Гимнастика корригирующая — вид лечебной гимнастики; система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей и подростков с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника.
Гимнастика корригирующая предусматривает общее и локальное воздействие на организм и проводится большей частью в сочетании с ортопедическим лечением.
Упражнения Гимнастики корригирующей должны оказывать общеукрепляющее воздействие на организм; тренировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; дифференцированно укреплять определенные мышечные группы, поддерживающие позвоночник; восстанавливать равновесие между кривизнами позвоночника и вырабатывать правильную осанку.
Гимнастика корригирующая (пунктир показывает выровненное положение плечевого пояса): 1—вытягивание левой руки вверх из исходного положения (и. п.) лежа на боку, руки вдоль туловища, под грудную клетку на стороне выпуклой части искривленного в грудном отделе позвоночника подкладывают валик (при искривлении позвоночника во фронтальной плоскости в грудном отделе выпуклостью вправо); 2 — разгибание туловища из и. п. свесившись с кушетки с приведенными к плечам руками и закрепленными ногами (для укрепления мышц спины); 3 — поднимание ног вверх из и. п. лежа на правом боку, под ноги подложен ватный валик (для избирательного укрепления косых мышц живота слева); 4— поднимание рук с гантелями из и. п. лежа на животе с разведенными в стороны руками (для укрепления мышц плечевого пояса); 5— вытяжение позвоночника со стремлением присесть на пятки из и. п. стоя на коленях, держась вытянутыми руками за рейку гимнастической стенки, туловище Горизонтально полу (при искривлении позвоночника); 6— вытягивание правой руки из и. п. лежа на животе с согнутыми в локтевых суставах руками (при искривлении позвоночника во фронтальной плоскости в грудном отделе, выпуклостью влево); 7— небольшой наклон туловища влево из и. п. лежа на животе, левая согнутая рука упирается в грудную клетку, кисть согнутой правой руки на голове (при искривлении позвоночника в грудном отделе выпуклостью влево); 8— балансирование с мячом на голове, помещенным на ватно-марлевое кольцо, из и. п. стоя, руки на поясе, ноги вместе (при нарушениях осанки); 9— поворот туловища вправо с заведением вытянутой левой руки из й. п. лежа на спине с разведенными ногами, левая рука отведена в сторону (при искривлении во фронтальной плоскости позвоночника в грудном отделе выпуклостью влево); 10— разгибание туловища в грудном отделе из и. п. лежа на животе с противоупором гимнастической палкой, расположенной на уровне лопаток (при кифозе грудного отдела позвоночника).
Основные виды физических упражнений Г. к.: 1) группа общеукрепляющих упражнений; 2) упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки и расширяющие ее (рис., 1); 3) упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины (рис., 2), живота (рис., 3), плечевого (рис., 4) и тазового поясов; 4) упражнения, вытягивающие позвоночник (рис., 5); 5) упражнения, непосредственно воздействующие на деформированный отдел позвоночника при сколиозе (рис., 6, 7, 9) и кифозе (рис., 10); 6) упражнения в балансировании (рис., 8) и на равновесие; 7) упражнения, вырабатывающие правильную осанку.
Особенностью общеукрепляющих упражнений является выполнение их преимущественно в положениях, «разгружающих» позвоночник. Постановка правильного дыхания, коррекция деформации грудной клетки и расширение ее достигаются в процессе выполнения группы дыхательных упражнений «статического» и «динамического» характера. Для улучшения экскурсии ребер на запавшей стороне грудной клетки часть подобных упражнений производится асимметрично (напр., лежа на боку на стороне выпуклости позвоночника). Среди упражнений, дифференцированно воздействующих на определенные мышечные группы, основными являются упражнения, укрепляющие мышцы, разгибающие туловище; мышцы, сближающие лопатки; мышцы брюшного пресса, ягодичные мышцы. В комплекс упражнений, вытягивающих позвоночник, включают упражнения на гимнастической стенке (преимущественно в «смешанном висе»), на наклонной плоскости, а также стоя на четвереньках. Меняя способ захвата руками рейки гимнастической стенки и положение ног, добиваются корригирующего воздействия на определенный участок позвоночника.
Непосредственную коррекцию деформированного отдела позвоночника обеспечивают: 1) упражнения по выгибанию туловища в направлении, противоположном деформации; 2) упражнения, приводящие к изменению положения плечевого и тазового поясов, и 3) упражнения, сопровождающиеся давлением руки инструктора или специального валика на выпуклую часть искривленного позвоночника. Упражнения в балансировании больные выполняют стоя на месте и в процессе ходьбы с мячом на голове, помещенным на ватную «баранку». Упражнения на равновесие производят стоя на месте и с продвижением по рейке гимнастической скамейки или бревну, усложняя их изменением исходного положения рук. С целью выработки правильной осанки используют упражнения стоя перед зеркалом (с усилением зрительного контроля за положением тела) и с периодическим «выключением» зрения (с закрытыми глазами), ориентируясь на мышечное чувство. Содержание этих упражнений может быть различным, напр, поднимание гимнастической палки в вытянутых руках из исходного положения стоя, палка на лопатках и др.
Выполнила: инструктор по ФК
Практикум для воспитателей:
«Корригирующей гимнастика в детском саду»
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: “Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. (психическое, физическое, нравственное)
Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно-оздоровительной работе.
(от лат. corrigo – выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после дневного сна физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, бассейн.
Темп движений при выполнении упражнений должен быть средним или медленным. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание на выдох. Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Общая нагрузка на организм должна увеличиваться от одного занятия к другому постепенно
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия; блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения; оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резистентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.
физкультурное занятия проводится два раза в неделю, и одно на улице.
При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание. Подбираются подвижных игр и упражнений, разработанные с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей.
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями.
голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.
комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:
« Танцующий верблюд »
И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
« Забавный медвежонок »
И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
« Смеющийся сурок »
И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.
« Тигренок потягивается »
И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
– 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.
« Резвые зайчата »
п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Комплекс с мячом.
И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
И.п. – то же.
В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.
В –е. – 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.
И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс « Встань прямо ».
И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.
И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и.п.
И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ); 5-8 вернуться в и.п.
И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться); 5-8 и.п.
В –е. – 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и.п.
И.п. – лежа на спине, руки за головой.
В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
И.п. – лежа на спине, руки за головой
В –е. – круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед»).
Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.
Многие выдающиеся люди считали физические упражнения обязательными в своем режиме дня. Великий русский физиолог И. П. Павлов до глубокой старости ежедневно делал утреннюю гигиеническую гимнастику. Он прожил 87 лет и до самой смерти трудился, был бодрым.
Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу для сохранения и коррекции осанки оздоровительной гимнастики, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она — обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли.
Период обучения в школе – это время интенсивного развития организма, который чутко реагирует на факторы, влияющие на уровень здоровья школьников. За последние годы выявилась неблагоприятная статистика показателей здоровья школьников. Современная жизнь увеличивает нагрузку на организм ребенка.
К сожалению, с самого раннего возраста ребенок привыкает к неправильной осанке, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма.
Дети меньше двигаются, больше сидят (особенно за компьютером), неправильное питание (увлечение чипсами, сухариками, фастфудами), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения. Эти факторы создают предпосылки для развития у школьников отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, возникновения плоскостопия, повышения артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно–сосудистой, дыхательных систем, нарушения обмена веществ и т.д. Переход от здоровья к болезни происходит через усиление напряжения или перенапряжение.
Чем раньше будет возможность предусмотреть такой исход, тем больше вероятности сохранить здоровье.
В настоящее время усиленно развивается программа оздоровления детей непосредственно в образовательных учреждениях, организовываются кабинеты корригирующей гимнастики, вводится третий час физкультуры, проводятся физкультминутки и динамические перемены.
Корригирующая гимнастика – это не просто вид лечебной гимнастики.
Это супер – физкультурный вид. Кому-то он нужен с самого рождения, кому-то позже или только в старости. Ведь корригировать – значит исправлять. А исправлять в своей фигуре и, тем более, в здоровье почти каждому есть что.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений.
Позвоночник ребенка не только выполняет свои функции, но и находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу. Если с раннего детства мышцы заставить работать в правильном режиме и организмом «руководить» со знанием дела, то можно не допустить развития нарушения осанки и многих заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребенка.
Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение в уроки физкультуры изучение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.
проведения корригирующей гимнастики является:
формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания у детей младшего школьного возраста, а так же раннее выявление и профилактика развивающегося сколиоза и кифоза.
При проведении занятий корригирующей гимнастикой должны соблюдаться следующие принципы:
В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов, а также упражнения для профилактики плоскостопия.
Для проведения занятий корригирующей гимнастикой необходимо выполнять
•общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
•осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата;
•способствует общему укреплению мышц туловища;
•укрепляет мышцы, формирующие свод стопы;
•воспитывает и закрепляет навык правильной осанки;
•формирует правильный свод стопы;
•развивает и совершенствует двигательные навыки детей;
Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.
Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального необходимо использовать психорегулирующие упражнения, приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приемов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствовать повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма. Данные упражнения направлены на стимуляцию согласованной работы полушарий головного мозга и применяются для улучшения памяти, внимания, навыков чтения, письма, интеллектуальных способностей.
Итак, что даёт корригирующая гимнастика?
• улучшают крово- и лимфообращение и тканевой обмен в зоне поражения;
• укрепляют мышечно-связочный аппарат позвоночного столба и мышцы нижних конечностей;
• устраняют мышечные контрактуры (малоподвижность) и низкую подвижность суставов;
• увеличивают объем движения позвоночного столба, корректируют его искривления и дефекты осанки, способствуют разгрузке позвоночного столба и стимулируют восстановление нервов;
• обеспечивают мягкое, постепенное вправление сместившегося позвонка.
к занятиям физическими упражнениями:
— все заболевания в острой форме;
— хронические заболевания в стадии обострения;
— острые инфекционные заболевания и месячный период после выздоровления;
— злокачественные новообразования;
— клинически выраженная недостаточность кровообращения;
Комплекс упражнений корригирующей гимнастики
для коррекции осанки.
При составлении комплексов следует руководствоваться следующими принципами:
Правила составления коррекционных комплексов.
Первым упражнением в комплексе всегда должно быть упражнение на ощущение правильной осанки. Это упражнение дает возможность принять позу, соответствующую правильной осанке и запомнить ее. В процессе выполнения всех последующих упражнения комплекса нужно стремиться каждый раз принимать эту позу и сохранять ее. Следующие 2-3 упражнения предназначены для больших групп мышц. Это должны быть упражнения на укрепление и развитие мышц спины, плечевого пояса, пресса, ног, оказывающие общее воздействие на организм.
После упражнений общего воздействия желательно повторить упражнение на ощущение правильной осанки.
Особое внимание уделяется упражнениям для исправления имеющихся дефектов осанки. Таких упражнения в комплексе должно быть 4-6, и они всегда следуют после упражнений общего воздействия.
Последними в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.
Упражнения для исправления осанки.
