица, ворона (ворона);

журавль, аист, цапля, грач (грач).

Упражнение “Посчитай птиц”

(3-4-х перелетных птиц).

Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?”

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

«Скажи, какая(ой)?» (детям 6  лет)

Клин лебедей — лебединый,

Упражнение “Скажи одним словом”.

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

Упражнение “Узнай птицу по описанию”.

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

Упражнение “Скажи наоборот” (для детей от 5 лет)

Развитие мелкой моторики.

Сколько птиц                                                    Ритмично сжимать и разжимать кулачки

К кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,                                       На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,                                 загибать по одному пальчику

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!                                   опять сжимать и разжимать кулачки

Выучить наизусть стихотворение. Рассмотреть картинки, перечисленных в нем птиц.

Снегирь сорока, и клёст, и синицы –

зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

мы будем кормить их, конечно же, сами.

На шесте — дворец, во дворце — певец,

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. ( Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. ( Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. ( Гнездо.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. ( Кукушка.)

Стихи для автоматизации поставленных звуков

Аисты (С, Р)

Зарос в деревне старый пруд

Тут летом аисты живут

На липе вековой.

С утра летят на росный луг,

И клювами трещат.

Подняться в небо учат двух

А те глядят на старый пруд

Со страхом, но вот-вот

Над липой крыльями взмахнут

И – в первый свой полет.

Арифметика (С, Р)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Прилетело на урок?                            Т. Белозеров

Ты где была,

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Воробьи (Л, Р)

Дождь со снегом пополам,

Холодно и сыро.

Плохо бедным воробьям,

Нет у них квартиры.

Очень плохо им в морозы,

На глазах замерзли слезы.

Солнце, выйди поскорей

И воробушков согрей!                        Н. Шаманадзе

Ворона (Р, Л)

– Кра! –

Кричит ворона, –

Грош украл он

И красивую коробку!

– Стой, ворона,

Не кричи ты,

Жить не можешь

У тебя ведь нет

– Как! –

И моргнула удивленно, –

Что ж вы раньше

Кар-р-рман укр-р-рали!                     В. Орлов

*** (Р, РЬ)

Посмотри на снегирей!

Стайку встретили метели,

А Мороз – красный нос

Им рябинки принес,

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.                              А. Прокофьев

– Как тебя зовут, ворона?

– Что ты делаешь, ворона?

– Что ж кричишь, как на пожар?

– Карр-роша я!

Карр-расавица!                                  И. Гамазкова

*** (Ч, Р)

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»                      М. Бородницкая

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!                      П. Сапгир

Жаль воробьишку (Ш, Л, Р)

Мне жаль воробьишку,

Даже шишку в ледышку.

До маленьких ребрышек,

Я семечки сыплю,

Пшено и печенье,

Чирикнул – спасибо, мол,

За угощенье.                                      И. Мельничук

*** (Р, Л)

Сыр сорока раздобыла.

Сорок дырок в сыре было.

Сыр сорока поклевала:

Сыра с дырками не стало.

Стихи на одну букву (С)

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом соседка синица:

– Стать самой скрипучей сорока стремится!                   М. Пляцковский

*** (Щ, ЛЬ)

Считают на счетах

Щеглята щебечут и щелкают лихо,

Считаться на счетах

Они не хотят.                                      В. Бахревский

*** (Ф, С)

Филин старый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин прыг, филин скок,

Филиненку дал флажок

Филиненок  рад, рад,

Два фонарика горят.                          Г. Сапгир

Сорок сорок (Р, С)

Для своих сорочат

Не ссорясь, строчат.

Прострочены в срок –

Сорок сорок.                                      Ю. Кушак

– Вора! Вора! Вора бей!

– Тихо! Тихо! Тихо! Тихо!

И попадали с кроватки

От скандала воробьятки.                    В. Бахревский

*** (С, Р)

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.            В. Бахревский

Воробей (Ш, Р)

– Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.                  А. Тараскин

Елена Шнайдер Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлёт, добывание корма).

Ввести в активный словарь:

– существительные: птица, ласточка, грач, скворец, гусь, утка, журавль, лебедь, жаворонок, дрозд, чиж, соловей, трясогузка, цапля, аист, пеночка, голова, туловище, шея, крылья, лапы, пальцы, когти, перепонки, клюв, глаза, хохолок, перья, пух, оперенье, скворечник, гнездо, птенцы;

Публикация «Занимательный материал по теме „Перелетные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

– прилагательные: разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие, длинношеий, длинноногий, красноклювый, ширококрылый, короткоклювый, перелётный, водоплавающий;

– глаголы: летать, нырять, плавать, клевать, ловить, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, петь, кричать, трубить, приземляться, гнездиться, вить, насиживать, выводить, заботиться.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков.

2. Пальчиковая гимнастика «Птичка» – развитие мелкой мускулатуры рук.

3. Физкультминутка «Птички» – развитие общей моторики, координация движений.

4. Игра «Подумай и ответь» – отгадывание загадок.

5. Заучивание скороговорок – автоматизация звуков.

6. Чтение и выборочное заучивание стихов, пословиц, поговорок и народных примет о птицах.

7. Упражнение «Весёлые задачки»- развитие слухового внимания и ФЭМП.

8. Игры «Называй-ка!», «Телефон», «Цепочка», «Назови части» – предметный словарь.

9. Игра «Назови признаки» – словарь прилагательных.

10. Игра «Назови действия», «Кто как кричит?» – глагольный словарь.

11. Игра «Сосчитай-ка!», «Счёт 1-10» – согласование числительных с существительными и прилагательными.

12. Игра «Назови ласково», «Кто с кем улетает на юг?» – употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

13. Игра «Один – много» – образование существительных мн. числа им. и род. падежей.

14. Игра «Четвёртый лишний» – обобщение и исключение.

15. Игра «Образуй родственные слова» – образование однокоренных слов.

16. Игра «Скажи одним словом» – образование сложных слов.

17. Игра «Скажи наоборот» – употребление антонимов.

18. Пересказ рассказов : Д. Н. Соколова-Микитова «Улетают журавли», Г. Скребицкого «Стрижи» – развитие связной речи.

19. Упражнение «Расскажи-ка!» – составление рассказа – описания о птице по плану.

20. Игра «Образуй признак» – образование относительных прилагательных.

Птички начали спускаться (Дети изображают полёт птиц, бегают на носочках, махая руками).

На поляне все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. ( Дети приседают на несколько секунд).

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. ( Дети приседают).

• Летели лебеди с лебедятами.

• Цапля клюквы поклевала,

Клюква в клюве кислой стала.

– Нет, я клюкву не люблю,

Я лягушек половлю.

• Стояла цапля на крыльце

И писала букву Ц.

• Стоит цапля у болотца,

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках).

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. ( Машут сложенными накрест ладонями).

Птички, птички, по домам. ( Машут обеими руками, как крыльями).

Пословицы, поговорки, народные приметы

• Гуси летят – зимушку на себе тащат.

• Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

• Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

• Красна птица перьями, а человек – знаниями.

• Птице крылья – а человеку разум.

• Всякая птица свою песню поёт.

• Воля птичке дороже золотой клетки.

• Всякая птица своё гнездо любит.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• Всякий считает своих гусей лебедями.

• Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. ( Перелётные птицы).

• Белые полоски на груди,

В лес меня послушать приходи,

Всем одно и то же я твержу,

Беззаботно время провожу –

Мой птенец в чужом гнезде растёт,

Там куда яичко упадёт. ( Кукушка).

• С виду птички не бывает проще,

Только запоёт он в тихой роще –

Замирают радостно сердца,

Услышав маленького певца. ( Соловей).

• На одной ноге стоит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. ( Цапля).

• Из тёплых стран в апреле к нам они летят,

Под крышами из глины гнёзда мастерят.

Летят, как самолётики, изящны и легки –

Раздвоенные хвостики, собой невелики. ( Ласточка).

• На шесте – дворец, во дворце – певец. ( Скворец).

• Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. ( Аист).

• Курлычет он, к нам прилетая,

Живёт в болотах и лугах,

Он птица серая, большая

На длинных тоненьких ногах. ( Журавль).

• Перепончатая лапка,

Клюв широкий, как лопатка,

На воде она не тонет,

Полетит – перо уронит.

Осенью нам на прощанье

Всем помашет: «До свиданья». ( Утка).

• В воде купался, а сухой остался. ( Гусь).

• Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. ( Грач).

Утка три яйца снесла,

Два из них лиса нашла.

Сколько вывелось утят? (3-2=1)

Лебеди у нас в пруду.

Я поближе подойду:

Трое черных, белых пять.

Кто успел их сосчитать?

Сколько было лебедей? (3+5=8)

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игры «Называй-ка!», «Цепочка» – предметный словарь.

2. « Назови части тела» – предметный словарь.

– Что общего есть у птиц? – Голова, туловище, крылья, шея, перья, грудь, лапы, хвост, пух, клюв.

Перья, пух можно назвать опереньем.

– Чем отличаются птицы? – Размером, окраской, опереньем.

3. Игра «Назови признаки» – словарь прилагательных.

Птицы (какие) – большие, маленькие, красивые, разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие.

4. Игра «Назови действия» – глагольный словарь.

Птицы (что делают) – летают, прыгают, скачут, ходят, бегают, сидят, охотятся, ловят мошек, хватают, кричат, шумят, поют, машут крыльями, высиживают, кормят, заботятся, защищают, ищут корм, носят в клюве.

6. Игра «Сосчитай-ка!» – согласование числительных с существительными и прилагательными.

Журавлиная стая, перелётная птица, разноцветное перо.

7. Игра «Один – много»

Птица – птицы, крыло -, гнездо -, перо -, голос -, лапа -, хвост -, аист -, утка -, соловей -, журавль -, и т. д.

Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа. Например: птица – много птиц.

8. Игра «Кто как кричит» – глагольный словарь.

– Вы знаете, как птицы подают голоса?

Гусь – гогочет

Аист – трещит

Утка – крякает

Лесной конёк – цокает

Соловей – поёт, распевает трель Овсянка – синькает

Лебедь – трубит

Журавль – курлычет Кукушка – кукует Пеночка – считает капельки: тень-тинь-тюнь

9. Игра «Кто с кем улетает на юг?» – употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

10. Игра «Скажи одним словом» – образование сложных слов.

У цапли длинные лапы (какая цапля) – Длиннолапая цапля.

У аиста красный клюв (какой аист) – Красноклювый аист.

У лебедя белые крылья (какой лебедь) – Белокрылый лебедь.

У чижа желтая грудь (какой чиж) – Желтогрудый чиж.

У ласточки черная голова (какая ласточка) – Черноголовая ласточка.

У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка) – Длиннохвостая трясогузка.

Ласточка любит тепло (какая ласточка) – теплолюбивая ласточка.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют. звонкоголосым.

11. Игра “Скажи наоборот» – употребление антонимов.

Аист большой, а соловей -. (маленький).

У аиста длинная шея, а у кукушки -. (короткая).

Аист белый, а грач -. (чёрный).

У соловья серая грудка, а у ласточки -. (белая).

У жаворонка короткие лапы, а у журавля (длинные).

12. Упражнение «Расскажи-ка!» – составление описательного рассказа о птице по выбору.

– Где живёт? (На болоте, в лесу, в городе).

– Чем питается?

– Как зимует? (Улетает на юг).

– Какой имеет внешний вид?

– Голос. ( Курлычет, поёт,).

Лебедь Т. А. Шорыгина

Солнце озарило бледный небосвод,

Лебедь белокрылый по небу плывёт.

Тает отраженье в зеркале воды,

Дремлют без движенья светлые пруды.

Капля серебрится в зелени листа.

Может быть, мне снится эта красота?

Соловей Т. А. Шорыгина

В зелени ветвей соловушка – соловей

Ночи напролёт песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в саду певца!

Журавли Т. А. Шорыгина

Высоко в голубой дали над землёй летят журавли.

Летят они, курлычут, нас за собою кличут,

Как будто говоря: «Летите вместе с нами!

За тёмными лесами, за синими морями

Есть тёплые края;

Там, в зелени долины,

Мы скоротаем зиму,

А раннею весной

Вернёмся в край родной!»

*** А. Плещеев

«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

«Милые крошки! С вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать ещё будете детки

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни тучи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

И начнёт под вешним солнцем

Я вернусь, когда малютки,

Вы уж будете читать!»

*** Т. А. Шорыгина

Листья жёлтые облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлёту.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми берёзками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весной,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумит молодой листвой

Каждый куст и каждое деревце.

Тексты для пересказа

Улетают журавли По И. Соколову – Микитову

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города

высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной.

Акматова Айнура Асанкуловна Картотека игровых упражнений по лексической теме «Увидел грача — весну встречай» для детей 4–7 лет

«Ждем к себе мы в гости птиц»

I. Грач, ласточка, скворец, червячки, жучки, скворечник, гнездо.

Клюют, летают, поют.

II. Грач, скворец, журавль, ласточка, соловей, аист, туловище, лапки, голова, крылья, перья, хвост.

Шумные, певчие, голосистые, полезные, перелетные.

Летят, клюют, щебечут, свистят, поют.

III. Птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло.

Прилетать, вить, выводить, искать, кормить.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Увидел грача — весну встречай“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Один, два, три, четыре, пять, большое, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со, за, над.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Птички»

«Птичка, лети!» – формировать правильное речевое дыхание.

Помогите птичкам научиться летать. Подуйте на птичку, чтобы она полетела.

Общая и мелкая моторика:

I-II «Грач ищет червячков»

Черный грач шагает важно,

Дети убирают руки за спину, шагают на месте.

Ищет червячков отважно.

Много червячков найдет,

Очерчивают руками в воздухе большой круг.

Их грачатам отнесем.

«Грач кормит птенцов»

Черный грач летит в гнездо.

Ребенок машет кистями рук, как крыльями.

В гнезде сухо и тепло.

Складывает руки «ковшиком».

Птенчики в гнезде сидят,

Пальцы одной руки складывает в щепоть, обхватывает их пальцами другой руки.

Кушать просят и пищат.

Соединяет и разъединяет большой палец с остальными пальцами.

Грач качался в гамаке.

Наклоны в стороны.

Гуси – в волнах на реке.

Наклоны вперед – назад.

Мимо ласточки летели

И на веточку присели.

Дружок ты мой, дрозд,

Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пестренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Снова машут сложенными накрест ладонями.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. Лото «Один, два, три» – развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три; согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода.

Педагог раздает детям игровые карты и предлагает показать, где нарисован один кружок, два кружка, три кружка. После этого кладет на стол стопку предметных картинок с изображениями диких птиц и объясняет детям, что они будут по очереди выбирать те карточки, на которых изображено столько же птиц, сколько кружков на игровой карте. Победит тот, кто скорее закроет обе половины своей игровой карты и правильно назовет картинки : «Один грач, две ласточки. Одна ласточка, три грача. Два грача, три ласточки».

«Кого не стало?» – употребление в речи родительного падежа существительных единственного числа.

Педагог помещает на доску предметные картинки. Дети называют и запоминают птиц. Затем закрывают глаза, а логопед убирает одну картинку. Дети должны сказать, какой птицы не стало.

«Что есть у птицы?» – пополнение номинативного словаря (выделение и называние частей тела птиц).

«Что делает грач?» – употребление в речи глаголов.

II. « Кого не стало?» – усвоение категории родительного падежа.

«Кто больше назовет действий» – активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:

что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить.);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.);

что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.).

III. « Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Соловей – соловушка, журавль – журавушка и т. д.

«Кто у кого» – образование супплетивных форм существительных.

У грача – грачонок и грачата.

У скворца – скворчонок и скворчата.

И так далее.

«Один – много» – употребление родительного падежа множественного числа.

Один грач – много грачей, один скворец – много скворцов и т. д.

«Посчитай» – согласование числительных с существительным.

1 грач, 2 грача, 3. , 4. , 5. и т. д.

«Подбирай, называй» – подбор признаков и действий к предметам.

Кукушка (какая) пестрая,.

Аист (какой) важный,.

Ласточка (какая) быстрокрылая,.

«Кто что делает?» – подбор глаголов к существительным.

Птицы весной (что делают) вьют гнезда, выводят птенцов и т. д.

«Скажи наоборот» – учимся подбирать антонимы.

«Грач» – учить детей употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).

Грач вылетел (из) гнезда.

Грач прилетел. гнездо.

Грач подлетел. гнезду.

Грач кружит. гнездом.

Грач сел. гнездо.

Грач ходит. пашне.

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют. (звонкоголосым).

У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют. (длиннохвостой).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. « Звуковая картинка» (журчит ручей, поют птички, капель – соотнеси с картинкой)

«Ходим, ходим, стоп» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Скворушки» (Хисматуллина)

II. « Передай мячик»

– Вы будете передавать друг другу мячик и повторять то, что скажу я. Пока вы повторяете, сжимайте мячик в ладони.

Грачи строят гнезда.

Скворец кормит птенцов.

Дети, произносят фразу, все сильнее сжимают мяч в ладони.

Мы без дела не сидим,

Домик птичкам мастерим.

Мы построим птичкам дом.

Хлопают в ладоши.

Молоток наш верный друг.

Ловко гвозди забивали.

Быстро стучат пальчиками по столу.

Вот готов для птичек дом.

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем

В деревянный свой дворец?

Это – черненький скворец!

Трут ладошку о ладошку в ритм стихотворения.

III. « Цепочки». Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них) :

грач – ласточка – кукушка – скворец; утка – лебедь – гусь – журавль и т. д.

Речевая подвижная игра «Птички». Ребенок хлопает на каждую строчку четыре раза.

На деревья сели,

Речевая игра «Птичка песенку поет»

Птичка песенку поет:

– Тинь, тинь, тинь.

Дети ритмично постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой.

Скоро солнышко взойдет.

Ритмично хопают в ладошки.

Комары проснутся скоро

Ритмично похлопывают по плечам скрещенными руками.

Вот тогда наемся вволю.

Ритмично пощелкивают пальцами.

Деткам мошек принесу.

Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены, ритмично помахивают «крыльями».

В клювик наберу росу.

Ритмично открывают и закрывают «клюв» : собранные в щепоть четыре пальца руки смыкают с большим пальцем.

Поучу птенцов летать.

Ритмично приседают, руки в стороны.

Крылья смело расправлять.

Делают ритмичные плавные движения руками.

II. Мнемотаблица «Грач ищет червячков»

III. Составление описательного рассказа о перелетной птице по опорной схеме.

Стихи о перелетных птицах

Н. Соколов-Микитов «Над болотом»

Е. Тараховская «Мы построили скворечню»

А. Клыкова «Наш скворечник»

В. Жуковский «Птичка»

И. Токмакова «Птичка»

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Просмотр м/ф. : «Кукушка и скворец», «Серая шейка», «Лягушка-путешественница»

Игры с природными материалами:

I. « Приготовим корм птицам»

В синюю чашечку дети складывают горох, а в красную – фасоль.

II. Игра с песком «Спрячь ракушки»

Дети прячут ракушки в песок по заданию педагога. Педагог хлопает в ладоши, и ребенок прячет ракушки сколько услышал хлопков. Затем педагог хлопает в ладоши, и ребенок ищет столько ракушек, сколько услышал хлопков.

I. « Какая птица улетела?» – развитие внимания, памяти.

«Подбеги к птице, которую назову» – учить детей различать птиц по внешнему виду.

Раз, два, три к ласточке подбеги.

Раз, два, три скворца найди.

Раз, два, три грача отыщи (и т. д.)

II. « Кто лишний?» – развитие речевого слуха, мышления, связной речи.

– Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

(Лишний скворец, он перелетная птица, а все остальные птицы – домашние.)

– Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

(Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.)

– Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

(Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.)

«Узнай силуэт» – развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.

– Кто узнает птицу, чей силуэт видит на своей карточке.

– Верно. Как можно назвать этих птиц? Что вы знаете о них?

Дети. Это перелетные птицы. Они прилетают к нам весной. Они строят гнезда и выводят птенцов. Весной они много поют.

III. « Улетает – не улетает» – развитие логического мышления, памяти, внимания.

Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая, или ведет оседлый образ жизни (воробей, голубь, сорока, галка).

«Игра в слова» – развитие слухового внимания, мышления, памяти.

Дети рассматривают изображение одной птицы. Педагог предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

«Едем в гости к ласточке»

Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. вести элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Способствовать обогащению сюжета. Учить детей использовать предметы-заместители. Формировать навыки конструирования. Развивать творчество, диалогическую речь. Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни.

Воспитывать положительное отношение к животным (гостям, приветливость и дружелюбие в игре, вызывать желание участвовать в совместных играх.

Действовать в соответствии с игровым замыслом, умения подбирать место, подбирать игровые атрибуты, игрушки.

Научить детей действовать сообща с товарищами, принимать одно решение бесконфликтно; вызывать желание участвовать в совместной игре, проявить чувство симпатии к партнеру по игре.

«Что слышишь?» – тренировать слуховое внимание.

Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

I. « Домик для птички» – учить создавать простейшую конструкцию, передовая представления о знакомых предметах, закрепить умение строить в нужной последовательности.

II. « Дом для скворцов» – учить строить по схеме постройку, закреплять в речи названия строительных деталей (кирпичик, пластина, треугольная призма).

III. « Птичий городок» – учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу.

II. « Скворцы и кошка» – развивать двигательную активность, ловкость.

Выбираются 3-4 ребенка – «скворца», один ребенок – «кошка». Остальные дети по 3-4 человека берутся за руки, образуют круги – «скворечники». В каждом размещаются по 1-2 «скворца». « Кошка» находится в стороне. Под легкую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» старается поймать «скворцов». « Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом.

«Птички» – дать детям эмоциональный заряд, вызвать двигательную активность.

Педагог очерчивает на площадке круг. За кругом находятся дети – это «птички». В центре круга водящий – «кошка». Водящий сидит на корточках с закрытыми глазами – «кошка спит». По сигналу педагога (удар в бубен, свисток) «птички» начинают прыгать на двух ногах из круга в круг, «летать» – бегать на носочках внутри круга. По второму сигналу педагога кошка просыпается и начинает ловить «птичек». « Птички» стараются «улететь» от «кошки» за черту – в свой дом.

Примечание. « Кошка» ловит «птичек» только внутри круга.

III. « Скворечники» – упражнять в беге в разных направлениях, действиях по сигналу.

В разных местах площадки кружки – скворечники. Число играющих нечетное. В каждом кружке помещается только пара скворцов. Один скворец остается без скворечника. По сигналу «Скворцы летят!» дети бегают по площадке, взмахивая руками, изображая скворцов. По сигналу «Скворцы прилетели!» дети бегут в любые скворечники. Проигрывает оставшийся без места.

«Птицы в клетке» – совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» – это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики» По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

Все люди глядели.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц.

Все люди дивились.

Приседают, руки опускают за спиной, как складывают крылья.

Бегут по кругу, взмахивают руками.

А уж ясно солнышко

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

И повсюду золото

Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.

И летят, летят.

Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Игра малой подвижности:

I. Русская народная игра «Замри» – развивать внимательность.

Взмахивают руками – «крыльями».

И сказали: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб!

Легонько хлопают ладошкой по лбу.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять.

Замирают, опустив вниз руки.

II. Хороводная игра «Лебедь» – научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

Лебедь белый, лебедь смелый

Улетает далеко —

Дети ритмично машут руками и бегут по кругу друг за другом, произнося текст.

В страны жаркие, где пищу

Он найдет зимой легко.

Лишь весна настанет, лебедь

Вновь на родину летит,

Идут (бегут) в противоположном направлении, машут руками.

И у озера родного

Приземлиться он спешит.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, опускаются на одно колено) руки в стороны.

Встают на ноги, делают поклон от груди и вниз.

Где так долго пропадал?

— Был в далеких жарких странах,

Машут руками, произнося текст.

Зиму там пережидал!

Произносят текст с опущенными руками.

III. « Куда спряталась птичка» – закрепить умение выполнять движения по тексту.

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр.

Как на этой на неделе

Наши верные друзья –

Выполняют «пружинку» руки на поясе.

Очень шумная семья

Хлопотливых птиц – грачей.

Мы идем встречать гостей.

Как они, хотим летать,

дружно, весело играть.

Идут по кругу друг за другом.

Мы летаем, мы летаем,

Свои крылья поднимаем.

Бегут по кругу друг за другом.

В птичьем вальсе мы кружимся,

Кружатся на месте, руки на пояс.

И на землю мы садимся.

Присаживаются на корточки, руки вниз.

Червячков мы поклюем

И опять летать начнем.

Стучат пальчиками по сапожкам. Встают, машут руками вверх-вниз.

«Журавль». Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Красно лето вспоминать.

Упражнение для мышц шеи :

«Гуси – лебеди». Вытягивать шею как можно вперед.

Мимическое упражнение :

«Радостный день». Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возвращения из дальних странствий.

Упражнения для щек и губ :

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Массаж ног «Строители»

Поглаживают ладонями ножки.

Быстро постукивают пальчиками.

Это – черненький скворец!

* Черный, проворный,

* Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

* На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик, и певец.

* На одной ноге стоит,

* Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома –

За лягушками в болото.

* В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

* Длинноногий, длинноклювый,

Длинношеий, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

* Что за птица:

Никого не боится,

Несут выше тучи.

Для деток малых

Гнездо вьет на скалах.

Вислевская Наталья Лексическая тема «Перелётные птицы»

Лексическая тема : “Перелётные птицы”

1. Рекомендуем вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.

2. Обратите внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе.

3. Расскажите ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.

4. По возможности во время прогулки понаблюдайте за жизнью птиц весной.

5. ” Улетает – не улетает”.

Публикация «Лексическая тема „Перелётные птицы“» размещена в разделах

Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица или зимующая (воробей, голубь, ласточка, сорока, галка, скворец и т. д.)

“Назови ласково” упражнение на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

“Кто у кого”

“Один – много” упражнение на употребление родительного падежа мн. числа.

“Посчитай” упражнение на согласование числительных с существительным.

“Подбирай, называй” упражнение на подбор признаков и действий к предметам.

Ласточка (какая) быстрокрылая и т. д.

“Кто что делает?” упражнение на подбор глаголов к существительным.

“Скажи наоборот” (учимся подбирать антонимы).

13. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).

“Скажи одним словом” упражнение на образование сложных слов.

15. ” Закончи предложение” упражнение на развитие связной речи.

На дереве гнездо, а на деревьях -. (гнезда)

На ветке сук, а на ветках -.

В гнезде птенец, а в гнездах -.

Пересказ по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

– Какие птицы прилетают весной первыми?

– Что сразу начинают делать грачи?

– Где они вьют гнезда?

– Когда они выводят птенцов?

17. Развитие логического мышления.

“Четвертый лишний” (без опоры на наглядность).

Ворона, воробей, стриж, голубь.

Скворец, грач, голубь, стриж.

Значит дождик где-то близко.

На шесте – веселый дом

Дом качает ветер. На крыльце поет отец –

Упражнения для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Ты где была?

– За морем бывала,

(На каждую строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная

с указательного пальца, сначала на правой, потом на левой руке.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *