ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
Поколения государственных образовательных стандартов
Стандарты общего образования:
Стандарты высшего профессионального образования:
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).
Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:
По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.
Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.
Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.
История разработки образовательных стандартов в России
Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:
Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).
В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:
С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
Критика образовательных стандартов
Открыто критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».
Критически относится к проблеме стандартизации образования И. И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Соответствуют ФГОС от 1 сентября 2022 г.
Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Форма обучения в удостоверении не указывается
8 октября (Набор групп каждый день)
На осуществление образовательной деятельности №9757-л от 19.04.2019
Разработано в соответствии с изменениями ФГОС, вступившими в силу 1 сентября 2022 года
В октябре стоимость обучения
снижена на 42%
Получить диплом о профессиональной переподготовке
Выдаем документы установленного образца
Отзывы о работе учебного центра
Спасибо организаторам курса. Проверка знаний была весьма полезной.
Все учебные материалы изложены очень доступно. Рассмотрены многие ситуации, которые возникают в реальности в
процессе управления учебно-воспитательным процессом. Очень удобно, что обучение проходит дистанционно и не надо
никуда ездить. Цены вполне доступные и полностью оправдывают качество. Мне очень понравилось.
Хочу выразить большую признательность и огромное спасибо. Обучение мне понравилось. Все было замечательно и
корректно, все документы получила в срок. Желаю процветание вашему центру. Буду рекомендовать ваш сайт своим
коллегам.
Здравствуйте. Работаете очень оперативно и профессионально
Спасибо большое за нужную для всех учителей детей вашу деятельность за курсы и предметные Олимпиады
Я Вам очень благодарна!!! Уже советую своим коллегам проходить у вас курсы переподготовки. Скорее всего и сама
скоро буду обучаться на учителя русского языка
Добрый вечер! Много интересных предложений по курсам,просто в отпуске хочется немного передохнуть. Надеюсь
продолжить работу в центре, все хорошо, тесты продуманы,организация четкая и все понятно. Еще раз спасибо!
Итоговый тест с ответами особенности обновленных ФГОС 2021 3 поколения НОО и ООО начального и основного общего образования, 23 вопроса с ответами, пройти тест вы можете ниже.
Итоговый тест обновленные ФГОС 2021 ООО и НОО с ответами
Итоговый тест обновленные ФГОС 2021 с ответами
1)Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите один верный ответ):
2)Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это
3)Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:
Ответ: d, e
4)Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы
5)Методологической основой ФГОС 2021 является
6)Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить:
Ответ: b, c
7)С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся:
8)В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является:
9)Единица учебной деятельности – это
10)Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие
Ответ: c, d, e
11)Особенностью проектной деятельности является ее направленность на
12)Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в
13)По годам обучения в примерных рабочих программах представлены
Ответ: a, d
14)Основные виды деятельности обучающихся в примерной рабочей программе представлены
15)Примерная рабочая программа является методическим ориентиром для учителя, поскольку она позволяет
16)Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с
17)Формирование универсальных учебных познавательных действий планируется по отношению к
18)На уроке проверки и оценки знаний целесообразно применять форму организации учебной деятельности
19)На уроке организации проектной деятельности целесообразно применять формы
20)Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы
21)Из представленного ниже перечня требований к учебным задачам выберите то, которое НЕ связано с учетом психологических компонентов Учебная задача должна
22)Расставьте этапы комбинированного урока в правильной последовательности
23)Расставьте этапы проектирования учебного занятия в правильной последовательности:
Рабочие программы ФГОС на 2022-2023 учебный год для 1-11 класса
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования
1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.
Информация об изменениях
Статья 11 дополнена частью 5.1 с 14 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Статья 11 дополнена частью 8.1 с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Статья 11 дополнена частью 9.1 с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:
1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
10. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория “федеральный университет” или “национальный исследовательский университет”, образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра “Сколково” и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Статья 11 дополнена частью 11 с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.
Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО (федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования), утвержденного приказом Министерства просвещения РФ № 287 от 31 мая 2021 года 36 ч.
Вы успешно оплатили обучение по курсу повышения квалификации. Новые модули будут открываться по мере успешной сдачи тестирования.
Приступайте к обучению прямо сейчас!
После изучения материалов курса приступайте к прохождению тестирования. Мы не ограничиваем Вас в количестве попыток для прохождения тестирования. После успешного прохождения итогового тестирования по курсу повышения квалификации Вы получите удостоверение государственного образца! Доставка удостоверения Почтой России уже включена в стоимость курса.
Модуль №1: Содержание нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Модуль №2: Актуальные изменения в ФГОС ООО
Модуль №3: Новые требования к структуре программы основного общего образования
Модуль №4: Требования ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Модуль №5: Новые требования к результатам освоения программы основного общего образования
Модуль №6: ФГОС третьего поколения
Итоговое тестирование по курсу
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
(сноска в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
Основное общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
(п. 2 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника основной школы”):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов участников образовательных отношений;
руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
абзац утратил силу. – Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955;
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность педагогического профиля и методических структур в системе общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ основного общего образования;
руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.