1. Станьте прямо, руки на поясе. На вдохе разведите локти и сведите лопатки, выдохните, вернитесь в исходное положение (4-6 раз).2. В том же положении (стоя, руки на поясе) отставьте левую ногу назад на носок, руки за голову, прогнитесь, голову с усилием отведите назад, надавливая на руки. Вернитесь в исходное положение, повторите то же с правой ногой
3. Из исходного положения “стоя, руки в стороны” выполняйте круговые движения руками назад в среднем темпе (8-10 раз).4. Из исходного положения “стоя, ноги врозь, руки к плечам” выполняйте наклон вперед с прямой спиной — выдох, на вдохе вернитесь в исходное положение. Выполняйте это упражнение в среднем темпе 6-8 раз.5. Исходное положение — упор лежа на животе. Прогнитесь, отведите голову назад, выпрямите руки и ноги, не отрывая бедер от пола и не сгибая колени. Упражнение делается в медленном темпе 3-6 раз.6. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища, поднимайте попеременно вверх прямые ноги. Темп средний, количество повторений — 6-8 раз для каждой ноги.7. Лягте на живот перед столом, поднимите руки и возьмитесь за край стола. Выполните вис лежа. Отталкиваясь носками, покачивайтесь в этом положении вперед-назад.8. Исходное положение — лежа на животе. Правую руку вытяните вперед, левую — вдоль туловища, кисти сожмите в кулаки. Прогнитесь и смените положение рук. Повторите 3-6 раз.9. В том же исходном положении положите кисти под подбородок, прогнитесь, разведите локти в стороны, вверх — вдох. Вернитесь в исходное положение — выдох. Повторяйте упражнение 4—6 раз. По мере возрастания тренированности удерживайтесь в статическом напряжении, прогнувшись на 4-6 счетов.10. Исходное положение — лежа на животе, руки на пояснице в замок. Выпрямите руки вверх, прогните туловище. Во время прогибания сосредоточьтесь на сведении лопаток. Повторяйте упражнение 3-4 раза.11. Исходное положение — лежа на животе, руки в стороны, стопы под опорой. Отведите голову назад, прогнитесь и удерживайте это положение 5—7 секунд. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь. Постепенно старайтесь удерживаться в состоянии напряженности как можно дольше.12. Исходное положение — стоя на четвереньках. Вытяните правую руку вперед, левую ногу — назад. Вернитесь в исходное положение, повторите то же самое с другой ногой и другой рукой. Количество повторений — 4-6 раз.13. В течение 30 секунд ходите на носках, положив руки за голову и максимально отведя локти назад.
Отдельные упражнения из комплекса полезно выполнять в течение дня по несколько раз. Это поможет выработать привычку держаться прямо и следить за своей осанкой.
Список использованной литературы.
1. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л. П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.
2. Лечебная физическая культура : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / ( С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др.) ; под ред. С.Н. Попова. – 10-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 416с. – (Сер. Бакалавриат).
Оздоровительные основы физических упражнений: учебное методическое пособие / Л. Д. Назаренко – М., 2009. – 153с.
Значение корригирующей гимнастики.
Корригирующая гимнастика показана всем детям, которые имеют нарушения осанки, так как это единственный главный метод, позволяющий эффективно укреплять мышечных корсет и выравнивать мышечных тонус, передней и задней поверхности туловища и нижних конечностей. Занятия корректирующей гимнастикой должно включать элементы специальной активной и пассивной коррекции и дыхательные упражнения.
Специальная коррекция – это применение корректирующих упражнений для исправления анатомической и функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата. Под активной коррекцией понимают сознательное и целенаправленное использование детьми специальных, корректирующих упражнений, применяемых в сочетании с общеразвивающих средств физической культуры. Под пассивной коррекцией понимается ряд специальных воздействий, осуществляемых без активного участия ребенка (пассивные движения, лежания на наклонной плоскости, массаж, корсеты, спиноутримувачи и др.).
Дыхание – это непрерывный биологический процесс газообмена между организмом и внешней средой. В этом процессе участвует дыхательная, сердечно-сосудистая система и кровь. Любые физические упражнения и особенно дыхательные, активизируют процесс газообмена.
Дыхательные упражнения (ДВ) – это специальные движения, активизируют функцию дыхательной системы, способствуют укреплению дыхательных мышц, упражнения на увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких. Среди них различают: динамические и статические ДВ. Динамические – это такие ДВ, при которых акт вдоха и выдоха сочетается с движениями конечностей туловища или с перемещением тела в пространстве. К статическим ДВ относятся те, которые не сочетаются с любыми движениями:
Вдох, по продолжительности более короткий, рекомендуется всегда делать через нос, а выдох, более длительный по времени, выполняется через нос или рот. В последнем случае выдыхать лучше через слегка сжатые губы.
Картотека корригирующей гимнастики после сна
(младший и средний возраст).
Корригирующая гимнастика после дневного сна.
Упражнения в кроватке:
– И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
И. п.: лёжа в позе спящей кошечки, «клубочек». Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (3 раза).
Упражнения на коврике:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
(головой вперед назад)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть).
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «ш-ш-ш» (рот плотно закрыт).
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
– И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5раз).
2. Массаж шеи. И. п. – сидя по-турецки.
Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «ку-ка-ре-ку».
Сесть на полу, ноги по-турецки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны выдох (поочередно медленно – быстро, имитирующий ветер. Повторить 4 -5 раз.
– И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5 раз).
3. Массаж живота. И. п. – лежа на животе. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «ы-ы-ы» (рот плотно закрыт).
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — выдох через рот. Повторить в медленном темпе 3-4раза.
2. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
“Греем наши ручки” Соединить ладони и потереть ими до нагрева
“Проверяем носик” Нажимать указательным пальцем точку под носом
“Лепим ушки” Указательным и большим пальцем “лепим” ушки
“Правая ноздря, левая ноздря” Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
“Сдуваем листик” Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот
Белый снег, пушистый.
В воздухе кружится
И на землю тихо
Опуститься на корточки.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт).
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х! » Повторять в течение 35—40 секунд.
“Проверяем кончик носа” Слегка подергать кончик носа
“Сделаем носик тоненьким” Указательными пальцами массировать ноздри
“Примазываем ушки, чтоб не отклеились” Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
“Как мычит теленок” Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа
“Сдуем снежинку с ладони” Вдох через нос, выдох через рот
Вечер зимний в небе синем
(встать из-за стола)
Звезды синие зажег
(встать на носки, потянуться) .
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «э-э-э» (рот плотно закрыт).
Стоя на полу, ноги врозь, рука возле рта, сдувать с руки воображаемую снежинки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
“Моем руки” Движения кистями, как при мытье рук
“Шагаем по пальчикам” Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки
“Лебединая шея” Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка
“Крепко спим” Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот
“Мы проснулись” Несколько раз зевнуть и потянуться.
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Шагать на месте.
Чтоб не зябли ножки,
Нам мороз не страшен,
весело мы пляшем.
Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «м-м-м» (рот плотно закрыт).
2. Наклоны вперед – вдох при каждом наклоне. Выполнить 4раза.
– И. п.: лёжа на спине, крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (3-4 раза)
» – И. п.: сидя «по-турецки». Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения при замешивании теста. (3-4 раза)
Я утром закаляюсь,
Движения хлопанья по воде.
Движения набрасывания на себя воды.
Пусть тельце будет красненьким,
А ротик пусть зубастеньким.
Пусть ручки будут чистыми,
Имитация намыливания рук.
А ножки будут быстрыми.
Бег на месте.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «у-у-у» (рот плотно закрыт).
2.«Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш».
– И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо – влево.
3. Массаж рук
1. Дети моют кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «а-а-а» (рот плотно закрыт).
– И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох. (4-5 раз).
– И. п.: сидя. Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает «малышку», касается лбом колена, стопы, поднимает «малышку» выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке. —
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь,
Встать, руки в стороны. Наклон влево, переступая ногами. То же — вправо. Повторить 2—4 раза в среднем темпе. Встать, ноги — врозь. Наклон вперед, руки вниз. Одновременные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево. Повторить 2—3 раза в медленном темпе.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «з-з-з» (рот плотно закрыт).
2.«Подуй на свечку». Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
2. Массаж ног. И. п. – сидя по-турецки. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым. » То же – с правой ногой.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо!
Дети выполняют соответствующие движения. Затем дети скачут на двух ногах, продвигаясь вперед, – зайки идут в гости. После этого дети возвращаются на свои места.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «ж-ж-ж» (рот плотно закрыт).
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. « Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
2. Массаж грудной области. И. п. – сидя по-турецки.
•Поглаживание области грудной клетки.
•«Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз, делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
А потом опять прилег,
Но уже на левый бок.
Сидя повернуться вправо, влево, руки на поясе. Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать, сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз, шаг на месте.
Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Глубокий вдох через нос и рот резкий выдох. Повторить (3-4 раза).
– И. п.: лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу, выпрямить. Пауза 3-5 сек. и опустить ноги (3-4 раза) .
И. п.: лёжа на спине. Подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться, вдоль позвоночника (3-4раза).
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашел.
Раз –грибок, два – грибок
Вот и полный кузовок.
Леший охает, устал,
От того, что приседал.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: «с-с-с» (рот плотно закрыт).
Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
Большинство упражнений Гимнастики корригирующей выполняют в положениях, снижающих ортостатическую нагрузку на позвоночник (лежа, на четвереньках, в висе). Подбирать упражнения следует так, чтобы не вызвать перерастяжения мышечно-связочного аппарата позвоночника.
Упражнения должны быть строго локализованы на коррекции определенного отдела позвоночника и не вызывать усиления искривления других его участков. Все упражнения выполняют в медленном темпе с кратковременными паузами в конце движения. Занятия проводят в кабинете корригирующей гимнастики стационара или поликлиники и чередуют с выполнением разученного ребенком комплекса физических упражнений дома под контролем родителей. Упражнения должны выполняться в течение длительного срока (особенно тщательно на протяжении периода интенсивного роста ребенка), ежедневно или через день. Число больных в группе при дефектах осанки 10—12, при деформациях позвоночника 5—6. При проведении Г. к. используют гимнастическую стенку и скамейку, гимнастическую палку, жесткий и мягкий валики, мячи, гантели, эспандеры и другие снаряды и оборудование. Эффект, достигнутый Г. к., закрепляется укладкой больного после каждого занятия в корригирующее положение.
Методика применения Г. к. при искривлениях позвоночника характеризуется нек-рыми особенностями: комплекс взаимно дополняющих друг друга упражнений подбирается в строгом соответствии с характером и этиологией деформации (см. Кифоз, Лордоз, Сколиоз). Характер проведения занятий при сколиозе зависит также от его клинического течения: при компенсированной форме Г. к. проводят в амбулаторных условиях, групповым методом, в различных исходных положениях, а при прогрессирующей форме заболевания Г. к. сочетают с ношением специального корсета и проводят занятия преимущественно в стационарных условиях, индивидуально, в положении лежа.
Показаниями к применению Гимнастики корригирующей служат различные деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях и дефекты осанки (сутулость, крыловидные лопатки, усиление поясничного лордоза, «вялая осанка» и др.).
С целью оценки изменений в физическом развитии ребенка и эффективности Гимнастики корригирующей применяют ряд объективных методов исследования: рентгенографию, антропометрию (см.), сколиозометрию (см.), фотографирование больного, исследование с помощью отвеса, двух соединенных линеек, уровня, гониометрию (см.) и др.
См. также Лечебная физкультура.
Библиография: Каптелин А. Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата, М., 1969; Лечебная физическая культура, под ред. В. Е. Васильевой, М., 1970; Лечебная физическая культура в детской ортопедической клинике, под ред. А. Б. Гандельсмана, Л., 1962, библиогр.; Машков В. Н. Активная коррекция деформаций позвоночника и плоскостопия у детей и подростков, М., 1949, библиогр.; Подъяпольская А. А. и Уварова А. В., Опыт лечения и профилактика деформаций позвоночника у детей, М., 1960; Рейзман А. М. и Багров Ф. И. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах, М., 1963, библиогр.; Рубцова А. Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников, М., 1955.
А. Ф. Каптелин.