С момента начала самостоятельной работы человек приобретает профессиональный опыт. Он является частью жизненного опыта и складывается из приобретенных навыков при решении профессиональных проблем.
5 основных этапов профессионального развития личности
В соответствии с периодизацией Сьюпера трудовой путь человека можно условно разделить на несколько этапов. Пик профессионального подъема приходится примерно на сорок лет, до этого человек проходит еще пять этапов на пути становления.
Используя данные этого исследования можно оценить, на каком этапе профессионального развития сейчас находится личность.
Наиболее известной
в России является периодизация
развития человека как субъекта труда,
предложенная Е. А. Климовым.
Стадия предыгры
(от рождения до 3 лет), когда происходит
освоение функций восприятия, движения,
речи, простейших правил поведения и
моральных оценок, которые становятся
основой дальнейшего развития и приобщения
человека к труду.
Стадия
овладения учебной деятельностью
(от 6 — 8 до 11 — 12 лет), когда интенсивно
развиваются функции самоконтроля,
самоанализа, способности планировать
свою деятельность и т. п.
Стадия «оптации»
(от лат. optatio
— желание, выбор) (от 11 — 12 до 14 — 18 лет).
Это стадия подготовки к жизни, к труду,
сознательного и ответственного
планирования и выбора профессионального
пути.
Стадия адепта
— это профессиональная подготовка,
которую проходит большинство выпускников
школ.
Стадия адаптанта
— это вхождение в профессию после
завершения профессионального обучения,
продолжающаяся от нескольких месяцев
до 2 — 3 лет.
Стадия интернала
— это вхождение в профессию в качестве
полноценного коллеги, способного
стабильно работать на нормальном уровне.
Стадия мастера,
когда о работнике можно сказать, что он
лучший среди обычных и хороших, т. е.
работник заметно выделяется на общем
фоне.
Стадия авторитета
означает, что работник стал лучшим среди
мастеров Естественно не каждый работник
может достичь этого уровня.
Стадия наставника
— высший уровень работы любого
специалиста.
Размышляя об этапах
освоения профессии, А.
E.
Маркова выделяет следующие уровни
профессионализма:
допрофессионализм
(человек уже
работает, но не обладает полным набором
качеств настоящего профессионала);
профессионализм
(человек —
профессионал, т. е. стабильно работает
и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм
(творчество, личностное развитие, то,
что называется «акме» — вершина
профессиональных достижений);
непрофессионализм,
псевдопрофессионализм
(внешне достаточно активная деятельность,
но при этом человек либо производит
много «брака» в работе, либо сам
деградирует как личность);
послепрофессионализм
(человек может оказаться «профессионалом
в прошлом», «экс-профессионалом», а
может оказаться советчиком, учителем,
наставником для других специалистов).
На Западе достаточно
хорошо известна периодизация американского
психолога Дональда Сьюпера.
Этап роста,
когда
происходит развитие основных интересов
и способностей (от рождения до 14 лет).
При этом представления о будущей
профессии выстраиваются на основании
сначала фантазии (4 — 10 лет), затем —
осознания собственных интересов (11—12
лет), а позже — и на основании о сознания
своих способностей (13 — 14 лет).
Этан исследования
своих сил и устремлений,
этап «разведки». Здесь происходит
апробация своих сил в различных видах
трудовой и учебной
деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно
даже временное (но не основное) занятие
определенной профессией (15 — 17 лет). В
переходный период (18 — 21 год) молодой
человек продолжает активный поиск
профессионального учебного заведения.
Завершается этот этап апробированием
избранной профессии в процессе реальной
трудовой деятельности, часто совмещаемым
с учебой (примерно 22 — 24 года).
Пробный этап.
Здесь человек «пробует» себя в качестве
полноценного специалиста, способного
«конкурировать» с более опытными
работниками (25 — 30 лет).
Этап стабилизации,
утверждения себя в качестве надежного
и преуспевающего специалиста. Этот этап
часто предполагает дальнейшее
профессиональное образование и упрочение
своих позиций в обществе и в своей фирме
(от 30 до 44 лет).
Этап поддерживания,
сохранения достигнутых позиций (от 45
до 64 лет).
Этап спада,
ухода, уменьшения профессиональной и
социальной активности (от 65 лет и более).
