Надежда Калякина Картотека физкультминуток (все возрастные группы)
Инструктор по физической культуре
Калякина Н. Л.
(соответствие занимаемой должности)
1. Понятие физкультминутки
2. Физкультминутки для младшего дошкольного возраста
3. Физкультминутки для среднего дошкольного возраста
4. Физкультминутки для старшего дошкольного возраста
Публикация «Картотека физкультминуток (все возрастные группы)» размещена в разделах
Физкультминутка это – кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.
Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Мишка лапу занозил (топнуть одной ногой, затем другой)
Наступив на шишку,
Рассердился, пригрозил (погрозить пальцем)
«Ты узнаешь мишку»
Шишку в сучья закопал (прыжки на двух ногах)
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал (сесть на корточки
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук (погрозить пальцем)
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой (прыжок, присесть на месте
Ночь в окошко заглянула (наклоняют голову)
Наше солнышко уснуло.
Солнце просыпается – (поднимают вверх руки)
(исходное положение: сидя на корточках)
Котик, котик просыпайся, на зарядку поднимайся!
Сладко, сладко потянись, нашим деткам улыбнись!
(дети встают, потягиваются, улыбаются)
Наши уточки с утра: «Кря – кря – кря!»
Наши гуси у пруда: «Га – га – га!»
Наша курочка в окно: «Ко – ко – ко!»
А наш Петя – петушок рано – рано по утру,
Нам запел: «Ку – кА – ре – ку!»
Взяли в руки мы флажки.
Друг за дружкою пошли.
Сделали мы круг большой,
Словно шарик надувной.
Флажки вверх свои подняли
И не долго помахали.
Опустили вниз флажки,
А теперь у нас прыжки.
Руки в стороны с флажками,
на носочках побежали.
Флажки в коробочку мы сложим
Занимать все продолжим.
Еле – еле, еле – еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
«Уточка и утята»
Уточка луговая (ходят с одной ноги на другую)
Утят на речку ведёт,
Сама плывёт и утяток зовёт:
– Подплывайте, детки, ко мне,
Будем вместе плыть, рыбёшек ловить.
Ветер травушку качает,
Влево – вправо наклоняет,
Вы не бойтесь зайки,
Веселитесь на лужайке!
Вот помощники мои,
Их сожми и разожми.
Поверни их эдак, так,
Помаши слегка вот так.
За работу принимайся
Ничего не опасайся.
Учим куколку ходить, ножки поднимая,
Вот как наши неваляшки весело шагают.
А теперь пойдём назад. Ножки отставляйте!
Ну – ка дружно, неваляшки весело шагайте!
Неваляшка приседает, и головкою качает,
Глазками моргает, по улице шагает.
Вот какие неваляшки у ребяток наших,
На прогулке вместе с ними весело попляшем!
Идёт поезд не спеша –
Едет поезд к малышам,
Набирает поезд ход,
И пыхтит как пароход,
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Ну-ка зайка поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни!
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги,
И скорей назад скачи!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружу
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
«Едет весело машина»
В руки руль скорей берите,
Да моторчик заводите,
Накачаем дружно шины,
Едет весело машина.
Стой машина, стой мотор!
Перед нами светофор,
Загорелся красный свет,
Значит, нам проезда нет.
Зелёный свет для нас горит-
Это значит, путь открыт!
«Мыли мылом ушки»
Мыли мылом ушки (изображают)
Мыли мылом ножки,
Ах, какие ладушки,
Помешали ложкой, (пальцем по ладошке)
Утром дети в лес пошли – (шагают, высоко поднимая ноги)
И в лесу грибы нашли – (размеренно приседают)
Наклонялись, собирали – (наклоняются вперед и ритмично разводят руки в стороны.
По дороге растеряли – (хватаются руками за голову и качают головой)
«Большой — маленький»
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.
Физкультминутки для среднегодошкольного возраста
На огород мы побежим – (бегут по кругу)
Что растет там, поглядим.
Под листочками на грядке – (наклоняют туловище вправо, влево)
Огурцы играют в прятки.
Дождик мой водить начнёт –
Всех заметит, всех польет.
Тыква глянула хитро: (наклоняют голову вправо-влево)
Надо было брать ведро!
Я уже большою стала —
Для поливки лейки мало.
И зеленая стрела – (встают на носки)
Очень быстро подросла – (поднимая руки вверх)
Жаль, нельзя взлететь стреле – (крепко держит лук в земле).
Смотрит с грядки грустно-грустно – (приседают)
Белоснежная капуста, целый месяц солнце грело,
А она не загорела.
«По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, (дети идут шагом)
Шагают наши ножки,
По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам.
В яму — бух! (приседают на корточки)
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)
Много мебели в квартире (прыгают на месте)
В шкаф повесим мы рубашку, (делают повороты вправо-влево)
А в буфет поставим чашку (поднимают руки вверх и потягиваются)
Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)
Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают на корточки)
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, “летим” по кругу “У-у-у-у-у”)
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)
И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»)
«Едем-едем мы домой»
(движения, имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп,
(руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп –
(руки через стороны вниз, присесть)
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
А сейчас поднимем ручки (руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (движения головой)
И все дружно вместе встали (встали)
«Мороз Красный нос»
Ой, Мороз Красный нос, (хлопки в ладоши)
Мы тебя все знаем.
И тебя, Дед Мороз, (руки на поясе, наклоны туловища вперед)
И тебя в хоровод (приседания)
К детям приглашаем.
Бей сильней в ладоши!
А у нас веселей (прыжки на месте)
Как солдаты на параде, (ходьба на месте)
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки (хлопки руками)
Застучали наши ножки (прыжки на месте)
Громче и быстрей!
В небе ясном солнце светит, (потягивания — руки вверх)
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля (низкий наклон вперёд)
Расстилается земля. (руки разводятся в стороны)
«Мамам дружно помогаем»
Мамам дружно помогаем:
(наклоны вперёд, движение рука
Сами в тазике стираем
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
(потягивания — руки в стороны)
Для одежды три верёвки.
(потягивания – руки вверх)
Скоро высохнут рубашки.
«Наши алые цветки»
Наши алые цветки (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (качание руками влево-вправо)
Наши алые цветки (присели, спрятались)
Головой качают, (движения головой влево-вправо)
Улыбаются все люди (дети поднимают руки над головой)
Весна, весна, весна (ритмично хлопают в ладоши)
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна (делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет (ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться (взмахивают обеими руками к себе)
Зовет, зовет, зовет.
«Мишка вылез из берлоги»
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Головой медведь крутил (вращения головой)
Наклонился взад-вперёд, (наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт (ходьба на месте)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Наша елка велика, (делают круговые движения руками)
Наша елка высока, (встают на носки, подняв руки вверх)
Выше мамы, выше папы, (приседают, руки вперед, и встают на носки)
Достает до потолка (тянутся вверх)
Будем весело плясать, (выставляют поочередно ноги на пятку, разводя руки в стороны и ставя их на пояс)
Будем песни распевать
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Ну-ка, дружно все присели (стоя по кругу, приседают на корточки)
Друг на друга поглядели (глядят друг на друга)
И похлопали в ладошки: (хлопают в ладоши)
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке? (ставят руки на голову, словно ушки)
Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок (прыгают на месте)
Поскакали все в лесок. (скачут врассыпную)
Рано утром на полянке (хлопаем в ладоши)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ! (топают ногами)
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх! (встаем на носочки и тянемся вверх)
Кто поднимет выше всех? (тянемся вверх)
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» – спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать (руки сложить “замком” перед собой)
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый
(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Будем мы варить компот (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот (показать руками – “много”)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ (хлопать в ладоши)
На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.
Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
«О левой и правой руке»
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая!
Они мне могут нос зажать –
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть –
(прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
(показываем направление то правой, то левой рукой)
И с правою, и с левою!
И могут ласковыми быть
Обнимут вас, ко мне прижмут –
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.
(дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем.
(идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
А в лесу тропинка (наклоняются и пытаются достать пол)
Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)
«Один, два, три, четыре, пять»
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу (ходьба на месте)
В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)
Все к обеду припасли, (прямо, широко разводят руки)
Чуть до дома донесли (приседают)
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
В огород пойдем, (шаги на месте)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке (шаги на месте)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много клюквы нашли (наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять, (опять идут по кругу)
Мы опять идем искать.
(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)
Хлопают в ладошки (хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки (повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо наклонись, (наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные, (наклоны головы вправо-влево)
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, (хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки. (хлопок по парте, повторить еще раз)
Вот большой стеклянный чайник (дети надули животик)
Очень важный, как начальник.
(одну руку поставили на пояс, другую изогнули)
Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, «рисуя» руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (легли, вытянулись)
Он посуду нам принес.
Мы приходим в магазин, (ходьба на месте)
Без лукошек и корзин,
(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)
Чтобы хлеб купить, батон,
(загибают пальцы правой и левой руки)
Колбасу и макарон,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец,
(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)
Всё купили, наконец (рукопожатие)
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита.
(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит,
(грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит.
(руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет.
(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Давай, дружок, смелей, дружок,
(идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
(«рисуют» руками большой круг)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех комков)
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка —
Увы! — и нет снеговика.
(разводят руками, пожимают плечами)
(круговое движение руками,
(вставать на носочки,
(присесть и встать на носки,
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
(пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс)
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
(хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
(повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали:
Только к ночи умолкают
(махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают:
(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (тихо) (хлопать над головой в ладоши)
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево – вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
От зеленого причала
Раз – два, раз – два
Он назад шагнул сначала
А потом шагнул вперед,
Раз – два, раз – два.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)
Руки ставим все вразлет:
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз – два! Раз – два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Опустили руки вниз,
И на место все садись.
«Стойкий оловянный солдатик»
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте- скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Марш на место не спеша.
Наш гусак встает на зорьке,
(дети потягиваются, руки за голову)
Он к реке сбегает с горки.
Он гусиную зарядку (маршируют)
Любит делать по порядку.
Для начала — бег на месте, (бегут на месте)
Крылья врозь, а лапки вместе.
(разводят руки в стороны)
Упражнения для шеи,
(движения головой вниз, вперед, назад)
Чтоб росла еще длиннее,
Тренировка для хвоста, (приседают)
А потом — бултых с моста. (прыгают вперед)
Он плывет на середину,
(плавно раздвигает руки)
Чистит лапки, моет спину.
(отводят руки за спину)
Крикнул селезень: кряк — кряк!
Физкультурник наш гусак!
Медведь весной проснулся (далее движения по тексту,
Водой из ручья умылся
(тянутся вверх на носках, руки в стороны, далее движения по тексту)
И пошел по лесу
Берегись, лесной народ,
Зверь голодный идет! (ходьба по-медвежьи.)
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
(стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
В небе плавает луна (плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать (руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки над головой)
И пониже перевесить (руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь (ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем (дети тихо садятся)
(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он.
(наклоны головы в стороны)
Головой своей кивает,
(наклоны головы вперед)
Будто в гости приглашает.
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад.
(наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад.
(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор (подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки (шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту (руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс (имитация шитья)
Я – маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом (плавные взмахи руками вверх-вниз)
На лугу растут цветы
Небывалой красоты (потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты (потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)
Опускают лепесточки (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
«Мы в профессии играем»
Мы в профессии играем,
(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)
Их с друзьями называем.
Врач, учитель, адвокат,
(каждый ребёнок делает шаг вперёд)
Президент и дипломат,
Сторож, дворник, музыкант,
Есть у каждого талант.
(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)
Токарь, швея, продавец,
Менеджер и певец,
Колхозник и акушер,
Все профессии нужны,
(ходьба по кругу, взявшись за руки)
Все профессии важны.
Поднимайте плечики (энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели, Травушку покушали,
Тишину послушали, (приседания)
Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко,
Вот мотор включился, Пропеллер закрутился, Ж-ж-ж
(вращательные движения руками перед собой)
К облакам поднялись, И шасси убрались,
(поочередное поднимание колен)
Вот лес – мы тут. Приготовим парашют,
(покачивания руками, разведенными в разные стороны)
Толчок, прыжок, Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)
Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились,
(приседание, руки в стороны)
Евгения Балобанова Физминутки — неотъемлемая часть жизни дошкольника
Физминутки неотъемлемая часть жизни дошкольника
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Публикация «Физминутки — неотъемлемая часть жизни дошкольника» размещена в разделах
Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут организованной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет – через 10-12 минут, в 7-8 лет – через 12-15 минут!
Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему, восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине организованной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Физминутки так же можно ввести в комплекс утренней зарядки.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в организованной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это – “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Основные задачи физкультминутки:
1)снять усталость и напряжение;
2)внести эмоциональный заряд;
3)совершенствовать общую моторику;
4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. ( Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. ( Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. ( Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Физминутка. Дни недели
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. ( Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. ( Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. ( Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. ( Дети садятся на корточки, руки под щеку —
Физминутка. Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. ( Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. ( Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Физминутка. Гномы и грибы
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайка прыгнул на пенек. ( Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте.)
В чехарду играть зовет. ( Хлопаем в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть. ( Хлопаем в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз.)
На носочки подтянись. ( Потянулись, подняли руки вверх.)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс.)
На носочках скок-скок-скок. ( Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку, (Приседаем.)
Чтоб не мерзли лапки. ( Топаем ногами.)
Физминутка. Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. ( Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
для детей дошкольного возраста
В последнее время все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно – координаторных систем. как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
– это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. Комплексы – это упражнения, составленные из разных движений, направленные на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.
Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) – повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение.
Воспитывать детей физически совершенными – значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.
Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.
представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.
Движения на физкультурной паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в тазобедренном и коленном суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд, должны меняться во время физминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения-комплексы, которые в зависимости от работы на занятии, еѐ характера, включают подтягивания, наклоны, полу наклоны, полуприседания и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.
Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги.
Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.). Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.
Становясь старше, дети все больше времени проводят в непосредственно- образовательной деятельности. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.
Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
– это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
физкультминуток -1.5-2 минуты; рекомендуется проводить, начиная со средней группы.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
– подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
) В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: -текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; – преимущество отдается стихам с четким ритмом; – содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
В форме любого двигательного действия и задания – отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
1) Проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
2) Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
3) Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
4) Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
5) Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
6) Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
7) Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
Данная методическая разработка комплексов физкультминуток адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Физкультминутки – это весело, полезно и интересно!
Физкультминутки. Средняя группа
(движения подбираются воспитателем в соответствии со стихами).
Физкультминутки. Старшая группа
Физкультминутки. Подготовительная к школе группа
Список использованной литературы:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А. В. – СПб.: КАРО, 2009.
Авторская методическая разработка планирования комплекса физкультминуток для детей дошкольного возраста, ВИНТИНОЙ И. А., воспитателя ГБДОУ детского сада № 57 комбинированного вида красногвардейского района г. Санкт- Петербурга
Физкультминутки – динамические паузы, проводимые на занятиях в ДОУ, состоящие из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Обычно физкультурные паузы проводятся в течение 1-2 минуты, во время занятия.
Разделы по теме
Содержится в разделах:
Физминутки, физкультминутки, динамические паузы – Планирование на учебный год гимнастики и физкультминуток на логопункте для детей 5–6 лет с ОНР
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Физминутки, физкультминутки, динамические паузы – Значение физминутки для дошкольников
Проведение динамических пауз во время занятия должно сочетаться с темой и содержанием. Каждая физминутка разрабатываются педагогами ДОУ к конкретному виду занятия с определенным набором упражнений. С целью разнообразия и эффективности проводимых упражнений, педагогами ДОУ регулярно пополняются комплексы упражнений, создаются картотеки. Еженедельно происходит замена или разнообразие содержания физ. минуток с целью повысить интерес к занятию, улучшить качество движений.
В данном разделе размещены материалы с полезными упражнениями, продуманные и используемые самими педагогами в детских садах.