ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Публикация «Внеклассное занятие по русскому языку „Мой друг — родной язык“ в 3 классе» размещена в разделах

Оборудование: разрезные карточки, конверт, мультимедийное оборудование.

Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума.

Выясним, что такое глухие согласные звуки в русском языке, какие имеют фонетические характеристики и чем отличаются от звонких согласных. Приведем таблицу глухих согласных.

Полухина Ольга Юрьевна Внеклассное занятие по русскому языку «Мой друг — родной язык» в 3 классе

– познакомить детей с праздником «Международный день родного языка»,

– вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,

– формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам,

– развивать речь детей, память, мышление, раскрывать таланты ребят,

– воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа, патриотизм, толерантность, чувства любви и гордости за родной язык, чувство принадлежности к своему народу, культуре.

Что такое глухие согласные?

В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные,  которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.

Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.

Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.

Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.

Глухие согласные — это звуки, в образовании которых участвует шум при отсутствии голоса.

Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.

Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.

Убедимся в этом, сравнив пары слов:

Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:

Звонкие и глухие согласные


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Всего получено оценок: 519.

Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. В данной статье, предназначенной для учащихся 1 класса, рассмотрим звонкие и глухие согласные звуки: парные по звонкости/глухости, непарные звонкие и непарные глухие.

Парные по звонкости/глухости

В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.

Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.

Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.

Непарные звонкие

В русском языке есть только звонкие согласные звуки, то есть такие согласные звуки не являются парными, они не имеют пар звуков по глухости.

Звучание непарных звонких согласных звуков не зависит от положения.

Непарные глухие

Есть также согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости. Такие звуки называются непарными глухими согласными звуками.

Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения.

Что мы узнали?

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Согласные звуки


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Всего получено оценок: 169.

В русском языке согласных звуков больше, чем букв: если согласных букв 21, то согласных звуков 37. Классифицируются они по самым разным параметрам: глухости и звонкости, твердости и мягкости, а также на категории по способу произнесения. В отличие от гласных, согласные звуки, кроме шипящих, произносятся очень коротко.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Другие характеристики согласных звуков

Все согласные звуки подразделяются на три категории – сонорные (их еще называют носовыми – так понятнее, каким способом они произносятся), шумные (образуются сближением органов произношения) и шипящие (произносятся сквозь межзубную щель). Делятся согласные звуки следующим образом:

Согласные звуки могут состоять только из голоса, только из шума или из шума и добавленного к нему голоса.

Согласных звуков в русском языке больше, чем букв, и они делятся на разные категории в зависимости от способа произнесения. Бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными, а также шипящими, шумными и сонорными.

Тест по теме

1. Организационный момент. Введение в
игру.

– Стихотворное начало урока:

Начинается урок
Он пойдет, конечно, впрок
Постараюсь все понять,
Чтобы правильно решать.

– Посмотрите на оформление доски класса (тема,
эпиграф о русском языке, портреты писателей) и вы
без труда узнаете тему нашего занятия.

Итак, главный гость сегодня – его
величество Русский язык. Могуч и прекрасен
наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем
выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Учащиеся читают высказывания о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, это клад, это достижение передано нашими
предшественниками”

2. Путешествие по станциям.

– Сегодняшнее занятие посвящено русскому языку,
разделу “Части слова” и пройдет оно в виде
путешествия по станциям.

(класс делится на 4 команды и рассаживается по
группам).

I. Станция Родственная (однокоренных слов).

– Нам повстречались семейка Гусей и гусеница (на
доске рисунок)
– Вы кто такие? – говорит гусеница.
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница.

– Правда ли является Гусеница тетей,
родственницей Гусям?

Т.е. являются ли слова гусь, гусыня, гусята и
гусеница однокоренными, родственными, ведь у
них есть общая одинаковая часть? (нет).

Задание по группам.

Игра “Пятый лишний”.

– Как вы определили, что это или иное слово
“лишнее”?
– Какие это слова? Почему они так называются?
(имеют один корень, общую часть и близки по
смыслу)
– А какую часть слова можно найти в земле? (корень).

II. станция “Корневая”

И мы попадаем на другую станцию “Корневая”.

– Что такое корень?

Это главная часть слова. Как дерева нет без
корня, так и нет слов без корня.

В словах выделены корни, но жители этой станции
просят, чтобы вы проверили, правильно ли это
сделано. Исправьте. Как? (подбирают однокоренные
слова).

– Мы правильно выполнили это задание,
отправляемся дальше.

Физминутка. Творческая пауза.

Сказка о корне.

III. станция “Приставочная”

Игра “День – ночь”.

Предлагаются сюжетные картинки, обозначающие
слова:

– С помощью предложенных приставок образуйте
новые слова.
– Какая роль приставки в слове? (образование слов
с новым значением)
– А теперь, кто полетит? Кто поплывет, кто пойдет,
а кто и побежит к следующей станции.

IV. станция “Суффиксальная”.

– На нашем пути – необыкновенное дерево с
удивительными листочками.

За окном давно зима, а наше деревце до сих пор
стоит в листочках.

Поможем деревцу сбросить листочки.

– Подберите к своим словам нужный суффикс.

V. Возвращение в класс, “домой”.

– Наше путешествие подходит к концу. А нам еще
надо вернуться домой.

И выполнить еще интересное задание.

Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

– А вы можете собрать слово из частей?
– Что нужно знать, чтобы верно собрать слово из
частей (место части слова).

Дети встают с карточками так, чтобы получить
слово.

ушк и игр (игрушки)
сад ый ов (садовый)
ой ск мор (морской)
ход вы ит (выходит)

VI. Игра – аукцион “Кто больше”

Здесь у нас аукцион
Подведет итоги он
Тот, кто больше, лучше знает
Тот награду получает.

– Вам нужно подобрать, придумать слова к схеме.

VII. “ Необычный рассказ”.

– Составить рассказ, чтобы в каждом предложении
было слово с корнем:

Вот и закончилось наше путешествие.

– Где же сегодня вы побывали? Что интересного
узнали?
– А что повторили, узнаем, разгадав кроссворд: “Какая
часть слова главная?” (Корень)

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

1. Вход детей в зал.

Дети входят в зал с песней «Чему учат в школе?»

а)- Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других недель?

(Эта неделя в нашей школе объявлена неделей русского языка)

б) Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Конечно же рассказать обо всем чему мы учимся на уроках русского языка в песне не получится. И сегодня на нашем занятии мы также постараемся рассказать о том чему можно научиться в школе

Занятие у нас необычное: это турнир знатоков русского языка.

– А что такое турнир?

В нашем турнире примут участие три команды.

3. Представление команд

а) -Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

б) – Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.

5. Задание командам (на карточке).

– Кто быстрее допишет слова?

Задание: допишите еще один слог, чтобы получилось слово.

– Что общего в этих словах?

6. Задание командам (презентация)

– Кто больше знает признаков предмета?

Команды по очереди называют признаки предмета. Побеждает команда, которая назовет признак последней.

– Какой частью речи являются эти слова?

7. Задание командам (на карточке).

– Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

8. Задание командам (презентация)

– Выпишите родственные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

9. Задание командам (презентация)

– Угадайте слова.

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну!
Все они сбежали.

Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандащ)

10. Задание командам (презентация)

– Без букв и грамматики не обходятся и математики!

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

До + термин игры в шашки, шахматы = доход

С + мелкое место поперек реки = сброд

С + спрятанные ценности = склад

Чудеса – а + ный = чудесный

Часть – ушко – о +а = частушка

Кабан – ан + лук = каблук

11. Задание командам (на карточках)

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Закончи пословицу по ее началу.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.

12. Задание командам (на карточках)

Учитель: В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Мчаться на всех парах (стремительно)

Орать во все горло (громко)

Спать мертвым сном (крепко)

Работать, не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (медленно)

Сделать на скорую руку (наспех)

Вылететь из головы (забыть)

В двух шагах (рядом, близко)

Без году неделя (недавно)

Втирать очки (обманывать)

13. Задание командам (на карточках)

– Соображай и находи.

Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению

14. Задание командам.

Учитель: В современном русском языке очень часто встречаются устаревшие или мало употребляемые слова, значение которых необходимо знать. А насколько хорошо вы их понимаете, мы узнаем из следующего конкурса. Объясни значение.

15. Подведение итогов. Награждение команд.

Учитель: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

На столе моем – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.

Итоговый тест по русскому языку. 7 класс

Спецификация итоговой контрольной работы в 7 классе

1. Назначение контрольного материала (теста) — оценить уровень усвоения программы по русскому языку учащимися 7-го класса общеобразовательной школы в целях промежуточной аттестации.

, определяющие содержание контрольного теста.

Содержание итоговой работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Характеристика структуры и содержания итогового теста

В работу по русскому языку включены 15 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных и 5 заданий , требующих самостоятельного краткого ответа учащегося.

4. Распределение заданий итогового теста по содержанию

Орфоэпия — 1

Орфография — 9

Синтаксис — 4

Пунктуация — 2

Морфология — 2

Речеведческий анализ текста — 2

Всего: 20 заданий

5. Вид деятельности: работа с языковыми явлениями, проверяющая элементы лингвистической и языковой компетенции, извлечение заданной  информации.

Система оценивания выполнения работы

За верное выполнение каждого задания учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший все задания, – 20.

20 баллов – «5»

19-16 баллов – «4»

15-11 баллов – «3»

10 и менее баллов – «2»

Время выполнения работы:

1. Укажите слово, в котором Ь

2. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н:

3. Какое из указанных слов пишется раздельно:

А) кто(нибудь) Б) кое (где) В) (по)французски Г) как (будто)

4. В каком из слов пишется буква Ё:

5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется раздельно:

А) забор (не)высок В) (не) докрашенный забор

Б) малыш отнюдь (не) ленив Г) устать от (не) досыпания

6. Укажите предлог, который пишется слитно:

А) (в) заключение Б) (в)связи В) (в)течение Г) (на)счет

7 . Укажите разделительный союз:

А) потому что Б) или В) однако Г) словно

8. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я:

9. Укажите вопросительную частицу

А) бы Б) разве В) только Г) именно

10. В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?

А) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.

Б) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.

В) Лошадь уснула стоя и тут же пропала в темноте.

Г) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.

11. Укажите краткое причастие:

А) раскрасив Б) раскрасивший В) раскрашена Г) раскрашивая

12. В каком предложении употреблен союз:

А) Что(бы) я ни сделал, все было напрасно.

Б) Сколько ты заплатил за (то) пособие?

В) Этот ковёр не очень яркий, за (то) недорогой.

13. Укажите предложение, в котором «бы» является частицей.

А. Что(бы) вы выполнили задание верно, внимательно прочтите инструкцию.

Б. Что(бы) это могло быть?

В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.

Г. Читайте больше, что(бы) расширять свой кругозор.

14. Найдите причастие с зависимым словом:

А) расшитый платок В) платье украшено

Б) захватывающий фильм Г) жаренный в масле

15. Выберите правильный ответ: Где не, где ни?

Что н.

говори, он н.

мог н.

знать об этом, но вел себя как н.

в чем н.

бывало.

а) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5. б) во всех случаях – ни.

в) во всех случаях – не г) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;

1. Выпишите из текста причастный оборот

Глядя вокруг, мы всё чаще сталкиваемся со злом и агрессией, причём не только у взрослых. А ведь доброта, зародившаяся в детстве, с годами становится сильнее.

2. Выпишите грамматическую основу предложения

Волосы её, как и всегда, были уложены аккуратно в косу, обвитую вокруг головы.

3. Укажите слово категории состояния:

Дети задорно играли во дворе в снежки, им было очень весело.

Ах, какое изумление, всем на диво!

Цыц, проклятые! Погибели на вас нет.

Эх, что ж вы растянулись по дороге?!

5. Какой частью речи выражено сказуемое?

Утро сегодня, наступившее для меня с первым криком возмущенных лягушек, немного дождливо.

1. Укажите слово, в котором необходимо поставить Ь:

2. Укажите словосочетание, в котором пишется две буквы НН:

3. Какое из указанных слов пишется через дефис:

А) надо(ли) Б) тот(же) В) (по)весеннему Г) как (будто)

4. В каком из слов пишется О:

5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется слитно:

А) (не)глубокая, а холодная В) (не)ясно, а смутно

Б) комната вовсе (не)высока Г) испытывать (не)доверчивость

А) (в)продолжение Б) (в)следствие В) (в)течение Г) (по)причине

7. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я

8. Укажите разделительный союз:

10. . В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?

Б) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.

Г) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.

11. Укажите деепричастие:

А) думать Б) подумав В) думающий Г) думавший

Б) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

В) Он спрятался за(то)дерево.

13. Укажите предложение, в котором «бы» не является частицей.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.

Г. Как (бы) нам их примирить?

А) вылившаяся туча В) расшитый ковер

Б) запрещенный государством Г) захватывающий фильм

а) во всех случаях – не; б) – 2, 3, 5; – 1, 4;

– 1, 3, 4, – 2, 5. г)во всех случаях – ни.

Выпишите из текста деепричастный оборот

Клязьма – река в Европейской части России, протекающая по территории Московской области. Являясь притоком Оки, Клязьма впадает в нее в Нижегородской области. _____________________________________________________________

Сейчас она не была уверена в своей правоте, прежде являющейся несомненной для каждого в окружении герцогини.__________________________________________

Иван Николаевич весь день не вставал с постели – ему почему-то нездоровилось._______________________________________________________

Ай, Моська, знать, она сильна. что лает на слона!

Ух! Кончено – душе как будто легче.

Ба! Знакомые всё лица!__________________________________________-

Помощь, так долго ожидаемая альпинистами после схода снежной лавины, наконец-то получена от поисковых служб._________________________________


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Если у вашего школьника есть вопросы, как отличить мягкий согласный от твёрдого, а глухой — от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи наших простых упражнений.

Звуки в русском языке

В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:

Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.

Согласные звуки и их классификация


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Все 36 согласных звуков русского языка делятся на несколько классов.

По способу образования:

По степени мягкости произношения:

Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет.

Как отличить глухой согласный от звонкого?


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Глядя на транскрипцию слова в учебнике, ребёнок не сможет определить, какие согласные в этом слове звучат звонко, а какие — глухо. Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.

Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.

Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.

Чтобы научиться отличать глухие и звонкие согласные, приложите руку к шее и произнесите звук. Если вибрация есть — звук звонкий, если нет — глухой.

Давайте потренируемся. Приложите ладонь к шее:

Мягкие и твёрдые согласные


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Одна и та же согласная буква в разных словах может звучать по-разному:

Большинство согласных звуков образуют пары по мягкости и твёрдости, но есть и исключения — звуки, которые могут быть только мягкими, либо только твёрдыми:

Звонкие согласные


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Pavel L Photo and Video/Shutterstock.com

Все звонкие согласные, в образовании которых участвует голос, можно разделить на две группы:

Отличительной особенностью парных звонких согласных является то, что в середине слова перед глухими согласными и в конце слова они оглушаются — произносятся как парные им глухие звуки:


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

В образовании глухих согласных не участвуют голосовые связки: мы слышим только шум, когда воздух проходит сквозь сжатые губы, зубы или язык с нёбом. Глухие согласные также могут быть парными (образовывать пару со звонким согласным) или непарными.

Не переживайте за своего младшеклассника, когда он находится в школе или передвигается без вас — установите приложение «Где мои дети» и смотрите, где он находится сейчас, каким маршрутом следует, а также узнайте, что происходит вокруг него.


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок понял различия между согласными звонкими и глухими:

Ответы

В начальной школе изучению фонетики неслучайно уделяется много времени: поняв особенности звукового строения языка, ребёнок легко сможет отличать схожие по звучанию слова, а также будет правильно говорить и грамотно писать.

Помогите вашему первокласснику научиться отличать гласные звуки от согласных, а звонкие — от глухих, и проверьте полученные знания при помощи наших упражнений!

Источник фото обложки: lev.studio/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик

Озвончение глухих согласных

Глухие согласные звучат всегда приглушённо в конце слов или в паре с гласными или сонорными звуками. Если возникнет сомнение в написании соответствующей буквы в конце, то необходимо изменить форму слова, чтобы согласный оказался перед гласным:

Глухие согласные меняют качество своего звучания только в том случае, если после них окажется звонкий согласный. Он оказывает влияние на глухой звук и превращает его в парный ему звонкий. Этот фонетический процесс называется озвончением.

Убедимся в этом, рассмотрев следующие примеры:

Озвончение глухих согласных создает трудности в орфографическом написании слов. В таких случаях нельзя полагаться на звучание слова, а следует посмотреть морфемный состав слов «сбегать», «отбить» и выяснить, что не существует приставок з- или ад-.

Если озвончение произошло в корне, то подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного оказался гласный или сонорный звук, который прояснит его звучание:

Глухие и звонкие согласные

В фонетике русского языка глухие согласные составляют со звонкими согласными пары, совпадающие по остальным признакам, кроме звонкости/глухости.


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

Видеоурок

(слайд № 1, заставка)

Учитель читает, дети выполняют.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс.

В классе – гости. Значит, нужно

Поздороваться всем дружно. (здороваются)

Не спешите отвернуться,

Не забудьте улыбнуться. (улыбаются)

Друг на друга посмотрите

И улыбку подарите. (улыбаются)

А теперь все тихо сели,

На меня все посмотрели.

Начинать занятье надо.

Всем успехов вам, ребята!

2. Самоопределение к деятельности (слайд № 2)

– Итак, посмотрите, пожалуйста, на доску и постарайтесь по изображённому листку календаря вспомнить, что отмечают в эту дату люди всех стран.

(Международный день родного языка)

– Да, верно. 21 февраля – Международный день родного языка.

И наше занятие сегодня мы начнём с разговора об этой недавно прошедшей дате. Но сначала попробуйте определить его тему с помощью стихотворения.

Родным тепло дарить,

С друзьями говорить

Я на тебе привык,

Мой друг – родной язык!

Поёшь ты, как струна,

Шумишь ты, как волна,

Журчишь ты, как родник,

Ах, как же хорошо,

Ты в этот мир пришёл

Навечно, не на миг,

(дети определяют тему)

– Молодцы. Тема нашего занятия «Мой друг – родной язык».

(слайд № 3)

– Ребята, а как вы думаете, почему каждый человек может назвать свой родной язык другом?

3. Работа по теме занятия.

– Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и, выполнив задание, хотя бы немного узнать о Международном дне родного языка.

(объединяются в группы)

– Итак, каждая группа получает файл, в котором лежат карточки со словами. Ваша задача составить предложение из данных слов. Объединив предложения между собой, получим текст.

(слайд № 4, заставка)

1 группа – день 1999 языка был Международный в году родного провозглашён

2 группа – праздник 21 Отмечается этот года с замечательный февраля 2000

3 группа – право Каждый на человек языке своём говорить родном имеет

4 группа – празднику признаются Благодаря этому все равными языки

После выполнения задания один ученик зачитывает ещё раз весь текст

(слайд № 5)

– Международный день родного языка был провозглашён в 1999 году. Отмечается этот замечательный праздник с 21 февраля 2000 года. Каждый человек имеет право говорить на своём родном языке. Благодаря этому празднику все языки признаются равными.

– Сколько же лет этому празднику? (отвечают)

– А сейчас все внимательно посмотрите на доску. Прочитайте числа и расставьте их в порядке убывания: 168, 130, 6000.

– Молодцы, верно. А теперь давайте узнаем, что же означают эти числа

(слайд № 6)

(слайд № 7, заставка)

– А теперь я предлагаю вам ещё одно задание для работы в группах. Необходимо расположить предложения так, чтобы получился рассказ.

В них записаны сведения о языках, которым угрожает исчезновение. Существует Атлас языков мира. Сейчас их насчитывается почти 500. Есть и Красная книга языков народов России.

(дети выполняют, проходит проверка)

(слайд № 8)

– Существует Атлас языков мира. Есть и Красная книга языков народов России. В них записаны сведения о языках, которым угрожает исчезновение. Сейчас их насчитывается почти 500.

(слайд № 9)

– А сейчас самостоятельно познакомьтесь с информацией на доске, подготовьтесь представить её вслух (дети выполняют).

Детей какой национальности больше всего? Представителей каких национальностей меньше всего? Что можно сказать об их количестве? Сколько всего разных национальностей в нашей школе? Как вы думаете, на каком языке могут говорить представители этих национальностей? А что вы можете сказать о костюмах?

– Да, у каждого народа по-своему красивы и костюм, и жилище, и традиции, и язык. Скажите, а какой язык является родным для вас?

(ответ детей – русский)

– Конечно, для каждого из вас и для меня русский язык является родным из всех языков планеты. (слайд № 10, заставка)

(звучит стихотворение в исполнении ученика)

Много языков на свете разных —

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое он всё вбирал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть! (Михаил Крюков)

– Я думаю, что каждый русский человек верит, что наш язык не сможет умереть. Это доказывают и некоторые факты. Ознакомьтесь с ними.

(слайд № 11) (читают дети)

– На нашей планете русский язык считают родным около 140 миллионов человек. Владеют им около 300 миллионов человек, так как наш родной русский язык является Международным языком. По распространённости русский язык занимает восьмое место в мире.

– Посмотрите, как цифрами можно записать прозвучавшие числа.

(слайд № 12, заставка)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нё м:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

– Автор Александр Яшин в последних строках стихотворения сравнивает русский язык с нашими великими мечтами. Как вы думаете «великая мечта» – это мечта для себя, для страны, для друга или для мира?

– Я думаю, что у каждого из вас есть великая мечта. На листочках напишите, что бы вы лично хотели сделать для страны, а может и для мира. Листочки подпишите: имя, фамилию, дату.

(дети пишут, желающие говорят вслух)

– А теперь мы соберём ваши листочки в этот конверт, заклеим его и откроем на выпускном вечере, когда вы окончите школу. Каждый из вас прочитает то, что написал сегодня. И кто-то просто улыбнётся, а кто-то, может быть, не изменив мечту, определит свой жизненный путь. Удачи вам в этом!

(звучит стихотворение в исполнении ученицы)

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни

Наш великий язык!

– Ребята, к чему призывает Михаил Матусовский в своём стихотворении? Как вы понимаете, что значит хранить наш великий родной русский язык?

(звучат высказывания детей)

– Посмотрите, пожалуйста, сценку.

Вася: Тук-тук! Hello!

Доктор: Здравствуйте, молодой человек, проходите в кабинет. На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я что-то, горлянку дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

– Ребята, какое необычное «лекарство» назначил доктор мальчику? Как вы думаете, почему? Попробуйте исправить слова ученика так, чтобы было видно, что он культурный, вежливый.

(дети исправляют слова)

– Как же мы должны разговаривать, чтобы сохранить наш русский язык?

4. Рефлексия. Итог.

– А сейчас представьте, что все вы – авторский коллектив по созданию учебника «Русский родной язык». Внесите свои предложения, о чём можно написать в этом учебнике. Это могут быть факты, советы, свободные высказывания (слайд № 13)

– По последнему слайду определите, что мы будем делать сейчас.

Дети поют «Песню о русском языке»

(Григорий Гладков, Ольга Александрова) видеоролик

– Всем спасибо за участие в занятии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *