Общие требования к организации образовательного процесса
4.4. Используемые образовательные технологии
Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ04.
Учебно-методическая
карта учебной дисциплины (дневная форма
получения высшего образования)
Учебно-методическая
карта учебной дисциплины (заочная форма получения высшего
образования)
Белова Диана Ахатовна Фрагмент программы по внеурочной деятельности
Кружок «В мире книг»
Ступень обучения (класс) 1класс
Срок реализации программы : 1 года.
Количество часов 34 часа
Анна Рыжикова Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи образовательной деятельности.
3. Содержание образовательной деятельности.
4. Планируемые результаты.
Фрагмент программы разработан по теме : “Вот какие мы большие” (социально-коммуникативное развитие дошкольников).
Вера Лесных Фрагмент рабоче программы воспитателя ДОО. Методическая разработка
Зачёт воспитателя ДОО Лесных Веры Александровны
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО
Выполнил слушатель курсов
Лесных В. А.
МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3»
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
для специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
профессиональный модуль « Организация отдыха детей»
Номер группы: 411ПДО
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
Поляков Н. И., преподаватель высшей категории
Чиканцев Т. А., преподаватель первой категории
Афонасьева Н. Н., преподаватель высшей категории
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)
начального обучения и дополнительного образования
Руководитель методической комиссии (кафедры)
Бутова Валентина Леонидовна
«___» 2014 года
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов___________1______ мастерских ________0____;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Спортивный зал, стационарное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь в физкультурном зале, спортивной площадке.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Буйлова Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.
- Конова В. В., Маланчик Г. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.
- Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -_ М., Российское педагогическое агентство. 2011.
- Разновозрастное сообщество по месту жительства (В. Г. Бочарова, А. Е. Коробков, А. С. Косарев, В. М. Никитин, М. А. Плоткин С. П. Ухъянкин, П. С. Шаталов и другие). – 2011
- Фришман И. И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2009.
- Школьное разновозрастное сообщество (Л. В. Байбородова, И. З. Гликман, В. А. Караковский и другие). – 2010.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы (Поляков Н. И)
1. Смирнов А. Т. и др. « Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник.10 кл. Москва «Просвещение»,2008 г.
2. Смирнов А. Т. и др. « Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник.11 кл. Москва «Просвещение»,2008 г.
3. Смирнов А. Т. и др. « Безопасность жизнедеятельности». Учебник для СУЗов. Москва.»Дрофа»,2009 г.
Публикация «Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» размещена в разделах
На мой взгляд социально-коммуникативное развитие является наиболее важной неотъемлемой частью становления дошкольника как личности. Оно достаточно емкое и включает достижения воспитанников в различных образовательных областях. Взрослый человек – это объект постоянно вызывающий интерес у детей. Дошкольники хотят быть похожими на взрослых, копируют их действие, подражают взрослым в своих играх. Именно поэтому так важно научить старших дошкольников общению, взаимодействию со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности, и развивать их коммуникативные умения и навыки. Ребенок должен чувствовать свою значимость для других людей. Общаясь, он, с помощью окружающих, получает возможность оценивать себя в разных видах деятельности. Это как раз то, что так необходимо дошкольникам возрастной категории 6-7 лет, подобранных у меня в группе, и далее, при дальнейшем их обучении в школе. Трудовые навыки и умения также являются необходимыми для становления личности. В связи с этим, на данном этапе важно привить такие качества, как самостоятельность, инициативность, способность к волевым усилиям, саморегуляция собственных действий, способность принимать решение и умение делать выводы.
Добиваться поставленной цели, идти к результату буду через индивидуальный подход к воспитанникам, в соответствии с их возрастными особенностями. Возьму за основу в достижении результата развитие исследовательской и игровой деятельности у дошкольников, т. к. считаю это неотъемлемым условием развития личности старших дошкольников.
Тема: “Вот какие мы большие”.
-развитие социальных умений, коммуникативных навыков;
-формирование позитивного отношения к учителю, обучению в
школе и готовности взаимодействовать с другими людьми.
1. Формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека; воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам.
2. Способствовать становлению адекватной самооценки ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.
3. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в игровой и исследовательской деятельностях; развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Способствовать самостоятельному построению игры через создание новых творческих сюжетов.
5. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Планируемая мною образовательная деятельность включает следующие формы работы :
-игры на развитие навыков общения;
-упражнения на развитие мелкой моторики;
-беседы и рассказы;
-создание и проигрывание ситуаций на заданную тему;
-выставка рисунков и фотографий.
Методы и приемы обучения, используемые для получения результата.
1. Развитие коммуникативных способностей:
-рассматривание иллюстраций с последующим диалогом взрослого и ребенка;
-работа по парам и подгруппам;
-придумывание коротких рассказов, историй из личного опыта детей;
-чтение и придумывание новых сказок.
2. Развитие самооценки:
-беседы о красоте и нравственности;
-чтение художественной литературы;
-использование поощрения, похвалы;
-использование элементов соревнования.
3. Развитие трудовых навыков:
-организация посильных трудовых поручений;
-побуждение к деятельности;
1. У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; посильный повседневный труд стал для него привычкой; он проявляет инициативу и ответственность.
2. Ребенок свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей; обладает положительным отношением к миру и самому себе (развита самооценка).
3. Проявляет активность, самостоятельность в игровой и исследовательской деятельности; выдвигает гипотезы в экспериментальной деятельности и делает выводы.
4. Заинтересован совместной игрой, способен согласовать в игре интересы партнеров и свои интересы, умеет объяснить замыслы.
5. Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, соблюдает правила безопасности; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.
Публикация «Фрагмент рабоче программы воспитателя ДОО, Методическая разработка» размещена в разделах
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности младшей группы от 3 до 4 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2015-2016 учебный год.
Настоящая программа написана в соответствии с ФГОС ДОО и спецификой
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) и Образовательной программы МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3» Новоусманского района.
– На основании нормативно – правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
4. Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, за подписью первого заместителя Министра образования и науки РФ Третьяк Н. В.
5. Постановление от 15.05.2013г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”
Рабочая образовательная программа младшей группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3– 4 лет с учетом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно–эстетическому, физическому развитию и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Она направлена на обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Рабочая программа проектируется с полным охватом образовательных областей и равнозначном использовании предметно – пространственной среды.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание рабочей образовательной программы 2 младшей группы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
При составлении рабочей программы учитывались такие факторы как:
• целевые ориентиры и ценностные основания деятельности данной образовательной организации;
• состояние здоровья воспитанников;
• уровень их способностей;
• характер познавательной мотивации;
• образовательные потребности воспитанников;
Непосредственно образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в младшей группе.
Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я –сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием (принимая во внимание «кризис трех лет»).
Выполнение программных задач происходит путем использования основной образовательной единицы педагогического процесса – развивающей ситуации – форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «Я-САМ», прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми.
В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Память дошкольника 3-4 -х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно
и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами -заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Цель рабочей программы : формирование у детей навыков хорошего тона, воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками
1. Формировать представления детей о вежливости как важном человеческом качестве.
2. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки, объяснять детям, что доброта, вежливость – проявление красоты души.
3. Подвести детей к пониманию вежливости как основы взаимоотношений между людьми.
4. Дать детям понятие о том, что вежливые слова и поступки доставляют радость тому, кто их делает и говорит.
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в младшей группе
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем
Образовательная тема недели: «Уроки вежливости»
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями/социальными партнерами
Понедельник, 04.04. Физическое развитие в интеграции с речевым развитием, познавательным развитием и художественно –эстетическим развитием Игры на развитие и обогащение движений («Солнечные лучи»)
Музыкально-ритмическая гимнастика «Обезьянки»
Рисование («Смотрит солнышко в окошко»)
Дидактическая игра «Скажи ласково» Беседа «Значение вежливых слов»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Игры и упражнения для развития речи «Моё настроение»
Жестовая игра «Озорной воробей»
Наблюдения за играми старших детей
Чтение С. Прокофьева «Сказка о грубом слове «Уходи»
Труд- опрыскать комнатные цветы Поддержка детской инициативы (здороваемся со сверстниками и взрослыми)
П/и «Перепрыгни через ручеёк»
Формировать умение рисовать круглую форму одним движением руки
П/и «Папа, мама, я- вся моя семья»
Лото «Домашние животные»
Чтение потешки «Наша Маша маленькая»
Рассматривание иллюстраций на тему: «Правила поведения в транспорте»
Наличие в физическом уголке спортивного инвентаря, удовлетворяющего подвижную деятельность детей
В уголке «Познание» выставить предметные и сюжетные картинки «Помощь маме» и «Правила поведения в транспорте, на улице и надороге»
Фотоколлаж «Моя семья»
Консультация «Ваш ребёнок- это Ваше зеркало»
«Давайте почитаем» (В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»)
Просмотр отрывка из м/ф «Кот Леопольд» с последующим обсуждением.
Вторник, 05.04. Социально – коммуникативное развитие в интеграции с познавательным развитием, с речевым развитием, с художественно-эстетическим развитием Тема: «Мостик для Алёны»
Цель: знакомство с новым стихотворением, побуждение к речевой активности, закрепление навыков лепки.
Воспитание отзывчивости, желания помочь, вежливости.
1. Ситуативная беседа «Как помочь девочке»
2. Рассматривание картинки
3. Пальчиковая игра «Строим мостик»
4. Алгоритм строительства из теста
Музыкально-ритмическая игра «Груши у Алёнки» Беседа «Учимся общаться»
Пальчиковая и «Птенчики в гнезде»
Упражнение для развития речи «Жеребята»
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка «Тренируем эмоции»
П/и «Лови мяч», «Мы хлопаем руками»
Чтение рнс «Лиса и заяц»
Слушание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»
Экскурсия по территории д/с Поддержка детской инициативы (уборка своих вещей в шкафу)
П/и «Хлоп! Попался!»
Работа со звуками «з», «с»
Физич. упр. « Пройти через тоннель»
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»
В книжном уголке выставить книгу рн сказок
В уголке физ. развития выставить мячи
Помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для итогового мероприятия
Среда, 06.04. Познавательно исследовательская деятельность в интеграции с изобразительной деятельностью, речевой деятельностью и физическим развитием Тема: «Подарок весеннему гостю»
Цель: Формирование целостной картин мира, развитие вежливого общения, формирование эмоциональной отзывчивости. Развитие творческого воображения
1. Загадки о весне
2. Чтение стихотворения
3. Путешествие в весенний лес
4. Логоритмика «Дождик»
5. Д/и «Дикие животные»
6. Дыхательная гимнастика «Весенний ветер»
7. Игра «Построим берлогу»
П/и «У медведя во бору» Наблюдение за работой дворника
Загадывание загадок на весеннюю тему
Игры и упражнения для развития речи «Детёныши»
Игра на развитие восприятия, внимания и памяти «Найди меня»
Пальчиковые игры «Водичка-водичка» и «Цветок»
П/и «Ручейки и озеро» и «Лисичка и зайцы»
Чтение с. Прокофьева «Когда можно плакать» Дид. игры «Карандашик», «Где чей домик»
Труд – поливка цветов
Ходьба по гимнастической скамейке
Имитация движений животных
Просмотр театрализованного представления с использованием ИКТ «Сказка о добром слове»
Лепка «Угощение для гостей» В книжный уголок выставить книгу «Потешки для малышей»
В экспериментальный уголок поместить сухой и мокрый песок
В уголок «Познание» – кубики Никитина
В уголок физразвития поместить маски для п/и «Лисичка и зайчик»
Оформление папки-раскладушки на тему: «Вот как мы весело в группе живём»
Четверг, 07.04. Речевое развитие в интеграции с социально коммуникативным развитием и художественно эстетическим развитием. Тема занятия: «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки».
Цель: знакомить с русской народной культурой через загадки, пословицы и сказки
1. Загадки от бабушки -Рассказушки из чудесного сундучка
2. Беседа «Моя любимая бабушка»
3. Художественное слово. Стихи о бабушке.
4. Пальчиковая игра «Этот пальчик-дедушка».
5. Рассказывание рнс «Репка». Инсценирование сказки.
6. Пение в хороводе «Жили у бабуси».
Игра «Поможем бабушке приготовить обед» Беседа «Наш друг светофор». « Мы должны уважать автоводителей, чтобы обезопасить свою жизнь».
Пальчиковая игра «Птички».
Упражнение для развития речи «Пёс»
Игра «Лабиринт» (на сплочение коллектива)
Наблюдение за проезжающим транспортом.
Игра с палочками Кюизенера (по желанию детей)
Дидактическая игра «Береги животное» (карточки №15,16,17,18,19)
П/и «Воробышки и автомобиль», «Машины»
Разучивание чистоговорок: «Ша-ша-ша, бабушка хороша», «Са-са-са, у меня была коса».
Словесные игры (с грамматическим содержанием) «Чего не стало», «Дружные ребята» (детёныши животных).
Игра с использованием ИКТ «Вежливость и этикет».
Игра-ситуация «Бабушка заболела».
Чтение А. Барто «Вязание».
Дидактическая игра «Магнит» В книжном уголке поместить «Правила поведения для воспитанных детей» и сказку «Репка».
Вуголке «Ряженья» повесить костюмы для инсценирования сказки «Репка»
Пятница, 08.04. Музыкальная деятельность в интеграции с игровой и двигательной 1. Слушание. « Музыкальная гостиная» (закрепление музыкальных жанров).
2. Игровое упражнение «Маленькие музыканты»
3. Пение песни В. Шаинского «Улыбка»
4. Жестовая игра в песне «Ладушки»
5. Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
6. Учимся танцевать «Пальчики и ручки» М. Раухверга
7. Релаксация «В весеннем лесу»
Беседа «Азбука культурного поведения».
Пальчиковая игра «Солнце».
Игры и упражнение для развития речи «Семья».
Беседа «Что такое «хорошо», и что такое «плохо».
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Танец «Поплясать становись, и дужку поклонись».
Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Что такое «хорошо», и что такое «плохо».
Наблюдение за вороной (загадки, песни, стихи, потешки).
П/и «Вороны», «Пузырь».
Поддержка детской инициативы (готовим игрушку ля песочницы)
Дид. игры «Мозаика», «Лото», «Зоопарк».
Настольные игры «»Магнит
Слушание песен из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена» .
Сюжетно-ролевая игра «День рождения».
Дид. игра «Клубочек»
Рисование «Моё настроение».
Работа с магнитной мозаикой ( танграм: «конфета», «чайник»)
В центе «Познание» выставить магнитную мозаику.
Развлечение «Давайте говорить друг другу вежливые слова»
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – Развлечение «Давайте говорить друг другу вежливые слова»
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
1. Игра «Какие мы знаем вежливые слова» (с мячом)
2. Игра «Научим ласковым словам Бабу-Ягу».
3. Пояска с Бабой-Ягой.
4. Стихи о добре и вежливости.
5. Просмотр театрализованного представления с использованием ИКТ «Сказка о добром слове».
6. Совместный танец с родителями под песню «Если добрый ты» из м/ф «Кот Леопольд».
БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» __________
преподаватель _____________________________________________________________
Публикация «Фрагмент программы по внеурочной деятельности» размещена в разделах
Программа разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» для 1-4 классов. Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2013)
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели :
– создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
– расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
– формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность занятий в кружке с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Программа рассчитана на 4 года с проведением занятий 1 раз в неделю в каждом классе. В первом классе – 33 занятия, во 2-4 классах по 34 часа. Всего 135 часов.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содержание программы кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опт и эрудицию.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
– осознавать значимость чтения для личного развития;
– формировать потребность в систематическом чтении;
– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
– уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
– пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
– уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
– уметь самостоятельно работать с новым произведением;
– уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
– уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
– прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
– отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
– ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
– составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
– пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
– участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
– оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
– высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
– участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
– соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты, соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т.
К концу 1 класса ученик научится:
• находить книгу в открытом библиотечном фонде;
• выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
• сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
• формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
• характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
• сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
• слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
• пользоваться аппаратом книги;
• овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
• систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
К концу 2 класса ученик научится:
– знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
• ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-
• надлежности в открытом библиотечном фонде);
• пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
• заполнять каталожную карточку;
• систематизировать книги по авторской принадлежности;
• составлять список прочитанных книг;
• выделять особенности учебной книги;
• работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
• аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
• классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
К концу 3 класса ученик научится:
• работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
• сравнивать басни по структуре и сюжету;
• выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-
ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
• собирать информацию для библиографической справки об авторе;
• составлять таблицу жанров произведений писателя;
• выполнять поисковую работу по проекту;
• презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
• готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
• находить по каталогу нужную книгу;
• заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
• писать отзыв о книге или героях книги;
• пользоваться библиографическим справочником;
• рассматривать и читать детские газеты и журналы;
• находить нужную информацию в газетах и журналах;
• собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
• готовить материал для классной и школьной газеты;
• пользоваться электронными газетами и журналами.
К концу 4 класса ученик научится:
-составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
-различать виды и типы книг:
-писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;
-знать структуру книги и ее элементы, справочный аппарат;
-пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
-писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
-пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
-составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
-задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
-выполнять роль библиотекаря -выдавать книги и заполнять формуляры;
-собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
-работать с детскими журналами и газетами.
3. Содержание программы
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (3 ч)
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А. Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А. Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» : слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
5 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее педагогическое образование по профилю специальности, первая или высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы от 1 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: методисты, организующие учебную и производственную практику имеют высшее педагогическое образование по профилю специальности, первую или высшую квалификационная категория, стаж педагогической работы от 1 года
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля «Организация отдыха детей» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
ПК 4.1. Оказывать методически грамотную психолого-педагогическую помощь в социализации школьников; оказывать психолого-педагогическую помощь детям и подросткам с деструктивным поведением.
ПК 4.2. Планировать и проводить физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую работу с детьми и подростками; владеть технологией обучения двигательным действиям и методикой развития физических качеств личности.
ПК 4.3. Планировать и осуществлять культурно-досуговые программы с целью социализации детей и подростков; организовывать и руководить разными видами игровой деятельности детей, развивать их индивидуальные способности в процессе игры.
ПК 4.4. Применять в образовательной деятельности современные образовательные технологии
ПК 5.2. Определять цели, задачи и направления деятельности по краеведческой работе в музеях, архивах, библиотеках, походах и экскурсиях; осуществлять краеведческую и этнографическую работу с детьми и подростками.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
3. С ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Аннотация рабочей программы
профессионального модуля Организация отдыха детей
(вариативная часть ОПОП)
(заочная форма обучения)
Рабочая программа вариативного профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности.
Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 720 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка –76 часов, самостоятельная работа – 626 часов. Учебная и производственная практика-180часов
Вид промежуточной аттестации – экзамен квалификационный.
Наименование разделов профессионального модуля:
МДК 04.01 Педагогическое сопровождение разновозрастных групп
МДК 04.02 Методика организации безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающих технологий в условиях отдыха детей
МДК 04.03 Планирование и проектирование культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных лагерях
етодики и технологии работы педагога дополнительного образования в условиях отдыха