В статье рассказывается:
Профессиональное развитие личности – это один из важных критериев оценки персонала. Качественное образование дает старт карьере, но ценен именно тот сотрудник, который постоянно стремится к совершенствованию своих способностей. По сути, такого специалиста можно с уверенностью назвать ресурсом компании.
Профессиональное развитие личности происходит постепенно, и на этом пути не обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробнее о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.
Этапы профессионализма при построении карьеры
Важно понимать, на каком этапе профессионального развития я сейчас нахожусь.
Условно есть ступени профессионализма (или мастерства) их можно обозначить следующим образом. При этом возраст человека в данном случае не играет определяющего значения.
– Школьник (человек может быть действительно школьником, который ищет свой путь в жизни, либо взрослым, который всерьез задумался о смене профессии, но еще не определился, в какое русло направить свой профессиональный путь, находится в поиске пути);
– Студент (человек, который уже встал на путь приверженности какой-либо профессии и осваивает ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний процесс, и совсем кратковременный – например, курсы, инструктаж);
– Начинающий специалист (фаза адаптации, привыкания к профессии, к новому месту работы, обучение нюансам работы в конкретной организации или постижение более тонких нюансов профессии);
– Профессионал (опытный работник, который любит свое дело и может самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями);
– Мастер или ментор(к этому человеку обращаются за советами, помощью, рекомендуют как специалиста);
– Авторитет (на данной ступени человек становится известным в профессиональном кругу и даже за его пределами – в отрасли, в стране. У него берут интервью, приглашают выступить и так далее);
– Наставник (авторитетный мастер в любой профессии всегда обрастает учениками, единомышленниками, передает опыт).
Вопросы для выявления вашей ступени профессионализма (мастерства):
– Как давно занимаетесь этим делом? С чего начинали? Где учились? Были ли курсы повышения квалификации или любые другие? какими знаниями и навыками вы обладаете? Повышаете ли вы свою квалификации? Как часто? Обращаетесь ли вы за помощью к коллегам? Как часто? Обращаются ли за помощью к вам? За советом? Выступали ли вы в роли эксперта на каких-нибудь мероприятиях, круглых столах?
Довольны ли вы своей стадией профессионализма или нет?
Запись на консультацию по профессиональной сборке +7(926)556-83-57 (WhatsApp)
Как же выглядит этот процесс, когда человек, делающий первые шаги в профессии становимся тем, кого можно назвать профессионалом, мастером своего дела?
Рассмотрим этот путь
Приближаясь к подростковому возрасту начинается стадия «выбора» (или «оптации»). Она возникает примерно в возрасте от 11–12 до 14–18 лет. Мы начинаем проявлять интерес к собственной личности, а также к межличностным отношениям, задумывается о смысле профессиональной деятельности, начинаем серьезно «примерять» на себя некоторые профессии. Так начинается первое планирование нашего профессионального пути. Однако наши представления о профессии идеализируются, не включают реальные знания о внутреннем наполнении труда. А наши профессиональные планы требуют углубления и конкретизации.
Успешно пройдя период подготовки, человек погружается в профессиональную деятельность – это этап «адаптанта». Данный период продолжается от нескольких месяцев до 2-3-х лет. Специалист, сменивший профессию, так же, как и юный студент, проходит через этот период. Наконец, можно применить полученные знания на практике. Однако иногда потребуется обрести и новое знание, чтобы решать те или иные практические задачи. На данном этапе формируется профессиональное поведение, образ жизни и внешний облик профессионала. В профессию закладывается определенный смысл, а к себе предъявляются первые критерии оценки собственного профессионализма.
Следующий этап – стадия «интернала», когда профессионал способен стабильно и качественно работать. В этот момент человек становится представителем профессионального сообщества, «своим» среди коллег. Путем проб и ошибок, получив достаточный опыт он может самостоятельно справляться с множеством задач, происходит овладение тонкостями профессии, а сама деятельность наполняется личностными проявлениями и любовью к делу. Возникают профессиональные привычки, понимание собственной профессиональной принадлежности, осмысление своих сильных и слабых сторон.
Чем дальше движется человек, тем сильнее он овладевает свои ремеслом, а последующим этапом становится «мастерство». Мастер своего дела выделяется на общем фоне. Он способен решать самые разные задачи, его опыта достаточно чтобы справляться с самыми сложными ситуациями. Он обладает тонкими умениями и неповторимым индивидуальным стилем деятельности. Может обладать определенным званием, категорией, степенью. В работе ему присущи высокий уровень рефлексии, знание многообразия собственной личности, уникально развитые качества и навыки. Его мастерство характеризуется творческим подходом и неординарным решением по отношению к любой задаче.
Определенный уровень мастерства может перейти в стадию «авторитета» – следующий профессиональный этап. Когда мастер становится одним из лучших, обретает известность в профессиональном кругу, может выходить за пределы города или страны. К его мнению прислушиваются опытные коллеги. На данном этапе человек может терять некоторую часть физической активности и энергии, так как обладает достаточно зрелым возрастом, однако продолжает работать активно и эффективно, достигает определенной профессиональной «кульминации», способен интегрировать свой опыт, извлечь из него максимум пользы.
Высшей точкой профессионального пути становится этап «наставника». К опыту профессионала обращаются снова и снова, на него желают ровняться, в то время он способен передавать накопленное последующим поколениям, обучать и воплощать свои знания и умения в других. Этот уровень мастерства подобен «учителю», носителю профессиональной культуры. Не каждый профессионал достигает такого высочайшего уровня.
Чтобы прийти к наивысшей точке профессионализма, достигнуть профессиональной «кульминации» важно в самом начале нашего пути, при выборе профессии, и в продолжении его — постоянно заглядывать внутрь себя, спрашивая: «Загорается ли мой взгляд от этого дела?», «Отражает ли этот труд мою личность сполна?», и наконец, «Могу ли я с гордостью сказать, что это дело поистине моё?»
Чтобы обрести призвание важно максимально соединять наши истинные качества, нашу способность к данному делу с этой самой деятельностью, к которой лежит интерес, «горит глаз». А ведь зачастую уже в детстве можно проследить данное притяжение, его лишь нужно заново обрести, открыть в себе, если оно запылилось.
Выделим
уровни
профессионализма и изложим их (от низших
к высшим).
1.
Допрофессионализм.
Здесь человек осуществляет некоторую
работу и виды труда, не обладая названными
выше качествами профессионала. Иными
словами, человек работает, но как новичок,
дилетант, не овладев еще нормами и
правилами профессии, тем более не
достигая в труде высоких и творческих
результатов. Этот этап проходит обычно
каждый человек в своей трудовой
деятельности, но некоторые (пассивные,
нездоровые) люди могут задержаться
здесь на длительное время,
2.
Профессионализм.
Этот уровень охватывает большую часть
жизни людей, относящихся к активной
части населения. Здесь человек
последовательно овладевает качествами
профессионала. Так, человек усваивает
нормы и правила профессии и выполняет
сначала работу по образцу, по инструкции
в ходе исполнительного труда, затем
приобретает специальность, квалификацию
и осуществляет квалифицированный труд.
3.
Суперпрофессионализм
(высший профессионализм). Этот уровень
характеризует профессиональную
деятельность в ее расцвете («акме»), в
ее высоких достижениях и творческих
успехах, Здесь человек из субъекта труда
и профессионала превращается в творца,
новатора, суперпрофессионала, в
профессионала высокой квалификации.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм).
Этот уровень не совпадает с
допрофессионализмом, когда у человека
отсутствуют необходимые профессиональные
знания и умения.
5.
Послепрофессионализм.
Через этот уровень проходят все люди,
дожившие до пенсионного возраста, и
каждый переживает его с разной степенью
достоинства. На этом уровне человек
может оказаться просто «профессионалом
в прошлом» (экспрофессионалом), а может
остаться желанным консультантом,
советчиком, наставником, экспертом,
щедро и в то же время ненавязчиво
делящимся своим профессиональным
опытом, опытом достижений и ошибок,
неудач, чтобы помочь молодому поколению
избежать этих ошибок. Переход от одних
уровней профессионализма к другим и
движение внутри уровней протекает у
большинства людей как последовательное
овладение этапами. Ниже мы излагаем
условно выделенные нами этапы и ступени
на пути к профессионализму. Подчеркнем,
что эти этапы и ступени разных уровней
могут наблюдаться у человека одновременно
и параллельно друг с другом.
Внутри
уровня профессионализма мы выделяем
следующие этапы:
–
этап
адаптации человека к профессии, первичное
усвоение человеком норм, менталитетов,
необходимых приемов, техник, технологий
профессии; этот этап может завершиться
быстро за первые 1-2 года начала работы
или растянуться на годы, проходить
болезненно;
–
этап
самоактуализации человека в профессии;
осознание человеком своих возможностей
выполнения профессиональных норм,
начало саморазвития себя средствами
профессии, осознание человеком своих
индивидуальных возможностей выполнения
профессиональной деятельности, осознанное
усиление своих позитивных качеств,
сглаживание негативных, укрепление
индивидуального стиля, максимальная
самореализация своих возможностей в
профессиональной деятельности;
–
этап
свободного владения человеком профессией,
проявляющегося в форме мастерства,
гармонизации человека с профессией;
здесь происходит усвоение высоких
стандартов, воспроизведение на хорошем
уровне кем-то ранее созданных методических
рекомендаций, разработок, инструкций.
Внутри
уровня суперпрофессионализма выделим
следующие этапы:
–
этап
свободного владения профессией в форме
творчества: обогащение специалистом
опыта своей профессии за счет личного
творческого вклада, внесение авторских
находок, усовершенствований, достижение
вершин («акме») в профессиональной
деятельности, творческое преобразование
профессиональной среды или проектирование
новой професси-ональой среды, иногда
создание человеком новой профессии;
–
этап
свободного владения несколькими
профессиями и приемами перехода,
переключения от одной к другой;
–
этап
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала, то есть
формирование человеком у себя ранее
отсутствующих психологических и
профессиональных качеств.
Психологические
уровни, этапы и ступени на пути к
профессионализму
Психологические
уровни, этапы и ступени на пути к
профессионализму:
Стадии
профессионализации личности. На основании
полноты профессионального опыта и
особенностей его использования выделяют
следующие стадии профессионализации
личности в цикле овладения человеком
одной профессией (Климов).
Оптант
– человек, выбирающий профессию, карьеру;
это потенциальный субъект труда. Типичные
проблемы данной стадии: принятие решений
в ситуации неопределенности, выбор не
только профессии, профессионального
учебного заведения, но и образа жизни,
связанного с будущей профессией.
Адепт
– человек, обучающийся в профессиональном
учебном заведении, осваивающий азы
профессиональных знаний и умений, а
также присваивающий систему профессиональных
ценностей, свойственную для сообщества
профессионалов.
Адаптант
–
человек, который находится в начале
самостоятельной профессиональной
деятельности и должен приспособиться
к трудовому коллективу и организационной
культуре учреждения (социальная
адаптация), к сложностям профессиональных
задач и ситуаций (профессиональная
адаптация), к своей профессиональной
роли, ее включению в систему личностных
смыслов, потребностей и мотивов, что
может потребовать изменений и себя,
своей системы ценностей, образа «Я»
(личностная адаптация).
Интернал
– человек, освоивший профессиональные
задачи среднего уровня сложности. Этот
период может длиться достаточно долго
и не перейти в стадию мастера, так как
не все люди склонны к ежедневному
выполнению сложных задач. Психологи
могут способствовать оптимизации
функционального состояния субъекта
труда, находящегося на данной стадии
развития. В этот период могут проявиться
противоречия, конфликты, кризисы
развития, преодолеть которые способны
помочь психологи.
Мастер
– человек, овладевший вершинами
профессионального мастерства, умеющий
выполнять самые сложные профессиональные
задачи. На этой стадии актуальны проблемы
профессионального развития, обусловленные
кризисами, противоречиями, возможны
проявления профессиональной дезадаптации.
Авторитет
– человек, достигший квалификации
мастера и, кроме того, обладающий
неформальными лидерскими качествами,
умеющий убеждать, оказывать влияние на
коллег по труду.
Наставник
–
человек, владеющий вершинами мастерства,
имеющий потребность передать свой опыт
другим людям, реально осуществляющий
роль учителя, инструктора по отношению
к новым работникам. Если человек всю
жизнь проработал в одной профессии и
эта стадия совпадает с периодом поздней
зрелости (после 50 лет), типичны проблемы,
обусловленные снижением профессиональных
возможностей, психофизиологических
функций, характерные для этого возраста.
Профессиональные деформации и выгорание как побочное явление
Профессиональное развитие личности как процесс не всегда стабильный и может носить и нисходящий характер. Негативно на него могут влиять такие явления, как профессиональная деформация или психическое выгорание.
Только до 12.10
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Профессиональной деформацией называют изменения личности, которые вызваны профессиональной деятельностью человека. Как правило, они имеют стойкий характер и распространяются на все стороны физической и психической организации человека. В основном профессиональная деформация рассматривается в негативном ключе – как явление, которое затрудняет человеку общение с окружающими и даже снижает эффективность его труда.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику, негативные изменения начинают медленно, но верно закрепляться как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Поначалу это только временные негативные психические состояния, затем они начинают вытеснять положительные качества. Негативные качества полностью замещают собой позитивные, личность как бы выстраивается заново, искажается, деформируется.
Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. В итоге у человека могут появиться специфические установки и представления. Кроме того, нередко возникают даже новые черты личности. Допустим, если деформация проявилась в мотивационной сфере, человек становится невероятно увлеченным своей профессией в ущерб другим сферам своей жизни.
Если деформацией затронута познавательная сфера, это нередко результат очень узкой специализации в какой-либо области профессии. В этом случае человек интересуется только теми вопросами, которые могут помочь ему в работе, вывести на новый профессиональный уровень, облегчить выполнение задач. При этом он может совершенно ничего не знать о том, что выходит за рамки его профессиональных компетенций.
Иначе этот тип деформации может проявиться в появлении профессиональных стереотипов и установок, основанных на имеющихся знаниях и умениях. Они становятся неотъемлемой частью человеческой личности, это автоматизм, который работает из подсознания. Такие установки и стереотипы могут негативно влиять на человека из-за его упрощенного подхода к решению проблем. Нередко он думает, что имеющийся уровень знаний достаточен для эффективной деятельности, а в реальности это не так.
Непрерывное профессиональное развитие и самореализация личности могут иметь негативные последствия вроде психического выгорания. Оно затрагивает личность полностью, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Рассмотрим основные характеристики этого феномена.
Результатом психического выгорания становятся эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений. Человек оказывается полностью опустошен, он чувствует усталость от профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в циничном отношение к работе и объектам своего труда.
Часто это можно наблюдать у работников социальной и медицинской сферы, которые теряют гуманность по отношению к клиентам и пациентам. Редукция профессиональных достижений выражается в появлении у человека чувства собственной некомпетентности, непрофессионализма и неуспешности.
Феномен связан именно с профессиональной деятельностью человека и чаще всего проявляется в работе с людьми и оказанием им помощи. Выгорание плохо влияет на работника, мешая ему взаимодействовать с клиентами и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Феномен психического выгорания
К сожалению, данный феномен является необратимым. Единственное, что можно сделать – это затормозить развитие процесса. Благодаря отдыху и временному отходу от дел его прогрессирование прекращается, однако после возобновления трудовой деятельности в прежнем объеме все возвращается на круги своя.
Люди выгорают по причине напряженных отношений с клиентами. Работая в социальной сфере, человек становится приёмником проблем большого количества людей, он впитывает эту негативную энергию, которая постепенно замещает позитивный настрой.
Уровни, этапы, ступени профессионализма
Человек становится профессионалом не
сразу, проходит на этом пути много
больших и малых этапов. Более того, в
профессиональной жизни каждого отдельного
человека возможны повторы и возвращения
(«откаты»), на предыдущие уровни, а также
зигзаги и кризисы. Траектории пути к
профессионализму у разных людей могут
очень отличаться друг от друга.
Тем не менее каждому человеку важно
представлять себе в общем виде тот путь,
те вехи профессионализма, которые так
или иначе проходит всякий в течение
профессиональной жизни. Выделим уровни
профессионализма и изложим их (от низших
к высшим).
1. Допрофессионализм. Здесь человек
осуществляет некоторую работу и виды
труда, не обладая названными выше
качествами профессионала. Иными словами,
человек работает, но как новичок,
дилетант, не овладев еще нормами и
правилами профессии, тем более не
достигая в труде высоких и творческих
результатов. Этот этап проходит обычно
каждый человек в своей трудовой
деятельности, но некоторые (пассивные,
нездоровые) люди могут задержаться
здесь на длительное время,
2. Профессионализм. Этот уровень охватывает
большую часть жизни людей, относящихся
к активной части населения. Здесь человек
последовательно овладевает качествами
профессионала. Так, человек усваивает
нормы и правила профессии и выполняет
сначала работу по образцу, по инструкции
в ходе исполнительного труда, затем
приобретает специальность, квалификацию
и осуществляет квалифицированный труд.
Далее по мере развития мотивационной
сферы, целеполагания человек все более
сознательно выбирает свои цели в труде,
превращая свою работу в свободный
самостоятельный груд. Усвоив нормы
профессии, человек начинает достигать
в ней достаточно высоких результатов,
а также начинает осознавать себя в
профессии, самоутверждаться в профессии,
развивать себя средствами профессии.
На уровне профессионализма человек
превращается из деятеля, специалиста
в субъекта труда, в профессионала.
Понятно, что столь сложные метаморфозы
в человеке труда могут проходить
длительно и постепенно, а также в разных
вариациях у различных людей.
3. Суперпрофессионализм (высший
профессионализм). Этот уровень
характеризует профессиональную
деятельность в ее расцвете («акме»), в
ее высоких достижениях и творческих
успехах, Здесь человек из субъекта труда
и профессионала превращается в творца,
новатора, суперпрофессионала, в
профессионала высокой квалификации.
Главной особенностью этого уровня
является «выход человека за пределы
профессии», то есть творческое ее
обогащение своим личным вкладом. Именно
этот уровень профессионализма отдельного
человека наиболее существенно влияет
на прогресс общества. Люди этого уровня
профессионализма, опережающие свое
время, умеющие видеть дальше других и
преодолевая подчас сопротивление,
готовят общество и профессию к постановке
новых задач. Достичь такого уровня
профессионализма, конечно,– заветная
мечта каждого думающего и активного
человека, желающего оставить добрый
след своих дел в опыте человечества. В
других случаях на этом уровне происходит
овладение другими близкими профессиями,
что делает человека профессионалом –
универсалом.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм).
Этот уровень не совпадает с
допрофессионализмом, когда у человека
отсутствуют необходимые профессиональные
знания и умения. На уровне
псевдопрофессионализма человек
осуществляет внешне достаточно активную
трудовую деятельность, но при этом
наблюдаются какие-либо деформации в
становлении его как профессионала: либо
человек выполняет неэффективную, не
соответствующую нормам деятельность
(допускает «брак»); либо осуществляет
внешне кипучую трудовую деятельность,
маскируя ею отсутствие профессионализма;
либо зацикливает всю свою жизнь на
работе, неправомерно сводя все свое
личностное пространство к профессиональному
и тем искажая свое профессиональное и
личностное развитие; или человек исходит
из неверных ущербных духовно-нравственных
ориентиров, преследуя, например, цели
узко личного индивидуального преуспевания
в ущерб другим людям. Все это так или
иначе характеризует отсутствие
профессионализма.
5. Послепрофессионализм. Через этот
уровень проходят все люди, дожившие до
пенсионного возраста, и каждый переживает
его с разной степенью достоинства. На
этом уровне человек может оказаться
просто «профессионалом в прошлом»
(экспрофессионалом), а может остаться
желанным консультантом, советчиком,
наставником, экспертом, щедро и в то же
время ненавязчиво делящимся своим
профессиональным опытом, опытом
достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь
молодому поколению избежать этих ошибок.
Этот уровень может дать возможность
обрести человеку новые грани
профессионализма, состоящие в помощи
и духовном обогащении других людей.
Таков общий, в целом характерный для
большинства людей путь восхождения от
одного к другим уровням профессионализма.
Переход от одних уровней профессионализма
к другим и движение внутри уровней
протекает у большинства людей как
последовательное овладение этапами.
Ниже мы излагаем условно выделенные
нами этапы и ступени на пути к
профессионализму. Подчеркнем, что эти
этапы и ступени разных уровней могут
наблюдаться у человека одновременно и
параллельно друг с другом, относительно
высокие уровни и ступени могут
сосуществовать с более низкими, что в
целом характеризует индивидуальное
своеобразие и неповторимость
профессионального пути конкретного
человека.
Перейдем к обсуждению более дробных
членений в уровнях профессионализма –
к его стадиям, ступеням. Отметим, что
сами эти наименования – уровни, этапы,
стадии – тоже условны, читатель может
заменить их другими, возможно, более
подходящими словами, мы же стремимся
привлечь внимание к неоднородности
профессионального пути человека.
Рассмотрим этапы внутри главных
интересующих нас уровней – профессионализма
и суперпрофессионализма.
Внутри уровня профессионализма мы
выделяем следующие этапы:
– этап адаптации человека к профессии,
первичное усвоение человеком норм,
менталитетов, необходимых приемов,
техник, технологий профессии; этот этап
может завершиться быстро за первые 1-2
года начала работы или растянуться на
годы, проходить болезненно;
– этап самоактуализации человека в
профессии; осознание человеком своих
возможностей выполнения профессиональных
норм, начало саморазвития себя средствами
профессии, осознание человеком своих
индивидуальных возможностей выполнения
профессиональной деятельности, осознанное
усиление своих позитивных качеств,
сглаживание негативных, укрепление
индивидуального стиля, максимальная
самореализация своих возможностей в
профессиональной деятельности;
– этап свободного владения человеком
профессией, проявляющегося в форме
мастерства, гармонизации человека с
профессией; здесь происходит усвоение
высоких стандартов, воспроизведение
на хорошем уровне кем-то ранее созданных
методических рекомендаций, разработок,
инструкций.
Внутри уровня суперпрофессионализма
выделим следующие этапы:
– этап свободного владения профессией
в форме творчества: обогащение специалистом
опыта своей профессии за счет личного
творческого вклада, внесение авторских
находок, усовершенствований, достижение
вершин («акме») в профессиональной
деятельности, творческое преобразование
профессиональной среды или проектирование
новой професси-ональой среды, иногда
создание человеком новой профессии;
– этап свободного владения несколькими
профессиями и приемами перехода,
переключения от одной к другой;
– этап творческого самопроектирования
себя как личности профессионала, то
есть формирование человеком у себя
ранее отсутствующих психологических
и профессиональных качеств (а не просто
упрочение имеющихся качеств, как на
предыдущих этапах), самостроительство,
самосозидание; достижение вершин
(«акме») в развитии своей личности.
Уровня профессионализма может достигнуть
практически каждый человек. Уровень
суперпрофессионализма в принципе
доступен каждому здоровому человеку.
Надо только понимать, что профессиональное
творчество существенно влияет на образ
и стиль жизни человека. Творчество как
правило становится доминирующим мотивом
в жизнедеятельности человека. Ни в коем
случае профессиональное творчество не
должно означать жертвенности, нанесения
ущерба развитию личности человека, его
полноценной жизни, ограничивать простор
для развития личности человека.
Профессиональное творчество, хотя и
отнимает много сил и времени человека,
вместе с тем одухотворяет человека,
поднимает его над повседневностью, дает
мощные стимулы развитию личности
человека, освещает его внутренним
светом.
Внутри уровней профессионализма,
суперпрофессионализма и намеченных
выше этапов человеку бывает необходимо
преодолеть ряд ступеней – овладеть
спектром новых задач и связанных с ними
приемов, технологий, что в целом образует
профессиональные позиции. Например,
учитель обычно вначале осваивает
профессиональную позицию предметника,
передающего знания учащимся, затем
ставит методические задачи, овладевая
позицией методиста, позднее усваивает
приемы самодиагностики, диагностики
учащихся, укрепляет себя в позициях
самодиагноста, диагноста и т.д.
Целесообразно выделение достаточно
большого числа этих промежуточных
ступеней профессионального роста (что
может лечь в основу многоступенчатой
тарифной сетки). Каждая из них должна
иметь качественное отличие от других
и иметь определенное обозначение, в
котором выражено, в чем именно состоит
«приращение» профессионализма на этой
ступени. Овладение профессионализмом
в этом смысле – это последовательное
восхождение от одной его ступени к
другой. Дробное расчленение пути к
профессионализму на ряд отрезков может
дать ориентиры специалисту в проектировании
своего профессионального роста, эксперту
– более точные основания при оценивании
труда работников.
Подчеркнем еще раз, что названные выше
уровни, этапы, ступени профессионализма
ни в коей мере не являются жесткой
схемой, а лишь широкой и гибкой
ориентировочной основой, откуда
специалист в зависимости от своего
профессионального мировоззрения, а
руководитель с учетом концепции развития
организации могут заимствовать для
использования некоторые психологические
критерии и ориентиры.
Приведем разработанные нами ступени
(профессиональные позиции) внутри
каждого из уровней и этапов.
На уровне профессионализма внутри этапа
адаптации к профессионализму ступенями
могут быть: стажер, убежденный специалист,
гражданин, эрудит, методист, коллега,
специалист в экстремальной ситуации,
специалист, сотрудничающий с
социально-психологическими службами
и др.
На уровне профессионализма внутри этапа
самоактуализации человека в профессии
ступенями могут быть: самодиагност,
осознанная индивидуальность,
самоэкспериментатор, целостная личность
с Я-концепцией, самопрогнозирующий свой
профессиональный путь специалист,
самосохраняющийся специалист,
профессионально обучаемый, имеющий
внутренний локус профессионального
контроля, готовый к дифференцированной
оценке своего труда, самореализующий
свои индивидуальные возможности,
конфликтоустойчивый и др.
На уровне профессионализма внутри этапа
гармонизации человека с профессией и
мастерства ступенями профессионализма
могут выступить: мастер в профессиональной
деятельности, мастер в профессиональном
общении, диагност, гуманист с ориентацией
на развитие личности другого человека
в труде, учитывающий индивидуальность
другого человека, воспитатель, консультант
и наставник, координатор, управленец,
эксперт и др. Образно выражены этапы и
грани профессийнализма учителя (цит.
по 4. в 1.5., с. 29): «Посредственный учитель
излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий
учитель вдохновляет».
На уровне суперпрофессионализма внутри
этапа творческого вклада человека в
профессию ступенями профессионализма
могут быть: участник и инициатор
инноваций, творец и новатор, исследователь,
экспериментатор, а также специалист,
оздорав-ливающий профессиональную
среду или преобразующий ее, источник
духовных ценностей, достигающий вершин
(«акме») в своей профессиональной
деятельности и др.
На уровне суперпрофессионализма в
рамках этапа свободного владения
несколькими смежными профессиями и
переключения от одной к другой ступенями
являются: смежник, универсал.
На уровне суперпрофессионализма в
рамках этапа творческого саморазвития
ступенями являются: самосозидатель,
достигающий вершин («акме») в развитии
своей личности и др.
Уровни, этапы и ступени профессионализма
представлены в табл. 5. По мере роста
профессионализма специалист, поднимаясь
от ступени к ступени, «обрастает»
описанными профессиональными позициями,
все более приближаясь к профессионализму.
В разных профессиях ступени профессионализма,
профессиональные позиции могут
отличаться. Так, в научном коллективе
были выделены
следующие возможные
профессиональные роли: фанатик, пионер,
диагностик, эрудит, техник, эстет,
методолог, мыслитель, исполнитель,
проходимец, генератор идей, эксперт,
организатор, критик, коммуникатор,
мастер, программист, переводчик,
мотиватор, афорист, классик, романтик,
учитель, координатор демагог, скрупулезный,
администратор, одиночка, популяризатор,
идеолог.
Восхождение человека к профессионализму
не есть линейный планомерный процесс,
этот процесс может забегать вперед,
оставляя необеспеченные участки, «белые
пятна» в профессиональном портрете
работника. Неравномерность разных
этапов и ступеней внутри них возможна
и у разных специалистов, и у одного
человека на разных ступенях его
профессионального роста. Известно,
например, что молодой учитель на этале
адаптации профессии в чем-то может
оказаться в роли творца (предложив школе
что-то новое), еще не став мастером, и в
этом будет состоять его индивидуальная
траектория профессионального роста.
Или учитель, достигший мастерства, может
не быть осознанной индивидуальностью,
то есть хорошо обучая детей, он не
задумывается о своем индивидуальном
стиле. Этапы и ступени внутри них жестко
не связаны друг с другом.
Этапы, ступени профессионализма
специалиста могут быть соотнесены также
с зонами его развития. Каждый этап и
ступень профессионализма обычно сначала
находятся у специалиста в зоне его
ближайшего развития, а затем переходят
в зону актуального развития. Например,
учитель может находиться на этапе
адаптации или самоактуализации, но при
благоприятных условиях у него проявляются
новые потенциальные возможности,
признаки позиции мастера, диагноста,
экспериментатора, которые позднее
войдут в наличный фонд его развития.
Помочь специалисту увидеть зону
ближайшего профессионального развития,
перспективу его профессионального
роста – важная задача гуманистически
ориентированного профессионального
оценивания, аттестации.
Каждый уровень, этап, ступень
профессионализма предъявляет неодинаковые
требования к психологическим качествам
человека – к мотивации, к мышлению, к
личности, к моторике и др. Например, на
ступени «убежденный специалист»
необходимо наличие устойчивой
профессиональной направленности,
мотивации; на ступени «эрудит» – важны
осведомленность, широкий запас
профессиональных знаний, владение
теорией; на ступени «самодиагност» –
наличие самосознания, саморефлексии,
оптимизма, позитивной Я-концепции;
ступень «мастера» требует от специалиста
профессионального целепо-лагания и
мышления, интуиции и импровизации,
владения рациональными приемами и
технологиями; на ступени «диагноста,
эксперта» важно владение приемами и
эталонами профессионального оценивания
коллег, наличие психологического такта
и этики, эмпатии; ступень «творца»
(новатора, изобретателя) возможна при
наличии гибкого профессионального
мышления, мотивационной готовности к
инновациям; ступень «исследователя,
экспериментатора» требует владения
методами проведения научного исследования,
развитого профессионального системного
мышления, зрелого профессионального
мировоззрения.
Переход на новый уровень, этап, ступень
профессионализма может оцениваться
как самим человеком (при самооценивании,
самоаттестации), так и комиссией
независимых экспертов. Желательно,
чтобы владение каждой новой ступенью
профессионализма человеком сопровождалось
бы моральными и материальными поощрениями,
которые заранее известны специалисту
и мотивируют его к активной работе для
перехода на более высокий уровень,
ступень профессионализма.
Психологические уровни, этапы и ступени
на пути к профессионализму
Ценность профессионального развития личности
Стремление к профессиональному развитию – отличное качество для любого человека, который хочет быть востребованным специалистом и хорошо выполнять свои обязанности. Каких бы высот мы ни достигали, всегда есть области, в которых можно совершенствоваться, увеличивая свой багаж знаний.
Профессиональное развитие личности – это далеко не всегда про карьеристов, которые мечтают о высоких должностях и огромной зарплате. Развиваться в своем деле можно не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, становясь незаменимым специалистом в своей области знаний.
Ценность профессионального развития личности
То есть получать новые навыки может не только начальник отдела на производстве или бизнесмен, но и сантехник, психолог, столяр и т.д. Новое образование, курсы по повышению квалификации, да и просто чтение профессиональной литературы расширяют горизонты, позволяют иначе взглянуть на свое дело, увидеть новые возможности там, где ранее они отсутствовали.
Профессиональное развитие и саморазвитие личности идут рука об руку. Любой прогресс затрагивает разные сферы жизни человека. Повышая свою квалификацию, он становится увереннее в себе, более оптимистично смотрит в будущее.
И, конечно, идет в ногу со временем. Любые знания устаревают. Невозможно всю жизнь пользоваться информацией, полученной в институте или каком-то ином учебном заведении, ведь мир не стоит на месте. Знания нужно постоянно наслаивать друг на друга: внизу база, профессиональный фундамент, а сверху слои из опыта и новых умений и навыков.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 23157
Занимаясь самосовершенствованием, мы приобретаем новый опыт, который помогает нам справляться со всем, что происходит в жизни. Этот опыт может быть разным, не только позитивным. Однако он в любом случае закаляет нас и дает возможность в будущем грамотно решать вопросы, на которые раньше не было ответов.
Профессиональное развитие личности – это длительный и достаточно динамичный процесс, который включает несколько стадий. Перечислим их.
Эта стадия начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом. Человек учиться познавать этот мир, взаимодействовать с ним, выделять интересные для себя направления деятельности, более плотно погружаться в них удобными для себя способами. Ребенок выбирает разные профессии и примеряет их на себя: сегодня он врач, через месяц полицейский, через год он хочет стать пожарным, а еще через несколько лет – программистом и т.д.
Примерно к 11-12 годам у человека начинают формироваться более стабильные интересы, они уже более осознаны. Конечно, говорить о выборе профессии в этом возрасте еще очень рано, однако ребенок уже может провести параллели между своими увлечениями и теми сферами деятельности, в которых их можно применить. Постепенно раскрываются индивидуальные способности и личностные особенности юного человека, приходит понимание того, что они хороши для той или иной профессии.
На этом этапе ребенок более плотно занят определением профессии, в которой он хотел бы реализовываться в будущем. Он выясняет, какие знания, умения и качества ему потребуются для этого. Это происходит примерно в 14-17 лет – период обучения в последних классах школы и выбора учебного заведения, где будет приобретаться профессиональное образование. После этого человек поступает в ВУЗ или колледж, а по его окончании приступает к трудовой деятельности.
7 стадий профессионального развития личности
В возрасте 25-30 лет происходит погружение в профессию, осознание себя в ней. Человек определяется, правильный ли выбор он сделал. Кто-то получает подтверждение того, что текущая работа помогает раскрыть собственный потенциал и реализоваться как профессионал. Другой чувствует, что выбранная деятельность совсем не приносит ему приятных эмоций. Во втором случае человек либо продолжает оставаться в нелюбимой профессиональной сфере, либо уходит из нее в поисках чего-то нового.
На этом этапе человек закрепляется в определенной профессиональной роли и статусе. Он чувствует себя на своем месте, имеет желание работать и замотивирован на успех. Обычно это происходит в возрасте от 30 до 50 лет.
Эта стадия характеризуется стремлением человека к повышению своего профессионализма. Нередко это сопряжено с карьерным ростом, серьезными достижениями на работе. Человек занимается повышением квалификации, приобретает новые знания и умения, хочет стать лучшим в своем деле.
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 08 октября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Есть и другая сторона медали – псевдопрофессионализм. И это настоящая проблема. Профессиональное развитие личности предполагает высокую эффективность труда, именно для этого человек и получает новые знания. Однако деятельность некоторых работников оказывается неэффективной, несмотря на все трудозатраты. Это может быть обусловлено разными причинами: низкой квалификацией, отсутствием нужных знаний, применением устаревших методов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и т.д.
Это этап, когда человек завершает свою профессиональную деятельность и уходит на пенсию. При этом он может оставаться ценным наставником и экспертом в своей области, к которому обращаются за советом молодые специалисты.
Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности
Компетентность и профессиональное развитие личности являются результатом человеческих стремлений и усилий. Однако важно знать, как правильно действовать, чтобы получить хороший результат и не пасть жертвой выгорания или профессиональной деформации. Нужно здраво оценивать собственные психологические особенности, выбирая профессию. Работа, какой бы интересной она ни была, не должна в корне менять человеческую личность (тем более в негативном ключе).
Профессиональное развитие личности в организации должно быть плавным и органичным. Вот несколько советов работникам.
Существуют разные факторы, влияющие на профессиональное развитие личности. Однако одним из основных можно назвать неподдельный интерес к своей работе. Без него можно бесконечно учиться, но не иметь при этом больших достижений. Кроме того, для многих толчком к собственному развитию становится соперничество. Это тот моторчик, который двигает их к покорению новых карьерных высот.