Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя и не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок.
1. Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
2. ( Ученики за учителем повторяют движения)
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
3. ( Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
4. А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
5. Ветер дует нам в лицо (махи руками)
Закачалось деревцо (наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (приседания)
Деревцо всё выше, выше (прыжок и потягивание вверх)
Физкультминутки на уроках технологии
Уроки технологии, в отличие от других предметов, сочетают в себе теоретическую часть и работу с инструментами и оборудованием, требуют от обучающихся умственных и физических усилий. В целях снижения утомляемости и повышения работоспособности в каждое своё занятие я включаю обязательный элемент – . Необычное содержание физкультминуток вызывает интерес к предмету у обучающихся, способствует восстановлению сил и позволяет сделать отдых, отвлечься от работы.
В сторону отложим учебник и тетрадь,В работе нужен отдых – это надо знать!Пальчики по парте отбивают такт,Словно на рояле играет музыкант.
А теперь мы встанем с ваших мест друзьяИ поаплодируем – без этого нельзя!Влево мы посмотрим, а затем направо,А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.
Глазками покрутим по стрелке часовой,Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой. Сделаем глубокий очень вдох, друзья,Жить без кислорода нам никак нельзя.
Ручки опустили, на носочки поднялись,Сели, успокоились, работой занялись. Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,Снова мы готовы знания получать!
Рубанок, стамеска, ножовка на время забудьте о нас,Минутная тренировка зовёт к себе нас. Сегодня мы много трудились и много труда впереди. Усталость у нас накопилась, закончились силы, смотри.
Мы руки на пояс положим, и в сторону будет наклон,В другую – сделаем тоже, а дальше будет поклон. Посмотрим своими глазами сначала на нос, потом вдаль,Затем снизу вверх посмотрим, как будто рвём календарь.
Поднимем вверх правую руку, а левую прямо вперёд,Теперь поменяем руки и сделаем наоборот. На улице солнышко светит, на улице птичка поёт,И мы улыбнёмся в ответ ей несколько раз наперёд.
Закончилась тренировка, и мы отдохнули, друзья. И сил для работы набрались, усталость от нас ушла. Рубанок, стамеска, ножовка снова встречайте нас,«Учитель, к работе готовы!». « Прекрасно, ребята! Сейчас».
1) Упражнение «Буратино»:
Руки в стороны развел,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
2) Упражнение «Ванька-встанька»:
Руки кверху все подняли.
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
3) Упражнение «Утро»:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем
А потом наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!
4) Упражнение «Стрелка»:
Исходное положение – стоя, спина прямая;
руки, согнутые в локтях, подняты над головой,
ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.
5) Упражнение «Дружба»:
Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.
6) Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости
Это упражнение разработано доктором медицинских наук В. Ф. Базарным.
Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.
7) Упражнение «Стрельба глазами».
Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на уроке я использую следующие игры:
1) Игра «Зернышко».
Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.
Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшний урок.
Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.
2) Игра «Перекрестные движения».
Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.
Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.
Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.
3) Игра «Ленивые восьмерки».
Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.
Правило игры: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, а затем обеими руками.
4) Игра «Картина».
Детям предлагается мысленно перенестись из класса в мир образов картины и совершить прогулку по изображенным на картине уголкам природы, интерьеру и т.п. Если есть время на уроке, можно «изобразить» картину, обыграть ее. Непременное условие этой игры: постараться ощутить на себе эмоциональную атмосферу картины, силу воздействия порой непривычного ее колористического решения, вставая на позицию того или иного героя произведения, пережить вместе с ним какое-либо событие или душевное состояние. Получается очень интересно!
Физкультминутки на уроках технологии в школе.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.
снять физическое психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у обучающихся признаков утомления. Комплекс включает в себя 3,4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут проводиться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполнятся вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя глаз на кисти.
Гимнастика для глаз.
способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.
1). Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. ( Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
3) Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2. 3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5, 6 раз.
4) Попросить детей закрыть глаза. « Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на мышечное расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжения в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать. Что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течении 3-5 минут.
1) Расслабление мышц плечевого пояса.
– Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз). Образ: руки висят, как веревочки.
– Трясем кистями. ( И. П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
– Стряхиваем воду с пальцев. ( И. П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.- Мельница. ( Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх). Движения выполняются несколько раз подряд в быстром темпе.
2) Расслабление и напряжение мышц корпуса.
– Роняем руки.
Дети поднимают руки в стороны, корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном, плечевом поясе и принимают исходное положение.
– Деревянные и тряпичные куклы.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч, ступни не отрывая от пола.
Тряпичные куклы. Быстрыми и короткими толчками поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг тела.
Упражнения могут сопровождаться спокойной музыкой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В СТИХАХ.
Ритмичные гимнастические движения очень хорошо сопровождать такими же ритмичными стихами. Такие стихи легко запоминаются, произнося их быстрее, можно ускорять темп упражнений.
Разучив гимнастику в стихах ребята могут делать зарядку сами, без помощи взрослых, ориентируясь на смысл стишка.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
Крутим влево головою.
А теперь круги направо.
Зарядились мы на славу!
Сжали руки в кулаки,
Левой, правой, левой, правой.
Молодцы, ребята, браво!
Нам такая физкультура
Встали прямо, ноги шире,
Наклонились в правый бок,
А теперь еще разок,
Продолжаем мы зарядку,
И идем плясать вприсядку!
Раз – присели, два – привстали,
Еще разик! Не устали?
Спинку резче выпрямляем!
Бег на месте
Встали строем, как солдаты.
Бег на месте, аты-баты!
Побыстрей! Коленки выше!
Замедляем бег. Потише!
Дышим ровно, глубоко,
Медленно идем, легко.
Раз и два – считаем вместе.
Три, четыре. Стой на месте!
Все трудились, все старались.
Отдохнуть пришла пора.
Ровно дышим, детвора!
Пусть немного мы устали,
Но, сильней и крепче стали.
Помогает быть в порядке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
– Раз, два, три, четыре, пять. ( Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. ( Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. ( Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).)
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. ( Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. ( Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. ( Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. ( Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. ( Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. ( Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Ну, а если силы взвесить,
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. ( Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках —
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. ( Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)
И поет: «Я (Хлопаем в ладоши.)
А теперь могу считать —
Раз, два, три, четыре, пять. ( Прыжки на месте.)
Математику я знаю,
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)
умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
за спину положим, (Спрятали руки за
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
Раз, два, три, четыре, пять —
Раз! Подняться потянуться. ( Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться.
– руки шире. ( Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. ( Прыжки. Ходьба на
Класс наш прыгает опять
Класс наш прыгает опять —
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко. ( Ходьба на месте.)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
(Дети садятся за парты.)
Кинь, кинь, перекинь
Давай вместе побежим
воду и огонь —
догонит нас и конь.
Раз, два – догоняй,
Ну, попробуй-ка, поймай!
Три два, один да четыре —
Всю пятерку изучили.
А теперь мы отдохнем
И опять считать начнем. ( Руки вперед, вверх, 5хлопков в ладоши, 5 круговых движений кистью рук, 5раз сжать и разжать пальцы.)
Кто живет у нас в квартире
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я –
(Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья.
Кошка учится считать
Целый месяц под дождем
Кошка учится считать.
Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)
Мокнут лужи и поля,
(Руки в стороны-на пояс.)
Мокнет мокрая земля.
Прибавляем к мышке кошку. ( Хлопаем в ладоши.)
И далеко от земли
Получается в ответ:
Мокнут в море корабли.
Кошка есть, а мышки нет!
Много ль надо нам, ребята
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачек. ( Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
Можешь пальцы сосчитать
Можешь пальцы сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять — Десять пальцев, пара рук – Вот твое богатство, друг. Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. ( Движения кистями рук.)
Раз, два — выше голова, Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Посидим, отдохнем. И опять считать начнем
Мы семь раз в ладоши хлопнем
Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны.
раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)
Мы решали, мы решали
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
(Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся. Тихо сядем.
Мы считали и устали
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Раз, два, три. ( Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Раз, два, три. ( Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. ( Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(Дети выполняют движения и считают.)
Ну-ка проверь, дружок
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Учитель усаживает детей.)
Скорей за работу.
Чтоб не сбиться со счета.
Просто больше тренируйся
Отожмёмся мы сейчас,
Если сможем — десять раз.
Если меньше — не волнуйся,
Просто больше тренируйся. ( Отжимания от парты.)
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
На месте стой!
Топни левою ногой!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Поднимает руки класс
Поднимает руки класс—
(Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова —
Руки вниз, вперед смотри –
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать —
Всем ребятам тихо сесть —
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке.
Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета. ( Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. ( Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. ( Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. ( Шагаем на месте.)
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют наклоны,
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
На четыре – руки шире.
Шесть за парту тихо сесть.
Раз, два — дружно встали, (Встать. Шагаем на месте.)
Руки прямо мы поставим. ( Руки на поясе.)
Три, четыре — разведем, (Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем. ( Наклоны вперед с касанием руками носка ноги. нога; правая рука-левая нога.)
С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели
И как птички полетели. ( Побежали по классу.)
Раз, два — выше голова, (Шагаем на месте.)
Три, четыре – руки шире! (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть!
Солнце красное взойдет, (Встали, руки вверх.)
Утро красное придет. ( Прыжки на месте.)
Раз, два, три, четыре –
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
Раз, два, три, четыре, пять –
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Шесть — за парту тихо сесть. ( Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Начал заинька скакать.
(Руки на пояс.)
Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз.
Раз-два — шли утята
Раз-два — шли утята,
Три-четыре — шли домой. ( Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой,
А седьмой отстал от всех,
— Где вы, где вы?
— Не кричи, мы тут рядом,
Солнце глянуло в окно
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка. ( Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
А теперь мы приседаем. Сколько будет два и шесть? Быстро-быстро сосчитаем. Столько раз должны присесть.
Мы закончили зарядку. И за парты снова сядем. ( Дети садятся за парты.)
Руки ставим мы вразлет
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
(«Полетели» как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз,
И на место все садись! (Сели на места.)
Раз, два — стоит ракета. ( Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Три, четыре – самолет. ( Стойка ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Полетел наш самолет.
А без точного расчета
Не получится полета.
Так скорее за работу,
Сядем быстро за расчеты.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Посидим и отдохнем. ( Дети закрывают глаза.)
И работать мы начнем.
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели, И за парты снова сели.
(Учитель показывает картинки.)
Сколько здесь грибочков, Столько приседаем.
Сколько здесь цветочков? Ручки поднимаем. ( Дети поднимают и опускают руки.)
Поднимаем ручки, Разгоняем тучки.
Ярче, солнышко, свети,
Хмурый дождик запрети.
(Дети машут руками.)
Вот окончен дальний путь.
Можно сесть и отдохнуть.
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков. ( Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся.
Физкультурная минутка на уроке технологии
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные минутки, двигательные игры-разминки. Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения переутомления, восстановления умственной работоспособности на занятиях.
Двигательные.паузы позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению адаптивных механизмов. Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, улучшают работоспособность, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность: 1,5-2 минуты. Наиболее благоприятным временем для проведения следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда замечается утомление детей.
Цель проведения–профилактика переутомляемости. Основные задачи физкультминутки:
-снять усталость и напряжение;
-внести эмоциональный заряд;
-совершенствовать общую моторику;
-выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Физкультминутки различают по задействованным частям тела и формам проведения.
По первому признаку физминутки подразделяются на:
∙Упражнения для глаз (при работе с наглядностью, например, при описании картины). Здесь применяются различные движения глаз –верх-низ, лево-право, круговые вращения; изображение эмоций и настроений, например, удивление (открыть пошире), хитрость (прищуриться); смена дальности объекта (близко-далеко).
∙Упражнения для всего тела (используются повсеместно).
предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед – влево – вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. ( Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. ( Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
(Под медленную спокойную музыку.)
1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
1-4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
1-8. « На море солнышко» – чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. « Пловец плывет к берегу»
1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. « Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.
2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.
3. И. п.— то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот — 20—15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15 с.
5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую — смотреть на правую кисть 10 с.
6. И. п.— основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6—8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
Долго тянется урок-
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед, сделай выдох.)
Повтори пять раз за мною.
Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
Профилактические упражнения для глаз
— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Упражнения для глаз (комплекс 1)
И. п. — сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо-вверх.
— глаза влево-вверх.
— глаза вправо-вниз.
— глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.
3. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 3)
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.
Упражнения для глаз (комплекс 4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Комплекс упражнений на стуле
Данный комплекс физкультурной паузы (выполняется сидя на скамеечке, стуле, табурете и др.)
1. Исходное положение сидя. Ноги вытяните вперед, пятки на полу на ширине ступни. На счет 1 — 2, опираясь руками о задний край сиденья, прогнуться в спине, голову назад, потянуться. На 3 — 4 вернуться в исходное положение, руки расслабленно опустить вниз. Повторить 6—8 раз.
2. Исходное положение сидя, 1 — 2, поворачиваясь вправо, правой рукой взяться за задний край сиденья, 3 — 4 — вернуться в и. п. То же в другую сторону. 8—10 раз.
3. Исходное положение сидя. 1 — 2 — согнуть правую ногу, взяться за голень руками и подтянуть колено к груди, 3 — выпрямить правую ногу вперед, поддерживая ее руками, 4 — вернуться в исходное положение, руки расслабленно опустить вниз. То же с другой ногой. Повторить 10 — 12 раз.
4. Исходное положение стоя, держась за спинку стула. 1 — 2 — медленно присесть, держась за сиденье или спинку стула, 3 — 4 — выпрямиться, 5 — 7 — три пружинящих полуприседа, придерживаясь за сиденье, 8 — вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз.
5. Исходное положение сидя, ноги полу вытянуты вперед, пятки на полу. 1 — носки ног на себя, 2 — пальцами ног коснуться пола, 3—7 — полу наклонившись вперед, расслабить икроножные мышцы, потряхивая их руками, 8 — вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.
6. Исходное положение сидя на краю сиденья. 1 — правую ногу выпрямить и поднять вперед, левой рукой коснуться носка правой ноги, 2 — вернуться в исходное положение, 3—4 то же с левой ноги. Повторить 8 — 10 раз.
7. Исходное положение сидя на краю сиденья. 1 — ноги выпрямить вперед, пятки на полу, носки от себя, руки к плечам, 2 — ноги на ширину плеч, носки оттянуть, руки вверх, 3 — 4 — ноги согнуть и поставить на полную ступню, руки расслабленно опустить вниз, последовательно сгибая суставы. 12—16 раз в убыстряющемся темпе.
Комплекс для мышц ног
1-й вариант. Эти эффективные упражнения для отдыха мышц ног нужно выполнить в положении сидя.
1. Исходное положение сидя. 1 — 2 — выпрямляя ноги вперед, пятки на полу, руки за голову, подтянуться, посмотреть вверх, 3— 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.
2. Исходное положение сидя на краю сиденья. 1 — 2 — разводя в стороны выпрямленные вперед ноги, скользя пятками по полу, наклониться вперед, руками коснуться ног как можно ближе к носкам, 3 — 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 6 — 8 раз.
3. Исходное положение сидя. 1 — 2 — поворачиваясь вправо и одновременно прогибаясь в спине, правой рукой взяться за задний край сиденья, левую на пояс, 3 — 4 — вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
2-й вариант. Эти простые упражнения для отдыха мышц ног рекомендуется выполнить в положении стоя.
1. Исходное положение: полу наклон туловища вперед, руки опущены. 1 — выпрямляясь, взмах правой ногой назад, руки вверх, 2 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить 6—8 раз.
2. Исходное положение стоя. 1 — 2 — 3 — отставляя правую ногу назад, согнуть левую и сделать три пружинящих движения в выпаде, опираясь руками о левое бедро, 4 — вернуться в исходное положение. То же с другой ноги. Повторить 4 — 6 раз.
3. Исходное положение стоя. Придерживаясь рукой за любую опору, 1—4 — согнуть правую ногу в колене и свободно «потрясти» голенью, расслабив мышцы. То же другой ногой. Повторить 4—6 раз.