ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

В статье рассказывается:

Профессиональное развитие личности – это один из важных критериев оценки персонала. Качественное образование дает старт карьере, но ценен именно тот сотрудник, который постоянно стремится к совершенствованию своих способностей. По сути, такого специалиста можно с уверенностью назвать ресурсом компании.

Профессиональное развитие личности происходит постепенно, и на этом пути не обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробнее о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.

Этапы профессионализма при построении карьеры

Важно понимать, на каком этапе профессионального развития  я сейчас нахожусь.

Условно есть ступени профессионализма (или мастерства) их можно обозначить следующим образом. При этом возраст человека в данном случае не играет определяющего значения.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

– Школьник (человек может быть действительно школьником, который ищет свой путь в жизни, либо взрослым, который всерьез задумался о смене профессии, но еще не определился, в какое русло направить свой профессиональный путь, находится в поиске пути);

– Студент (человек, который уже встал на путь приверженности какой-либо профессии и осваивает ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний процесс, и совсем кратковременный – например, курсы, инструктаж);

– Начинающий специалист (фаза адаптации, привыкания к профессии, к новому месту работы, обучение нюансам работы в конкретной организации или постижение более тонких нюансов профессии);

– Профессионал (опытный работник, который любит свое дело и может самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями);

– Мастер или ментор(к этому человеку обращаются за советами, помощью, рекомендуют как специалиста);

– Авторитет (на данной ступени человек становится известным в профессиональном кругу и даже за его пределами – в отрасли, в стране. У него берут интервью, приглашают выступить и так далее);

– Наставник (авторитетный мастер в любой профессии всегда обрастает учениками, единомышленниками, передает опыт).

Вопросы для выявления вашей ступени профессионализма (мастерства):

– Как давно занимаетесь этим делом? С чего начинали?  Где учились? Были ли курсы повышения квалификации или любые другие? какими знаниями и навыками вы обладаете? Повышаете ли вы свою квалификации? Как часто? Обращаетесь ли вы за помощью к коллегам? Как часто? Обращаются ли за помощью к вам? За советом? Выступали ли вы в роли эксперта на каких-нибудь мероприятиях, круглых столах?

Довольны ли вы своей стадией профессионализма или нет?

Запись на консультацию по профессиональной сборке +7(926)556-83-57 (WhatsApp)

Как же выглядит этот процесс, когда человек, делающий первые шаги в профессии становимся тем, кого можно назвать профессионалом, мастером своего дела?

Рассмотрим этот путь

Приближаясь к подростковому возрасту начинается стадия «выбора» (или «оптации»). Она возникает примерно в возрасте от 11–12 до 14–18 лет. Мы начинаем проявлять интерес к собственной личности, а также к межличностным отношениям, задумывается о смысле профессиональной деятельности, начинаем серьезно «примерять» на себя некоторые профессии. Так начинается первое планирование нашего профессионального пути. Однако наши представления о профессии идеализируются, не включают реальные знания о внутреннем наполнении труда. А наши профессиональные планы требуют углубления и конкретизации.

Успешно пройдя период подготовки, человек погружается в профессиональную деятельность – это этап «адаптанта». Данный период продолжается от нескольких месяцев до 2-3-х лет. Специалист, сменивший профессию, так же, как и юный студент, проходит через этот период. Наконец, можно применить полученные знания на практике. Однако иногда потребуется обрести и новое знание, чтобы решать те или иные практические задачи. На данном этапе формируется профессиональное поведение, образ жизни и внешний облик профессионала. В профессию закладывается определенный смысл, а к себе предъявляются первые критерии оценки собственного профессионализма.

Следующий этап – стадия «интернала», когда профессионал способен стабильно и качественно работать. В этот момент человек становится представителем профессионального сообщества, «своим» среди коллег. Путем проб и ошибок, получив достаточный опыт он может самостоятельно справляться с множеством задач, происходит овладение тонкостями профессии, а сама деятельность наполняется личностными проявлениями и любовью к делу. Возникают профессиональные привычки, понимание собственной профессиональной принадлежности, осмысление своих сильных и слабых сторон.

Чем дальше движется человек, тем сильнее он овладевает свои ремеслом, а последующим этапом становится «мастерство». Мастер своего дела выделяется на общем фоне. Он способен решать самые разные задачи, его опыта достаточно чтобы справляться с самыми сложными ситуациями. Он обладает тонкими умениями и неповторимым индивидуальным стилем деятельности. Может обладать определенным званием, категорией, степенью. В работе ему присущи высокий уровень рефлексии, знание многообразия собственной личности, уникально развитые качества и навыки. Его мастерство характеризуется творческим подходом и неординарным решением по отношению к любой задаче.

Определенный уровень мастерства может перейти в стадию «авторитета» – следующий профессиональный этап. Когда мастер становится одним из лучших, обретает известность в профессиональном кругу, может выходить за пределы города или страны. К его мнению прислушиваются опытные коллеги. На данном этапе человек может терять некоторую часть физической активности и энергии, так как обладает достаточно зрелым возрастом, однако продолжает работать активно и эффективно, достигает определенной профессиональной «кульминации», способен интегрировать свой опыт, извлечь из него максимум пользы.

Высшей точкой профессионального пути становится этап «наставника». К опыту профессионала обращаются снова и снова, на него желают ровняться, в то время он способен передавать накопленное последующим поколениям, обучать и воплощать свои знания и умения в других. Этот уровень мастерства подобен «учителю», носителю профессиональной культуры. Не каждый профессионал достигает такого высочайшего уровня.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Чтобы прийти к наивысшей точке профессионализма, достигнуть профессиональной «кульминации» важно в самом начале нашего пути, при выборе профессии, и в продолжении его — постоянно заглядывать внутрь себя, спрашивая: «Загорается ли мой взгляд от этого дела?», «Отражает ли этот труд мою личность сполна?», и наконец, «Могу ли я с гордостью сказать, что это дело поистине моё?»

Чтобы обрести призвание важно максимально соединять наши истинные качества, нашу способность к данному делу с этой самой деятельностью, к которой лежит интерес, «горит глаз». А ведь зачастую уже в детстве можно проследить данное притяжение, его лишь нужно заново обрести, открыть в себе, если оно запылилось.

Особый интерес для психологов, всегда представляет вхождение молодого специалиста в профессию. Он начинается, когда индивид находится на этапе профессионального выбора. В наши дни нет чётких рамок наступления этого этапа. Известно лишь, что в первые человек сталкивается с вопросом, чем связать свою жизнь в подростковом возрасте. Сегодня особый интерес представляет вхождение в профессию молодых людей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья, а соответственно особыми потребностями в организации процесса получения профессии и последующей реализации себя в ней.

Процесс получения профессии сопровождается преодолением этапа вхождения в неё. Этот процесс, как нам удалось установить в случае лиц с ОВЗ, также как условно здоровых, состоит из пяти «ступеней», во время прохождения которых, формируется личностно-психологические особенности свойственные именно этой профессии.

Важно отметить, что преодоление той или иной «ступени» является не маловажным этапом знакомства с профессией.

В этой статье мы рассмотрим «ступени», с которыми сталкивается студент во время освоения профессии, на примере профессии «психолог».

Ступень 1. Оптационная (оптация и обучение в ВУЗе).

К этому периоду относятся период выбора профессионального направления и абитуриентства.

Эта ступень, на которой происходит выбор жизненного пути, адаптация к труду, сознательное и ответственное целеполагание и выбор профессионального пути.  Возрастной период этого процесса охватывает младший и старший подростковый возраст.

Ступень 2. Адепта, так называемая “заспинная” подготовка. Обучение в ВУЗе, получение профессиональных знаний, приобретение умений и навыков. Она объединяет все категории стартующих профессионалов. В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Ступень 3. Предпрофессиональная. Она приходится на период выпускных курсов обучения профессии и прохождения производственных и преддипломной практик.

Ступень 4. Предварительная. Приходится на первый год работы молодого специалиста-психолога. Здесь вчерашний выпускник, старается освоиться в новом для себя качестве. Он начинает свою индивидуальную самостоятельную жизнь в профессии.

Ступень 5. Вхождение в профессию. Она приходится на период работы со второго по пятый год. В этот период молодой специалист уже приобрётший маленький опыт, структурирует его и осознаёт, что нужно усовершенствовать для получения более высоких профессиональных результатов.

На каждой из ступеней формируется свой ряд особенностей.

Необходимо упомянуть, что для студента с ОВЗ процесс формирования личностно-психологических особенностей может занять больший временной промежуток нежели у условно-здорового студента.