С
момента начала самостоятельной работы
субъект труда приобретает профессиональный
опыт, который складывается из приобретенных
ЗУН по решению профессиональных проблем,
включая ЗУН впервые приобретенные
именно в собственной практической
профессиональной деятельности. При
исследовании профессионального развития
Ч, занятого одним видом труда принято
выделять профессионализации, каждая
из которых является логическим основанием
последующих, а вместе эти стадии образуют
цикл профессионализации.
Стадии Л
в цикле овладения одной профессии.
Длительность
прохождения каждой стадии может
варьироваться от сложности профессии,
а также от мотивации, способностей и
случайных жизненных обстоятельств.
Если Ч добровольно или вынужденно меняет
профессию. Даже оставаясь в рамках одной
профессии, субъект труда вынужден
систематически оказываться в роли
адепта, обновляет свой профессиональный
опыт. Это требование продиктовано
непрерывными процессами внедрения
новых технологий, форм организации
труда, орудий труда, правовых основ
труда и тп. Каждая стадия характеризуется
особой ролью, социальным статусом
объекта труда, типтчными проблемами.
1 стадия-
оптант. Ч, выбирающий профессию,
потенциальный субъект труда. Типичные
проблемы оптанта: выбор профессии,
профессионального учебного заведения,
образа жизни, связанного с будущей
профессией. Психологические проблемы
этой стадии рассматриваются в рамках
психологи профориентации и карьерного
консультирования.
2 стадия-
адепта (постигший, посвященный в
тайные учения). Ч, обучающийся в
профессиональном учебном заведении,
осваивающий азы профессиональных знаний
и умений, а также присваивающий систему
профессиональных ценностей, свойственную
для сообщества профессионалов. Типичные
проблемы:
– проблема
оптимального усвоения программы
обучения,
– выбор
специализации в рамках вузовской
специальности,
– проба
сил и накопление первоначального
профессионального опыта,
– ориентации
о возможностях трудоустройства после
окончания учебного заведения.
3
стадия-адаптант (приспособлять) Ч,
кот находится в начале самостоятельной
профессиональной деятельности и должен
приспособиться к трудовому коллективу,
организационной культуре учреждения
(соц. адаптаций), к сложностям
профессиональных задач и ситуаций
(профес. адаптация), к своей профессиональной
роли, к ее включению в систему личностный
смыслов, потребностей и мотивов
(личностная адаптация). Психологи службы
работы с персоналом на предприятиях
могут диагностировать специфические
трудности адаптации новых работников,
намечать индивидуализированные программы
оптимизации процессов социальной,
профессиональной и личностной адаптации,
чтобы при возможности сократить этот
период и способствовать более быстрому
и субъективно более легкому становлению
человека интерналом.
4 стадия
– интернал (средний) Ч, кот освоил
профессиональные задачи среднего уровня
сложности. Этот период может длиться
достаточно долго и не перейти в стадию
мастера, т.к. не все люди склонны к
ежедневному выполнению сложных задач.
Психологи могут способствовать
оптимизации функциональных состояний
субъекта труда, находящегося на данной
стадии развития. В этот период могут
проявляться противоречия, конфликты,
кризисы развития, преодолеть кот способны
помочь психологи.
5 стадия
– мастер Ч овладевший вершинами
профессионального мастерства, умеющий
выполнять самые сложные профессиональные
задачи. Проблемы актуальные, обусловленные
кризисами, противоречиями, возможны
проявления профессиональной дизадаптации.
6 стадия-
авторитет Ч достигший квалификации
мастера и кроме того обладающий
неформальными лидерскими качествами,
умеющий убеждать, оказывать влияние на
коллег по труду. Актуальны те же проблемы,
что и на стадии мастерства.
7
стадия – наставник Ч владеющий
вершинами мастерства, имеющий потребность
передать свой опыт другим людям, реально
осуществляющий роль учителя, инструктора
по отношению к новым работникам. Если
человек все жизнь проработал в одной
профессии и эта стадия совпадает с
периодом поздней зрелости (50 и старше),
то типичны следующие проблемы: снижение
профессиональных возможностей,
психофизиологических функций в силу
возраста
Как же выглядит этот процесс, когда человек, делающий первые шаги в профессии становимся тем, кого можно назвать профессионалом, мастером своего дела?
Рассмотрим этот путь
Приближаясь к подростковому возрасту начинается стадия «выбора» (или «оптации»). Она возникает примерно в возрасте от 11–12 до 14–18 лет. Мы начинаем проявлять интерес к собственной личности, а также к межличностным отношениям, задумывается о смысле профессиональной деятельности, начинаем серьезно «примерять» на себя некоторые профессии. Так начинается первое планирование нашего профессионального пути. Однако наши представления о профессии идеализируются, не включают реальные знания о внутреннем наполнении труда. А наши профессиональные планы требуют углубления и конкретизации.
Успешно пройдя период подготовки, человек погружается в профессиональную деятельность – это этап «адаптанта». Данный период продолжается от нескольких месяцев до 2-3-х лет. Специалист, сменивший профессию, так же, как и юный студент, проходит через этот период. Наконец, можно применить полученные знания на практике. Однако иногда потребуется обрести и новое знание, чтобы решать те или иные практические задачи. На данном этапе формируется профессиональное поведение, образ жизни и внешний облик профессионала. В профессию закладывается определенный смысл, а к себе предъявляются первые критерии оценки собственного профессионализма.
Следующий этап – стадия «интернала», когда профессионал способен стабильно и качественно работать. В этот момент человек становится представителем профессионального сообщества, «своим» среди коллег. Путем проб и ошибок, получив достаточный опыт он может самостоятельно справляться с множеством задач, происходит овладение тонкостями профессии, а сама деятельность наполняется личностными проявлениями и любовью к делу. Возникают профессиональные привычки, понимание собственной профессиональной принадлежности, осмысление своих сильных и слабых сторон.
Чем дальше движется человек, тем сильнее он овладевает свои ремеслом, а последующим этапом становится «мастерство». Мастер своего дела выделяется на общем фоне. Он способен решать самые разные задачи, его опыта достаточно чтобы справляться с самыми сложными ситуациями. Он обладает тонкими умениями и неповторимым индивидуальным стилем деятельности. Может обладать определенным званием, категорией, степенью. В работе ему присущи высокий уровень рефлексии, знание многообразия собственной личности, уникально развитые качества и навыки. Его мастерство характеризуется творческим подходом и неординарным решением по отношению к любой задаче.
Определенный уровень мастерства может перейти в стадию «авторитета» – следующий профессиональный этап. Когда мастер становится одним из лучших, обретает известность в профессиональном кругу, может выходить за пределы города или страны. К его мнению прислушиваются опытные коллеги. На данном этапе человек может терять некоторую часть физической активности и энергии, так как обладает достаточно зрелым возрастом, однако продолжает работать активно и эффективно, достигает определенной профессиональной «кульминации», способен интегрировать свой опыт, извлечь из него максимум пользы.
Высшей точкой профессионального пути становится этап «наставника». К опыту профессионала обращаются снова и снова, на него желают ровняться, в то время он способен передавать накопленное последующим поколениям, обучать и воплощать свои знания и умения в других. Этот уровень мастерства подобен «учителю», носителю профессиональной культуры. Не каждый профессионал достигает такого высочайшего уровня.
Чтобы прийти к наивысшей точке профессионализма, достигнуть профессиональной «кульминации» важно в самом начале нашего пути, при выборе профессии, и в продолжении его — постоянно заглядывать внутрь себя, спрашивая: «Загорается ли мой взгляд от этого дела?», «Отражает ли этот труд мою личность сполна?», и наконец, «Могу ли я с гордостью сказать, что это дело поистине моё?»
Чтобы обрести призвание важно максимально соединять наши истинные качества, нашу способность к данному делу с этой самой деятельностью, к которой лежит интерес, «горит глаз». А ведь зачастую уже в детстве можно проследить данное притяжение, его лишь нужно заново обрести, открыть в себе, если оно запылилось.
Стадия «оптации» (от11-12 до 14-18 лет) – стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения
Стадия адепта – стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.
Стадия адаптанта – первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество,
Стадия интернала – работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становиться равным среди равных.
Стадия мастера – работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становиться лучшим среди равных.
Стадия авторитета – работник становиться лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники
Стадия наставника – высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становиться не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.
1. Понятие профессионального становления. Выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается опыт, формируется направленность и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной личности, а также случайными обстоятельствами. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью. А в целом, профессиональное становление – развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления возникают двоякого рода противоречия: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутриличностные. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. Образование, общие знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от:- биологической организации человека; – социальной ситуации; – характера профессиональной деятельности; – активности личности; – потребности в саморазвитии и самоактуализации; – требований к личности со стороны профессии; – профессиональной группы.
I. Адаптивная модель – в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Модель профессионального развития – способность личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.
Человек, не стремящийся к развитию в профессиональной сфере, для которого работа – средство к существованию, вряд ли выберет вид деятельности, требующий постоянного совершенствования.
Э. Ф. Зеер выделяет несколько вариантов сценария профессионального становления личности.
. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.
. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, ак правило, также в рамках одной профессии.
. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.
Определение соответствия обучающихся некоторым эталонным качествам (Процедура аттестации учащихся)
Критерии аттестования в соответствии с разработанным ранжированным перечнем профессионально-важных качеств (ПВК); Разработка сроков и периодизации проведения аттестаций с учетом возрастных особенностей учащихся; Анализ текущей деятельности мастера производственного обучения на основе выделения показателей эффективности текущей деятельности мастера: успеваемость учащихся по производственному и теоретическому обучению; сохранение контингента (или низкие показатели отчисляемости); посещаемость и дисциплина в группе; Результаты производственной практики результаты экзаменов.
Основные этапы развития субъекта труда
я
живу и работаю, зачем
я вообще являюсь таким-то и таким-то
профессионалом?
Стадия
предыгры (от
рождения до 3 лет), когда происходит
освоение
функций восприятия, движения, речи,
простейших правил
поведения и моральных оценок, которые
становятся основой дальнейшего
развития и приобщения человека к труду.
Стадия
овладения учебной деятельностью (от
6—8 до 11—12 лет), когда
интенсивно развиваются функции
самоконтроля, самоанализа,
способности планировать свою деятельность
и т. п. Особенно
важно, когда ребенок самостоятельно
планирует свое время при
выполнении домашнего задания, преодолевая
желание погулять
и расслабиться после школы.
Стадия
«оптации» (от
лат. орШю — желание, выбор) (от 11—12 до
14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни,
к труду, сознательного
и ответственного планирования и выбора
профессионального пути; соответственно
человек, находящийся в ситуации
профессионального
самоопределения, называется оптантом.
Парадоксальность этой
стадии заключается в том, что в ситуации
«оптанта» вполне может
оказаться и взрослый человек, например
безработный; как отмечает
сам Е. А. Климов, «оптация — это не
столько указание на возраст»,
сколько на ситуацию выбора профессии.
Стадия
адепта — это
профессиональная подготовка, которую
проходит
большинство выпускников школ.
Стадия
адаптанта — это
вхождение в профессию после завершения
профессионального обучения, продолжающаяся
от нескольких месяцев до 2—3 лет.
Стадия
интернала — это
вхождение в профессию в качестве
полноценного
коллеги, способного стабильно работать
на нормальном
уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов
говорит, что Работника коллеги
воспринимают как «своего среди своих»,
т. е. Работник уже вошел в профессиональное
сообщество в качестве полноценного
члена (от англ. 1п1егпа1 — внутренний).
Стадия
мастера, когда
о работнике можно сказать, что он
луч-среди
обычных и хороших, т. е. работник заметно
выделяется
Стадия
авторитета означает,
что работник стал лучшим н
ди
мастеров. Естественно, не каждый работник
может достичь это уровня.
Стадия
наставника —
высший уровень работы любого специа
листа.
Эта стадия интересна тем, что работник
становится не про сто
великолепным специалистом в своей
области, но и Учит лем,
способным передать лучший свой опыт
ученикам и вогаи тить
в них часть своей души (лучшую часть
души). Таким образо. высший
уровень развития любого специалиста —
это педагоги ческий
уровень. Заметим, что именно педагогика
и образован» являются
стержнем человеческой культуры, поскольку
обеспечи вают
преемственность и сохранение лучшего
опыта человечества Профессионал,
ставший Наставником-Учителем, по-своему
тож является
носителем культуры в лучшем смысле
этого слова.
Но
многие ли профессионалы стремятся
именно к такому уров ню
профессионального развития?
допрофессионализм
(человек
уже работает, но не обладает пол ным
набором качеств настоящего профессионала);
профессионализм
(человек
— профессионал, т. е. стабильно ра^ ботает
и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм
(творчество,
личностное развитие, то, чтс называется
«акме» — вершина профессиональных
достижений);
А.
К. Маркова выделяет также более конкретные
этапы освов’ ния
профессии:
1) адаптация человека
к профессии;
неудачи),
а не все хорошие работники готовы к
этому и в итоге не всегда
выходят на уровень настоящего творчества,
хотя иногда и сильно
переживают это (как, например, переживают
артисты, когда
им не удается найти наилучшее воплощение
какого-то образа на сцене); в немалой
степени это связано с проблемой
формирования
индивидуального стиля деятельности, о
которой еще Пойдет
речь;
А.
К. Маркова считает, что этапы четвертый,
пятый и шестой — это
этапы суперпрофессионализма.
Внутри
каждого этапа А. К. Маркова выделяет еще
более конкретные
подэтапы. Например, на уровне адаптации
к профессии выделяются
ступени (скорее желательные характеристики
«адап-танта»):
стажер, убежденный специалист, гражданин,
эрудит, методист,
коллега, специалист в экстремальной
ситуаци; специалист, сотрудничающий
с социально-психологическими службами,
и др. На уровне этапа самоактуализации
выделяются ступени (скорее
характеристики): самодиагност; осознанная
индивидуальность;
самоэкспериментатор; целостная личность
с Я-концепци-ей:
самопрогнозирующийся специалист;
профессионально обучаемый;
имеющий внутренний локус профессионального
контроля;
готовый к дифференцированной оценке
своего труда; самореализующий
свои индивидуальные возможности;
конфликтоустой-чивый
и т. п.
На
Западе достаточно хорошо известна
периодизация американского
психолога Дональда Сьюпера. Она создана
на основе переосмысления
исследований, проведенных еще в 1951 г.
Э. Гинзбургом,
а также исследований Д. Миллера и В.
Форма. Периодиза-Ч«я
Д.
Сьюпера включает следующие этапы.
Этап
исследования своих сил и устремлений,
этап
«разведки». Здесь Р°исходит
апробация своих сил в различных видах
трудовой и
Этап
поддерживания, сохранения
достигнутых позиций (в ходе карьерных
усилий). Человек на данном этапе стремится
создать устойчивое профессиональное
и социальное положение. Именно здесь
решается вопрос, удастся ли построить
желаемый образ жизш и
добиться успеха, т. е. состоится ли
карьера вообще (от 45 дс 64
лет).
ства
и период подростничества. Общество не
торопит подростков поскорее
начинать зарабатывать деньги. Общество
дает подросткам
время для выбора профессии, для получения
более серьезного образования и для
того, чтобы вообще разобраться со
смыслами своей будущей профессиональной
деятельности.
Если
сравнивать периодизации, предлагаемые
различными авторами, анализирующими
взрослые периоды жизни человека, то
нередко
в качестве главного критерия перехода
от одной стадии к другой
выступает готовность человека
пересматривать смыслы своей жизни
и профессиональной деятельности, а
также готовность перестраивать
свою систему ценностей. Заметим, что
для многих людей
взрослые периоды жизни — это периоды
максимальной самореализации
именно в профессиональной и трудовой
деятельности.
Ниже представлены некоторые из таких
периодизаций.
Голландский
психолог Б.
Ливехуд выделяет три аспекта развития:
1)
биологическое
развитие, включающее
следующие подпе-риоды:
период роста (происходит более созидание,
нежели разрушение);
устанавливается равновесие между
созиданием и разрушением; период
инволюции (все нарастающее разрушение
организма);
2) психическое
развитие. Еще
в детстве начинается поиск «образа
мира», часто это «фантазийный мир»: «Эта
детская фантазия
является основой, на которой в будущей
социальной и профессиональной
жизни разовьются творческие способности»;
3) духовная
биография, которая
начинается еще в детстве с осознания
своего
«образа Я».
Им
выделяются основные
фазы жизни после детства.
Период
после 56 лет (с
56 до 63 лет). Для многих людей будущего
больше нет — все в прошлом. У многих
есть ощущение того, что
самое главное в жизни еще не сделал.
Далее Б. Ливехуд приводит
примеры людей, которые уже в старости
осознали, что «жизнь
только начинается». По преданию, известный
японский художник Хокусаи сказал, что
все, созданное им до 73 лет, ничего
не стоит и что его художественная карьера
началась только после
этого. Тициан написал свои самые
захватывающие картины
в возрасте почти 100 лет. Верди, Сибелиус
и другие работали
до 80 лет.
1) базальное
«доверие — или недоверие», в результате
может
сформироваться
либо надежда, чувство «защищенности»,
либо —
безнадежность
(многое определяется зависимостью от
взрослого;
главное
— сформировать доверие, чувство
«хорошести» жизни)
(до 1 года);
А-
Адлер считал, что еще в детстве у ребенка
формируется «план •Жизни»
(как основное направление своей будущей
жизни). Поначалу
Это
очень простой план (скорее образ жизни).
Позже формируется <<взгляд
на жизнь» (как черновой вариант, который
«постепенно
При
рассмотрении линий развития человека
нередко
обнару живаются
перекосы различных линий (составляющих)
этого разе» тия.
Известно,
например, что очень быстро человек
созревает ка организм
(физическая составляющая), довольно
быстро он овла девает
интеллектуальной составляющей, но
гораздо сложнее об стоит
дело с нравственной, гражданской
составляющей (особе* но
в современной России). Но безнравственный
профессионал (д еще
образованный, обученный, владеющей
современными сред ствами)
особенно опасен. У профессионалов такие
перекосы час то образуют профессиональные
кризисы и профессиональные де струкции.
В соответствующих разделах данной главы
эти проблел будут
рассмотрены подробнее.
Соседние файлы в папке Modul_II_PsTr
Необходимость профессионального развития личности
Тема профессионального развития личности будет полезна людям, которые желают достичь успеха в своей деятельности, даже если их не привлекают высокие должности, но они всерьез заинтересованы в повышении своего профессионализма.
Человек обладает естественным желанием развиваться в той деятельности, которой занимается, и неважно, работает он учителем или водопроводчиком. Если прогресса не наблюдается, профессионализм не растет, то возникает вопрос, а что он вообще делает в рабочее время.
Профессиональное развитие происходит одновременно со становлением личности в целом, улучшением ее качеств, способов выражения, выработки своей точки зрения. Целенаправленное продвижение по повышению профессионализма безусловно поможет поднять статус и достичь материального благосостояния. Отработав максимально базовые рабочие навыки, необходимо учиться дальше, чтобы не отставать от времени, быть в курсе новых технологий.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
Совершенствование профессиональных навыков постепенно меняет самого человека в плане его поведения или оценки событий и действий других людей. Одни становятся более заносчивыми, скупыми и высокомерными, отделяются от окружающих, ведут себя цинично и жестко, а другие, напротив, проявляют открытость, щедрость, заботу и внимание по отношению к близким.
Очевидно, что большую часть времени мы трудимся, следовательно, выбор работы повлияет на всю дальнейшую жизнь. И какой мы хотим ее видеть, зависит только от нас.
3 универсальных метода профессионального развития личности
Самообразование – важный фактор успешного освоения профессиональных знаний. Человеку, который мечтает стать специалистом своего дела, необходимо заниматься самостоятельно, чтобы более глубоко и досконально изучить предмет. В этом помогут сила воли и дисциплина.
Всестороннее развитие личности способствует профессиональному и карьерному росту. Чтобы достичь успеха, человек должен вырабатывать уверенность в себе, настойчивость, самодисциплину и ответственность. Внутренние изменения приведут к положительным преобразованиям вовне.
Молодому специалисту придется много трудиться, прикладывать усилия, развивать скрытые способности, осваивать новые техники, включая методы управления, чтобы его заметили и предложили занять более высокую должность.
Стадии профессионализации личности в цикле овладения одной профессии
Переход с одной стадии на другую сопровождается ростом профессионального опыта. Длительность прохождения каждой стадии может варьироваться в зависимости от сложности профессии, от мотивации, способности, и даже случайных жизненных обстоятельств.
Даже оставаясь в рамках одной профессии, субъект труда вынужден систематически оказываться в роли оптанта или адепта. Обновлять свой профессиональный опыт, каким бы он ни был.
Иные подходы к профессиональному развитию личности
Рассмотрим подробнее еще одну шкалу развития профессионализма, отражающую то, как меняются убеждения, приобретаются трудовые навыки, растет мастерство в течение жизни человека.
Как увеличить доход минимум в 3 раза без достигаторства и впахивания 24/7
Самые действенные практики от Марии Самариной, благодаря которым более 100 000+ человек уже выросли в доходах и исполнили материальные желания
Скачивайте инструкции и видео пока доступ к материалам открыт. Он может заблокироваться в любую минуту!
7 причин почему не удается пробить финансовый потолок
Расскажем какие привычки уничтожают ваши ресурсы
Видео-практика по привлечению денег в свою жизнь
Эффективная медитация по увеличению финансового дохода
Тренажер по поиску истинного предназначения, дающего поток денег
Раскрытие максимального денежного потенциала
Активирующая практика для расширения способностей
Которая поможет стремительно достигать поставленных целей
Уже скачали 100
Этапы профессионального пути по Е. Климову
Целостный образ личности формируется в процессе создания особых системных взаимоотношений. Е.А. Климов выделяет несколько основных стадий профессионального становления, отражающих единство жизненного пути и системные отношения, характеризующие индивидуальную личность.
Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 05 марта 10:00
Введи e-mail, на который придет приглашение:
Кризисные моменты, выделяемые при возрастной периодизации жизни человека, отчасти накладываются на кризисы профессионального становления. Нельзя не заметить такое совпадение, анализируя нормативные кризисы взрослых людей. Например, время первого кризиса взрослой жизни приходится на годы раннего взросления и сопряжено с решением задач проявления самостоятельности и отделения от родительской семьи.
Одновременно с этим процессом начинается самостоятельная профессиональная деятельность, то есть это кризисный момент зарождения будущего специалиста.
Период подразумевает проблемы адаптации к жесткому рабочему графику, стресс из-за неуверенности в себе, необходимости освоения практических навыков, знакомых в теории, привыкания к коллективу, соблюдению субординации и прочего.
По окончании периода адаптации молодой специалист, достаточно освоившийся на рабочем месте, может рассчитывать на прибавку к жалованию, повышение в должности или получение новых интересных предложений.
Если перспективы не просматриваются и после 4-х или 5-ти лет, проведенных на работе, возникает ощущение неудовлетворенности собой, профессией, коллективом, апатия, снижение работоспособности, в дальнейшем это может привести к еще более тяжелому в эмоциональном плане нормативному кризису 30-ти лет. Если говорить о профессиональном развитии личности в этот период, то здесь лейтмотивом становятся стремление подвести промежуточные итоги, дать оценку своей жизни и потребность к переменам и дальнейшему росту.
Сорокалетие знаменуется наступлением следующего нормативного кризиса, который многие воспринимают как последний шанс достичь успеха в профессиональном плане, подняться на более высокую ступень. Только преодолевая кризисы на пути становления в профессии, человек может вырасти в сильную и масштабную личность.
Профессиональное развитие личности характеризуется продолжительностью и многоплановостью, благодаря этому процессу происходит наработка навыков и умений, усвоение знаний, совершенствование мастерства. Однако у него есть негативная сторона. Ниже рассмотрим прогрессивную и регрессивную стадии.
Прогрессивная стадия становления личности в профессии. На данном этапе человек формирует внутри себя мотивацию к профессиональному развитию и систематизирует способности, знания и навыки. Ему необходимо прояснить для себя, к какой деятельности его влечет, в какой сфере он хочет и сможет развивать свои таланты, обучаться, прикладывать усилия и преодолевать трудности.
Регрессивная стадия профессионального развития личности. Наличие этой стадии указывает на негативные воздействия, которые может оказывать профессия. Влияние может быть частичным или полным. В качестве примеров негативных влияний можно привести ухудшение физического состояния, профессиональные деформации, нервные срывы или эмоциональное выгорание.
Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности
Развитие компетенций и профессиональных навыков целиком зависит от количества и качества приложенных человеком сил. Здесь необходимо помнить, что только правильные действия могут привести к хорошему результату, а не к эмоциональному выгоранию и профессиональным деформациям. При выборе деятельности нужно действовать благоразумно и реально подойти к оценке своих психологических особенностей. Будущая профессия может казаться привлекательной и перспективной, однако человек не должен ради нее полностью менять свой характер, тем более приобретать негативные качества.
Теперь поговорим о профессиональном развитии личности в коллективе. Процесс должен протекать постепенно и органично. Вам пригодятся следующие советы:
Мы разобрали множество факторов, которые влияют на профессиональный рост личности. Но в первую очередь стимулом к развитию является заинтересованность в своем деле, увлеченность им. Без внутренней мотивации невозможно достичь успеха, сколько ни учись. Также многих подталкивает к развитию наличие соперничества. Желание опередить конкурентов заставляет двигаться к новым высотам и преодолевать любые трудности.