Дистанционное обучение в системе начального общего образования в условиях реализации ФГОС
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, предполагающая использование таких средств, методов, организационных формы обучения, а также форм взаимодействия учителя и учащихся, которые реализуются средствами информационных сетей и информационных и коммуникационных технологий. При такой форме учебного процесса могут отсутствовать явно личные контакты преподавателя и обучаемого и обучение реализуется средствами информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий.
Достижение общих целей дистанционного и начального общего образования имеют основу в виде системно-деятельностного подхода, который предполагает:
− использование таких способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, которые направлены на личностное, социальное и познавательное развитие обучающихся;
− реализацию таких видов деятельности и форм общения, которые предполагают учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Содержание курсов дистанционного обучения для младших школьников определяется основной целью обучения: углубление и расширение знаний по какому – то предмету, разделу программы начального обучения; ликвидация пробелов в знаниях из-за значительного пропуска занятий; дополнительное образование в соответствии с индивидуальными образовательными интересами. Наиболее эффективными являются следующие формы и виды дистанционного обучения младших школьников:
− дистанционные курсы, целью которых может быть поддержка основного (классного) курса обучения, самообразование при участии родителей;
− творческие дистанционные проекты, организуемые учителем для решения творческих задач в поддержку основного курса начального обучения или дополнительного образования, результатом чего является создание совместного образовательного продукта;
− дистанционные олимпиады, целью которых является творческая самореализация учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями.
Учитель может не только непосредственно общаться с учащимися, но и наблюдать за их деятельностью в сети. Таким образом, к традиционным средствам диагностики образовательных результатов добавляются компоненты, связанные с оценкой активности и эффективности деятельности учащегося в сети.
— это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
Обучение построено на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной программе. Задания моделируют ситуации из реальной жизни, знакомые каждому ребенку. Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.
Учи.ру анализирует действия каждого ученика: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию. Учи.ру подстраивается под тех, кому требуется больше времени, дает дополнительные объяснения, большее количество заданий и работу над ошибками.
Мир вокруг нас постоянно меняется, каждый день бросая новый вызов нашим знаниям и умениям. Сегодня на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения, анализа и переработки информации, новые навыки и технологии.
Наблюдая за сетевой деятельностью учащегося, а при необходимости и направляя её, педагог может более глубоко осуществлять процесс педагогического контроля и оценки знаний. Дистанционное обучение способно гарантированность достижение планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Можно с уверенностью сказать, что основная тенденция в развитии дистанционного обучения младших школьников – постепенный переход его из сферы дополнительного образования в сферу основного образования.
Таким образом, можно говорить о растущей потребности дистанционного взаимодействия, начиная с первых этапов обучения.
Использование дистанционных образовательных технологий в начальной школе предоставляет и педагогу, и учащимся новые возможности в учебной деятельности.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
МКОУ «Беспаловская СОШ», Змеиногорский район
В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами.
Сегодня академической общественностью системы образования России признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Данную идею поддерживает и ФГОС второго поколения общего образования.
Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Можно выделить несколько трактовок понятия дистанционного обучения.
1. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
2. Дистанционное образование – особая форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.
Вот некоторые структурные элементы дистанционных занятий:
Используя эти структурные элементы учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.:
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества в сравнении с традиционными формами обучения:
Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:
Таким образом, являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования, вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования в процессе внедрения ФГОС нового поколения.
Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения
при переходе к ФГОС нового поколения
Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.
курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.
ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.
В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем.
Поэтому решая эту задачу и формируя информационную грамотность учащегося, учитель должен развивать у учащихся умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней и выкристаллизовывать самое главное.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому, но и школьному, в системе повышения квалификации, пр., т.е. ко всем формам непрерывного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Новый виток разработки электронного образовательного контента связан со стартовавшим в 2011 году комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).
Каковы же перспективы развития дистанционного обучения?
На сегодняшний день ДО реализуется для учащихся с ОВЗ, часто болеющих детей, а также для талантливых и одаренных учащихся.
Однако, как показывает практика спектр применения дистанционного обучения может быть гораздо шире. Э ОК можно использовать на уроках (при изучении новых тем, опросе, в качестве наглядных визуальных материалов, виртуальных лабораторных работ, дополнительных домашних заданий).
Курс можно использовать, когда объявлен карантин, когда на длительное время объявлены актированные дни, для экстерната, для обучения с использованием дополнительных материалов и при внеклассной работе.
Таким образом, ЭОК может использоваться в качестве электронного учебника (в более широкой перспективе – ЭОР).
Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.
Сравнительная характеристика традиционного учебника и электронного курса
Электронный учебный курс должен включать
На базовом (основном) уровне:
На дополнительном уровне:
Курс является высоко организованным электронным средством учебного назначения. При создании электронных образовательных изданий следует соблюдать ряд требований, чтобы в результате получился ресурс, отвечающий целям и задачам учебного курса.
Традиционные дидактические требования.
5. Сознательность обучения;
6. Системность и последовательность изложения материала;
7. Единство образовательных, развивающих и воспитательных
Специфические дидактические требования
3. Развитие интеллектуального потенциала;
4. Системность и целостность.
1. Соответствие уровню развития обучающегося;
2. Ориентация на тезаурус возрастной группы;
3. Развитие образного и логического мышления.
Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки – вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.
Курс ДО – это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:
Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.
Что такое “хороший” дистанционный курс? Дистанционный курс должен:
Для успешного проведения дистанционного курса следует:
Основные этапы создания электронного курса:
Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:
Мультимедийность – озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;- Использование потокового аудио и видео. – Многообразие контрольных и тестовых заданий;- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;- Общение слушателей между собой.-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.
ЭОР – ЭУ – ЭУМК – образовательный контент
Итак, в современных условиях назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области – замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах. По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60-90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники, электронные справочные издания, электронные учебно-методические комплексы.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе .
Электронные учебные модули (ЭУМК) – электронные образовательные ресурсы нового поколения федерального портала ФЦИОР
В настоящее время современные электронные образовательные ресурсы делятся по формам предоставления информации на следующие типы:
В курсе представлены различные ресурсы и элементы курса.
Ресурсы Элементы
текстовая страница глоссарий
пояснения задания
WEB-страница тесты
ссылка на файл или WEB-страницу опрос
ссылка на каталог анкета
Анализ работы с ДО (в частности в МБОУСОШ № 28) продемонстрировал, что ряд учеников зарегистрировавшихся на курсах не смогли ими пользоваться из – за отсутствия навыков работы с данными обучающими курсами. Поэтому было решено с данного учебного года внести в курс Информатики 5 класса ряд тем, позволяющих ученику получить навыки работы с информационными технологиями.
Кроме того для учеников начальной школы организованы дополнительные внеурочные занятия по получению навыков работы с дистанционными курсами.
Таким образом мы стремимся к организации в нашей школе смешанного очно – дистанционного обучения.
Анализ итогов реализации ДО в нашей школе показал, что большинство учеников получают не только знания в области информационных технологий, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, умение видеть проблемы и предполагать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.
Перспективы развития дистанционного обучения:
Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, – вот к этому и следует стремиться.
Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.
Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.