Ко Дню космонавтики, к Международному дню первого полета человека в космос, все образовательные организации Российской Федерации примут участие в Гагаринском уроке «Космос – это мы». Урок включен Министерством просвещения Российской Федерации в Календарь образовательных событий 2020/21 учебного года.
Классный час, проведенный в 1-А классе
Учитель: Виноградова Л. Ю.
Тема: 12 апреля- день космонавтики. Гагаринский урок «Космос- это мы»
Цель: расширение знаний и представлений детей о космосе и первом космонавте.
• Уточнять и расширять представления детей о космосе и о первом полете;
• Развивать познавательную активность;
• Воспитывать чувство гордости за историю нашей страны
– познавательные : поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
– регулятивные : умение определять и формулировать темы классного часа, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
– коммуникативные : организовать и осуществить сотрудничество со сверстниками.
самоанализ и самоконтроль результата.
– 12 апреля в нашей стране будут отмечать праздник. Кто знает , как онназывается ?(ответы детей –День космонавтики)
-Правильно, это День космонавтики! В этот день , более полувека назад , произошло величайшее событие века – человек побывал в космосе.
Эта весть заставила весь мир 12 апреля 1961 года смотреть на небо, усыпанное звёздами, покрытое облаками, или сияющее в лучах солнца по-особенному. Именно в этот день гражданин нашей страны, на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в истории человечества полёт в космос. Время полёта составило 1 час 48 мин.
Сейчас полет человека в космос не вызывает удивления, а для того времени это было великим событием.
У ракеты есть водитель,
-Кто такой –космонавт?
( Космонавт – это человек, совершивший полет в космос на космическом корабле или на каком-нибудь другом космическом объекте. )
-Знаете ли вы имя первого космонавта?
(Конечно, Юрий Гагарин-это первый в мире космонавт)
Портрет Гагарина фиксируется на доске
Зараннее подготовленный ученик читает стихотворение:
В космической ракете,
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
– Юрий Гагарин -это первый человек, который совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю , и жил он в России. Поэтому так важен этот праздник именно для нашей страны!
Хотя ,первый полет в космос стал началом эры космонавтики для всего мира в целом.
Газеты того времени писали:
«Беспрецедентный подвиг во имя мира и прогресса человечества. Космонавт Гагарин в течение короткого промежутка времени стал героем нашего поколения. Вот это день! Вот это время!»
«Жители планеты Земля потрясены известием о новом достижении русских учёных в области космонавтики. Это достижение доказывает, что человеческий ум не имеет преград».
Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 г. в деревне Клушино (ныне Смоленская область), который после полета в космос назвали в его честь. Родители Юрия были простыми крестьянами. Раннее детство первого космонавта прошло в родной деревне.
Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек – они не являлись лучшими асами авиации и отбирались по конкретным характеристикам: Космонавтом должен был стать мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем.
Космические полеты – штука довольно серьезная, да и кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными. ( Фото корабля фиксируется на доске)
12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур в свое относительно короткое путешествие. Во время полета Юрий Гагарин немного поэкспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.
Когда «Восток-1» миновал плотные слои атмосферы, первый космонавт смог увидеть Землю. По его словам, больше всего его впечатлил вид горизонта, только на этот раз его линия отделяла планету от невообразимо черного неба. В целом полет проходил нормально, и во время него не произошло никаких сбоев и непредвиденных обстоятельств. Полет Гагарина в космос длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.
Возвращение на Землю
В самом конце пути, во время посадки, в тормозной системе что-то пошло не так, поэтому корабль несколько отклонился от запланированного курса. Несмотря на это космонавт совершил успешное приземление. Управляя стропами парашюта, он избежал падения в холодные воды Волги. Вот так закончился полет Юрия Гагарина в космос.
Первыми героя встретили жена местного лесника и ее шестилетняя внучка, которые случайно оказались неподалеку от места его приземления. Затем туда прибыли военные – они доставили первого космонавта в расположение близлежащей части, где он смог связаться с руководством и доложить об успешном выполнении задачи.
Год полета Гагарина в космос стал началом эпохи освоения человечеством новых, ранее неизведанных просторов. Отныне 12 апреля День космонавтики и отмечают этот праздник во всем мире. А наш герой навсегда останется первым человеком, побывавшим в космосе.
-А кто-нибудь из вас мечтает побывать в космосе? (ответы детей)
-Сегодня мы с вами побываем Школе будущих космонавтов. Ведь для того, чтобы побывать в космосе нужно пройти ряд испытаний. Мы узнаем, насколько вы готовы стать космонавтами.
Для начала нам нужно поделиться на 2 команды, т.к. все мы на космический корабль не поместимся. Для того , чтобы узнать в какой вы команде, вам нужно вытянуть жетон. Если на жетоне изображена луна, то вы в команде ” Луноходы”. А если -планета Марс , то вы команде ” Марсиане” (класс делится на команды)
– Теперь у нас есть две группы будущих космонавтов- это команда “Марсиане” и команда ” Луноходы”.
Выбор командиров команд.
Для того, что бы полететь в космос и не заблудиться там, мы должны все знать о нем.
И первым испытанием для вас будет конкурс ” Космические знатоки”. Вам нужно будет отгадать загадки о космосе- каждой команде 4 загадки. За каждый верный ответ команда получает балл. Поехали!
1. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
2. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
3. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
Она твоя, она моя,
5. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
6. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
7. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Прилетела в стаю звезд.
-Молодцы! Вы отлично справились с первым испытанием! Вижу, что про космос вы многое знаете. А знаете ли вы, как называется в космосе наш дом. Какой космический адрес вы назовете “Таксолету”, если захотите вернуться домой?
Наша планета Земля расположена в Солнечной системе. Солнечная система – это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце.
И следующим испытанием для вас станет конкурс, который называется “Планетологи”
В этом конкурсе вам нужно найти правильные названия планет солнечной системы. Даю вам небольшую подсказку -планет в нашей системе 9,значит и карточек с названиями планет у вас должно быть 9. Поехали!
( Каждой команде дается коробка в которой лежат карточки с названием планет солнечной системы. Всего там лежит 15 карточек, 9 из которых с верными названиями (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран ,Нептун и Плутон), а с выдуманными( Крокус, Авуран, Саринт, Монифер, Скриптон,Гелий). Дети должны выбрать карточки с правильными названиями. )
А теперь давайте проверим, справились ли вы с эти испытанием. Я буду вам читать названия, а вы проверяйте!
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон
– Молодцы! И с этим заданием вы справились! Команды получают баллы за верные ответы.
Можно отпускать вас в космос и не бояться, что вы потеряетесь. Ведь теперь вы точно знаете наш космический адрес.
-Так как правильно назвать наш адрес, чтобы вернуться домой из другой галактики? ( Солнечная система, планета Земля)
” Зарядка для космонавта”.
Ребята, каждый космонавт должен обладать отменным здоровьем и регулярно заниматься спортом. Выполним и мы зарядку для космонавтов:
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром
Мы походим на носках, а потом на пятках
Вот проверили осанку, и свели лопатки
Ждет нас быстрая ракета, для полетов на планеты (руки сомкунули над головой и потянулись).
(Дети выполняют упражнения)
– Следующий конкурс называется” Мыслители”. В этом испытании вам нужно разгадать кроссворд , который получает команда . см. приложение. (кроссворд разгадывается коллективно, каждой командой)
Проверка выполненнной работы, за каждый верный ответ дается балл.
-Ну, вот и заканчивается первый день в нашей школе космонавтов .
Прошу командиров команд подсчитать баллы.
Вам понравилось наше зан
Возьмите, пожалуйста, космонавта в скафандре нарисуйте на нем смайлик с каким настроение вы сегодня отправитесь домой? Приклейте его на стенд.
-Спасибо вам, ребята ! Мне очень понравилось готовить вас к полету в космос. До новых встреч!
администрации Балтайского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Большие Озерки
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. Г АГАРИНСКИЙ УРОК «КОСМОС – ЭТО МЫ», посвященный 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина
Усанкина Наталья Алексеевна
МБОУ СОШ с. Большие Озерки
412632, Саратовская обл.
ул. Пионерская, д.8
1. Песня «Космос нас ждет»
3. Фильм 1. Полет Ю. А. в космос
4. Викторина 8-10 класс
5. Фильм 2. Про скафандры
7. Фильм 3. Жизнь на станции
8. Фильм 4. Космическая пища
10. Викторина 5-7 класс
12. Интересные факты
13. Соревнования команд
14. Интересные факты
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. Г АГАРИНСКИЙ УРОК «КОСМОС – ЭТО МЫ», посвященный 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина (12 апреля)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах подвигов Советских лётчиков-космонавтов. Популяризация достижений страны в области космонавтики.
Форма проведения урока: Конкурсная программа (обсуждение актуальных вопросов, викторина, подвижные состязания команд)
5-7 классы, 8-11 классы
1. Песня «Космос нас ждет» (
В чем состоял подвиг Юрия Алексеевича Гагарина?
Полет Ю. А. Гагарина проводился в автоматическом режиме, и от космонавта в данной ситуации мало что зависело.
Главной задачей Ю. А. Гагарина было Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле.
Гагарин знал, что предполагаемый успех полета оценивался руководством не выше 40%. Он имел больше шансов погибнуть, чем выжить.
Нештатная ситуация у Юрия Гагарина возникла при посадке. От кабины пилота не отделялся приборный отсек. Он приземлился в Саратовской области, хотя планировалось его приземление в Куйбышевской (ныне – Самарской) области.
Выдающимися отечественными основоположниками космонавтики по праву
4. Викторина 8-10 класс (Презентация)
1. В каком году началась сдача экзаменов на присвоение квалификации «космонавт»?
2. Какого испытания не было при сдаче экзаменов на присвоение квалификации «космонавт»?
Знание конструкции корабля «Восток-3А».
Знание эксплуатации корабля «Восток-3А».
Навыки управления кораблем«Восток-3А».
Теоретический курс космического полета.
Теоретический курс по выходу в открытый космос.
3. Выберите очередность полетов космонавтов, установленную приказом главкома ВВС №21.
Титов, Гагарин, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.
Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.
Гагарин, Титов, Николаев, Нелюбов, Быковский, Попович.
Гагарин, Титов, Попович, Николаев, Нелюбов, Быковский.
4. Какие испытания, согласно комплексной учебной программе для будущих космонавтов, вошли в состав регулярно проводимых со слушателями занятий?
Вестибулярные исследования и тренировки.
Все ответы верны.
5. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» объявила о новом открытом наборе в отряд космонавтов. Каким требованиям должен соответствовать кандидат?
Возраст–не более 35 лет.
Наличие высшего образования по технической специальности. Опыт работы по специальности не менее 3 лет.
Космическое здоровье, выносливость и ловкость. Масса–50–90кг.
6. Полет Ю. А. Гагарина в космос – второе великое событие в астрономической науке. Первое – открытие Николая Коперника. Что открыл Н. Коперник?
7. Что такое Вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его)
8. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, удерживаемых
вместе гравитационными силами)
9. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь, или наша Галактика.)
10. Что такое астрономия? (Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем)
11. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений)
12. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)
13. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский)
14. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. ( Академик Сергей Павлович Королев)
15. Самая большая планета.
16. Самая близкая к Солнцу планета.
17. Какая планета самая большая в Солнечной системе?
18. Какая планета самая маленькая?
9. Самая жаркая планета.
Что означает фраза «Космос – это мы»? Как каждого из нас касается космическая тема?
Нужен ли нам сегодня космос? Что нам дает дорогостоящее
освоение? Стоимость одного скафандра – 5-10 млн. долларов
Приведите примеры того, как лично вы используете космические технологии в повседневной жизни.
Большой вклад в народное хозяйство вносят спутниковые информационные системы. Из космоса осуществляются управление наземными и воздушными перевозками, эксплуатационный контроль над сетью линий электропередачи, нефте-и газопроводов. Технологически решен целый ряд задач сервисного обслуживания: космической ретрансляции почтовых отправлений, космических систем индивидуальной связи и навигации, создания межотраслевых банков информации об оперативной передаче данных через космические системы связи и пр.
На орбитальных комплексах планируется организовать космическое производство уникальных материалов и медикаментов, изготовление которых в земных условиях обходится очень дорого или практически невозможно.
Космические исследования – в составлении сверхточных карт местности,
проведении морского поиска и спасении терпящих бедствие судов и их экипажей.
Несомненное стратегическое военно-экономическое значение имеет глобальная навигационная спутниковая система – ГЛОНАСС.
Значение имеют и метеоспутники. С их борта осуществляется систематическое фотографирование облачных систем, что позволяет
своевременно обнаруживать зарождение циклонов и антициклонов, а также возникновение ураганов и тайфунов.
Электростанций (ССЭ) экологически-чистые. При производстве в наземных условиях такого количества энергии за счет сжигания топлива возникает опасность необратимых воздействий на климат планеты («тепловое загрязнение»).
Поиск месторождений полезных ископаемых.
Спутниковое слежение за пожарами. Российский «Аэрокосмос» 25 раз в сутки дает информацию о пожарах, об очагах возгорания радиусом всего лишь 5,5 м(!).
Нефте газо продукто проводов, на которых бывают аварии. Визуально определить разрыв трубы под землей, а также в трудно доступных местах нелегко.
Позволяют заблаговременно (за период от 3 до 20 дней) вычислить сильнейшие землетрясения и цунами.
7. Фильм 3. Жизнь на станции (
8. Фильм 4. Космическая пища (
Дело только в престиже страны? Или отстать в освоении космоса сегодня – значит отстать в технологиях навсегда?
10. Викторина 5-7 класс (Презентация)
1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием силы притяжения Солнца)
2. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
3. Какую планету называют Утренней звездой?
4. Какая планета самая большая в Солнечной системе?
5. Какая планета самая маленькая?
6. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу?
7. Какая планета, из видимых с Земли, самая яркая?
8. На какой планете самые высокие горы?
9. Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее поверхности)
10. Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека.
11. Что такое метеориты? (Тела космического происхождения, упавшие на поверхность Земли или любого другого крупного небесного объекта)
12. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)
13. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста)
14. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. ( Юрий Алексеевич Гагарин)
15. Какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12апреля 1961 года Ю. А. Гагарин совершил первый космический полет)
16. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. ( Валентина Николаевна Терешкова)
17. Как называется космический летательный аппарат? (Ракета, спутник, космическая станция)
18. Эта планета имеет семь колец.
19. Планета красного цвета.
20. Назовите планету, большую часть которой занимает Мировой океан
Какие профессии особенно востребованы в космическую эру?
Производственные кадры – не только ракетчиков, космонавтов, конструкторов, но и ученых, инженерно-технических работников, рабочих уникальных специальностей, управленцев и многих других. Возникли такие области знаний, как космическая биология, медицина, связь, телевидение, право, приборостроение и др.
12. Интересные факты:
Внеземные цивилизации: чего нам ждать от контакта миров?
Обитаема ли Вселенная за пределами Земли? Не наблюдалось во Вселенной каких-либо явлений, которые можно было бы связать с действиями разумных существ–представителей внеземных цивилизаций. Между тем существуют весьма веские научные основания полагать, что Вселенная обитаема.
Разработка «космических языков» (линкос), с помощью которых можно было бы переговариваться с другими разумными обитателями Вселенной. Этот язык похож на программирование ЭВМ.
Задание 1. Ласточка
Несколько представителей команд соревнуются, кто дольше продержится в положении ласточки (на одной ноге, вторую – вытянуть назад, руки в стороны)
Задание 2. « Кресло космонавта»
Выбирается по одному представителю от команды. Участник садится в кресло и, не покидая его, пытается собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не меньше полуметра).
Задание3. « Стрелы Вселенной»
Все самые трудные задания позади, осталось одно, но не менее важное. Сноровки и ловкости вам не занимать, поэтому теперь нужно позаботиться о том, что же взять с собою в космос.
На столе разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, яблоко, кошка, скафандр, будильник, тапка, фотоаппарат, тюбик с манной кашей, ложка, тюбик с тортом и т.д. Каждый участник должен выбрать один из наиболее понравившихся ему предметов и объяснить почему.
14. Интересные факты:
В 1990 г Россия открыла эру космического туризма. В космос полетели первые туристы, на орбитальную станцию «Мир». Теперь желающие могут полететь на МКС. Билеты не всем по карману. Когда будете взрослыми, для вас будет совершенно обычная история – слетать на выходные на Марс и на Луну. Но сначала надо будет добраться до Дальнего Востока, а именно – в Амурскую область. Там находится первый в мире гражданский космодром «Восточный».
Сайт Московского музея космонавтики
Урок, посвященный Дню космонавтики.
«Космос – это мы. Гагаринский урок»
Цель: Формирование знаний- организация работы по усвоению понятий, научных фактов, хронологических событий.
: Познакомитьобучающихся с событиями, что послужили введению Дня космонавтики и рассказать о том, как долго и трудно шло человечество к первому полету космонавта; как исследуют космическое пространство и какое народно – хозяйственное значение имеют эти исследования.
Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свою страну.
Развивать умения анализировать, умение высказывать свои мысли вслух.
1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе.
Постановка общей цели.
12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса.
2. Постановка темы и задач урока.
Тема нашего урока: “Космос – это мы. Гагаринский урок”.
Мы поговорим, о том кто стоял у истоков развития космонавтики, узнаем имена тех людей, которые прославили нашу страну. Вспомним некоторые научные факты и события, которые произошли за долгие годы исследования космического пространства.
3. Организация лекции- беседы с просмотром компьютерной презентации.
Кто из вас слышал фамилию Циолковский? Кто он?
Константин Эдуардович Циолковский – великий творец. Он родился 9 сентября 1857 года в Рязанской губернии в семье лесничего. В возрасте 9 лет он после простуды и заболевания скарлатиной почти лишился слуха. Глухота не позволяла ему продолжать учёбу в школе и мальчик начал заниматься самостоятельно, пользуясь небольшой библиотекой своего отца. В тоже время у него пробуждается страсть к изобретательству. Родители, видя склонность сына к серьёзной самостоятельной работе, несомненный талант изобретателя и выдающиеся способности, отправили 16-тилетнего юношу в Москву, чтобы он мог продолжить своё самообразование. Тяжелая жизнь в Москве подорвала его здоровье. Пришлось возвратиться домой и заняться частными уроками,чтобы зарабатывать на жизнь. Наряду с преподаванием он продолжал заниматься изобретательством, научной и литературной работой. Однако судьба Циолковского как учёного и изобретателя в то время была очень тяжёлой. Только однажды он получил денежную поддержку. В одной из своих автобиографических статей Циолковский написал: “В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат”. Основные работы по цельнометаллическому дирижаблю были выполнены Циолковским в Боровске. В1892 году Константин Эдуардович переехал в Калугу, где он провёл грандиозную (для одного человека) программу аэродинамических исследований и экспериментов. Странной и малопонятной казалась жизнь К. Э. Циолковского обывателям русских провинциальных городов Боровска и Калуги. В Боровске летом 1886г. Константин Эдуардович, увлечённый идеями воздухоплавания, построил большую летающую птицу – ястреба с размахом крыльев около70 см. Дети и взрослые толпой шли глядеть, как Циолковский запустил на улице своего ястреба. Ночью Циолковский заставлял летать ястреба с фонарём. Обыватели видели движущуюся звезду и спорили: “Что это: звезда, или чудак учитель пускает свою птицу с огнём?”. Учёный всегда был занят, всегда трудился. Если не читал и не писал, то работал на токарном станке, паял,строгал. Мастерил для своих учеников много действующих моделей из подручного материала. Почти все считали его неисправимым фантазёром и утопистом. Более злые считали его дилетантом и кустарём. Идеи Циолковского казались невероятными. Люди смотрели на все опыты как на курьёзы и баловство; многие считали его чудаком и “немножко тронутым”. Нужны были изумительная энергия и настойчивость, величайшая вера в пути прогресса техники, чтобы в таком окружении и в тяжёлых, почти нищенских условиях ежедневно работать, изобретать, вычислять,двигаясь вперёд.
Циолковский часто говорил: “Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем – дадут обществу горы хлеба и бездну могущества”.
17 августа 1933 г. в воздух поднялась первая ракета на жидком топливе. До самой смерти (1935г) Циолковский был главным советчиком инженеров, стремящихся осуществить его замечательные идеи.
Слова Константина Эдуардовича Циолковского:« Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» стали пророчеством.
Одним из учеников Циолковского был Сергей Павлович Королёв (1907-1966г). С именем Королёва связаны первые замечательные достижения в истории освоения космического пространства. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли. Ракетно-космические системы позволили впервые в мире осуществить запуск искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, полёт которого над нашей планетой ознаменовал начало освоения космоса. Запуск первого спутника показал высокую эффективность искусственных спутников как нового мощного инструмента научных исследований. С его помощью, а также двух позднее запущенных ИСЗ был получен ряд сведений: об изменении плотности среды в околоземном космическом пространстве, о температуре и химическом составе верхних слоёв атмосферы и прочее. Сведения, полученные с помощью первых ИСЗ, позволили составить картину физических процессов, происходящих в околоземном космическом пространстве, что стало основой дальнейших целенаправленных исследований космоса. Были осуществлены полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу. Под руководством Королёва были созданы искусственные спутники Земли серий “Электрон”, “Молния”, “Космос”, первые экземпляры межпланетных разведчиков серии”Зонд”.
После долгих испытательных полётов, пилотируемых различными животными, решили отправить в космическое пространство человека.
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В тот день Земля как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть родней.
Ах, этот день невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой –
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
Ты знал ли сам, из той глухой вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
12 апреля1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле “Восток” стартовал с космодрома ” Байконур” и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном пространстве продлился 108 минут.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне КлушиноГжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева, работала на молочнотоварной ферме. В семье было четверо детей: старший брат Валентин 1924 года рождения, сестра Зоя тремя годами моложе, брат Юрий и младший брат Борис. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. В год, когда Юра должен был пойти в школу, началась Великая Отечественная война. Наступил сентябрь и Юра Гагарин вместе со сверстниками отправился в школу. Но фашисты оказались слишком близко. Как раз в этот день над селом Клушино пролетели 2 самолета с красными звездами на крыльях. Это были первые самолеты, которые пришлось увидеть Юре Гагарину. Фронт приближался. Село Клушино долгое время было отрезано от всего мира. Школу пришлось оставить. Вскоре отец ушел в армию. Брата Валентина и сестру Зою немцы угнали в Германию. Все ждали окончания войны. В 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и поступил в Люберетское ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в 1951 году, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик- литейщик. В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и в 1954 году впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як – 18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. 27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкаловск, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием.
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – Спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза
Ю. А. Гагарин записал в своём дневнике: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.»
27 марта 1968 года Юрий Гагарин под руководством опытного конструктора Владимира Серегина выполнял обычный тренировочный полет на истребителе УТИ МИГ-15. Самолет потерпел аварию в трех километрах от села Новоселова Киржачского района Владимирской области. Полностью выводы комиссии, расследовавшей это происшествие, были засекречены (и таковыми являются до сих пор). Все это породило вокруг смерти Юрия Гагарина немало слухов и легенд. Похоронен Юрий Алексеевич у Кремлёвской стены на Красной площади в Москве.
Вслед за Гагариным в космос полетели Герман Степанович Титов, Алексей Архипович Леонов, Павел Романович Попович, Валерий Фёдорович Быковский, первая в мире женщина -космонавт Валентина Терешкова и другие. Сейчас их уже трудно сосчитать.
Для отдельной категории людей “космонавт”- это профессия. Если в первые годы народ пристально следил за каждым полётом, то теперь это считается обычной работой, на космической станции люди работают долгие месяцы целыми группами 3-5 космонавтов, среди них есть женщины. Большое место в космических исследованиях занимает работа по международной программе. В годы существования СССР в космосе побывали представители почти всех социалистических стран мира, а также Индии, Монголии, Кореи, Сирии и других стран. В настоящее время на околоземной орбите находится космический дом МКС, где работают члены экипажа Юрий Маленченко, Алексей Овчинин и Олег Скрипочка.
55 лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах.
Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И все увидели в нем родного и близкого человека!
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание. Тем, кто интересуется, могут прочитать книги.
1. А.А. Космодемьянский. ” Константин Эдуардович Циолковский”
2. Л.Лебедев, Б. Лукьянов, А. Романов. ” Сыны голубой планеты”
4. Лидия Обухова “Любимец века”
Этап №3 – «Луна, Марс, Венера. Далее – везде!»
«Космонавтика имеет безграничное будущее, и её перспективы беспредельны, как сама Вселенная» – Сергей Королёв
Этап №1 – «Первые в космосе!»
«Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди» – Юрий Гагарин
СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
В 2021 году Гагаринский делится на три этапа и будет посвящён юбилейным датам:
Этап №2 – «Эра орбитальных станций»
«Эти жилища и все принадлежности для них должны доставляться ракетами с Земли в сложенном (компактном) виде, раскладываться и собираться в эфире по прибытии на место» – Константин Циолковский
«Гагаринский урок «Космос — это мы» проводится ежегодно с 2016 года 12 апреля в Международный день космонавтики во всех детских садах и школах Российской Федерации при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Фонда популяризации пилотируемой космонавтики «Космос – это мы», Госкорпорации «Роскосмос», Союза журналистов России. При поддержке Россотрудничества «Гагаринский урок «Космос – это мы» проходится в 97 Российских центрах науки и культуры за рубежом, в вузах, национальных библиотеках, школах, центрах дополнительного образования и культурных учреждениях. Вспомогательные материалы для проведения «Гагаринского урока «Космос – это мы» разработаны экспертами московского Музея космонавтики.
Координатор проекта – Фонд популяризации пилотируемой космонавтики «Космос – это мы».