Становление молодого специалиста, по нашему мнению, начинается с первых дней обучения в заведении высшего или средне-специального профессионального образования. Элементами становления новичка в профессии является теоретическая подготовленность – знание, осведомлённость основных концепций, теорий, правил, инструментария.

При приобретении практических навыков работы в случае профессии психолога необходимо уделить большое внимание практической адаптации в самой профессии, которой будет способствовать формированию личностно-психологических особенностей.

Во время обучения как можно чаще выполнять разные функции, которые способствуют вхождению в должностные обязанности будущего специалиста-психолога.

Неотъемлемой частью во всех направлениях в работе студента – психолога, только приоткрывающего дверь в большой мир выбранной профессии, являются личностно-психологические особенности.

Уровень развития личностно-психологических особенностей у студента формируется во время всего срока обучения. В это время предусмотрены различные виды производственных практик, которые дают возможность будущим специалистам ознакомиться с некоторыми, а зачастую и со всеми, отраслями профессии психолога.

К такой личностно-психологической особенности характеристике относятся такие умения, как

Рассматривая проблему развития личностно-психологических особенностей следует обратиться к трудам А. А. Марголиса, Н. А. Аминовой и Н. А. Янковской, Л. Р. Волберга, Р. Кочюноса, в которых мы можем найти их список.

Анализируя различные мнения по вопросу личностно-психологических особенностей профессионально-важных качеств психологов, можно сделать вывод о том, что такие компоненты социальных навыков как эмпатия, коммуникативность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и гибкость реагирования должны присутствовать и быть достаточно развитыми у студентов с ОВЗ на этапе вхождения в профессию «психолог».

Знакомство с профессией у студентов должно проходить постепенно. Примерно, начиная со второго года обучения, студентам необходимо ощущать «вкус» той отрасли, с которой они после получения диплома об окончании учебного заведения, свяжут свою жизнь. Такая адаптация, на наш взгляд, должна происходить с поддержкой тьютеров, из числа профессорско-преподавательского состава или конкретно любимого преподавателя, с которым у студента сложились доверительные отношения.

Практическая работа в приобретаемой профессии способствует наиболее лучшему усвоению полученных знаний и приобретённых навыков, также облегчает этап вхождения в профессию и способствует развитию-корректировке личностно-психологических особенностей.

Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности.

У любого студента с ОВЗ или без, с момента начала знакомства с профессией «психолог», нарабатывается и приобретается диапазон профессиональных возможностей, индивидуальный уровень владения различным психологическим инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности.

Компетентность студента с ОВЗ в выбранной профессии «психолог» приходит с течением времени.

На этапе адаптации к профессии, у студента начинают проявляться творческий подход, активность к познаванию и поиску новаторских технологий, разработка своих индивидуальных рабочих программ, и овладение коммуникабельностью в профессиональной сфере, что и способствует укреплению личностно-психологических особенностей.

Студенту психологического факультета, как с ОВЗ, так и без, не будет лишним следить и акцентировать внимание на проявлении личностно-психологических особенностей на различных стадиях профессионального развития.

Начинающий свой профессиональный путь студент, независимо от его индивидуального состояния здоровья, обязательно должен следить за новыми веяниями в профессии, посредством участия в семинарах, тренингах, лекциях и конференциях, а также обучаться на дополнительных курсах. Профессиональное становление студента – психолога с нозологией или без, имеет свою специфику в различных областях профессии.

Уча, мы сами учимся.

В «Толковом словаре русского языка»
С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой даны следующие
понятия: профессионал– человек,
который занимается чем-нибудь
профессионально (в отличие от любителя),
настоящий профессионал – человек,
который работает высоко профессионально,профессионализм– хорошее
владение своей профессией, профессиональный
– занимающийся чем-нибудь как профессией,
а также являющийся профессией. Профессионал
полностью отвечает требованиям данного
производства, данной области деятельности,
профессия – основной род занятий,
трудовой деятельности.

Подструктурой профессионала является
про­фессиональная компетентность. В
толковых словарях компетентность
определяют как осведомленность,
эрудированность. Под профессиональной
компетентностьюпонимают совокупность
профессиональных знаний, умений, а также
способы выполнения профессиональной
деятельности. Основными компонентами
профессиональной компе­тентности
являются:

Э. Ф. Зеер выделяет еще один вид компетентности
– экстремальную профессиональную
компетентность, т.е. способность
действовать во внезапно усложнившихся
условиях, при авариях, нарушениях
технологических процессов.

Т. В. Кудрявцев выделяет следующие
стадии профессионального становления
личности: возникновение и формирование
профессиональных намерений;
профессиональное обучение; активное
освоение профессии и нахождение себя
в производственном коллективе; полная
реализация личности в профессиональном
труде. Психологи предлагают иную
периодизацию профессионального
становления, выделяя следующие этапы:

1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к
сознательному выбору профессионального
пути;

2) профессионального обучения (16
– 23 года);

3) развития профессионализма (от
23 лет до пенсионного возраста), т. е.
вхождения в систему межличностных
отношений в профессиональных общностях
и дальнейшего развития субъекта
деятельности (Е. А. Климов).

В поздней периодизации жизненного пути
профессионала Е. А. Климов предлагает
более подробную группировку фаз:

1) оптация– период выбора
профессии в учебно-профессиональ-ном
заведении;

2) адаптация– вхождение в профессию
и привыкание к ней;

3) фаза интервала– приобретение
профессионального опыта;

4) мастерство– квалифицированное
выполнение трудовой деятельности;

5) фаза авторитета– достижение
профессионалом высокой ква­ли-фикации;

6) наставничество– передача
профессионалом своего опыта.

А. К. Маркова выделила пять уровней,
которые включают в себя девять этапов
становления профессионала.

1. Допрофессионализм включает этап
первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализмсостоит из трех
этапов: адаптации к профессии,
самоактуализации в ней и свободного
владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализмтакже состоит
из трех этапов: свободного владения
профессией в форме творчества, овладения
рядом смежных профессий, творческого
самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм– выполнение
труда по профессионально искаженным
нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм– завершение
профессиональной деятельности.

В психологии труда компетентность часто
отождествляется с профессионализмом.
Но профессионализм как высший уровень
вы­полнения деятельности обеспечивается
помимо компетентности также профессиональной
направленностью и профессионально
важными способностями. Исследование
функционального развития профессиональной
компетентности показало, что на начальных
стадиях профессиональ­ного становления
специалиста имеет место относительная
автоном­ность этого процесса, а на
стадии самостоятельного выполнения
про­фессиональной деятельности
компетентность все более объединяется
с профессионально важными качествами.

Основными уровнями про­фессиональной
компетентностисубъекта деятельности
становятсяобученность, профессиональная
подготовленность, профессиональ­ный
опыт и профессионализм. Анализ
профессиональной деятельности позволяет
говорить о наличии трех уровней
компетентности – общекультурной
компетентности (уровня
образованности, достаточного для
самореализации личности, ориентации в
культурном пространстве, основанного
на общении как особой форме деятельности,
обеспечивающей практическое и духовное
единение людей и позволяющей оценивать
конкретные явления кульры); методологической
компетентности (уровень
образованности, достаточный для
самостоятельного творческого решения
мировоззренческих и исследовательских
задач теоретического или прикладного
характера в разных сферах жизнедеятельности);
допрофессиональной
компетентности (уровня
образованности, достаточного для
получения после завершения общего
образования профессионального образования
в избранной области). Можно предположить,
что имеет место и профессиональная
компетентность.

Модель конкурентоспособной
личности учитывает ключевые квалификации,
которые были достаточно убедительно
обоснованы в работе Э. Ф. Зеера «Психология
личностно ориентированного
профессионального образования».

Важнейшей особенностью профессионала
является способность использовать,
применять свои знания, умения и навыки,
а также обобщенные способы выполнения
действий. Эти психолого-дидактические
конструкты называются компетенциями.
Понятие «ключевые компетенции» было
введено в начале 1990-х гг. Международной
организацией труда в квалификационные
требования к специа­листам в системе
последипломного образования, повышения
квалификации и переподготовки
управленческих кадров. В сере­дине
1990-х гг. это понятие уже начинает
определять требования к подготовке
специалистов в про-фессиональной школе.

Компетенциярассматривается
как общая способность специалиста
мобилизовать в профессиональной
деятельности свои знания, умения, а
также обобщенные способы выполнения
действий.

Приведем пять ключевых компетенций,
которым придается особое значение в
профессиональном образовании стран
Европейского сообщества:

Профессиональные деформации и выгорание как побочное явление

Профессиональное развитие личности как процесс не всегда стабильный и может носить и нисходящий характер. Негативно на него могут влиять такие явления, как профессиональная деформация или психическое выгорание.

Только до 19.10

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам

Уже скачали 52300

Профессиональной деформацией называют изменения личности, которые вызваны профессиональной деятельностью человека. Как правило, они имеют стойкий характер и распространяются на все стороны физической и психической организации человека. В основном профессиональная деформация рассматривается в негативном ключе – как явление, которое затрудняет человеку общение с окружающими и даже снижает эффективность его труда.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику, негативные изменения начинают медленно, но верно закрепляться как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Поначалу это только временные негативные психические состояния, затем они начинают вытеснять положительные качества. Негативные качества полностью замещают собой позитивные, личность как бы выстраивается заново, искажается, деформируется.

Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. В итоге у человека могут появиться специфические установки и представления. Кроме того, нередко возникают даже новые черты личности. Допустим, если деформация проявилась в мотивационной сфере, человек становится невероятно увлеченным своей профессией в ущерб другим сферам своей жизни.

Если деформацией затронута познавательная сфера, это нередко результат очень узкой специализации в какой-либо области профессии. В этом случае человек интересуется только теми вопросами, которые могут помочь ему в работе, вывести на новый профессиональный уровень, облегчить выполнение задач. При этом он может совершенно ничего не знать о том, что выходит за рамки его профессиональных компетенций.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Иначе этот тип деформации может проявиться в появлении профессиональных стереотипов и установок, основанных на имеющихся знаниях и умениях. Они становятся неотъемлемой частью человеческой личности, это автоматизм, который работает из подсознания. Такие установки и стереотипы могут негативно влиять на человека из-за его упрощенного подхода к решению проблем. Нередко он думает, что имеющийся уровень знаний достаточен для эффективной деятельности, а в реальности это не так.

Непрерывное профессиональное развитие и самореализация личности могут иметь негативные последствия вроде психического выгорания. Оно затрагивает личность полностью, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Рассмотрим основные характеристики этого феномена.

Результатом психического выгорания становятся эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений. Человек оказывается полностью опустошен, он чувствует усталость от профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в циничном отношение к работе и объектам своего труда.

Часто это можно наблюдать у работников социальной и медицинской сферы, которые теряют гуманность по отношению к клиентам и пациентам. Редукция профессиональных достижений выражается в появлении у человека чувства собственной некомпетентности, непрофессионализма и неуспешности.

Феномен связан именно с профессиональной деятельностью человека и чаще всего проявляется в работе с людьми и оказанием им помощи. Выгорание плохо влияет на работника, мешая ему взаимодействовать с клиентами и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Феномен психического выгорания

К сожалению, данный феномен является необратимым. Единственное, что можно сделать – это затормозить развитие процесса. Благодаря отдыху и временному отходу от дел его прогрессирование прекращается, однако после возобновления трудовой деятельности в прежнем объеме все возвращается на круги своя.

Люди выгорают по причине напряженных отношений с клиентами. Работая в социальной сфере, человек становится приёмником проблем большого количества людей, он впитывает эту негативную энергию, которая постепенно замещает позитивный настрой.

Ценность профессионального развития личности

Стремление к профессиональному развитию – отличное качество для любого человека, который хочет быть востребованным специалистом и хорошо выполнять свои обязанности. Каких бы высот мы ни достигали, всегда есть области, в которых можно совершенствоваться, увеличивая свой багаж знаний.

Профессиональное развитие личности – это далеко не всегда про карьеристов, которые мечтают о высоких должностях и огромной зарплате. Развиваться в своем деле можно не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, становясь незаменимым специалистом в своей области знаний.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Ценность профессионального развития личности

То есть получать новые навыки может не только начальник отдела на производстве или бизнесмен, но и сантехник, психолог, столяр и т.д. Новое образование, курсы по повышению квалификации, да и просто чтение профессиональной литературы расширяют горизонты, позволяют иначе взглянуть на свое дело, увидеть новые возможности там, где ранее они отсутствовали.

Профессиональное развитие и саморазвитие личности идут рука об руку. Любой прогресс затрагивает разные сферы жизни человека. Повышая свою квалификацию, он становится увереннее в себе, более оптимистично смотрит в будущее.

И, конечно, идет в ногу со временем. Любые знания устаревают. Невозможно всю жизнь пользоваться информацией, полученной в институте или каком-то ином учебном заведении, ведь мир не стоит на месте. Знания нужно постоянно наслаивать друг на друга: внизу база, профессиональный фундамент, а сверху слои из опыта и новых умений и навыков.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 23328

Занимаясь самосовершенствованием, мы приобретаем новый опыт, который помогает нам справляться со всем, что происходит в жизни. Этот опыт может быть разным, не только позитивным. Однако он в любом случае закаляет нас и дает возможность в будущем грамотно решать вопросы, на которые раньше не было ответов.

Профессиональное развитие личности – это длительный и достаточно динамичный процесс, который включает несколько стадий. Перечислим их.

Эта стадия начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом. Человек учиться познавать этот мир, взаимодействовать с ним, выделять интересные для себя направления деятельности, более плотно погружаться в них удобными для себя способами. Ребенок выбирает разные профессии и примеряет их на себя: сегодня он врач, через месяц полицейский, через год он хочет стать пожарным, а еще через несколько лет – программистом и т.д.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Примерно к 11-12 годам у человека начинают формироваться более стабильные интересы, они уже более осознаны. Конечно, говорить о выборе профессии в этом возрасте еще очень рано, однако ребенок уже может провести параллели между своими увлечениями и теми сферами деятельности, в которых их можно применить. Постепенно раскрываются индивидуальные способности и личностные особенности юного человека, приходит понимание того, что они хороши для той или иной профессии.

На этом этапе ребенок более плотно занят определением профессии, в которой он хотел бы реализовываться в будущем. Он выясняет, какие знания, умения и качества ему потребуются для этого. Это происходит примерно в 14-17 лет – период обучения в последних классах школы и выбора учебного заведения, где будет приобретаться профессиональное образование. После этого человек поступает в ВУЗ или колледж, а по его окончании приступает к трудовой деятельности.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

7 стадий профессионального развития личности

В возрасте 25-30 лет происходит погружение в профессию, осознание себя в ней. Человек определяется, правильный ли выбор он сделал. Кто-то получает подтверждение того, что текущая работа помогает раскрыть собственный потенциал и реализоваться как профессионал. Другой чувствует, что выбранная деятельность совсем не приносит ему приятных эмоций. Во втором случае человек либо продолжает оставаться в нелюбимой профессиональной сфере, либо уходит из нее в поисках чего-то нового.

На этом этапе человек закрепляется в определенной профессиональной роли и статусе. Он чувствует себя на своем месте, имеет желание работать и замотивирован на успех. Обычно это происходит в возрасте от 30 до 50 лет.

Эта стадия характеризуется стремлением человека к повышению своего профессионализма. Нередко это сопряжено с карьерным ростом, серьезными достижениями на работе. Человек занимается повышением квалификации, приобретает новые знания и умения, хочет стать лучшим в своем деле.

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 22 октября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Есть и другая сторона медали – псевдопрофессионализм. И это настоящая проблема. Профессиональное развитие личности предполагает высокую эффективность труда, именно для этого человек и получает новые знания. Однако деятельность некоторых работников оказывается неэффективной, несмотря на все трудозатраты. Это может быть обусловлено разными причинами: низкой квалификацией, отсутствием нужных знаний, применением устаревших методов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и т.д.

Это этап, когда человек завершает свою профессиональную деятельность и уходит на пенсию. При этом он может оставаться ценным наставником и экспертом в своей области, к которому обращаются за советом молодые специалисты.

Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности

Компетентность и профессиональное развитие личности являются результатом человеческих стремлений и усилий. Однако важно знать, как правильно действовать, чтобы получить хороший результат и не пасть жертвой выгорания или профессиональной деформации. Нужно здраво оценивать собственные психологические особенности, выбирая профессию. Работа, какой бы интересной она ни была, не должна в корне менять человеческую личность (тем более в негативном ключе).


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ И 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Профессиональное развитие личности в организации должно быть плавным и органичным. Вот несколько советов работникам.

Существуют разные факторы, влияющие на профессиональное развитие личности. Однако одним из основных можно назвать неподдельный интерес к своей работе. Без него можно бесконечно учиться, но не иметь при этом больших достижений. Кроме того, для многих толчком к собственному развитию становится соперничество. Это тот моторчик, который двигает их к покорению новых карьерных высот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *