ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯУЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Замуруева Ольга Александровна, учитель начальных классов, МБОУ Одинцовская гимназия

Какие нормативные документы  определяет изменения в ФГОС НОО.

1. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 26 ноября 2010 года « О внесении изменений в  федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  №373

Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241)

3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо от 12 мая 2011 г. N 03-296)

Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357)

Что представляет собой ФГОС НОО?

Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Какие требования включает в себя ФГОС НОО?

Стандарт  включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Каков нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП  НОО)?

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.

Какой подход лежит в основе ФГОС НОО?

Системно – деятельностный.

На становление каких личностных характеристик выпускника начальной школы ориентирован ФГОС НОО?

Это характеристики, отвечающие требованиям информационного общества, инновациям экономики, задачам построения общества на основе толерантности, духовно – нравственного развития.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»)

– любящий свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Требования к каким результатам обучающихся, освоивших ООП НОО устанавливает ФГОС НОО?

Результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Что должно учитываться при итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов?

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

– системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

– обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

– коммуникативных и информационных умений;

– системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением

Что является предметом  итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО?

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Перечислите составляющие итоговой оценки?

Какие результаты не подлежат итоговой оценке качества освоения ООП НОО?

Что определяет ООП НОО?

Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Как реализуется ООП НОО?

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.

Какие части содержит ООП НОО?

Какие разделы содержит  ООП НОО?

Из каких структурных компонентов состоит целевой раздел?

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

– пояснительную записку

– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО

– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО

Из каких структурных компонентов состоит содержательный раздел?

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО

– программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

– программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО

– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

– программу коррекционной работы

Из каких структурных компонентов состоит организационный  раздел?

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

– учебный план НОО

– план внеурочной деятельности

– систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Что является основными организационными механизмами ООП НОО?

Что определяет план внеурочной деятельности?

Увеличивает вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям учащихся.

По каким направлениям организуется внеурочная деятельность?

По направлениям развития личности обучающегося – спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общекультурное.

Какую роль выполняют планируемые результаты освоения ООП НОО?

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов. Оценка результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников должна учитывать  планируемые  результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Что определяет УП ООП?

Определяет общий объём нагрузки и максимальный аудиторный объём нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, направления внеурочной деятельности по классам.

Какие предметные области являются  обязательными на ступени НОО?

Каково количество учебных занятий за 4 учебных года?

Не менее 3 210 часов и не более 3 345 часов.

Какие учебные занятия предусматриваются в части  УП НОО, формируемой участниками образовательного процесса?

Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов, учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Что должна содержать  программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни?

Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени НОО, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Кто участвует в разработке ООП НОО?

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа, вида, а так же образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Чему должен соответствовать уровень квалификации работников ОУ, реализующего ООП НОО, для каждой занимаемой должности?

Должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационной категории.

Что должна содержать система условий?

Система условий реализации основной образовательной программы НОО в соответствии с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

Система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Система условий должна содержать:

ПРИКАЗ № 2357  от 22 сентября 2011

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).

любящий свой народ, свой край и свою Родину;         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные, метапредметные, предметные

Должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся,

результаты итоговых работ,

Ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП НОО реализуется ОУ через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с СанПиНами

2. Часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Целевой, содержательный, организационный.

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;

учебный план начального общего образования;

план внеурочной деятельности;

система условий реализации ООП

План урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.

План внеурочной деятельности ОУ определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени НОО         (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений;

являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Математика и информатика

Обществознание и естествознание

(Окружающий мир) Основы  духовно-нравственной культуры народов России

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику ОУ, запросы участников образовательного процесса;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике ДДТТ;

4) критерии, показатели эффективности деятельности ОУ в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.».

Педагогический коллектив (учителя, психологи, логопеды, врачи)

работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также  квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ  в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, учебно-методического и информационного обеспечения;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП НОО образовательного учреждения;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график по формированию необходимой системы условий;

контроль за состоянием системы условий.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *