ФОРМА АЛАЛИИ ЯВЛЯЮЩАЯСЯ СЛЕДСТВИЕМ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗОНЫ БРОКА

Речевая алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Основной биологический фактор возникновения алалии заключается в билатеральном органическом поражении центральной нервной системы, которое произошло во внутриутробный период развития плода или после рождения до формирования у малыша связной речи.

Причины возникновения алалии могутвоздействовать в разные периоды раннего онтогенеза:

Алалия – это клинический диагноз, которому в логопедии соответствует речевое заключение «общее недоразвитие речи». Диагностика предполагает консультацию ряда специалистов: детского отоларинголога, невролога, логопеда и психолога.

Диагностика включает в себя:

При диагностике важно дифференцировать эту патологию от других нарушений. Дело в том, что для алалии характерны схожие симптомы, что и для тугоухости, аутизма, дизартрии и олигофрении.

Методика коррекционной работы при разных формах речевого нарушения должна носить комплексный характер. Необходимо сочетать медикаментозную терапию (направлена на созревание мозговых структур), психолого-педагогический подход и логопедическую коррекцию.

При этом речевом нарушении важно работать над развитием общей и мелкой моторики, функции памяти, внимания и мышления. В качестве вспомогательных средств терапии хорошо подходят различные физиотерапевтические процедуры (электрофорез, ИРТ, водолечение и т.д.).

Логопедическая работа с детьми с алалией строится на поэтапной работе по формированию устной речи. При моторной алалии ведется работа над стимуляцией речевой активности, вызыванием звуков, звукоподражаний, лепетной фразы, фразовой речи и развитием связной речи. При сенсорной алалии ставится задача овладеть различением неречевых и речевых функций, пониманием речевых конструкций и фраз, пониманием слов и соотношением их с конкретными действиями и предметами.

Успешность коррекционной работы зависит от ее раннего начала (с 3-х лет). Большое значение имеет степень органического поражения головного мозга. При моторной алалии прогноз в большинстве случаев благоприятный, при сенсорной и сенсомоторной – неопределенный.

Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2019 года; проверки требуют 11 правок.

Алали́я (от др.-греч.  — «отрицательная частица», и  — «речь») — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего являются билатеральные повреждения коры головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни; тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Этиология и патогенез

Этиология и патогенез разнообразны: воспалительные процессы и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития ребёнка. Трисомия по X-хромосоме.

Различают два основных варианта алалии:

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии.

Наблюдаются алалии различной степени: от лёгких нарушений речи до тяжёлых, когда ребёнок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

В данном случае у ребёнка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребёнок не способен понимать обращённую к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

Для всех форм алалии характерна диссоциация между вербальными и невербальными формами психической деятельности. Невербальные задания выполняются без выраженных затруднений в соответствии с возрастом ребёнка (имеются в виду упражнения, направленные на смысл и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии, и тому подобные активности). Задержки темпа развития речи проявляются в том, что отдельные этапы речевых навыков — гуление, лепет, появление лепетного монолога, отдельные слова, фразы и другие — формируются с запаздыванием, отмечается их редуцированность или они отсутствуют. Помимо растягивания сроков формирования функции, характерно длительное сохранение ранее пройденных этапов развития речи — эгоцентрическая речь, замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов, запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращённой речи. Кроме того, могут отмечаться бедность словарного запаса, лёгкие аграмматизмы, косноязычие.

Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи. Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития. При моторной алалии в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.

Прогноз зависит от тяжести основного патологического процесса, от степени нарушения речи, от времени диагностики алалии и от постановки лечебно-восстановительной работы с ребёнком.
У детей с сенсорной алалией при хорошо проводимой логопедической работе речь нередко восстанавливается быстрей, чем при моторной алалии.

Лечение и логопедическая коррекция

Наиболее эффективно комплексное лечение:

  • Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
  • Крюков Н. Н., Уханова Т. А., Гарилов А. П. и соавт., Учебно-методическое пособие для врачей: Электропунктурная диагностика и терапия заболеваний нервной системы и расстройств психологического развития у детей, ГОУ ВПО Министерства здравоохранения и социального развития РФ СамГМУ, Самара 2008.

«Алалия у детей – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка». («Логопедия» под ред. Волковой Л. С.)

«Алалия речи – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений» (Ковшиков В. А. « Экспрессивная алалия и методы ее преодоления»).

Алалия речи – это тяжелое нарушение речи центрального происхождения, выражающееся в глубокой несформированности речевой функции при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. нарушаются все ее компоненты, что проявляется в полном отсутствии речи, в непонимании обращенной к ребенку речи, общение с помощью лепетных слов, а при появлении зачатков речи в более поздние периоды проявляется в бедности словарного запаса, наличии аграмматизмов, нарушении слоговой структуры слов, нарушении звукопроизношения.

Алалия у детей – это одно из самых тяжелых нарушений речи, при котором без специализированной логопедической помощи дети начинают намного позже говорить,чем при других нарушениях речи, или совсем не начинают говорить (поэтому алалия и получила свое название: «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, и «lalio»–«говорю», «речь»).

В современной логопедии Алалию подразделяют на 2 основных формы – Экспрессивная (моторная) алалия и Импрессивная (сенсорная) алалия. Существует так же их сочетание – сенсомоторная алалия. Все это классификация алалии.

Экспрессивная (моторная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Импрессивная (сенсорная) алалия– это речевое нарушение центрального генеза, проявляющееся в неспособности ребенка понимать обращенную речь вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора.

Все 3 формы алалии корректируются (часто до речевой нормы). В последнее время получили бурное развитие гуманитарные (изучающие человека) науки – нейрофизиология, нейрохимия, нейропсихология, психолингвистика. Именно психолингвистический подход, на основе которого создаются коррекционные методики, позволяет решать проблемы алалии.

Отличия между сенсорной и моторной алалией. Формы алалии.

Многие родители задают логопедам вопрос:«Какая из алалий хуже – сенсорная или моторная?». Без лечения прогноз для развития личности ребенка при СА хуже, чем при МА. В коррекционной работе отличия таковы: при Сенсорной алалии первые этапы логопедической работы по переходу с ОНР 1 на ОНР 2 занимают в 2-3 раза больше времени. Но при этом у детей с Моторной алалией последующая коррекционная работа занимает в 2-3 раза больше времени. Подробнее об отличиях моторной и сенсорной алалии

СМА – самая тяжелая форма алалии, при которой нарушены обе стороны устной речи: понимание и говорение, присутствуют все симптомы и сенсорной и моторной алалии. Именно детей с СМА чаще всего путают с аутистами. Лечение сенсомоторной алалии начинать следует с сенсорного компонента, потому что онтогенетически у ребенка первоначально развивается понимание человеческой речи, только после этого становится возможным «воспроизведение». Потом, уже развив понимание (у меня это занимает до полугода работы), приступаю к параллельной работе с сенсорным и моторным компонентом. Длительность коррекции СМА складывается из длительности лечения сенсорной и моторной алалий и занимает в 2 раза больше времени.

По моим наблюдениям в процессе логопедических занятий:

· у неговорящих детей 2-2,5 лет с сенсорной алалией моторные (экспрессивные) нарушения отсутствуют (из двух десятков занимавшихся у меня детей с СА симптомов моторной алалии не было). Поэтому если ребенку в этом возрасте поставили диагноз СМА, в процессе коррекционной работы диагноз может быть уточнен до простой сенсорной алалии.

· Неговорящие дети 5-6 лет все имели диагноз Сенсомоторная алалия, т.е. присутствовали проявления и той и другой алалии. Чистой сенсорной алалии в этом возрасте я не встречала. Конечно, 3 десятка сенсомоторных алаликов этого возраста – это мало по сравнению с исследованиями в университетах, чтобы утверждать, что нет первичной СМА.

· Занимаясь коррекцией алалии у детей от 2,5 до 5 лет, я обратила внимание, что чем позже начали заниматься, тем больше моторных проблем выявляется, и тем дольше идет логопедическая работа. По результатам наблюдений можно сделать предположение, что многие дети с СМА имеют нарушение экспрессивной (моторной) речи вторично, т.е. раннее начало логопедической работы сократит ее сроки ещё и по этой причине.

На возникновение алалии оказывают влияние различные экзогенные и эндогенные отрицательные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в период до года. Максимально полные исследования причин алалии были проведены российским логопатологом В. А. Ковшиковым на материале 300 историй болезней детей с алалией. По его данным:

1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет – 66,9%2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей – 72%3.     Патология во время  беременности  у 92% матерей:- сильный токсикоз у 30%;- соматические заболевания (грипп и ОРЗ) перенесли 36,3% матерей;- угрожающий выкидыш 12,6%;- психотравмы 11,3%;- неправильное положение плода 8%;- кровотечения 5,6%;- попытки прерывания беременности 3%;- резус-несовместимость 2,6%.

4.      Во время родов:- роды раньше или позже срока 36,6%- патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) 67,3%;- осложнения родов 44,6% (стимуляция, наложение щипцов);- травмы головы 24%;- родились в асфиксии 66%;- одновременно и травма, и асфиксия 22%, т.е. в общей сложности 88% детей родились в асфиксии, и как следствие асфиксии: двустороннее поражение мозга, т.е. левой и правой гемисферы, а далее нарушение языковой системы.5.     В первые годы жизни (до 1 года)- 94% детей до года имели частые и разнообразные заболевания

(ОРЗ – 31%,  пневмония – 23%, детские инфекции – 15,3%, желудочные заболевания – 12,6%,  грипп – 9%).

– небольшой процент детей имели  мозговые заболевания (4,7%) и  ушибы головы (5,3%).6.     Наследственность отмечалась в 6% случаев.

Следует отметить, что алалию, скорее всего, вызывает не один какой-либо фактор, а их совокупность (3 и более вредоносных фактора), что влияет на формирование нервной системы ребенка  в целом и на речевую функцию в частности.

После появления речи (слов и фраз) –речь развивается медленнее, без коррекционной работы отставание от сверстников увеличивается с каждым годом.

Речь при речевой алалии обладает искаженным патологическим сценарием развития. Ошибки в речи самостоятельно не исправляются, не изживаются, а множатся.

Если в 2-3 года ребенок с алалией имеет первично сохранный интеллект (они умненькие, забавные, сообразительные), то к 4-5 годам, из-за отставания в речевом развитии, становится заметно отставание в интеллектуальном развитии (У детей с сенсорной алалией это заметно раньше). А к первому классу школы психиатры им обоснованно пишут «вторичное снижение интеллекта» и могут рекомендовать специализированное учебное заведение вместо обычной школы.

До 2 лет большинство детей с алалией не имеют психологических проблем, позже психиатры им ставят Задержку Психического Развития, которая прогрессирует и приводит к отклонениям в психике (замкнутость или, наоборот, агрессия). Большинство родителей, начавших у меня заниматься после 5 лет, бросают логопедические занятия по причине того, что уже не могут справиться с ребёнком. Всему виной сложность речевой алалии.

Использование современных психолингвистических методик при коррекции данных нарушений – залог успеха коррекционной работы. ( При работе с моторной алалией они входят в «Языковую концепцию»). Именно Психолингвистический подход преподают сейчас в университетах будущим логопедам вместо устаревшего звукового подхода, который эффективен при коррекции анартрии.

В лечении алалии важно создание правильной языковой среды – для каждого вида алалии своя специфика.

Создание правильной информационной среды: моторным алаликам требуется много новой информации, впечатлений и эмоций; детям с сенсорной алалией искусственно создают«информационный голод» на первых этапах работы.

При коррекции алалии важно соблюдать Речевой режим – во избежание появления речевого негативизма у ребенка.

Использование различных развивающих игр, повседневных дел, медицинских препаратов, ускоряющих развитие речи – для каждого нарушения, в зависимости от уровня развития речи, свои приёмы.

А так же много информации из учебников по алалии и собственного опыта работы собрано в этом разделе (ссылки на нужные страницы этого сайта – внизу этой страницы).

Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Часто детям с алалией 2-4 лет психиатры (психоневрологи) ставят Задержку Психического Развития (ЗПР) или Задержку Психо-Речевого Развития (ЗПРР), что верно, так как при отсутствии вербальной речи нельзя сказать о полноценно развитой личности. Данные нарушения являются вторичными (являются следствием алалии). И при раннем начале логопедической работы данные диагнозы снимаются (после доведения речи до нормы) без участия других специалистов. Логопед убирает причину и вторичное нарушение пропадает. Включается регулятивная функция речи – у ребенка появляется самоконтроль. Родители это замечают после окончания логопедических занятий как – ребенок стал лучше себя вести.

У детей с алалией (неговорящие – ОНР 1) в 5-7 лет (у сенсориков раньше) тот же диагноз ЗПР, одним логопедом “починившем” речь не снимается и требует дополнительной работы психологов. по коррекции поведения при ЗПР. В этом же возрасте начинают проявляться признаки вторичного снижения интеллекта ЗПР, о чем психиатры тоже могут известить родителей и направить в спец. учреждение 8 типа. Хотя хороший психолог (дефектолог, олигофренопедагог), совместно с логопедом дефектологом, ещё могут справиться с алалией и ЗПР.

Билингвизм может являться причиной задержки речевого развития у детей. Чаще всего ЗРР такого типа преодолевается ребенком самостоятельно за полгода. Т.е. к 2 – 2,5 годам двуязычные дети должны уметь говорить. ( Если ребенок не заговорил к этому возрасту – можно предположить речевую патологию, или даже речевую алалию, и билингвизм здесь ни при чем). При коррекции речи у билингвов с алалией длительность логопедической работы также увеличивается на полгода.

На основании моей практики с несколькими десятками билингвов я обратила внимание на несколько моментов:

· у ребенка с алалией речь отсутствует на всех языках, для ЗРР (с которой часто путают алалию в 2, 3 года) такое не характерно;

· при начале коррекционной работы со мной на русском языке – речь ребенка на втором языке начинает появляться и развивается (с небольшой задержкой) самостоятельно;

· если есть возможность выбора между двумя логопедами, работающими на разных языках, и точно способными вылечить алалию – выбирать следует логопеда, говорящего на языке, который ребенок чаще слышит, чаще всего это мамин язык;

· если родители подключают к работе логопеда на втором языке (моторная алалия с уровня ОНР-2, сенсорная – с ОНР-3)– скорость развития речи увеличивается на обоих языках, примерно в полтора раза; но на первых этапах коррекционной работы (ОНР-1) два логопеда работают хуже, чем один.

· но при работе двух логопедов на одном языке – процесс замедляется из-за конфликта методик.

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Алалия – лечение в Москве

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *