ЭТО ЗАДАЧА С НЕ МЕНЕЕ МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Методика «Тип мышления» / Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ак-Тальская средняя общеобразовательная школа

Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

I Человек-природа II Человек-техника III Человек-человек

IY Человек-знаковая система

Y Человек-художественный образ

Лист ответов Методики ДДО

Требования профессии к человеку

Вот и завершилась наша игровая программа «Калейдоскоп профессий». Многие из вас показали сегодня хорошие знания различных профессий. А сейчас подведём итоги нашей игры. Победители получают медали “Знаток профессий” 1, 2 и 3 степени, а участники – поощрительные призы.

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбике. Результаты запишите в свободной клеточке под каждым столбцом. Каждый столбец соответствует тому или иному типу профессий. После подсчета плюсов,

выделите столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Это и будет приоритетный тип профессий.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях. Что же обозначает слово “профессия”? Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. А какие профессии вы знаете? (Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии и должности). Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? Опять обратимся к словарю.

– служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

Цели и задачи профориентации.

Цель профессиональной
ориентации учащих­ся следует
рассматривать в общей связи с более
широкими целями и задачами трудовой
подготовки школьников. Цель трудовой
подготовки определена следую­щим
образом:

Сформировать у
школьников готовность к общественно
полезному, производительному труду, т.
е. выработать совокупность качеств и
свойств, обусловливающих потребность
и возможность

успешно, с пользой
для общества, с удовлетворением для
себя работать в народном хозяйстве —
это чувство общественного долга,
трудолюбие, сознательн и добросовестное
отношение к труду, коллективизм,
организованность, дисциплинированность,
прочные знания и умения по оснвам наук,
техники, технологии, организации и
экономики производства.

Основные задачи
центров профориентации связаны с общими
целями трудовой подготовки молодёжи. Эти
центры решают следующие задачи:

1. Информационная
работа: ознакомление учащихся с
профессиограммами, информация о
потребностях в кадрах различих
профессий, об условиях труда, о зарплате,
о возможностях повышения квалификации.

2. Пропаганда
профессий, информация о потребности в
кадра по которым ощущается дефицит в
наибольшей степени. При этом используются
средства массовой информации, специальные
пропогандистские издания (плакаты,
буклеты, информационные сир вочники
и т. п.).

3. Профессиональная
диагностика: для этого один или два раза
в год в центре проводят полный цикл
диагностического обследования школьников
данной территории. При этом широко
используют анкеты, тесты, технические
средства диагностики и обработку
полученных данных ЭВМ.

4. Профессиональная
консультация, в процессе которой
оказывают помощь молодежи при решении
вопроса о выборе профессии.

5. Разработка
методических рекомендаций по внедрению
профессионального отбора в УПК и на
предприятиях.

6. Организация
совместной деятельности по улучшению
условий социальной и профессиональной
адаптации молодежи в различных отраслях
хозяйства.

7. Анализ результатов
профориентационной деятельности
школ, УПК, предприятий и учреждений

8. Работа по повышению
квалификации педагогов и настав­ников,
занимающихся профориентационной
работой.

Выбор профессии – задача со многими неизвестными. Когда выпознакомитесь с миром профессий, вам станет ясным только первоенеизвестное – круг работ, которые вам нравятся, и одна из них, –которая нравится особенно. А понравитесь ли вы этой работе? Другими словами, будут лисоответствовать ваши личные качества, черты характера, темперамент темтребованиям, которые предъявляет к человеку понравившаяся ему работа. В любой работе есть тонкости, нюансы, о которых вам никакая теория,никакая система не расскажет. Нужно поговорить с людьми, которые этуработу выполняют, и лучше всего, если выпадет возможность, прямо нарабочем месте. И тут могут выясниться непредвиденные детали иподробности. Они или сделают выбранную работу еще болеепривлекательной, или, наоборот, заставят изменить решение и начать всесначала. Допустим, близкое знакомство с профессией обрадовало вас, ане огорчило. Еще одно неизвестное стало известным. Тогда остаетсяпоследнее – куда пойти учиться? Из нескольких дорог, ведущих кпрофессии, нужно выбрать подходящую. Видите: получается сложная,многоходовая стратегия выбора работы. Но зато и цель этой стратегиибезмерно важна – любимое дело.

Об этом и о том, как подготовиться к сдаче государственной итоговойаттестации, как успешно пройти все испытания и поступить в вуз мечты,рассказал ребятам из 10-11 классов выпускник школы, студент 2 курсаНижегородского государственного университета имени Лобачевского КириллАфанасьев. Кирилл поделился своим опытом успешной самоподготовки кэкзаменам, познакомил со способами снять тревожность и повыситьсамодисциплину и мотивацию. Навыки и привычки, приобретенные во времяучебы в школе, помогают Кириллу и в обучении в вузе. Кирилл не толькоуспевает в учебе, он активный участник студенческого самоуправления ипризер различных творческих конкурсов. Победа в одном из них далавозможность побывать на Алтае. Прощаясь со школьниками гость сказал: “Меньше всего хотелось, чтобывы восприняли эту беседу как учебник. Скорее это задачник, причемсамые главные задачи придется вам не только решать, ни и составлятьсамим. И какой бы ответ ни получился в итоге, кем бы вы ни захотелистать и кем бы ни стали, помните, что к любой нестандартной задаче,прежде всего, нужно найти подход. Задача выбора профессии – неисключение. Желаю получить удовольствие не только от результата вашеговыбора, но и от самого процесса”.

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

а) за общественную деятельность; б) в области науки;

в) в области искусства.

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции; в) главным бухгалтером.

а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия;

в) развитие производства.

а) созданием дружного, сплоченного коллектива; б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

а) внутреннее устройство экспонатов; б) их практическое применение;

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться.

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение

а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия ; в) укрепление дисциплины.

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.

а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы.

а) учить общению с другими людьми; б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

а) защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан.

б) физкультуры; в)

а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

а) научном открытии;

б) художественной выставке; в) экономической ситуации.

а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

(фрагмент из книги «Отбор в профильные классы», Г. Резапкина, М. , Генезис, 2006)

Методики отбора в профильные классы:

(методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г.

Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.

1. Узнавать об открытиях в области  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 8.        Наблюдать за работой медсестры, врача.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал. 19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни. 21. Проводить опыты по

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 30. Участвовать в военных играх, походах.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом 38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они

39. Искать и находить способы зарабатывания денег. 40. Заниматься физической культурой и

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 42. Выполнять лабораторные опыты по  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 45. “ Читать” географические и геологические карты.

Десять горизонтальных строк с номерами вопросов в бланке – это десять возможных направлений профессиональной

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника; 4 – механика и конструирование; 5 – география и геология;

6 – литература и искусство; 7 – история и политика;

Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие

Методика «Эрудит»

(методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)

состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико- математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наёмные рабочие; г) пленные.

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная

а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление; г) феодальный строй.

а) занятие; б) должность; в) специальность; г) профессия.

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.

а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.

а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.

а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.

а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.

а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.

24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь. 25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость. 33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г)

а) способы передачи информации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.

а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой

а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.

а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г)

а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г)

а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.

а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.

а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.

а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие

а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.

а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения; г)

а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.

а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.

а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные

а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.

а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние

а) волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явления; г) физические термины.

а) электричество; б) физические термины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.

а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.

Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный

ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11 по 15 – вопросы естественных наук, с 16 по 20 – . Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Аналогии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 –

«Закономерности» – соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

К следующему, завершающему, уроку, вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более, что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.

МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» ( МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ В МОДИФИКАЦИИ Г. Р ЕЗАПКИНОЙ)

типы мышления – предметно-действенное, абстрактно- символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое).

диагностика типа мышления респондента.

Конкурс 1. « Профессия или должность?»

Для участия в конкурсе приглашаются два учащихся. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”. Можно прикреплять на магнитную доску. Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. ( Победитель получает жетон).

С этим конкурсом вы справились. А теперь обратите внимание

Методика «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО, Е. К ЛИМОВ).

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификаций типов профессий Е. А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых выдов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе.

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Образец бланка Правильные ответы

4. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий».

ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий.

Инструкция к тесту.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

Игра со зрителями.

(за правильный ответ – жетон):

Без сучка – задоринки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

И с каждым часом, с каждым днём,

Всё выше, выше новый дом.

Сто пудов под облака.

Поезда приводит к нам?

Их растить и поливать.

Конкурс 3. « Кто потерял эту вещь?» Для участия в конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовёт профессию. На стол можно положить электрическую лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной) и др. ( Победитель получает жетон).

Конкурс 4. « Художественный салон». Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон. Можно предложить профессии: художник, певец или музыкант, фотограф, кондитер, программист, врач, водитель, продавец, парикмахер, пчеловод и др.

психолога” и т.д. Список профессий разрастается, и становится всё труднее и труднее повторить его. Ошибка в повторе или добавлении профессии означает, что игрок выбыл. Побеждает тот игрок, кто останется в игре последним. Ему выдаётся жетон.

Конкурс 5. « Специалисты». Для участия в конкурсе приглашаются трое ребят. Каждый выбирает какую-нибудь профессию, которая ему нравится. Можно эти профессии записать на доске, чтобы зрители видели названия. Игрокам предлагается по очереди называть по одному предмету, принадлежащему представителю именно его профессии. Выбывает из игры тот, кто затруднится назвать предмет. ( Победитель получает жетон).

Видеоролик о наименее известных профессиях.

Конкурс 6. « Храбрый портняжка». Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. ( Победитель получает жетон).

Конкурс 7. « Юные конструкторы». Приглашаются две девочки. Необходимо как можно быстрее сделать самолётик из бумаги. Жетон получает тот, кто быстрее его сделает. Можно провести испытания самолётов (испытатели) и дать жетон тому, чей самолёт полетит дальше.

Конкурс 8. « Актёры». Приглашаются желающие из зала и показывают пантомиму. Необходимо название показываемой профессии сказать тихонько педагогу, и так её изобразить, чтобы зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то “актёр” получает жетон.

Конкурс 9. « Знаток сельских профессий». Этот конкурс довольно сложен для городских жителей. Но всё-таки попытаемся вспомнить, какие профессии могут быть у жителей сельской местности. Для участия в конкурсе приглашаются все желающие. Ребят просят рассмотреть иллюстрации, на которых изображены: доярка, свинарка, птичница, зверовод, пастух, тракторист, ветеринар, агроном и др. Если нет иллюстраций, то можно рассказать о деятельности представителя той или иной профессии, а ребёнок должен будет её назвать. Например: “Женщина или мужчина, ухаживающие и выращивающие кур, уток, гусей и др.”, “Женщина или мужчина, которые лечат животных” и т.д. ( Победитель получает жетон).

Конкурс 10. « Кто здесь работает?». Приглашаются двое учащихся. На доске вывешивается иллюстрация завода или детского сада (любого другого учреждения). Участникам предлагается назвать как можно больше профессий людей, работающих на этом предприятии. Побеждает и получает жетон тот, кто больше назовёт профессий.

Профессиональное просвещение учащихся.

Профессиональное
просвещение в процессе изучения основ
наук и трудового обучения.
Важным компонентом системы профессиональной
ориентации учащихся является
профессиональное просвещение-сообщение
школьникам сведений о различных
профессиях, их назначении для народного
хозяйства, потребностях в кадрах,
ус­ловиях труда, требованиях,
предъявляемых профессией к
психо­физиологическим качествам
личности, способах и путях их полу­чения,
оплате труда.

Кроме того, учащиеся
должны знать основные общетрудовые и
общепроизводственные понятия: что такое
культура труда, тру-дзвая дисциплина,
принципы планирования, структура
предприя­тия, оплата по единому окладу
, оплата тру­да по конечным результатам
труда в сельском хозяйстве и т. д.

Задача по ознакомлению
учащихся с современными профес­сиями,
информированию их о потребностях
народного хозяйства в кадрах поставлена
и в Основных направлениях (реформы
обще­образовательной и профессиональной
школы.

Работа по
профпросвещению включает в себя
профинформацию, профпропаганду и
профагитацию.

Чтобы работа по
профпросвещению имела положительные
ре­зультаты, она должна проводиться
умело и с большим педаго­гическим
тактом. Ориентируя учащихся на профессии,
в которых страна испытывает недостаток,
нужно избегать всякого рода нажимов,
так как неумелое давление на школьников
может при­вести лишь к окончательной
потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный
принцип, которым следует руководствовать­ся
в работе по профпросвещению, —
связь
его с жизнью.

Урок—
основная
организационная форма учебно-воспитатель­ного
процесса в школе. Профессиональная
ориентация —
состав­ная
часть этого процесса. Поэтому
неотъемлемой частью урока должна стать
работа по профессиональному просвещению
учащих­ся. При этом задача каждого
учителя — увязать познавательные
сведения о профессиях и производствах
с темой и содержанием урока. Профпросвещение
на уроках может осуществляться пу­тем
беседы, рассказа, ситуационных
производственных задач, ис­пользования
литературных источников, звукозаписи
и т.д. Урок
трудового обучения служит важнейшим
звеном в про­фессиональном просвещении.
Основными
методами при этом яв­ляются практические
работы по конструированию, планированию
и изготовлению изделий. Но, для того
чтобы практические рабо­ты оказывали
действенное влияние на формирование у
учащихся положительного отношения к
рабочим профессиям, необходимо сочетать
их со словесными методами: с беседой о
профессиях ,о
современном
производстве, об условиях труда,
технологических про­цессах, требованиях,
предъявляемых профессией к качествам
и квалификации человека, и т. п.

Профессиональное
просвещение во внеурочное время.
Большая роль в профпросвещении учащихся
принадлежит внеклассной работе,
различным внеурочным мероприятиям.
При этом большую роль играют школьные
кружки, ученичес­кие производственные
бригады, школьные лесничества и т. д.

Рассмотрим основные
формы и методы работы по профпросвещению
среди учащихся во вненеклассной работе.

Значительное место
в этой работе занимают беседы, кото­рые
проводят классные руководители,
учителя-предметники или представители
разных профессий, наставники. Такие
беседы но посвящать ознакомлению с
одной какой-то профессией, с пой
родственных профессий, вопросам
значимости правильного выбора их для
человека. При этом тематика бесед должна
от­вечать возрастным особенностям
школьников и охватывать круг вопросов,
интересующих самих учащихся.

Ознакомление
учащихся с профессиями в процессе беседы
мож­но проводить по т а ко м у плану:
. /. Общие
сведения о профессии:

краткая характеристика
отрасли народного хозяйства, где
применяется профессия; краткий
исторический очерк и перспек­тивы
развития профессии; основные специальности,
связанные с данной профессией; примеры
биографий лучших представите­лей
профессии.

2. Производственное
содержание профессии:

место и роль
профессии в научно-техническом прогрессе,
ее перспективность; предмет, средства
и продукт (результат) тру­да; содержание
и характер (функция) трудовой деятельности;
объем механизации и автоматизации
труда; общие и специальные знания и
умения специалиста данной профессии,
моральные ка­чества; связь
(взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы
и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические
условия труда; требования к возрас­ту
и здоровью; элементы творчества,
характер трудностей, сте­пень
ответственности, специальные требования
к физиологичес­ким и психологическим
особенностям человека, отличительные
качества хорошего работника; специальные
условия: влияние про­фессии на образ
жизни работника, его быт и т. д.;
экономичес­кие условия: организация
труда, система оплаты, отпуск.

4. Система
подготовки к профессии;

пути получения
профессии: бригадно-индивидуальное
обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК,
СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной
подготовки с учебной и трудовой
деятель­ностью в школе;

Методика «Тип мышления». (методика в модификации Г. Резапкиной)

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?

Конкурс 2. « Кто перед тобой?»

Для участия в конкурсе приглашаются два учащихся. По спецодежде и форме мы можем определить, кто кем и где работает. Назовите профессии людей, изображённых на картинках (моряк, лётчик, врач, космонавт, милиционер, пожарный, бульдозерист, тракторист). А теперь вам предстоит представителю каждой профессии подобрать соответствующий транспорт. Ребятам предлагаются картинки с изображением корабля, самолёта, скорой помощи, космического корабля, милицейской машины, пожарной машины,

бульдозера,        трактора).        Побеждает        тот,        кто        быстрее        выполнит        задание. ( Победитель получает жетон).

Интерпретация результатов методик отбора в профильные классы.

После обработки результатов по каждой методике, перед нами стоит задача их анализа и обобщения. выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики

«Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения:

Результаты         работы         над         уточняют и конкретизируют эти данные. Так, если выраженный интерес к военному делу и (десятая колонка) по методике «Профиль» подкрепляется склонностью к экстремальным видам деятельности (пятая шкала) по Опроснику профессиональных склонностей, уже есть основания для выбора оборонно-спортивного профиля. Интерес к педагогике и медицине (восьмая колонка по методике «Профиль»), подтвержденный склонностью к работе с людьми (первая шкала по Опроснику профессиональных склонностей), указывает на гуманитарную направленность подростка. Результаты методики оценивают степень усвоения отдельных циклов учебной программы и уровень сформированности основных мыслительных функций.  носят уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно- символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физико-математического цикла, словесно-логическое мышление – к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образное мышление – к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление – к практической работе и экстремальным видам деятельности.

Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание четырех разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения. Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения.

Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения:

Заключение может представлять собой краткий психологический портрет, в котором отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия о выборе профиля обучения. Заключение опирается на объективные данные тестирования, поэтому следует избегать домыслов и гипотез. Оно должно быть написано грамотно и корректно, в однозначных понятиях, доступных самим учащимся.

Специалист, проводящий отбор в профильные классы по запросу администрации, невольно нарушает основные принципы профдиагностики – добровольность и конфиденциальность. В ряде стран, например, во Франции, текст заключения по результатам оценки профессиональной компетенции обсуждается с самим испытуемым, который вправе потребовать исключения из текста фрагментов, способных повредить ему при устройстве на работу. Оправданием этого может быть только убежденность, что это делается профессионально и в интересах учащихся. В нашем случае принимается решение, которое может повлиять на судьбу ученика, поэтому даже сама возможность обсуждение результатов диагностики один на один дает ученику ощущение своей значимости, ответственности за свой выбор, снижает напряженность, неизбежную в условиях отбора и конкуренции. Необходимо информировать родителей о целях и результатах отбора, в случае необходимости можно познакомить их с технологией проведения отбора, показать заполненные бланки. Важно, чтобы взрослые действовали согласованно и ответственно в вопросах профильной ориентации, иначе подросток, столкнувшийся с противоречивой информацией, будет дезориентирован.

Хотя данный блок методик позволяет рекомендовать учащимся определенный профиль обучения, одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. Как правило, низкой успеваемости по предмету сопутствует слабый интерес к нему (если только плохие оценки не вызваны необъективной оценкой со стороны учителя). Но хорошие оценки не всегда означают интерес к предмету – одной из распространенных ошибок в выборе профессии является «перенос» интереса к яркому, талантливому учителю на его предмет. При комплектовании профильных классов необходимо собирать, анализировать и обобщать не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями. В этом смысле комплектование профильных классов – вопрос не трех часов. Время, затрачиваемое на обработку и подготовку заключений, в несколько раз превышает время, необходимое на проведение самого тестирования. На обработку одного бланка и написание одного заключения может уйти до часа рабочего времени. В среднем работа с одним классом занимает неделю.

Интерпретация результатов теста

операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *