ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности А. Н. Лук. В ситуации непрерывной гонки за количеством и качеством знаний не приходится говорить о развитии творческого потенциала детей, требующего бережного, вдумчивого отношения, поэтому при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста, следует учитывать особенности их высшей нервной деятельности и создавать комфортные условия жизни, обучения, воспитания, творчества.

Таким образом, все определения сводятся к тому, что способности – это индивидуальные особенности человека: врождённые (природные), которые можно развить и даже сформировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности, и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной), а не там, где результат можно получить, сформировав определённый навык.

В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется. Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей – способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» – способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.

Рассмотрим понятие «творческие способности». Существует несколько подходов к данному понятию:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев).

Исследователи давно обратили внимание на то, что одним людям в большей степени присуща логика рассуждений в принятии решений, а другим – исключительная способность к фантазии и воображению.

Творческие способности проявляются и развиваются в первую очередь в семье, когда прививается устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, к созданию новых образов, к мышлению.

Таким образом, под творческимиспособностями мы понимаем способности к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способности к познавательной самодеятельности.

Алиева М. Н. старший преподаватель кафедра технологии и методики её преподавания

Рахимов У. А. доцент

кафедра черчения, начертательная геометрия

и методика преподавания член Союз художников СССР ГОУ «Худжанский государственный университет

имени ак. Б. Гафуров» Таджикистан, г. Худжанд

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье речь идет оразвитии творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности и говорится, что творческие способности -это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка- способность достигать большего.

Ключевые слова: творчество, способность, развития творческих способностей, внеурочная деятельность.

Alieva M. N. senior lecturer

department of Technology and Methods of its Teaching

Rakhimov U. A. associate professor department of Drawing, descriptive geometry and teaching methods, member of the Union of Artists of the USSR State Educational Institution “Khujansk State University

named after ac Gafurov” Tajikistan, Khujand

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN EXTERNAL ACTIVITIES

Annotation: The article deals with the development of students’ creative abilities in extracurricular activities and states that creative abilities are a person’s ability to make creative decisions, make and create fundamentally new ideas. In everyday life, creative abilities are manifested as ingenuity – the ability to achieve more.

Key words: creativity, ability, development of creative abilities, extracurricular activities.

В наше время нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы.

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях; Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта; Творчество-это порождение новых идей, стремление учиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше; Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» весьма многозначен.

Способности – индивидуально – психологические особенности. личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческие способности – это способности человека приминать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка-способность достигать большего.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Большое творческое развитие получают дети во внеурочной деятельности посещая кружки, секции, клубы, практикумы. Творческая работа позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.

Развивая творческие способности детей, я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

Способы развивать творческие способности: Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения; Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика; В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Развитие музыкальных, театральных и спортивных способностей чаще всего происходит в специальных школах, секциях, центрах во время внеклассной деятельности ребенка. Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Для развития познавательных способностей использую следующие методы: «Добровольности выбора», «В выставочных» условиях, на виду у всех», «Посмотри на свою работу со стороны»

Большую роль в развитие творческих способностей играют предметные декады, олимпиады.

Развитие творческих способностей младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации

детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

Таким образом, изучив и проанализировав научно-методическую литературу и практический опыт, я пришла к выводу о том, что начальная школа должна сформировать младшего школьника как творческую, самостоятельную, активную личность, Развитие у младших школьников творческой активности способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. Начальная школа. 1998, №4 .-С.24

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М,1981.-215 с.

3. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978.436 с.

4. Сборник проектов / под ред. Гуревича Н. Н. – М.: Просвещение, 2001.154 с.

Доклад “Развитие творческих способностей учащихся”

Условия успешного развития творческих способностей.

Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

Быть всегда творческим – значит быть всесильным.

Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее,

чем умение быть творческим всякий раз,

когда это необходимо, в любой момент быть готовым

решать проблемные вопросы и разрабатывать новые

Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Тема моего доклада «Развитие творческих способностей учащихся» выбрана не случайно. Актуальность данной темы обусловлена тем, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования.

В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу необходимым уделение особого внимания развитию творческих способностей учащихся.

II. Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, Л. Кэррола, можно выделить шесть условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.

Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтомупятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.

Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

III. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия «воспитательное пространство», «воспитывающая среда», «среда в среде». Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребёнком, включённостью в процессе его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребёнка зависит от того, каким он его видит. Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства;

1. Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная , информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.

2. Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.

3. Воспитетельное пространство не складывается само по себе или приказом сверху, оно рождается внутри педагогической деятельности благодаря специально организуемой деятельности.

4. Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребёнка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как собственную территорию, за которую они несут ответственность.

5. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

IV. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу – воспитателю необходимо чётко продумать цели своей работы. Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника. Реализация цели подразумевает решение следующих задач:

1. Создание условий для интеллектуально – нравственного, эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

2. Обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.

3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

4. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают не приспособляться к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве, в данном случае, должны быть также творческими:

– Воспитателю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

– Нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

– Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

– В своей работе с детьми воспитателю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

Основной формой воспитательного процесса принято считать мероприятие.

Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких – либо целей. Мероприятие должно реализоваться, как самостоятельное взаимодействие классного руководителя, учителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы её организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства, приёмы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявление воздействуют на личность ребёнка.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс – конференция. Устный журнал, диспуты, беседы на этические темы о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно – музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, поисковая деятельность.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа «Весёлые старты», походы и эстафеты, беседы о гигиене, здоровье.

Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении к правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается, крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

– Игра должна содействовать сплочению коллектива.

– Иметь познавательное значение.

– Активизировать общественную деятельность детей.

– Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

– создавать условия для детского творчества.

– Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Для того, чтобы обучать детей творчеству, воспитателю – педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Внеклассная работа, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей.

Атмосфера добра и человечности, взаимопонимания и уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручка пронизывает все мероприятия, возникает возможность сотрудничества воспитателя – педагога, учащихся.

Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.

Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994

Волков И. П. Учим творчеству. – М., 1988.

Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления.

Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.-М., 1991.

Львова Ю. Л. Развивать дар творчества.– Киев., 1987.

Мусницкая Е. В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ – 1989 – №3.

Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”, 1990

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Глaвной целью современной  школы является рaзностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, нaвыков сaмообрaзования, способных к сaмореализации личности

Умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но школьное воспитание и обучение – это не воспитание гениев, а  формирование личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.

Один ребенок спросил известного писателя Д. Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?».  «Учи  как следует математику», – услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Для формирования творческой личности ребенка,  развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Мое собственное видении «творчества» привело меня к пониманию того, что наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи

-развивать детскую фантазию, причинно – следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

-развивать умение сочинять рассказы и сказки;

-решать сложные проблемные задания;

-стремление к познанию нового, неизведанного;

-формировать умение мыслить логически, нестандартно;

-развивать речь, логику мышление;

-повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Я использую основные принципы творческого воспитания:

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения:

Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин,  способствующие активизации познавательной и творческой активности).

Пассивные (собственный пример, беседы).

Важно учитывать, что необходимо создавать условияуспешного развитиятворческих способностей. К ним относятся:

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.  Образовательные программы по которым работают учителя начальных классов нашей школы  подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы: Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.    Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.     Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются

эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства, технологии. Но, такой предмет, как математика (сюда можно включить и  информатику) имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество – две вещи несовместимые. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Я считаю, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Математики. Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к примеру, при выполнении заданий:

Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

Чем отличаются картинки?

Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».

Задачи — шутки.

Решение частично-поисковых задач разного уровня. ( Здесь я предлагаю детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания).

Задания на выявление закономерностей:

Раздели фигуры на группы.

Найди «лишний» рисунок.

Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Решение творческих задач. ( Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний).

При планировании уроков следует продумывать каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о предмете, о котором завожу разговор.

Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Есть задание  “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Творческие способности учеников в полной мере проявляются на уроках  изобразительного искусства и технологии. Ведущими мотивами этих видов деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации.

Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод обучения.

Многие ребята создают совместные творческие проекты.

творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

2. Симаковский А. Э. Развитие творческого мышления детей. –

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

4. Савкуева В. Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. / Начальная школа. 2004. №7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *