формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Тема:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

План урока:

1. Орг., момент

2. Формулировка темы

3. Постановка проблемы

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного

6. Ответ на проблемный вопрос

7. Домашнее задание

1. Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет и получают карточки для распределения по группам (3

группы)

Добрый день, уважаемые учащиеся! Меня зовут Инна Игоревна, и сегодня я

проведу у вас урок истории.

Мы с вами продолжаем погружение в эпоху средневековья в России. А именно к.

14 века – начало 16 века. Мы исследователи данной эпохи. Скажите, а что бы не

заблудиться в путешествии, что используют путешественники?

Ответы детей: карту, компас, навигатор!

Правильно, навигатор. Вот и мы с вами, что бы не заблудиться в нашем

путешествии в прошлое будем использовать навигатор. У вас на столе, помимо ваших

привычных учебников, находится белый учебник по истории России. Именно будет

сегодня нашим главным навигатором. Возьмите его в руки и внимательно осмотрите и

пролистайте его. Как вы думаете, что будет являться меню нашего навигатора?

Ответы детей: условные знаки, оглавление.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ

Действительно именно оглавление поможет нам разобраться в работе нашего

навигатора. Вы уже практически изучили эпоху средневековья в России, что осталось не

изученным, какова цель нашего сегодняшнего путешествия?

Правильно это тема Русская культура в к. 14 века – начале 16 века.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Давайте вспомним, что было итогом ваших прошлых погружений в эпоху.

НА ДОСКЕ ВИСИТ ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Посмотрите на ленту времени. На ней нет ни одной даты, ни одного события. Вам

необходимо ее заполнить. На столе лежат карточки с разными событиями и датами, вам

нужно выбрать те, которые относятся к изучаемому периоду т.е.к. 14 века – н.16 века.

Кто желает?

Выходит ученик, который выполняет данное задание.

Ребята, проверьте, все ли седлано правильно.

Если есть ошибки, приглашается ученик, для исправления.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Наш учебник-навигатор, поможет нам сформулировать проблему нашего урока.

Откройте необходимый нам параграф и прочитайте проблему? Как вы ее понимаете?

Пролистайте в конец учебника и посмотрите, что учебник предлагает нам варианты ее

решения. В конце урока, когда мы с вами рассмотрим тему, мы вернёмся к ней и сможем

выбрать правильный вариант.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как вы думаете, в каких условиях развивалась русская культура в это период?

Для ответа на этот вопрос предлагаю вам обратиться к документу. Стр.222.

Все так же сильное влияние оказывает религия на мировоззрение человека, а

значит и на культуру.

Что еще?

Правильно, освобождение Руси от ордынской зависимости.

Объединение русских земель и создание единого государства.

Хорошо, а теперь давайте, обратившись к нашему учебнику-навигатору, обозначим

пункты нашего маршрута.

Летописание, Литература, Зодчество, Изобразительное искусство.

Часто мы делимся информацией о наших путешествиях с друзьями. А где делимся?

Правильно в соц. сетях. Се6йчас мы с вами составим заметки о нашем путешествии.

Для этот откройте ваши компьютеры, у вас открыта главная страничка социальной

сети ВК. Я попрошу одного человека зайди в свой аккаунт и от вашего имени

представлять работу группы. В поиске наберите название группы « Русская культура в

XIV – начале XVI века».

Первая заметка будет касаться ЛЕТОПИСАНИЯ, и составим мы с вами ее вместе.

Прочитайте стр. 212 и назовите летописи, написанные в этот период, а я под вашу

диктовку создам пост о летописании ВК и прикреплю необходимые изображения,

находящиеся в альбоме.

То же самое необходимо будет сделать каждой группе. На ваших столах лежат

таблички, на которых написано с какими видами искусства будет работать каждая

группа. Так же на столах лежит инструкция по выполнению работы. После выполнения

задания вы должны будете выбрать одного человека, который представит всем

результаты вашей работы. На выполнение задания отводится 10 минут.

Итак, ребята закончили, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Для закрепления выполним тест. Посмотрите на экран, нажимаем на вкладку

«тест», вы группой его выполняете и затем публикуете результаты теста на стене группы,

не забывайте указать группу, которая выполняет тест.

Отличные результаты ребята!

А какие особенности в каждом виде искусства вы можете выделить?

– приглашение иностранных мастеров

– идея объединения русских земель

– борьба с ордынским нашествием

А теперь давайте вернемся к проблеме урока, давайте вспомним ее формулировку

и попробуем выбрать подходящий ответ. Стр. 221.

Правильно ребята, ответ «Б».

Развитие культуры является подтверждением того, что Россия находилась на этапе

своего подъема. Когда государство усиливается, растет население – оно начинает

постепенно расширять свои границы. В каком направлении будет расширять свои

границы Россия? На Восток, что приведет к освоению Сибири и в 1586 основанию

города Тюмень (берём карточку и помещаем на ленту времени)

Пожалуйста, от лица группы примите участие в опусе на тему понравился ли вам

урок.

Ваше домашнее задание – написать от лица жителя России 15 века в будущее.

Послание потомкам. Варианты ваших писем я жду на стене группы.

Спасибо за урок!

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

1 ГРУППА

ЛИТЕРАТУРА

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 10 МИНУТ

Откройте страницу учебника 213

1. Прочитайте текст пункта «литература»

2. Найдите информацию о литературных произведениях

и их авторах, написанных в изучаемый период

3. Нажмите «добавить запись» на новостной ленте и

внесите найденную информацию

4. Подберите из альбома группы в социальной сети

«вконтакте» необходимые и подходящие для вашей темы

изображения.

5. Опубликуйте информацию от имени вашей группы

«Группа № 1»

6. Выберите участника группы, который представит

проделанную вами работу всему классу.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

2 ГРУППА

ЗОДЧЕСТВО

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 10 МИНУТ

Откройте страницу учебника 216

1. Прочитайте текст пункта «зодчество»

2. Найдите информацию о архитектурных постройках и

их создателях, созданных в изучаемый период

3. Нажмите «добавить запись» на новостной ленте и

внесите найденную информацию

4. Подберите из альбома группы в социальной сети

«вконтакте» необходимые и подходящие для вашей темы

изображения.

5. Опубликуйте информацию от имени вашей группы

«Группа № 2»

6. Выберите участника группы, который представит

проделанную вами работу всему классу.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

3 ГРУППА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 10 МИНУТ

Откройте страницу учебника 216

Прочитайте текст пункта «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВ»

1. Найдите информацию о иконах и их авторах,

созданных в изучаемый период

2. Нажмите «добавить запись» на новостной ленте и

внесите найденную информацию

3. Подберите из альбома группы в социальной сети

«вконтакте» необходимые и подходящие для вашей темы

изображения.

4. Опубликуйте информацию от имени вашей группы

«Группа № 3»

5. Выберите участника группы, который представит

проделанную вами работу всему классу.

Цели урока:

  • Образовательные: подвести итоги изучения
    внутренней и внешней политики Ивана III, изучить
    основные направления деятельности Василий III, познакомить
    учащихся с символикой нашего государства,
    подвести учащихся к пониманию того, что именно в
    правление Ивана III начинают закладываться основы
    российского государства.
  • Воспитательные: Формировать у учащихся
    чувства любви и уважения к Родине к ее истории,
    понимания того, что только единое государство
    может быть экономически и политически развитым.
  • Развивающие: Развивать у учащихся умения
    работать с исторической картой, текстом
    учебника, анализировать хронологические таблицы,
    выполнение развивающего задания, направленного
    на развитие мышления при чтении с выходом на
    говорение.

План:

  1. Проверка Д/З: Рассказ учащихся о деятельности
    Ивана III, о присоединении Новгорода и падении ига.
  2. Изучение нового материала: итоги правления
    Ивана III и Василий III.
  3. Подведение итогов.
  4. Инструктаж по Д/З.

По учебнику: “История Отечества 6
класс” авторы: А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков
издательство “Просвещение”.

Д/З. §§17, 18 (до стр.151)

По уровням:

А-№1,4

В-№1,4 – по рабочей тетр.

С-№1,4

+ уровням С №3 стр. 154

В №4 стр. 154 – после § 18 письм. ответы на вопросы.

Оборудование урока:

  • Портреты Ивана III (1462-1505) и Василий III (1505-1533), с
    датами правления.
  • Даты и понятия: 1
    • 478 – присоединение Новгорода
    • 12 ноября 1480 – стояние на р. Угре, понятие –
      государство, титул, герб.
  • Плакат: Этапы образования единого русского
    государства.
  • Вклейки в тетр.

Оформление доски

Алгоритм выполнения развивающего задания.

  1. Объявить какое качество будем развивать в этом
    задании. Отметить, что именно в этом задании
    будет еще затронута кратковременная память.
  2. Зачем нам это надо? Это поможет учащимся в
    будущем работать со сложными историческими
    текстами.
  3. При выполнении учитель постоянно напоминает о
    времени выполнения задания, комментирует этапы
    урока, четко определяет завершение работы.
  4. Проверка может быть трех видов: самопроверка,
    проверка учителем, но чаще всего на уроках
    используется взаимопроверка.
  5. Рефлексия (Обсуждение с детьми насколько
    понравилось это задание, легко ли его было
    выполнять)
  6. Подведение итогов учителем: Я считаю, мы
    справились с заданием форма проведения, и темп
    были на высоком уровне. Когда класс работает
    хорошо, удачный подбор учеников, у учащихся
    хорошо работает долговременная память, возможна
    экономия времени на уроке и тогда можно
    выполнить второе задание.

Вклейка в тетрадь учащимся:

Ивана III (1462-1505).

Василий III (1505-1533).

1478 – присоединение Новгорода.

12 ноября 1480 – стояние на р. Угре.

Тезаурус: Герб – символ
государственной власти.

При Иване III двуглавый орел, увенчанный двумя
коронами, на золотом фоне. В то время орел был со
сложенными крыльями, в дальнейшем герб был
существенно дополнен.

Титул – наиболее почетное звание.

Государство – это организация, управляющая
обществом, людьми, которые проживают на какой –
то определенной территории.

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы с вами начале
изучение правление Ивана III и отметили, что лишь
ему удалось приступить к планомерному
объединению русских земель. Начиная с этого
времени лозунг собирания русских земель,
становится основой государственной политики.
Ребята ответьте мне на вопрос: Как Иван III собирал
земли и что присоединил?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Объединенная Русь вступила в новый
этап своего развития в новый период своей
истории. Посмотрим на плакат и выделим те этапы,
которые мы уже разобрали.

Работа с плакатом “Образование единого
русского государства”

Учитель: Иван III прекратил уплату дани Орде, и
это привело к одному из важнейших в истории
России событий. Что вы знаете о нем?

Учащиеся рассказывают о стояние не реке
Угре.

Учитель: Итак, целью нашего сегодняшнего урока
станет изучение последнего этапа процесса
образования единого русского государства, но для
перехода к новой теме нам необходимо закрепить
изученный ранее материал, поэтому мы с вами
выполним развивающее задание, которое
направлено на развитие мышления при чтение и с
выходом на говорение. (Работаем по алгоритму)

Учитель: Спустя пять лет после свержения
ордынского ига Иван стал активно продолжать
присоединение новых земель к своему государству.
Отныне он стал носить титул Государя Всея Руси. У
государства появился свой герб, на котором был
изображен двуглавый орел и всадник, поражающий
змея. Какие символы государственной власти вы
еще знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: В гербе отражалась история нашего
государства.

Учащиеся заслушивают сообщение.

Учитель: Сформулируем понятие, что такое герб.

Учащиеся: Предлагают различные формулировки.

Учитель: Обращает внимание учащихся к
раздаточному материалу, в котором заложен
тезаурус и работает с понятийным аппаратом.

Учитель: Приемником Ивана III стал его сын
Василий III, который активно продолжал политику
своего отца.

Давайте поработаем с таблицей и картой атласа и
посмотрим, какие территории были присоединены за
время правления Василия III.

Учащиеся: Работают с таблицей разными цветами:
Цветными карандашами отмечают земли, которые
были присоединены при Иване III и Василии III.

Таблица.

Иван III

Василий III

Учитель: Сегодня мы посмотрели как расширялась
территория русского государства. В это же время
повысился и международный авторитет нашей
страны. Русские дипломаты стали активно посещать
другие страны.

Сегодняшней урок подходит к концу давайте все
вместе подведем итоги.

Учитель задает наводящие вопросы, которые
предполагают краткие ответы учащихся.

Давайте вспомним: Какую политику проводили
Иван III и Василий III.

Какие земли вошли в состав государства в этот
период, повысился ли международный авторитет
России,

Изменился ли статус московского князя с
принятиям титула Государя Всея Руси.

Учитель: Ребята, а теперь сформулируем итоги
нашего урока, опираясь на тезаурус, сделаем общий
вывод.

Учащиеся: Во время правления Ивана Третьего
идет процесс формирования единого российского
государства, усиливается роль великого князя,
меняется его статус с принятием титула Государя
Всея Руси. У нашего государства появляется герб,
что свидетельствует о его силе.

Учитель: инструктаж по Д/З и выставление оценок.

Приложение

§27. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Как борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на развитие русской культуры XV в.?

1. Изменение восприятия мира

В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т. д. Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни.

Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.

Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия?

События, связанные с заключением Флорентийской унии, падением Византии, попытками католицизма проникнуть в православные земли, вели к укреплению авторитета православной веры. У многих церковных и государственных деятелей возникает понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире.

2. Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

В ходе формирования единого Российского государства сглаживались местные культурные различия, закладывались основы будущей единой русской культуры. Она впитывала в себя лучшие достижения жителей отдельных русских земель, а также других народов, с которыми русские люди имели тесные связи.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Библия в серебряном переплёте из Москвы. XV в.

Значительно расширился круг вопросов, которые интересовали деятелей русской культуры и искусства. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства. Но в то же время всё больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в истории русской культуры.

3. Развитие общественной мысли и летописания

Крепнувшая великокняжеская власть получила в начале XVI в. своё идейное обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основе лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи вели своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

В чём состояла основная идея «Сказания о князьях Владимирских»?

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Шапка Мономаха

Тогда же оформилась идея о Москве как о Третьем Риме. Она была сформулирована псковским монахом Филофеем в посланиях к

Василию III. Филофей писал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «Второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католиками, что и привело к её гибели. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром истинного христианства, Третьим Римом, «а четвёртому Риму не бывать». В теории «Москва — Третий Рим» воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

В XV в. возродилось общерусское летописание. Первая летопись, так называемая Троицкая, подчёркивавшая идею единства Руси, была составлена в Москве. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 г. было предпринято составление новой летописи, главной мыслью которой было обоснование необходимости союза московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях объединения Руси. Одним из самых значительных произведений стала составленная в Москове летопись 1479 г.

Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной центральной власти. В них прослеживается идея о том, что Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира. Чтобы подчеркнуть эту идею, все московские летописи начинались с «Повести временных лет».

4. Литература

Победа на поле Куликовом в 1380 г. придала русским людям уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных художественных произведениях. Сложился так называемый Куликовский цикл. В произведениях этого цикла люди черпали примеры мужества, служения Отчизне, верности православию.

Одним из первых Куликовскую битву восславил некий Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина». Он стремился спеть «лучшую песню, чем раньше пелись» в честь главных её героев — Дмитрия Донского и Владимира Храброго. Автор «Задонщины» открыто подражал знаменитому «Слову о полку Игореве». Сафоний начинает свой рассказ с описания природы, как бы предчувствующей кровавую битву, затем повествует о душевных переживаниях своих героев. Автор гордится ратным подвигом, скорбит по погибшим героям. В то же время Сафоний — рязанский боярин — подчёркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Донского представляет как подлинного организатора всех русских сил.

Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор другой воинской повести — «Сказания о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, который отправился на Русь, «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити».

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Иллюстрация из рукописи «Сказания о Мамаевом побоище»

Почему многие литературные произведения XV в. испытывали на себе влияние «Слова о полку Игореве»?

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV — первой половине XVI в.

Третьим выдающимся произведением Куликовского цикла стала так называемая летописная повесть о битве. Рассказывая о «побоище на Дону», её автор призывает к единству русских людей. В летописной повести также чувствуется влияние известных произведений прошлого — «Жития Бориса и Глеба» Нестора, «Жития Александра Невского» и др.

Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 г. отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии купец прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, герой произведения молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли…» Он тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»

Особое место в литературе занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 г. появилась первая редакция русского «Хронографа». Автор этого сборника неизвестен. Но это был очень образованный человек, имевший своё представление о ходе мировой истории. Большое внимание он уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. «Хронограф» рассматривает русскую историю как часть всемирной.

По-прежнему любимым чтением грамотных людей оставались жития святых. Одним из наиболее читаемых произведений стало «Житие Сергия Радонежского». Оно было создано монахом Епифанием Премудрым — одним из самых образованных русских людей первой половины XV в. Он же составил «Житие Стефана Пермского». Позже «Житие Сергия Радонежского» переработал учёный-монах Пахомий Серб. После приезда на Русь из монастыря в Греции Пахомий трудился в Новгороде, а затем в Москве, создав более 10 житий разных русских святых.

5. Зодчество

Особое положение Москвы как столицы возрождённой Руси потребовало соответствующего изменения её облика. Иван III пригласил архитекторов из Италии, а также собрал лучших мастеров со всей Руси.

Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти возродил на Руси изготовление кирпичей, которые вновь стали использовать для строительства. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпичей стены и башни нового Московского Кремля, возвели Успенский и Архангельский соборы, другие строения. Наиболее величественной постройкой, возвышающейся в самом центре Кремля, стал Успенский собор. Замысел этого сооружения принадлежал

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Успенский собор Московского Кремля

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Архангельский собор Московского Кремля

Ивану III, потребовавшему создать самый внушительный собор на Руси. За образец Фиораванти взял Успенский собор во Владимире. О новом московском храме летописец писал: «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опрочь [кроме] Владимирской церкви, а мастер Аристотель».

Однако кирпич не полностью потеснил белый камень. Из него по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшения зданий. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена белыми гранёными камнями, от которых и получила своё название. Грановитая палата предназначалась для торжественных государственных приёмов и праздников.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества.

Крупное строительство велось и в Новгороде. В 1433 г. немецкие и новгородские мастера соорудили здесь Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приёмов и заседаний. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты. После присоединения к Москве Иван III приказал обнести центр города кирпичной стеной.

6. Живопись

В конце XIV — начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. Наиболее ярким её представителем стал гениальный русский художник Андрей Рублёв. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 г. Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. он вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублёва — икона «Троица» — написана для иконостаса Троицкого собора. Великий мастер изобразил Святую Троицу в виде трёх фигур ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублёву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Грановитая палата Московского Кремля

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Троица. Художник Андрей Рублёв

В творчестве Андрея Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был бывший князь, потомок царевича Петра Ордынского, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом.

Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Григорий Богослов.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Иоанн Богослов.

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

Архангел Михаил.

Художник Андрей Рублёв (предположительно)

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к изменению взглядов его жителей на окружающий мир, формированию национальной русской культуры, духовному и культурному взлёту России.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменение политического положения русских земель повлияло на изменение в восприятии окружающего мира их жителями? 2. Назовите особенности русской культуры XV в. 3. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу? 4. В чём главная идея теории «Москва — Третий Рим»? 5. Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.

6. Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя только текст учебника.

Работаем с картой

1. Покажите на карте путь Афанасия Никитина. Какие государства он посетил? 2. Какие земли, острова были открыты русскими людьми?

Изучаем доку менты

Д. С. ЛИХАЧЁВ ОБ ОДНОМ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вся мировая история предстаёт в нём как цепь нравоучительных историй, рисующих неслыханные злодеяния, неимоверные подвиги благочестия, мученичество праведных и преступления нечестивых. Чудесные события, предвещания, указания на символическое значение событий обильно насыщают повествование.

1. О каком произведении идёт речь? 2. Как представлял себе ход истории автор этого произведения?

И. Н. ЗАВОЛОКО О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Андрей Рублёв родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублёва является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далёкому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода… В отличие от византийского немого письма, рублёвские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души. Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублёва «Святая Троица»… Какая-то неземная просветлённость и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворённости, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублёва.

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублёва? 2. Как вы думаете, чем отличаются творения Рублёва от картин с религиозными сюжетами мастеров эпохи Возрождения?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Найдите текст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Выпишите в тетрадь высказывания автора о странах, в которых он побывал.

2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.

3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.

4. Завершите заполнение таблицы в тетради «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.».

5. Почему культурные ценности, созданные нашими предками в далёком прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни?

Запоминаем новые слова

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенно-лирическую тему. Регалии — предметы, являющиеся символами монархической власти.

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Кто из исторических деятелей XV — начала XVI в. способствовал объединению Руси, а кто препятствовал этому? Ответ обоснуйте. Кого из этих деятелей вы считаете самым выдающимся? Почему?

2. Сравните политическое устройство русских земель в начале XIV и в начале XVI вв. Что такое централизованное государство?

3. Как Русь освободилась от ордынского ига? Почему это стало возможным? С какими ещё внешними врагами боролась Русь в этот период? Каковы результаты этой борьбы?

4. Назовите исторические события, влиявшие на развитие русской культуры XV — начала XVI в. Каковы главные достижения культуры того периода?

УРОК 39. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (§ 27)

Основные вопросы изучения материала

1) Изменения восприятия мира.

2) Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

3) Развитие общественной мысли и летописания.

4) Литература.

5) Зодчество.

6) Живопись

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 27. Фрагменты документов. Презентации

Основные понятия и термины

Эпоха Возрождения. Поэма. Регалии. Сказания

Основные даты

1433 г. — завершение строительства Грановитой палаты. 1479 г. — Московская летопись. 1512 г. — первая редакция русского «Хронографа»

Персоналии

Иван III. Василий III. Филофей. Сафоний Рязанец. Аристотель Фиораванти. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Андрей Рублёв. Дионисий. Афанасий Никитин

Домашнее задание

§ 27 учебника.

Подготовьте презентацию «Наше культурное наследие» о памятниках истории и культуры прошлого, которые входят в Фонд мирового культурного наследия и, на ваш взгляд, являются национальным достоянием.

Используя Интернет, узнайте, из чего и как делали бумагу в XIV— XVI вв. Запишите основные этапы этого процесса.

С помощью компаса определите, к какой стороне света всегда обращён вход в православный храм. Почему православные храмы имеют такое расположение? Дайте объяснение

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

 

Мотивационно-целевой

Как изменилось политическое положение русских земель к началу XVI в.? Могло ли это повлиять на изменение в культуре, восприятии окружающего мира жителями страны?

Почему культурные ценности, созданные в далёком прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни?

Определять зависимость развития культуры от политического развития страны.

Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните творения мастеров эпохи Возрождения и шедевры древнерусской культуры.

Вспомните исторические события, которые могли влиять на развитие русской культуры XV— начала XVI в.

Использовать знания из курсов всеобщей истории, литературы, ОРКСЭ.

Раскрывать на примерах зависимость развития культуры от политического развития страны

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте текст «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (см. дополнительный материал). Приведите примеры высказываний автора о странах, в которых он побывал. Насколько достоверны его сведения? Что говорит автор о своей Родине?

На основе рассказа учителя определите, какова главная идея теории «Москва — Третий Рим». Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу? Какие процессы происходили в русской живописи XV в.?

Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя текст и иллюстрации учебника, фрагмент сочинения историка И. Н. Заволоко (см. рубрику «Изучаем документы»).

Продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.»

Использовать приёмы анализа художественного произведения в историческом контексте.

Определять мифологическую, вымышленную информацию. Описывать произведения живописи, зодчества.

Оценивать памятники культуры с эстетической позиции, высказывать своё отношение к ним.

Систематизировать материал большой темы в форме таблицы

Работа с текстом, иллюстрациями.

Беседа.

Составление таблицы

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Какие изменения происходили в русском зодчестве с X по XV в.? Расскажите о достижениях этого периода.

Каковы особенности русской культуры XV в.? Можно ли согласиться с тем, что период конца XV в. — «Русское Предвозрождение»? Каковы главные достижения русской культуры этого периода?

Докажите на примерах, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии отечественной культуры

Рассказывать об историческом явлении за длительный период времени.

Выделять особенности, опираясь на конкретные примеры.

Высказывать аргументированное мнение по поводу суждения, высказывания и оценки (в соответствии с возрастными возможностями)

Рассказ.

Беседа

Дополнительный материал

АФАНАСИЙ НИКИТИН. «ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» (перевод с древнерусского П. С. Смирнова)

И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бёдрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бёдрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бёдрах. <…>

А ещё есть в том Аланде птица гукук, летает ночью: кричит: «кук-кук»; а на чьём доме сядет, там человек умрёт, а захочет кто её убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны (хищники. — О. Ж.) ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой. Детёнышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким ремёслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат (людей забавлять). <…> А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима три месяца, и осень три месяца. <…>

Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да свирельников десять человек. <…> Со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя моё Афанасий, а бесерменское (мусульманское. — О. Ж.) имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута (идол, индийский бог. — О. Ж.). А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест. <…> А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. <…> А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да и рот полощут. <…> А кто у них умрёт, тех сжигают да пепел сыплют в воду. <…>

О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. <…> А правую веру бог ведает.

В Севасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дёшево там всё съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русь… На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!..

Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV в. — М., 1981.

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Оценка 5

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Презентация к уроку истории России в 6 классе. Содержит материал о развитии культуры России в 15-16 вв., который можно использовать на уроках, во внеурочной деятельности, в подготовке к экзаменам в старших классах. Каждый слайд посвящён отдельному элементу культурного пространства страны.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Урок 39. Формирования культурного пространства единого Российского государства

Цели и задачи: познакомить с развитием русской культуры в XV — начале XVI в., определить ее особенности; выявить изменения восприятия мира, произошедшие у жителей русских земель в этот период.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути единого Российского государства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей русской культуры XV – начала XVI в.; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала; 3) познавательные: привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, гуманистические традиции и ценности русского народа.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Максим Горький говорил о русском народе, что «никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях».

Тема нашего урока «Формирования культурного пространства единого Российского государства».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Изменение восприятия мира.

2. Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

3. Развитие общественной мысли и летописания.

4. Литература.

5. Зодчество.

6. Живопись.

Проблемный вопрос

— Почему культурные ценности прошлого не потеряли значения и в наши дни?

III. Введение в новый материал

Как развивалась русская культура в процессе создания единого Русского государства? Какую роль играет культура в жизни человека? Сможет ли он обойтись без нее? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Изменение восприятия мира

— Работая с п. 1 § 27 учебника, определите факторы, влиявшие на мироощущение русских людей в XV в.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)

Факторы, влиявшие на изменение мироощущение русских людей:

1) регулярное общение с представителями Западной Европы;

2) знакомство с культурой и традициями, бытом и модой Западной Европы;

3) возможность сравнивать обычаи и традиции разных стран;

4) князья стали восприниматься как защитники Отечества, ведущие освободительную борьбу с Ордой;

5) укрепление авторитета православной веры.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

2. Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

— Работая с п. 2 § 27 учебника, определите особенности развития русской культуры в исследуемый период времени.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

1) сглаживание местных культурных различий;

2) использование достижений жителей русских земель и других народов;

3) расширение круга тем;

4) главная тема — рост мощи Русского государства;

5) интерес к семье, внутреннему миру человека;

6) заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Развитие общественной мысли и летописания

— Работая с п. 3 § 27 учебника, передайте содержание двух легенд о происхождении московских великих князей и определите главную идею произведения «Сказания о князьях Владимирских».

(Проверка выполнения задания.)

Митрополит Зосима в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва — это новый Иерусалим. Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. В начале XVI в. оформилась идея о Москве как о Третьем Риме.

— Как вы считаете, появление данной теории случайно или закономерно? Отвечая на вопрос, используйте ранее изученный материал.

(Ответы учеников.)

Таким образом, теория «Москва — Третий Рим» была предопределена развитием политической мысли, ростом национального самосознания. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В этой теории воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

— Работая с п. 3 § 27 учебника, заполните сравнительную таблицу.

Русское летописание в XV — начале XVI в.

Исторический источник

Хронология

Идея

Первая (Троицкая) летопись

Изложение событий с «Повести временных лет» по 1408 г.

Единство Руси

Летопись 1418 г.

Изложение событий с «Повести временных лет» по 1418 г.

Союз московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях обединения Руси

Летопись 1497 г.

Изложение событий с «Повести временных лет» по 1497 г.

Государственное единство и сильная центральная власть

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)

4. Литература

В годы монгольского нашествия сгорело много рукописных книг. В период формирования единого Русского государства было создано несколько замечательных художественных произведений.

— Работая с п. 4 § 27 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), схематично представьте виды литературных источников XV — начала XVI в.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

формирование культурного пространства единого российского государства конспект урока 6 класс

(Проверка выполнения задания.)

— Какую роль в понимании истории наших предков играют письменных источники?

(Ответы учеников.)

Послушайте отрывок из «Жития Сергия Радонежского». «Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал… И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это. платы не давал, как некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга…

И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся…»

— Считаете ли вы духовно-нравственный кодекс, которым руководствовался Сергий Радонежский, актуальным и в наше время?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

5. Зодчество

Русские зодчие использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру).

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Новое направление в московской архитектуре — стремление к созданию устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

— Работая с п. 5 § 27 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), опишите самые известные архитектурные памятники XV — начала XVI в.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

6. Живопись

Отправимся в виртуальное путешествие в мир русской живописи XV — начала XVI в.

Слайд 1. Для иконописи этого периода характерны лаконичная композиция, чистота красок и безупречная техника исполнения.

Слайд 2. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Слайд 2. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым он расписал Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Слайд 3. В творчестве великого русского иконописца Андрея Рублева (ок. 1360/70 – ок. 1430 г.) отразился подъем русской культуры периода создания централизованного государства. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Слайд 4. Наиболее известное произведение Андрея Рублева — «Троица». В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии. Фигуры ангелов, сидящих склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг — символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения

Слайд 5. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы преобладает внимание мастеров к художественной форме, присутствуют черты праздничности и декоративности.

Слайд 6. Иконы Дионисия отличали тонкий рисунок и изысканный колорит. Они полны нарядной торжественности. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами.

Слайд 7. В конце XV в. московские художники приезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья. Лучшие мастера этих художественных центров в свою очередь прибывают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

(Подведение итогов работы по данному вопросу.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Работаем с картой» на с. 114 учебника (ч. 2).

2. Выполните задания 2, 6 и ответьте на вопросы 4, 5 на с. 114 учебника (ч. 2).

(Проверка выполнения задания.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.

Домашнее задание

Повторить изученный материал (§ 23—27 учебника).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector