У этого термина существуют и другие значения, см. Урок (значения).
Урок в 1 классе начальной школы, Саратов, 1955—56 учебный год
Урок в 7 классе средней школы в блокадном Ленинграде, 1942
Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах) в условиях классно-урочной системы обучения.
В типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.
Задачи урока являются образовательные, развивающие и воспитательные.
В учебной практике современной России в соответствии с ФГОС разрабатывается календарно-тематический план преподавания какой-нибудь дисциплины, и там подробно расписывается тематика каждого школьного урока (тема занятия, общие компетенции, вид занятия, методы ведения занятия, дидактическое обеспечение, домашнее задание).
Некоторые УМК имеют методические разработки по каждому уроку.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полосной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятия, связанные со словом «урок»
Нестандартные формы занятий.
– «Занятие – игра» – это замечательная идея. Я. Думаю, что эти занятия стоит проводить чаще». ( Маша, 9кл.)
– «Игровые занятия очень хороши, лучше и не придумаешь. Только жаль, что быстро кончаются» (Юля С. 9 кл.)
– На этих занятиях мы все можем показать свои знания и умения и лучше узнаем друг друга и себя. ( Катя В., 9 кл.)
Тестирование показало, что эти занятия для детей – самые любимые и запоминающиеся.
это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Мнения педагогов о нестандартных занятиях расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие наоборот считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором все большего числа учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Существует несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Нетрадиционные формы деятельности, которые стали использоваться в последнее время в практике дополнительного образования:
В основе многообразных форм занятий имеются – общие
Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам, но превращать их в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия большого познавательного труда, невысокой результативности.
Занятие – фантазия
Дети садятся в кружок. Педагог начинает рассказывать роман или рассказ, каждый следующий ребенок продолжает. Тема литературного произведения, так же, как и жанр определяются заранее. Все это записывается на видео.
Занятие – игра.
Сюжетно-ролевая игра – социограмма. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством. Профориентационные игры: дети играют во врача, водителя, космонавта, руководителя, учителя, офицера, милиционера, связиста, ветеринара, строителя, кулинара. Каждая игра должна иметь цель, реквизит и задание.
Занятие – диалог.
Педагог определяет тему диалога, дети в ролевой позиции или в своей собственной отстаивают свою точку зрения, учась этике разговора, умению ориентировать, убеждать, доказывать.
Занятие – описание.
Ребенок описывает свое настроение в данный момент, свое ожидание, виды деятельности, окружающую среду, характер отношений с окружающим.
Занятие – сочинение сказок.
Этнопедагогический характер занятия видится в том, что дети, используя фольклорных предшественников, стараются придумать сказки с этической направленностью и с героями коренным образом близкими к героям народных сказок. Дети могли бы придумывать сказки по цепочке; один начинает, другие продолжают, или в микрогруппах, или одновременно придумывая, как свою сказку разыграть или инсценировать. Сказка не должна копировать западные образцы, но современные реалии могут найти в ней свое отражение. Педагог может подсказывать ученикам сюжеты или предложить им репродукции, на основе которых дети могли бы сочинять сказки.
Занятие – конкурс.
В присутствии родителей дети тянут билеты и выполняют письменные, устные, развивающие, творческие задания и работы, за что получают призы. В качестве судей выступает разновозрастная коллегия (возможно родители).
Занятия ситуационной этики.
Педагог подбирает несколько ситуаций из сказок, других литературных произведений и из жизни и предлагает детям найти варианты выходов из этих ситуаций.
Ситуация № 1: мальчик запачкал рубашку, пришел домой, снял ее и спрятал под диван.
Ситуация № 2: девочка решила задачку, а подругам списать не дала.
Ситуация № 3: мама оставила кошелек на столе, а мальчик открыл его. Отсчитал нужное ему количество денег, чтобы купить мороженое и робота, а остальное не потратил.
Ситуация № 4: мальчик из окна бросает фантики, скорлупу, детали конструктора и норовит угодить в кого-нибудь.
Ситуация % 5: мальчик гвоздем, зажженной спичкой, ножом расковыривает стены, выжигает буквы, портит стенды и делает это тайно и постоянно.
Ситуация № 6. девочка на 8 марта маме подарила сувенир, а бабушке ничего не подарила.
Занятие фантастических сочинений.
Дети на занятие устно или письменно фантазируют на заданную тему, а потом коротко записывают или зарисовывают свои фантазии.
