ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

Цели деятельности учителя: Знакомство обучающихся с особенностями джазовой музыки и ее основных разновидностях.

–  уметь определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;

–  уметь отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры

–  проявлять познавательную инициативу;

–  развивать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

–  Развивать эстетические чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям музыкальной культуры

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. « Музыка» 3 класс

Что такое джаз

В первой половине 20 века появилось новое направление в музыке – джаз. В нем смешались западноафриканская и западноевропейская музыка. Непростой ритм свидетельствует о том, что родиной джаза таки является Африка. Плюс к этому ритмичное топанье и похлопывание.

Сначала в джазе преобладали только мелодии черного континента. Но прошло 2 десятилетия, и он оброс заокеанскими мотивами, в основном американскими. Немного церковных напевов, немного жалобных мелодий – так появилось новое течение – джазовые мотивы.

Главная особенность данного направления – это сочинение музыкального произведения в момент исполнения, без предварительной подготовки. Вторая особенность – одновременное сочетание двух или нескольких рисунков. Эти особенности дают музыкантам легкость и умиротворение.

История развития джаза

Впервые джазовые композиции начали исполнять в Новом Орлеане, а затем он с быстротой молнии распространился по всей планете. Второй столицей джаза считается Чикаго. Здесь большой популярностью пользуются ночные выступления. Наиболее известным исполнителем джазовой музыки является Луи Армстронг.

В 30 – 40 гг. прошлого века джазовые небольшие коллективы сменились на крупные оркестры, исполняющие разнообразные танцевальные мелодии – свинг. Такие коллективы получили название – биг-бэнды.

Следующим этапом в развитии джазовой музыки считается биобоп. Этот стиль отличается очень быстрой мелодией, долгой импровизацией и сложными ритмическими рисунками. С 1950 г джаз начинает развиваться в двух направлениях:

В настоящее время джазовая музыка активно и энергично совершенствуется. Появилось большое количество жанров и направлений. Как и прежде музыкальные композиции впитывают интонации и мотивы всех континентов.

Урок по музыке в 3 классе

«Джаз – одно из направлений современного искусства»

: познакомить обучающихся с особенностями джазовой музыки и ее основных разновидностях.

Урок должен помочь обучающимся третьего класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения музыки в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении творческих задач.

научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы; участвовать в коллективно-творческом хоровом исполнении музыки.

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Метапередметные: умение использовать свою фантазию для оценивания произведений  искусства, анализирование эстетико-психологической составляющей восприятия музыкального искусства.

урок ознакомления с новым материалом

слушаем музыку, определяем ее музыкальный образ.

Слушание: Анита Одей «Sing»

Какой музыкальный образ в этом произведении? Что хочется делать под эту музыку? Может быть, вы знаете, как называется это музыкальное направление? –

Как вы думаете, где, когда и почему зародился джаз?

Музыкальные примеры: К. Дебюсси «Танец снежинок», С. В. Рахманинов, концерт №3, 3 часть; мультфильм «Африканская колыбельная»

Чем отличаются эти музыкальные примеры?

Работа в парах по определению музыкального образа, анализ музыкальных отрывков, представление мнений.

Как вы думаете, почему африканская музыка оказала влияние на западноевропейскую?

Объяснение на доске, создание круговой схемы-таблицы.

возвращение к 1. Анита Одей «Sing»

Название этого направления джаза было придумано американцами от сленгового слова «блю» (что оно обозначает?) В переносном значении в Америке в начале 20 века так называли особое состояние легкой грусти, задумчивости, лирическое состояние. И как вы понимаете, блюз очень часто связан именно с лирическим образом, например, блюз уже знакомой нам Аниты Одей звучит так. Какие чувства он вызывает?

Анита Одей «Fly_me_to_the_moon»

Какие новые имена узнали? Исполнители? Композиторы?

(небольшой рассказ о композиторе) Благодаря Гершвину джаз прочно завоевывает свои позиции среди других музыкальных стилей и даже появляется первая опера в джазовом стиле «Порги и Бесс». ( Музыкальный пример: «Рапсодия в стиле блюз»)

Имена: Элла Фицжеральд, Луи Армстронг. Самая знаменитая композиция в мире в стиле блюз: «Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Узнать, о чем колыбельная Клары? О чем опера «Порги и Бесс»?

Мы познакомились с понятием джаз, а хотелось бы вам стать исполнителями  джазовой музыки? А какой вид исполнения нам доступен?

Знакомство с песней из к/ф «Мы из джаза» – «Старый рояль», исполнение.

Ритмопластическая рефлексия под музыку: Анита Одей «Sing»

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г. Гладкова “Мистер Жук”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

: объяснительно- иллюстративный

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

Тема нашего урока «Острый ритм

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. X X столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу)  бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

– Какое странное имя?

– Кличка какая-то?

– Кто он? – возмущались одни.

– Кто он!!! – восхищались другие.

– Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

– Вы слышали, какой шум от него?

– Вы видели, как он развязан в движениях?

– И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

– Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

– Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

– С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

И ещё. Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “ Похож, – соглашались люди, глядя на его портреты, – но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»

А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.

Работа по учебнику (стр. 118-119)

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.

ИГРА “Выбери инструменты”

Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых  музыкальных инструментов).

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Мистер Жук”

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Исполнение учителем

.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

– разучивание по фразам;

– первый куплет со словами;

4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!

Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.

Мистер Жук – большой чудак.

Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”

Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!

Отвяжитесь, я тону!”

Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?

Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,

Обожаю водный спорт!

Популярные темы сообщений

Джаз – направление в музыке, которое берет свое начало в Африке, о чем свидетельствуют сложные ритмы. Джаз возник в начале XX века, из-за смешивания направлений европейской и африканской музыки.

Для этого направления характерны четкие ритмы и африканские мотивы, которые завезли чернокожие рабы в Америку еще в начале XVII века. А прибавив ко всему этому американские блюзовые мелодии, религиозные напевы и духовые оркестры получается новое направление, которое и назвали джаз.

Джаз зарождался в портовом городе Новом Орлеане. Появились коллективы, которые спонтанно создавали мелодии. Со своей музыкой они начали выступать в ресторанах, а потом и гастролировать по стране. Особо джаз прижился в Чикаго, где коллективы выступали в ночных заведениях.

Благодаря импровизации появилось большое количество разнообразных стилей джаза: блюз, свинг, бибоп, кул-джаз, хард-боп, соул-джаз, джаз-франк, джаз-рок, джаз-поп, фри-джаз, регтайм, буги-вуги.

Блюз – это родитель джаза. Блюз исполняли не только мужчины, но и женщины, которые очаровывали публику ночных заведений. Для блюза свойственны свободные и  чувственные манеры исполнения, что очень хорошо получалось у солисток блюза.

Свинг – это западные танцевальные ритмичные мелодии, исполняемые оркестрами, которые получили название биг-бенды. В этом стиле звучали саксофоны, трубы, тромбоны, контрабас.

Бибоп – в основном исполняли чернокожие рабы, которые собирались в маленькие группы. Этот стиль представлял собой очень быструю ритмичную мелодию и непременной с импровизацией.

Кул-джаз – это более спокойный и сдержанный стиль, полная противоположность бибопу. При исполнении кул-джаза использовали симфонические инструменты.

Хард-боп – это продолжение стиля бибопа с нотками кул-джаза. Для него характерны черты блюзовой музыки с четким ритмом, которая сочетается с церковными мелодиями. Хард-боп исполняют с участием фортепиано и ударных инструментов.

Соул-джаз – это только музыка рабов. Здесь звучит африканский фольклор совместно с блюзовыми мотивами.

Фри-джаз – это свободный джаз. Здесь на первом месте импровизация. Отличается оригинальностью и чувственностью, новаторством и экспериментами.

Регтайм – это танцевальная музыка с четким ритмом-маршем. Из этого стиля возник знаменитый танец под названием фокстрот.

В настоящее время джаз успешно и быстро развивается, вбирая в себя новые звуки и мелодии, тем самым насыщая джаз новыми модными течениями.

3, 6, 7, 8 класс

Джаз


ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *