формы единого урока литературы

“Каждая минута, каждое брошенное невзначай
слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая
мысль, каждое незаметное движение человеческого
сердца, так же как летучий пух тополя или огонь
звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой
пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями,
эти миллионы песчинок, собираем незаметно для
самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем
из этого сплава “золотую розу” – повесть, роман
или поэму”.

Взрыв насилия, экстремизма, жестокости,
потрясший нашу страну, по-новому заставил
взглянуть на преподавание русского языка и
литературы. Мудрость русской пословицы “Имей
сердце, а на сердце и разум придет” вывела из
тупика.

Не знаю. С течением времени, как известно, все
меняется. Но в данное время мне кажется , что я на
правильном пути. В реализации этой методической
задачи для себя на первое место поставила
привитие интереса к изучаемому предмету и
воспитание учащихся. А дальше искала методы,
приемы для выполнения этой задачи.

Реализуя образовательные цели на уроках
русского языка путем подачи материала крупными
блоками (думается, это единственно верный способ
при нынешнем сокращении часов русского языка и
сохранении объема учебной информации), пришла к
тому, что лучше использовать опорные таблицы. Как
мне показалось, опорные конспекты Ю. Меженко,
позволяющие объемную информацию выразить
небольшим количеством условных обозначений, не
спасают эту замечательную идею крупноблочной
подачи материала, потому что 3-х – 4-х параграфов
учебника, конспектируемых учеником за один
прием, не достаточно для целостного
представления не только любого из разделов о
языке, но и отдельной широкой темы, а таблица
может нести больше информации, чем конспект. К
тому же, на практике убедилась, что не следует
каждому ученику всякий раз навязывать
составление конспектов с обязательным
проговариванием их друг другу, с тем громоздким
самоучетом знаний и другими методическими
приемами, которые используются при работе по
данной системе. На все это расходуется много
учебного времени, да и времени учителя тоже. Поэтому я использую вместо опорного конспекта
таблицу. Ее теоретическую основу составляют
сведения по грамматике, фонетике, лексике,
графике, орфоэпии, орфографии. Например, таблица
по теме “Словосочетание” в курсе 5-го класса
выглядит так:

формы единого урока литературы

Грамматическая связь
ПРЕДЛОГ И ОКОНЧАНИЕ

При объяснении таблицы я проговариваю: “Словосочетание
состоит из главного слова и зависимого. Между
ними существует смысловая связь. Она
устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая связь устанавливается с помощью
предлога и окончания”. Затем предлагаю
сначала сильным ученикам, а потом послабее на
время стать учителем и объяснить таблицу. В
результате многократного повторения таблица
запоминается, а в итоге легче делается
синтаксический анализ словосочетания, только с
разницей, что требуется дополнить, с помощью
какого именно вопроса в данном случае
устанавливается смысловая связь и с помощью
какого предлога и окончания – грамматическая.

Ученика, который видит весь объем темы или
раздела в целом, уже не смущает кажущаяся
труднодоступность, ему проще привести знания в
систему. А кроме того, он видит весь материал как
бы с высоты полета птицы и оценивает его. Крупноблочная подача материала позволяет больше
времени уделять отработке практических навыков. Положительный эффект в обучении с помощью таблиц
достигается совмещением элементов
занимательности, подбором разноцелевого
материала.

Не секрет, что многие ученики не любят русский
язык. Он у них ассоциируется с бесконечным
списыванием упражнений, заучиванием каких-то
правил. Здесь, в первую очередь, учитель должен
владеть артистизмом + интересные и занимательные
формы и методы работы + систематически, неустанно
прививать осмысленное отношение учащихся к
языковому материалу. И в этом поможет
воспитательная направленность урока.

И первое – пробуждать интерес к изучаемому
предмету. Считаю это фундаментом для изучения
всего курса русского языка и литературы, основой
для всестороннего воспитания учащихся. Решая
проблему воспитания интереса у школьников к
изучению русского языка, учитываю, что русский
язык – предмет огромного мировоззренческого
потенциала, большой функциональной значимости. Так как русский язык – это не только предмет
изучения, но средство обучения по другим
предметам, то воспитание интереса к изучению
русского языка способствует повышению
эффективности многообразных воспитательных
воздействий, ведущих к формированию всесторонне
развитой личности. По словам того же Ильина, лицо
ученика – зеркало урока, самое эффективное
наглядное пособие. С этим положением нельзя не
согласиться. На мой взгляд, интерес к русскому
языку можно вызвать следующими моментами:

  • Не отрывать изучение русского языка как науки
    от жизни, показывать, что любая тема изучения
    пригодится в жизни каждому, т.е. практичность
    теории для жизни.
  • Не только давать знания, но и сталкивать ученика
    с проблемами, решение которых лежит за пределами
    изучаемого курса.
  • Добиваться обратной связи с учениками.
  • Ставить привлекательные цели.
  • Вызывать удивление учащихся.
  • Поддерживать авторитет учителя.
  • Вводить занимательные моменты.

Для эстетического воспитания на уроках пытаюсь
(и не только уроках развития речи) совместить
русский язык и живопись, русский язык и музыку. С
этой целью несколько лет собираю репродукции
картин известных художников, составляю фонотеку
с классической музыкой. Две – три минуты уделяю
рассказу о самом художнике или композиторе. Предложения для анализа – продолжение рассказа. Попутно ввожу профессиональную лексику. Обязательно рассматриваем репродукцию картины
или прослушиваем музыкальный фрагмент (все
обязательно “привязываю” к теме урока).

Практикую 1 – 2 раза в четверть уроки удивления. Например, при изучении темы “Бессоюзное сложное
предложение” диктую для анализа следующие
предложения:

Среди животных меньше всего боятся холода утки
и гуси: они выносят температуру до ста десяти
градусов, а белые медведи и тюлени только до
восьмидесяти. В ясную погоду муравьи собираются
и закрываются в муравейнике – быть дождю. Бамбук
– одно из самых быстрорастущих растений на
земле: за сутки он вырастает на пятьдесят –
шестьдесят сантиметров. В Австралии и Нижней
Гвинее встречаются гигантские бабочки с
размахом крыльев в двадцать шесть сантиметров –
поймать сачком такого великана почти невозможно.

А затем – беседа: что знали, что удивило. А домой
работа: найдите такие же БСП, которые бы удивили
меня.

“Если урок литературы не сделать
воспитательным, прикладным – значит, к прорехам
семейного воспитания добавить еще одну и вовсе
оголить человека”, – утверждал Е. Ильин. Думаю,
что это уже аксиома. Всегда помню о двух
стихотворениях. Не могу их здесь не привести:

Выпускники, учтите впредь:
Чтоб не бояться сочинений,
Вполне достаточно иметь
Набор простых определений. Пишите, что поэт – пророк,
Что Гоголь высмеял порядки,
Что Фамусов – скупой и гадкий,
А Чацкий – больше не ездок!
Что с неподдельной чистотой
У Пушкина в конце романа
Уже замужнюю Татьяну
Онегин любит холостой.

Что Ольга хороша собой,
А Ленский слишком романтичный,
Что Герман – человек приличный,
А няня – человек простой;
Рахметов обогнал свой век,
Обломов спал с утра до ночи,
И что Печерин, между прочим,
Всего лишь лишний человек. Раскольников попал в тюрьму,
Базаров – сложная натура,
Герасим утопил Муму –
Вот вам и вся литература.

Это шуточное стихотворение, к сожалению,
отражает подходы многих учителей к преподаванию
литературы, говорит о том, как не надо
преподавать. А полную противоположность мысли
содержит стихотворение Бориса Слуцкого “Романы
из школьной программы”.

Изначально следует усвоить детям, что
художественное произведение – это не панацея от
всех бед, оно не навязывает, как поступать в той
или иной ситуации, но подсказывает и
предупреждает опытом предыдущих поколений. И
если ученик не любит Пушкина, то это не Пушкина
проблема, это проблема ученика; он должен сам
прочувствовать поэта, а учитель – помочь в этом. Хорошая литература – это хороший писатель +
хороший читатель. Отсюда вижу свою задачу в том,
чтобы формировать хорошего читателя. Тысяча
вопросов к писателю – это и есть чтение. Урок-диалог – моя основная форма урока, а главное
– многовариантность ответа на один и тот же
вопрос. Необходимо дать школьнику право на свой
путь и темп развития. Отсюда вывод: наполнить
урок индивидуальными подходами, положив в основу
личностный характер. Необходимо создать такую
структуру урока, где не просто учатся, но и
общаются. А это ведет к увеличению желания
учиться – в нем стимул к общению. Как часто бывает
на уроке, что ученик, не прочитавший роман, но
уловивший ход рассуждений, вступает в разговор. Таким образом, урок литературы еще и воспитывает
коммуникативные способности через обобщенный
опыт: книги и жизни – свой. Воспитывать внимание
учащихся ко “всем впечатлениям бытия”, любви и
интересу к живой действительности, развивать
культуру эстетических переживаний, чувство
“светлой радости” от созерцания красоты в жизни
и искусстве, постоянно поддерживать эти
переживания, возбуждая любознательность и
потребность в них, – необходимые условия для
воспитания художника в человеке. Нельзя
художественно воспитывать учащихся, если их
эстетические эмоции и мысли пробуждаются лишь по
расписанию уроков литературы. Нужна постоянная,
жизненная необходимость в эстетических
переживаниях, в пытливой, ищущей мысли. Воспитание этой потребности к прекрасному –
одна из насущных задач преподавания литературы.

Между тем, на уроках литературы должны
возбуждаться прежде всего эстетические
переживания, сами по себе имеющие огромное
воспитательное значение. Эстетическое чувство,
если оно истинное и глубокое, несет огромное
нравственное начало. Поэтому нужны специальные
усилия учителя, чтобы воспитать у учащихся
культуру эстетических переживаний. Важное
значение имеет здесь развитие умения слушать и
слышать поэтическое слово. Принцип и в
преподавании литературы – ошеломление,
удивление. В любом тексте можно найти массу
вопросов. (“Капитанская дочка” Пушкина:
“Миронов – патриот? Пугачев – патриот? Почему же
тогда один патриот хочет повесить другого?”). По
пьесе А. Островского “Гроза”: первые строки
пьесы – песня. В ней сквозит одиночество. Докажите, что каждый из героев произведения
одинок по-своему; Кабаниха. Почему она такая? В
семье такой росла? А, может, в молодости она была
Катериной? А, может, не могут ужиться две хозяйки
в одном доме? Говорят, если герой злой, найдите то
место, где он смеется, т. мы должны всесторонне
подойти к образу. А, может, Кабаниха устала: ведь
она купчиха, все время что-то достает, продает,
весь дом на себе тянет, продолжателей дела нет. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру:
“Что скажет Кабаниха, возвратившись домой, после
выступления против нее Тихона?” М. Шолохов
“Тихий Дон”: роман начинается с предложения о
том, что дом Мелехова стоит на краю хутора. Почему
так? Это географическое положение? А может это
касается жизненной позиции героя “моя хата с
краю – ничего не знаю”? В романе есть любовь,
драки и т. , но все это “текучая природа бытия”. В своем мире развивается Мелехов. А где-то там
есть большой мир, где революция, война, борьба. Эти два мира не соприкасаются ( по телевизору мы
смотрим, как депутаты от нашего имени спорят,
дерутся, но нас это сильно не трогает). И тут
возникает проблема выбора, вечная,
общечеловеческая: до какого момента человек
может не вмешиваться в этот мир? Мы каждый день
перед выбором: встать с постели сразу или
понежиться, с кем дружить, а потом – за кого выйти
замуж, а потом – в какую партию вступить, а потом
– рисковать жизнью или нет. Что объединяет 2 мира
в романе – гражданская война. Дешевеет
человеческая жизнь. Герои неграмотны, но у всех
есть своя идея жизни. И еще одного вопроса
касаюсь обязательно: темы дома. Нет, не
жилплощади, а дома, где пахнет пирогами, тянет к
маме. Дом в “Тихом Доне” – это родовое гнездо,
где каждый чувствует себя уверенно, дом учит
верности и терпению. За дом воюет Гришка Мелехов
и с красными, и с белыми, ему всегда кажется, что
он воюет за своё.

Если все время на уроке говорится о теме, идее
произведения – это отобьет желание читать. Только живое рассуждение над произведением
поможет учителю воспитать хорошего читателя.

К каждому произведению можно найти свой ключик. И как тяжело он дается любому учителю, как долго
мы идем к выковыванию собственной “золотой
розы”, чтобы учить и воспитывать грамотного и
достойного гражданина. “Знания, даваемые
насильно, душат разум”, – писал Анатоль Франс. Из
своего опыта административной работы знаю, как
мы убиваем желание изучать произведение,
заставляя учеников заучивать непременно те
стихи Пушкина, которые предложены программой,
отвечать на вопросы, которые сами вычитываем в
методической литературе и ждём от них
соответствующих ответов, подталкивая к ним
учеников.

Только единство образовательного и
воспитательного пространства, свободы личности
принесут хорошие плоды. Ведь еще Аристотель
говорил: “Кто двигается вперед в науках, но
отстает в нравственности, тот более идет назад,
чем вперед”.

Опыт в качестве учителя
русского языка и литературы у меня  составляет 17 лет. Я принадлежу к тем
учителям, для которых непреложен культ урока. Как оживить урок, активизировать
мыслительную деятельность ребят, поддержать интерес к предмету и желание
изучать то, что кажется хорошо знакомым? Эти вопросы волнуют меня давно.

Путей повышения интереса
школьников  к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные
вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти
расширяющие кругозор и знания так  называемые «мероприятия» не идут в сравнение
с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой
литературный маршрут, открытие  какой-либо эстетической, нравственной, философской
проблемы.

Использование нестандартных
форм проведения уроков литературы, предложенных мною, смогут решить многие
проблемы, встающие перед учителем при изучении произведений художественной
литературы: развивают речь, активизируют мыслительную деятельность, то есть
помогают решить многие учебные задачи, которые стоят перед учителем-словесником
при обучении.

Одним из важнейших путей
повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных
условиях является  развитие инновационных процессов. Причём эти процессы
затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание,
формы, методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика,
далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть
если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным
путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых
средств или времени.

Как добиться наибольшей
эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную
потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с
постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный урок,
предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного
обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не
представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени
способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного
урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых
форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим
подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить
в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого
недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить
все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к
своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться
ребёнок.

Погружение в мир знаний
должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и
ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит,
способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой
к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных
форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти
от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение,
закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные  формы работы
позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению
интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

В последнее десятилетие ни
один из школьных предметов не подвергался такой резкой критике, как литература. Со страниц центральных газет раздавались такие восклицания: «Люблю литературу,
но ненавижу школьный предмет литературы», «Требуется любимый учитель» и т. Много было разговоров о сухости и серости уроков, о невысоких профессиональных
и личностных качествах учителя. Не умаляя справедливости такой, хочу всё-таки
отметить, что среди педагогов-словесников всегда было немало истинных мастеров
своего дела, по-настоящему творческих людей, первыми откликающихся на всё
новое, передовое.

Несколько лет назад я
заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила использовать
их на своих занятиях. Особенно я обратила внимание на нестандартные технологии,
созданные кандидатом педагогических наук научно-исследовательского института
Л. Симаковой и Г. Лазаренко – учителем гуманитарной гимназии, г. Москва и
апробировала их в течение трёх лет. Они обнаруживают не только высокую
результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие
возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней
интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как
произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых
невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более
грамотной. Психолого-педагогическим фундаментом этих технологий стал сплав идей
психологов школы Л. Выготского, представленных, помимо его работ, работами
А. Леонтьева, А. Лурия, Н. Гальперина, В. Давыдова, Л. Занкова, Д. Эльконина и др. , а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов, давших
этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, развивающему эффекту
которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции
развивающего обучения.

В последние годы в практике
многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное
обучение и активизация познавательной деятельности учеников, развитие их
творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь
методов обучения и воспитания и т.

Для меня лично важнейшим
приёмом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм
проведения. Как к ним относиться? Целесообразно ли их проводить (уроки-суды,
уроки-воспоминания, уроки-концерты и т. Эти и подобные им вопросы волнуют
меня всё время. Но, несмотря на неоднозначность оценки учёными этих форм
занятий по литературе, они пробивают себе дорогу в практику, что
свидетельствует о всё  большем интересе словесников к таким урокам. Значит,
есть в них жизненная потребность. В чём же она заключена? Самое главное, на мой
взгляд, – эти занятия дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип
урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый художественный материал
более наглядным, более зримым, создать благоприятные условия для эмоционального
восприятия произведения, усвоения его идейно-нравственного содержания.

Характерной особенностью этих уроков является их
оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам,
которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих,
авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует
помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться
при  следующих условиях:

  • нестандартный урок будет
    приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
  • хорошее  владение 
    учителем  методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • умелое сочетание 
    нетрадиционных и традиционных форм работы;
  • владение  способностью
    диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс
    в рамках нестандартного урока;
  • включение нестандартных 
    уроков в систему своей работы.
  • ввести учащихся в мир прекрасного,
    приобщая их к образцам отечественной и    мировой художественной культуры, к
    духовным исканиям выдающихся писателей;
  • научить понимать
    художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни,
    активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции,
    эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую
    культуру;
  • воспитывать читателя и
    «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне
    развитую личность.
  • активизация познавательной
    и мыслительной деятельности учащихся;
  • дифференцированный подход к
    изучению предмета;
  • повышение интереса к
    изучаемому материалу;
  • развитие творческих
    способностей учащихся.

Использование
нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы

Именно
сегодня, когда часов на изучение литературы так мало, когда массовая культура
(особенно в формах «фоно»- и «видео»-) столь наступательная, мы,
учителя-словесники, находимся в постоянном поиске преподавания литературы.

И
я являюсь не исключением. Использование нестандартных форм проведения уроков
литературы всё настойчивее утверждается в школьной практике.

Феномен
нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции
развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как
форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним
всё шире применяются другие формы.

Это
обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря
на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь
лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности
учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений,
использовать возможности для развития монологической речи школьников,
организовать различные формы общения.

Творческие принципы методики  нестандартных уроков заключаются в
следующем:

Отказ от шаблона в организации
урока, от рутины и формализма в проведении.

Максимальное вовлечение учащихся
класса в активную деятельность на уроке.

Не развлекательность, а
занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

Поддержка альтернативности,
множественности мнений.

Развитие функции общения на уроке
как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение
эмоционального удовлетворения.

«Скрытая» (педагогически
целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам
способностям и склонностям.

Использование оценки в качестве
формирующего (а не только результирующего инструмента).

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

Помимо
принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения
нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и
его анализ.

В
нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к
традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание
плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала,
обеспечение и т. ), то во втором случае в значительной степени задействованы и
учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают
определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка
сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов,
викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.

(выделяется
3 основных этапа):

Первый этап.

Он
является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся:
ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению
путей достижения  целей урока.

Намечаются
ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и
воспитательные задачи.

Развитие
мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён
подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий
влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает
отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности;
возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

Сообщение
нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных»
формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

Он
посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется  во
времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

В
период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения,
воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус
урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с
другом, а также отдельных рабочих групп.

Ценность  методики заключается в том, что эти уроки:

  • делают занятия более
    запоминающимися, эмоциональными;
  • способствуют глубокому и
    последовательному усвоению материала;
  • благоприятно воздействуют на
    развитие творческих способностей;
  • развивают логическое мышление;
    творческие способности учащихся;
  • проявляют интерес к предмету,
    любознательность;
  • организуют связь с другими видами
    искусства.

Виды и формы нестандартных уроков по литературе

Остановимся
подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах
нестандартных уроков. Уроков такого характера уже столь много, что требуется
определённая систематизация их. Основания для систематизации порой
неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям
не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Но
уже сейчас следует выделить характерные группы:

Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок-     
эстафета, урок-дуэль, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-кроссворд,
урок-викторина).

Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс»,
урок-парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).

Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы
(урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок-
рецензия, урок – мозговая атака).

Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд,
урок-цирк, урок – заседание учебного совета, урок – патентного бюро).

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок – заочная
экскурсия, урок – литературная прогулка, урок – литературная гостиная, урок-
путешествие в прошлое).

Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок – подарок от
Хоттабыча).

Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция,
урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).

Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок
мудрости, урок-откровение).

Всё
это способствует повышению эффективности преподавания литературы, достижению 
поставленных целей, высокой результативности в обучении.

Проектирование уроков литературы

Литература — искусство, требующее от
читателя сопереживания, сочувствия, а не только
логического осмысления. И задача любого, кто
становится посредником между ребёнком и книгой,
— помочь читателю осознать возникающие
противоречия и найти путь к их разрешению.

Безусловно, профессиональная деятельность
учителя многогранна и разнопланова:
гностическая, проектировочная, организаторская,
коммуникативная, культурно-просветительская. И
всё же важнейшей из них сегодня становится
деятельность проектировочная, или
конструктивная, состоящая, в свою очередь, из
четырёх элементов: презентативного,
инсентивного, корректирующего и
диагностирующего.

Презентативная деятельность
заключается в определении целей и задач
литературного образования и литературного
развития, целей системы уроков и отдельного
урока (лекции 1–2). Инсентивная
деятельность заключается в разработке
содержания конкретной системы уроков и
отдельного урока (лекции 3–6). Корректирующая
деятельность заключается в уточнении,
исправлении, корректировке
учебно-познавательной деятельности учеников и
процесса управления учебной деятельностью в
зависимости от её результатов (лекция 8). Диагностирующая —
в проверке, диагностировании результатов
учебно-познавательной деятельности учеников
(лекции 7–8).

В лекциях учитель сможет найти как
теоретические опоры, так и конкретные примеры,
рекомендации, алгоритмы, позволяющие ему:

— точно сформулировать цели урока и на
первом же этапе проектирования представить ядро
урока, которое потом будет прорастать в
конкретные приёмы работы, вопросы, задания, виды
деятельности и учеников, и самого учителя;

— определить несколько возможных учебных
задач;

— оптимально спроектировать каждый этап
урока в зависимости от поставленных целей и
варианта учебной задачи;

— выбрать формы диагностического контроля,
соотнося их с целями урока, и вписать этап
проверки домашних заданий в систему уроков.

Учебный план курса

№ газетыНазвание лекции
17Лекция 1. Основы
проектирования урока и системы уроков. Что
определяет структуру урока? Нет правил без
исключений. 18Лекция 2. Взаимосвязь
целеполагания и результативности системы уроков
(урока). Кому и зачем нужны цели урока? Как
сформулировать цель в диагностической форме? Как
в целях спрятан урок и как его отыскать? Что такое
учебная задача и как она связана с целями урока?Контрольная
работа № 1. 19Лекция 3. Проектирование
этапов подготовки к восприятию произведения и
выявления специфики его восприятия. Какие
функции выполняет каждый этап урока в структуре
целого? Как выбрать один из множества вариантов и
как его реализовать? Что делает учитель и что
делают ученики?
20Лекции 4. Проектирование этапа
изучения произведений. Что и зачем изучаем?
Как изучаем? Сколько учебных задач можно решить
на одном уроке? Проектирование этапа изучения
эпических произведений. Как выбрать форму урока,
путь и приёмы изучения? Что делает учитель и что
делают ученики? Когда и зачем можно отклоняться
от выбранного пути и можно ли предвидеть эти
отклонения? Как и зачем сталкивать разные
интерпретации эпического произведения?
21Лекция 5. Проектирование этапа
изучения лирических произведений. Как
уравновесить субъективное восприятие лирики?
Возможные и невозможные формы урока и приёмы
анализа текста. Творческая деятельность
учеников при работе с лирическим произведением. 22Лекция 6. Проектирование
этапа изучения драматических произведений. “Арсенал”
учителя. Как выбрать форму урока и приёмы в
зависимости от уровня литературного развития
учеников? Когда и как смотреть спектакль?
Инсценирование и театрализованные игры на этапе
изучения. Контрольная работа № 2. 23Лекция 7. Проектирование
этапов обобщения и постановки домашнего задания. Зачем нужно подводить итоги? Как сделать
общение неформальным? Кому и как нужно объяснять
домашнее задание?
24Лекция 8. Проектирование
промежуточного и итогового контроля. Как
подобрать домашнее задание для разных учеников?
Какими могут быть тесты по литературе и что они
могут проверить? Как проверить домашнее задание,
не потеряв при этом времени? Что показывает
контрольная работа и кому она нужна? Работы
диагностические и/или контрольные?Итоговая
работа. Итоговая работа должна быть
отправлена в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *