ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Лекция 4. Законность и правопорядок. Правонарушения и юридическая ответственность

Цель лекции: характеристика принципов и гарантий законности, определение понятия правопорядка, анализ структуры, видов и причин правонарушений, особенностей юридической ответственности.

1. Законность: понятие и принципы. Законность – строгое, неуклонное соблюдение, испол­нение норм права участниками общественных отношений. Законность проявляется в конкретном поведении, деятельности ука­занных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выража­ющийся в том, что большинство участников общественных от­ношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

1. верховенство закона. Правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах. Этот принцип означает приоритет закона в отношении других нормативно-правовых актов.

2. равенство людей перед законом. Обязательность соблюдения законности для всех без исключения. Перед законом все должны быть равны. Каждый из нас призван делать то же, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства.

3. приоритет прав граждан. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами и внутригосударственными нормативными актами.

4. единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т.д.

2. Гарантии законности. Гарантии законности — это соответствующие экономические, социальные, духовные условия и специальные юридические средства, которые обеспечивают строгое и неуклонное выполнение  закона всеми субъектами права.

Выделяют следующие общие и специально-юридические гарантии законности.

2) политические (демократизм, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей);

3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов);

4) общественные (сложившийся в стране комплекс профи­лактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (правосознание, юридические знания, уважение к требова­ниям права).

1) Прокурорский надзор. Надзор за законностью деятельности государственной администрации проводится в форме проверок. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями – наличие правонарушений, требующих прокурорского реагирования. Выявив нарушение действующего законодательства, прокурор применяет специальные меры прокурорского реагирования: протест; представление; заявление о признании правового акта недействительным; предостережение.

2) Судебный контроль. Может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, а также по инициативе самих судов.  Результат рассмотрения – судебное решение или определение. Суды предупреждают нарушения, санкционируя властные действия, вынося частные определения; восстанавливают нарушенные права; взыскивают причиненный имущественный и моральный ущерб; признают нормативные акты незаконными; привлекают нарушителей к ответственности.

3) Внутриведомственный контроль – контроль за подчиненными органами. Особенность этого контроля – проверка не только законности, но и целесообразности. Последствия контроля – отмена актов государственного органа или должностного лица, наложение дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения.

3. Правопорядок: понятие, основные черты, соотношение с законностью. Правопорядок — это итог правового регулирования; реализованная законность; порядок в общественных отношениях, который основывается на нормах права.

1. Правопорядок складывается из правомерного поведения людей. Преступления сюда не входят.

2. Правопорядок стимулирует издание совершенных, эффективных норм права.

3. Правопорядок – часть общественного порядка, который складывается из норм морали, общественной организации. Выступает итогом законности.

Соотношение с законностью. Нельзя добиться правопорядка иными способа­ми, кроме совершенствования правового регулирования и обес­печения законности. Укрепление законности закономерно и неиз­бежно приводит к укреплению правопорядка. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержа­ния законности.

Законность – это необходимая предпосылка правопорядка, ведь правопорядок – это реализованная законность.

4. Понятие и признаки правонарушения. В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение – это социально-полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками.

1) Правонарушение – это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы “черными” они не были, до тех пор, пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т.п.)

2) Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего, на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет.

3) Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушения признавали животных и судили их по всей строгости закона. Но это были времена средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

4) Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения  общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершат его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями.

5) Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются преступлениями.

5. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Юридический состав правонарушения – это совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном несовершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законодательством объектом преследования. В этом находит проявление гуманистическая направленность права. С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных случаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам.

К элементам объективной стороны правонарушения относятся причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.

Объектом правонарушения являются явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т.п.

Субъективная сторона правонарушения воплощена в понятии деликтоспособности правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается  лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли – возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и прочего – является юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно и имело вредные последствия.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает с 16 лет, а за отдельные виды – с 14, административная – с 16 и т.д.

Не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, решены в юридической теории и практике однозначно. Имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве.

Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (т.е. ответственности подлежит физическое лицо, совершившее данное преступление), то в гражданском праве имущественную ответственность может нести не только совершивший гражданско – правовой деликт. Достаточно сложным является вопрос относительно признания субъектом правонарушения коллектива людей. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно – таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью. Что касается иных отраслей права, то здесь мнения специалистов разделились. Одна группа ученых склонна признавать коллектив людей субъектом правонарушения, другая – исходит из противоположного мнения. В любомслучае действия коллективных субъектов при определенных условиях могут признаваться противоправными и соответственно влечь за собой некоторые правоограничения.

Юридическим составом правонарушения охватывается еще один компонент – установление в законодательстве санкций (неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений, являющееся непременным условием применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Справедливо замечено, что там, где не предусмотрена юридическая ответственность, там нет правонарушения.

6. Виды правонарушений. Причины правонарушений. Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения делятся на:

1) гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства.

2) трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

3) уголовные – правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.

4) административные – правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

По общественной опасности правонарушения принято делить на:

2) иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско – правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества.

В связи с этим различают три вида правонарушений:

1) в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и другие);

2) в области социально – бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

3) в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

1) духовные или материальные блага;

2) общественные или личные интересы.

Самым опасным видом правонарушений является преступление. Что есть преступление, определяет закон (Уголовный кодекс РФ), принимаемый высшим законодательным органом. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется следующими критериями:

а) значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.);

б) размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением;

в) способ, место и время совершения противоправного деяния;

г) личность правонарушителя.

Вторую очень многочисленную группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей.

1) Административные проступки – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей.

2) Дисциплинарные проступки  – это правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и др.

3) Материальные проступки – правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и др.)

4) Гражданские проступки – правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.)

5) Финансовые проступки – правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, недоплата налогов, нарушение финансовой отчетности и др.)

6) Семейные проступки – это правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.)

7) Конституционные проступки – это нарушения, выражающиеся, в частности, в  издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.

Причины правонарушений делятся на:

Социальные причины – это социальные явления, порождающие противоправное поведение.

Биологические причины – это передаваемые по наследству (генетически) предрасположенности личности к совершению противоправных поступков.

Виды социальных причин:

1) Экономические: низкий уровень жизни (бедность) значительной части населения, рост безработицы и др.

2) Нравственные – состоят в том, что в результате переоценки моральных ценностей стали “оправдывать” нарушение юридических норм для достижения каких-либо целей;

3) Культурные – выражаются в формуле – чем ниже культурный уровень населения, тем выше статистический уровень правонарушений;

4) Правовые – проявляются тогда, когда имеют место противоречия между требованиями юридических норм и объективными законами развития общества;

5) Эффективность деятельности правоохранительных органов – проявляются в закономерности; чем ниже        эффективность, тем больше совершается правонарушений;

7. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между го­сударством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствую­щие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное право­нарушение.

Признаки юридической ответственности:

1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое.

2. Поведение должно содержать признаки правового нарушения, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности.

3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и об­щественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя.

4. Имеет штрафной характер. Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление охранитель­ного правоотношения.

5. Юридическая ответственность имеет особую обязанность – претерпеть лишения личного, имуществен­ного и другого плана.

6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса.

Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:

1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;

5) неотвратимость наступления юридической ответственности;

6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная. Выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, административного ареста).

Гражданско-правовая. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Уголовная ответственность. Характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Она применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Материальная ответственность. Это возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к принципам законности?

2. Что такое правонарушение и каковы его признаки?

3. Назвать виды правонарушений.

4. Перечислить принципы юридической ответственности.

Лекция 2. Норма права. Правовые отношения

Цель лекции: определение понятия правовой нормы, особенностей, структуры и видов правовых отношений.

1. Понятие норм права, их соотношение с другими социальными нормами. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

а) социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

б) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

в) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие:

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.

По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.

По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).

По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Важнейшее место в системе социальных норм занимают нормы права.

Под нормой права понимается общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного принуждения и регулирующее общественные отношения.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание  государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов; любая норма закреплена в нормативно-правовом акте);

3) связь с государством и гарантированность государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права).

Таким образом, норма права – это юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

2. Структура нормы права. В структуру правовой нормы входит три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

1. Гипотеза правовой нормы. Права и обязанности лиц и организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекраща­ются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоя­тельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников обществен­ного отношения, носит название гипотезы правовой нормы.

Гипотезой могут служить любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором».

2. Диспозиция правовой нормы. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обя­занности как меру поведения, именуется диспозицией.

Диспозиция может относиться к правам и обязанностям, к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регули­руемого отношения.

3. Санкция правовой нормы. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью приме­нения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмот­ренных законом и в целях защиты интересов общества и государ­ства, прав и свобод граждан и организаций. Та часть правовой нормы, которая содержит меры принуждения за нарушение обязанностей, называется санкцией.

3. Виды правовых норм. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы права можно подразделить на:

Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие; зап­рещающие.

Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в ре­гулируемом поведении.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий участникам отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

По сфере действия нормы права делятся на нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц (распространяются на всех или на четко обозначенную группу субъектов).

4. Понятие правоотношения и его структура. Право регулирует общественные отношения, в резуль­тате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями.

Правоотношение – урегулированное правом общественное отношение.

Правоотношение – такая социальная связь, участники которой являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей.

В структуру правоотношения входит три элемента:

Объектами правоотношений являются разнообразные материальные и нематериальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, информация, работы, услуги, домашние животные, результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальные права, личная и семейная тайна, деловая репутация и т.д.).

Субъект правоотношения – это субъект права, который стал участником конкретного правового отношения.

Любой субъект правоотношения – это все­гда субъект права, но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.

Для того, чтобы субъект права превратился в субъекта правоотношения, должны появиться определенные юридические факты, которые опираются на определенную правовую норму. Она возлагает на данных субъектов права юриди­ческие обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем са­мым участниками возникшего правоотношения.

По видам субъектов права (а значит и субъектов правоотношений) можно разделить на: а) физических лиц; б) юридических лиц; в) публично-правовые образования.

Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства (апа­триды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

К юридическим лицам относятся коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие (религиозные организации, общественные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, ассоциации и союзы юридических лиц и т.д.) организации.

К публично-правовым образованиям относятся организации, обладающие властными полномочиями (Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, министерства, ведомства и т.д.)

Содержание правоотношения имеет двойственный характер: юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения – это воз­можность определенных действий управомоченного лица, необходимость определенных действий или необходимость воз­держания от запрещенных действий обязанного лица, а факти­ческое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения – это субъек­тивные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юриди­ческую связь управомоченной и обязанной сторон.

Субъективное право – это юридическая возможность, принадлежащая конкретному индивиду.

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право поведения – право на собственные фактичес­кие действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (использование вещи по прямому назначению);

б) право пользования (право на принятие юридических решений);

в) право требования от другой стороны испол­нения обязанности (кредитор имеет право требовать от должника возврата денег);

г) право притязания – обращение в государственные органы для принудительного исполнения обязанности (взыскание долга, восстановление рабочего на работе).

Юридическая обязанность – это официальная мера должного поведения. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Содержание юридической обязанности включает следующие разновидности:

1) всеобщая юридическая обязанность не совершать запрещенных правом действий;

2) обязанность совершить предписанные правом действия;

3) обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

5. Виды правоотношений. По отраслям права выделяют: конституционные, административные, гражданско-правовые, финансовые, семейные, уголовно-правовые и другие правоотношения.

По содержанию: регулятивные (форма реализации диспозиции правовой нормы), охранительные (форма реализации санкции правовой нормы).

По характеру: процессуальные (по возбуждению уголовного дела, ведению следствия), материальные (отношения по существу уголовного дела), иные правоотношения.

По степени определенности: абсолютные (существуют между субъектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности), относительные (между конкретными субъектами, например, арендодателем и арендатором).

По количеству участников: простые (двусторонний договор), сложные (сбор подписей за назначение референдума),

По продолжительности: моментальные (мена), длительные (аренда).

По характеру обязанности: активные (обязанность оказать услугу по договору), пассивные (владение имуществом).

По субъектному составу: горизонтальные и вертикальные.

6. Юридические факты как основания возникновения правоотношений. Юридические факты — это определенные жизненные обстоя­тельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

Юридические факты являются элементом механизма правового регулирования. Они формулируются гипотезами правовых норм, при реализации которых срабатывает диспозиция правовых норм. Юридические факты служат основаниями для появления и функционирования правоотношений.

Виды юридических фактов:

2. по характеру действия:

3. по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения:

Действия бывают правомерными и неправомерными. Последние, в свою очередь, делятся на преступления и проступки. Правомерные действия де­лятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые послед­ствия связываются не с самим действием, а с его результатом).

4. в зависимости от степени сложности:

1. Что такое норма права?

2. Какое место занимает норма права в системе социальных норм?

3. Соотнести право и обычаи.

4. Перечислить объекты правоотношений.

Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство

Государство
– это
специфическая политико-территориальная
организация классового общества с
особой публичной властью в виде
специального аппарата, выражающая
интересы экономически господствующего
класса или всего народа, закрепляющая
эти интересы в системе правовых норм.

Право
– это система
общеобязательных правил поведения,
кото­рые устанавливаются и охраняются
государством, выражают общие и
индивидуальные интересы населения
страны и выступают государственным
регулятором общественных отношений.

Право не может существовать без
государства, оно устанавливается и
охраняется государством. Право приобретает
в государстве гарантию своей реализации.
Государство также не может существовать
без права, так как право оформляет
государство, упорядочивает его
деятельность, регулирует деятельность
государственных органов и закрепляет
совокупность их полномочий. Функции
государства осуществляются через
правовое регулирование. Соотношение
государства и права – это не соотношение
объекта и его свойства, а соотношение
двух самостоятель­ных объектов.
Характер взаимоотношений между
государством и правом не позволяет
говорить о чьём-либо превосходстве.

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской
Федерации указано: «Российская Федерация
– Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления».

Принципами правового государства
являются: народный суверенитет; признание
человека, его прав и свобод высшей
ценностью; верховенство права; разделение
властей.

Народный
суверенитет означает, что над государством
есть сила, спо­собная определять его
деятельность, – народ, живущий на
тер­ритории государства. Никто, кроме
народа, не может быть источником
государственной власти, ее сувереном.

Признание человека, его прав и свобод
высшей ценностью означает такой характер
взаимоотношений челове­ка и государства,
при котором права человека рас­сматриваются
не как дарованные государством, а как
принадле­жащие каждому в силу факта
рождения, а государство признает и
защищает такие права от нарушений.

Верховенство права означает, прежде
всего, верховен­ство закона – акта
высшей юридической силы.

В
правовом государстве власть разде­лена
на законодательную, исполнительную и
судебную, ни одна из трех властей не
может подчинить себе другие и должна
действовать в условиях сотрудничества
и взаимопонимания.

Соседние файлы в папке 1. Лекции