Предлагаемые темы для фантазий:
– Каким мы хотим увидеть новый год.
– Сочините сказку счастья.
– Наше объединение через 20 лет.
– Как изменить жизнь людей через 10 лет.
– Изобретите что-нибудь очень важное.
Занятие обмена мечтами.
Педагог предлагает детям в течение недели мечтать или пробовать мечтать, а потом на занятие каждый желающий ребенок расскажет, что он намечтал, и дети совместно с педагогом смогут обсудить, какие мечты хорошие, какие еще лучше, какие мечты сбыточные, а какие нет, и что нужно сделать для того, чтобы мечты сбывались.
Занятие коллективного рисования на одном листе всей группы.
Из 4-6 листов ватмана склеивают единый лист, на котором словами (карандашом) написаны названия учреждений, природных объектов, дорог, люди, светофоры. Каждому звену детей отдается часть места и они, используя фломастеры, кисти, карандаши, пластилин, лепят, пишут, рисуют свою часть картины.
Занятия истории будущего.
На этом занятии дети сочиняют сою будущую жизнь, педагогов, своего города или поселка и делать они это могут вслух или рисовать на большом листе.
Занятие подготовки к 23 Февраля и 8 Марта.
Это занятия рукоделия, торжественного письма (эпистолярные послания близким и родным и вообще хорошим людям), занятие оформления открыток и картинок, занятие подготовки сценок, песен, танцев.
Занятие составления и решения кроссвордов, ребусов, сканвордов.
Каждой группе детей дается 2-3 задания и заранее сообщается, сколько баллов за выполнение каждого действия обучающиеся могут себе начислить. Например, решение каждого пункта кроссворда 2 балла, тогда весь кроссворд: число вопросов, помноженное на число правильных ответов правильные ответы в конце работы можно посмотреть у педагога.
Занятие в лесу, в поле, в парке, в старом городе.
Как хорошо пойти с детьми по дорожке своей юности, или в старинную часть города, или туда, где есть старые дома с резными наличниками, или за околицу села, чтобы увидеть красоту природы и старый дуб, ручеек в лесу и тишину леса, и шорох, и игру цвета осени или зимы, и ранней весны, и как было бы здорово. Если педагог мог бы рассказать историю и легенды этого края.
Занятия письмо незнакомому другу.
Ребята на занятии пишут и художественно оформляют письмо, открытку, записку, надпись на воздушном шаре, бумажном цветке, деревянной плошке, или пишут пластилином на основе или вышивают на ткани, или пишут на компьютере. Главное придумать интересный текст, соответствующее ему художественное оформление и научиться отправлять по почте, по электронной почте, лично вручать адресату.
Занятие системного воздействия на чувства ребенка.
На этом занятии используется тактильный контакт, (дети берутся за руки или садятся близко друг к другу). Магнитофонные записи (записаны изучаемые тексты), изображения, карты, схемы на доске, хоровое говорение вслух, сопровождающее движение (при произнесении текстов хлопки руками, подпрыгивание, повороты).
– способность проецировать изменения деятельности во имя улучшения жизни, соотношение личных интересов с общественными,
предложение новых идей для решения жизненных проблем;
– коллективная работа по отыскиванию социального значения и личного смысла явления жизни – «свобода и долг», «Человек и природа» и т.д.;
– обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает;
– решение трудных вопросов совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
– свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
– отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействовать с людьми.
Нетрадиционные занятия – это всегда занятия – праздники, на которых активны все и каждый имеет возможность проявить себя;
Нетрадиционные занятия, как правило, следует проводить в качестве итоговых при обобщении, систематизации, закрепление знаний, умений и навыков;
Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;
Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;
Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;
При выборе формы нетрадиционного занятия педагогу необходимо учитывать особенности характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных детей;
На нетрадиционном занятие должна царить атмосфера добра, творчества, радости.
Основная
литература: (номер
в списке учебно-методической обеспеченности
дисциплины)
Один из
ведущих исследователей проблем высшего
образования А. А. Вербицкий выделил
тенденции в образовании, которые
проявляются и будут проявляться в разной
степени до конца XX
века.
Первая тенденция
– осознание каждого уровня образования
как органической составной части системы
непрерывного народного образования.
Вторая система –
индустриализация обучения, т.е. его
компьютеризация и сопровождающая ее
технологизация, что позволяет действенно
усилить интеллектуальную деятельность
современного общества.
Третья тенденция
– переход от преимущественно информационных
форм к активным методам и формам обучения
с включением элементов проблемности,
научного поиска, широким использованием
резервов самостоятельной работы
обучающихся.
Пятая и шестая
тенденции относятся к организации
взаимодействия обучающегося и
преподавателя и фиксируют необходимость
организации обучения как коллективной,
совместной деятельности обучающихся,
где акцент переносится «с обучающей
деятельности преподавателя на познающую
деятельность студента».
В настоящее время
в нашей республике происходят серьезные
изменения всей системы образования.
Одним из факторов, обусловивших процессы
реорганизации вузовской (в частности)
модели образования являются процессы
глобализации, затронувшие практически
все аспекты нашей жизни, и информатизации
образовательного процесса, связанных
с современными компьютерными технологиями.
Появление более прогрессивных концепций,
знакомство с передовым опытом стран,
лидирующих на рынке образовательных
услуг (прежде всего США и Великобритания),
и разработка на этой базе национальной,
казахстанской модели образования
направлена на решение проблемы
востребованности в условиях рыночной
экономики будущего специалиста –
выпускника вуза, вопроса эффективности
полученных знаний, мобильности его
профессиональной квалификации в условиях
современного времени.
Безусловно, что
формирование молодого специалиста
происходит в вузовских аудиториях,
трудоемкий процесс подготовки кадров
базируется на методиках обучения,
результативность которых в конечном
итоге определяет уровень квалификации
будущего выпускника. Традиционная
методика предполагает общение
преподавателя и студента, постоянный
контроль со стороны преподавателя за
учебной деятельностью студента, контроль
усвоения учебного материала. Другими
словами, плодотворность этого диалога
зависит правильного решения преподавателем
задач: а) постановки учебной цели, и
вытекающей из этого мотивации для
студента; б) осуществление передачи
материала определенного содержания
(лекции) и его интерпретация для студентов
(семинары). При этом преподаватель решает
и функцию методической проработки
учебного материала; в) контроля знаний.
Данная модель обучения носит директивный
характер. При директивной модели
результат обучения расценивается как
передача суммы знаний за счет рациональной
организации содержания учебного
процесса, когда происходит односторонний
диалог, где активной, инициируемой поток
информации, стороной выступает
преподаватель. Воспроизведение полученной
информации при этом механическое:
активности студента, его заинтересованности
в процессе обучения проследить достаточно
затруднительно. Основные критерии
директивной модели обучения: точность,
бесспорность, достоверность излагаемого
(это предполагает большое количество
лекций); итоговый контроль, предположительно
наличие самостоятельной работы во
внеурочное время, письменных работ не
предусматривается.
На основе новых
информационных и педагогических
технологий, методов обучения стало
возможным изменить, причем радикально,
роль преподавателя, сделать его не
только носителем знаний, но и руководителем,
инициатором самостоятельной творческой
работы студента, выступить в качестве
проводника в океане разнообразнейшей
информации, способствуя самостоятельной
выработке у студента критериев и способов
ориентации, поиске рационального в
информативном потоке. В нынешних условиях
развития рынка образовательных услуг
в Казахстане и требований эпохи
информационных технологий, преподавание
должно сочетать в себе выработанные
практикой директивную и, современную,
носящую инновационный характер,
интерактивную модели обучения.
Одним из эффективных
методов активации процесса обучения
считается метод проблемного изложения.
При таком подходе лекция становится
похожей на диалог, преподавание имитирует
исследовательский процесс (выдвигаются
первоначально несколько ключевых
постулатов по теме лекции, изложение
выстраивается по принципу самостоятельного
анализа и обобщения студентами учебного
материала). Эта методика позволяет
заинтересовать студента, вовлечь его
в процесс обучения. Перед началом
изучения определенной темы курса
ставится перед студентами проблемный
вопрос или дается проблемное задание.
Стимулируя разрешение проблемы,
преподаватель снимает противоречия
между имеющимся ее пониманием и требуемыми
от студента знаниями. Эффективность
метода в том, что отдельные проблемы
могут подниматься самими студентами,
тем самым преподаватель добивается от
аудитории “самостоятельного решения”
поставленной проблемы. Организация
проблемного обучения представляется
достаточно сложной, требует значительной
подготовки лектора. Однако на начальном
этапе использования этого метода его
можно внедрять в структуру готовых
ранее разработанных лекций, семинаров
как дополнение.
Разработана общая
технология работы при использовании
метода УКС. До начала занятий преподаватель:
а) подбирает кейс, б) определяет основные
и вспомогательные материалы, в)
разрабатывает сценарии. Обязанности
студента – получить кейс и список
рекомендуемой литературы, готовиться
к занятию. Во время занятий преподаватель:
а) организует предварительное обсуждение
кейса, б) делит группу на подгруппы, в)
руководит обсуждением кейса. Студент:
а) задает вопросы, б) предлагает варианты
решений, в) принимает решение, г) составляет
письменный отчет о работе
Одним из самых
заметных проявлений влияния компьютерных
и Интернет-технологий стало использование
в процессе обучения интерактивных
методов. Новое понятие в методике
обучения, тесно сопряженное с современными
техническими средствами, логично
подводит под мысли о том, что использование
всевозможных технических средств, в
частности современных персональных
компьютеров в процессе обучения это и
есть интерактивные методы преподавания.
А поскольку компьютер и интернет так
прочно вошли в нашу жизнь, что без них
уже не мыслим своего существования в
современном мире, то вполне понятна
логичность рассуждения о том, что только
эти методы являются панацеей в решении
вопроса о выборе методик обучения и
только на них должны быть основаны пути
и средства преподавания. Следовательно,
остальные методики в образовательном
процессе не выдерживают какой-либо
критики. Полагаем, что при определении
правильности или неправильности методик
преподавания важно опираться не на
степень технической обеспеченности
процесса обучения, что тоже важно, а на
конечную результативность методов
преподавания. И исходя из этих позиций
говорить как о степени востребованности
каждых из методов, так и о содержании
современных методик казахстанского
вузовского обучения.
Можно выделить
следующий спектр методов, применение
которых возможно на занятиях по
гуманитарным дисциплинам:
Приемы конкретизации
и фактологии – ориентированы на
необходимость выделения студентом
(обучаемым) главной идеи или мысли в
потоке фактов и событий. Эти методы
можно использовать в процессе устного
изложения материала – лекций. К ним
следует отнести: а) картинный сюжетный
рассказ, куда входят яркие эпизоды из
истории; б) персонификация исторических
процессов в судьбе отдельной исторической
личности; в) драматизация событий – факты
и исторические даты излагаются как
введение в изложение занимательных
подробностей
Исследовательский
прием – направлен на коллективную работу
в группе – когда необходимо в процессе
коллективного рассуждения дать анализ
содержанию отрывка из первоисточника.
Он ориентирован для работы в небольших
группах – на семинарских (практических)
занятиях. Сюда можно причислить: а)
работу студентов с наглядными пособиями
по курсу Истории Казахстана – карты,
схемы, таблицы. К этим приемам можно
причислить и всевозможные экскурсии
по историческим музеям как работу с
наглядным источниковым материалом по
курсу; б) работу студентов над историческими
документами и материалами; в) использование
технических средств обучения – персональный
компьютер и т.п. как совмещение различных
методик в ходе одного занятия.
Приемы
деловых или ролевых игр – ориентированные
на поэтапное, функциональное участие
каждого из студентов в процессе занятия.
Они дают возможность активного и видимого
участия в процессе обучения наиболее
большего количества студентов и
ориентированы на применение в ходе
практических занятий. К этой категории
методов относятся: а) использование
всевозможных раздаточных материалов
– чайндаты по истории Казахстана, текстов
с фактологическими ошибками или
пробелами; б) инструктаж и иллюстрация
эталона рассуждения (со стороны
преподавателя), направленные на
самостоятельное последующее использование
студентом в процессе мыслительной
деятельности; в) собственно ролевые
игры, суть которых сводится к разделению
группы студентов на несколько частей
с определением для каждой группы учебных
функций.
Разнобразие методов
и средств обучения как попытки отхода
от единого шаблона в образовательном
процессе, имеет при всех положительных
его проявлениях и отрицательный момент:
“калейдоскопичность” формы
проведения занятий может стать причиной
того, что студент в своих попытках быть
вовлеченным в “нескучные” формы
обучения, окажется неспособным понять
суть проблемы, которую необходимо
раскрыть в процессе занятия.
Подводя итоги
вышеизложенному, хотелось бы отметить,
что методы и средства обучения ошибочно
было бы возводить в ранг самоцели, это
прежде всего инструмент для решения
образовательных задач в вузе. Поэтому
каждый метод должен учитывать специфику
конкретной учебной дисциплины. Навязывание
преподавателю популярных, “модных”
методик обучения, не всегда приносит
ожидаемый результат. Нововведения в
методике обучения в университете, где
происходит формирование Гражданина
Республики Казахстан, и уже тем самым
каждый вуз несет ответственность за
моральный и ценностный облик будущего
поколения нашего молодого государства,
требуют тщательного подготовительного
этапа и изучения признанными казахстанскими
педагогами, и уже затем должен последовать
период практических “экспериментов”.
Другие
методические средства: (7-9)
Уроки в разных странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.
Как правило, в течение недели уроки начинаются в определённое время. Иногда они могут смещаться, если для учеников или преподавателей проводятся какие-то мероприятия, например классные часы.
К основным видам уроков относят:
1. Классификация уроков по дидактическим целям:
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
3. Классификация уроков по используемым приёмам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебновоспитательного процесса:
5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
7. Также бывают открытые уроки и уроки — общественные смотры знаний.
Примерная структура урока
Впервые планирование урока в педагогику ввёл Фридрих Гербарт.
( на примере объяснения новой темы — объём прямоугольного параллелипипеда)
Ведущие понятия — объём, измерения, призма, параллелипипед.
В течение урока учащиеся могут решить 3—5 задач из учебника. На уроке возможны физкультминутки.
Тип занятия: понятие об объёме тела. Общие компетенции : ОК3, ОК4. Вид занятия: изучение нового материала. Методы ведения занятия: словесные. Дидактическое обеспечение: учебник по геометрии Атанасяна. Домашнее задание — 1 задача.
Используется оборудование: модели параллелипипеда, компьютер, проектор, презентация, линейка.
Возможно проведение уроков не только в очной форме, но и в дистанционной (например, через Zoom и Google Classroom).
Катя Лычёва на уроке в школе
Нетрадиционные формы организации обучения
Как известно,
исторически сложившейся и укоренившейся
формой организации обучения в школе
является урок. Именно он в полной мере
отвечает требованиям коллективного
обучения, т.к., во-первых, обеспечивает
четкую организационную структуру и
упорядочение процесса обучения;
во-вторых, облегчает управление процессом
обучения; в-третьих, создает условия
для эмоционального воздействия учителя
на учеников; в-четвертых, обеспечивает
экономичность обучения; в-пятых, делает
возможным процесс обучения систематичным
и последовательным. Безусловно, урок
как форма организации обучения с группой
учащихся одного возраста и постоянного
состава, как занятие, проводящееся по
твердому расписанию и единой для всех
программой обучения, определен и зависит
в первую очередь от цели обучения и
места, которое он занимает в целостной
системе учебного процесса. В этой связи
учеными-дидактами (Ю. К. Бабанским, Ю. Б.
Зотовым, Н. М. Магомедовым, М. И. Махмутовым,
В. А. Онищуком и др.) выделяется четкая
типология уроков, которые активно
используются учебно-воспитательными
учреждениями.
Тем не менее, в
последнее время те инновационные
процессы, которые наблюдаются в
отечественных школах, ориентирующихся
на личность каждого учащегося, пробудили
к жизни массовое стремление учительства
к внедрению в школьную практику таких
форм организации обучения, которые не
являются правилом, традицией или обычаем.
Классификацию нетрадиционных, своеобразных
форм обучения дают Н. М. Магомедов и Л. Я.
Хисматуллина, выделяя следующие из них:
Кроме того,
нетрадиционными формами обучения могут
выступать дискуссии и ее разновидности:
«круглый стол», «заседание экспертной
группы», «форум», «симпозиум», «дебаты»,
«судебное заседание», а также и игровые
формы ведения учебного занятия: конкурс,
турнир, эстафета, «дуэль», КВН, деловая
игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
Ценность этих форм
обучения заключается в последовательной,
частично-поисковой, экспериментальной,
творческо-коллективной и изобретательской
направленности занятий. Помимо этого,
совершенно очевидно, что данные формы
обучения отличаются прежде всего своими
содержательными особенностями. Они
учат школьников полемизировать,
руководить группой, быть рядовым
соучастником, фиксировать ход обсуждения,
отчитываться за работу своей группы,
оценивать работу других групп и ее
членов, самостоятельно организовывать
свою работу. Следует отметить, что данное
содержание, вносимое нетрадиционными
формами организации обучения, неподменяемо
и не может быть построено другими
средствами. Значимость применения этой
группы форм обучения объясняется и
явным воспитательным и развивающим
эффектом: с одной стороны, ученик
выполняет или учится выполнять различные
социальные функции, в связи с чем
обеспечивается процесс социализации
учащихся («социализация – процесс
усвоения и активного воспроизводства
индивидом общественного опыта, в
результате которого он становится
личностью и приобретает необходимые
для жизни людей знания, умения и навыки,
т.е. способность общаться и взаимодействовать
с ними в ходе решения тех или иных задач»
Немов Р. С. Психология. М., 1990. С.82.); с другой
стороны – данные организационные формы
обучения тесно связаны с особенностями
личности ученика при распределении
функций каждого.
Другие
формы организации обучения в школе
В современной
школе настолько сильна традиция
классно-урочной организации обучения,
что многим другим, причем самым
разнообразным, формам учебной работы
стремятся придать урочную форму. Так
появляются урок-игра, урок-путешествие,
урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все
же многие виды полезной деятельности
или невозможно осуществить за партой,
или просто нельзя уложить в 45 минут. Их
и именуют «другими» (в отличие от урока),
иногда дополнительными формами учебной
работы.
Экскурсия — форма
обучения, сопряженная с выходом за
пределы школы для изучения предметов
и явлений в их естественном виде. Задачи
проведения экскурсий разнообразны:
наблюдение за объектами для расширения
познавательной базы, для анализа,
обобщения знаний и знакомства с их
практическим использованием. Разнообразны
и виды экскурсий: наблюдения за процессами,
встречи с людьми, которые выполняют
общественные и государственные функции,
являются носителями народных традиций,
свидетелями исторических фактов.
Экскурсии могут
быть предметными и комплексными
(межпредметными). По тематике они могут
носить историко-краеведческий (экскурсии
в музей), художественно-образовательный
(картинная галерея, памятники архитектуры),
производственный (лаборатории,
предприятия), экономико-правовой характер
(органы власти и управления) и т.д.
Любая экскурсия
должна быть подготовлена педагогом:
выяснена обстановка на месте, проведены
предварительные встречи и инструктаж
тех, кто будет вести экскурсию, определен
маршрут и объекты, подлежащие изучению.
Учащиеся должны получить конкретные
задания и формы отчета об их выполнении.
Результаты экскурсии обязательно
используются в дальнейшем обучении.
Консультации
проводятся для проработки неясных
учащимся или трудных для них вопросов.
Особенно нуждаются в них отстающие в
учении школьники и те ученики, которые
ведут самостоятельный исследовательский
поиск или углубленно изучают какой-либо
предмет, проблему.
По мере необходимости
могут проводиться дополнительные
занятия для группы учащихся, нуждающихся
в помощи или тренировке, а также
индивидуальные дополнительные занятия
и консультации. Однако эти виды занятий
должны быть строго регламентированы,
согласованы с учебной частью, чтобы
избежать увеличения учебных нагрузок,
не превысить лимит часов, утвержденный
Министерством образования.
Особую группу форм
дополнительных занятий по предмету
представляют предметные кружки, научные
общества, творческие объединения
школьников, а также периодически
проводимые конференции, конкурсы,
олимпиады, смотры, декады и т. д.
Неотъемлемой
частью традиционного обучения выступает
домашняя подготовка учащихся. В 60-е годы
прошлого столетия стал пропагандироваться
опыт организации обучения без домашних
заданий, когда вся работа над материалом
завершается на уроке. Опыт не прижился,
ибо домашняя работа не только позволяет
закрепить материал, поупражняться, но
и способствует выработке навыков
самостоятельной познавательной
деятельности. Нужно, однако, напомнить,
что нельзя перекладывать на домашнюю
подготовку то, что необходимо сделать
в классе, под руководством педагога:
введение и анализ основных понятий и
идей, знакомство с новыми процедурами
деятельности. Домашняя подготовка
учащихся должна не подменять, а завершать
работу, выполненную в классе. Домашнее
задание следует дозировать по времени
(от 1 часа в начальных классах до 3 часов
в выпускных), не допуская перегрузки
учащихся; оно должно быть хорошо объяснено
и, как правило, не требует помощи взрослых.
Внеурочные формы
организации обучения должны органически
дополнять урок и составлять систему
работы, предусмотренную тематическими
и календарными планами.