Алена Мингалева Корригирующая гимнастика для дошкольников
Из опыта работы
инструктора по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 20 присмотра
и оздоровления» г. Сыктывкара
Мингалевой Алены Николаевны,
для детей старшего дошкольного возраста
Наш детский сад «МБДОУ № 20 присмотра и оздоровления» г. Сыктывкара посещают дети ослабленные, с бронхолегочной патологией и поэтому оздоровление детей является нашей приоритетной задачей.
Кристина Умнова Консультация «Главная задача корригирующих упражнений»
«Корригирующие упражнения с целью профилактики»
Корригирующие упражнения – это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.
Главная задача корригирующих упражнений?
Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.
Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.
Галина Рогова Консультация «Коррегирующая гимнастика и гимнастика после сна»
Корригировать по словарю
Корригировать – вносить поправки, исправлять.
Цель корригирующей гимнастики.
Способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня. Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья. Корригирующая гимнастика — это один из видов лечебной гимнастики, нужный практически каждому человеку на Земле. Однако многим достаточно хорошо известны комплексы корригирующей гимнастики для детей как вид коррекции искривления позвоночника и плоскостопия. Да, действительно так, корригирующая гимнастика для детей
«ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДОУ»
Подготовила: Янжураева С. Г.,
воспитатель МКДОУ №28 «Сар Герел»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя
. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня.
Целью проведения корригирующей гимнастики является:
Задачи корригирующей гимнастики
Приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения).
Улучшение работы основных систем организма (сердечно сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма).
Создание позитивной атмосферы в группе.
Гимнастика после сна состоит из нескольких частей
Методика проведения корригирующей гимнастики
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений, начиная с головы до ног. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.
Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивать дозировку упражнений нужно постепенно от 30 сек.
с детьми, педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. 2-3 мин.
Комплекс «Озорные зверята»
элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький зайчонок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький ежик. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все травинки. (
п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
По тропинке весь в иголках
Прокатился шарик колкий.
Не видать ни рук, ни ножек
Ну конечно это
3.«Ежик вытянулся, свернулся»
И. п.: лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т. е. сгруппироваться, обхватить ноги под коленями . Повторить 2—6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.
По полю скачет — Ушки прячет,
Встанет столбом — Ушки торчком. ( И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «ы-ы-ы» (рот плотно закрыт).
2. « Вырастим большими». На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — выдох через рот. Повторить в медленном темпе 3-4раза.
Ходьба по корригирующим дорожкам под стихотворение
«Наши маленькие ножки»
дружно ходят по дорожке
раз, два, три, четыре, пять
и пойдём по степи гулять.
Как вы замечательно изобразили зверят.
Публикация «Корригирующая гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Предлагаем опыт работы корригирующей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову ( с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад). При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.
Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.
Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.
Задачами корригирующей гимнастики являются :
выработка правильной осанки
постановка правильного дыхания
улучшение координации движений
увеличение подвижности суставов
улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы
укрепление мышечного аппарата
развитие волевых качеств
Корригирующую гимнастику проводим курсами 2 раза в год – в начале и конце учебного года, по 2 месяца с перерывом в 2 месяца (всего 4 месяца – 32 занятия). Дети занимаются 2 раза в неделю по 25-30минут. Один комплекс рассчитан на 2 недели.
Диагностируем детей 2 раза в год, в начале года и конце курса. Проверяем силовую выносливость мышц живота и спины, и гибкость позвоночника по методике А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур.
К ритмической гимнастике подбираем минусовки (желательно, не быстрого темпа, так как основная часть упражнений выполняется из положения лежа. Можно использовать на каждую часть разные музыкальные композиции. Предлагаем подборку следующих композиторов:
Виктор Оншин «Лягушка»,
В. Шаинский «Улыбки», «В траве сидел кузнечик», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Облака»,
Б. Савельев «Если добрый ты»,
И. Николаев «Маленькая страна»,
Ю. Чичиков «Песня о волшебном цветке»,
Любаша, В. Осошников «Гимн барбариков»,
Гершон Кингсли «Воздушная кукуруза».
В нашей работе активно привлекаем родителей, так как формировать и воспитать навык правильной осанки возможно только обоюдными усилиями. Использую такие формы работы, как папки-ширмы, папки –передвижки, совместные занятия, открытые занятия, консультации, индивидуальные беседы и др.
№ п/п Наименование тем Всего
• Ритмическая гимнастика.
• Силовая гимнастика (гимнастика с палками, мешочками, с гантелями)
• Фитболгимнастика 8 занятий
Работу по корригирующей гимнастике строем с учетом усложнения. Сначала без предметов – ритмическая гимнастика, затем с предметами (скакалка, палка, гантели) – силовая гимнастика и заканчиваем фитболгимнастикой.
Группы/месяцы октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вид гимнастики Ритмическая гимнастика Силовая гимнастика Ритмическая гимнастика Силовая гимнастика Силовая гимнастика Фитбол
группа 1 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа 2 подгруппа 1 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа 2 подгруппа
Перед началом выполнения комплекса и после окончания упражнений — ходьба 1-2 мин. Дыхание произвольное, равномерное.
Заниматься можно за час до и спустя 45 — 60 мин после еды. Лучше выполнять упражнения босиком или в носках.
Комплексы начинать из положения стоя, затем сидя на полу и только затем лежа. Упражнения лежа на полу, считаются максимальной разгрузкой для позвоночника. Для фитболгимнастики соблюдается та же этапность: из положения стоя с мячом, сидя на мяче, лежа на полу с мячом и заключение из положения лежа на мяче. Обязательно каждое занятие заканчивается игрой, чтоб дать ребенку эмоциональную разрядку.
Методика оценки уровня сформированности мышечного корсета детей старшего дошкольного возраста
№ Исследуемый параметр Единица измерения Порядок проведения
1. Определение уровня сформированности силовой выносливости мышц живота. Кол-во раз Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов. Партнёр держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к полу. Руки над головой, сжаты в «замок». Фиксируется количество выполненных сгибаний до касания руками пола в одной попытке за 30 сек
2. Определение уровня сформированности силовой выносливости мышц спины. Сек. Ребенок лежит на скамейке, руки в упоре на полу (на скамейке только ноги). Взрослый держит ребенка за голени. По сигналу ребенок поднимает верхнюю часть туловища вверх, подняв руки назад. Фиксируется время удержания туловища.
3. Определение уровня сформированности гибкости.
См Инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребенок делает две попытки.
Возраст Список детей сила мышц живота
(кол-во раз) сила мышц спины
(в сек.) Гибкость
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
6-7 лет мальчики 12-16 16-19 50-60 90 3-6 6-и больше
5-6 лет мальчики 9-12 12-16 20-30 50-60 2-7 3-6
6-7 лет девочки 10-13 13-16 40-50 90 4-8 8-и больше
5-6 лет девочки 7-10 10-13 15-25 40-50 4-8 4-8
1. Епифанов В. А. : «Лечебная физическая культура» Москва 2006».
3. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1985.
4. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-метод. пособие. М. : Линка-пресс,2000.
5. Моргунова, О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ / О. Н. Моргунова. – Воронеж. : ТЦ «Учитель», 2005.
6. Потапчук А. А, Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. С Пб: «Речь», 2002
7. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте/ А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. – СПб. : «Речь», 2007.
8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. : Академия, 2001.
9. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
Публикация «Консультация „Главная задача корригирующих упражнений“» размещена в разделах
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.
Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять.
Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?
В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание родителям надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.
Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.
На что надо обратить внимание?
Детям с ослабленной мышечной системой и увеличенным поясничным лордозом нельзя давать упражнения, которые еще больше увеличивают поясничный лордоз и еще растягивают сильно ослабленные мышцы живота.
Именно поэтому детям с ослабленной мышечной системой противопоказаны следующие упражнения :
Наклон назад до пола до положения сидя,
Лежа на животе, наклониться назад, сгибая ноги в коленях и обхватывая руками голеностопные суставы,
Сидя на пятках, наклоняться назад и касаться головой пола.
При выполнении таких упражнений резко разгибается поясничная часть позвоночника.
Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?
Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».
Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.
В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.
Если есть небольшие сколиотические изгибы, то надо использовать симметричные упражнения, т. е. одинаковое количество повторов упражнений вправо-влево и упражнения для развития силы мышц.
Какое воздействие оказывают корригирующие упражнения на осанку ребенка?
Упражнения надо подбирать так, чтобы воздействие было направлено главным образом на область наибольшего отклонения позвоночника, т. е. на вершину искривления. К примеру, при вогнутой спине лордоз поясничного отдела позвоночника надо кифозировать, при вогнутой спине – лордозировать. Здесь важно обратит внимание на то, что наибольшее воздействие оказывается на позвонок, который находится в вершине искривления.
Большое внимание при выполнении корригирующих упражнений, надо уделить тем упражнениям, которые увеличивают гибкость суставов.
Гибкость суставов – это увеличение амплитуды движения. Поэтому рекомендуется выполнять махи, круговые махи и выполнять упражнения на дозированное вытяжение позвоночника.
По воздействию корригирующие упражнения можно разделить на несколько больших групп:
Упражнения на гибкость,
Упражнения на вытяжение,
Упражнения на силу,
Упражнения на коррекцию.
Корригирующие упражнения при нарушении осанки в саггитальной плоскости.
Сутулая и круглая спина
1. И. п. — основная стойка, в руках гимнастическая палка: 1—2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;
3—4 — и. п.
2. И. п. — основная стойка: 1—4 — «крылышки» руками.
3. И. п. — лежа на животе: 1—2 — руки в «крылышки»; 3—4 — держать.
4. И. п. — лежа на животе:1—2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 — и. п.
5. И п. — лежа на животе, в руках гимнастическая палка: 1—4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до
ягодиц и обратно.
6. И. п. — лежа на спине:1—2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3—4 — держать.
7. И. п. — лежа на спине, под область грудного кифоза подло-
жить небольшой валик:1—4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5—8 — вернуться в и. п.
8. И. п. — лежа на спине:1—4 — круговые движения ногами по часовой и против часовой стрелки.
9. И. п. — на четвереньках:1—4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5—8 — вернуться в и. п.
То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.
10. И. п. — на четвереньках:1—2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно,
прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3—4 — вернуться в и. п. ;
5—6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись; 7-8 —и. п.
11. И. п. — тоже:1—2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно; 3-4 — и. п. ;
5—6 — поднять левую руку и левую ногу; 7-8-и. п.
12. И. п. — тоже:1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами (ноги поднимать под углом не выше 45°).
13. И. п. — тоже:1—4 — вертикальные «ножницы» ногами (не выше 45°).
14. И. п. — на четвереньках:1—2 — «Кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);
3-4 – «Кошечка сердитая» (согнув грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).
15. И. п. — тоже:1—4 — «Кошечка под забором» (поочередно медленно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночни-ка, перейдя в и. п. — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в и. п.).
1. И. п. — лежа на животе, под живот подложен валик: 1—2 — поднимание головы; 3—4 — возврат в и. п.
2. И. п. — то же:1—2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад,лопатки приблизить к позвоночнику («крылышки»); 3—4 — держать.
3. И. п. — то же: 1—2 — поднять голову, вытянуть руки вперед; 3—4 — поднять голову, руки в стороны; 5—6 — поднять голову, руки на пояс; 7—8 — вернуться в и. п.
4. И. п. — лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка:1—2 — вытянуть палку вперед;
3—4 — согнуть руки с палкой перед грудью.
5. И. п. — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине палки:1—4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.
6. И. п. — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытя-нутых вперед руках:1—4— палку за голову на лопатки, с переносом обратно через голову вперед.
7. И. п. — лежа на спине: 1—2 — поднять голову, носки на себя; 3—4 — вернуться в и. п.
8. И. п. — то же: 1—2 — поднять голову, потянуться руками влево; 3—4 — поднять голову, потянуться руками вправо.
9. И. п. — тоже: 1—4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах,
прижать к груди; 5—8 — медленно вернуться в и. п.
10. И. п. — лежа на спине:1—2 — согнуть в колене правую ногу, прижать к груди; 3—4 — согнуть к колене левую ногу, прижать к груди.
11. И. п. — тоже:1 —4 — поочередно поднимать прямые ноги под углом более 45° с возвратом в и. п.
12. И. п. — тоже:— сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».
13. И. п. — лежа на спине, ноги, согнутые в коленных суставах, в опоре на полу:1—2 — сесть, руки на пояс; 3—4 — вернуться в и. п.
14. И. п. — лежа на спине, под грудным отделом валик:1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.
1. И. п. — лежа на животе:1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии); 3—4 — вернуться в и. п.
2. И. п. — то же:1-2 — поднять голову, руки вперед, хлопки руками; 3-4 — и. п.
3.- И. п. — то же:1—4 — «брасс» руками.
4. И. п. — тоже:1—4 — «бокс» руками.
5. И. п. — то же:1—2 — поднять руки и прямые ноги одновременно; 3—4 — держать.
6. И. п. — тоже:1—2 — поднять прямые ноги, руки вперед; 3—4 — держать ноги, руки в «крылышки»; 5—6 — держать ноги, руки на поясе; 7—8 — возврат в и. п.
7. И. п. — то же:1—4 — руки в замок, поднять руки и прямые ноги; 5—8 — ползание на животе путем бокового движения туловища.
8. И. п. — лежа на спине:1—2 — поднять голову и руки, носки ног на себя; 3—4 — вернуться в и. п.
9. И. п. — то же:1—2 — поднять голову, потянуться руками влево; 3—4 — поднять голову, потянуться руками вправо.
10. И. п. — тоже:1—4 — поднять ноги под углом менее 45°; 5—8 — медленно вернуться в и. п.
11. И. п. — тоже:1—4 — велосипедные движения ногами.
3-4 -«Кошечка сердитая» (согнув грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).
1. И. п. — лежа на животе, под животом небольшой валик:1 -2 — приподнять голову, руки вперед, сжимать и разжимать пальцы рук.
2. И. п. — то же:1—2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.
3. И. п. — тоже:1—4 — «брасс» руками.
4. И. п. — тоже:1—4 — «брасс» руками с выдержкой.
5. И. п. — тоже:1—4 — «Рыбка» (поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно).
И. п. — тоже:1—2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»; 3—4 — ноги держать, руки в стороны; 5—6 — ноги держать, руки вперед; 7-8 – и. п.
6. И. п. — лежа на спине:1—2 — приподнять голову, носки на себя; 3-4 — и. п.
7. И. п. — тоже:1—2 — согнуть правую ногу в колене, прижать к груди; 3—4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.
8. И. п. — то же:1—4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать к груди, голову согнуть.
9. И. п. — тоже:1—2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°; 3—4 — вернуться в и. п.
10. И. п. — лежа на спине:1—4 — велосипедные движения ногами (поясница прижата к полу).
11. И. п. — тоже:1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами под углом выше 45°.
И. п. — тоже: 1—4 — сесть с махом рук вперед; 5—8 — вернуться в и. п.
овременный человек так озабочен своим комфортом, что зачастую забывает о том, что качество его жизни определяют не только цены на кондиционеры, автомобили и жидкокристаллические телевизоры. Гиподинамия сказывается на его здоровье самым отрицательным образом, и нужно иметь в себе силы отказаться от удобного кресла в пользу спортивного зала.
Недостаточная физическая нагрузка ведет к развитию сутулости. Соблюдение правильной осанки необходимо не только из эстетических соображений; внутренние органы смещаются со своего естественного положения, в результате чего ухудшается как их жизнедеятельность, так и общее состояние здоровья. Наиболее распространенные типы нарушения осанки – это так называемая кругловогнутая и круглая спина. В первом случае наблюдается уплощение грудной клетки, живот же явственно выступает вперед. При круглой спине отмечается опущенная грудь, плечи выдвигаются вперед, а лопатки уходят назад; живот – выпячен.
Для того, чтобы вернуть себе правильную осанку, нужно добиться того, чтобы голова и туловище располагались на одной вертикальной линии. Грудь должна быть поднята, а живот – подтянут. Но одного волевого усилия мало для того, чтобы иметь красивую осанку. Она также зависит от состояния мышц-разгибателей спины. Этим мышцам приходится оказывать серьезное противодействие не только мышцам-сгибателям, но и тяжести всей грудной клетки. Поэтому избавиться от сутулости можно с помощью корригирующих упражнений для мышц спины, но при этом, естественно, нужно постоянно контролировать правильность своей осанки в обыденной жизни. Имея круглую спину, нужно следить за тем, чтобы грудная клетка была поднята, а плечи отведены назад. При кругловогнутой спине потребуется не только прорабатывать мышцы спины, но и растягивать мышцы поясничного отдела.
Вот несколько простых упражнений, которые помогут справиться с проблемой сутулости:
1. Необходимо ходить по комнате, удерживая на голове толстую книгу.
2. То же самое, но ходить нужно в полуприседе на носках, при этом на лопатках должна находиться гимнастическая палка.
3. Исходное положение – стоя. Руки находятся сзади, сведенные в «замок». Необходимо прогнуться и одновременно отвести руки назад. Также это упражнение можно делать, удерживая в руках гантели, мяч или гимнастическую палку.
4. Исходное положение – сидя на стуле. Ладони находятся на затылке, голова немного опущена вперед. Нужно отводить голову назад, создавая с помощью рук противодействие.
5. Исходное положение – сидя на полу, руки расположены в упоре сзади. Нужно поднять таз, отвести голову назад и прогнуться, удерживая это положение в течение пяти секунд.
6. То же самое, но при этом упор делается на две руки и только на одну ногу.
7. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в колене. Опираясь затылком, а также локтями и стопами об пол, необходимо поднимать таз.
8. То же самое, но упор делается лишь на затылок и стопы. Если без помощи рук выполнить это упражнение не получается, ими можно лишь слегка помочь себе.
9. Исходное положение – лежа на животе, руки вдоль туловища. Необходимо поднять голову и плечи и подержать их в таком положении в течение десяти секунд, после чего – опустить.
10. Исходное положение – стоя на коленях, ноги зафиксированы. Необходимо наклоняться вперед, сохраняя спину прямой, после чего возвращаться в исходное положение.
11. Исходное положение – лежа бедрами на гимнастической скамейке. Голова занимающегося опущена, ноги зафиксированы, в руках он удерживает мяч. Из этого положения необходимо поднять туловище, максимально прогнуться и сохранять это положение в течение пяти секунд, после чего нужно вернуться в исходное положение.
Специальные корригирующие упражнения при дефектах осанки
Корригирующая гимнастика показана всем детям, имеющим нарушения осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет и выравнивать мышечный тонус, передней и задней поверхности туловища и нижних конечностей. Занятие корригирующей гимнастикой должно включать элементы специальной активной и пассивной коррекции и дыхательные упражнения. Специальная коррекция – это применение корригирующих упражнений для исправления анатомической и функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата. Под активной коррекцией понимают сознательное и целенаправленное использование детьми специальных, корригирующих упражнений, применяемых в сочетании с общеразвивающими средствами физической культуры. Под пассивной коррекцией понимается ряд специальных воздействий, осуществляемых без активного участия ребенка (пассивные движения, лежание на наклонной плоскости, массаж, корсеты, спинодержатели и др.)
При осуществлении метода активной коррекции необходимо поддерживаться следующих принципов:
1. Применение общей тренировки в целях оздоровления и укрепления физического развития детей и подростков.
2. Проведение специальной тренировки опорно-двигательного аппарата и активизация функции дыхания:
а) мобилизация позвоночного столба (увеличение подвижности в зоне искривления).
б) разгрузка (лежа и стоя на четвереньках) и вытяжение позвоночного столба (растяжение связочного аппарата и укороченных мышц).
в) принцип выгибания позвоночника в направлении, противоположной искривлению, мобилизация его.
г) упражнения в балансировании (равновесие в движении, равномерное укрепление мышц туловища и нижних конечностей).
д) воспитание привычной правильной осанки.
е) применение симметричных и асимметричных упражнений.
ж) развитие механизма правильного дыхания.
Дыхание – это непрерывный биологический процесс газообмена между организмом и внешней средой. В этом процессе участвует дыхательная, сердечно-сосудистая система и кровь. Любые физические упражнения и особенно дыхательные, активизируют процесс газообмена.
Дыхательные упражнения (ДУ) – это специальные движения, активизирующие функцию дыхательной системы, способствующие укреплению дыхательных мышц, упражнения на увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких. Среди них различают: динамические и статические ДУ. Динамические – это такие ДУ, при которых акт вдоха и выдоха сочетается с движениями конечностей туловища или с перемещением тела в пространстве. К статическим ДУ относятся те, которые не сочетаются с какими-либо движениями: ровное ритмичное дыхание в покое; углубление его; изменение типа дыхания (верхне, середне и нижне-грудное); удлинение или укорочение фаз дыхания с включением пауз отдыха и задержки дыхания. Вдох, по длительности более короткий, рекомендуется всегда делать через нос, а выдох, более длительный по времени, выполняется через нос или рот. В последнем случае выдыхать лучше через слегка сжатые губы.
В урок физкультуры при нарушениях осанки должны входить упражнения на исправление деформации, воспитание навыка правильной осанки, улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы на фоне общеоздоравливающего влияния. Его можно провести по следующей схеме (табл. 2).
Профилактике и исправлению любых дефектов осанки у детей очень помогают четыре упражнения, которые следует выполнять 3-4 раза в день до еды или через 2 часа после еды.
1. Стоя на коленях, сесть на пятки и сцепить пальцы рук в замок за спиной. ” Раскрыть” грудную клетку и выпрямить сцепленные руки. Сделать несколько вдохов-выдохов, затем глубоко вдохнуть. На выдохе наклониться вперед и не отрывая таза от пяток, вытянуть руки назад-вверх перпендикулярно полу. Грудь прижать к коленям (6-8 раз).
2. Сесть между пятками, руки согнуть за спиной, ладони сложить пальцами вверх (голова вертикально). Удержать эту позу 10-30 с (6-10 раз). Это упражнение можно выполнять и стоя.
3. Сидя на пятках на коврике (или стоя, опустить плечи, вытянуть одну руку вверх, а другую согнуть за спиной. На выдохе сцепить руки за спиной. Голову и корпус держать прямо. На несколько секунд задержать положение, дышать ровно. Затем расслабить руки и поменять их положение (6-8 раз).
4. Сидя на полу, широко развести ноги, затем согнуть их в коленях, сложить подошвами вместе и притянуть пятки к тазу. Колени надо опустить как можно ниже одновременно вытягивая позвоночник вверх. Удержать положение (4-5 с, дыхание произвольное.
Составление индивидуального комплекса упражнений по исправлению нарушений осанки требует тщательного анализа причин их возникновения, учёта возраста, состояния здоровья, общего физического развития, физической подготовленности, а также изменений со стороны позвоночника и степени их выраженности. При этом каждый комплекс должен включать упражнения на растягивание и увеличение подвижности позвоночника, корригирующие упражнения и формирующие мышечный корсет, укрепление как глубоких, так и поверхностных мышцы спины и живота, дыхательные и вырабатывающие навык ощущения правильной осанки.
Схема урока физкультуры при дефектах осанки
Части урока Задачи Содержание
(5-7 мин.) Умеренное общетонизирующее воздействие на организм. Активизация обменных процессов.
Организация внимания занимающихся и подготовка их к выполнению сложных по координации движений. Фиксирование внимания на осанке. Ходьба, бег.
Дыхательные упражнения. Общеразвивающие гимнастические упражнения.
Упражнения с фиксированием правильной осанки, (выполнять лучше перед зеркалом).
Основная I часть
(10-20 мин.) Коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки. Укрепление отдельных мышечных групп.
Совершенствование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Формирование мышечного корсета (укрепление мышц туловища).
Улучшение подвижности позвоночника. Специальные корригирующие упражнения для коррекции нарушенных физиологических изгибов и асимметрии осанки.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (в положении лежа с мячами, гантелями, палочками, в сопротивлении).
Упражнения на гимнастических снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая стенка, кольца, перекладина и др.)
Упражнения в упоре стоя на коленях.
(10-15 мин.) Создание мышечно-суставного ощущения правильной осанки. Воспитание правильной осанки. Адаптация кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам. Специальные упражнения способствующие созданию мышечно-суставных ощущений (ходьба с мешочком песка на голове по бревну, по полу на носочках; бросок мяча в баскетбольную корзину двумя руками и др.).
Закрепление навыка правильного положения тела во время игр, бега, ходьбы, стояния и т. д.).
Упражнения на дыхание и расслабление.
(10 мин.) Снижение уровня протекания вегетативных функций.
Совершенствование умения постоянно подкреплять положение правильной осанки. Медленная ходьба, ходьба с различными движениями рук в сочетании с дыханием (с открытыми и закрытыми глазами).
Упражнения на расслабление, внимание и дыхание.
Проведение пристеночного теста.
В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения -в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса. физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки. В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений. Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: “Мышцы расслаблены. Я встану, голову – вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!” Учащиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза.
При нарушениях осанки и при сколиозах особое значение в физическом воспитании приобретает плавание, сочетающее закаливающее действие водной среды с оптимальной физической нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и кардиореспираторную систему. При плавании могут использоваться разного рода поддержки и вспомогательные средства, увеличивающие плавучесть. Плавательные движение и способы плавания подбираются в соответствии с имеющимися нарушениями осанки: для коррекции сколиотической осанки используют плавание стилем брасс; для устранения нарушений осанки в сагиттальной плоскости рекомендуется кроль, баттерфляй и плавание на спине.
Можно широко применять различные упражнения и игры в воде (при этом достигается эффективная разгрузка позвоночника и мышц туловища, в связи с действием статических и гравитационных сил).
При проведении оздоровительной и корригирующей гимнастики следует применять различные исходные положения, а при выполнении упражнений добиваться правильной установки таза, позвоночника, головы, плечевого пояса и ног. Надо помнить, что мышцы на стороне выпуклости деформации растянуты и ослаблены, а на стороне вогнутости – укорочены и напряжены.
Так, при сутулости и круглой спине большие и малые грудные мышцы стягивают плечи вперед, а мышцы спины, особенно межлопаточной зоны, растянуты и ослаблены. Главная задача в этом случае укрепить мышцы спины и растянуть мышцы передней поверхности грудной клетки. Голова при выполнении этих и других упражнений должна находиться в правильном положении, то есть в плоскости корпуса.
Публикация «Консультация „Коррегирующая гимнастика и гимнастика после сна“» размещена в разделах
В основном решает проблемы позвоночника, направлена на исправление осанки, хотя как вид лечебной гимнастики может решать гораздо более широкий круг проблем и корригировать с ее помощью можно гораздо больше.
Корригировать — значит исправлять. А исправлять в фигуре и здоровье современного ребенка, к сожалению, есть что. При организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях системы дошкольного образования педагоги должны четко представлять, какие упражнения и в каких ситуациях возможно использовать как элементы корригирующей гимнастики для детей. Организуя консультативную работу с родителями, также обращать их внимание на необходимость следить за развитием ребенка (особенно если ребенок уже занимается в какой-либо спортивной секции, танцевальном кружке, музыкальной школе и т. п.). Все дополнительные занятия, и динамичные, и статичные, без своевременной коррекции фигуры и физического развития могут достаточно серьезно навредить ребенку.
Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.
Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.
Выполняя упражнения, ребенок должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.
В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т. п.
При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.
Корригирующие упражнения необходимо выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки
1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки.
При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную осанку, отойти от стены на несколько шагов вперед, сохраняя принятое положение.
3. Принять правильную осанку у стены, сделать
2-3 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
4. И. п. – о. с. у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами.
1-2 – поднять руки через стороны вверх;
3-4 – вернуться в и. п. (в медленном темпе);
Упражнения для укрепления мышц спины
1. И. п. – лежа на животе, руки вверху.
1-поднять плечи, голову, руки к плечам, прямые ноги;
2-3 – держать это положение,
4- и. п.
2. И. п. – лёжа на животе, гимнастическая палка лежит на плечах.
1-приподнять плечи, голову, соединить лопатки, ноги зафиксированы на полу;
2-3- держать это положение;
3. И. п. – то же, подбородок на тыльной поверхности кистей рук, положенных друг на друга.
1 -2 – поднять правую ногу, стараясь не отрывать таза от пола;
3-4 – опустить в и. п.
5-8 – повторить левой ногой.
4. И. п. тоже.
Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 4-6 счетов.
5. И. п. – то же.
Выполнение руками и ногами движений как при плавании «брассом».
Упражнения для мышц брюшного пресса
1. И. п. – лежа на спине, руки в стороны.
1 – согнуть правую ногу, руками обхватив колено;
2- опустить в и. п. ;
3-4 – левой ногой.
2. И. п. — то же, руки за голову.
1 -2 – согнуть ноги в коленях;
3-4 – выпрямить вверх;
5-6 – согнуть;
7-8 – опустить в и. п.
3. И. п. -лежа на спине, упор на предплечья.
1 – приподнять прямые ноги от пола;
2-7 – поочередное разведение и скрещивание ног на весу – «ножницы».
4. И. п. -то же.
Работа ног как при езде на «велосипеде».
5. И. п. — лежа на спине.
1-4- перейти в положение спины и головы;
5-8 -лечь в и. п.
6. И. п. – лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища. Ноги фиксированы нижней рейкой гимнастической стенки или партнером. Медленно принять положение сидя и вернуться в и. п.
Упражнения для укрепления свода стопы
1. Ходьба на носках и пятках.
2. Ходьба на внешней и внутренней стороне стоп.
3. Ходьба перекатом с пятки на носок.
4. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
5. Ходьба на ребристой доске.
6. Ходьба по камешкам.
7. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.
8. Ходьба по гимнастической палке, обручу, шнуру.
9. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Приподнимание на носки и возвращение в и. п.
10. Катание малого мяча, гимнастической палки стопой.
11. Захватывание пальцами стоп мелких предметов (карандаши, платки, шнуры, и т. д.) и перекладывание их на другое место.
12. В положении сидя одновременное и поочередное сгибание и разгибание стоп.
13. Сжимание и разжимание пальцев ног.
14. Стоя на полу поочередное поднимание и опускание пяток.
15. Ходьба с поджатыми и поднятыми пальцами ног.
Существуют традиционные (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физкультминутки) и дополнительные (массаж, индивидуальная работа по коррекции нарушений осанки) виды работы по организации двигательной деятельности детей, а также дополнительные комплексы упражнений: глазная гимнастика, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе.
При проведении комплекса необходимо знать, какие группы мышц работают при выполнении каждого упражнения, контролировать состояние детей во время и после занятия. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия только тогда эффективны, когда они приятны детям.
Ребенка следует научить различать не только крупные мышцы рук и ног, но и состояние расслабленности и напряжения определенных групп мышц при выполнении каждого упражнения. Инструкция должна быть четко сформулирована и образна. Это поможет привлечь и удержать интерес ребенка, добиться, чтобы при выполнении упражнений он автоматически включал в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят, как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т. п.».
– во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц;
– расслабление должно быть более длительным, чем напряжение;
– некоторые инструкции, учитывая индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка, необходимо повторять большее или меньшее количество раз по сравнению с указанным.
Помещение, в котором проводятся упражнения, должно быть проветрено, температура воздуха – 20–22 градуса.
Гимнастика после дневного сна
Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривают решение главных задач:
– укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;
– профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;
– укрепление мышц брюшного пресса;
– предупреждение вторичных отклонений.
Каждое упражнение корригирующей гимнастики выполняется по 6 раз.
Методика проведения гимнастики после дневного сна.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Общие задачи гимнастики :
• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
• Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
• Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
1 Гимнастика в постели
2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
3 Дыхательная гимнастика
4 Индивидуальные задания
5 Водные процедуры
Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую, где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату.
В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику : ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Затем проводится индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.
после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием.
Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут