ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ

о научно-методической службе

БДОУ г. Омска «Детский сад № 396 общеразвивающего вида»

Методическая служба — связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов, направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи.

Методическая служба бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 396 общеразвивающего вида» (далее ДОУ) в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, законами РФ, решениями правительства РФ, министерства образования Омской области, локальными правовыми актами директора департамента образования города Омска, Законом об Образовании, ФГОС ДО, Уставом учреждения и настоящим положением.

В целях осуществления организации и координации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении функционирует методическая служба. Она является общественным органом, имеющим сложную организационную структуру и формируемым на добровольной основе. Методическая служба в ДОУ- комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Руководит деятельностью методической службы старший воспитатель.

2. Ц ЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

методической службы в ДОУ являются:

3. З АДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

4. Ф УНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Методическая служба выполняет следующие функции.

заключается в соблюдении главных условий:

5. О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Организационно – методическая деятельность:

6. С ТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

– профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.

Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории.

Временные исследовательские, проектные микро группы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения является психолога – медико-педагогический консилиум.

7.  ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Формами методической службы являются:

– постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности ДОУ.

– это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов, теоретическое обучение педагогов с решением задач по актуальным проблемам.

организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков работы. Их проведение поручается педагогам, работающим по данным тематикам, специалистам ДОУ.

форма работы направленная на повышение уровня практических навыков педагогов, необходимых в работе с детьми.

теоретическое изучение и объяснение материала, носят рекомендательный характер с целью повышения профессионального мастерства

Час информации, пед. Час – краткое изложение организационного вопроса педагогической тематики

Смотр, смотр – конкурс – (лат. concursus – стечение, столкновение, стычка) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, науки, спорта и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу.

Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный)

– одни из самых эффективных форм. Это демонстрация уровня профессионализма педагогов.

Мастер – класс проводится с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Заседания всех форм методической службы (творческих групп, педагогического совета, т.д.)  Оформляются в виде протоколов или справок.

2. Порядок работы всех форм методической службы (творческих групп, педагогического совета, т.д.) и принятия ими решений определяется самими участниками.

З. Изменения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом.

Викторина Жесткова Модель методической службы ДОУ

Модель методической службы МБДОУ д/с № 5

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения, методическая служба нашего детского сада призвана обеспечить:

Публикация «Модель методической службы ДОУ» размещена в разделах

достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.

Построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни

Цели методической службы ДОУ :

создание в учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

осуществления непрерывного образования педагогов, развития их творческого потенциала

Исходя из поставленных целей, мы определили задачи методической службы :

управление образовательным процессом ДОУ

оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;

проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.

Систему методической работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 мы построили на основе принципов, представленных на слайде.

актуальность; научность, системность;

последовательность, преемственность, непрерывность;

единство теории и практики;

оперативность, гибкость, мобильность, прием образовательной информации, ее передача, учитывая индивидуальные особенности педагога;

коллективный характер (групповые и индивидуальные формы и методы работы);

создание благоприятных условий работы.

Методическую работу в детском саду мы построили по следующему алгоритму:

• коррекция и анализ.

Методический совет – формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу. Методический совет действует на основе положения, состав метод. совета утверждается на педсовете, работает согласно перспективного плана.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы –Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и медико-педагогический совет.

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней.

На стратегическом уровне (методический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (методический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом, которые позволяют:

* максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;

* создать благоприятный психологический климат в коллективе;

* обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

* опробовать педагога в новой роли.

Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы :

эффективность для ребенка заключается:

* в положительной динамике качества обучения и воспитания;

* отсутствии отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;

* дифференцированном подходе к каждому ребенку;

эффективность для родителя заключается:

* в положительной оценке деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;

* готовности и желании родителей помогать ДОУ;

* высокой степени информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

эффективность для педагога заключается:

* в положительном психологическом климате в коллективе;

* заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях;

* удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

* качественно организованной системе повышения квалификации;

* высоком уровене профессиональной деятельности.

За период работы в МБДОУ д/с № 5 мы создали кадровые условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Постоянное повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии с перспективным планом и запросами педагогов. Для осуществления образовательной работы подобраны и укомплектованы соответствующие педагогические кадры. В дошкольном учреждении проводится систематическая работа по выявлению положительного опыта работы педагогов с детьми по разным направлениям деятельности. Изучается и внедряется опыт коллег ДОУ, города. Годовые задачи реализуются в полном объеме.

В нашем дошкольном образовательном учреждении сформирована своя модель работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит:

• от степени сплоченности коллектива,

• его творческой направленности,

профессиональной компетентности каждого педагога.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Спасибо за внимание!

Модель методической поддержки деятельности педагогических работников построена на основе реализации методики Ксении Юрьевны Белой, Поташника, Волобуевой Л. М.

1. Аншукова Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. с. 29 – 32.

2. Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. с. 82 – 85.

3. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М, : ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. – 399.

4. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

5. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с.

6. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.

7. Корепанова М. В., Липчанская И. А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

8. Маркова Л. С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М. 2004. с. -160.

Методическая
работа в дошкольной образовательной организации – это целостная, основанная на
достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система
мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на
обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на
достижение  оптимальных результатов образования, воспитания и развития
детей.

Целью
методической работы в детском саду является создание оптимальных условий
для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников
образовательного процесса.

– обучение
и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;

– выявление,
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
педагогов детского сада;

– подготовка
методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

– координация
деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного
развития воспитанников;

– координация
деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации
задач развития воспитанников и детского сада в целом;

– анализ
качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в
развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности
педагогов.

Подходы к
организации методической работы основаны на:

– системно
– деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольной
организации, ее статуса и условий, а также обеспечения целостности
образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и
технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

– личностно
– ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и
способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на
развитие;

– профессиональных
и личностных качеств педагогов;

– дифференцированном
подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных
образовательных запросов в построении системы методической работы в детском
саду;

– подходе
свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных методик
и путей самореализации;

– мотивационно-стимулирующий
подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы
деятельности;

– коррекционный
подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга
недостатков и причин, их вызывающих.

Направления
методической работы в ДОУ.

Центром
всей методической работы в детском саду является руководитель методической службы.
Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении
передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах
воспитания и обучения детей.

Главная
задача руководителя методической службы сделать накопленный педагогический опыт
живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми,
так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали
себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

В
методическом кабинете сформирован информационный банк данных,
где определены источники, содержание, направленность информации.

Информационный
банк данных содержит:

– нормативно-правовые
документы Законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия;
нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

– документы
и материалы:

– по
планированию деятельности ДОУ;

– по
организации методической работы в дошкольном учреждении;

–  по
организации и руководству образовательной деятельностью  ДОУ;

– по контролю
и регулированию образовательной деятельности ДОУ;

– по
развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

– по
организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;

– методическая,
дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека;
наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические
издания дошкольного образования.

Формами
организации методической работы в нашем детском саду являются:

Педагогические
советы (4 плановых педсовета в течение каждого учебного года);

районные
методические объединения педагогов дошкольного образования;

Для
повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как
обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах
повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях
методических объединений и др.

Внутреннее
повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм
методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и
задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями
образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными
возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как
групповые, так и индивидуальные формы методической работы.

Используемые
формы методической работы

Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать
тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги
самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих
интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к
изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере
образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической
науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам
самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты,
мастер-классы.

Изучение,
обобщение и распространение передового педагогического опыта является
неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели
с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы,
способствует достижению более качественных результатов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 17”

О методической службе в ДОО

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение
профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи.

Цели методической службы:

Задачи методической службы:

1. информационно-аналитическая функция

2. прогностическая функция предусматривает:

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно
при соблюдении главных условий:

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей,
программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Структура методической службы ДОО

Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.

Творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Работа с педагогическим коллективом

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Два педагога ДОО являются руководителями ММО:
– Музыкальный руководитель Постникова И. Е. – ММО музыкальных руководителей РМР;
– Старший воспитатель Давыдова И. А. – ММО воспитателей средних групп РМР.

О методической службе в ДОУ         Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощиВажное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается. Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Цель методической службы:

оздание условий для повышения квалификации и уровня профессионального мастерства педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

– обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО в области содержания дошкольного образования и роста педагогического мастерства;

– позиционировать инновационную деятельность педагогов;

– осуществлять научно-методическое, учебно-методическое, консультативное сопровождение молодых педагогов  ДОО и актуализировать систему наставничества;

– оптимизировать контрольно-аналитическую деятельность по средствам мониторинговых исследований и аттестационных процедур для объективного анализа развития ДОО и достигнутых результатов.

Функции методической службы:

анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;

вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;

оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;

установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;

анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;

анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;

поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;

изучение передового педагогического опыта.

прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;

определение вариантов моделей выпускника;

формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;

моделирование новых форм существования ДОУ;

проектирование процессов развития дошкольного учреждения;

проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

– знание уровня, на котором находится работа ДОУ;

– четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;

– выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Структура методической службы детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом. – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.      Творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Управленческие уровни методической деятельностиМетодическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.

эффективность для ребенка:

эффективность для родителя:

эффективность для педагога:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 23”

Два педагога ДОО являются руководителями ММО:
– инструктор по физической культуре Дмитриева И. В. – ММО инструкторов по физической культуре РМР;
– старший воспитатель Сабурова Л. Д. – ММО воспитателей младших групп РМР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *